Лермонтов
6.3
2025, драма
Россия, 1 ч 44 мин
16+

В ролях: Евгений Романцов, Вера Енгалычева, Илья Озолин, Дмитрий Соломыкин, Андрей Максимов
и другие
Пятигорск, подножие горы Машук, утро 15 июля 1841 года. Два дня назад Лермонтов и Мартынов были друзьями, а теперь стали непримиримыми врагами. До их дуэли остаётся всего несколько часов, но никто из друзей, родственников и приятелей поэта не задумывается о трагическом финале.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лермонтов

год: 2025
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Павел Фоминцев
художники: Ольга Хлебникова, Дмитрий Андреев
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $738 614
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Лермонтов», 2025

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лермонтов», 2025

Нарочно или случайно, анахронизм времени года в фильме как будто намекает на необязательную фактологическую достоверность картины и, может статься, на душевное состояние главного героя. Размеренность и созерцательность повествования, чуждая современному нам ритму жизни, чувственно перемещает зрителя в эпоху двухсотлетней давности, что, судя по отзывам, для многих оказывается невыносимым испытанием.

Формат одного (последнего) дня жизни Лермонтова, внутри которого драматургически выстраивается предыстория его конца и раскрывается его образ, выбран, на мой взгляд, очень удачно. Образ проницательного, глубоко чувствующего несовершенство этого мира, но умеющего наслаждаться жизнью поэта передан Ильей Озолиным во всей противоречивой полноте. Да и вообще выбор малоизвестных актеров только на руку 'Лермонтову' - сплошь молодые интересные лица, органично вписавшиеся в атмосферу тогдашнего Кавказа.

Лермонтов всегда 'восставал против мнений света' - и здесь свет воплощает в себе Мартынов - высокий, холеный, на белой лошади. В противопоставление Лермонтову, ласкающему дворняжку, авторы сопровождают Мартынова поджарыми и резвыми охотничьими собаками.

Я не читал стихотворение 'Ночевала тучка золотая...' со времен школьных лет, но только теперь, благодаря этому фильму, я оценил его лаконичную глубину. Из всего творчества поэта только его режиссер и берет в свой фильм.

Подмывает сравнить 'Лермонтова' с недавним 'Пророком', и в этом сравнении, как по мне, безоговорочно побеждает первый: манерности и лощености фильма Умарова противостоит вдумчивость и первозданная красота в картине Бакурадзе. Возможно, сравнение этих фильмов в какой-то степени близко сравнению жизни их героев. Они, впрочем и умирают по-разному: в отличие от Пушкина, Лермонтов, кажется, всегда был к этому готов.

28 октября 2025

Прекрасный фильм! Динамичный, яркий, захватывающий! Какая актёрская игра! А сколько здесь авангардистских киноприёмов!

За первые пять минут экранного времени, Лермонтов трижды снял, и быстро надел штаны. Вы думаете, что это случайность? Поэт репетирует отбой? Готовится к чемпионату Северокавказского округа по скоростному сниманию штанов? Ничего подобного. Силу гнева, пламя страсти, и уверенность в победе видит зритель в этом движе. Назовём этот приём - поэтикой спущенных штанов.

Оператор обожает показывать дверные косяки, стены, оконные проёмы. Камера подолгу останавливается на этих увлекательных деталях. Раз в пять минут, на фоне стены (окна, двери) промелькнёт человек. Раз, и нет его. А косяк остался. Стоит. И камера следит. За этим скрывается какая - то мысль. Это неспроста. Назовём это метафизикой косяка.

Оператор не любит людские лица. Вот лоснящийся круп лошади ему по душе. Сальные затылки героев тоже. Я насчитала не менее 15 таких кадров, где камера навязчиво следует за героями сзади, и утыкается в их макушки. Потом, мне надоело, и я бросила это увлекательное занятие. Затылок на фоне крупа - идеальное сочетание. Приём называется - диалектика затылка, плавно переходящего в лошадиный зад.

А что же главный герой? Он показан мужчиной, приятным во всех отношениях. У него очаровательный, недоумённо-брезгливый взгляд аутиста, походка инвалида - ампутанта, но самое главное для поэта - это голос! В фильме есть нежная, лирическая сцена. Поэт привалился к девушке, как пьяный, справляющий малую нужду приваливается к забору. Нам опять показывают красноречиво молчащий затылок гения, показывают долго, минут пять. Всё это время, девица что-то непринуждённо щебечет. Оператор искусно переводит камеру на лицо пиита, и мы видим, что его сейчас стошнит, или он ещё каким - то способом опорожнит кишечник. Чуткая девица понимает, что поэту нужно облегчиться, и коварно предлагает ему - Мишель, прочитайте стишок?

И вот тут-то Лермонтов покажет себя. С трудом проталкивая согласные сквозь забитые бронхи, гундосым голосом контуженной старушки, с прилежанием троечника, читающего стих у доски, Михаил Юрьевич старательно гнусит - Нгхочевала тхучгхка сволотая на гхрудии...

Солнце. Солнце русской поэзии.

Фильм населён какими - то безымянными персонажами. Сами они не представляются, а режиссер не посчитал нужным познакомить зрителя с ними. У них скучающие, опустошённые лица, им нечем заняться, и все они испытывают страшную жажду. Шампанское! Где шампанское? Шампанское от насморка, вместо завтрака, вместо дуэли, шампанское всегда и везде. Шампанское по утрам пьют аристократы, и... герои этого чудесного фильма.

Если верить этому фильму (а почему бы нам не верить?), то воздух на планете Земля стал чище после смерти поэта. 'Он всех нас ненавидит', 'у него гадкий язык', удивительно, как у такого типа вообще могли быть друзья. Да и поэтическое дарование, опять же, если верить фильму, сводилось к умению сочинять частушки в стиле 'Девки в озере купались, их надежды оправдались'. Шуточки про кий и шарики? А эта манера щеголять в расстёгнутом до пупа мундире? Наслаждайтесь моим исподним, дизайнерское. Галантный 19 век.

Жил грешно, умер...

28 октября 2025

'Мучительнее нет на свете наказанья,

Чем видеть эту смерть, как боль свою и грех...' (с) Л. Филатов

Я была в музее Лермонтова в Пятигорске. И видела гостиную в доме Верзилиных, где случился тот трагический конфликт - совсем небольшую комнату, далёкую от наших представления о бальной зале. Южный вечер. Кто-то играл на рояле, кто-то тихо переговаривался у карточного стола, дамы занимали и без того небольшое пространство комнаты своими пышными юбками. Вдруг музыка стихла, и в тишине послышался насмешливый голос Лермонтова, обращённый к приятелю и сослуживцу: - 'Как же ты хорош, Мартынов! Ты похож сразу на двух горцев' (по другой версии пошутил про горцев с большими кинжалами). Сейчас спустя почти две сотни лет, можно долго рассуждать стоила ли эта фраза смерти гения. Но поручик Михаил Юрьевич Лермонтов тогда гением и не считался.

15 июля 1841 года... Солнечный день (почему-то осенний, простим режиссеру эту вольность). Все слова уже сказаны, но ещё можно что-то изменить. Глебов, 'Монго' Столыпин, Васильчиков, Трубецкой пытаются предотвратить катастрофу. Но сделать это, пожалуй, невозможно.

Лермонтов. Сомневающийся, неуверенный, заносчивый, резкий, остроумный. Неприятный. Да-да, неприятный, именно так характеризовали поэта некоторые современники. Я была в негодовании от трейлера. Но мнение свое кардинально изменила. Озолин как то умудрился стать моим Лермонтовым. Он не говорит умных слов, не совершает благородных поступков и даже не читает стихов. Но из гранитного памятника и портрета в учебнике литературы превращается в живого человека. И я с детства знала, чем закончится эта история у подножья горы Машук. Но каким-то непостижимым образом до последнего верила, что роковой выстрел не состоится.

Очень хорош Евгений Романцов - Мартынов. Вот не знаю, был ли так хорош его прототип. Дамы скучноваты, их образы не раскрыты, но это и не нужно. Обычный день. Обычные, давно знакомые и порядком надоевшие друг другу люди. Обычные прогулки, сплетни, ссоры, курортные романы. Этот день начинался как тысячи других дней. Но навсегда вошел в историю русской литературы. Так уж случилось.

Что ещё? В зале со мной было пять человек, из них двое непритворно заснули и благополучно проспали до финала. Так что к столь масштабному прокату фильма у меня есть вопросы.

Но все это лирика, право. Для меня фильм откровением. Я провела день с Лермонтовым. Не узнала его, нет, конечно. Но он мне стал понятнее и ближе. За это спасибо.

10 из 10

27 октября 2025

Дух изгнания

Это очень тихий фильм. Прозрачный, как акварель. В нем нет музыки, в нем очень мало и неохотно говорят, больше слышны звуки природы и быта. В нем все неторопливо, воздушно, и жизнь словно хочет растянуть последние часы жизни того, кто так спокойно, словно фаталист, ждет смерти.

Что ж, для русской литературы это не первая и не последняя история выстрела, оставившего вечное многоточие…

Илья Озолин играет Михаила Лермонтова таким же разным, каким он виделся окружавшим его людям - желчным и ядовитым одним, добродушным и грустным другим, и бесконечно одиноким, каким он видел себя сам.

Думаю, что самому Лермонтову фильм бы очень понравился, в нем он немного Мцыри, совсем немного Печорин и слегка Демон, печальный и все понимающий… Он много молчит и наблюдает, ездит по горам верхом, природа и животные ему ближе и приятнее людей.

Бесконечно интересно наблюдать быт и жизнь светских и военных людей на Кавказе, где смесь местных обычаев и уклада привезенной из Санкт-Петербурга или Москвы жизни, затейливо переплетается между собой. Камера неторопливо скользит по беленым стенам и коврам в мазанке Лермонтова, где он спит, словно на рисунке Густава Шведе, останавливается на деталях кавказского костюма Мартынова, подчеркивает колоритные и очень красивые костюмам дам, в чьих туалетах кавказские украшения соседствуют с петербургской модой.

Все актеры совершенно прекрасны в ролях своих персонажей, за каждым интересно наблюдать, фильм не рассказывает, а именно показывает историю, оставшуюся за кадром, и через их общение и отношение к друг другу, складывается общая картина, приведшая Лермонтова к подножию горы Машук.

При этом не стоит относиться к фильму как в документальному исследованию, поскольку кино про великих людей снимают не для дискуссии на тему «все было не так». Ровно как и споров «каким он парнем был». Да, очевидно, Лермонтов очень многим не нравился, и в отличие от Пушкина, не успел стать при жизни «нашим всем», но успел многим попортить много крови своим неуживчивым и высокомерным характером, и только призма времени и его гения заставляет теперь свысока смотреть на его недругов.

Но фильм хорош именно тем, что вовсе не стремится дословно воспроизводить события 15 июля 1841 года, скорее почувствовать витавшую в воздухе неуютную и какую то осеннюю атмосферу гор, создавая практически физическое ощущение тревоги и несчастья.

Здесь не будет хороших и плохих, правых и виноватых, как в советских учебниках, а только та неуемная и отчаянная тоска по чему-то неведомому, которую вы всегда чувствуете, читая Героя нашего времени или Демона.

Налитое тревогой и неопределенностью молчание, пожалуй, затягивают в фильме лучше любого экшена, а навеянные Фаталистом сцены и приближающаяся развязка, снятая абсолютно по-лермонтовски, просто, без пафоса, где самая трагическая роль отдана разразившемуся на месте дуэли ливню, в своей скорбной обыденности настолько же реалистична, насколько и сумбурна, как и неловкая возня секундантов, на чьих руках умер тот, кому суждено стать героем другого времени.

26 октября 2025

Незабываемое тяжёлое зрелище

На сто процентов авторское кино.

По сути весь фильм - это томительное ожидание трагической развязки, которой зрителю хочется избежать, несмотря на то, что она неизбежна. Лишь неожиданная сцена в финале (флешбэк) становится лучиком света, пробившимся сквозь тягостную атмосферу картины.

Предчувствие гибели передано через глубокие эмоции героя, - дерзкого, упёртого, знающего себе цену, ничуть не боящегося близкой смерти и... глубоко одинокого.

Окружающие поэта люди - в картине лишь фон. А главные герои - лес на склонах Машука, величественная гора Бештау, укрытая туманом, горная река жизни, уносящая героя в грядущее, утёс (тот самый, лермонтовский), проливной дождь, возвещающий об окончании поединка и гибели поэта-великана.

В картине нет предыстории героя - только та, что связана с дуэлью. Образ Лермонтова как поэта сознательно не раскрыт (звучит всего одно стихотворение), всё внимание сосредоточено на его психологическом портрете. И это тоже делает картину Бакурадзе особенной, если не сказать исключительной.

В фильме почти нет музыки, но та, что есть, звучит невероятно пронзительно. Дуэль - пожалуй, единственная динамичная сцена в картине. Но именно это придаёт ей такую сильнейшую выразительность.

Актёр Илья Озолин - прямое попадание! У зрителя не возникает никаких сомнений - это и есть Лермонтов.

Тех, кому фильм Феликса Умарова о Пушкине показался легковесным, 'Лермонтов' Бакура Бакурадзе основательно придавит. Тяжёлое зрелище, которое невозможно забыть.

19 октября 2025

Они убили Лермонтова снова

Абсолютный зрительский кошмар и надругательство над образом любимого поэта. Фильм, где глаз отдыхает только на пейзажах (впрочем, снятых довольно неряшливо), а единственный персонаж, вызывающий подобие приязни - убийца гения Мартынов. Задуманный как хроника последнего лермонтовского дня перед дуэлью, фильм очевидно лишен сценарной драматургии и производит впечатление произвольно выхваченных сцен, в которых персонажи, едят, пьют, принимают серные ванны, гуляют по лесу, беспорядочно совокупляются, кормят собак куропатками и долго моют голову над тазиком.

Лермонтов-Озолин выглядит юродивым уродцем, послушайте, мы знаем, что он бывал желчным и язвительным, что порой обижал людей, и конечно, знаем, что к дуэли с Мартыновым более, чем дал повод. Но мы также знаем своего поэта как наделенного невероятной харизмой и обаянием, которым очаровывал самых разных людей, без чего был бы нереален успех для человека его внешности: большеголовый, малорослый, говорит неприятным скрипучим голосом. Важный момент - не бабьим фальцетом, которым наделили поэта исполнитель и режиссер-сценарист Бакурадзе.

И вот, содержание фильма составляет то, что этот неприятный во всех отношениях тип, два часа говорит гадости противным писклявым голосом, куда-то бесцельно скачет, подробно застегивает мешковатые штаны и демонстрирует камере затылок. Впрочем, затылочная акцентуация вообще характерна для операторской работы Павла Фоминцева, на протяжении фильма мы видим долгие крупные планы затылков самых разных персонажей большую часть времени. Возможно это задумывалось как часть метафорического концепта уходящей фактуры, но выглядит в итоге только тем, чем является - человеческими головами, снятыми со спины в движении, и довольно небрежно снятыми.

Отдельного внимания заслуживает звуковая дорожка фильма, говорят здесь тихо и неразборчиво, зато в большинстве сцен слышен посторонний звук голосов говорящих и похохатывающих людей. Браво. звукооператор, такого грязного звука и постараешься, не сделаешь, даже снимая со смартфона.

Два часа фейспалма за свои деньги. В конце сеанса одна из девушек спросила уцелевших зрителей (а остались только девушки и явно большие поклонницы поэта): 'Кому понравилось кино?' 'Никому' - был единодушный ответ. Стыдно. господа!

19 октября 2025

Последний день

Лермонтов мне представлялся другим. Активным, действующим, пассионарным – вот военные действия на Кавказе, вот светские «разборки». Как Пушкин в «Пророке» (режиссер «Лермонтова» Бакур Бакурадзе хвалил этот байопик, но и не только он, чего уж там). Чем не повод купить и почитать серию ЖЗЛ про Лермонтова и «сверить карты». Но это всегдашние претензии (глупые на самом деле) к байопикам, фильмам по реальным событиям и экранизациям. «Я представлял по-другому». Ну и представляй дальше. У фантазии твоей нет границ. Но и зритель один, к сожалению, - ты сам.

Вторая претензия к «Лермонтову» более «объективна», если вообще уместен этот термин (пусть и закавыченный) в отношении кино. Я, как зритель, мало что пониманию про всех героев (включая главного – кроме того, что он «язва» и «страдает»), поэтому очень сложно подключиться к фильму эмоционально. А автор явно рассчитывает на то, чтобы эмоция была (иначе зачем финальная склейка картины – бильярд и возвращение на место дуэли). Но ее нет. Хотя все актеры играют замечательно - к ним вопросов нет.

Не работает на эмоцию и монтаж – сумбурный. Но тут видна по крайней мере задача – с помощью темпа, киноязыка (крупность, ракурсы) и склеек добиться ощущения поэзии. Но сложно чувствовать, когда пытаешься понять и не удается. Проза выдавливает поэзию.

Из фильма выпадаешь на беседах героев – тут пару шагов – и исторический телероман. Вообще романтические эпизоды производят значительно меньший эффект (красиво спадающая ленточка, увы, не впечатляет), чем мужские (выяснение отношений Мартынова и Столыпина в доме, дуэль – вот где напряжение и подлинная красота) – все же как будто территория режиссера, на которой он чувствует себя максимально уверенно и свободно, - маскулинная (или -анти, если угодно).

«Лермонтов» в полной мере не артхаусное кино (не деконструкция байопика, не спуск в экзистенцию, не заход на территорию Мигела Гомиша («Гранд тур») или, скажем, Альберта Серра), но и вроде как не зрительское (хотя и «красивое»). Впрочем, прокат рассудит. Но это точно авторский фильм Бакурадзе. Что-что, а автор в «Лермонтове» абсолютно виден. И тут же порывает написать, что новый фильм этого автора не сложился, не получился, в отличие от предыдущих. Но кто я такой, чтобы вешать такие ярлыки, пусть и со сноской «субъективно». Всех рассудит не средняя оценка на «Кинопоиске» (она-то точно будет выше, чем у «Шультеса» и «Брата Дэян»), а главный фестиваль – время. Вот где объективность. Лермонтова оно более чем рассудило – гений. И фильм, каким бы он ни был в глазах смотрящего, - отличный повод взять с полки томик великого поэта и снова погрузиться в его неизведанный мир.

А фильм точно стоит посмотреть (как и любую предыдущую работу Бакурадзе). Причем обязательно на большом экране. Как минимум ради мощнейшей по силе воздействия монтажной склейки – поэт отдыхает и рождается образ утеса.

16 октября 2025

Драма Лермонтов на большом экране с 2025 года, его режиссером является Бакур Бакурадзе. Кто снимался в кино, актерский состав: Евгений Романцов, Вера Енгалычева, Илья Озолин, Дмитрий Соломыкин, Андрей Максимов, Уршула Малка, Егор Анисимов, Фёдор Кудряшов, Богдан Голощук, Семен Алешин, Софья Гершевич, Ирина Старшенбаум, Денис Парамонов, Пелин Гериш, Инга Лазарева.

Страна производства - Россия. Лермонтов — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.