Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жена полицейского |
английское название: |
Die Frau des Polizisten |
год: | 2013 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Филип Грёнинг |
сценаристы: | Филип Грёнинг, Карола Дикман |
продюсеры: | Филип Грёнинг, Мартин Бланкемейер, Гилберт Мёлер, Вернер Вирзинг, Габрилла де Гара, Кристин Гюнтер, Филипп Кройцер, Матиас Эше |
видеооператор: | Филип Грёнинг |
художники: | Петра Барчи, Петра Климек, Уте Паффендорф, Адан Эрнандез |
монтаж: | Ханнес Бруун, Филип Грёнинг, Карл Ридль |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 55 мин |
Да, Фильм идет почти три часа, с немецкой педантичностью и дотошностью, с выверенной точностью вплоть до мельчайших деталей быта (отчего веришь этим людям, что они там и живут на самом деле), нам показывают фрагменты жизни одной семьи. Зачастую наступает неловкость от подглядывания в замочную скважину или в чужое окно, настолько всё документально реально и естественно. Даже короткие главы с кроликом, с белочкой, с лисой несут в себе смысловую нагрузку- выжидание? позиция охотника? поведение жертвы? Даже старик несет основную мысль, что станет с Уве или что его ожидает…
Такие тихие трагедии внутри семей даже страшнее и громче бурных скандалов. А это значит, что снято очень классно, хотя почти три часа… да еще разделенные множеством глав… кто-то не выдержит и будет кому-то скучно. У меня лично напряжение только нарастало по ходу фильма…
27 октября 2017
Жаль, что доселе к этой интересной картине была написана всего одна, к тому же откровенно глупая, бездарная, поверхностная рецензия. Что ж, пора ситуацию поменять.
Этот долгий, но любопытный фильм Филипа Грёнинга идёт почти 3 часа и разделён на 59 главок — коротеньких фрагментов, некоторые длятся всего несколько секунд. С немецкой педантичностью подписаны начало и конец каждой главы, они просто пронумерованы. Кажется, что главы можно было бы и не подписывать вовсе. Тем не менее ведётся строгий протокол. Протокол чего?
То, что по началу кажется просто бытописанием, эстетским кадрированием обыденности, на деле является предельным всматриванием в реальность. Камера Грёнинга, а он здесь еще и оператор, то объективно отстранена, то предельно интимна по отношению к героям. Но сама реальность здесь фрагментирована, лишена начала и конца и от того напоминает сон. Мы никогда не помним начало сна, а когда просыпаемся, лишаемся его возможного продолжения. Каждая глава — это середина чего-то, это вырванный фрагмент. Грёнингу удалось сделать кино, в котором нет времени. Оно здесь застыло, превратилось в ничто.
Мы лицезрим детство маленькой девочки и вместе с тем детство всех троих. В детстве времени нет, время появляется вместе со взрослением, а затем все ускоряется и ускоряется. В специальных главах каждый герой поет на камеру детскую песенку, сначала по-отдельности, а потом они поют все вместе. Взрослые здесь тоже как дети. Грёнинг показывает их искренне счастливыми в идиллических эпизодах и глубоко несчастными в эпизодах, где обнажается их кризис.
У полицейского Уве нарушена психика. На работе он наблюдает смерть, держится профессионально, внешне беспристрастно и спокойно, а дома периодически срывается на жену из-за пустяков. Он совершает бессмысленное, немотивированное насилие над женой, и это насилие — предельное выражение его беспомощности. Впрочем, самих эпизодов рукоприкладства в фильме немного, куда больше фрагментов, где показаны последствия побоев — синяки на теле Кристины, заглавной героини. И, надо сказать, эти гематомы производят впечатление куда более тягостное, чем яростные вспышки гнева.
Кристина же находит себя в любви к дочери. Она нежна и заботлива с ней. Эпизод совместного купания в ванне, снятый в легкой рапиде, максимально раскрывает это единение матери и ребенка. Они существуют в прозрачной, пластичной воде, из которой сами и состоят, в которой и зародилась жизнь. Уве тоже любит дочь. Он и жену любит и откровенно признается, что не может без нее. Один кадр фильма практически повторяет знаменитый снимок Энни Лейбовиц, на котором запечатлены Джон Леннон и Йоко Оно. Вообще, если изъять из ленты все эпизоды, напрямую или косвенно связанные с насилием, то получится кино про бесконечно счастливую семью. Но в картине рай и ад одновременны.
Отдельными главами показан некий безмолвный старик. Грёнинг никак не объясняет его присутствие в ленте. Но этот старик очень уж похож на Уве. Можно предположить, что это сам Уве в старости, он доживает свои последние дни, погруженный в воспоминания и рефлексию. Этот странный персонаж не выбивается из картины, как не выбивается пробегающий мимо лис, хотя лис неизбежно имеет коннотацию триеровского «Антихриста». Есть и такие главки, своего рода хайку, в которых вообще нет людей, например, несколько секунд интерьера, или натуры, или белых голубей. Грёнинг при всей камерности картины создает такое огромное поле для трактовок, такую свободу, где не за что зацепиться (точнее, не понятно, за что цепляться в первую очередь), что поначалу просто теряешься.
В первый раз смотришь «Жену полицейского» скорее как триллер, потому что не знаешь, что покажут в следующем эпизоде. Чем все закончится? Будет ли это невыносимо тяжелым зрелищем или нет? Второй раз смотришь (или прокручиваешь в голове) как драму. Но не как психологическую, а скорее как онтологическую драму. Ведь главный вопрос онтологии — «что есть?» И такая фрагментированная структура фильма с его главками-снами едва ли не ставит под сомнение существование действительности.
Грёнинг в рамках всего одного фильма создает свой уникальный киноязык, но это язык только на один фильм. То есть развитие, но развитие тупиковое. Потому как невозможно такую фрагментарность усилить, не впадая в дикий авангард.
19 февраля 2016
Помнится, в школьных сочинениях мы пытались ответить на вопрос «Что хотел сказать автор своим произведением?» Применительно к фильму «Жена полицейского» ответа на этот вопрос попросту не существует, т. к. автор снимает всё подряд просто ради того, чтобы снимать, и только по прошествии двух часов экранного времени, словно очнувшись, начинает бросать в зрителя трупами, такими же бессмысленными и случайными, как и всё остальное, что творится на экране.
Известна чеховская цитата: «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его.» Грёнинг развешивает по всем стенам кучу пистолетов, включая один настоящий, но ни один за все три часа так и не стреляет.
Да что там пистолет? Сюжета, как такового, в фильме нет в принципе. Поступки героев ничем не мотивированы, конфликт не только не развивается, но попросту отсутствует. Какие бы то ни было резкие слова или поступки они совершают настолько ни с того, ни с сего, что остаётся только удивляться: чего это они?
Об актёрской игре можно сказать две вещи. Во-первых, актёры играют настолько естественно, что возникает ощущение документальности, как у Зайдля. И это единственный плюс картины. Однако, во-вторых, они совершают бессмысленные поступки и говорят ничего не значащие слова, характеры никак не развиваются, да и не существуют в принципе. Персонажи поступают вопреки всякой логике, хоть кинематографической, хоть человеческой. Некоторые из них существуют вообще в отдельной вселенной, которая никак не пересекается с основным действием.
Поскольку Грёнинг выступает в фильме и автором сценария, и режиссёром, и оператором, и продюсером, сил на монтаж у него явно не хватило, а чужого человека с ножницами до своего детища он допустить никак не мог. Хотя, возможно, как раз наоборот — отснятый материал решительно покромсали, только вот в прокат по недоразумению пошёл не чистовой отредактированный вариант, а лента из склеенных отбракованных обрезков, что особенно заметно в финале. Фильм почти полностью состоит из монтажного мусора. Половину сцен можно и даже нужно выбросить — на развитие сюжета это никак не повлияет (т. к. сюжета нет), но на хронологии скажется самым благотворным образом.
Особенное раздражение при просмотре вызывают титры начала и окончания каждой «главы». Иногда они по продолжительности соответствуют этой самой главе и тем самым добивают и без того еле живую динамику фильма, так что желание дождаться финальных титров становится под конец невыносимым.
В сухом остатке имеем три часа, выброшенные из жизни. Худший фильм, который лично я видел за последние несколько лет.
6 октября 2013