«10 мгновений судьбы» — это киноальманах австралийского производства, вышедший в 2013-ом году. Состоит он из десяти отдельных новелл, основанных на сборнике рассказов австралийского же писателя Тима Уинтона и, надо сказать, что практически все участники проекта так или иначе имеют отношение к Зелёному Континенту. Среди режиссёров, которых для десяти новелл потребовалось целых восемнадцать человек, обращают на себя внимание имена Мии Васиковской и Дэвида Уэнэма, которые больше известны как актёры. Кстати, все те восемнадцать человек занимались и тем, что адаптировали к экранизации каждый свою новеллу по рассказу Уинтона. Среди же актёрского состава можно выделить Кэйт Бланшетт, Ричарда Роксбурга (оба сыграли в сегменте «Reunion»), Роуз Бирн, Миранду Отто (обе актрисы отметились в сегменте «The Turning», и точно также назван в оригинале сей киноальманах), а ещё знаменитый агент Смит из «Матрицы», то есть актёр Хьюго Уивинг в новелле «Commission» появился.
Вообще мода на подобного рода киносборники существует достаточно давно, но пик популярности пришёлся на то время, когда на экраны вышел знаменитый альманах «Париж, я люблю тебя» в 2006-ом году и многими считается, пожалуй и я с этим соглашусь, что это лучший представитель формата. Но никаких шансов у «10 мгновений судьбы» повторить удачный ход своего предшественника не было. Во-первых, под знамёна короткометражек о Париже был собран весь цвет кинематографического цеха, а вот за «10 мгновений судьбы» сие сказать, при всём моём уважении к Кэйт Бланшетт и Миранде Отто, не получается. Большое количество задействованных малоизвестных актёров превратили фильм в несколько аляповое полотно, которое откровенно раздражает своей унылостью, потому что придать какой-то светлой огранки фильму не удалось никому из режиссёров. Лишь один сегмент заставил внимательно и с интересом следить за происходящим, но об этом потом. А так «10 мгновений судьбы» — это сплошной однообразный поток сцен, которые вряд ли подлежат тщательному анализу.
Никак не могу взять в толк, почему же такая серая цветовая гамма была подобрана для этого фильма. Добавить чуть-чуть света на позволяли долги за электричество что ли? Мы вот как-то, судя по стереотипам в кино, привыкли, что Австралия — это солнечный участок суши с её-то горячими песками пустынь. Но в «10 мгновениях судьбы» получается так, что там люди вообще не знают, что такое радость солнечного света, а от этого послевкусие какое-то депрессивное. А если выразиться не совсем лексически верно, то «10 мгновений судьбы» — это какая-то сплошная тягомотина, где создатели новелл пытались чем-то выделиться, но, по-моему, переоценили свои способности и в конечном итоге превратили всё в одно серое и однородное месиво. И искренне жаль, что такой формат как киноальманах, который должен быть по своей сути красочным выражением авторского подхода каждого из участников проекта, оказался не по силам не самым-то в принципе отхожим кинематографистам. В общем, «10 мгновений судьбы» показались удручающим видео мелкого калибра.
Теперь же скажу о том, что хорошего запомнилось из этого фильма длиною в один час сорок пять минут. Единственное, что может добавить баллов к самой низкой оценке этому «произведению» — это как раз та выше упомянутая новелла с участием Кэйт Бланшетт и Ричардом Роксбургом. По сути, ничего этакого в сюжете не содержится, мысли там нет и анализировать абсолютно нечего. Зато на фоне остальной серости становится понятным за счёт чего Кэйт Бланшетт все считают звездой планетарного масштаба — даже играя в такой чуши она выкладывается полностью и будто украшает всю картинку. Только в этом сегменте хотелось сказать, что наконец-то солнце встало и озарило нас светом. Зато вот другие известные актрисы Роуз Бирн и Миранда Отто будто бы отбыли номер, посчитав слишком уж дорогим своё время, отдали дань австралийскому кино и отправились восвояси. Честно, складывалось такое подозрение, что все участники проекта куда-то спешили по своим делам, желая, чтобы скорее прозвучала команда «Стоп! Снято!». Зачем же вообще тогда давали своё согласие? Непонятно.
Если Вы ценитель формата «киноальманах», любите замечать и запоминать авторские и творческие детали, которые отличают одного кинематографиста от другого, то, наверное, проходите мимо «10 мгновений судьбы», потому что это будет потерянное время. Все режиссёры и они же сценаристы со своими задачами не справились совершенно! Да и вообще, что можно сказать о картине, в которой самый любопытный и вменяемый момент когда в ней на десять минут появляется Кэйт Бланшетт, а всё остальное — это кромешное месиво из тоскливых и непонятных историй? Есть такое предположение, что вполне можно было бы обойтись без съёмок этого киноальманаха.
3 из 10
21 сентября 2016
«10 мгновений судьбы» (в оригинале «Поворотные моменты») — редкий, для киноальманаха, случай пресности абсолютно всех новелл, выполненных, что поразительно, разными режиссерами, но, увы, слишком тщательно причесанных под единую волну повествования, которое включает в себя: голубоватый фильтр, доходящее до пафоса ощущение возвышенности, вездесущие голубые рубашки на второстепенных и основных персонажах, и ярко выраженную поучительность. Единственной новеллой, выделяющейся из общей серой массы, стала история Мии Васиковской про рыжего подростка пубертатного периода и его маленькие радости и странности в духе «Амели» — задорно, мило, но уж слишком истасканно. Эмоциональным же апогеев данного сборника, стала новелла Роберта Коннели об очищении от детского греха, однако, некоторая размытость логической части этой истории сильно приглушила накал чувств.
Взяв за основу литературный первоисточник Тима Уинтона, большинство режиссеров, просто напросто, сопроводили клиповый видеоряд закадровым (вероятно книжным) монологом. Оставшиеся единицы, напротив, старались показаться как можно более поэтичными, немногословными и символичными. Но в итоге каждой истории не хватило живости и естественности. Персонажи предстают перед зрителем уже с готовым набором проблем и зрителю остается только гадать, откуда эти проблемы взялись и почему герои ведут себя именно так, при этом характеры так и остаются не раскрытыми. Спасти положение могло бы наличие сквозного персонажа (или хотя бы предмета), благодаря которому, все истории плавно сплелись бы в одну, что и было в первоисточнике Уинтона.
Возможно, именно визуальная монотонная, стилистически ровная часть как раз и способна пленить зрителя. Но не все смогут так долго любоваться модной голубоватой сероватостью кадров в стиле инди, сигаретными облачками, австралийскими дорогами и минимализмом быта, которые являются всего лишь попыткой скрыть за стильной оберткой набор неидеальных «студенческих» работ.
11 июня 2015
Данный фильм лежал в списке «для просмотра» достаточно давно. В течении почти года, я его откладывала на потом. И вот наконец пришел тот момент! Стоит отметить, что фильм снят разными режиссерами, по книге одного автора.
Начнем с хорошего, актерский состава блистает, каждый актер показал верх мастерства. Герои незнакомы с друг другом и на первый взгляд их абсолютно ничего не объединяет, но это не так. Каждые герои в момент рассказа испытывает апогей эмоций и чувств предаваясь первой юношеской любви, трагическим воспоминаниям, чувствам единства, предательства, горечи утраты, смысла Рождества и т. д. Фильм обожает всю сторону человеческих чувств показывая их полноту, невинность и жестокость.
Из плохого стоит отметить, общую неорганичность картины. Из-за того, что разные режиссеры снимали разные истории, произошел конфуз и иногда на стыке двух историй не успеваешь толком переключится и осознать что происходит. Также, к некоторым отрывкам у меня возникли чувства неполноценного осознания внутреннего потайного смысла.
В целом, фильм достоин вашего внимания, хотя и является весьма специфическим. Актеры полностью справились со своей целью и режиссерская работа тоже заслуживает уважения. Даже если вы, так же как и я, не читали книгу, фильм должен вам понравится и заставить задуматься над человеческим бытием.
7 из 10
12 марта 2015
Фильм состоит из 10 новелл, снятых 18 режиссерами, абсолютное большинство из них — дебютанты в режиссерском деле, в частности известные актеры, например, Миа Васиковска или Дэвид Уэнэм, и заслуженный оператор — Уорвик Торнтон, обладатель золотой камеры Каннского кинофестиваля («Самсон и Далила»), а вот режиссеров со стажем всего два — Джастин Курзель (приз ФИПРЕССИ в Каннах за «Снежный город») и аниматор Энтони Лукас — не раз номинировавшийся на всевозможные премии.
Кино снято по книге рассказов австралийского писателя Тима Уинтона, а значит, все киноновеллы априори объединены общей идеей, которая кроется в оригинальном названии и книги, и фильма — The Turning (что-то вроде «поворот», «перелом»). Каждая история рассказывает о переломе в жизни героя, хотя, может быть, это и не всегда очевидно: что значит для подростка закат? Чем может обернуться для взрослого человека встреча с отцом? Как настигают трагические детские воспоминания? Чем закончится встреча бывших любовников? Почему падать в бассейн хорошо? И, наконец, как начать новую жизнь? Легко ли? У всех ли получится?
Возможно, это звучит достаточно привлекательно, на деле же лишь несколько новелл, на мой взгляд, кинематографически интересны, остальные же — затянуты и вычурны. Простые, хоть и важные мысли преподносятся как откровения, которым присущ исключительно «высокий стиль». Подобного рода псевдоглубокомысленность присуща ученическим работам, каковыми, по большей части, и являются эти австралийские короткометражки.
Рассказы Уинтона объединены общими героями, но здесь в каждой новелле их играют разные актеры, поэтому разобраться — где кто, человеку, не читавшему книгу, практически невозможно. Это, безусловно, придает повествованию притчевый характер, но практически лишает его динамики, каких бы то ни было связей.
Кино не разваливается на части лишь потому (и это, безусловно, заслуга авторов-кинематографистов), что все новеллы обладают общим тоном изображения, где-то быстрее, где-то медленнее, но все они на одной волне, однако чем ближе к концу, тем слабее течение, тем меньше кругов в этой мутной воде.
Прямо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — жизни лишишься…
1 июня 2014
Короткометражные фильмы — особая форма кинематографии, которая позволяет начинающим режиссерам заявить о себе (так как если вы не можете справиться с 15-тиминутным рассказом, то о режиссуре лучше забыть), и вместе с тем является самостоятельным жанром, который предельно кратко излагает задуманное автором и наглядно демонстрирует постулат о том, что фильм без основной мысли и ценностной подоплеки это плохой фильм. Иногда из короткого метра получается полный, при наличии действительно хорошей идеи, которую можно развить до масштабов полнометражного фильма, не только ничего не потеряв при этом, но и сделав из наброска полноцветную картину маслом.
«Поворотные моменты» являются амбициозной затеей, в которой на экран переносятся рассказы из одноименного сборника австралийского писателя Тима Уинтона. Уинтон является достоянием современной австралийской литературы, он лауреат основных литературных наград у себя на родине и с завидной регулярностью попадает в short list зарубежных премий. Кроме писательского ремесла австралиец также является видным деятелем кампаний, направленных на защиту окружающей среды. Иными словами, он явно заслуживает того, чтобы его рассказы стали фильмами.
Главный недочет фильма его же и открывает — это своеобразное мультипликационное предисловие, задуманное в качестве объединяющего вступления. Оно выполнено просто ужасно некрасиво и чрезмерно небрежно, и не отвечает общему более или менее ровному стилю короткометражек, входящих в «Поворотные моменты», которые, кажется, манят зрителя к ознакомлению с литературным первоисточником.
«Big World» — не очень удачливые выпускники решили взять судьбу в свои руки и отправиться буквально куда глаза глядят. Рассказ от первого лица, без единого диалога покажет как из мелочей рождается дружба и как скоротечно то, что кажется будет длиться вечно.
«Abbreviation» — сильная своими метафорами работа, в которой без пошлости и вообще без какой-либо откровенности описывается первый эротический опыт. Богатый метафорами фильм, в котором нет слов, но есть очень сильные метафоры.
«Aquifer» — учитель музыки во время просмотра криминальных новостей вспоминает кое-что из своего прошлого, это приводит его к осознанию того, что стандарты добра и зла со временем подвержены коренным изменениям.
«Damaged Goods» — рассказ о не воплотившейся любви является одним из наиболее сильных частей «Поворотных моментов». Экран разделен на две половины, одна из которых демонстрирует прошлое, а другая — настоящее. Фотографии, использованные в фильме достойны выставки, а сам фильм полного метра, здесь Тим Уинстон вплотную подходит к той недосягаемой области, в которой творил Сэлинджер.
«Small Mercies» — мужчина вместе с сыном вернувшийся в родительский дом после смерти жены, обнаруживает не только приятные воспоминания. Вопросы возмездия поднимаются не явно и без категоричности, но в то же время заставляют подумать о том, что некоторые вещи никогда не смогут быть исправлены.
«On Her Knees» — взяв своего спесивого сына в помощники, дом. работница, походя и скорее своим примером, нежели намеренно показывает ему, что честный труд праведнее обманных приемов.
«Cockleshell» — благополучный подросток, влюбляется в живущую по соседству девочку из неблагополучной семьи, и даже не представляет все несчастье ее положения. Портит этот фильм очень неприятная сцена мастурбации, без которой вполне можно было бы обойтись.
«The Turning» — центральная новелла, которая и дала название циклу, повествует о двух женщинах (Роуз Бирн и Мирандой Отто), которые подружились, несмотря на полностью противоположные образы жизни и мыслей. Здесь вы увидите рассуждения на тему прихода к богу вкупе с очень жесткими сценами насилия. А также сможете насладиться игрой миловидного Майлса Полларда.
«Sand» — в некотором роде история созвучная с «Aquifer», рассказывает о детской беззаботности и ее возможных последствиях. Визуально, все сделано очень слабо: случайный набор сцен под монотонную музыку, без ясно выделенной режиссером идеи. Иными словами, экранное воплощение полностью соответствует тому, как бездарные претенциозные режиссеры видят кинематограф.
«Family» — внешне напоминающая музыкальный клип короткометражка, имеющая целью показать, что вызывающие дикий ажиотаж спортивные состязания на самом деле не представляют собой сущностно значимой вещи, а единственная стоящая победа — это победа над собственным страхом.
«Long, Clear View» — вторая из новелл, достойная полного метра, под музыку Дмитрия Шостаковича показывает причудливый взгляд на жизнь рыжеволосого мальчика, который кажется видит бесконечность мира и все вещи в истинном свете (что доказывает довольно циничное окончание), а бог для него представляется ведущим, который рассказывает новости на фоне звездного неба.
«Reunion» — главная звезда фильма Кейт Бланшетт в паре с Ричардом Роксбургом играют супругов, которые, кажется, забыли, что такое рождество в семейном кругу. Здесь постановщик в бойком комедийном стиле убедительно доказывает, что семья это нечто большее, чем стандарты и традиции.
«Commission» — блистательный Хьюго Уивинг в роли раскаявшегося грешника, живущего в крайней бедности. В его лачугу однажды приезжает сын, которого наш герой не видел уже много лет, между ними состоится предельно откровенный разговор, позволяющей каждой стороне понять многое. Этот короткометражный фильм вполне мог бы быть превращен в полнометражный Гордоном-Грином, так как история определенно в его стиле — внешне простая, но внутренне сложносочиненная. А в «Поворотные моменты» его поставил Дэвид Уэнем, известный зрителям по роли Фарамира во «Властелине колец».
«Fog» — история о своего рода полицейском беспределе, в котором не имеют значения исходные данные, а лишь последствия и осознание случившегося участниками. У этой истории есть потенциал для того, чтобы стать полнометражным детективом.
«Boner McPharlin`s Moll» — очень неприятная как в воплощении, так и в части содержания история. Рассказ о странном старике, в котором вы возможно найдете что-то стоящее, а возможно и нет. Его исключение из цикла, не стало бы большой потерей.
«Immunity» — красивые кадры и красивая музыка, используются для раскрытия темы любви и одиночества. Без слов и прямых обращений к зрителю, режиссер снимает фильм, предназначенный для всех и для каждого в отдельности. Почти образцовая работа в жанре инди, которая могла бы стать и театральной постановкой в модной галерее искусств.
«Defender» — если окончание должно было прозвучать сильным аккордом, то с этой короткометражкой этого не добиться. Непростые взаимоотношения супругов и их родственников не то чтобы смотрятся совсем провально, но и явно не выигрышно, зато отвечает идее о наличии поворотных моментов.
Основной прием, который отрабатывается постановщиками короткого метра до блеска — это умение резко изменять направление повествования и показывать все не таким, каким происходящее казалось на первый взгляд. В несколько ином виде это может выражаться в использовании иносказательности, без которой во временном промежутке до 20-ти минут никак не обойтись. И от того, насколько хорошо эти две формы художественной выразительности применены в том или ином случае, зависит удастся ли short movie завоевать сердце зрителя.
15 мая 2014