Возмутитель спокойствия
Borgman
6.6
6.7
2013, ужасы, триллер, драма
Нидерланды, Дания, Бельгия, 1 ч 53 мин
18+

В ролях: Ян Бейвут, Йерун Персеваль, Алекс ван Вармердам, Сара Йорт Дитлевсен, Элве Лейбарт
и другие
То ли демон из ночных кошмаров, то ли аллегория, то ли ожившее воплощение всех человеческих страхов - Боргман, словно злой дух современного города, загнанный за красивые фасады, вырывается на волю. Размеренная жизнь обычной семьи с его появлением уже никогда не вернется в прежнее русло...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Возмутитель спокойствия

английское название:

Borgman

год: 2013
страны:
Нидерланды, Дания, Бельгия
слоган: «The perfect cross between Dogtooth and Michael Haneke.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Том Эрисман
композитор:
художники: Стайн Гудмундсен-Холмгрин, Герт Паредис
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3100000
Сборы в России: $34 578
Сборы в США: $57 474
Мировые сборы: $1 052 010
Дата выхода
Мировая премьера: 19 мая 2013 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, драма, детектив

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Возмутитель спокойствия», 2013

Видео: Тизер (Возмутитель спокойствия, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Трейлер (русский язык) (Возмутитель спокойствия, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер (русский язык)

Постеры фильма «Возмутитель спокойствия», 2013

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Возмутитель спокойствия», 2013

Намеки и метафоры.

Как демон из зелёного леса в жизнь зажиточных буржуа приходит товарищ Боргман. Кто такой? Сложно сказать. Может это бездомный, отравленный социумом бродяга, может добрый леший, может шумный дух из голландского фольклора, одно ясно,- дверь открыта, и его впустили через приглашение. Такое утро для семьи богачей не предвещало ничего плохого. Серьезно, а что может случится, если мировоззрение измеряется в социальном благе, и уровне финансового достатка? У нового гостя однако имеется план на семью, понятный одному ему. И пока супруга проецирует нехватку сексуального катарсиса на полотнах, а муж сгорает на работе, мистер Боргман оперативно вносит коррективы в буржуазный быт. Яду быть товарищи, яду быть.

Итак, с постера на меня хлынули волны сюрреализма. Но, с первых минут повеяло ветром с европейских площадок. Европа снимает не так как США, у них мировоззрение замешано на образах, метафорах, и тонком ощущении психической травмы. Так вот, Боргман,- это наслоение метафор, и образов мистицизма в театре черной комедии. Или черной сатиры.

Сразу отброшу логическую концепцию персонажа. Боргман хаотичен и точен одновременно. Являет собой ходячую метафору на зло, и раздор. Это по части его фигуры, она занимательна. Фильм пляшет на сюжетных костях черной комедии и страшной сказки, все элементы этого есть, и они сочетаемы. Появление бездомного, который имеет свои виды на семейный уклад может быть и черной комедией, и драмой, но Вармеодам миксует образность, насилие, и намеки, оставляя открытые финалы для зрителя. Хотя лично я за оккультную сторону вопроса.

Первоначально философский бродяга становится воплощением Мефистофеля, окружённого придворной свитой из подобных ему странных 'дельцов'. Посыл их действий прост, вроде бы,- под предводительством Боргмана, шайка сеет раздор в жизнь молодой семьи, пропитывает своими поступками их существование, и в конце концов… В конце концов все погружается в образность и некий ритуализм. Что хотел сказать Вармердам?

А вот все и сразу. Мое мнение. Слишком много намеков, мистических отголосков, и сатиры вмещает в себя этот фильм. Поэтому отвечу так,- мы видим то, что хотим видеть, и отзывается нам то, что самое верное. То есть,- трактуйте как хотите, господа.

17 августа 2022

Боргман

Общее впечатление: Представьте, что в вашу размеренную жизнь врывается человек, а может и не человек, но баланс постоянства нарушен. Восстановиться просто так не удастся, а что тогда делать? Хороший вопрос, жаль разобраться не так просто.

«Borgman» — именно такое оригинальное название ленты, довольно сложная картина, жонглируя жанрами, режиссер смог уместить и мистику, и юмор, и драму, и даже моментами напряженный триллер. Объяснения вы вряд ли получите, ибо происходящее на экране напоминает театральную сценку, герои не понимают что с ними происходит, как в принципе и зритель. Но зато поразмыслив мозгами, можно увидеть человеческие пороки, слабости, метафоры и символизм. Ну а для тех, кто не готов вкусить метафоричное нечто, рассказ будет непонятен и похож на наркоманию. Но я, конечно, в корне не согласна!

Вообще все действо на экране я б описала, как смесь «Паразитов», «Забавных игр» и мистики. Но и самое что интересное, без черного юмора никуда) Я смеялась в голос над некоторыми сценами! Комично и удивительно происходящее, но настораживает финал, окутывая своей мрачностью, начинаешь задумываться то ли новое общество такое, то ли просто мы испорчены до безумия.

В картине интересный, витиеватый сюжет, с добротной актерской игрой и колоритными персонажами, даже режиссер засветился в роли. Кому смотреть: Если вы любите странное, необычное кино в своеобразное интерпретации, милости прошу, такое кино удивит, порадует и оставит мысли после себя.

7 из 10

9 февраля 2020

Во время просмотра фильма меня не покидало ощущение что это метафора того как в сытую, богатую Европу приезжают эмигранты, кажущиеся такими бедными и несчастными, но которые очень скоро превращают жизнь в ад. Но это было бы слишком просто. Зачем тогда нужно было чтобы герои действовали так иррационально? Подозреваю что все намного сложнее.

Что же эта за группа людей во главе которой стоит Борман, которая ломает и разрушает жизни обычных людей? Или же эта группа лишь показывают иллюзорность того образа жизни что ведут большинство людей? Например, двойные стандарты Марины, когда она запрещает няне привести на ночь своего парня, так как не может просто так впустить незнакомого человека, хотя Боргмана она впустила. Ясно одно: Боргман со своей компанией явно несёт угрозу, хотя бы для тех, с кем он сталкивается.

В самом начале нам показывают, что Боргман и его «подельники» живут под землей (что может быть намёком на хтонические, демонические силы) и на них начинается охота. Притом один из охотников священник, что тоже показательно. Возможно компания Боргмана это своеобразная пример того как что-то злое и иррациональное вторгается в нашу реальность, как оно воздействует на людей. Ведь после контакта с любым из этой компании люди сильно меняются, особенно Марина, которая становится все более раздражительной и психопатичной, например, бьёт мужа, когда тот спит.

Есть известная картина где на спящей женщине сидит демон. В фильме несколько раз повторяется сон где Боргман тоже сидит на Марине, когда та спит. Что ещё одно доказательство в пользу теории о демонических силах. Очень похоже изобразил потусторонние силы (в виде бродяг, бомжей) Дэвид Линч в третьем сезоне «Твин Пикс», сериалу в котором так же большое внимание уделено вторжению тёмных сил в жизнь людей.

В любом случае, рекомендую посмотреть этот фильм всем любителям иррационального и необычного кино.

29 ноября 2018

Мессир и его свита

Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной… — из разговора Мастера с поэтом Бездомным в сумасшедшем доме(«Мастер и Маргарита»)

Если у Вас образное мышление — добро пожаловать на сеанс, конкретное — проходите мимо. Ибо станете «плеваться» понося, на чём свет стоит «вычурных» создателей, а вместе с ними и таких как я — углядевших то, чего и в природе нет и быть не может….

Итак. Что-то в последнее время, при написании рецензий передо мной достаточно часто встают ассоциации произведений М. А. Булгакова. То Шариков вдруг «гавкнет» из подворотни, то страницы «несгораемого» романа вопиют проступающим текстом. Автор ли со мной забавляется через перегородку миров или непроявленный Аид нашёл себе нового поводыря-глашатая? А может быть я, схожу с ума? Свят-свят, огради меня от столь непосильной ноши, и убереги немощного. Не хотелось бы ни первого, ни второго, ни третьего…

И тем не менее. «Ближе к телу, как говорит Ги де Мопассан» словами Оси Бендера. Итак, «Боргман», он же «Возмутитель спокойствия».

Не знаю, читал ли Алекс ван Вармердам роман «Мастер и Маргарита», но персонажи, действо, ирония хоррора в точности повторяют сюжет чёрного лицедейства на московских просторах. Как будто бы раз в столетие, ЗЛО обретает ПЛОТСКИЕ КОСТЮМЫ и собирает естественную дань грешного человечества. Само название «Возмутитель Спокойствия» уже перекликается с «визитом чёрного мага». Разве он не возмутитель спокойствия? Тогда кто?

Осторожно, возможны Спойлеры

В «Мастере и Маргарита» мы становимся свидетелями прихода ЗЛА в наш телесный мир. В «Боргмане» имеем дело с проявлением зла. Именно ПРОЯВЛЕНИЕМ, ибо зло никуда не уходило, оно было «здесь», с нами. СИДЕЛО и ЛЕЖАЛО под землёй, а в дамском обличье (вспомним представительниц свиты) блуждало по улицам городов…

Сюжет. Зло бежит, когда на него объявлена охота. Бежит, увлекая за собой подручных — спасайтесь-спасайтесь. Верно? А что потом? Зло присматривается, где найти приют, новое место обитания. Под каким предлогом? ОТМЫТЬСЯ, очиститься внешне (!!!) Полный абсурд для каждого из нас, открыв дверь услышать от стоящего перед Вами человека просьбу ВПУСТИТЬ его для помывки. В Ваш ДОМ. Незнакомца. Верно? Но смысл то, каков! ВПУСТЯТ или НЕ ВПУСТЯТ? И ЗЛО входит…

…спустя время не находя достаточной для себя «пищи» — уходит. Но ему в след несётся просьба — ВЕРНИСЬ, ОСТАНЬСЯ… А раз так, ПОЛУЧИТЕ и РАСПИШИТЕСЬ, точнее — Вы уже расписались в получении — ПОЖИНАЙТЕ. Причёсанное, подстриженное, ухоженное, узнанное и не узнанное ОНО прорастает в саду, доме, в отношениях между домочадцами, опутывает паутиной внимания детей, извлекает их души… Аллегорий здесь такое количество, что их не счесть, ибо они переплетаются и вплетаются в общую структуру современного западного общества. Каждое слово, каждый мини сюжет кладезь образного, переносного значения. Ну а зритель, которому подобные глубинные копания ни к чему, может насладится умилением щекочущего нервы триллера. Каждому своё. Итак язык сравниваемых «произведений», одинаков. Сплошные аллегории.

Четвёрка верных оруженосцев у Камила Боргмана. Четверо их и у Воланда. Тождество.

Примерим булгаковские костюмы на «голландских визитёров». Есть ли сходство? Что говорят о подручных Мессира критики? Итак, Дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа). Он управляет, он направляет. Властитель и хозяин. Обе «версии» идентичны по своей сути.

Свиту Воланда составляли три «главных» шута — Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Бегемот — кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Там Бегемот — это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». В демонологической традиции Бегемот — это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

Коровьев-Фагот — старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

Азазелло — «демон безводной пустыни, демон-убийца». В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин оружейному искусству и научил их воевать, а женщин — использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике), а также искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.

Гелла — младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции. Вампиры — это традиционно низший разряд нечистой силы.

Булгаковская четвёрка выглядит гораздо «стройнее», в ней отголоском — исторические корни, «порода», тронная аристократия как-никак… Партия Алекса ван Вармердама носит менее звучные имена, но работают эти сущности с изящной простотой и деловитостью —

Лечить — так лечить! Любить — так любить!

Гулять — так гулять! Стрелять — так стрелять!

Но утки уже летят высоко…

Летать — так летать! Я им помашу рукой…-

и лечат, и любят, и гуляют, и стреляют всё это есть. Только не летают. А что касается «помашу рукой» — последние кадры фильма как раз об этом. Стоит ли продолжать повествование? Лучше один раз увидеть, чем сто раз… Поспешите на просмотр.

Ужасающая простота.

8 из 10

20 мая 2018

Европа стала бы такой уже сейчас, если бы не пришли арабы…

Идея зла, подкравшегося незаметно, не нова. Как там? Не делай добра не получишь зла? Только кто тут добро, пардон? Тут все глубже, чернее и беспросветнее. Но обо всем по порядку.

По сути история о бомже, ищущим приют, изъела бы себя и закончилась после лжи бродяги. На второй минуте диалога. При любом, даже самом гипертрофированном чувстве сострадания хозяйки поместья. Но на то это и претензия на арт-хаус. Дальше режиссёр на пару со сценаристом изнасиловали человеческую логику ещё раз пять-шесть. В понимании среднестатистического российского человека и вовсе раз так цать. Ну, ладно, это европейцы со своим богатым внутренним миром, простим им эту сущую безделицу. За это всего минус балл от меня. Хотя обычно за кривую драматургию и логическую «небывальщину» я кидаю кинцо на уровень 3 из 10 максимум.

На мой взгляд, режиссёр очень хотел показать отсутствие чувств у гостей и фонтан рефлексии у хозяев дома. В этом главное противостояние и сверхидея фильма. Бродяги нахламили трупов в этой ленте больше иных заслуженных маньяков. Только вот их лица на протяжении двух часов не изволили и бровью повести. Даже в пиковых моментах. Особенно хорошо купание в пруду с утопленниками. Отдельное спасибо режиссеру за ведра вместо головных уборов — доставило весьма. Старая добрая классика перевернутая с ног на голову! Браво!

Второе различие гостей и хозяев это цель. Пусть у бродяги она не понятна, но есть, то у хозяйки ее нет и быть не может. Это второй ключевой момент повествования. Хозяин цель имеет, но она прозаична, мала и ничтожна по сравнению с «бомж задачей». К тому же над ним, хозяином, весь фильм летает птица обломинго и его параноидальная женушка. Отсюда и исход.

Хозяйка типичная представительница европейского класса: буржуазная иждивенка. Она палец о палец не стукнет: с детьми нянька, в саду садовник, деньги приносит муж. С неё только обед и истерики. И, разумеется, барышня в итоге заскучала, извелась, истосковалась. Я глубоко убеждён, что такой дичи быть не может в принципе, если у тебя есть хотя бы две извилины, и нет гипертрофированного эгоизма помноженного на домашний диктат в собственном исполнении.

И тут мы подкрались к самому главному. Кто хуже, идиотическая, ленивая, страшненькая аморальная бабенка без цели в жизни, или хитроумный бомж-убийца, четко знающий что ему от этой жизни надо?

Супер идея бродяги завуалирована и туманна. То он кажется зрителю Тайлером Дерденом, а картина новой вариацией «Бойцовского клуба». То бродяга больше похож на Бандеру или Шухевича и его «лесных братьев». То на Антимаугли. Даже ритуал «наспинной живописи» имеется. Мол, мы с тобой одной крови. Остальных на ножи. Нафига? А кто его знает. Если режиссёр в курсе, то уже не плохо. Понятно, что бомж дикий антипод диких европейских буржуа. И бедные и богатые пробили дно морали, и кто хуже уже не разобрать.

Фильм 2013 года. И все бы шло в Европе по этому сценарию. Жены бы тупели от безделья, их зажиточные мужья горели бы на работе. И в итоге мужья оставались бы не у дел, а их жены в объятьях расчетливых парней с улицы. Мораль и семейные ценности окончательно превратились бы в пустоту.

Но с великим переселением азиатов и африканцев в Европу, местные словно очнулись от летаргического сна, пусть не до конца, но очнулись. Кровавые терракты не дают заплесневеть мозгам последних европейцев. Они, конечно так и так проиграют эту битву за Европу, но не сектантам, антиглобалистам, хипарям и убийцам по совместительству как это показано в этом фильме. В домах европейцев живут потенциальные террористы и боевики. И бомжей они туда уже не пустят. Но легче ли европейцам от нынешних гостей, или от перемены мест слагаемых количество трупов на заднем дворе не меняется?

В общем, перед вами тупиковая ветвь развития европейского общества. А ведь у неё были все шансы на воплощение в жизнь. Но, не получилось. Приятного просмотра.

7 из 10

14 марта 2018

Звучит, как прекрасное приключение,

но я знаю еще более интересную историю!

Передай мне бокал этого чудесного вина, и мы

начнем…

Камиль Боргман. Кто он?

С самого начала мы задаемся этим вопросом, как только понимаем, что чем-то он прогневил святого отца, раз тот в сопровождении ещё пары человек недоброго вида намеревается выкурить из убежища Боргмана. И сомнений нет: причина имеет место быть. Но Боргман с лёгкостью уходит от расправы, будто привычный к подобному развороту событий, и как ни в чем ни бывало отправляется искать дом, где добрые хозяева позволят ему принять ванну.

Уже с этого момента начинает зарождаться чувство дикости и абсурдности происходящего. И обороты оно будет набирать неистово и вплоть до финала, так и не давая нам точных ответов.

Так кто же такой Боргман?

Отбросим теорию о том, что все вокруг сошли с ума.

Боргман: он жил в лесу, но без лишнего аскетизма; он невысок, не лишен обаяния, он любит детей, не тянется к интимной близости; он способен к перевоплощению из бородатого мужика из леса в представительного мужчину; ценность жизни человека для него под вопросом, но тяги к ненужному насилию не отмечено; он говорит о том, что хочет играть, обладает поразительной интуицией и как будто даже умеет влиять на сны.

Боргман и его свита не кажутся взрослыми. Впрочем, они не кажутся и людьми в полной мере. Все действия выглядят в итоге как чёткий план, действо точное и связное с одной лишь целью — дети. А тут уже на ум приходят истории о феях и подменышах. Существах поистине сказочных, ошибочно нередко рисуемых добрыми.

Отсюда интерес к детям, играм, лесам, а так же отсутствие эротизма.

Да и вспомним, что десятью годами ранее Алекс ван Вармердам снимал «Новые сказки братьев Гримм».

С этой стороны могу подытожить, что «Возмутитель спокойствия» — самый жуткий фильм о феях, сюрреальный и похожий на гротескную детскую шалость.

6 из 10

22 января 2016

Несколько слов о неопредленности на правах отзыва

Этот тот случай, когда сказать что-то определенное об авторском замысле или, вернее, об авторской теме нельзя. Режиссер Алекс ван Вармердам помещает во вполне линейное повествование богатые на смыслы и значения образы, разговоры и взаимодействия, при этом ни на чем не настаивая. Это что-то вроде сюрреализма Магритта, когда границы образов как будто ясны, но смысл ускользает, и тебе, как зрителю, ничего другого не остается, как быть с этим «многоточием» либо придумать что-то свое. Человек не любит неопределенностей, но ничего не поделаешь. По большому счету, «неопределенность» и «относительность» это то, что было кредо искусства XX века, о чем так громко сообщил, как ни странно, Альберт Эйнштейн.

«Возмутитель спокойствия» («Borgman») принципиально неопределенная картина, предлагающая либо остаться в этой неопределенности, либо предложить свою интерпретацию, которая, правда, не будет отвечать критерию истина/не истина, поскольку объективная истина в этом случае просто отсутствует, как это часто и бывает в искусстве. Впрочем, тот же Магритт говорил, мол, что за удовольствие разгадывать символы?!

12 декабря 2015

Итак, ознакомившись с претендентами на каннскую награду 2013 среди всех прочих фильмов, настал черед знакомиться и с Боргманом.

Живое начало, снятое по европейским канонам обещало дать интересное развитие, но впоследствии все устремилось в какой-то сюрреализм. Изначально сопереживая главному герою мы начинаем видеть, что он еще тот подонок, который не имеет даже каких-то целей. Напичканный несуразными убийствами фильм, изобилует нелепицей. Конечно, весьма эффектная композиция с людьми-водорослями с головами в ведре цемента, но остальное… То ли столь плохо сыгранные роли, что не веришь ни одному герою, за исключением разве что главы семейства, в которую пришла эта беда под названием Боргман.

Сказать честно, посмотреть картину с первого раза не удалось, последняя какофония кадров била по разуму, вернувшись на следующий день к фильму, и досмотрев оставшиеся 25 минут, вздохнула с облегчением. Фильм, при просмотре которого изрядно тошнило от атмосферы, наконец-то закончился.

Для тех, кого обидела данная рецензия, и тех, кто нашел тайну фильма скажу, что, к сожалению, искать философские смыслы в этой серости просыревших душ, не хотелось.

4 из 10

15 июля 2015

Не Бергман

Пасторальное и словно застывшее во времени спокойствие маленького голландского городка, в котором все без исключения жители знают друг друга и друг о друге практически все, а если не все — то интуитивно догадываются. Лес, словно сошедший со страниц древних легенд и сказаний; зеленое густое полотно без просвета. Двое отрешенных в свои мысли людей — охотник и священник, а также собака неопределенной породы бредут по этому лесу, обнаруживают в подземном логове группу странных людей, живущую там аки кроты и явно исповедувающими язычество вперемешку с хипстерством. Один из этих волосатых любителей природы убегает от преследования и начинает просить его приютить у жителей близлежащего городка. Одна из местных обитательниц, доброй души и наружности женщина в самом соку, соглашается тайно помочь неизвестному, даже не догадываясь, что с этого момента в ее жизни и в жизни ее семьи начнется странная и страшная полоса.

Сюжетная схема, по которой обыденный и завязший в примитивном мире быт обыкновенной снаружи, но необыкновенной внутри семьи нарушается и разрушается с появлением в жизни некого мистера Неизвестного, таинственного Визитера, несущего с собой цветы зла и плоды уничтожения, в мировом кинематографе не нова. К ней в самое разное время и с разным успехом обращались и Пьер Паоло Пазолини в своей «Теореме», создавшей канон подобных историй, озорник Франсуа Озон в своем «Крысятнике», японский мэтр шокового кино Такаши Миике в «Посетителе Кью». В 2013 году один из самых признанных голландских кинематографистов, Алекс ван Вармердам, представил на суд публики и критиков сначала на Каннском кинофестивале, а потом и на других, не менее престижных киносмотрах, перечислять которые было бы делом и лишним, и утомительным, свой последний по счету фильм — «Боргман»/«Возмутитель спокойствия», ставший самым мрачным, жестким и изощренным творением голландского мэтра.

При всей своей жанровой принадлежности к классическим по форме триллерам, с обязательными нотками саспенса по нарастающей, с мрачной линией сюжетного повествования, с нарочитыми стилистическими играми в Хичкока, «Боргмана» все же следует отнести к очередным, после «Официанта» и «Последних дней Эммы Бланк», постмодернистским синефильским экспериментам Вармердама, к кинематографу умозрительному и нелинейному при всей его прямоте и односложности повествования, исходя из которого доброта и соучастие, проявленное к бородачу Боргману, становится катализатором разрушительных и чудовищных последствий. Режиссер искусно и изощренно закручивает спираль интриги, не давая возможности зрителям осмыслить все последующие события и понять кто есть кто, но, в особенности, понять внутреннюю сущность самого Боргмана, про которого известно совсем мало, практически ничего. Но истинное Зло и не должно быть иным, оно надевает маски милых парней-теннисистов, устраивающих свои бессмысленно жестокие забавные игры(тут Вармердам кивает, безусловно, Михаэлю Ханеке), или милых детишек, которые всего лишь хотят поиграть(привет и прощай «Они» и «Райское озеро», ибо «Боргман» не больше хоррор, чем «Нимфоманка» ядреное порно), или таинственного незнакомца, решившего испытать закосневшее в собственном мелкобуржуазном эгоцентризме общество на вшивость, наслав на них все казни Египетские(привет «Теорема», «Визитер» и даже отчасти кинговская «Буря столетия»). Локализованное же оригинальное название ленты Вармердама даже напрямую отсылает к другому «Возмутителю спокойствия» — Леонида Соловьева, уравнивая романного Ходжу Насреддина — философа, поэта и бунтаря с вармердамовским героем не от мира сего, хотя цели у обоих персонажей по сути одинаковы — изничтожить то, что претит их человеческой природе при том, что они являют собой силы иноприродного, чужеродного, но не чужестранного характера. Национального ли? Едва ли. Но обобщенного да. Гуманистического ли? Скорее нет, ибо в современном мире для гуманизма Ходжи нет места.

«Боргман» сродни сложной мозаике, любовно сооруженному режиссером лабиринту из страстей, ночных кошмаров, влажных поллюций и эксбиционистских ужасов, втиснутых в рамки триллера и одного небольшого голландского городка, обыденность и ординарность которого являют собой лишь очередную маску психопатии и бесконтрольного силлогичного безумия. Вармердам не стремится разжевывать зрителям суть происхоядщих на экране событий, подавая их так, что ни шока, ни удивления отчего-то не возникает. Жестокая и беспощадная сатира современных семейных ценностей, которые все больше и больше превращаются в зыбкое и эфемерное нечто, в которой не без явного удовольствия и тенденциозности подмешаны сюрреализм и авангард, играющий полифоничностью смыслов Дэвида Линча, отчасти Бергмана Ингмара и Алехандро Ходоровского, который, в свою очередь, превращается в апофеоз своеобразной режиссерской иронии по отношению к незадачливому и попавшему под горячую руку Боргмана, возмутившего дотоле пасторальное спокойствие отдельного взятого городка и отдельно взятой ячейки общества, развратив и уничтожив ее, семейству. Боргман, этот носитель идеи индивидуальности и отрешения от христианских ценностей, становится для Вармердама трибуном, в лице которого режиссер видит едва ли не спасение всего европейского социума, предлагая, правда, сначала разрушить до основания все старое, унизить и изнасиловать его, а уж потом, вволю насладившись муками, начать строить новое. Впрочем, точных координат этого «нового» Вармердам не дает и Боргман словно жестокий призрак новых времен вновь исчезает, оставляя после себя боль, разорванные в клочья отношения и трупы, само собой. Любые перемены и революции ведь не бывают без жертв…

10 июля 2015

Иногда зло может подкрасться в дом незаметно. Мы можем даже очень легко принять его и подпустить его настолько близко, отравив свою душу его ложью, что не заметим, как оно сметает все счастье и добро, созданное за столько лет. Бывает, что это зло в лице какого-то просто подлого человека может настолько затуманить сознание, что заставляет совершать дурные и непростительные поступки. Именно в такой ситуации оказалась обычная голландская семья в триллере «Возмутитель спокойствия».

Синопсис Обыденная жизнь нидерландской семьи нарушается в один миг, когда однажды днем к ним забредает таинственный Боргман. Хозяйка семьи соглашается приютить путника в тайне от мужа, постепенно влюбляясь в Боргмана. Однако гость таинственным образом нарушает порядок семьи и окружающей ее жизни: мужа увольняют с работы, дети постоянно заболевают, а на дне соседнего озера постоянно увеличивается число трупов.

Игра актёров Поскольку я до этого не был знаком с нидерландским кинематографом, поэтому мне весьма сложно оценивать голландских актёров, которых я вообще видел впервые в жизни. Однако среди всего актёрского состава фильма я бы выделил пару лиц, которые произвели сильное и положительное впечатление. Так хотелось бы отметить игру Хадевих Минис, исполнившей роль хозяйки семьи Марины, которая еще до появления Боргмана чувствовала себя не комфортно в семье, лишенная любви и внимания. Также понравилась игра бельгийского актёра Яна Бейвута, воплотившего жуткий и таинственный образ коварного Боргмана, который не то просто злодей. не то демон и т. д.

Режиссура Я был наслышан о специфическом творчестве нидерландского режиссера Алекса ван Вардермана, но никак не ожидал, что оно будет настолько специфическим. Конечно, я ни в коем случае не хочу сказать, что «Возмутитель спокойствие» — плохое кино, поскольку лично мне оно понравилось. Хотя это чисто артхаусное кино, режиссер всячески поддерживает линейное развитие сюжета. Однако самое интересное — это атмосфера фильма. Вообще стоит сказать, что «Возмутитель спокойствия» — это в определенной степени мистический триллер, поскольку, хотя вы видите, что злодеи ведут себя, как обычные люди, но в то же время вы понимаете, что за этим скрывается нечто сверхъестественное и нечто крайне опасное.

Сценарий Я не буду повторно давать аннотацию к фильму, а лишь поделюсь мнением и мыслями касательно сюжета. Фильм, а точнее, его сюжет выдержан в тонах хичкоковских триллеров. Фильм начинается с того, что некий священник вместе с еще двумя мужчинами начинают охоту на странных людей, живущих в скрытых норах под землей. Среди таковых оказывается Боргман, который как будто объявил свою собственную охоту на обычную достаточную семью. Хозяйка семьи Марина, как оказывается, далеко не счастлива, а влияние со стороны Боргмана только подливает масла в огонь. В конце концов, происходит что-то странное: дружки Боргмана буквально заполоняют дом, разрушая идиллию. В это время Марина влюбляется в Боргмана и составляет заговор против своего мужа, но за это ей придется заплатить большую цену. Дальнейшие детали раскрывать не буду, хотя заранее предупрежу зрителей, что вам так и не станет ясно, кем же являлись Боргман и его компания на самом деле. Мы понимаем, что он не совсем люди, но не знаем с какой целью они нарушают это самое спокойствие.

Итог «Возмутитель спокойствия» — это один из тех фильмов, которые, как говорят, на любителя. Действительно, с самого начала вы мало понимаете, что происходит на экране, почему герои это делают, что ими движет на самом деле. Однако именно это загадочность, эти странные поступки и привлекают. Так или иначе, в фильме заложен глубокий смысл. Эта семья, погрузившись в свои проблему не заметила, как зло пришло к ним прямо в дом и забрало у них самое дорогое.

7 из 10

30 мая 2015

Греза апокалипсиса

Мысли, как лебедь, рак и щука, рвутся в разные стороны. Редкое ощущение после фильма. Вот почему «Боргман» — точно хорошее кино!

Первое, что создает щекочущее нервы натяжение, — это вопрос: к темным инстинктам или к вполне конкретному социальному чувству человека обращается режиссер. Второй вопрос: кто они, эти подземные жители, — дикие яростные звери в ницшеанских одеждах, циники-перформансисты с антибуржуазным прибабахом или так себе — карикатура на всяких революционеров, в том числе и бывших, и будущих, и новомодных (особенно в арт-среде). Какова художественная стихия фильма — ирреализм (суккубы, инкубы, адовы видения, больные сны, распоясавшиеся собаки и прочая чертовщинка с подтекстом) или бытописательство, достоверное, как огурец в рассоле, как желток в белке, как домохозяйка на собственной кухне?

И, наконец, самый интересный вопрос: кто из героев — на самом деле монстр. Тот, что выпросил ванну и белые тапочки, а потом завоевал весь дом, сад, семью, лес, а то и планету? Или те, кто белокур, чист, богат, успешен, причем настолько, что чувствует себя виноватым в этом.

Хозяйка: Я чувствую себя такой виноватой. Нам так хорошо, а за это надо платить.

Хозяин: Ерунда. Мы родились на Западе. А Запад процветает…

А раз так, имеем право жить и не тужить… Эх. Как же смешны и беспомощны эти реплики хозяев жизни. Тлен. Морок пустоты, выскобленной, избавленной от всего, что можно считать жизнью. Я не за непрошенных гостей. Но я точно против хозяев. Трудно объяснить, почему, ведь и режиссер-то особо этого не делает… Чем провинились, чтобы так страшно умереть, потеряв детей и друг друга, когда «сошли Они на землю, чтобы укрепить свою мощь»?

Когда-то давно я писала текст о довольно средненьком, как сейчас понимаю, фильме немца Вайнгартнера «Прочисть мозги». Взяла эпиграфом слова из книжки О. Хаксли: «Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех».

В «Прочисть мозги» расчищают место для «дивного нового мира», освобождая его от чрезмерного комфорта и потребления (так же лихо, как вармердамовские бесы — сад чистеньких буржуа), маргинальные и полумаргинальные герои: социопаты, бомжи, алкоголики, безработные и прочие благородные психи-разбойники, а еще точнее — революционеры. Герой этого фильма — богатый и успешный — бросает и богатство, и успех. Продает дорогущую квартиру в Берлине, машину, прощается с атрибутом мещанского счастья — шикарной блондинкой — и спешит в бодрый, бравый новый мир, где нет лжи, манипуляции, манекенности, виртуальности, диктата СМИ. На вырученные от продажи своего имущества деньги он освобождает дома простых немцев от тупых ТВ-программ. Как видим, в общем и целом, вармердамовское кино — не единственное в своем роде, потому не может считаться открытием, откровением, могучим протестом. Триер, Ханеке, Зайдль говорят о том же и, возможно, мощнее. Чем берет Вармердам? Явно не истиной бунта, явно не грезой апокалипсиса.

Он иронизирует сразу надо всеми и всем. Над лжедобротой и ложью ненависти, над революцией и зажравшимся спокойствием, над бунтом голода против сытости, над тягой сытых к хаосу как способу хоть как-то реанимировать жизнь, придать ей хоть какую-то форму, хоть какие-то краски…

Ужас. Какой же ужас — видеть то, что нам показывают в финале. Этот идеальный кубик дома. Герметичного, геометрически безгрешного, полого, как выпотрошенный медведь. Какая там поэзия, какая там свобода, какие там добро и грех, какая опасность?! В этом схематичном пространстве могли жить только роботы, манекены, рабы…

Домохозяйка рисует, разбрызгивая тряпкой яркие капли по безупречно белому полотну… Это, конечно же, пародия на все потуги буржуа счесть себя свободно-неформатными, настоящими, живыми, неподдельными. Грубая подделка под мечту Хаксли (Господи, он же еще в 30-е написал свою книжку о будущем): «Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех»!

Хорошая эпитафия для общества цивилизованного потребления. И в фильме она звучит. В момент когда «малых сих» уводят в свободу и опасность леса (хаотичный лес — жизнь, аккуратный полый кубик дома в финале — смерть). Но финал — не ответ. И фильм — не ответ тоже…

Я есть? Мы есть? Вы никогда не задавали себе эти простые вопросы?

P.S. Ох, если бы я могла задать еще и вопросы режиссеру, я б непременно спросила (то же хочу спросить у Триера и Зайдля): а может ли спасти мир злая правда? Или спасает только добрая? А бывает ли правда злой? Или это так же невозможно, как злая любовь?

8 апреля 2015

Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счёт ухудшения судьбы других.

Никто не знает, откуда появился этот человек. Просто в какой-то момент он, грязный и обросший, начал стучаться в дома к добрым людям и упрашивать их впустить его в дом, так как он грязный и ему срочно требуется принять душ. Само собой, радушного приема этот человек не встречает; вопреки стереотипам, Нидерланды — не самая приветливая страна в Европе, а особенно по отношению к подозрительным пахучим незнакомцам. И уйти бы ему из этого района несолоно хлебавши, не сыграй он на чувстве жалости одной рыжей домохозяйки, чей муж жестоко избил незваного гостя при входе…

Более всего удивителен тот факт, что почему-то многие рецензенты говорят о неком разрушении семейной идиллии, что не совсем справедливо. Конечно, до появления Боргмана у этих людей не было таких суровых конфликтов и ссор, которые последуют после его прихода… но называть их отношения «идиллическими» не поворачивается язык. Жена — абсолютно невротизированная и убитая бытом скучающая женщина, одновременно презирающая мужа и дистанцированная от собственных детей (которыми, походу, вообще только няня и занимается; ну разве что отец проявляет изредка нежность, да и то к самой младшей из дочерей). Муж — эмоционально нестабильный шовинист, в упор не замечающий проблем в семье и оттого не слишком помогающий их решению. У детей явно нет эмоциональной близости не только со своими родителями, но и друг с другом, что, вкупе с ярко выраженной интроверсией каждого из них даёт своеобразное сочетание аутизма и легкой социопатии — особенно, опять-таки, у самой младшей… Разумеется, родители постоянно повторяют, что всё в порядке, но суть-то как раз в том, что не всё в порядке — ничего в порядке в этой семье не было с самого начала. И присутствие Боргмана лишь раскручивает эту катушку усталости, накопившихся претензий, ненависти друг к другу и стремления к пороку…

Что автоматически ставит вопрос о том, кто такой вообще этот Боргман. Несмотря на абсолютную естественность своих действий, тем не менее он производит впечатление потустороннего существа; типа семьи Джексонов из фильма «Цена молока», которые вроде бы являются вполне обычной реальной семьей, но в то же их действия отличаются невероятной фантастичностью. Отчасти это впечатление создается абсурдистской атмосферой и чрезмерным символизмом, отчасти — недосказанностью и всемогуществом этого персонажа: зритель не понимает его мотивировки и предыстории, но при этом абсолютно заворожен его харизмой и опасной притягательностью. Одновременно в голове крутятся до миллиарда вопросов: кто это, почему в начале Боргмана преследовали эти люди, причем тут борзые, откуда у него пособники, как ему удается так легко проворачивать свои кошмарные интриги и, главное, зачем…

Но, несмотря на сюрреалистичность происходящего, стиль «Боргмана» отличается удивительной сдержанностью и простотой. За исключением отдельных сцен, несущих в основном только лишь символическую нагрузку и не являющихся сюжетно обязательными, «Боргман» подчеркнуто бытовой и сдержанный. В другом фильме подобный стиль казался бы слишком серым и пресным, однако в руках оператора и сценариста киноматериал преображается: вся эта повседневная жизнь обыкновенной семьи, бытовые споры и разговоры, минимум крупных планов и цветов — всё это играет на руку рассказываемой истории.

Ведь, в конце концов, что может быть естественнее жажды человека к деструктивности и насилию?

9 марта 2015

Вы когда — нибудь бывали в Нидерландах ? Превосходная страна, местные жители очень дружелюбны и гостеприимны. Суровая протестантская этика заставляет самозабвенно трудится, развлечений мало. Как только появляется свободная минутка, все честные кальвинисты (включая благообразного пастора) берутся за оружие, и участвуют в народной голландской забаве, которая называется «завали бомжа». Поют птички, весело похрустывают ветки под ногами загонщиков, азартно кряхтят благочестивые горожане, проказливо вскрикивают загоняемые бомжи… Идиллия.

Все посмотревшие этот фильм задаются одним вопросом: что это было ? О чём поведал нам желчный старикашка Вармердам ? Попурри из кощмарных снов терзающих пожилого режиссёра ? Язвительная насмешка над бездуховными, сытенькими буржуинчиками, ведущими растительный образ жизни (не случайно Боргман сажает их как цветочки — головками вниз, в тазик с цементом, получилась очаровательная подводная оранжерея)? Версий много, выясняется, что правильного ответа не знает даже исполнитель главной роли Ян Бейвут (на Кинопоиске выложено его интервью).

Боргман и компания — кто они ? Каждый раз, когда им в руки попадает новое тельце, самый отвратный из них (Вармердам) достаёт набор явно нестирильных скальпелей, походный редикюль садиста. Зачем инструменты ? Один раз нам показывают как Людвиг (Вармердам) чего — то ковыряет в спине пациента скальпелем. Если мы принимаем на веру сверхъестественную природу этих существ (шайки Боргмана), то вариантов всего два. Ангелы или демоны. И те и другие охотятся за душами людей, и не брезгуют использовать хорошо (и не очень) заточенные ножи.

Представление об ангелах как о толстозадых, потешных мальчуганах, покрытых нежными целлюлитными складками, это представление не соответствует действительности. Гавриил и Самаэль являют абсолютно другие образы ангелов. Но, в кадре часто появляются чёрные собаки. К чему бы это ? Чёрный пёс — очень сильный символ. Простите за эрудицию, но Мефистофель являлся Фаусту в образе… чёрного пуделя. Значит всё — таки демоны, и интересуют их души людишек.

Фильм перенасыщен смыслами и аллюзиями, разбирать его покадрово — сильнейшее наслаждение. В безделице написанной Шекспиром, главный герой хочет разоблачить отчима, и ставит пьеску под названием «Мышеловка», реакция нелюбимого «папули» убеждает героя в том, что подлец виновен, а значит «яду мне, яду !» Кстати одного из героев зовут Полонием, вот же гримаса судьбы, нынешний очень брендовый яд носит такое же имя. Так вот, Боргман тоже ставит пьеску, чутко отслеживая реакции, и радушно угощая всех желающих чудодейственной амброзией.

Можно найти аллюзии на Гаммельнского крысолова и многое другое. Самое главное что режиссёр — то очень перспективный, мальчишечке всего 62, а его уже заметили в Каннах, не успеет разменять сотню, как его пригласят на «Кинотавр», а дальше.. . молодым везде у нас дорога…

8 из 10

2 декабря 2014

Хтонический кошмар обывателя

Если бы Кафка всю жизнь проработал не клерком в страховой конторе, а, наследовав дело отца, стал бы достопочтенным Geschaftsmann’ом, то, он вероятно, писал бы не о мелких чиновниках, бродячих землемерах, коммивояжерах-неудачниках и прочих закомплексованных принеси-подаях, а о менеджерах и дельцах, достаточно состоятельных, чтобы владеть огромным особняком с прилегающим садом и прилагающимися к ним и трем детям английской гувернанткой и садовником. Но в его прозе все так же сквозило бы отчаянием и немыслимостью происходящего, абсурдной несправедливостью и необратимостью неведомой смысловой аберрации, в силовом поле которой оказался герой. Его проза всё так же заставляла бы добропорядочных граждан хвататься за голову от немыслимости и неотвратимости того, что внезапно может разрушить привычный модус их теплого, обжитого существования, обратив его в кошмарное наваждение. А будь он достаточно кровожаден, то написал бы сценарий «Нарушителя спокойствия» Алекса ван Вармердама.

Уже из описания фильма анонимус может понять иррациональность сюжетных ходов, и такие странности (в лучшем духе Кафки) будут составлять сам остов фабулы фильма. Необъяснимо практически всё: почему персонажи-бродяги живут под землей (прячась после убийства, схожего с тем, которым закончится этот фильм)? Почему безвольная героиня впускает бомжа к себе в дом и холит его, как вновь обретенного отца? Почему она влюбляется в него и готова пойти на убийство всех — садовника, своего дома, сада, мужа, жизни — чтобы оставить его в доме? Почему её дети сами превращаются в дьяволят?

Череда подобных необъяснимостей вместе с хтоническим злом, которое они приносят, и составляет ствол фильма. Я не буду перечислять их не только потому, что не желаю делать из этого текста больший спойлер, чем он есть сейчас (я не думаю, что весь сок этой картины хоть какое-то отношение имеет к неожиданности его сюжета; так же было и в древнегреческих трагедиях, которые предварялись синопсом их сюжета, чтобы оставить зрителя один на один с неминуемым фатумом, а не отвлекать дешевыми сюрпризами и перипетиями). Дело в другом: они неисчислимы. Более того, они нарочито мучительны, и зрителю стоит больших трудов одергивать руку от кнопки перемотки. Это настоящая пытка обывателя, ведь жизнь героев так похожа на его жизнь. Точка невозвращения для него, как и для всех протагонистов — сцена в лесу, когда обезумевшая мать семейства догоняет уже уходящего из её дома бродягу и просит его остаться. Здесь обрывается и всякая правдоподобность, и жизни героев, конец которых теперь лишь вопрос времени и терпения зрителя (повторю вполне серьезно: происходящее дальше задумано как сдирание кожи с живого, что, на мой взгляд, удалось).

Остановлюсь здесь, где бродяга решает вернуться в этот же дом в роли садовника. Трудно придумать личину более мещанскую, чем эта. Трудно придумать и более шаблонную роль для такой профессии — убийца, но как раз это и есть точка бифуркации, после которой флуктуации смысла яростно слетают с прилагательного «здравый». Уничтожение своего предшественника, критически миролюбивого дедушки, вытеснение его самим сатаной — символическое начало замещения размеренной скучной жизни маревом кошмара наяву (между прочим, вся диспозиция «ночных бдений» бродяги над телом спящей героини, когда он внушает ей дикие ужасы о её муже, — аллюзия на весьма дьявольскую серию «Ночной кошмар» Фюссли (Fussli, он же Fuseli)). Оригинальное название фильма — фамилия самого возмутителя спокойствия, «Borgman» — может ввести в заблуждение, поскольку в переводе с голландского это значит нечто прямо противоположное русскому титулу («Возмутитель спокойствия»): «Человек-гарант». Но его имя — такая же губительная мимикрия в бюргерском мире, как и садовническая ипостась Боргмана-антихриста.

Есть и другая лингвистическая зацепка, доступная, если не брезговать легкими формами Темуры: нужно всего лишь убрать из фамилии главного героя «r». Тогда из немецкого «Bogsmann» получилось бы что-то вроде «Человек-сдвиг», «Человек-согнутость», что подошло бы ему, учитывая и необъяснимые поступки подопытных домочадцев, и вообще тектонический сдвиг, который он совершил в этом обывательском раю, в дугу закрутив их благополучие и жизнь. Но есть варианты и ближе к разумным. «Bogman» (англ. «болотный человек») — возможная аллюзия на знаменитые находки ритуально умерщвленных людей эпохи позднего неолита, замумифицированных в торфяниках по всей Европе, в местах преимущественно кельтского и германского заселения (см., например, «человек из Линдоу» (Lindow man) или «женщина из Кёльбьерга» (Frau von Koelbjerg)). В большинстве случаев это, как и в нашем фильме, молодые люди знатного происхождения (ясно по атрофированным мышцам, отсутствию болезней, одежде и украшениям), принесенные в жертву к вящей славе религиозного безумия и плодородия земли. Чаще всего их душили или проламывали им череп, а не отравляли, однако как чистый символизм причины и бескорыстность убийства, так и сваливание трупов в водоем с привязанным грузом (аналогичная консервация — в случае всё с тем же садовником и его женой) главный герой позаимствовал у своих друидических предков. Неслучайно его обиталище в самом начале фильма — в буквальном смысле слова «подземелье».

Фильм заканчивается так же противоестественно и жестоко, как «Процесс». Но кроме лукавой люциферовой жестокости, учинённой «болотным человеком» над героями фильма, я должен ещё раз сказать и о муках, которые должен перенести зритель, чувствительный к изнасилованию его представлений о возможном. Он будет ерзать на диване/стуле/дыбе и порываться проверить, точно ли закрыта входная дверь в его укромный и безопасный мир и скоро ли закончится эта синематическая пытка. Этот фильм рекомендуется психологическим мазохистам и, кажется, больше никому.

5 из 10

17 августа 2014

Обыкновенное зло.

Credo quia absurdum.

Верую, ибо абсурдно! (Тертуллиан)

Жизнь — удивительная штука. Она сталкивает иногда с такими вещами, которые вводят в ступор и душу и тело. В буквальном смысле. Вот решили вы побаловать себя сладеньким после напряженной рабочей недели — покупаете красивый торт из модной кондитерской. Но прекрасный снаружи, внутри он начинен какой-то дрянью, от происхождения и назначения которой мозг истерично лихорадит — нет, не может быть, это же невозможно есть! Но вы продолжаете запихивать в себя шедевр, пытаясь заглушить слабые попытки серого вещества уберечь вас от отравления. Еще и душевные муки подвизаются: изысканную мерзость от известного кулинара невозможно съесть и переварить? Значит, что-то со мной не так. С «Боргманом» вот так же вышло.

Боргман (Ян Бейвут) — человек (?), живущий в лесной землянке на краю города. За ним охотится странная троица: священник с обрезом, кузнец с копьем и человек с собакой. И, судя по ожесточенным лицам, намерения их более чем серьезны. Но Боргмана врасплох не застать. Сумка с вещами собрана, с бесстрастным лицом и точно выверенными движениями, словно опытный хирург, он делает привычные действия и буквально на глазах уходит от преследователей, успевая при этом предупредить товарищей, окопавшихся неподалеку. Выйдя из леса, Боргман вполне резонно решает, что после столь длительного пребывания под землей неплохо бы помыться, и с просьбой принять ванну начинает стучаться в дома. Одна сердобольная самаритянка сжалилась и пустила его в дом, дабы омыть бренное тело и обработать раны, которыми с лихвой наградил пришельца ее муж. Отныне жизнь женщины перестала быть скучной — в ней появилась интрига. К чему это приведет — претерпевший до конца узнает.

Есть такой научный метод: если хочешь проверить теорию или идею, ее нужно довести до абсурда. В чем же хочет убедиться ван Вармердам? Что люди в массе своей глупы и аморфны? Или задача режиссера взбудоражить застоявшееся болото человеческой жизни? Кинокритики жонглируют набившими за последнее время оскомину фразами, что мол этот фильм — сатира на пресытившееся буржуазное общество, развенчивающая фальшивые стереотипы Европы и ее псевдотолерантность. Воистину, каждый видит то, что хочет увидеть. Мне же кажется, что фильм ван Вармердама о Зле. О том, как оно существует рядом с нами и как незаметно проникает в душу. Ведь зло изощренно и извращенно. Оно буднично и обыденно. Зло беспринципно и безнаказанно, привлекательно и деятельно. Оно принимает любую личину — будь-то бомж с внешностью тромбониста симфонического оркестра или белокурый ангел с косичками. Будьте бдительны!

P. S. Отреагировав аллергической реакцией на непривычные ингредиенты, организм адаптировался. Все-таки шедевр.

22 июня 2014

Не забавные игры

Патлатый бродяга Камиль Боргман, изгнанный из лесной землянки вооруженными до зубов «мирными самаритянами», вынужден искать себе новое убежище в частном секторе городского предместья, оккупированном зажиточным средним классом. Попросив разрешения принять душ, он получает отпор от хозяина дизайнерской виллы, но находит обходной путь к сердцу хозяйки. Затем при содействии ещё четверых таких же, как сам, латентных психопатов Боргман начинает методично терроризировать владельцев дома…

Фильмы голландского абсурдиста и сюрреалиста Алекса ван Вармердама имеют немало поклонников в разных странах. Но как это ни удивительно, а именно эта работа Вармердама, отражающая некоторое оскудение и окостенение авторского стиля, попала в конкурс Каннского фестиваля (только сейчас — впервые — обратившего внимание на культового режиссёра), после чего была выдвинута Нидерландами ещё и на иноязычный «Оскар». Буржуазия как класс терпит в данном творении очередное поражение от глумливых прихожан без рода и племени, которые бесцеремонно вторгаются в жизнь мидл-класса, чтобы устроить тихий геноцид без особых на то оснований.

Вармердам будто пытается соединить тут парадоксальность стиля Бертрана Блие и социальную агрессивность Михаэля Ханеке. И первое, что видишь за малорослым «Боргманом» (так буквально звучит название), это — гигантская тень «Забавных игр» (1997), которая делает творение Вармердама почти незаметным. В «Забавных играх» у Ханеке, если помните, двое молодых людей пришли попросить по-соседски пару яиц, а потом устроили кровавую бойню. Здесь бомж с видом нищего музыканта, манипулируя слабостями совестливой хозяйки, покрывающей присутствие непрошенного гостя, отвечает на доброту совсем не так, как ожидаешь. Толерантность, не знающая границ, лишившая самости мягкотелую буржуазию, и выросшая, судя по всему, из политкорректности, это — новая моральная крайность либеральных обществ.

И ладно, если бы за противостоянием толерантности и агрессивности тут скрывалась какая-то актуальная идея, например, запретов на табу, или отсутствия в обществе идеалов и сакральных понятий, и, как следствие, разделения добра и зла, влекущего за собой всё больше нравственных отклонений, как то: однополые браки, легализация инцеста, антропофилия как законодательно разрешаемый каннибализм… В общем, издержки современного социального мироустройства оставляли немалый простор, где при желании мог основательно «разгуляться» пытливый ум художника. Вармердам же впервые снял кино «ни о чём» или «непонятно о чём», что в данном случае не имеет особой разницы. Все трактовки и интерпретации, как никогда раньше в отношении его работ, будут на этот раз умозрительны и, скорее всего, надуманны.

Автор так и не даёт ответа на вопрос: Боргман — это «псих клинический» или тот, кто «право имеет», если воспользоваться формулировкой Достоевского? То ли мы имеем здесь дело с плохо абсорбированными левацкими идеями, то ли с абсурдом во имя абсурда, которому, в общем-то, грош цена в базарный день. Несмешной абсурд — вещь сама по себе смешная, но только как оксюморон. Вармердам вроде как пытается сделать притчу о беспричинном зле или сатиру на прогнившие нравы, но почему-то ни то ни другое толком не получается, озадачивая необъяснимой беспричинностью всей этой брутальной вакханалии. Короче, мотивации главного героя и его сообщников так и остались для меня тайной за семью печатями. Абсурдность же сама по себе вещь малопродуктивная и этот фильм одно из красноречивых тому подтверждений.

Для сравнения, в «Платье» (1996) — одной из лучших работ Вармердама — герои сходили с ума из-за куска материи, превращаясь один за другим в фетишистов. И этого было достаточно, чтобы в фильме появились энергия и юмор. Здесь же ни того ни другого нет и в помине, хотя замысел был куда как амбициозней. Так вслед за Йосом Стеллингом, оступившимся на «Девушке и смерти», серьёзное поражение потерпел ещё один «малый голландец», не сумевший подкрепить конструкцию своего последнего фильма внятным идейным фундаментом.

24 марта 2014

Не Бергман

Патриархально-пасторальное и словно застывшее во времени спокойствие маленького голландского городка, в котором все без исключения жители знают друг друга и друг о друге практически все, а если не все — то интуитивно догадываются. Лес, словно сошедший со страниц древних легенд и сказаний; зеленое густое полотно без просвета. Двое отрешенных в свои мысли людей — охотник и священник, а также собака неопределенной породы бредут по этому лесу, обнаруживают в подземном логове группу странных людей, живущую там аки кроты и явно исповедувающими язычество вперемешку с хипстерством. Один из этих волосатых любителей природы убегает от преследования и начинает просить его приютить у жителей близлежащего городка. Одна из местных обитательниц, доброй души и наружности женщина в самом соку, соглашается тайно помочь неизвестному, даже не догадываясь, что с этого момента в ее жизни и в жизни ее семьи начнется странная и страшная полоса.

Сюжетная схема, по которой обыденный и завязший в примитивном мире быт обыкновенной снаружи, но необыкновенной внутри семьи нарушается и разрушается с появлением в жизни некого мистера Неизвестного, таинственного Визитера, несущего с собой цветы зла и плоды уничтожения, в мировом кинематографе не нова. К ней в самое разное время и с разным успехом обращались и Пьер Паоло Пазолини в своей «Теореме», создавшей канон подобных историй, озорник Франсуа Озон в своем «Крысятнике», японский мэтр шокового кино Такаши Миике в «Посетителе Кью».

В 2013 году один из самых признанных голландских кинематографистов, Алекс ван Вармердам, представил на суд публики и критиков сначала на Каннском кинофестивале, а потом и на других, не менее престижных киносмотрах, перечислять которые было бы делом и лишним, и утомительным, свой последний по счету фильм — «Боргман»/«Возмутитель спокойствия», ставший самым мрачным, жестким и изощренным творением голландского мэтра.

При всей своей жанровой принадлежности к классическим по форме триллерам, с обязательными нотками саспенса по нарастающей, с мрачной линией сюжетного повествования, с нарочитыми стилистическими играми в Хичкока, «Боргмана» все же следует отнести к очередным, после «Официанта» и «Последних дней Эммы Бланк», постмодернистским синефильским экспериментам Вармердама, к кинематографу умозрительному и нелинейному при всей его прямоте и односложности повествования, исходя из которого доброта и соучастие, проявленное к бородачу Боргману, становится катализатором разрушительных и чудовищных последствий. Режиссер искусно и изощренно закручивает спираль интриги, не давая возможности зрителям осмыслить все последующие события и понять кто есть кто, но, в особенности, понять внутреннюю сущность самого Боргмана, про которого известно совсем мало, практически ничего. Но истинное Зло и не должно быть иным, оно надевает маски милых парней-теннисистов, устраивающих свои бессмысленно жестокие забавные игры(тут Вармердам кивает, безусловно, Михаэлю Ханеке), или милых детишек, которые всего лишь хотят поиграть(привет и прощай «Они» и «Райское озеро», ибо «Боргман» не больше хоррор, чем «Нимфоманка» ядреное порно), или таинственного незнакомца, решившего испытать закосневшее в собственном мелкобуржуазном эгоцентризме общество на вшивость, наслав на них все казни Египетские(привет «Теорема», «Визитер» и даже отчасти кинговская «Буря столетия»).

«Боргман» сродни сложной мозаике, любовно сооруженному режиссером лабиринту из страстей, ночных кошмаров, влажных поллюций и эксбиционистских ужасов, втиснутых в рамки триллера и одного небольшого голландского городка, обыденность и ординарность которого являют собой лишь очередную маску психопатии и безконтрольного силлогичного безумия. Вармердам не стремится разжевывать зрителям суть происхоядщих на экране событий, подавая их так, что ни шока, ни удивления отчего-то не возникает. Жестокая и беспощадная сатира современных семейных ценностей, которые все больше и больше превращаются в зыбкое и эфемерное нечто, в которой не без явного удовольствия и тенденциозности подмешаны сюрреализм и авангард, играющий полифоничностью смыслов Дэвида Линча и Алехандро Ходоровского, который, в свою очередь, превращается в апофеоз своеобразной режиссерской иронии по отношению к незадачливому и попавшему под горячую руку Боргмана, возмутившего дотоле пасторальное спокойствие отдельного взятого городка и отдельно взятой ячейки общества, развратив и уничтожив ее, семейству. Боргман, этот носитель идеи индивидуальности и отрешения от христианских ценностей, становится для Вармердама трибуном, в лице которого режиссер видит едва ли не спасение всего европейского социума, предлагая, правда, сначала разрушить до основания все старое, унизить и изнасиловать его, а уж потом, вволю насладившись муками, начать строить новое. Впрочем, точных координат этого «нового» Вармердам не дает и Боргман словно жестокий призрак новых времен вновь исчезает, оставляя после себя боль, разорванные в клочья отношения и трупы, само собой. Любые перемены и революции ведь не бывают без жертв…

8 из 10

17 февраля 2014

Тупо сюр

Уникальный авторский почерк идеолога европейского абсурда столь узнаваем и выразителен, что более не производит впечатление чего-то необычайно оригинального, всего лишь прозаическое желание режиссёра остаться самобытным деятелем искусств. Апологет философско-художественной концепции формализма, посредством нелепости излагаемой действительности он побуждает зрителя искать глубинные смыслы в непостижимом потоке своего сознания, в то же время не отрицает бессмыслие человеческих потуг интерпретировать принципиально невнятное действо, изымать из недр человеческой логики самые неожиданные предположения, как правило, не только объясняющие причинно-следственные связи произведения, но и позволившее сему незатейливому опусу прослыть однозначно занимательным и претенциозным проектом.

Если верить предпосланному истории эпиграфу, по словам режиссёра, необходимому зрителю, дабы постичь подлинный его замысел, веяние христианских мотивов определенно помогает в поиске пресловутого подтекста картины, в то же время никоим образом не осмысливает наиболее удивительные сюжетные перипетии, связующее звено коих обусловлено лишь степенью собственной изощрённости. Основными средствами художественной выразительности Вармердам избирает, как ни странно, иронию и парадокс, изобличает искусственное благополучие буржуазной семьи соседством неведомых сущностей, готовых во чтобы то ни стало изменить человеческое представление о системе общественных ценностей, покончить с господствующим классом капитализма методами однозначно эксцентричными.

Предполагающий множество изобретательных прочтений фильм вполне можно счесть за критику современного европейского гуманизма, по случайному стечению обстоятельств вскрывает последствия глобальной политики стран Запада, в частности насущные проблемы толерантности, пассивного, неестественного покорения мнению, взглядам и действиям других. С появлением некоего бездомного мужчины, персонажа условного, идиллия семейных взаимоотношений героев картины нарушается чередой тревожных событий, тлетворным влиянием вынужденного мигранта, незаметно приобретающего всё большее влияние как на беспечную хозяйку дома, так и её шовиниста-мужа, принесена в жертву милосердию к бедным и падшим, которые, в свою очередь, используют наивность супружеской четы, дабы стать возмездием за их благоденствие.

Беспощадное, унизительное обличение социальных процессов и явлений западной цивилизации, переосмысление причин их порождающих — всё же досадное заблуждение, ибо драматургия культового голландского режиссёра не просто наследует поэтику абсурда: все возможные попытки истолковать происходящее на экране оборачиваются неуверенными домыслами и противоречат признанию автора в идейном бессилии его творчества. Намеренно Вармердам избегает как социального, так и художественного анализа действительности, не оставляет зрителю шанса быть уверенным в истинности своих предположений, в конечном итоге, наследует идеи сюрреализма со свойственным им вниманием к подсознательному, посему и отождествлять сие кино можно разве что только с очередным экспериментом заигравшегося мастера.

17 февраля 2014

Не буди лихо, пока оно тихо

Ну вот свершилось, очередная головоломка от любимого режиссёра Алекса ван Вармердама. Пожалуй, самый мрачный из всех его фильмов, но от этого не менее интересный и привлекательный. Практически все фильмы Вармердама нельзя трактовать однозначно… Ну и конечно же, в большинстве своём, его фильмы напичканы образами и символами.

Не буду пересказывать краткое содержание, это уже сделали другие рецензенты.

Отдельное упоминание заслуживает музыкальное сопровождение. Как правило, я не смотрю финальные титры, информацию о фильме можно найти и в интернете, но благодаря музыке в фильмах Вармердама, хочется не нажимать кнопку стоп до последней секунды. Спасибо брату режиссёра — Винсенту ван Вармердаму. Кстати, его музыка в чём то похожа на творения бельгийской группы Flat Earth Society

10 из 10

22 января 2014

Фильм, похожий на притчу

Этот фильм похож на притчу. Но только похож, поскольку привычного для притчи нравственного поучения или мудрого совета в конце мы так и не отыщем.

И по ходу сюжета мы будем лишь нащупывать логические нити поступков этого самого загадочного Боргмана — то ли лесного тролля, то ли посланника инфернальных сил, то ли действительно бомжа, но на удивление хитрого, хладнокровного, ловкого, изощренного и даже, вероятнее всего, владеющего гипнозом, т. к. ему легко удается зомбировать и переманить на свою сторону любого.

Что ему нужно, какова его, так сказать, сверхзадача, тоже останется загадкой. Сначала будет казаться, что он, обездоленный и лишенный всего жизненно необходимого, борется за овладение территорией и домом состоятельного семейства. Потом поймем — нет, нам показалось.

Ему нужна любовь привлекательной (ну, действительно привлекательной Хадевих Минис) хозяйки семейства? Нет, тоже показалось. Боргману, как увидим дальше, даже прикоснуться к ней, уже готовой для него на всё, неприятно.

Быть может, это просто месть — безжалостная и беспощадная — лишенца всему зажравшемуся буржуазному обществу? Это желание показать, что крепость стен и запоров, семейного уклада и любовных уз у привилегированного класса — лишь видимость, способная разлететься в щепки от одного нежданного вторжения. И этот логический вывод весьма сомнителен для зрителя и повисает в воздухе.

Дети, ему нужны дети! Да, новое поколение, продолжение, пополнение, свежие силы для мира зла! — пытаемся угадать мы, видя, как в финальной сцене, разрушив и уничтожив всех и всё, что только было возможно, этот современный Воланд со своей небольшой свитой уводит детей загубленной им семьи, словно туристов, в лесную чащу.

А почему бы и нет? Такой вывод вполне осмыслен. Только, думается и он — лишь вариант разгадки, которой, быть может, и вовсе нет. И сделано это умышленно, дабы у каждого, посмотревшего этот фильм, разгадка была своя.

20 января 2014

Боргман

Пока группа людей прячется в лесу в ловко оборудованных подземных тайных жилищах, священник, собака и человек с ружьём бродят где-то рядом. Явно они ищут наших героев, спящих в замаскированных «берлогах». Один из «подземных жителей», видимо, самый главный, почуяв неладное и покинув убежище, ходит по частным домам, стучится в дверь и спрашивает разрешения принять душ. Получив очередной отказ, этот загадочный бородач решает поднажать и заявляет хозяину дома, что знаком с его женой, а после недолгого разбирательства получает от взбешённого мужа по голове. Хозяйке становится жалко невинную жертву обстоятельств. Заметив, что тот всё ещё прячется на территории её владений, она решает искупить вину: втайне от мужа впускает бродягу в дом, даёт еды, отправляет в ванну. И тут начинает происходить какая-то дьявольщина. Мы осознаём, что всё это каким-то образом входило в планы таинственного незнакомца, начинающего постепенно вторгаться в жизнь семьи, не попадаясь при этом на глаза хозяину дома. Загадочные смс-сообщения, разговоры с сообщниками, две собаки, украдкой прокравшиеся в дом, а затем по его приказу убегающие в лес. Какую игру затеял этот человек, представившийся (много позже по ходу действия) Боргманом?

Дальше всё идёт по нарастающей. К примеру, Боргман еженощно сидит на хозяйке дома голышом, пока та спит, но за несколько секунд до её пробуждения, убегает. Женщине снятся какие-то гадости про мужа, после чего она вскакивает с постели и начинает путать сон с реальностью, то просто обидевшись на любимого, то прибегнув к паре-тройке ударов по голове спящего рядом окольцованного бедняги. Всё это только цветочки по сравнению с тем, что авторы фильма нам приготовили дальше. Градус безумия уже готов зашкалить, но зритель старается себя убедить в том, что тут, должно быть, есть какой-то коварный план, заговор, пытаясь ухватиться тем самым за остатки рационального. Каждый новый эпизод порождает очередную лавину вопросов, но при этом связывает тонкой нитью персонажей, заставляя нас это принимать за реальность, а не просто дурной сон.

«Borgman» ужасно напоминает романы Пинчона. Чистейший постмодернизм: присутствует какая-то тайна, загадка на уровне параноидального психоза, всё это приправлено лёгкой иронией, иногда чёрным юмором. Мы обязательно задаёмся вопросом: происходит ли всё это на самом деле, кто все эти люди и почему они так странно ведут себя? Зритель попадает в неловкую ситуацию, будто он один здесь чего-то не знает и сценарист удосужился показать ему лишь маленький кусочек работы какой-то неведомой системы. Фильм нашпигован всяческими намёками, ничего не объясняющими, само собой. Если, к примеру, в «Малохолланд Драйв» есть масса эпизодов, казалось бы, никак не связанных друг с другом, но в итоге выстраивающихся в некую единую картину, то «Боргман» идёт другой дорогой: тут есть одна чёткая сюжетная линия, не имеющая при этом начала и конца. Если пристально рассмотреть лишь маленький отрезок бесконечной прямой, сможем ли мы постигнуть её? Тут уместно провести аналогию с фильмом-близнецом — «Примесью» Шэйна Кэррата [рецензия]. Они действительно во многом похожи и используют одинаковые инструменты воздействия на зрителя. Однако, если Кэррат запредельно претенциозен, напоминая эдакого студента-художника, обвязанного шарфом, с грустным взглядом из под очков в роговой оправе без диоптрий, то Алекс ван Вармердам не так серьёзен, он сойдёт за интеллектуала-хулигана, любящего травить шутки с серьёзной миной. Он отказывается от налёта романтики и прочих хипстерских штучек, при этом не доходит до того, что сделал Каракс в «Holy Motors». Здесь нет нарезки плохо связанных друг с другом эпизодов, цель которых — как можно сильнее удивить нас. Сюжет «Возмутителя спокойствия» линеен и последователен. Он хочет казаться обычным фильмом, а не «шуткой гения» как в случае с Караксом. На что же это ещё похоже? Наверное, на «Клык» Йоргоса Лантимоса… Хорошо-хорошо, пожалуй, я переборщил с числом фамилий и названий в одном абзаце. Скажу по секрету, что этим утомительным перечислением просто стреляю вслепую: дело в том, что не так уж и часто в российский кинопрокат попадает чистый постмодернизм, и я боюсь, что «Borgman» может пройти мимо вас незамеченным, именно поэтому стараюсь заинтересовать потенциального зрителя, сравнивая картину Вармердама с чем-то близким по духу.

2 ноября 2013

Возмутитель спокойствия

Боргман, кто он? Или что? Реальный человек, или же совокупность страхов и злобы, которые прячутся за оболочкой мнимого благополучия и беспечности. Он появляется из ниоткуда, потревоженный и изгнанный из своего убежища.

Бомж, который просит впустить его в дом, чтобы принять ванну — его внешняя оболочка, с помощью которой он находит объект для своего эксперимента. Он врывается в жизнь средней европейской семьи, постепенно подчиняя их себе и освобождая их низменные чувства и инстинкты. Он медленно, шаг за шагом, вскрывает опухоль злобы и отчуждения, что образовалась в этой семье. Боргман подчиняет себе женщину, хозяйку усадьбы, где был избитый ее мужем, сыграв на ее сострадании и чувстве вины за свое благополучие. Сначала его присутствие не очень заметно, но потом все меняется и семья превращается в кукол-марионеток в руках опытного кукловода. Боргман манипулирует своей жертвой, усиливает ее внутренние переживания, вносит разногласия в ее взаимоотношения с мужем. Как теплая и липкая жижа, он расстилается злом в ее душе.

Картина показывает, что всему рано или поздно приходит конец, и факторы извне могут расшатать любое судно, будь то семейная лодка или же громадный лайнер под названием Европа.

Фильм не можно отнести к какому-то жанру, он вне рамок и ограничений. В нем смешано и триллер, и драму, также много комических моментов и своеобразного черного юмора. Фильм-хамелеон, который по ходу сюжета меняет свою жанровую окраску.

Алекс ван Вармердам снял настоящего возмутителя спокойствия, который вносит смятение, некоторое недопонимание и удивление, и дает возможность самим прочувствовать и проанализировать происходящее на экране.

Главное: если к вам пришел бомж и просит впустить его помыться — гоните его в три шеи.

27 октября 2013

Боргман, Богрман у дверей

Группа людей во главе со священником прочесывает лес. Пиками протыкают они деревянный потолок землянки, из которой выползает — незамеченный преследователями — грязный, обросший человек. На пути прочь он успевает предупредить своих соседей, обитателей таких же землянок, и те бегут вслед за ним, словно духи из растревоженных могил. Дорога выводит человека к дому с чудным садом, где живет богатая семья: агрессивный продюсер, его слегка помешанная жена, трое апатичных детей и миловидная девушка-няня. Человек просится в дом, он хочет принять ванну, но муж говорит нет. На этом кончается история благополучной голландской семьи и начинается кошмар.

На протяжении первой половины фильма действием движут вопросы «как?» и «почему?», но после определенного момента, а именно — окончательного проникновения Боргмана в дом и разум хозяйки, сюжетом завладевает вопрос «а почему бы и нет?» И если в начале мотивация персонажей вполне понятна, а сама картина напоминает скорее остросюжетный триллер, не лишенный юмора, то со временем она превращается в совершенную фантасмагорию. Психологизм сменяется едва ли не волшебством, на смену логичным действиям приходят малопонятные выходки. Кругом одни загадки: шрамы на спинах, воссоединение шайки жителей землянок и появление их подельниц, сомнительные убийства, яды, страсти на пустом месте — чего только нет. И каждый новый поворот сюжета приносит вопросы, но не дает ответов, отчего к концу фильма накапливается неприятное ощущение запутанности и усиливается потребность в содержательной развязке. Заканчивается же все тем, что живые люди приобретают черты мифических героев-функций, то есть лишаются человечности, а злодеи дают бесовское представление в ночи — своего рода ритуальный танец пред телами обреченных жертв.

Как признался режиссер в одном интервью, он хотел снять фильм, в котором будет больше вопросов, чем ответов, где главной темой станет наказание богатых жителей Запада за их безучастность, где угроза исходит от самых обычных людей. Фильм мрачный, загадочный, бессмысленный. Следует признать, что в этом господин ван Вармердам преуспел, только вот после сеанса ни отвечать на вопросы, ни думать о фильме не хочется, ведь ясно, что это лишь фантазия, игра воображения, хотя и талантливая.

21 октября 2013

Ужасы Возмутитель спокойствия впервые показан в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 11 лет, его режиссером является Алекс ван Вармердам. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Ян Бейвут, Йерун Персеваль, Алекс ван Вармердам, Сара Йорт Дитлевсен, Элве Лейбарт, Диркье ван дер Пейл, Жене Бервутс, Майк Виртс, Пьер Бокма, Беньямин Бое Расмуссен, Ариан Шлутер, Том Де Виспеларе, Абденби Аззауи, Рейнир Булдер, Берт Буншотен.

На фильм потрачено свыше 3100000.В то время как во всем мире собрано 1,052,010 долларов. Производство стран Нидерланды, Дания и Бельгия. Возмутитель спокойствия — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.