Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путешествие в Кафиристан |
английское название: |
Die Reise nach Kafiristan |
год: | 2001 |
страны: |
Германия,
Швейцария,
Нидерланды
|
режиссеры: | Донателло Дубини, Фоско Дубини |
сценаристы: | Донателло Дубини, Фоско Дубини, Barbara Marx |
продюсеры: | Донателло Дубини, Фоско Дубини, Кардо Дубини, Герард Хайсмэн |
видеооператор: | Маттиас Калин |
художники: | Гудрун Рошер, Барбара Шиммель |
монтаж: | Кристел Майе |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 сентября 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
«Путешествие в Кафиристан» — очень красивое европейское кино Донателло и Фоско Дубини о путешествии из Женевы в Кабул в конце 30-ых — начале 40-ых гг. ХХ столетия двух необычных женщин. Почему необычных? Потому что даже по меркам нынешнего времени отважиться на столь длительное путешествие по странам Ближнего Востока и Центральной Азии вдвоем на небольшом легковом автомобиле — это чистая авантюра! Добавьте сюда сгущающиеся тучи над Европой перед Первой мировой войной, одержимость обеих женщин в достижении своих целей, атмосферу немецкого декаданса, и получится неслабая история о поисках прекрасного и обретении себя в большом и безжалостном мире.
Мало кто знает, что главные героини этого фильма — вполне себе реальные личности. В основу сценария Барбарой Маркс была положена книга известного швейцарского этнолога Эллы Майяр «Жестокий путь», которую она посвятила своей молодой спутнице по имени Кристина (так ее зовут в книге). На самом же деле прототипом Кристины послужила «швейцарская бунтарка» Аннемари Шварценбах — журналистка, писательница и фотограф, женщина весьма интересная, многогранная и в некоторой степени загадочная. Достаточно сказать, что Аннемари родилась в богатой аристократической швейцарской семье, получила блестящее образование в Цюрихе и в Париже, а уже в 23 года стала доктором исторических наук. Ее неординарность, богемный образ жизни, пристрастие к наркотикам и открытая гомосексуальность сотрясали устои общества и вызывали напряженность в отношениях с родственниками, особенно с матерью, считавшую свою дочь «не такой, как все». Семейные проблемы обострились как раз в период прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера: Шварценбахи с восторгом встретили нацистский режим, в то время как Аннемари была убежденной антифашисткой. Возможно, что поездка в Кафиристан стала бы очередным научным исследованием в жизни неутомимой ученой и путешественницы Эллы Майяр, если бы не ее беспокойная и страстная подруга-интеллектуалка, попытавшаяся сбежать от семейных трудностей, надвигающейся войны и депрессии к неизведанным землям…
Сразу замечу, что найти более или менее адекватного описания сюжета этого фильма на различных киносайтах мне так и не удалось: ни одно из них, на самом деле, не соответствует истинному содержанию картины. Мне кажется, что само путешествие, которое предприняли две отважные женщины, скорее, фон очень глубокой, психологически закрученной и тяжелой душевной драмы поколения, потерянного между двух мировых войн. И конечно же, центральной темой через весь фильм проходит тема любви — многоликой, сложной, безграничной и абсолютно обреченной.
Увидев картину впервые, я мало что поняла за потрясающе снятыми пейзажами, архитектурными фасадами и, порой, затянутыми сценами молчания главных героинь. Скорее всего, у некоторых подобное кино с первых же кадров вызывает скуку, но никак не яркие эмоциональные переживания. И только в самом конце, когда перед глазами предстала сцена прощания Эллы и Аннемари, мне захотелось вновь пересмотреть этот фильм с самого начала и не упустить уже ни одной детали, потому что именно из мелких деталей, штрихов, обрывков фраз, сумасбродных и, порой, необъяснимых действий состоит данная история.
Помимо безупречной режиссерской работы фильм задел за живое своим музыкальным сопровождением: саундтрек португальской группы «Мадредеуш» можно слушать и как совершенно самостоятельное произведение, но в контексте кино он звучит очень органично, и создается впечатление, будто посредством музыки герои разговаривают между собой, даже когда молчат.
Актерские работы Жанетт Хайн (Аннемари) и Нины Петри (Элла) заслуживают громких аплодисментов, поскольку на хрупкие плечи этих замечательных актрис легла нелегкая задача показать зрителю не только внутренний мир и душевные переживания своих героинь, но и ушедшую эпоху, пожалуй, самую неоднозначную в истории человечества за последнюю сотню лет.
Элла Майяр прожила долгую жизнь и умерла в родной Швейцарии в возрасте 94 лет. Она совершила очень много путешествий в разные уголки нашей планеты и оставила после себя огромное наследие: книги, фотографии, научные работы. Аннемари Шварценбах ушла из жизни в 1942 году совсем молодой (ей было 34 года) в результате несчастного случая (она неудачно упала с велосипеда). И хотя после их совместной поездки на Восток, женщины больше уже никогда не встретились, Элла сделала все возможное (и невозможное), чтобы сохранить память о своей спутнице на страницах своих книг, писем, воспоминаний. Несмотря на то, что семья Шварценбахов уничтожила большую часть личного архива Аннемари сразу после ее гибели, каким-то образом немалая доля литературного наследия и фотографий перешла в целостности и сохранности во владение подруги, которая подарила все это в 1980 году Швейцарскому литературному архиву в Берне.
10 из 10
11 июня 2013
Совершенно очаровал меня этот фильм своей неповторимой атмосферой!
Пустынные пейзажи Турции, Ирана, Афганистана образуют абсолютную гармонию с пустотой во взгляде Анны-Марии, безлюдные дороги символизируют тщетность поисков Эллы, а общее настроение безысходности и бесприютности логично концентрируется в известии о нападении Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Как бы ни пытались обе героини убежать на край земли, каждая в свой рай, как бы ни старались забыть о самих себе и об остальном мире, — грозный призрак начавшейся войны настигает их, заставляя задуматься о собственном предназначении.
Прекрасные актёрские работы, прекрасные натурные съёмки, замечательная работа оператора и очень красивый саундтрек. Фильм чем-то напоминает шедевр Агнешки Холланд «Полное затмение», вторую его часть : те же поиски себя, писательство, Оттавия, сухой горячий ветер, где-то на периферии сознания — хашишины-убийцы, и общий, почти монохромный, колорит безжизненной пустыни как метафоры души.
21 июля 2009