В Сантьяго идет дождь
Il pleut sur Santiago
6.4
6.6
1975, триллер, драма
Франция, Болгария, 1 ч 52 мин
В ролях: Джон Эбби, Вера Дикова, Андре Дюссолье, Анни Жирардо, Патрисия Гусман
и другие
Фильм рассказывает о событиях, происходивших в Чили 11 сентября 1973 года, во время военного переворота.
Дополнительные данные
оригинальное название:

В Сантьяго идет дождь

английское название:

Il pleut sur Santiago

год: 1975
страны:
Франция, Болгария
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Жорж Барский
композитор:
художник: Николас Константинов
монтаж: ,
жанры: триллер, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 декабря 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Видео к фильму «В Сантьяго идет дождь», 1975

Видео: Японский DVD-трейлер (В Сантьяго идет дождь, 1975) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Японский DVD-трейлер

Постеры фильма «В Сантьяго идет дождь», 1975

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «В Сантьяго идет дождь», 1975

Не забудем, не простим!

Фильм полезный и нужный, особенно сейчас, в период правацкой реакции, когда политически маргинальные российские массы не понимают, кто им друг, а кто враг. Выбирают между дряхлым олигархо-диктатором и рвущимися к власти интернетными фашистами — алексеями навальными и прочим сбродом. А ведь есть еще те самые, в погонах, подобные тем, что похоронили чилийский социализм. Фильм актуален поныне.

Начнем с того, что Сальвадор Альенде не выскочил из ниоткуда, его призвал народ, проголосовав за блок социалистов и коммунистов — Народное Единство. За три года власти он сделал то, чего народ ждал сотни лет. Провел аграрную реформу, национализировал банки, тяжелую промышленность, медные рудники. Каждый чилийский ребенок стал гарантированно получать молоко. С образования сняли религиозно-компрадорские вериги, сделав его современным и прогрессивным. Чили совершил гигантский скачок в будущее. Заинтересованные классы — пролетариат, малоземельное крестьянство, часть интеллигенции поддержали политику Альенде. Но были у нее и ярые враги: крупный капитал, буржуазия, военные, и конечно США, в лице горнорудных компаний потерявшие огромные деньги — возможность грабить чилийские недра.

Ошеломляющие цифры: американские ТНК, вложив в чилийские медные рудники 20 млн. долларов, «заработали» 4 миллиарда! В 200(!) раз больше. За это стоило бороться, и ЦРУ тут же стало финансировать сопротивление власти Народного Единства. Остановились некоторые предприятия. Были парализованы транспорт и торговля. «Бастующим» агенты ЦРУ платили «компенсацию» за «забастовку». Другие прятали товары, создавая искусственный дефицит. Потери им также восполнялись из американского бюджета.

Правительство ответило изъятием скрытой продукции, прямым продовольственным снабжением населения, экспроприацией саботирующих предприятий, дальнейшей национализацией плохо управляемых объектов промышленности. Рабочие синдикаты на местах брали управление на себя, заводы и фабрики вновь стали давать продукцию, заросшие бурьяном фермы вернулись к жизни.

Не сумев победить саботажем экономическим, враги продолжили политический бойкот. Как внешний (эмбарго США), так и внутренний — правые партии всячески бойкотировали все действия правительства. Без абсолютного большинства в конгрессе, у Народного Единства связаны руки. Конгресс превратился в чисто диверсионную организацию, единственная цель которого — возврат власти правым. Решающим моментом в политической борьбе мог стать голос «болота», так называемого среднего класса — мелкой буржуазии, служащих капиталистических компаний, финансового и третичного секторов. Но здесь дефицит коктейлей и пирожных превалировал над молоком для детей, и левые проиграли эту борьбу. Политический саботаж продолжился. К нему добавился вооруженный террор: взрывы ЛЭП, мостов и складов горючего, убийства верных долгу военных, типа команданте ВМС Артуро Арайи Переса. Другой лояльный Альенде генерал — Пратс, вынужден уйти в отставку под давлением «мумий» (так называли правацких главарей). С приходом хунты он уедет в Аргентину, но Пиночет достанет его и там.

Экономическое и политическое давление нарастает, в правацких СМИ антиправительственная истерия, на улицах беспорядки, страну окружают фашистские режимы Эквадора, Боливии и Бразилии. Армия, эта гнилая сердцевина любой молодой демократии, выставляет «требования» по… образовательной реформе! Она учит правительство, как оно должно учить чилийских детей! А у президента даже нет полномочий провести чистку армии. Проветрить этот затхлый шкаф, вытряхнуть из него наиболее фашистски настроенных офицеров и генералов! Конгресс тем временем блокирует запрос на наделение Альенде чрезвычайными полномочиями, предусмотренными конституцией в подобных случаях. Он еще может распустить конгресс. Но не делает этого, выставляя вопрос о роспуске и чрезвычайных полномочиях на всенародный плебисцит. Исход его не вызывает сомнения. Дата — 11 сентября 1973 года. Опережая народ, в этот день гнилая сердцевина чилийского общества начинает мятеж…

Хунта не пощадила даже нобелевского лауреата, самого чилийского поэта Чили — Пабло Неруду. Поэт, переживший фашистский мятеж в Испании, не пережил фашистского мятежа на родине. И эти его строки из «Мадрида 1937» можно отнести и к Сантьяго 1973:

Теперь убийцы караулят:

епископ с низким лбом,

золотая рота бездельников,

генерал и тридцать серебренников.

Пиночет, как настоящий Иуда, втершийся в доверие президенту во время июльского путча, наносит предательский удар в спину. Жаль только, что своей осины он будет ждать долгие тридцать лет.

А Альенде умер как национальный герой. Ему можно посвятить строки другой жертвы фашизма (как раз испанского), Ф. Г. Лорки:

И тополя уходят, но след их озерный светел.

И тополя уходят, но нам оставляют ветер.

А он умирает ночью, обряженный черным крепом.

Но он оставляет эхо, плывущее вниз по рекам.

Эхо жизни и смерти Альенде мы еще услышим, уж поверьте. Единственной его ошибкой был слишком мягкий подход к борьбе с правацким саботажем. Как подметили в Декларации Гаванского совещания, «Чилийский опыт ясно свидетельствует, что революционное движение не может отвергать ни один из путей демократического подхода к власти, но, вместе с тем, должно быть полностью готово к тому, чтобы защищать демократические завоевания силой».

Героиня Ани Жирардо произносит ключевые слова: «забыть, значит простить. А такое не прощают».

Батальные сцены наверное не впечатлят современного зрителя. Авторы даже не стали включать документальную хронику — фильм вслед за событиями, эту хронику наизусть знал весь мир. Немного жаль, что у Трентиньяна здесь небольшая роль, в отличие от «Дзеты».

Успешного просмотра, граждане!

10 из 10

20 июня 2016

Левацкий агитпоп

Очередная агитка, написанная с точки зрения левых. Кинематограф зачастую инфицирован левачеством куда в большей степени, чем тем или иным правым радикализмом. Однако, в данном случае, идеология не имеет серьезного подспорья в виде художественного таланта и выразительности, что радует. Агитка не удалась. Неэмоциональные лица актеров, наигранность и фальшь, опереточный Пиночет и «его клика», в страшных корчах на лицах изображающие «фОшистский» режим.

Если делать экскурс к историческим реалиям, то нельзя не вспомнить весьма точную аналогию Михаила Леонтьева, а вот если бы Корнилов а августе 1917-го доехал до Петрограда и перестрелял Ленина и его клику, а через пару десятилетий некоторые товарищи бы говорили: «А вот большевики, они же были хорошие! Они же землю крестьянам хотели! Заводы рабочим!». То что Генерал отвел от Чили большую беду — это факт. Количество жертв хунты просто мизерабельно, по сравнению с жертвами террора типичных коммунистических режимов, адепты которых рвались к власти в Сантьяго.

Но не об этом речь. Речь о фильме, который вопреки воле авторов показывает всю лживость как демонизации Пиночета, так и революционной «героики». Ярые революционеры неубедительны, а военные выглядят истинно прогрессивными патриотами (в России таких военных нет со времен декабристов, увы).

И пафос, пафос. Даром, что несчастные чилийские леваки, интернированные на стадионе, как говорит история стран победившего социализма, сами были бы не прочь порасстреливать и попытать оппозиционных интеллигентов и пр. лиц, с буржуазным классовым сознанием. Потому если вышеозначенные жертвы и вызывают сочувствие, то исключительно общегуманистическое.

В общем, чисто совковая попса от очередных «полезных идиотов», друзей СССР из Франции.

2 из 10

18 октября 2013

Чёрный день календаря

11 сентября. Страшная дата. Но этот день, как возможно знают не все, является трагичным не только для американского народа, но и для чилийского. 11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот, в результате которого демократически избранное правительство Чили во главе с президентом Сальвадором Альенде было свергнуто, и на долгих 17 лет установилась кровавая диктатура Аугусто Пиночета. Режим этого тирана вошел в историю как один из самых жестоких, поскольку велась борьба с инакомыслием на всех уровнях и вершился геноцид чилийского народа.

Кинематограф не мог оставить эти события неосвещенными, и в 1978 году увидел свет фильм «В Сантьяго идёт дождь», снятый французскими и болгарскими деятелями кино.

На всей территории Чили солнечно, и только в Сантьяго идёт дождь

Именно эта фраза, произнесенная по радио ранним утром 11 сентября, послужила сигналом к началу вооруженного мятежа. В фильме прекрасно передана атмосфера, царившая в этот день в столице латиноамериканского государства. Чиновники правительства «Народного единства» равно как и простые обыватели крайне обеспокоены происходящих. Эмоции героев варьируются от недоумения до неприкрытого страха за будущее Чили. Страха нужно сказать не напрасного.

Первые по-настоящему народные президент и правительство

Зрителя достаточно умело подготавливают к дню икс. Нам показывают в какой обстановке проходили выборы главы государства-70. Альенде побеждает с небольшим отрывом в честной борьбе, чему совершенно не рады тогдашние лидеры государства. Военные боятся выступать против народа, празднующего победу на улицах города. Позже, уже в 1971 году мы видим результаты проведенной в стране национализации — медные рудники и месторождения теперь принадлежат народу, чему противятся американцы, заинтересованные в получении значительной выгоды от добычи этих полезных ископаемых. Начинается подготовка планов по свержению режима Альенде… Естественно, что все эти события в фильме несколько приукрашены — четко разделены добро и зло, правительство «Народного единства» изображено единственным в стране источником справедливости. Но смотреть от этого ни чуть не скучнее.

И я уверен — моя гибель не будет напрасной. С. Альенде

Военные в этом фильме по-настоящему напоминают чернорубашечников Муссолини или СС-совские карательные отряды. Такое гротескное изображение врагов легитимного правительства способствует тому, что сердца зрителей этой картины наполняются лютой ненавистью к пиночетовским палачам. Сцена штурма президентского дворца выполнена в лучших традициях боевиков и местами даже напоминает похожий эпизод из фильма «Лицо со шрамом». Сальвадор Альенде в этой сцене проявляет чудеса героизма и опровергает официальную (сейчас уже общепризнанную) версию о своем самоубийстве. После этого мы видим еще несколько шокирующих (по крайней мере по тем временам) сцен расстрела безоружных людей и можем понять, какое горе постигло чилийцев.

El pueblo unido jamas sera vencido

Сцена на стадионе Чили, превращенном солдатами Пиночета в концентрационный лагерь, достойна особого внимания. Все люди подхватывают за Виктором Харой слова песни Venceremos, когда его начинают избивать надзиратели. Народ Чили заявляет о том, что его нельзя сломить или победить используя даже самые жестокие методы. Правда на стороне людей, избравших Альенде своим законным президентом, а не на стороне тех, кто вздумал переписать историю. Фильм заканчивается на высокой ноте, авторы картины выражают надежду на лучшее будущее страны, в которой правит фашистская хунта. Как известно, их надежды оправдались.

В заключение стоит сказать, что даже несмотря на свой ярко выраженный политизированный и пропагандистский характер, «В Сантьяго идёт дождь» является настоящим шедевром кинематографа, который безусловно стоит посмотреть тем, кто интересуется историей и просто хорошо снятыми драмами. Сейчас подобных картин уже не снимают, поверьте.

8 из 10

19 марта 2012

Запароленное кино

Когда этот фильм выходил, едва ли кому-то надо было объяснять, что его название («В Сантьяго идет дождь») — это пароль, использовавшийся во время военного переворота в Чили.

Я не могу сходу вспомнить ни одной мало-мальски заметной киноработы, которую Болгария делала бы совместно с какой-нибудь европейской страной. Этот фильм — редкое исключение (он франко-болгарский) и уже поэтому представляет немалый интерес, в том числе и сегодня. Пусть даже для большей части потенциальных сегодняшних зрителей, пароль в названии — ничего не значащая строчка из сводки погоды.

Есть огромное количество исторических фильмов, которые сняты так, что понятно — режиссер был уверен, что я знаю о происходящих событиях, что исторический и политический контекст мне известны, а значит можно не тратить на них время и заниматься исключительно сюжетом и характерами. Фильм Элвио Сото, хоть и был снят в 1976 году, когда каждый ребенок знал, кто такие Альенде или Хара, от контекстно-повествовательной миссии не отказывается.

Хотя понятно, что на историческую достоверность фильм не претендует. Что и неудивительно, учитывая, что авторы безоговорочно принимают одну из сторон. Цветной по пленке фильм Сото производит впечатление черно-белого — никаких других цветов там и нету, все герои либо хорошие-белые, либо плохие-черные. Никаких промежуточных вариантов, никаких отклонений. И тут уже приходится жертвовать историей — так, например, Альенде в фильме гибнет в бою, красиво прикрывая товарищей, хотя ни для кого не секрет, что он покончил с собой в запертом кабинете.

И надо признать, для фильма с однозначным разделением на хороших и плохих, «В Сантьяго идет дождь» безусловно очень и очень хорош. Если отбросить всю политическую подоплеку и смотреть просто историю сопротивления хороших плохим, то даже по современным меркам кино выглядит достойно. А сцена на стадионе (сейчас он, кстати, действительно носит имя Виктора Хары — возможно, в этом есть и заслуга фильма) — одна из лучших в болгарском кино тем времен вообще.

Ну и конечно отдельных похвал заслуживает актерский ансамбль. Болгарские актеры, во главе с Найчо Петровым в роли Альенде, смотрится ничуть не слабее французских звезд, таких как Трентиньян или несравненная Анни Жирардо. Кстати, в конце жизни Жирардо, говорят, уже не помнила, что была актрисой и с интересом пересматривала фильмы с собственным участием. Мне кажется, за эту работу ей явно не должно было быть стыдно…

7 из 10

24 октября 2011

Триллер В Сантьяго идет дождь появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Эльвио Сото. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джон Эбби, Вера Дикова, Андре Дюссолье, Анни Жирардо, Патрисия Гусман, Оливье Мато, Жан-Луи Трентиньян, Димитар Буйнозов, Любомир Димитров, Димитер Герасимоф, Найчо Петров, Михаил Михайлов, Георгий Стоянов, Василь Стойчев, Никола Тодев.

Производство стран Франция и Болгария. В Сантьяго идет дождь — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.