Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Войцек |
английское название: |
Woyzeck |
год: | 1994 |
страна: |
Венгрия
|
режиссер: | Янош Сас |
сценаристы: | Янош Сас, Георг Бюхнер |
продюсеры: | Питер Барбаликс, Ласло Шипош |
видеооператор: | Тибор Мате |
художники: | Агнеш Йодаль, Габор Надь, Pter Mndoki |
монтаж: | Анна Корниш |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Данная лента не является самым популярным переложением книжного произведения в кадры. Та, что снял Вернер Херцог, все-таки имеет более авторитетное значение для мира кино, нежели обозреваемая в рецензии. Итак, зритель во время просмотра начинает испытывать ощущение трагической безысходности от темного, сгущенного цвета в долгих неподвижных кадрах. Голые пейзажи железнодорожного депо из любого, даже самого стойкого человека способны высосать духовность, установить ему вместо сердца — машину.
В роли протагониста выступает некий мужчина со взглядом затравленного зверя. Дитя природы, которое живет безропотно, как зверек, и только дома пробуждаются собственнические чувства. Однако, и дома он всегда показывается на фоне двери, что символично намекает на его статус «чужака», которого вот-вот попросят уйти.
Неявным антагонистом является начальник депо, которого сыграл русский актер Пороховщиков, типаж которого хорошо вписывается в общую конъюнктуру. Начальник ничего не делает, спит, его бреют, лишь изредка он отдает приказы по громкоговорящей связи. ГГ семенит перед начальством и не брезгует побыть «мышкой» для опытов. Наблюдение за самим процессом эксперимента не оставляет сомнений в садистских наклонностях экспериментатора. Придерживаясь принципа «подставлять другую щеку», когда бьют, ГГ становится таким же бесхребетным и податливым, как окружающие его механизмы поездов. Бытие берет полную ответственность за формирование характера. Войцек менять ничего не хочет, а как преданный солдат подстраивается под ситуацию. Однако, со временем внутренний голос начинает диссонировать с религиозными убеждениями.
Первобытно варварские отношения с женой вовремя пресекаются символическим образом Священного Писания, цитаты из которого находят применение в диалогах главного героя на протяжении всего фильма. Привлекательный облик жены выступает скрытым формфактором для построения психологически сильных сцен в сюжете.
Музыкальное сопровождение не блещет разнообразием и ограничивается хоровым пением, как транскрипцией библейской апологетики. Искренне бунтарское пение цыган в кафе подчеркивает настроение народного самосознания. Символично, что Войцек является единственным исполнителем прихотей верхов. Другие рабочие депо появляются в качестве массовки, но никто из них не устанавливает какой-либо коммуникации с ГГ. Аллегорично смотрятся сцены, в которых персонаж идет в неизвестную даль, отдаляясь от камеры оператора, и ГГ с огромной будкой на плечах, величина которой прямопропорциональна выпавшим на его долю мучениям.
7 из 10
12 ноября 2018
Сразу скажу, что «Войцека» я посмотрела сразу после «Опиума» того же Яноша Саса, захотелось ознакомится с творчеством режиссера, который взялся за экранизацию горячо любимой мной «Толстой тетради» Аготы Кристоф. И могу сказать, что теперь я почти уверена, что он меня не разочарует. Также я не смотрела одноименный фильм Вернера Херцога и не читала первоисточник, так что впечатления мои от сюжета ни с чем не смешались. А теперь о фильме.
Главный герой, как понятно из названия, носит имя Войцек, коренастый, лысеющий человек, живет в маленьком сером грязном, вечно сыром городке, работает на железной дороге, выполняет грязную, выматывающую работу. Также он участник удивительного эксперимента местного доктора по установлению связи в организме человека между поеданием гороха и мочой. В общем, Войцек крутится как может, подчиняясь всем и вся, чтобы заработать деньги для своей семьи, жены красивой и молодой Марии и их внебрачного ребенка. Жизнь у героя не сахар, но он успевает почитывать в своей каморке библию и размышлять о жизни.
Дальше сюжет рассказывать не буду, скажу одно, что он одновременно интересен и предсказуем. Не знаю как это можно было сочетать, но режиссеру это удалось. Наверное это из-за главного плюса фильма- удивительной атмосферности, да, мрачной, похожей на болотную жижу, затягивающую вас по самые уши, но все-таки неоспоримой атмосферности. В нем хочется искать глубокие смыслы, даже если их и нет вовсе.
Фильм черно-белый и это вполне разумный шаг, потому что это, красиво с одной стороны, а с другой очень помогает почувствовать настроение жизни маленького серого человека. Также покоряет музыка, собственно именно по ней я и определила, что точно досмотрю фильм до конца. Оперные арии, скрипучая истеричная скрипка всегда радуют ухо.
Игра актеров не вызывает особых нареканий, смотрела с субтитрами и нарекания скорее вызвал режущий ухо венгерский язык, который звучит очень по-немецки агрессивно, и если честно пугает. Фильм изобилует молчаливыми сценами, где тысячи слов говорят одним взглядом, если появляются диалоги, то они отрывочны и многозначительны. В общем, все как и полагается «эстетскому» фильму.
Все в «Войцеке» претендует на многозначительность, но один главный и существенный минус- это сложность символов и шифров, которые режиссер заложил в фильм, то есть, при просмотре вы понимаете что происходит и почему, но вам все время кажется что какой-то пласт информации вы не можете воспринять, какой-то глубины не видите. Уж не знаю, есть ли эта глубина вообще.
Я люблю фильмы с философскими подтекстами, но они должны быть понятны зрителю. Должны заставлять размышлять о чем-то. Но та мысль, которую я прочитала в «Войцеке» слишком мрачная, безысходная и бесполезная для личного пользования каждым зрителем.
Впечатления мои спутанные и сложно вынести какой-то определенный вердикт, поэтому рецензия нейтральная. Есть определенные плюсы в фильме и из-за крайне положительного впечатления от «Опиума» этого же режиссера ставлю
7 из 10
20 января 2014