Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ущелье |
английское название: |
The Gorge |
год: | 2025 |
страны: |
США,
Великобритания
|
режиссер: | Скотт Дерриксон |
сценарий: | Зак Дин |
продюсеры: | С. Роберт Каргилл, Шеррил Кларк, Зак Дин, Скотт Дерриксон, Дэвид Эллисон, Дэна Голдберг, Greg Goodman, Грегори Гудман, Дон Грэйнджер, Адам Колбеннер, Pamela Joyce, Клифф Леннинг, Майлз Теллер, Пер Генри Борх, Кори Бадд, Марк Эванс |
видеооператор: | Дан Лаустсен |
композиторы: | Трент Резнор, Аттикус Росс |
художники: | Рик Хайнрихс, Джим Барр, Кауш Бхарти, Хлоя Клетса, Вики Стивенсон, Эллен Мирожник, Кэтрин Пайл, Рави Бансал, Саймон Элсли, Марк Харрис, Дин Клегг, Кристин Петерсон |
монтаж: | Фредерик Тораваль |
жанры: | ужасы, фантастика, боевик, мелодрама, приключения |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
14 февраля 2025 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 7 мин |
Два снайпера Левай (Майлз Теллер) и Дарса (Аня Тейлор-Джой) оказываются по разные стороны туманного ущелья, кишащего монстрами. Их общение — жесты и надписи на табличках. Но именно в этой немой романтике — магия первой половины фильма. Конечно, тут огромная заслуга Теллера и Тейлор-Джой — они воплощают идеальный дуэт.
Во второй части бурлит экшн (довольно шаблонный): туманное ущелье, окрашенное в ядовитые оттенки, превращается в арену схватки с тварями, чей дизайн балансирует между мифом и готикой. При этом режиссер намеренно избегает тьмы: ущелье обнажает синие и багровые краски, а некоторые сцены напоминают сюрреалистичный «Сайлент Хилл».
Исторический контекст и раскрытие тайн ущелья сводятся к мимолетным репликам, но это не мешает получить эмоции от химии актеров и визуальной поэзии. Короче говоря, «Ущелье» — интересная история, которая грозит стать классикой 14 февраля вопреки всему.
16 февраля 2025
Есть в культурном сленге известное слово «клюква». Вот оно лучше всего подходит для характеристики «Ущелья» Скотта Дерриксона. И это вовсе не значит, что клюква обязательно должна быть плохой и неуместной. Наоборот, у Дерриксона кино получилось очень даже занятное и весёлое. Всё такое неуклюжее и обаятельное. Свою сумбурность оно стремится превратить в достоинство, а не в недостаток. Под стать праздничку, так сказать, к которому оно в аккурат привязано.
Сразу стоит отметить, что «Ущелье» хотя и замешано на нескольких жанрах, но не скрывает своей основной фабулы. Это кино конечно же не про экшен и не про монстров, хотя первое и второе здесь присутствует. Оно про любовь. Про то, что мужчин тянет к женщинам, а женщин к мужчинам. Про то, что одиночество — это плохо, больно, грустно, а человеку всё равно нужен подходящий человек рядом, который сделает его лишённую смысла жизнь чуть ярче и лучше. Будь то вахтовики на крайнем Севере, люди на необитаемом острове, или парочка разношёрстных снайперов по разные стороны пресловутого ущелья. К сожалению, эту природу фильм исследует лениво, да и поверхностно, чего уж там, поэтому каких-то глубоких высказываний и обширных анализов от Дерриксона ждать не стоит. Впрочем, я не думаю, что в этом случае они сильно и нужны для массового зрителя в такого рода продукте.
Фильм вообще можно рекомендовать как мальчикам, так и девочкам. Потому что это именно тот случай, когда постарались угодить и тем, и другим. Конечно, химия между актёрами сугубо наигранная и поверхностная, но это не их вина, а издержки богатого на жанры и события сценария. Заматеревший Майлз Теллер смотрится гораздо уместнее Ани Тейлор-Джой, которая даже перекрашенная в брюнетку и с винтовой наперевес выглядит как типичная модель для светской тусовки. Нет, нам, мужчинам, конечно посмотреть на Аню приятно и полезно для здоровья. Однако, не покидает ощущение, что Теллеру в коллеги здесь бы подошла актриса немного другого типажа, чтобы актёрский дуэт смотрелся убедительнее в своих попытках. А уж когда на экране возникает монолитная Уивер, то и вовсе перетягивает одеяло на себя. Жаль, что роль у неё чисто эпизодическая и необязательная. Хотя и в этом можно усмотреть свой замысел.
Скучать в любом случае почти не приходится при солидном хронометраже. Первая половина фильма работает, безусловно, лучше второй. Она атмосфернее и осмысленнее на порядок, и пытается выстраивать химию между персонажами на должном уровне. Пусть неуклюже и не всегда убедительно. Да, ей не хватает раскрепощённости, интимности, разнообразия. Но первая половина всё равно выигрывает у второй. И понравилась она мне больше. А вот во второй Дерриксон наваливает сразу много и всякого. Кино торопится обрасти мускулатурой настоящего блокбастера, но ощущение, что смотришь кино категории B, увы, не покидает до финальных титров. Всё это какое-то дутое и бутафорское. Будто фильм для DVD на стероидах. Так происходит по нескольким причинам. Во-первых, экшен сугубо короткий и экономичный, хотя таких импульсов на экране происходит с десяток точно. И прикручен он сюда неказисто. Во-вторых, при имеющейся у Дерриксона изобретательности, кино всё равно зажато в рамках истории и интрига, как только она испаряется, оголяет все слабые стороны постановки. Тут вам и местами плохая графика в задниках, и не совсем адекватное поведение монстров в сложившихся обстоятельствах, и экшен, вставленный кое-где только для того, чтобы был. Да и притянутое за уши развитие сюжетной линии сверкает громоздкими провалами. Но рассматривать это кино как серьёзную фантастику точно не стоит. Неблагодарное дело. Главное, не забывать ради чего всё это было задумано и какое идейное предназначение преследует.
Фильму очень подходит его название. Оно символично и отражает его структуру, его суть. Это самое что ни на есть ущелье, куда набросали всего, что пришло в голову. Симбиоз творческих начинаний и коммерческих возможностей. Всё это свалили в большую яму и посмотрели, что из этого получится. Мелодраму, боевик, комедию, немного приключенческого кино в стиле 80-90х. И вот суммарно эти элементы превращаются в компост, который хорошо удобряет замысловатый сценарий. Здесь достаточно кринжа и веселья, как для вечернего блокбастера, чтобы снять напряжение и отдохнуть у экрана, если относиться ко всему это несерьёзно. Кино не напрягает, не перегружает чем-то особенным и от просмотра вполне можно получить свою порцию впечатлений. По крайней мере, в той или иной степени. Довольно любопытная и оригинальная история, которая лежит в основе фильма, усилиями Скотта Дерриксона превращается в некое подобие комикса от Амазона. В нём можно усмотреть отсылки к 'Нечто', 'Чужим' и ещё нескольким именитым культовым блокбастерам ушедшей эпохи. Это чистейший коммерческий аттракцион для стриминга (хотя, возможно, он бы и в прокате себя чувствовал вполне уверенно), который не лишён оригинальности. А уже за одно это хочется сказать спасибо современному кинорынку, потому что оригинального попадается всё меньше. Картина Дерриксона свою функцию отрабатывает удовлетворительно и с поставленной задачей кое-как, но справляется, пытаясь понравиться всем и сразу, эксплуатируя сразу несколько жанров. Это как удачно выбранный тамада на свадьбу, который много суетится, но не все номера заслуживают аплодисментов, а в итоге всё равно вы приятно провели вечер и не пожалели, что пришли. Одним словом, клюква. Развесистая и сочная. Возьмите и себе стаканчик.
5 из 10
16 февраля 2025
Скотт Дерриксон, мастер атмосферных триллеров и мистических драм, в «Ущелье» вновь обращается к теме иррационального ужаса, на этот раз вписанного в контекст холодной войны. Фильм завораживает визуальной мощью, но теряется в лабиринте жанровых амбиций, так и не находя выхода к глубине. Это история о том, как эффектная метафора — пропасть как символ страха перед неизвестным — превращается в декорацию для поверхностного экшена, где эмоции подменяются мелодрамой, а интрига растворяется в спецэффектах.
Идея «Ущелья» обманчиво проста: в секретной зоне на границе СССР и Запада обнаружена аномалия — глубокая расщелина, скрывающая нечто необъяснимое уже более полувека, а за расщелиной следят двое оперативников из враждующих лагерей. Этот сюжетный каркас, напоминающий гибрид «Сталкера» Тарковского и «Тихого места», мог бы стать основой для философского высказывания о природе страха, границах доверия и цене слепой вражды. Увы, вместо этого зритель получает калейдоскоп жанровых штампов: здесь и существа из ущелья, и любовная линия на фоне апокалипсиса, и гонка на опережение с шаблонными диалогами.
Визуально Дерриксон остается верен себе: оператор Дан Лаустсен, чьи работы для «Джона Уика» и «Формы воды» стали эталоном стиля, превращает ущелье в живой организм. Туман, обволакивающий скалы мерцающим саваном, блики фонарей, выхватывающие из темноты очертания существ, контраст между клаустрофобией подземелий и холодной пустотой военной базы — кадр дышит, пульсирует, гипнотизирует. Дизайн существ, сочетающий биомеханические элементы с почти готической эстетикой, отсылает к лучшим работам Гильермо дель Торо.
Однако за этой красотой — пустота.
Главная проблема «Ущелья» — не отсутствие идей, а неспособность их развить. Сценарий Зака Дина напоминает черновик гения, который решили снять до редактуры. Первые 30 минут утопают в экспозиции: диалоги о «важности миссии», намёки на прошлые трагедии, портрет погибшего коллеги на стене бункера. Когда же действие наконец переносится к ущелью, нарратив начинает метаться. Ключевые раскрытия (происхождение аномалии, связь существ с холодной войной) происходят не только раньше времени, но и в случайных репликах, будто сценарист спешил перейти к экшну.
Любовная линия между Леви (Майлз Теллер) и Драсой (Аня Тейлор-Джой) — отдельный источник разочарования. Их роман развивается по голливудскому шаблону, но сценарий не даёт зрителю поверить в эту трансформацию. Вместо постепенного сближения — прыжок от взаимных колкостей к объятиям у костра; вместо внутренних конфликтов — пафосные фразы.
Исторический контекст в «Ущелье» — не более чем фон для погонь. Идеологическое противостояние сверхдержав, страх перед ядерной угрозой, психология людей, живущих в вечном напряжении, — всё это могло обогатить историю, добавив слои метафор. Вместо этого сценарий сводит противостояние к личным амбициям и банальной истории происхождения ущелья.
Сама аномалия, которая в первых кадрах внушала трепет своей загадочностью, к финалу превращается в набор CGI-трюков. Да, существа моментами страшны, их появление снято виртуозно, но их природа так и остаётся нераскрытой. Особенно досадны моменты, где потенциал теряется в угоду зрелищности.
«Ущелье» напоминает идеально снятый трейлер к фильму, которого не существует. В нём есть всё для успеха: звёздный каст, отличная идея, имя режиссёра, доказавшего талант в «Синистере» и «Докторе Стрэндже». Но под оболочкой — вакуум.
Дерриксон, всегда умевший балансировать между массовым и авторским, на этот раз проиграл битву со студией. «Ущелье» хочет быть и интеллектуальным хоррором, и романтической мелодрамой, и блокбастером, но в итоге так и не решается, на каком берегу пропасти остаться.
Для тех, кто ищет «темноты и криков», лайт-версию «Чужих» или вечерний фон для попкорна — сойдёт. Для тех, кто помнит, как тот же Дерриксон в фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» превращал каждый кадр в исповедь о вере и отчаянии, «Ущелье» станет напоминанием: даже самая глубокая пропасть пуста, если в неё не вложено смысла.
14 февраля 2025