Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полицейская история |
английское название: |
Flic Story |
год: | 1975 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Жак Дере |
сценаристы: | Роже Борнише, Альфонс Будар, Жак Дере |
продюсеры: | Ален Делон, Морис Жакин, Раймон Данон, Жюльен Дероде |
видеооператор: | Жан-Жак Тарбес |
композитор: | Клод Боллинг |
художники: | Теобальд Мерисс, Хелен Нурри, Пьер Чаррон |
монтаж: | Анри Ланоэ |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 октября 1975 г. |
на DVD: | 21 августа 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Перед нами действительно самая заурядная полицейская история. Есть полицейский. Есть опасный преступник. Весь фильм один будет идти по следу второго. Весь фильм второй будет скрываться.
Собственно, уже изначально никакой интриги в том, что произойдет в финале не будет.
Однако значение имеет стилистика, которую избрал Жак Дере. Он как будто возвращает нам реальность 'фликов' Жана Пьера Мельвилля. Опять эти напряженные лица, плащи, пистолеты в карманах, явочные квартиры и доносчики.
Для исполнителя главной роли - Алена Делона это было возвращение в ту стихию, которая сделала его действительно значимым актером. И Делон этим похоже наслаждался. Он опять носил плащ, показывал внутренне напряжение, был молчалив. Пусть он тут был полицейским, но его герой так напоминал Джеффа Костелло из 'Самурая'...
И Дере отдавал ему центральное место. Он тут был главной звездой. И это не пошло на пользу как самому фильму, так и самой игре мэтра. Его персонаж хоть и должен был находиться под постоянным давлением от руководства - иногда позволял себе улыбки, достойные супергероя. Кажется, Делон не особо критически относился к своей актерской работе - понимал, что зрители примут ее в любом случае, тем более, что все было выполнено на среднем уровне.
А вот другие актеры подошли к своей работе совсем иначе.
Клодин Оже в роли Катерины. Эта актриса со скромным диапазоном тут запомнилась несколькими финальными моментами. Вышло неимоверно трогательно. Игра на пианино и все сопутствующее добавили в ленту красок.
Морис Барье в роли гангстера. Несколько минут экранного времени. Крупный план на татуировку мотылька на шее. Но как исполнено... Запоминается надолго.
Морис Биро в роли патрона нашего главного героя. Он то как раз совсем не позволял себе переигрывать, делая каждую их встречу с Делоном действительно напряженной.
Но самое запоминающееся в этой картине - игра Тринтиньяна. Он как раз будто вышел из 'Второго дыхания' и 'Стукача' Мельвилля. Несколько выразительных взглядов за весь фильм. Несколько фраз. Скромный диалог с Клодин Оже. Опущенный взгляд.
Возможно все дело в контрасте со скромной во всех отношениях работой Делона. Но, как мне кажется, дело как раз в выдающейся работе Жана-Луи. Тринтиньян в этом фильме был неистово правдоподобен. Именно благодаря его участию эта картина может быть рекомендована к просмотру. Именно Тринтиньян своей игрой заставляет зрителя представить себе как интересно было бы посмотреть их с Мельвиллем совместную работу (которой, разумеется, никогда не было)
7 из 10
11 октября 2023
Фильм «Полицейская история» прежде всего о жизни, он понятен тем, кто уже «понюхал пороха», понял, что такое смерть и риск, ощутил угрозу своей собственной жизни.
Это рассказ о каждодневной полицейской рутине. Причем все в этом фильме продумано до мелочей: начальник, думающий о нераскрытом деле больше, чем о жертвах, инспектор, стремящийся поймать преступника, но при этом не забывающий про свой выходной, девушка, почти жена инспектора, тоже прекрасно понимающая, что ее избранник среди ночи может сорваться в погоню за преступником, или рано утром ему может позвонить начальник и сообщить неприятные новости, или возможно, что он больше вообще не вернется. В этом фильме нет патетики, но она здесь и не нужна! Какое точное название: полицейская история, одна из тысяч таких ежедневных историй, рабочих дней полицейского.
Образ полицейского, по-моему, идеален. Ален Делон показал человека, внешне спокойного, достойного служителя закона, но в большей степени служителя народа. Образ маньяка превосходен. Зритель сразу понимает, что это какая-то психопатическая личность со звериным чутьем.
Что же касается жалости, любого человека следует пожалеть, даже такого преступника, как Бюиссон. Нельзя забыть о том, что нет на свете абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, нет в жизни черного и белого. Понимание этого приходит со временем. Кстати, это замечательно показано в еще одном фильме Алена Делона «Двое в городе». Совершенно естественно, что Борнишу стало жаль преступника, потому что он каждый день в течение года видит его с хорошей стороны, разговаривает с ним, а все убийства — это просто, для Борниша, цифры на бумаге. Он понял, что Бюиссон — это незаурядная личность, совершенно естественно, что Борниш пожалел его и подумал о том, что было бы если б этот человек направил свои таланты в мирное русло.
Этот фильм заставляет задуматься о жизни и о судьбе.
8 из 10
1 июня 2010
Фильм Жака Дере «Полицейская история» базируется на реальных событиях, действительно имевших место быть в послевоенные годы во Франции. В основе фильма лежит история охоты французской полиции на налётчика и убийцу Эмиля Бюиссона, который был объявлен «врагом общества N 1». Одним из тех, кто приложил руку к его поимке, был Роже Борниш, инспектор бригады по борьбе с бандитизмом. Он же и написал книгу, роман «Полицейская история».
Как гласят факты, Роже Борниш писал детективные произведения, базирующиеся на реальных событиях. Интересен факт, что по его рассказу так же был снят фильм «Банда» с тем же самым Аленом Делоном, за режиссурой того же самого Жака Дере, и развиваются события тоже в послевоенное время.
Сюжет банален до предела. Главный герой, инспектор Роже Борниш, желает получить чин комиссара, соответствующие ему привилегии, зарплату и жениться на своей любовнице. Его шеф поручает ему найти Эмиля Бюиссона, опасного преступника, который сбежал, держит общество в страхе. Роже начинает поиски, периодически оставаясь в дураках, пока после множества неудач ему не приходит в голову светлая мысль, как действовать.
Казалось бы, изувечить столь простой сюжет невозможно. Но нет! — парадокс сюжетов в действии. «Полицейская история» сшита гнилыми нитками. Фильм отличается редкой перегруженностью длиннотами. Никто не против того, чтобы действие было затянутым, но затягивать его тоже надо уметь. А коли привык работать в жанре выверенного динамичного действия — не нужно пытаться придать фильму многозначительность. «Полицейская история» идёт один час и сорок шесть минут. А кажется, что тратишь три часа. Почему? Да потому что режиссёр решил поэкспериментировать с длиннотами. И поэтому появляется желание заснуть уже на тридцатой минуте просмотра. Сюжет будто топором вырублен, затянут общим переизбытком длиннот.
Но это всё субъективные недовольства. Впрочем, разве можно быть объективным в критике фильма, который остро разочаровал? Едем дальше.
Роже Борниш. Полицейский инспектор, который поставил себе во главу угла поимку Эмиля Бюиссона. Здесь возникает правомерный вопрос: неужели полицейский инспектор, по сюжету явно очень профессиональный и к тому же не поощряющий звериных методов своих коллег, должен выглядеть так бледно? Не про цвет лица речь идёт, а про воплощение. Роже Борниш в этом фильме — персонаж какой-то совершенно не запоминающийся. При попытке вспомнить, чем же именно он запомнился после просмотра, на ум приходит… неизменная сигарета в зубах. Даже незажжённая. При тотальном отсутствии нормальных диалогов. Какой-то шаблонный, вырезанный по трафарету, чрезмерно заурядный персонаж, пусть даже с очень привлекательной внешностью. От полицейского, который вроде бы вполне заслуженно идёт на повышение, ждёшь артистизма, незаурядных личностных качеств, а вместо этого видишь представителя серой массы, вырванного из толпы и засаженного за поиски Бюиссона.
Эмиль Бюиссон. Тут безусловная удача фильма! Жан-Луи Трентиньян воплотил жестокого и бездушного убийцу очень достоверно и точно психологически. В отличие от незаметного Роже Борниша, он очень яркий, запоминающийся тип. Он потрясающе органичен в каждом жесте, движении, слове, взгляде. На его фоне все остальные участники тихо курят в сторонке. Фактурный тип, хоть и жестокий убийца, но всё же какой запоминающийся, врезающийся в память. Именно на отрицательном герое фильм кое-как удерживается на нужной планке.
Ну а теперь о главном…
О, Запад есть Запад. Восток есть Восток.
И с мест они не сойдут,
Пока не предстанет небо с землёй
На Страшный Господень суд…
(с) Джозеф Редьярд Киплинг.
И Роже Борниш с Эмилем Бюиссоном тоже практически не сходили с мест, пока не настал коронный момент любого криминального фильма — момент, когда полицейский всё-таки добирается до преступника. О-ля-ля, как говорят в подобных случаях сами французы. Тут мнение двойственно — последние несколько минут фильма в художественном плане выдержаны лучше, чем остальная часть. Зритель перестаёт моргать, роняя голову на плечо, и начинает внимательно следить за развитием событий. И вот тут «здравствуйте, приехали». Как назвать то, что нам демонстрирует режиссёр? Жевание соплей? Размазывание слёз? Давление на жалость? А не слишком ли много чести, простите, пытаться ещё вникнуть в личность преступника, на котором висит куча убийств и ограблений? Из-за подобного подхода, из-за того, что мы извечно пытаемся найти в каждой душе чего-то разумное, доброе, и вечное, наше общество и страдает вследствие излишне гуманного отношения к подобным шлакам человеческого рода. Полноте, да был ли сам Эмиль Бюиссон подобным типом, к которому Роже Борниш испытывал жалость? Увы… Криминалитет — это то, что вырубает в душе всё хорошее и светлое на корню. Как алкоголь и наркотики. Когда идёшь по нарастающей, все эти вещи захватывают человека, подобно злокачественной опухоли. Грабёж тянет за собой грабёж, следом — убийства. И так до тех пор, пока не преступается грань между человеком и нелюдем. Мало кто способен остановиться до этого момента. А дальше… дальше, по сути, терять становится нечего. Но, ах-ах-ах, в нашем обществе хватает жалости на всех: на маньяков, на алкоголиков и наркоманов, которые в жажде денег на бутылку или дозу готовы мать родную придушить… Странный парадокс, да?
И поэтому финал «Полицейской истории» выглядит как совершенно неуместное размазывание соплей и попытка как-то «вытащить» фильм. Но увы… Есть люди, которых можно купить на анализ психологии преступника и попытку показать, что вообще-то преступники такие ж люди, как мы, чёрт возьми… Спровоцировать жалость — жалость к человеку, по которому давно уж виселица плачет. Показать, что Эмиль Бюиссон — ничтожество. Ага, именно так. Но кто сказал, что подобных надо жалеть? «Полицейская история» же ненавязчиво пытается внушить зрителю жалость к Эмилю Бюиссону, который, прикованный к батарее, пьёт из стакана бордо (которое Борниш купил спецом для него — ну с чего, спрашивается, у инспектора такие заморочки по маньяку??), надевает очки в черепаховой оправе и читает газету «Фигаро». Ну прям сердце сейчас кровью обольётся. Хочется с сарказмом спросить: «Глядя на это, надо расплакаться? Да туда ему и дорога!»
Слава богу, окончательной дискредитации правосудия и торжества этого лже-гуманизма в фильме нет. Спасибо и за то, от всей души. А то в подобной тематике выгораживания жестокого убийцы можно далеко зайти…
Итог:
*Полицейский инспектор, доблестно захвативший Бюиссона, бледен, ординарен и запоминается лишь неизменной сигарой во рту;
*Острые моменты фильма идут ему, как корове седло;
*Концовка вообще вызывает мысли о том, а не выкурил ли режиссёр лишнего, внушая жалость к преступнику?..
*Эмиль Бюиссон в исполнении Трентиньяна — великолепен, ярок и органичен.
За одного только главного антигероя — фильму два балла. Ещё один за «заслуги», из уважения к классическому криминалу во французском кинематографе, Алену Делону и Жаку Дере. Ах да, ещё в фильме звучала песня в исполнении Эдит Пиаф…
Итого — 3 из 10. На мой взгляд, я крайне мягка и беспристрастна!
11 апреля 2010