Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большой побег |
английское название: |
The Great Escape |
год: | 1963 |
страна: |
США
|
слоган: | «Hours ago... Minutes ago.... These men were behind barbed wire» |
режиссер: | Джон Стёрджес |
сценаристы: | Джеймс Клавелл, У.Р. Барнетт, Пол Брикхилл |
продюсеры: | Джеймс Клавелл, Уолтер Мириш, Джон Стёрджес |
видеооператор: | Дэниел Л. Фэпп |
композитор: | Элмер Бернстайн |
художники: | Фернандо Каррере, Курт Рипбергер |
монтаж: | Феррис Уэбстер |
жанры: | боевик, драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Сборы в США: | $11 744 471 |
Мировые сборы: | $11 744 471 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 июня 1963 г. |
на DVD: | 18 июня 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 52 мин |
Просматривая фильмографию Стива Маккуина, который в итоге оказался больше гонщиком, чем актёром, я решил дать второй шанс культовому 'Большому Побегу'. Для американцев этот фильм сродни нашему 'Место встречи изменить нельзя' или 'Семнадцать мгновений весны'. Он считается настоящей классикой Голливуда и символом свободного американского духа.
Что при первом просмотре, что сейчас, отсмотрев примерно 10 минут, я начал замечать весь абсурд происходящего. В немецкий лагерь военнопленных привозят новую партию американских заключенных, но при этом с ними обращаются так, будто они приехали в летний лагерь. Все спокойно прогуливаются по территории под жизнерадостный аккомпанемент оркестра, парочка ребят пытается сбежать максимально тупым способом, не понеся никакого наказания при поимке, Стив Маккуин в стильной кожаной куртке поигрывает в мяч бейсбольной перчаткой и яро недоволен, когда ему не разрешают подобрать его после неудачного броска. У всех с собой личные вещи, они спокойно общаются, обсуждая как прошлые попытки побега, так и будущие. Возникает ощущение, будто я смотрю советскую комедию про тупых американцев в плену еще более тупых немцев, созданную с целью высмеять вклад западного фронта во Второй Мировой. И это только первые 10 минут фильма, дальнейшие кадры еще больше накаляют бредовость происходящего.
Я слышал, что с западными военнопленными немцы обращались лучше, чем с восточными, но сомневаюсь, что условия содержания были именно такими. Даже если абстрагироваться от реальности, представить, что это художественный вымысел и нам показывают обычную гражданскую тюрьму, ситуация менее абсурдной не становится.
И тут мне в голову пришла интересная мысль. В начале нулевых один парень неизвестной родословной захотел снять драматический фильм. Он долго писал сценарий, подключил ко всему этому товарища, с которым познакомился несколько часов назад, и у него всё выгорело. В итоге свет увидел фильм 'Комната' за авторством Томми Вайсо. Думаю, не стоит объяснять, что это за фильм и чем он известен. Томми хотел снять драму, но в итоге получилась самая настоящая комедия. Я всё это веду к тому, что по своей сути 'Большой побег' является 'Комнатой' своего времени. Стёрджес и остальные причастные хотели снять драматический фильм про побег американских солдат из немецкого концентрационного лагеря, основанный на реальных событиях, а в итоге сняли абсурдную комедию в стиле Гайдая. Вся ирония в том, что Вайсо загнобили за его фильм и превратили всё, над чем он работал, в мем, а 'Большой побег' стал легендой, которую до сих пор крутят по американскому телевидению на Рождество.
По актёрской игре мне сказать нечего. Целая плеяда известных и талантливых личностей не показала чего-то интересного. Хотя, честно говоря, при просмотре у меня иногда возникала мысль, что возможно некоторые из них знали, в каком абсурде снимаются, поэтому специально играли комичных клоунов. Ну а Стив Маккуин, как всегда, блестяще прокатился на автотранспорте, в этом он был действительно хорош.
Музыкальное сопровождение самое обычное. Хотя хочется выделить прекрасную жизнерадостную мелодию, под которую бесстрашный Маккуин каждый раз шагал в карцер, чтобы провести там время наедине со своей любимой бейсбольной перчаткой.
С технической составляющей также стандартно. Вторая половина фильма радует красивыми видами Европы, но это скорее заслуга матушки природы, чем съёмочной группы.
Единственное? за что можно сказать этому фильму спасибо, так это за вклад в мировой кинематограф и искусство в целом. 'Большой побег' вдохновил огромное количество творцов, стал отцом многих фильмов, породил немало сценарных ходов и фишек. По моему скромному мнению, это единственный плюс данного недополотна. С другой стороны, если бы этого фильма не существовало, возможно, на его месте было бы что-то более качественное.
Вообще это многое говорит о киноиндустрии, если такой шлак считается одним из величайших фильмов в истории.
1 из 10
17 марта 2022
Считается, что если ты действительно любишь кино и относишься к нему не как к развлечению, а как к искусству, то ты должен просмотреть определённый перечь фильмов. Данные списки составляются именитыми критиками или отмечаются любовью зрителей. С каждым годом становится всё больше фильмов, все просмотреть невозможно, а изучить всю фильмографию начиная с 20-х годов прошлого века и заканчивая 2000-ми очень трудно. Так что подобные списки помогают мне разглядеть настоящие шедевры.
Картина «Большой побег» фигурирует во многих подобных списках. Я очень была удивлена, когда посмотрела это кино и разочаровалась.
Настолько хороших, милых и добрых фашистов я нигде не видела, даже в «Триумф воли». Здесь они показаны скорее как суровые родители, которые не выпускают своих детей погулять. Немцы дают своим военнопленным максимально комфортабельные условия: чистая новая одежда, чай, свежие овощи. Всё это в открытом доступе. Помимо этого есть и развлечения, вроде садоводства, бейсбола, праздников. Сбегать из дома ты можешь сколько угодно, а за это тебя накажут и поставят в угол (посадят в карцер). Понравилась лишь одна сцена, в которой показали вражду между СС и Люфтваффе, но это было скорее похоже на ссору родителей. В итоге я смотрю на главных героев и не верю, что они устали быть в плену, что они хотят на свободу.
Музыка максимально оптимистичная! Когда ГГ ведут в карцер снова и снова это превращается в шутку! И когда в это время ты думаешь про истинные события времен войны… Нет слов. Однако мелодия весьма хороша и легко запоминается.
Не спасает и актёрская игра. Все актёры играют норм… «Нормально» слишком пафосное слово для описания.
Я до конца не верила, что в фильме будут мрачные моменты. Они настолько внезапные и сбивают с толку, что не успеваешь прочувствовать хоть щепотку горя войны.
Как я представляла себе этот фильм, по постеру, лёгким боевиком, таким он и является. В 60-е годы Голливуд вцепился за подобные фильмы. Но снимать такое про Вторую Мировую Войну, это лишь показывать своё неуважение к павшим и тем, кому посвящён этот фильм.
6 из 10
23 сентября 2019
Всегда, когда на земле существовали тюрьмы, люди бежали оттуда. Но меня совершенно удивляет, как возможно совершить нечто, о чём рассказывается в «Большом побеге». А оказывается возможно, ведь фильм снят не на основе выдумок сценариста, а на реальных событиях — факт. Более 600 человек оказались за стальными оградами, где царило рабство и безволие. Конечно, немцы не обращались с британцами и американцами так, как с русскими, евреями или цыганами, но мало кому по душе сидеть в плену и подчиняться каждому слову врага, не так ли? И люди попытались осуществить единственный шанс, ведь ждать окончания войны бессмысленно, а Джон Стёрджес снял об этих событиях фильм — грандиозную 172-минутную ленту, которую хвалили и хвалят до сих пор. Консультантами выступали реальные участники событий, проектом управляли грамотные люди, а снимался он в 1960-е годы — отличный период в Голливудской истории.
Но не всё радужно. «Большой побег» не получил должного признания в годы проката и был удостоен тёплых слов лишь спустя годы. Было за что его покритиковать. Но сейчас многие минусы стали плюсами. Радует, что съемки проходили в Европе. Практически полностью адаптировали факты об истории и лишь некоторые не реализовали по различным причинам. Актёры вполне справились со своими ролями, ни больше, ни меньше (стоит помнить, что мало кто из них до данной работы был звездой). Стив Маккуин переигрывал, да. Его герой ведёт себя, что чуть ли не приставку супер- ему подавай. Но это, пожалуй, и всё. Остальное за минусы считать не совсем правильно. Фильм длинный, но не затянутый, снят полностью по содержанию. Смотрится непросто только за длительность.
Его особенность — это уникальная история. В основном раньше (да и сейчас) снимали кино о конкретных людях, великих и известных событиях, а о других творцах триумфа над фашизмом немножко забывали. Не случайно одной из наиболее известных цитат считается «Попытаться сбежать — наш долг». Они не могут отвоевать земли или спасти людей, но они могут подорвать авторитет нацистов, уронить их моральный дух, а по возможности и вернуться в родные полки и продолжать войну. Пусть сбегут не все, но даже если удастся скрыться одному — это успех. Но ещё надо сбежать, одного желания мало. Название фильма не говорит ни о чём, пока его не посмотришь. Так что ещё и интригу к плюсам стоит добавить.
А вообще, это действительно хороший и большой фильм. Не самый лучший, но и далеко не самый худший продукт Голливуда. Отдельное спасибо режиссёру за то, что решился на создание «Большого побега», рассказал нам эту историю, о которой вряд ли бы многие знали спустя годы.
8,5 из 10
11 августа 2017
Когда-то подростком очень понравился фильм. Решил пересмотреть. Какой фарс. Фильм в стиле «Полицейской академии», но про вторую мировую войну. Лагеря военнопленных показали как летний курорт со строгим, но справедливым обслуживающим персоналом — немцами, и отдыхающими, хорошо одетыми, сытыми, полными сил военнопленными, насмехающимися над этим персоналом и играющими в игру «Выбраться из лагеря и попасться обратно».
Один из самых хреновых фильмов про войну. Высокий рейтинг можно объяснить лишь тем, что оставившие плюс составили впечатление о нем в глубоком детстве, в пору когда тяжелая и мрачная историческая реальность не ценится, а ценятся веселые комиксы про героев. Это комикс, с кучей шаблонов и стереотипов, плохой игрой актеров и никаким сценарием, и вообще не про Вторую Мировую, а про черт знает о какую реальность. Убить время поможет и только.
2 августа 2017
В год своего выхода и несколькими годами позже военно-историческая драма «Большой побег» (в нашей стране первоначально вышла под названием «Великий побег») не вызвала особого восторга у критиков, которые по большей части назвали её приключенческим зрелищем, где героизм стоит упоминать чуть ли не с приставкой «супер». Прошло некоторое время и «Большой побег» оказался переоценён, в том смысле, что у многих он стал вызывать только тот самый восторг, восторг до такой степени, что даже мужская часть населения в Британии в преддверии рождественских праздников в первую очередь захотели бы увидеть именно эту картину. Что же, разная судьба может быть и у кино. Так что же там вначале не рассмотрели, а потом рассмотрели критики в этом действе, которое длится на протяжении без малого трёх часов? Попробую передать, полагаясь на собственные эмоции, полученные от просмотра.
«Большой побег» по сюжету основывается на книге австралийского журналиста Пола Брикхилла, который в период Второй Мировой войны сам служил в австралийском авиаотряде. Свой сюжет Пол Брикхилл взял на основе реально произошедшего побега из немецкого концлагеря для военнопленных. Трудоёмкая и долгая подготовка к побегу, невероятно огромное количество участников, готовивших побег (по словам очевидцев их было чуть ли не 600 человек!) — всё это стало легендой патриотизма и героизма солдат коалиции. Однако стоит сказать о том, что в «Большом побеге» сильно преувеличена роль американских пленных, в то время как основную работу в действительности делали британцы. Ну фильм же американский, а как же себя американцы в роли вторых догоняющих покажут? Могли клеймо поставить на всех создателях фильма как в период «маккартизма». Но отвлечёмся от надуманных фактах в «Большом побеге» и скажем, что это настоящее зрелище.
Некоторый уловки, которые задействовали участники побега, затем стали чуть ли неотъемлемым моментом в других фильмах о побегах. Например, военнопленные выносили накопанную землю из тоннеля, ведущего к возможной свободе, в карманах, так чтобы охрана (их называли «хорьками») этого не смогла заметить. И несколько других моментов можно наблюдать в «Большом побеге», но всё это Вы сможете увидеть сами, если картина привлечёт Ваше внимание. Немаловажным фактором, что «Большой побег» смотрится с интересом стал внешний облик. Да, мы все знаем, как гитлеровцы относились к славянам в концлагерях, но к американцам и англичанам было совершенно другое отношение, так что не надо критиковать «Большой побег» за то, что он показывает, будто лагерь был курортом, у американцев и англичан в этом отношении несколько иная история. Поэтому декорации, площадки, павильоны и места для натурных съёмок подобраны со знанием дела, ведь у фильма были консультанты, участвовавшие в подготовке побега, так что реализм передан на высоком уровне.
Ну может быть есть несколько фрагментов, которые превращают фильм в то самое приключение и экшн, как, например, прыжок на мотоцикле через две стены Стива МакКуина. Но тут дело в том, что сам актёр попросил вставить эту сцену, а зная бунтарский нрав МакКуина картина рисковала потерять свою главную звезду. Стив МакКуин и по жизни был бунтарём, имел проблемы с законом, но стал экстремалом, а затем и актёром. С фильмом «Большой побег» к нему пришло признание, настолько точно он воплотил образ целеустремлённого и никогда не сдающегося мужчины. Да, за таким женщины были бы как за каменной стеной. При этом я не умаляю заслуг других актёров фильма — Ричарда Аттенборо, Джэймса Гарнера, Чарльза Бронсона и Дональда Плизенса. Каждый из актёров наделил своё персонаж необходимым характером и нужными качествами, чтобы зритель смог себе составить впечатление по поводу каждого героя. К чему-чему, а к актёрской игре вряд ли должны быть какие-либо претензии.
Прекрасно понимаю, что наши отечественные фильмы о героизме в период страшной Второй Мировой войны куда более ценные и дорогие, и я отнюдь не собираюсь снижать их достоинства, я, как и миллионы других, люблю эти фильмы. Но, допустим, поклонникам жанра военной истории всё же я бы рекомендовал посмотреть «Большой побег», потому что фильм того заслуживает. Заслуживает своей постановкой, обстановкой, актёрской игрой и поистине сильным драматизмом, который выходит на первый план в финале картины. Решайте и решайтесь!
9 из 10
10 августа 2016
- Костя, учти: голова пролезет — все пролезет… — Да знаю я!
Большой побег (или Великий побег) — творение несомненно культовое и многозначащее в кинематографе. Влияние его на многие фильмы жанра бесспорно; многие режиссеры последующих лет оглядывались на сие творение, кто с неуверенностью, кто с восхищением. Дети и подростки с воплями вели виртуального МакКуина на путь к долгожданной свободе. Едва слова «стойкость» и «героизм» звучали в предложении, любители кино сразу вспоминали название этого фильма. Словом, успех его огромен…
Поэтому с робостью и восхищением я попробую кратко проанализировать данную работу Джона Стёрджиса и разобрать её на анионы и катионы.
«Большой побег» обладает ярко выраженной корреляцией, с одной стороны, с военными драмами о нацистских лагерях, с другой — с фильмами о побегах из всевозможных мест заключения (будь то даже «Побег из курятника» или «История игрушек: Большой побег» — не будем обижать аниматоров).
Если сравнивать «Большой побег» с работами на тему нацистских лагерей, то приходится с грустью последовать примеру Зоила, бичевавшего шедевры Гомера. Ведь данный проект далек от того страшного антигуманизма, коим проникнуты другие фильмы этого под-жанра. И уж, не дай Спилберг, посмеить мне сравнить его с бессмертными «Списком Шиндлера» и «Мальчиком в полосатой пижаме», но вот столкнуть его лбами с менее известным трудом я рискну.
Возьмём телевизионный проект 1987 г Джека Голда «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром и Аланом Аркиным. Тематика и концепция обоих фильмов схожи. Да, «Большой побег» выигрывает и по актерскому составу, и по человеку, сидящему в режиссерском кресле, и, уж конечно, по известности. Но вот чего в нем нет, так это реалистичной, хватающей за сердце драматургии, человечности, если хотите. В свою очередь, в «Побеге из Собибора» нет той часто встречающейся поверхности, нет умалчивания, недалёкости, кукольности, которые, увы, напичканы в работе Стёрджеса.
Да, всем известно, что с западными военнопленными обращались в разы лучше, нежели с советскими (воспоём хвалу Женевской конвенции) — тут нет смысла изобретать велосипед. Те же сюсюкания немцев с американцами и англичанами мы видели в «Войне Харта». Дело тут в извечном солипсизме Западного мира, презирающего восточные народы. Но в подобные диатрибы нам лучше не впадать…
Серьёзный (и пожалуй единственный) минус фильма в том, что при всём просмотре не можешь удержаться от ироничной улыбки. Союзники-военнопленные ведут себя в плену у врага, будто Кости Иночкины в пионерлагере: прячутся от вожатых, с озорством крадут харч и одежду, шушукаются, устраивают секретные сходки. В перерывах между этими проказами они вальяжно пьют чай, со смаком закусывая его шоколадкой, шатаются по территории с безразличием отдыхающих и панибратски общаются с охраной. И вот из этакого «Орлёнка» и стремится сбежать группа солдат во главе со Стивом МакКуином.
Теперь о положительном. В голливудском пантеоне фильмов о побегах «Большой побег» (ох, уж мне эта тавтология) занимает ведущее место (название фильма с неприкрытым пафосом скромно намекает на это). Мы выяснили, что этот проект не претендует даже на лёгкое дуновение трагизма. Нацистский лагерь представляется здесь всего лишь декорацией, подобно Алькатрасу или Шоушенку. И вот по этим то декорациям с азартом жаждущих воли игроков бегает, стреляет, гонит самогон (?!), роет, ездит на мотоциклах своеобразная актёрская команда мечты.
Бедные, несчастные немцы! Могли ли они подумать, что у них в плену окажется аж половина «Великолепной семёрки»: Стив МакКуин, Чарльз Бронсон и Джеймс Коберн? А вне съёмочной площадки грозно следит за происходящим и создатель «Семёрки» Джон Стёрджес? (Ещё повезло, что не сам Куросова, а то, быть может, «Великолепная тройка» сбежалы бы от немчуры за 2 часа, а не 3).
Подводя жирную черту под вышесказанным, стоит со стойкостью сказать, что, отодвинув в сторону уже проанализированное отсутствие глубины в фильме, «Большой побег» заслуживает высокой оценки. Актёрская группа, режиссура, экшн-сцены, ёмкие диалоги, добротный юмор нивелируют шероховатости, вызванные лишь западным менталитетом, но никак не отсутствием кинематографического дарования. Поэтому создателям кинокартины «Большой побег» можно твёрдой рукой ставить 9 баллов из 10.
В конце рецензии добавлю кратенький аполог-напутствие киноманам: накармливая свой свой взор, не забудьте напоить и душу, иначе появится язва.. Прошу прощения, за слабость к аллегориям… Удачи!
10 апреля 2016
Об этом фильме я узнал примерно лет 7 назад до просмотра, но моё желание посмотреть его было не особенно сильным, поскольку старые военные фильмы меня ни сколько не привлекали. Список Шиндлера перевернул мои взгляды о военном кино, и потому, как только мне удалось наткнуться на Великий Побег, я решил 3 часа провести у экрана телевизора. 180 были потрачены не зря. Фильм держит зрителя в напряжение. И даже подробные копательные работы тоннеля ни сколько не дают скучать. У героев фильма всегда, что нибудь происходит, что заставляет их думать по новому. В фильме нет банальностей, безусловно, потому, что он основан на реальных событиях.
Первое, что вызвало у меня сомнения в начале просмотра:
Мы (Русские), хорошо знаем, как обращались фашисты с нашими солдатами и людьми, поэтому сложно поверить в то, что Американским солдатам было позволено в лагере свободно перемещаться и в общем-то жить довольно не плохо. Оказывается, что так действительно было. С западными пленниками обращались на высшем уровне, а к восточным относились, хуже чем к живым существам.
Блистательная игра актёров, местами юмор, и всюду стремление к свободе и победе!
Отличный фильм, ставлю 9 баллов из 10. Всё же, как мне кажется фашистов показали слишком добрыми, может из-за того, что американские фильмы 60-ых ещё не были настолько откровенными. Тем не менее, реальный сюжет и зрелищность заслуживают высших похвал!
9 из 10
12 января 2014
Наверное, у многих киноманов имеется свой список фильмов к первоочередному просмотру. Есть такой список и у меня. Картина «Большой побег» целых пол-года занимала в этом списке первое место, однако просмотр её каждый раз откладывался по причине 3-часовой продолжительности фильма. Но вот наконец черёд The Great Escape настал, и я пустился в киноплавание длиной в пол-ночи.
Фильм снят по книге Пола Брикхилла, которая рассказывает о случае реального массового побега из лагеря для военнопленных Luft III. Заключённые под носом у охранников лагеря прорывают три тоннеля и массово бегут. Подробно живописуется подготовка побега, его осуществение и последующая судьба беглецов.
Странно — вот то слово, которым можно описать мои самые первые впечатления от начала фильма, его завязки. То же самое чувство и от середины картины, её кульминации. Таково же и конечное впечатление, оставшееся в итоге после просмотра работы Д. Стёрджеса. Неужели пришлось так долго ждать встречи именно вот с ЭТИМ!? Сказать, что я был разочарован — ничего не сказать. К разочарованию тесно примешалось недоумение, а также ещё и чувство, что тебя надули — я ожидал увидеть совсем-совсем другое.
Неписанное изумление вызывают как сам вид концлагеря, так и условия содержания в нём военнопленных. Пусть отношение фашистов к пленённым англичанам и американцам было в 2, или даже в 3 раза более лояльным, чем к пленным русским — допустим это. Но не оглядываясь на назойливое объявление в вступительных титрах — пресловутое «фильм основан на реальных событиях», — скажу, что я не верю в столь шикарные условия содержания под охраной, какие были показаны в картине. Концлагерь в «Большом побеге» — настоящий КУРОРТ, и по сути отсутствуют сами основания, чтобы из ТАКОГО концлагеря бежать. Можно сказать, сиди себе и дожидайся конца войны. Даже если допустить, что кто-то упорно сбегает из таких вот лагерей — сбегает, чтобы продолжать борьбу против гитлеровцев, — то не 17 же, или 20 раз он это проделывает! (Блеф какой-то.) Почему? Да потому, что уже после нескольких побегов «хронический» беглец непременно отправился бы к стенке — немцы были педантами и аккуратистами в подсчётах, столь хлопотные узники им были ни к чему. Правда, одним из прототипов «короля карцера» Хильца является Эрик Фостер, который 7 раз совершал побеги из немецких лагерей. Но похоже, что 7 раз — это рекорд, да и 7 — никак не киношные 17. Далее, поражающие моё воображение посылки военнопленным из дома — передачи, в которых припрятывались карты, документы и инструменты… Военнопленные, хором поющие песни… Заключённый (всё тот же Хильц), не расстающийся с бейсбольнной ловушкой и мячиком… Сиделец, приглашающий охранника на чай с шоколадом… Узники концлагеря, выращивающие грядки с цветами… Чёрт возьми, это что же за концлагерь такой — даже у сегодняшнего Брейвика (притча воязыцех) нет таких шикарных условий! Вот бы создателям фильма взглянуть (хотя бы в кадрах кинохроники) на концлагеря, в которых содержались евреи, или советские военнопленные — мне кажется, после такого показа многие из команды Д. Стёрджеса просто не взялись бы за работу в «Большом побеге».
Если совсем уж откровенно, то мой изначальный интерес к The Great Escape базировался не столько на самой тематике — безусловно, интересной для меня, — сколько на участии в картине целых 3-х великих киноактёров (это много!), перед которыми я всегда преклонялся. Стив МакКуин, Джеймс Коберн и Чарльз Бронсон в одной компании — настоящее киносозвездие! Но и здесь, что досадно, есть немалый повод к разочарованию. Коберна, к немалому моему удивлению, задвинули куда-то далеко на 3-й план — его роль незначительна и, к сожалению, невзрачна. Бронсон, что опять же странно, снимается в СОВЕРШЕННО несвойственной для него роли, никоим образом не подходящей его имиджу, и, в этом смысле, даже противоположной — вестерн-мачо-форева играет сильного мужчину, страдающего клаустрофобией (!). И только МакКуин пребывает в своей родной стихии, хотя в данном случае, увы, не обошлось без переигрывания. (Известен факт, что один ветеран раскритиковал МаКуина за «гламуризацию» его героя.) Говоря об актёрах, необходимо также отметить ещё две значительные роли — главного организатора побега майора Бартлетта по кличке «Большой Икс» (замечательный британский актёр Ричард Аттенборо) и капитана Хэндли, «снабженца» беглецов (Джеймс Гарнер).
Идея-фикс постановщика «Большого побега» Джона Стёрджеса ясна и прозрачна — курс на приключенческое кино, сумевшее бы полностью захватить внимание зрителя. Но для меня так и осталось загадкой, каким образом он собрался осуществить свою идею, если многое из того, что показывается на экране, вызывает резкое недоверие, а приключенческая фабула сильно страдает из-за затянутости фильма.
Наконец, последнее, что хочется сказать: печально, если американцы, или британцы судят о Второй мировой войне по таким фильмам, как «Большой побег». Конечно, это неплохая, в целом, картина, но в качестве исторического полотна, дающего представление об эпохе, она, считаю, малопригодна.
6,5 из 10
31 марта 2013
Сюжет пересказывать нет смысла. Думаю, что всем читающим данную рецензию понятно, что речь в фильме пойдет о побеге из лагеря американских военнопленных в годы Второй мировой войны. Этот фильм неразрывно связан с именем Стива Маккуина. Именно после этого фильма всем стало окончательно понятно — перед нами крупная кинозвезда, с которой нельзя не считаться. Ведь фильм получил неожиданный коммерческий успех.
Между тем, первое, что мне бросилось в глаза — так это весьма большой хронометраж (около 3 часов) — при весьма неторопливом развитии картины и среднем темпе. На мой взгляд, кино от такой затянутости только проигрывает.
Второе, и на мой взгляд, самое главное что меня поразило — так это очевидная неправдоподобность фильма. Известно, какие мучения приходилось пережить в лагерях всем без исключения военнопленным, включая американцев. Другое дело, что возможно на определенных этапах войны они и имели преференции.
Но в целом, представить, что нацистский представитель администрации будет абсолютно растерянно слушать как его публично оскорбляет и унижает один из заключенных — невозможно. Думаю, что такое невозможно даже в простой тюрьме, не говоря уже о лагере.
В таких фильмах формула простая — чем страшнее показываются нацисты, тем больше напряжение. В «Большом побеге» напряжение практически отсутствует — нацисты показаны чрезмерно мягкотелыми.
Впрочем, наверное зритель нуждался в некоторой романтизации своего национального героя. Тем более, косвенно соответствующей историческому факту.
Так-что, фильм со Стивом Маккуином пришелся очень кстати.
Кстати, несмотря на присутствие многочисленных звезд, думаю, что в фильме не хватало Юла Бриннера — партнера Маккуина по предыдущей ленте Джона Стерджеса «Великолепная семерка». На мой взгляд, именно дуэт Бриннера и Маккуина смог бы нивелировать недостатки фильма.
В итоге: кино. которое считается культовым в многочисленных топ-списках и киносправочниках. Правда, идеалы — вещь весьма относительная.
Объективно говоря, фильм неимоверно затянут и излишне мягок (временами, смотрится как очередная история о герое комиксов — а не военная драма-боевик).
Единственное преимущество фильма — замечательный подбор актеров. Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн… Участие этих актеров в любом фильме вместе просто не может позволить писать отрицательные рецензии — даже если фильм очень далек от идеала.
14 июля 2012
Совершенно случайно нашел этот фильм и увидев знаменитых актеров и довольно высокий балл решил его посмотреть. Правда меня немного смутила продолжительность под 3 часа, но так как я люблю военное кино я все равно решился.
Уже с самого начала фильм преподносится как чуть ли не документальный, но это лишь до тех пор пока в кадре не появляются первые американские офицеры в военных формах, с вещьмешками на плечах, которые как будто приехали в пионерлагерь на отдых. Многочисленные попытки побега и никакая реакция на них со стороны немцев окончательно развеевают все сомнения перед нами военно приключенческий фильм.
Ярко показали пленных русских на которых без слез не взглянуть, они своим видом напоминают бомжей с какого нибудь вокзала, в отличие от американских офицеров регулярно стряхивающих пыль со своей военной формы.
Интелегентный немецкий полковник (Комендант лагеря) зачитывает список заключенных уже не первый раз сбегавших из заключения и вежливо просит не предпринимать более попыток побега, не проходит и 10 минут экранного времени как эти самые заключенные из списка предпринимают серию попыток сбежать. И как вы думаете какова реакция на это немцев, да практически никакая одни и вовсе вернулись в стой, а пара других с важным видом победителей пошла в так называемый карцер. После этого начинается подготовка к «Великому побегу», подделка документов не выходя из барака, несколько тон земли из тонелей незаметно разбросанные по периметру лагеря и т. д.
Самая же на мой взгляд интересная часть после побега, кода беглецы разными путями пытаются покинуть Германию. В этой части есть и поумневшие немцы и насыщенное действие и драматическая концовка.
Что можно сказать о фильме слова «Легенда», «Шедевр» будут уместны для американских зрителей (считающих что войну выиграли они), а для наших же соотечественников я думаю больше подойдет «Добротный американский фильм» 60х годов, с множеством тогда еще молодых знаменитых актеров, который вполне можно посмотреть если появится желание.
8 июня 2011
В самом начале фильма зрителю сообщается следующее: «В основе этого фильма лежат реальные факты. Хотя некоторые персонажи вобрали в себя черты многих людей, время и место несколько обобщены, сам побег показан именно так, как он происходил на самом деле, вплоть до малейших деталей».
И действительно, 24 марта 1944 года из лагеря Luft III британские, американские и канадские военнопленные совершили массовый побег. В подробностях побег в своей книге описал Пол Брикхилл, который сам находился в этом лагере (по его же книгам были также сняты малоизвестные фильмы «Взрыватели» 1955 года и «Достичь небес» 1956 года). А сценарий написали Джеймс Клавелл, Уильям Бёрнет и Уолтер Ньюман — все очень опытные сценаристы: первый до «Большого побега» поработал над сценариями к четырём фильмам; у второго к тому моменту было и вовсе 48 сценариев; последний отметился девятью сценарными работами. Режиссёром фильма стал Джон Стёрджес, который также снял такие ставшие классическими картины, как «Плохой день в Блэк Роке», «Старик и море» и «Великолепная семёрка».
Актёрский состав вообще мега звёздный. И отыгрывают все просто великолепно. Стив МакКуин играет американца Хильца «Короля Карцера». Он раздражает охранников частыми попытками побегов и непочтительным поведением, из-за чего часто попадает в карцер. Он очень стойкий, невозмутимый и хладнокровный. При этом всё, что он делает — он делает с какой-то вальяжной расслабленностью и иронической улыбкой на лице. Он также самый отчаянный и отважный из всех военнопленных. Ну и конечно, запоминается его эффектная езда на мотоцикле. Эти сцены были включены в фильм по его предложению, и все трюки он выполнял самолично. Вот только мотоцикл «Triumph TR6 Trophy» на самом деле не существовал во время войны.
Джеймс Гарнер играет ещё одного американца (который, впрочем, служит в ВВС Великобритании) Хендли. Он «Снабженец» и может достать всё что угодно: от чая и сигарет до фотоаппарата, кирки и одежды. Он очень благороден и никогда не бросит друга в беде. Так, он не оставляет своего почти ослепшего друга в лагере, а помогает ему выбраться.
Ещё одного американца Гоффа играет Джад Тейлор. Вообще, сценаристы увеличили важность ролей американских военнопленных. В реальности их роли были незначительны, и побег был по большей части организован британцами, американцы помогали строить тоннели и работали над ранними планами побега, но были отделены от европейцев прежде, чем тоннели были закончены.
Ричард Аттенборо исполняет роль руководителя организации побега Роджера Бартлетта. Он очень решителен, целеустремлён, деловит и жёсток. Его указания не обсуждаются. Он настоящий лидер и вожак. За это его называют «Большой Икс».
Роль чеха (который также служит в ВВС Великобритании) Дэнни Велински исполняет Чарльз Бронсон. Это человек с большой силой воли. Не смотря на свою жуткую клаустрофобию, он вырывает в одиночку огромный туннель.
Колин Блайт, в исполнении Дональда Плезенса, мастерски подделывает документы. Работая при плохом свете и с лупой, он практически теряет зрение. Но его проводником становится Хендли.
Начальника лагеря фон Люгера сыграл немецкий актёр Ханнес Мессемер. Сыграл блестяще. Его герой несколько высокомерен, но это не портит его образ. Он учтив, интеллигентен, справедлив, жёсток (но всегда по делу). Настоящий военный офицер.
Вообще, список можно и продолжать, но думаю, что уже достаточно. Актёрский состав просто великолепен. Все образы хорошо раскрыты. Видно как они изменяются, эволюционируют — на лицо прекрасная работа сценарного отдела. Диалоги просты, но при этом так радуют уши. В фильме нет излишнего пафоса, размазывания соплей и тому подобной тошнотворной тягомотины, присущей современным американским патриотическим фильмам. Герои ведут обычные мужские разговоры. Действие, несмотря на почти 3-х часовой хронометраж, разворачивается стремительно, смотрится на одном дыхании. Там есть и неожиданные повороты сюжета. При этом смотрится это всё как-то очень легко (по крайней мере, первые две трети фильма), наверное, благодаря хорошему сценарию и отличному ненавязчивому и редкому (отчего, ещё более притягательному) юмору.
Начинается всё как классический фильм про ограбление банка. Руководитель операции собирает команду, раздаёт указания, после чего команда приступает к их исполнению. При этом они всячески пытаются скрывать свою деятельность от охранников. Очень интересно наблюдать за всеми их ухищрениями, приспособлениями и придумками. Вдвойне удивительно, что именно так всё и происходило на самом деле (ну, может быть, с небольшими изменениями). Поражаешься тому, с какой самоотдачей и целеустремлённостью они движутся к намеченной цели, какую волю к свободе они проявляют, как стараются помочь союзническим войскам в борьбе с фашистами, как рвутся увидеть свои семьи. Прекрасно передано напряжение сцен побега, в которых всё происходит на гране срыва, а охранники вот-вот почуют неладное. Смотришь и реально переживаешь.
Любопытно было увидеть войну такой, какой она была для американцев. Вывод можно сделать следующий: для них это была честная война по правилам с сильным соперником. Военнопленные содержались в хороших для военного времени условиях, и у них не было практически никаких обязательств. В этом лагере содержались также и советские военнопленные, но, при этом их заставляли рубить лес. А один из немецких охранников говорит, что не дай бог он оступится, тогда его сразу отправят на русский фронт. Немцы боятся русского фронта, потому что там была уже не война, а бойня, резня, не было никаких правил, а военнопленные содержались в нечеловеческих условиях.
Самый драматизм и экшен начинается после побега. Там будут и погони на мотоциклах, и крушение самолёта, и драки, и перестрелки. Ещё один респект сценаристам фильма. И как же не отметить незабываемый саундтрек Элмера Бернстайна, который не раз использовался в других фильмах и сейчас часто встречается как рингтон на телефонах. Пожалуй, единственным возможным недостатком фильма, является почти 3-х часовой хронометраж. Но мне это недостатком не показалось, так как время пролетело абсолютно незаметно. Зато в такой продолжительности есть как минимум один большой плюс: все главные образы великолепно раскрыты, понятна мотивация военнопленных, и показана судьба всех главных героев.
Рекомендую к просмотру всем, а особенно тем, кто любит старые добрые американские картины, которые лишены современных голливудских штампов, пафоса, слюнявого патриотизма и спецэффектов, которые пихают везде, где только можно.
8 из 10
6 октября 2010
Известный факт, что к английским и американских военнопленным в плену относились намного мягче, чем к русским, соблюдая все конвенции по правам заключённых. В фильме у них есть свобода действий (в пределах разумного), хорошая еда, душ, различные инструменты для побега, и неплохое отношение к ним со стороны немцев (я бы назвал лояльным даже). Ни разу ни одного военнопленного не избили в картине. С трудом верится, что военнопленные неоднократно сбегая (до «Великого побега»), после поимки, отделывались несколькими днями карцера. При этом указывается, что фильм максимально приближен к реальным событиям. Вот некоторые, на мой взгляд, минусы данной картины:
1) Игра всех актёров слабая, никому не веришь. Правда для 1963 года работу актёров можно назвать стандартной или нормальной, но в 21 веке на это трудно закрыть глаза.
2) Не смотря, что это драматический фильм, многие моменты из фильма без смеха смотреть невозможно, настолько это выглядит глупо. Например, заключённые пытались сбежать, укрывшись в грузовиках с лесом, которые потом немцы проверяли вилами. Заключенный, поняв это, вылазит из грузовика и, чудо его не только не наказывают ему, и слова не говорят против.
3) Из смерти одного заключённого, который не выдержал заточения, делают вселенскую драму, когда миллионы людей на войне гибли, как будто это событие из ряда вон выходящее. Пытаясь помешать этому убийству, герой Стива МакКуина бьет немецкого солдата, его не сажают в карцер и не убивают. Продолжай в том же духе, получается так. Отойдя несколько шагов от немцев, этот персонаж говорит: «Я помогу вам бежать». Очень правдоподобно.
4) Персонаж Дональда Плезенса просидев в плену несколько месяцев, вдруг внезапно обнаруживает, что он ничего не видит, что он почти слепой, при этом он подделывал документы всё это время. А персонаж Чарльза Бронсона страдает клаустрофобией, но при этом прокладывает подземный туннель, заключенных больше 200 человек, его некем заменить что ли?
5) Русские военнопленные в этом фильме одеты хуже, чем бомжы, лицом похожи на обросших обезьян, ведут себя как люди, страдающие синдромом Дауна. Ну, этот минус можно списать на Холодную войну.
6) Фильм идёт 3 часа, и уже после часа просмотра хочется выключить это кино. Про диалоги и говорить не приходится, многие абсолютно глупы и не нужны, только они увеличивают хронометраж картины. Просто хотелось узнать до конца, почему «Большой побег» так ценится зрителями (8,4 из 10 на IMDB, при 60 тыс. проголосовавших, 100 место среди лучших 250 фильмов за всю историю) и критиками (91 % положительных рецензий).
Это конечно не всё, что мне не понравилось. Но конечно у фильма есть и некоторые положительные моменты: хорошая работа оператора, монтаж, подробное описание всех деталей побега, ну и после побега бредовых сцен мной почти не замечено. В итоге рекомендую этот фильм тем, кто любит картины про побеги из тюрем, и не рекомендую любителям военных фильмов.
Моя оценка фильма:
6 из 10
14 июля 2010
Действие происходит в лагере Люфтваффе, который был специально построен для таких, которые сбегали огромное количество раз, и все они «монстры» побега были помещены в один особый лагерь, как «тухлые помидоры в одну карзину» что бы лучше можно было за ними наблюдать и держать в обойме.
В головах пленных рождается отличный план, сделать большой подкоп и устроить понастоящему Великий Побег, в котором должно было бежать аж 250 человек. Для этого нужен четко выверенный план, очень слаженная команда и много преспособлений, а так же фальшивые паспорта и одежда для каждого заключенного, так начинается игра в кошки мышки с охраной Люфтваффа. Удастся ли военнопленным осуществить столь масштабный побег, если не знаете по истории, узнаете во всех подробностях, посмотрев этот фильм.
Не смотря на почти трех часовой хронометраж, фильм держит в напряжении с самого начала и до самого конца и смотрится все это великолепное действо на одном дыхании. Очень сильный актерский состав во главе со Стивом МакКуином, все актеры играют очень слаженно и достоверно. Большое количество очень тонких психологических эпизодов, погонь и экшн сцен.
Это восхитительное кино об огромной воле к свободе, которое уже смело можно назвать классикой кинематографа, очень жаль что Американская Киноакадемия отметила этот фильм, только номинацией за монтаж.
2 марта 2010
Фильм рассказывает историю знаменитого побега британских и американских военнопленных из нацистского Шталаг-люфта 3 Саган в Силезии. Побег отличался особой дерзостью, так как всего бежало 73 человека. На побег было потрачено огромное количество времени, так как были выкопаны три отдельных туннеля, на случай если один из них будет обнаружен. Удалось, спастись беглецам или нет -об этом можно узнать либо посмотрев фильм, либо пролистав историческую литературу.
Что же касается художественного воплощения истории о побеге на кинопленке, то я ставлю ему высшую оценку. Фильм в течении трех часов держит в напряжении, при этом авторы не забыли про юмор, ну и актерский состав подобрался что надо. В итоге получилось отличное кино, которое уже давно стало классикой.
Жаль, что в свое время фильм претендовал на премию «Оскар» только в номинации за монтаж.
10 из 10
4 декабря 2009
Фильм-легенда. Великолепный шедевр американского кинематографа. Очень и очень сильная вещь.
Которая интересна, в первую очередь, именно американцам. Но и нам есть на что посмотреть — увидев эту картину, мы поймём, что чувствуют и что думают о Второй мировой американцы.
Речь идёт о лагере Люфтваффе — для сбитых американских лётчиков. Из этого лагеря было решено бежать — был задуман Великий побег. И бежать должно было 250 человек. Покинуло лагерь 76. Выжило около 20. И только трое спаслись из Германии.
У меня не хватит сил описать это чудо. Нужно просто видеть. Видеть прекрасный и слаженный актёрский ансамбль — Маккуин, Гарнер, Бронсон, Коберн, Плезенс, и многих других. Каждый актёр великолепен сам по себе. А от такого количества талантливых знаменитостей на квадратный дюйм кадра рябит в глазах. Каждый отыгрывает на максимум, ведь тема поднята нешуточная. Впрочем, Стёрджесс подошёл к её раскрытию довольно оригинально — он превратил подготовку и побег в нечто, по жанру и стилю напоминающее фильмы об ограблениях, бадди-муви.
Несколько друзей что-то задумывают, планируют, осуществляют, говорят «Да, детка, мы это сделали» и расходятся. Это стильно и прикольно, чем и цепляет зрителя. Здесь же на кону — не миллион долларов, а сотни человеческих жизней. И контраст этакого несерьёзного бадди-муви с военным кино чертовски пробирает до самых костей. За каждой минутой довольно длинного хронометража наблюдаешь с интересом. То идёт бытоописание жизни лагеря, забавные случаи подготовки подкопа — как разбирают кровати, чердаки в тайне от немцев, дабы укрепить досками стены и потолок подземного туннеля, как шьют гражданскую одежду, как добывают документы и пропуска, как варят самогон из картофеля, чтобы отметить праздники… А то ракурс резко поворачивается, и перед нами встают страшные картины расстрела, отчаявшиеся пленники, неудачные попытки побега, обидные проколы и ошибки, которые оборачиваются смертями.
Контраст — небывало сильный приём, придуманный и использующийся очень давно. О нём можно писать курсач, или даже два. Но его суть — в том, что человек привыкает к одному стилю повествования, точит своё внимание под него и расслабляется, наблюдая за штампами выбранного стиля. А затем — раз! И резкий поворот. Повествование перестраивается, и зритель, не успевший осознать происходящее, сидит шокированный. По сути, весь фильм построен на этом приёме. Но и кроме него есть немало фишек.
Например, то же бытоописание лагеря. Перед взором зрителя проплывают картины мирного распорядка — трёхразовое питание в столовой на территории, бараки, возможность заниматься хобби — есть и библиотеки, есть и огороды, и тд, минимум охраны… Делай, что хочешь, только не выходи за ограждение — тогда ты умрёшь. А так — райский отдых от ужасов войны. И бегут солдаты, как заявлет их командир — «потому что это долг офицера, попавшего в плен». Вот что было войной для америкосов — это была честная игра по правилам с сильным соперником. Русский зритель задумывается, глядя на ухоженные бараки, и вспоминает историю своей страны в этой войне… Усмехается, слыша фразу немца — «если я не найду свои документы, то тогда — конец!» — «В смысле?» — «Отправят на русский фронт!»
У нас была совсем другая война. Потому и фильмы, истории о ней совсем другие — горькие, тяжёлые. Фильм в этом случае приобретает второй смысл, ознакамливая зрителей с важной частью другой истории. Вот почему Американцы считают, что это их заслуга — победа в войне. Потому что для них война была не войной, а некоей жестокой игрой. У них был Перл-Харбор да и всё. А у нас минимум Ленинград…
Но если отвлечься о тяжёлых размышлениях о судьбах и истории, то фильм всё равно представляет ценность. Стёрджесс — опытный режиссёр. На его счету хотя Великолепная семёрка. Он действительно мастерски показывает сцены погони, поездки на мотоциклах, заставляют понервничать моменты с клаустрофобией героя Бронсона, с ошибкой в подкопе, и просто чувствуешь себя одним из пленников войны в этом лагере, когда фрицы находят подкоп, на который было потрачено столько сил.
Фильм культовый. Об этом говорит хотя бы его отражение в игроиндустрии — три игры сделано по его сюжету. Одна из лучших — одноимённая, так как там мы можем управлять четвёркой уже знакомых персонажей и узнать, как они попали в плен: Хилтс, Король карцера, в исполнении великого Маккуина, Хендли и полуслепой Блайт, Сегдвик, Макдональд. Причём в игре есть шанс спастись всем им. Хотя в реальности это не получилось почти никому.
Кстати, нельзя забывать, что фильм основан на реальных событиях. Хоть многое преувеличено или принесено в угоду художественному вымыслу, смотрится фильм совсем по-другому, когда знаешь, что эти бравые парни действительно боролись похожими способами за свою свободу и жизнь.
«Эшли Питт — пойман на Северном море, сбежал, пойман, сбежал, пойман. Арчибальд Эйвс — 11 попыток побега и одна по пути сюда — он пытался спрыгнуть с грузовика. Дикс — 11 туннелей, Велински — 4 попытки побега, Макдональд — 9, Хейвс — 7, один предпринял 17 попыток побега! капитан, это почти что безумие!»
«Почти».
10 из 10
25 сентября 2009