Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Аторагон: Летающая суперсубмарина |
английское название: |
Kaitei gunkan |
год: | 1963 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «Ride the JUGGERNAUT of destruction from the depths of the Seven Seas to the Outer Limits of Space!» |
режиссеры: | Исиро Хонда, Сюэ Мацубаяси |
сценаристы: | Синъити Сэкидзава, Сигэру Комацудзаки, Сюнро Осикава |
продюсер: | Томоюки Танака |
видеооператор: | Хадзимэ Коидзуми |
композитор: | Акира Ификубэ |
художник: | Такэо Кита |
монтаж: | Рёхэй Фудзии |
жанры: | фантастика, боевик, фэнтези, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 декабря 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
«Аторагон: летающая суперсубмарина» — одно только название в полной мере показывает, насколько далеко может забраться человек, смотрящий все тоховские кайдзю без разбора и тем самым тратящий свою жизнь в пустую. На самом деле я этот фильм посмотрел уже полторы недели назад и уж думал, что не буду ничего писать, благо и писать-то почти что нечего, но вот внезапно нахлынуло вдохновение, и вот он я.
Фильм максимально похож на «Гораса» — почти что столь же пустой, ненужный и абсолютно одинаково унылый. Хотя начинается всё вполне многообещающе, прямо как шпионский триллер про страну, которая раньше управляла всем миром, а потом про неё все забыли, поэтому её жители внезапно захотели вернуть назад весь мир и для достижения намеченной цели используют агентов, которых посылают куда бы вы думали? Конечно же в Японию, куда же ещё! Так вот, где-то первые полчаса сюжет, за счёт трэшовости и наличия какой-никакой загадки, ещё держит интерес, но потом герои отправляются бог знает куда и встречают там японского генерала, который спустя лет двадцать после войны до сих пор верен своей и только своей стране.
Пока я не начал гневаться, давайте сразу же отмечу второй, заключительный и при этом самый весомый плюс — здесь довольно недурная смысловая составляющая, про патриотизм, там, например. А вообще весь фильм выглядит как извинение и раскаяние японского режиссёра за то, что творила его страна во время Второй Мировой. Та же империя Му, потерявшая былое величие, почему-то для меня видится такой аналогией самой Японии. Возможно, это даже правда и подтверждения тому можно найти в фильме. Так ещё и смысл тут запрятанный, по сравнению с другими Тоховскими кайдзюшками. Хоть немного, но подумать придётся. Другое дело — захочется ли?
Ладно, с плюсами на этом закончили. На чём я остановился? Ах да! Генерал. Суть в том, что после приезда к нему фильм превращается в сущий ад, который попросту невозможно смотреть, потому что последующие минут 40 (40, Карл!) герои уговаривают этого генерала сделать то, что им надо. 40! Ну или 30. Я точно не считал, но ощущалось на все три часа (прям как «Рождение Японии», ага). Стоит ли мне говорить, насколько сюжет затянут? Насколько он безынтересен? Насколько все персонажи пластмассовые? Или что в фильме нет своей атмосферы, своего лица, нет ничего, за что можно зацепиться и что бы запомнилось? Так ещё и сам процесс просмотра из-за затянутости превращается в самую настоящую пытку. Возможно, если бы я не посмотрел до этого «Гораса», я бы выдержал её было спокойно, но «Гораса» я смотрел и дурные воспоминания остались, а тут всё почти что один в один повторилось. Последние минут 20 я хотел смотреть в окно неподалёку, просто по сторонам, на потолок, в пол, на стол — куда угодно, но не на экран. Вы не представляете, насколько счастлив я был, когда фильм закончился. Да это была самая настоящая эйфория!
Так что да, смысловая составляющая — это единственная причина, по которой я в итоге поставил среднюю оценку, а не плохую. Но если вы не можете в художественные произведения, напишите эссе или статью в журнале. Зачем полтора часа терзать зрителя унылым и затянутым фильмом, который ещё и подаётся как развлекательный?
5 из 10
10 января 2018
В шестидесятые годы в Японии выходило много интересной фантастики. Помимо лент с Годзиллой Исиро Хонда выпускал и другие фильмы, которые даже в наши дни интересно смотреть. «Атрагон» (или «Аторагон» в некоторых транскрипциях) на момент 1963 года был самым примечательным из таких фильмов.
Возможно, помимо действительно существующих легенд о затонувшей некогда империи Му Исиро Хонда вдохновился на создание этого фильма романом «20 000 льё под водой», ибо сходство между капитанами Немо и Дзингудзи очевидно. Впрочем, в «Атрагоне» уклон делается в сторону моральных принципов. Именно осуждением военных настроев этот фильм так примечателен. Прекрасная, но обделённая судьбой Макото от лица всего, что радуется Жизни (да, именно с большой буквы) упрекает родного отца, категорически не желающего помогать большому миру.
С учётом того, что фильм снят в 1963 году, декорации подземных доков империи Му приводят в восхищение. Создатели макетов субмарин и художники по костюмам заслуживают благодарности от всего сердца. Подбор актёров, массовка — это тоже чрезвычайно радует и удивляет. Жители затонувшего мира показаны здесь загадочными, совершенно не похожими на нас по образу жизни. Во многом они отстают от наземной цивилизации, но их оружие опережает наше на много десятилетий. Исключение составляет только субмарина Атрагон (Готэнго), которую пустят в ход как последнее средство. Появляется в этом фильме и дракон Манда, который в дальнейшем войдёт в киновселенную Годзиллы. Его появлений в «Атрагоне» не так уж много, потому что на тот момент режиссёр и не помышлял о мега-кроссовере, грянувшем спустя несколько лет.
Сложно кого-либо выделить из актёров, потому что все играют великолепно. Они, аналогично советским, были действительно талантливыми. Тадао Такасима, Йоко Фудзияма, Кэндзи Сахара, Ю Фудзики, Дзюн Тадзаки — многие из них и до и после «Атрагона» имели дело с Исиро Хондой, снимаясь в его фильмах. В создании этой ленты принимал участие и композитор Акира Ифукубэ, знакомый многим фанатам Годзиллы по старым фильмам.
Это не просто фильм с участием огромного монстра, а интересная фантастика, которая сейчас, спустя много лет, навевает ощущение ностальгии даже тем, кто не застал шестидесятые годы. Уделить внимание «Атрагону» стоит всем зрителям, неравнодушным к этому жанру.
10 из 10
15 января 2017
Сюжет повествует о подводной империи Му, которые когда-то насели все земные уголки, устраивая там свои колонии, и теперь мечтают заполучить власть обратно. Они устраивают катаклизмы, похищают разных учёных, но однажды их план проваливается из-за фотографа и его ассистента.
Стержнем истории становится столкновение нравов военного патриотизма и миротворцев, отказавшихся от военных действий. Но, в конце концов, всё сводится к тому, что остановить жуткие планы по мировому господству может только сверх-секретное оружие — субмарина Готенго, она же — Атрагон (от словосочетания «Atomic dragon») — этакий «наутилус». А её считавшийся погибшим капитан — практически «капитан Немо».
Подводная империя, супер-мощное судно и многое другое — определённо списано с творчества Жюля Верна, неоднократно экранизировавшегося как раз в шестидесятые. Пик приключенческой фантастики развернулся в кинематографе полным ходом, и японцы тут совсем ни в чём не отстали.
Хонда, как и прежде, с любовью снимает детальные катастрофы и сцены разрушений, демонстрирует, словно парадом военной техники, всю мощь японской армии, чередуя настоящие съёмки с экшеном миниатюрных моделей, (правда, на этот раз был в целях экономии ряд заимствований футаджа из «Мотры», «Таинственных пришельцев» и т. д.), а продюсер Томоюки Танака вновь сумел настоять на гигантском чудовище.
Да, как в случае с «Мистерианцами» и «Горасом» — сюжет не предусматривал никакого чудовища. Для маркетинга картины в честь грядущего Года Змеи было создано чудовище Манда (урадение на первое «А», а не как вам хочется) — морской змей, подобный скорее китайскому дракону, учитывая форму морды и наличие лап.
Манда — этакий прислужник божества Му, чудовище, которому скармливают неугодных суровой императрице. В фильме его едва ли больше, чем Магумы в «Горасе» или Орочи в «Рождении Японии», однако в дальнейшем этот кайдзю появится в нескольких фильмах о Годзилле, став его соперником.
Сделано чудовище очень неплохо, особенно для шестидесятых. Но только раскрыть его потенциал фильму, к сожалению, не удаётся. Тот же Магума хотя бы активно разрушал людскую базу, а с Мандой имеется всего лишь один знаковый эпизод, где тот противостоит, собственно, той самой летающей субмарине.
На самом деле первое появление монстра — куда раньше, чем его натравливают на новейшее оружие. Его видно через окно в камере заключённых, куда сбрасывают всех рабов-японцев (не японцев тут, впрочем, вообще не замечено за исключением одной из сцен с американской подлодкой, раздавленной океаническими глубинами). Но всё равно это происходит уже после первого часа, ближе к концу картины.
И так как монстра показывают довольно мало — он даже не нападает на сам подводный город, сюжет сосредотачивается на взаимодействии ярких персонажей. Фотограф со своим помощником, дочка капитана, загадочный вездесущий журналист, жёсткий агент 23, суровая императрица, адмирал и детектив, расследующий все загадочные похищения и несчастные случаи.
Почти все участники картины так или иначе связаны со множеством кайдзю-фильмов. В главной роли (тот самый детектив) — уже был главным героем «Кинг Конга против Годзиллы», а затем ещё много где сыграет из жанровых картин. Капитана Готенго играет Дзюн Тадзаки — буквально во всех кайдзю-фильмах со своим участием получающий роли военных начальников — шефы полиции, генералы, теперь вот капитан.
Ю Фудзики, Кэн Уэхара, Хисая Ито, Кэндзи Сахара, Хироши Койдзуми, Хидеё Амамото, Сусуму Фудзита, Икио Савамура, Ёсифуми Тадзима, Минору Такада и другие — связаны участием в кайдзю-фильмах. А Агента 23 здесь и вовсе играет тот самый Акихико Хирата — Серидзава из «Годзиллы» и ещё много кто из разных других картин, постоялец жанра не меньший, чем сам режиссёр Иширо Хонда.
Да и композитор вновь Акира Ифукубе, причём в мощных и помпезных мелодиях картины узнаются отголоски саундтрека именно первого «Годзиллы» — очень много общего, словно сделано по удачным, но невошедшим наброскам. Или же вновь в целях экономии было решено не заморачиваться. Зато песнь восхваления чудовища удалось придумать весьма специфическую. Всякие танцы-пляски к древнему божеству уже имели место быть и в «Годзилле», и в «Варане», но больше всего запомнились в «Мотре» (здесь музыку писал не Ифукубе) и теме Конга из «Кинг Конга против Годзиллы».
При всём том, что создатели фильма явно кое-где схалтурили, большая часть спецэффектов выглядит отлично — особенно сам Готенго, вооружённый разными пилами, свёрлами, способный и плавать, и летать, и бурить землю, а заодно и различные стены да постройки. Но субмарина Атрагон оснащена ко всему прочему ещё и оружием заморозки.
Если нравятся старые фильмы приключения типа «Таинственного острова», «Вождей Атлантиды», «К земному ядру»,»Путешествия в центр Земли» и так далее — то и «Атрагон» будет по-достоинству воспринят на ура. Фильм хороший, вот только все выше упомянутые картины обычно содержали всё-таки побольше монстров и чудовищ, и одного морского змея на пару сцен, пусть и довольно эффектных, тут маловато.
Да и при обилии персонажей — многие из них всё равно получились слишком топорные, к примеру, та же императрица при всём своём трагичном финале только и делает, что орёт да хмурит брови. Хотя та же самая механическая холодность многим злодеям идёт на ура, вспомнить хотя бы Бондиану 60х. Сценарий многого не требует, актёры особо ничего сверх меры и не демонстрируют. Просто хорошее кино с духом приключений и кучей зрелищных фантастических элементов.
7 из 10
24 сентября 2016
Единственная причина, по которой я оценил эту ленту чуть выше среднего — это попытки выйти на какую-никакую, но драму (отец-моряк оставил свою маленькую дочурку, а когда она выросла и захотела с ним увидеть — то получила совсем не такой тёплый приём, на который рассчитывала изначально), а также сама субмарина, Атрагон. Заинтересовал меня этот аппарат, и я надеюсь, что сие будет не последнее его появление. Ибо в остальном — такой же опус, как и любой другой побочный фильм из кайдзю-серии (я, конечно же, о «Мистерианах», «Варане» и иже с ними).
Может сама драма здесь сперва выдалась неплохая, но персонажи, которые в ней участвовали и актёры, которые этих персонажей сыграли, сводят всё на нет своей выпученной незапоминаемостью, полюс первая половина ленты по старой-недоброй традиции посвящена в большинстве своём болтологии: кто, где, отчего, зачем. Только потом начинает проклёвываться экшОн: взрыв завода, тёрки с подводными обитателями, которыми рулят какой-то противный старикан и принцесса с кислой миной на лице, отличная сцена, в которой часть города буквально проваливается в бездну, ну и сражение с Мандой (гусары — отставить, ударение на первый слог) — морским змеем, который возможно запомнился бы сильнее, если бы — да, вы угадали — появился больше, чем на 3—5 минут.
Не буду более писать, скажу только, что в начале кинцо изрядно подзатянуто, и лишь во второй половине начинает происходить хоть что-то. Но как бы то ни было, летучая подводная лодка — это действительно запоминающийся прибамбас. Запоминающийся… В отличие от сюжета. Персонажей. Актёров. Режиссуры. Всего. Ещё одна попытка Toho сыграть на бешеной популярности Годзиллы, не используя, собственно, Годзиллу и практически не уделяя внимания другому кайдзю, что становится уже какой-то обидной постоянной особенностью.
6 из 10
13 июня 2015
Сюжет
Десятки тысяч лет назад континент Му, находившийся в Тихом Океане, на котором также находилось одноименное государство, был сверхдержавой, но 12 000 лет назад он затонул. Жители континента приспособились к жизни под водой, построив там крышу. Они хотят завоевать мир. Единственная надежда людей-летающая суперсубмарина Атрагон, или по-другому, Готэнго.
Сюжет в фильме очень интересный, но есть затянутые моменты. Радует то, что их совсем мало. В целом сюжет не затянут, не хочется ждать, когда фильм закончится и время пролетает быстро.
9,5 из 10
Монстры
Здесь у нас всего один монстр-Манда (ударение на первый слог). Появляется он очень мало времени. Представляет из себя Манда змееподобного морского дракона. Особых способностей нет, разве что он может обвязать своим телом врага. Дизайн Манды (еще раз для невнимательных:ударение строго на первый слог) вполне неплох, для своего времени это было отлично.
8 из 10
Спецэффекты
Мы имеем те же самые старые спецэффекты, что были в фильмах с их использованием того же времени. О качественных спецэффектах речи тогда быть не могло, но для того времени они хорошо сделаны. Дизайн Атрагона (или Готэнго) неплох.
5,5 из 10
Актерская игра
Актеры хорошо играли, претензий нет. Тадао Такасима играл здесь хорошо, но его роль, в отличие от «Кинг-Конга против Годзиллы» (1962), совершенно не запоминается. Никто, кроме Тэцуко Кобаяси в роли императрицы подводной Империи Му, не запомнился совершенно. Также хочу добавить, что Тэцуко лучше всех играла.
9,5 из 10
Режиссерская работа
Ляпов в фильме очень мало. Хочу подметить, что есть ляп, когда видно, что Атрагон висит на веревках. В целом Исиро Хонда хорошо работал, у меня к нему никогда не было претензий.
10 из 10
Музыка
Акира Ифукубэ порадовал отличным саундтреком. Самая запоминающаяся дорожка-музыкальная тема Атрагона. Остальная музыка тоже понравилась, но она не так хорошо запоминается.
9,5 из 10
Реалистичность
На дворе 1963 год, поэтому компьютерной графики не существовало в то время. Следовательно, о реалистичности не могло быть речи.
1 из 10
На мой взгляд, это одна из самых лучших работ Исиро Хонды, разве что не превзошедшая «Годзиллу» (1954) (шедевр, лучший фильм Хонды) и «Радона» (1956). Честное слово, я такого от фильма не ожидал. Фильм не только оправдал мои ожидания, он превзошел их. Мы имеем отличный кайдзю-фильм, обязательный к просмотру всем фанатам кайдзю.
9,4 из 10
19 мая 2014