Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Уроки гармонии |
английское название: |
Harmony Lessons |
год: | 2013 |
страны: |
Казахстан,
Германия,
Франция
|
режиссер: | Эмир Байгазин |
сценарий: | Эмир Байгазин |
продюсеры: | Анна Качко, Гийом де Сей, Бенни Дрехсель, Ребекка Гарридо, Майкл Рейтер, Дэвид Штайнбергер, Алия Мендыгожина, Карстен Штетер |
видеооператор: | Азиз Жамбакиев |
художники: | Юлия Левицкая, Улан Нугуманов |
монтаж: | Эмир Байгазин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 февраля 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч |
Данный фильм очень сильно недооценен на своей родине. Тогда как вне родины получил много наград. И это не зря, но об этом позже. Фильм показал то, что раньше в казахстанском кино не показывали. Главный герой молчаливый подросток Аслан. Как и любой подросток он столкнулся с буллингом. И этот буллинг очень сильно повлиял на него да так, что с того момента он был сильно помешан на чистоте. При первом просмотре я был в сильном замешательстве. Но каждый раз как я пересматривал, я замечал все больше и больше. В фильме много, казалось бы, не нужных сцен, но они показывают и рассказывают так много. В фильме полностью отсутствует музыка, и, это очень подходит к данному фильму. Даже диалогов не так много, а сцены драк, убийств и т. д не показывают. Динамики нет.
Почему случай во время медосмотра так сильно повлиял на него?
Возраст главного героя довольно сложный период в жизни каждого человека. И каждый случай может сильно повлиять на него. И именно это ситуация стала больной темой для него. Весь фильм он борется с этим. Это настоящее психическое расстройство. И в конце мы видим, как он выпивает стакан воды. Он закончил борьбу. Но кадры после покажут совсем другую картину.
Реакция в Казахстане
Этот фильм с Казахстана. И мне искренне жаль, что люди лучше пойдут на какую-нибудь очередную комедию с именитыми актерами и хорошей рекламой, чем продвигать глубокие фильмы по типу 'Уроки Гармонии'. Вот так и топят талантливых режиссеров...
4 июня 2023
«Уроки Гармонии» - неторопливый, а скорее очень медлительный фильм. Медлительность его выражается в полном отсутствии динамики, огромная часть кадров снята с дальнего плана, Аслан постоянно молчит, в фильме практически полностью отсутствует музыка и единственное, что мы можем слышим во многих сценах – звуки окружения. И прелесть этого фильма в том, что эта неторопливость для него идеальна. Все в фильме работает на понимание. Спокойные кадры, часто выстроенные в геометрически точные фигуры, отсутствие музыки, молчание Аслана – все это и создает ту гармонию, которая так важна для главного героя, эти режиссерские приемы дополняют драматургию картины и помогают в точности понять фильм.
Здесь все приемы работают как шестеренки в часах. «Чеховское ружье», которое в этом фильме выстреливает всегда, тонкая работа с эмоциями зрителя, Байгазин использовал прием повествования, когда на сценах уроков рассказывают о чем-то, и в следующих сценах зрителю демонстрируют, как это перекликается с реалиями.
Сны Аслана и множество малозаметных деталей в кадрах, помогающих разобраться в его стремлении к чистоте.
Байгазин проделал титанический труд, это тот фильм, в котором сюжет невозможно рассматривать отдельно от работы режиссера – все в этой картине работает друг на друга. Повествование ведется не только через сюжет, но и различные режиссерские приемы, что прибавляет интерес.
Развязка фильма удивляет, и во второй его части даже сцены меняются по построению.
В заключении хочу сказать, что «Уроки Гармонии» - однозначно хорошее кино, рекомендуемое к просмотру.
8 из 10
24 ноября 2021
Сельская местность где-то в казахских степях. Средняя школа. Учащийся-восьмиклассник Аслан, и сам по себе не слишком общительный парень, становится изгоем среди ровесников. Парень по имени Болат, молодой бандит, держащий учеников в страхе и регулярно собирающий с них дань, говорит, что, если кто заговорит с Асланом или хотя бы сядет с ним за одну парту, станет таким же изгоем. Аслан глубоко чувствует изгнание, хотя никак не показывает своих чувств. Аслан живет с глубоко пожилой бабушкой, и часть хозяйства лежит на нем. Он легко может сам забить и освежевать барана. Его развлечения — кормление маленьких ящериц пойманными в своей же комнате тараканами — выдают в нем абсолютного интроверта. Однажды в школу приезжает из столицы парень по имени Мирсаин. Он под Болата прогибаться не хочет и вынужден безуспешно драться с ним. Однако, когда Болата неожиданно находят мертвым, подозрения падают именно на него и Аслана. У обоих, считает милиция, были мотивы. Приходится теперь двух друзьям-изгоям столкнуться не только со школьным произволом, но еще и с милицейским. И главное, кто же убил Болата?
«Уроки гармония» — тончайший фильм о насилии и жестокости, то есть вещах, которые тонкости не подразумевают. Грубые сцены, которых избежать полностью все же не удалось, окаймлены панорамами интроспекции, которую совершает Аслан. Живущий в своем мире Аслан представляет собой загадку. Долгое время он воплощает почти гандиевский принцип ненасилия, однозначно привлекая симпатии на свою сторону. С другой стороны, его забавы с ящерицами и тараканами дают столь же однозначный намек на неполадки в его душе. Может быть, Аслан убийца, может быть, нет — но он точно не воплощает в себе того позитива жизни, который еще давно христианские мыслители нарекли смирением. Аслан — это черный ящик, который можно жалеть и можно презирать. В этом и состоит тонкость работы Эмира Байгазина, отказавшегося давать фиксированные характеристики своим героям. В фильме много подлецов и подлиз, есть даже палачи-милиционеры, но главный герой Аслан в своей неоднозначности поднимается на недосягамую высоту двусмысленности, сбросить с которой его может либо прощение, либо проклятие. Ни того, ни другого режиссер не делает, перекладывая работу на зрителя.
Можно без преувеличения заключить, что Эмир Байгазин этим фильмом однозначно вывел себя в лидеры новейшего кино на постсоветском пространстве. Фильм можно было бы назвать молодежным в силу возраста режиссера, но язык не поворачивается — слишком уж взрослый почерк у этой работы. Мастерское обращение с деталями, умение создать напряжение при тотальном отсутствии музыки, цепляющая за живое история — все ингредиенты по-настоящему выдающейся, во всем сбалансированной работы здесь соблюдены. Редкие по созданному объему и выразительности, «Уроки гармонии» заслуживают самых высоких похвал. Впрочем, европейским жюри работа уже была справедливо оценена.
9 из 10
2 ноября 2016
Подростки 13—15 лет — это апогей становления личности и полового созревания. Эти два неразрывно связанных процесса — психологический и физиологический — начинаются раньше и угасают позже, но только около 14 летнего возраста у мальчиков они обостряются до нельзя.
Вспомните себя: за короткое время вы почувствовали болезненные изменения в теле — ОНО СЛОВНО ЧУЖОЕ; чувства новые — ярость, гнев, гордость, стыд, радость резко сменяет грусть, частая тревожность; непреодолимое ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ и т. д. А какие фантазии — мечты УВОДЯТ ОТ РЕАЛЬНОСТИ — стать лидером среди ровесников, самым привлекательным для девочек, самым преуспевающим для близких, словом стать в ЦЕНТРЕ ковра мироздания, даже ПОЗАБЫВ упомянуть Бога.
В восьмом классе приходит ОЗАРЕНИЕ: ощущение, что ты достаточно разбираешься в разных вещах и можешь самостоятельно ВЕРШИТЬ свою судьбу и не только свою. И вот это «Супер-Эго» получает «по зубам» — взрослые сдерживают твою дерзость, раздраженные твоим бунтарством, девочки «фыркают» в твою сторону, пацаны подтрунивают над твоими повадками и речью.
В какой-то момент «зациклившийся» мозг готов «взорваться» от того, что прежняя иерархия ценностей рухнула, а новое ложится на руины старого неровно, ДИСГАРМОНИЧНО. И вот ты злишься на всех: одни — исказили «картину» мира, другие — не понимают и не помогают, а ты сам — трусливый и нерешительный.
Далее следуют попытки ВПИСАТЬ (словно круг в квадрат) свое обновленное мировоззрение в рамки общественного закона, этикета и межличностные отношения; сопоставить теорию естественного отбора Дарвина и сатьяграха Ганди, круговорот денег/потребление и божественные откровения, ЧИСТОТУ ТЕЛА С ЧИСТОТОЙ ДУШИ.
Так почему же восьмиклассники? Наверно, потому что в этом возрасте РАЗУМ подростка становится ПОЛЕМ БОЯ ЗА ЕГО ДУШУ — отсюда столь неисчерпаемый источник для трагических историй как эта.
Художник в этой картине пытался показать невидимую глазу ГРАНЬ взросления — сугубо личностную, поэтому некоторые зрители охарактеризовали главного героя как шизофреника или аутентичного «лузера». По моему, если исключить трагическую развязку из повествования (например, сделав убийства мнимыми в голове главного героя), драматизм фильма все равно удалось бы сохранить; а уроки гармонии обзавелись многоточием, не утратив актуальности до окончания взросления.
Р.S. Несвязными смотрятся кадры — неуверенные попытки обрисовать ситуацию вокруг ислама в Казахстане — для этого, по-моему, надо снять отдельную картину (см. польский режиссер К. Кесьлевский). Да и духовное воспитание никогда не давлело над подрастающими степниками, только над ЗК и стариками и то поверхностно.
P.P.S. Почти незаметно несколько раз в фильме особняком показан спорт или говорят о спорте — это КЛЮЧ к гармонии, которым Аслан пренебрегал. Займись он СПОРТом, путь к гармонии был бы короче и менее трагичен.
9 из 10
28 апреля 2016
Первое, что мне захотелось узнать после просмотра фильма, — возраст режиссера. Больно уж кино дерзкое и слишком широко охватывающее эту жизнь, умудряющееся делать философские обобщения в художественной форме, не прибегая к бытовым деталям. Не верилось, что только что видела работу дебютанта. Однако факт — 28-летний на то время Эмир Байгазин, начав с заезженной темы школьной травли, смог провести параллели между детским насилием над личностью и социальным устройством взрослых, построенном на принуждении, как единственном методе взаимодействия человека с человеком. Причем насилие способно поставить себе на службу, в том числе и религию, априори считающуюся ее противником. Продемонстрировал эту устойчивую цепочку во всей красе со всех сторон, давая понять, что так все и действует в ущербном обществе — к палке ребенок вынужден привыкать, пока мал и беспомощен, чтобы не появилось мысли бунтовать в то время, когда станет большим и сильным.
Другое дело, что режиссер не уточнил всегда ли так было в его понимании, либо же с ног на голову все встало несколько десятков лет назад — активно действующие взрослые персонажи не превысили возраст Христа. Но даже если допустить возможность того, что ныне пожилые люди ранее жили по иным законам, видно, что сегодня они настолько далеки от молодого поколения, что вынуждены прибегать к гаданиям в прямом и переносном смысле для того, чтобы понять, что же у последних на уме, как это делает бабуля подростка. А опираясь на такие «точные» данные, очевидно, помочь и изменить ситуацию старики не способны. Сделал Байгазин свои умозаключения не прямолинейно, скорее походя, одновременно затронув проблему выбора между сопротивлением злу и непротивлением ему, а так же попытался нащупать те границы, когда пресекающие меры становятся, по сути, зеркальным отображением того, что они стремятся прекратить. Рассмотрение этих вопросов особенно интересно тем, что не уходит в набившую оскомину моральную плоскость, а дает своего рода взгляд сверху — зрителю не приходится думать над поступками главного героя в оценочных категориях. А предлагается лишь поразмышлять о том способен ли выдержать человек подобную активную борьбу со злом и остаться чистым и психически здоровым. Откровенно говоря, хочется и дальше пойти — мысль о том, что таковых в принципе больше нет, и все люди больны в разной степени, просится после увиденного, но, может быть, и не стоит так далеко забегать …
15 февраля 2016
Согласно Исламу именно в 13 лет в ребенка вселяется шайтан. Таков возраст подростков в фильме, где все выверено и просчитано с математической точностью. Главный герой Аслан, оставленный матерью на руках бабушки, живет в убогом доме, где главными жильцами являются тараканы. Неприглядность и убожество дома подчеркнуты до мельчайших деталей. Подросток с нарушенной координацией движений с маниакальным упорством борется за устранение этого недостатка, так же, как он это делает, борясь за чистоту тела. С хладнокровным садизмом Аслан экспериментирует с насекомыми и плененными им ящерицами. Неспособный противостоять жестокости и цинизму школьной жизни, не имеющий поддержки от престарелой бабушки, он находит отдушину в этом занятии. И «шайтан» все больше и больше захватывает его в свои сети, делая дьявольски изощренными все действия.
«Гармония» — изначально термин музыкальный. Но любящий парадоксы режиссер начисто лишает картину музыкального сопровождения. Атмосфера ее находится в каких-то средних частотах, даже тогда, когда герои повышают голоса или устраивают драки. Среди школьных учителей и служителей Фемиды вообще нет живых людей, они — марионетки системы. А в кругу тинейджеров нет яркой личности, эдакого «духового» парнишки, который мог бы дать отпор вышибале денег Болату. Вызвавший надежду Мирсаин оказался застрявшим в чудесной стране детства. Хотя, наверное, это тоже способ убежать от мрачной действительности. И вообще данный образ у Эмира Байгазина ломает стереотип горожанина, обычно изображаемого циничным и развязным на фоне сельских ребят. Как кролики на удава смотрят подростки на своего мучителя Болата, и с ужасом и болью думаешь о том, что из них никогда не вырастут Люди. Это всё в совокупности создает впечатление кошмарного сна, от которого хочется скорее пробудиться.
В последнем кадре главный герой — на одном берегу реки, а убитые им одноклассники — на другом; бывшие при жизни врагами, теперь Болат и Мирсаин, как ни в чем не бывало, резвятся и зовут его к себе; зарезанный в начале фильма баран пробегает по воде. Аслан ничего не может сделать: ни присоединиться к товарищам, ни так же, как овен, пробежать по воде. Потому что он жив. Вернее, живой труп и потому мертвее, чем они, путешествующие в иных мирах, там, где нет Добра и Зла. Он намеренно показан со спины. Еще один ребус режиссера, чтобы зритель гадал, что же там, в глазах этого чудовищного недоросля.
Название фильма довлеет над тобой в течение всего времени просмотра. Такова сила слова «гармония». Кадр за кадром ждешь ее: вот сейчас, перед тем, как нож коснется горла барана, прозвучит древняя молитва кочевника: «У меня нет еды, у тебя нет вины»; или бабушка, отдавая тумар-оберег внуку, скажет какие-то очень важные слова, которые перевернут ему душу; или призыв Махатмы Ганди к ненасилию вдруг зажжет в безучастных глазах Аслана искру человечности; или красивая девочка в хиджабе, вместо того, чтобы произносить отталкивающую фразу, неожиданно улыбнется навстречу мальчику; или Аслан по зову Мирсаина рванет в город, в рай, который называется «Happylon»… Но нет, это фильм не о гармонии, а об ее отсутствии. Недаром на Берлинском фестивале название было изменено: «Уроки Аслана». А еще точнее: «Уроки дисгармонии».
Несмотря на тщательно выстроенный сюжет, филигранную работу режиссера, оператора и игру актеров, я остаюсь при мнении, что это — очередное кино казахстанских кинематографистов, сделанное для фестивалей. Да, оно шокирует, да, от него невозможно оторваться, хотя уже нечем дышать… Даниил Андреев так описывает в своей книге «Роза мира» один из уровней ада: «Там была особая духовная духота».
16 января 2016
Серебряный Медведь за выдающееся художественное достижение в Берлине, Приз газеты Berliner Morgenpost, Международный приз ARTE, Гран-При жюри МКФ Сиэттл (США) и еще с пару десятков всевозможных номинаций и наград. Мощнейший дебют, который прочно осел во мне и наталкивает на размышления. В общем, я попробую высказаться о нашумевшей ленте молодого, но очень даровитого постановщика.
Казахский аул, недалеко от Алматы. Тринадцатилетний школьник, по имени Аслан, обычный пацан, проходя плановый медосмотр, был подвергнут унижению со стороны своих сверстников. Сам же виновник травли и унижений главного героя (Болат) занимается вымогательством денег у тех, кто помладше. В этот момент в класс приходит новый ученик из Алматы (Мирсаин), который не боится местных «авторитетов», в результате чего, ему и Аслану выпадут недетские испытания.
Сказать, что кино Байгазина задело — значит ничего не сказать. Его можно рассматривать под разными углами и трактовать по-разному. Каждая сцена сделана со смыслом, а градус эмоций накаляется равномерно от начала до конца. Хотя некоторых уже в начале ждет шок в сцене разделывания мальчиком барана. И эта сцена ключ к раскрытию главного героя. Прямым текстом вскрываются те проблемы о которых у нас не принято распространяться. Будь то школьный рэкет или беспредел со стороны правоохранительных органов. Но это лишь фон и скелет этого произведения. То, что спрятано за этим фасадом гораздо глубже и серьезней.
Уроки гармонии — это попытка поговорить со зрителем о том, что мы теряем. Это обращение как к поколению, которое является ровесниками главных героев, так и ко взрослым. Мы все учимся жить в гармонии и эта гармония у всех разная. Кто-то, как и Аслан, считает, что достаточно держать свое тело в чистоте и не замечает, что в душе его не осталось ничего чистого. Кто-то считает, что сила в деньгах/власти и будет походить на Болата. Ну а кто-то, как Мирсаин, будет вечным ребенком, чьи помыслы чисты и понятны.
Мастерство с которым сделана эта картина заслуживает отдельных похвал. Серебряный Медведь за операторское искусство, долгие планы и какие то теплые тона. Иногда ловишь себя на мысли, что это корейский кинематограф, а в сценах с «оборотнями в погонах», что снимал Такеши Китано. Но при всем при этом чувствуется связь со старой казахской школой кинематографа. В фильме отсутствует музыкальное сопровождение. Вот что сказал режиссер по этому поводу:
Э. Б: — Картина без музыки, чтобы экзистенцию сохранить. Чтобы она тянулась так. То есть темпоритм отвечает главному герою. Такой заторможенный человек, дисгармоничный.
Но пожалуй, самым удачным попаданием для меня являются дети, которые исполнили своих песронажей. Это Тимур Айдарбеков (Аслан), Аслан Анарбаев (Болат), Мухтар Андасов (Мирсаин), Анэля Адильбекова (Акжан). Очень колоритные братья-близнецы Анарбековы. На сельских ребят эти ребята конечно не особо тянут, но все компенсируется правдоподобностью их персонажей.
Картина «благополучно» миновала отечественный кинопрокат и была показана прокатана лишь несколькими копиями на всю страну. И мне кажется, что это стало нормой и трендом, когда наши серьезные, глубокие и интеллектуальные картины не находят зрителя в собственном отечестве. Втройне обидно, что в наших кинотеатрах все отдано на откуп мейнстриму и где нет места таким нужным и актуальным произведениям, как «Уроки Гармонии». И пожалуй, это самый главный и печальный урок во всей этой истории.
И тем не менее, считаю Эмира Байгазина очень перспективным режиссером и буду с нетерпением ждать его следующих работ.
25 августа 2015
После просмотра фильма «Уроки гармонии» я была уверена в том, что не стану писать к нему рецензию: не хватит ума, опыта, словарного запаса… Ведь фильм заслуживает достойного отзыва. На уровне так сказать. Но не выдержала. Эмоции захлестывают и ищут своего выхода. Поэтому будем считать, что это не полноценная рецензия, а восторженный отзыв рядового зрителя.
Начнем з того, что «Уроки гармонии» — это один из немногих фильмов, просмотренных мною от начала до конца в режиме нон-стоп. Большинство фильмов я смотрю с середины, что-то перематываю, редко возвращаясь к упущенным моментам. Скажу больше, есть фильмы, в которых некоторые сцены хочется вырезать, как аппендицит, поскольку без них они практически ничего не теряют, а то и выигрывают. В «Уроках гармонии» все продумано до мелочей. Нет ничего лишнего. Каждый кадр важен, каждая деталь наполнена определённым смыслом.
Я не буду пересказывать сюжет фильма, так как в этом нет необходимости. Думаю для того, чтобы решить, стоит смотреть этот фильм или нет, достаточно взглянуть на рейтинги, прочитать официальное описание и пару отзывов. Подобная тематика очень популярна в кинематографе и в разные времена не один режиссер обращался к ней. Так, очень многие будут сравнивать «Уроки гармонии» с эстонским фильмом «Класс» (2007). Я не стану исключением, хотя сопоставлять разные вещи не в моих правилах. Не скрою, в свое время «Класс» произвел на меня большое впечатление, но поразил, наверное, не сам фильм, а история, рассказанная Ильмаром Раагом, тем более что она основана на реальных событиях. История Аслана, героя «Уроков гармонии», тоже шокирует, но она оставляет после себя огромное пространство для размышлений, а не просто горькое послевкусие и неприятный осадок.
Будучи психологической драмой по жанру, «Уроки гармонии» нельзя назвать монохромной картиной в сугубо мрачных тонах. Фильм снимали настоящие мастера полутонов и светотеней, а именно два молодых кинохудожника — 28-летний режиссер Эмир Байгазин и 25-летний оператор Азиз Жамбакиев. Я не зря подчеркнула их возраст, потому что фильм сделан настолько профессионально, что ему могут позавидовать даже киношники со стажем.
Еще хотелось бы отметить исполнителя главной роли Тимура Айдарбекова, которому удалось полностью раскрыть характер своего персонажа, несмотря на то, что на протяжении всего фильма он преимущественно молчит, а если и говорит, то односложными фразами. Тимур не играл в кадре, он в нём жил.
Примечательно, что в фильме отсутствует какой-либо вокально-инструментальный саундтрек, его заменяют лаконичные диалоги, медитативная тишина и звуки природы. Я бы рекомендовала после просмотра фильма для лучшего его понимания послушать песни группы «Кино» («Нам с тобой», «Песня без слов», «Мама, мы все тяжело больны», «Война»), внимательно вслушиваясь в их текст. Поразительное сочетание.
Но не буду ходить вокруг да около и отвечу на волнующий вас вопрос: так о чем же этот фильм? О насилии в школе, об отношениях в коллективе, в котором лидеры самоутверждаются за счет унижения аутсайдеров и подчинения остальных? И да, и нет. Фильм намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Герои фильма, столкнувшись с несовершенством этого мира, очень рано повзрослели. Благодаря школьной программе и реалиям жизни они быстро усвоили урок выживания по Чарльзу Дарвину. «Деньги, пища и энергия — три неразрывно связанных субъединицы основы нашей жизни». И у того, кто сильнее, этих жизненно важных элементов намного больше. В атмосфере тотальной жестокости, несправедливости, циничности простые детские радости, первая юношеская любовь, дружба, понятия морали легко отходят на второй план.
В кадре часто приходится видеть одну из четырех стихий природы — воду, символ очищения. Чистоплотность — главная навязчивая идея Аслана, через которую он пытается найти гармонию в этом грязном и неидеальном мире. Но создатели фильма неспроста еще в самом начале сделали акцент на тщательном школьном медосмотре. В мире, построенном на физической силе, телесному здоровью придается большое значение. Но сила духа и внутренняя энергия на самом деле играют немаловажную роль. А гармонию нужно искать не только в окружающей среде, но и в себе, держа в чистоте и тело, и душу.
И напоследок, перефразируя реплику из фильма, я скажу, что кинематограф — это не спорт, и тут сложно ставить какие-то оценки. Но поставить «Урокам гармонии» меньше, чем 10, не могу. Искренне надеюсь, что фильм по достоинству будет оценен зрителями, многих он заставит задуматься, а кому-то преподаст немало полезных уроков.
4 августа 2015
12 октября на фестивале дебютных и студенческих фильмов «Начало» показали казахскую драму «Уроки гармонии», удостоенную год назад «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за операторскую работу.
«Школьные годы чудесные», — пелось в одной советской песенке. С тех пор только ленивый не поплевал в тему детства и взросления. В России этим занималась Гай Германика, в Америке Гас Ван Сент отметился своим «Слоном», внёс свою лепту эстонский «Класс». Чудесные годы. Не верите — посмотрите сами.
И всё же, несмотря на кажущуюся близость, фильм «Уроки гармонии» не стоит записывать в этот ряд. Да, тема школьного насилия и аутсайдерства здесь, конечно, присутствует, но не является главной.
Главный герой, 13-летний мальчик Аслан после глупого розыгрыша на медосмотре становится «неприкасаемым». Его и до этого нельзя было назвать душой компании, а после замкнутый и необщительный подросток остается совсем один. От полного одиночества его спасает лишь появление в классе новичка — Мирсаина, переведенного из города в сельскую школу. Только они вдвоём оказываются единственными учениками, не желающими прогибаться под местных малолетних хулиганов.
Малоподвижная камера холодно и беспристрастно фиксирует жизнь Аслана, который выглядит таким же отстранённым, как и манера съёмки. Вот он чертит правильные геометрические круги мелком против тараканов на полу, сажает одного из них на миниатюрный, сделанный из скрепок стул и отрывает лапку за воровство. Ловит ящериц в банку и подкармливает их теми же паразитами. Собирает самодельный пистолет.
Аслан подсознательно тянется к чистоте (часто моется, чем вызывает недовольство бабушки, с которой живёт) и симметрии (в этом нас кроме действий мальчика убеждают и педантично выстроенные кадры). Уроки гармонии — это стремление юной неприкаянной души к своей особой формуле мироздания. То, что нарушает эту самую гармонию, может быть смело вычеркнуто из уравнения. Под «сокращение» в формуле могут попасть как тараканы, так и малолетние школьные хулиганы.
Форма и содержание картины не распадаются на две отдельные вещи, а крепко пришиты друг к другу — разорвать их не представляется возможным. Это, безусловно, сильное достижение для 30-летнего создателя картины Эмира Байгазина. Выделить недостатки гораздо труднее. Кажется, что если второй час картины сократить вдвое, то она только выиграет от этого. Но результат и без того выглядит слишком хорошо. Можно обвинить автора и в чрезмерной расчетливости: никаких оценок, сухое «прохладное» повествование, использование фигур умолчания и игра на зрительских эмоциях, как на точно настроенном музыкальном инструменте. Но с каких пор профессионализм можно считать недостатком? Особенно для режиссера-дебютанта.
Наверное, не для каждого зрителя это станет очевидной вещью, но фильм Байгазина неуловимо отсылает к современному южно-корейскому кинематографу (например, сцены обращения работников правоохранительных органов с подозреваемыми). Это может показаться просто совпадением, но в 2007 году режиссер стал стипендиатом Азиатской Киноакадемии.
Режиссёра отметили и в Берлине: в прошлом году «Уроки гармонии» получил Серебряного медведя за выдающиеся художественные достижения. Картина отлично вписалась в общий европейский артхаусный контекст, сохранив особенности национального колорита, но потеряв при этом оригинальное название. Если переводить его дословно, то получится «Уроки Аслана».
В фильме есть ряд ключевых сцен, в которых учеников сельской казахской школы учат каким-то элементарным понятиям. Основы геометрии, физики, истории. Теория естественного отбора. Выживают наиболее приспособленные. Сцену с рассказом про Ганди и его теорию ненасилия сменяет другая, более приближенная к реальности вещь — схема боевого патрона.
14 октября 2014
Советую к просмотру казахстанский фильм «Уроки гармонии». Сюжет похож на эстонский фильм «Класс».
Честно говоря столько тем было показано, и все они достаточно раскрыты режиссером, что даже не могу сказать, что именно я испытала. Хотя были интересные полутона, такие личные, интимные, будоражащие, каждый найдет в потемках души свою тему.
Очень рада за наш кинематограф! наконец у нас снимают фильмы с режущим смыслом, реалистичные и философские.
Только жаль, что фильм провалился в прокате на родине, рейтинг невысокий, в огромном зале было всего 5 человек. Публика еще не созрела к такому.
6 апреля 2014
Тема отражения жестокости реальности в современном кинематографе встречается сравнительно редко, но каждое ее проявление производит яркое впечатление и оставляет необъяснимые эмоции зрителям. В подобной стилистике выражены такие колоритные картины, как *Чучело*(реж. Р. Быков, А. Хайт), *Жить*, *Волчок* (реж. В. Сигарев), *Груз 200*, * Кочегар* (реж. А. Балабанов), *4* (реж. И. Хржановский), *Счастье мое* (реж. С. Лозница) и др. Однако, подобного рода тематика зачастую вызывает недовольство у, так называемых, любителей эстетики: «Мне знакома жизнь с ее грязью, но зачем мне ее пихать в лицо?»- возмущаются они. А что, если расценивать это не как *грязь*, а как честный взгляд на окружающую действительность, без излишних украшений и *красноречия*?Ведь для человека творческого, будь то режиссер, писатель, художник или музыкант, в первую очередь важно быть честным по отношению к тем, для кого они создают свои произведения, иначе творчество не имеет истинной ценности, остается лишь фальшь.
Одно из такого рода честных творений- первый полнометражный фильм казахтанского режиссера и сценариста Эмира Байгазина «Уроки гармонии» (2013), удостоенный награды Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения, а также приза газеты Berliner Morgenpost, был представлен на седьмом международном фестивале независимого кино «2morrow»,проходившем в октябре 2013 года в ЦДХ. Что же это было?
Казахская деревушка. Тринадцатилетний Аслан живет здесь со своей бабушкой, помогает ей по хозяйству и учится в местной школе. Как известно, нравы подростков в таком возрасте набирают остроту (особенно в провинции) — ведь они уже, казалось бы, не дети, но и еще не взрослые. Аслан, не успевший еще потерять детскую доверчивость к окружающим, не отличает добро от зла, что в итоге оборачивается против него. Мальчик, сам того не осознавая, становится изгоем в школе. Восполняя свое неизгладимое одиночество, Аслан развивает себя физически и наблюдает за поведением животных, грезя о благочестивой девочке из класса, таким образом погружаясь в свою собственную реальность. Но в школе тем временем развивается своя псевдо- взрослая жизнь. Так называемый лидер по имени Булат обирает подростков по приказу старшеклассников, сам не понимая цели этого действа, но это ведь и не важно, главное, чтобы повышался его статус среди остальных школьников.
Однако, Аслан не остается одинок. Из города приезжает совершенно *инородный* персонаж, Мирсаин. Он не представляет себе, на сколько усугублена ситуация в школе, с открытостью он пытается завоевать доверия Аслана, постепенно принимая его сторону. Мирсаин вносит идею идеального мира (happylon), он дает веру в то, что жесткость это не норма и не постоянная жизни.
Автор решил усугубить происходящее и вместо преодоления страдания главный герой переживает свое перевоплощение, совершив преступление но, что странно, не желает этого признать и зрителю это не показывается, хотя все улики указывают на неоспоримую виновность мальчика. За одним преступлением следует другое, уже без основания на то. То есть все, что сдерживало накопленную ненависть глубоко внутри надломилось и выпустило все наружу и потеряло всяческий контроль. Аслан по прежнему не отличает добро от зла, но уже не с детской наивностью, а с дьявольской ненавистью. Здесь и раскрывается смысл названия фильма- Аслан не справился с *уроками*, преподносимыми ему жизнью, он не смог войти в гармонию с окружающим так отчаянно пытаясь это сделать. Финал же отражает невозможное, он возвращает ощущение детства, где есть счастье, где нет пределов и пройтись по воде не стоит труда, хотя для самого Аслана это уже очень сложно принять.
Фильм производит очень сильное впечатление с одной стороны если задуматься над тем, что подобные случаи происходят постоянно, но не подлежат разглашению. Несправедливость является неотъемлемой чертой жизни, она не дает добру перевешивать зло. Каждый человек сталкивается с барьерами на своем пути, но не каждый достиг того состояния, чтобы их преодолеть.
Следует отметить эффектность актерской работы, (в том числе как нельзя удачно подобранные типажи героев) делающей практически всю психологически накаленную обстановку фильма. Создавалось ощущение наблюдения за действительностью, а не только лицезрение произведения искусства, то есть все было максимально честно.
Сценарий оставляет недосказанность, то есть возникает естественный вопрос — *зачем и почему все именно так*? Аслан оказывается вместе с Асланом и Булатом в одном иллюзорном пространстве в финальных сценах, хотя сам не умирает.
В остальном, операторская, режиссерская и звукорежиссерская работы сочетаются более чем органично.
*Уроки гармонии* можно расценивать как нововведение в арт хаус по наличию многих ярких, порой не совсем связанных между собой эпизодов. Можно охарактеризовать этот фильм как вызов современному обществу, показывающий- что есть и чтобы могло быть, если бы все было лучше: если бы деньги не порождали алчность, алчность не порождала ненависть, ненависть не порождала жестокость, а жестокость в свою очередь не перевоплощала бы чистоту в такую же жестокость.
То, что остается отпечаток после просмотра можно несомненно считать плюсом, но другой вопрос, как повлияет этот отпечаток на дальнейшее восприятие мира и отношение к ряду вещей. И, пожалуй, впечатление на столько сильное за счет совокупности всех составляющих фильма, что еще раз не хочется его смотреть, из- за того что он полностью забирает в себя зрителя, пожалуй это тоже плюс. Следовательно, с точки зрения искусства и актуальности к картине нет претензий. Проблемы могут возникнуть лишь со зрительской аудиторией, мало чему удивляющейся и жаждущей другого разрешения конфликтно, но это уже, как известно дело вкуса.
Не смотря на уже неоднократное использование проблемы скрытой за подростковой жестокостью в кинематографе, *Уроки гармонии* стоит расценивать как попытку более глубокого проникновения в суть этой проблемы, не только подчеркивающего её социальный характер, но и выявляющего её философскую сторону.
за недосказанность минус 1,итого:
9 из 10
15 декабря 2013
Наконец-то. Появился на просторах Казахстана фильм, который смело и без раздумий можно и нужно отправлять на все фестивали, в которых только можно участвовать. Эмир Байгазин своей дебютной полнометражной работой демонстрирует, что надеться на формирование этакой «новой волны казахстанского кинематографа» стоит. Так получается, что казахстанский зритель зачастую не имеет желания ходить на отечественный продукт. Нет, ярко выраженное коммерческое кино («Рэкетир», «Ликвидатор», «Сказ о розовом зайце») еще имеет возможность привлечь массового зрителя. Но это одно, для внутреннего представления. А что же внешнее представление народного кинематографа? Безусловно, были яркие картины, как «Подарок Сталину» (в Южной Корее на Пусанском кинофестивале прямо полюбили фильм), «Тюльпан» (получил значимое признание на Каннском кинофестивале), «Студент» (неплохо проявивший себя на международной арене), «Келін» (наверное, самый скандальный казахстанский фильм последнего времени). Но стали ли все они настоящими хитами всех международных фестивалей? Чтобы чуть ли не все восторгались и были убеждены — казахстанский кинематограф есть?
Приз Берлинского кинофестиваля оператору Азизу Жамбакиеву подчеркнул, что с технической стороны казахстанские фильмы точно становятся лучше. Все-таки это был правильный ход: прокатить «Уроки гармонии» по всем фестивалям, а потом представить на суд собственным зрителям. Лично у меня и у друга моего этот факт лишь вызвал здоровый аппетит. И о чудо! Все те зрители, пришедшие поздним вечером на сеанс в кинотеатре, сидели так, что по-настоящему были погружены в сам фильм. Действительно, это было погружение. Погружение в водную стихию, которая имела символический подтекст в «Уроках гармонии».
Одно из преимуществ фильма наряду с операторской работой — это выбранный повествовательный тон. Сценарий дает уклон к немногословности, безмолвию, так как герой сам по себе замкнутый и ужасно молчаливый. Поэтому Эмир Байгазин рисует кадры так, чтобы зритель мог визуально читать то, что происходит на экране. Лично я остался доволен подобным подходом. А финальные сцены, которые описывают конечную цель поисков гармонии или баланса… Интересное и смелое решение режиссера продемонстрировать гармонию в символах и знаках.
Я прекрасно понимаю пользователя местного под ником типаГРАФ. Понимаю его текст вместо предисловия. Криминал имеет в чем-то выигрышный характер для сюжетов. Вот и эксплуатируют творцы данную тематику. Мне самому хотелось бы смотреть меньше подобных фильмов именно от своей Родины. Оставим американцам право создавать криминальные сюжеты.
А теперь об актерах. Я не знаю, где Эмир Байгазин отыскал все эти новые лица, но хотя бы за данную работу хочется без зазрения совести сказать режиссеру «браво!» Аслан Анарбаев (Болат), Мухтар Андасов (Мирсаин), Анелия Адибекова (Акжан), близнецы-танцоры Адлет и Даулет Анарбековы (Тахир и Дамир). Конечно, и главный образ — Аслан (Тимур Айдарбеков). Как же камера Азиза Жамбакиева любила каждый раз демонстрировать во всей красе эти лица! Меня это только радовало, что не было (пусть и в эпизодах) Ануара Нурпеисова или Максима Акбарова, которые уже, такое ощущение, надоели своими постоянными появлениями на экранах телевизоров или кинотеатров. Юные актеры (для которых уж точно это был первый большой опыт) сыграли своих героев искренне, с душой и, самое главное, правдоподобно. Как и в названии фильма, гармония присутствует в актерских работах, позволяющая припомнить подобных персонажей в своем детстве.
Гармония нужна каждому человеку. Всегда и везде. В отношениях с разными людьми. В отношениях с природой. В отношениях с духовностью. Когда человек живет в нашем грязном мире (а он таковым является, что ни говори и ни пиши), невероятно трудно быть и оставаться чистым. Точнее, с момента рождения человек является чистым, но всевозможные обстоятельства вокруг оставляют с каждым прожитым годом множество темных пятен. Главный герой очень хотел остаться чистым, постоянно омывая себя водой и надевая только чистую одежду. Но все поиски и попытки могут привести к страшным последствиям, которые, увы, не исправишь. Где же мальчику искать ответы на свои вопросы, когда мир для него четко разделяется на два больших — мир детей и мир взрослых? Когда первые — слишком юны, но уже жестоки, а вторые — слишком жестоки, но уже уставшие.
«Уроки гармонии», без сомнения, является настоящим казахстанским фильмом, за который ни разу не стыдно, за который можно только радоваться, за которым может появиться, напомню, плеяда новых знаковых казахстанских фильмов. Посмотреть фильм в этот раз я настоятельно советую. Гармония — так близко и так далеко…
8 из 10
15 декабря 2013
Вместо предисловия
Каким бы хорошим не был фильм «Уроки гармонии», подобного рода фильмы для Казахстана — дело весьма печальное. Печальное от того, что в Казахстане, увы, хорошо и профессионально умеют снимать только чернуху, грязь и бандитизм. И пусть с момента «Рэкетира» прошло добрых шесть лет тема криминала, засевшая в умах нашей творческой молодежи, так и остается доминантой. От того и снимают такое кино, на близкие темы, через которые сами прошли, прочувствовали, впитали. И дело тут уже даже не в художественной ценности этих фильмов, а в их пресыщенности и авторской этике режиссёров. Не хочу прослыть неврастеником, но мне откровенно осточертело смотреть отечественное кино. И плохо в нем даже не то, что на 95% это сплошной ширпотреб, а то что оставшиеся 5 % упорно снимаются об одном и том же, на одни и те же темы — безнадега, фрустрация, обречённость, боль. А почему бы просто не снимать добрые фильмы на добрые темы («Тюльпан»), вместо того чтобы тиражировать кино о насилии и кино глобальных идей («Путь лидера»).
О фильме
Мы все родом из детства. Все наши комплексы, страхи, душевные травмы, первая любовь, потеря нравственной невинности и вступление во взрослую жизнь так или иначе связаны с детством, юностью и школой, как месту где закрепляются, в довольно грубой форме, первичные социальный навыки. Здесь нет полутонов, есть лишь черное и белое, альфа и омега, охотник и жертв. Именно этой проблематике и посвящен фильм.
Режиссер он же и сценарист Эмиль Байгазин оказывается очень хорош в роли рассказчика. Его скупая на слова и очень по Брессоновски аскетичная картина, с минимальным набором технических средств представляется довольно насыщенной на действия. Фильм совсем не напоминает «Кирпич» Райана Джонсона, как и «Чучело» Ролана Быкова, но не вспомнить об этих картинах во время простора нельзя, как и про эстонский «Класс» Ильмара Рага, вспышки которого то тут, то там мелькают в «Уроках гармонии». Но главным действующим лицом объединяющим все эти фильмы остается школа. Место где внеклассные обучения оказываются куда важнее и губительнее посиделок на уроках. Впрочем, и самим урокам в фильме отведено очень важное место. Для детей не имеющих необходимый уровень сознательности, но всеми силами старающихся выдать себя за взрослых такие понятия как «естественный отбор» и «энергия = деньги» становятся роковыми, а учат этому именно на школьных занятиях.
Картина хоть и откровенно спекулирует на теме школьных отношений, комбинируя почти весь ассортимент всевозможных обстоятельств (не упомянули разве что только гомосексуалистов), представляется совсем не однобокой, но многоплановой. Главный герой, ставший жертвой неразборчивых и жестоких детей, не помышляет о мести своему обидчику, но именно приходит к ней так и не найдя иного выхода, пройдя через всю метафизику зла. И если в начале герой стремится к добру и чистоте (как нравственной так и физической), то ближе к концу не без влияния внешних факторов лишается и этого.
Метаморфоза главного героя, переход от невинного подростка к моральному уроду показана на примере многочисленных экзекуций устраиваемых им же над мелкими насекомыми. Апогеем становится допрос над тараканом за украденную воду, на миниатюрном электрическом стуле. Цепочка замыкается в тот момент когда сам мальчик оказывается на месте своих таракашек, понимая, что насилие только разрушает его самого, порождая за собой новые акты жестокости. В последнем ряде сцен фильма режиссер и показывает ту грань, за которой находится главный герой.
У каждого ребенка по фильму есть мечта, для одно это Happylon, для другого кроссовки, главный же герой Аслан не мечтает ни о чем. Полученная травма слишком рано уродует его душу, лишает фантазии, мечты, умения получать удовольствие в простых вещях, как это свойственно детям — это объясняет почему герой в отличие от сверстников не может радоваться играя в игровые автоматы в Happylonе (одна из финальных сцен). Но даже тогда режиссер не ставит на своем герое крест. Финальный эпизод, в этом отношении, почти наглядно демонстрирует, что ребёнок, всегда остается ребенком через какие бы ужасы он не прошел.
Но как бы прекрасно это ни было режиссер совсем не стремится романтизировать историю и добавить в нее лирические черты, скорее наоборот. Мир «Уроков гармонии» это квинтэссенция всей грязи из нашего мира, который невозможно представить без рэкета, бандитских разборок и суровых стражей порядка (с не менее суровыми методами); где если и есть юмор, так только черный, а единственное чистое и нежное существо и то оказывается спрятанным в хиджаб (кстати, тема с девочкой так и остается нераскрытой). Чего нет в фильме, так это гуманности и вселенского бытийного взгляда. Не саркастично — ернического, вызывающе — выпендрежного, как здесь, а бесстрастного и честного.
10 декабря 2013
Казахская картина о школьнике и его окружении окончательно завершает эру детского советского фильма и открывает новую — довольно неожиданную. В «Уроках гармонии» авторы изначально берут всем понятный персонаж — школьного лузера и на протяжении картины демонстрируют полную его трансформацию. Примерно то же авторы проделывают и со зрителем: сначала жалеют его, потом дурачат, а к финалу так вообще оставляют шокированным и широко раскрывшим рот.
Подросток Аслан (школьный лузер), его главный враг Булат (школьный бандит) и почти друг Мирсаин (новичок) — совершенно разные юноши. Первый совсем не осознает своего взросления, второй мнит себя уже зрелым и авторитетным, а третий навсегда остается ребенком, мечтающем о парке аттракционов. У Аслана много способностей: он и барана может зарезать, и одноклассницу впечатлить, и развитость к спорту присутствует и соображает он лучше остальных в естественных науках. При этом он остается молчаливым и даже аутичным: ему не интересны школьные разборки, борьба за лидерство и даже отсутствие авторитета у одноклассников. Однако на протяжении двух часов экранного времени герой будет трансформироваться физически, духовно, психологически и даже в сексуальном плане. Молчаливость и аутичность сменятся на брезгливость и раздраженность, а следом — на честолюбие и тщеславие.
В результате «Уроки гармонии», сюжетные повороты которых не просто стремительны, но и неожиданны, затронут вопросы и индивидуального взросления, и современных школ, и даже реальность одного казахского поселка в целом. Здесь все взрослые — цельные и сосредоточенные. Учителя поселка — вполне профессиональны, временами появляющаяся в кадре бабушка героя — типично бытовая: ее больше волнует, чтобы внук вовремя поужинал, чем его ящерицы в банке и самодельные электрические стулья для тараканов. Такие же, в принципе, и сельские дети: четкие и устремленные: пока кто-то в прямом смысле выбивает из младшеклассников деньги, а другой грезит о парке развлечений, третий вызревает во что-то совершенно неожиданное. И им будут удивлены все, кроме, вероятно, него самого.
6 октября 2013
Диву даёшься смелости молодого режиссёра, откровенно стыкующего гнусные порядки поселковой школы, затерявшейся вместе с запущенным поселком в каком-то казахском далёко с устройством всей системы общественных отношений, укоренившихся на пространстве этой постсоветской страны.
Посмотрев, сразу начинаешь исследовать фильм, начиная с самых первых деталей, с не озвученного диагноза расстройства, которым страдает тихий и сдержанный мальчик Аслан, у которого обнаруживают раскоординацию движений, отправляя пройти медосмотр, лишь только усугубивший его напряг.
Провал в кабинете хирурга был провокацией школьного заводилы, позавидовавшего силе рук отнюдь не самого крепкого тела, своеобразно «опустившего» оппонента, выключив его из игры, сковав кандалами психологических комплексов, когда наслушавшийся телепрограмм парень начинает биться за чистоту своего тела, не понимая, что проблема заключена в его голове.
Дома он, пугая бабушку, неустанно поливает себя водой и ведёт тотальную войну с расплодившимися тараканами, устраивая им изобретательные жестокие экзекуции с использованием электричества и зоологических средств, пока его визави хороводит бригадой сборщиков податей сразу для двух конкурирующих клановых единиц, приводя в действие механизм перераспределения энергии, о котором с откровенной циничностью вещает ученикам преподаватель физики, отменяя своим законом мораль и право, о которых неслышно думает его ученик.
Чудесным образом найденный для главной роли, Тимур Айдарбеков своим безмолвием заряжает атмосферу напряжением скапливающегося внутреннего заряда, готовый разрядить свою энергию, как оружейный патрон, о котором рассказывает ребятам молодой военрук, отдающий дань старому порядку, лежащему руинами развитого социализма и анахронизмами педагогики, отражающими переломанное устройство общества и страны.
Искренность актёрского проникновения дополняет визуальная ёмкость каждой минуты, подчёркивая драматургию режиссёрского замысла композиционной и световой оттеночностью кадров, сочетающих художественную живописность с геометрической точностью предметных конструкций, формирующих целостную форму честного рассказа, притягивающего глубокомысленностью искусства, которому содействует его проникающая в мысль чистота.
Чистоту стремится сберечь симпатичная одноклассница влюблённого в неё паренька, но мусульманская тщательность не избавляет девочку от нежелательного соседства с честолюбивым хулиганом, а заезжий приятель пополняет список жертв обидчиков, торопясь забыться в детской игре, подкошенный и покорённый беспомощностью, толкая товарища на борьбу с этой нечистотой, а тот оправдывает подозрения, закравшиеся с первым появлением на экране мирного подростка, не дрогнувшей рукой расправившегося с барашком, который минутой раньше, было, весело скакал по стенам.
Выдержав физическую борьбу, он так же хладнокровно мстит за предательство, в смешной аналогии с нелепым убийством таракана наблюдая кошмар собственного падения, открывающегося ему вместе с осознанием раскоординированности окружающего его общества, где самовоспроизводящееся дерьмо меняет лишь координаты и имя, отчего осознавший тщету своих усилий герой впадает в ступор тупика и уныния, приводящий его на берег выбора, где на фоне потешной евангельской зарисовки под характерную для этого фильма саркастическую улыбку режиссёра, избавившийся от предрассудков молодой человек должен понять, что хоть не старик он, но места здесь ему больше нет.
5 октября 2013