Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Железная пята олигархии |
год: | 1997 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Александр Баширов |
сценаристы: | Джек Лондон, Александр Баширов |
продюсеры: | Александр Баширов, Родион Исмаилов, Сергей Владимиров |
видеооператоры: | Владимир Брыляков, Сергей Ландо |
композитор: | Евгений Федоров |
художники: | Владимир Светозаров, Людмила Романовская, Екатерина Шапкайц |
монтаж: | Ольга Адрианова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 января 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Александр Баширов — актер с великолепным истинно русским типажом такого мужичка, крестьянина, советского рабочего, рабочей косточки. Конечно, его типажи можно было еще интерпретировать как лица российских подземелий и подворотен. Баширов вносил в каждый свой фильм долю исконной народности. В этом смысле его можно сравнить с актером Толоконниковым и с другими народными типажами в советском-российском кино. Но я считаю, что Баширов в душе своей все же имел скорее интеллектуальный интеллигентский аспект, чем аспект таково вот забулдыги алкаша, аспект русского хаоса, олицетворением которого является такой актер (которого не особо хочется упоминать) как Андрюша наш, любитель собак Панин. Тут можно вспомнить и многочисленные интервью Баширова, где он с иронией или даже с какой-то саркастической обидой относится к своим типажам и может даже к своему месту в кинематографе. Или можно вспомнить его опыт в документальном кино ну и опыт в режиссуре. В конечном итоге можно точно распознать в Баширове русского интеллигента, которого он скрывает под маской порочных образов и зарисовок и может каких-то ранних выходок в реальной жизни.
И этот фильм служит примером такого вот Баширова интеллектуала.
Честно скажу, что я ожидал увидеть в этом фильме горлопановско-совковую драму. Чего-то вроде зарисовок из жизни Трудовой России или РКРП. Но увидел в нём неудачную попытку снять, не побоюсь этого слова архаус. Что честно сказать, это меня удивило, но пришлось не по нраву. Потому что артхаус этот был недоделан. В нем явно не хватает материала. Хотя если подумать, может быть это и хорошо для Баширова ведь, если бы он всё же доделал этот фильм или продолжил его идею в каком-нибудь новом кино, то, наверное, заявка на то чтобы снимать интеллектуальное кино вышла бы боком его карьере. Ведь играть типажи подворотен он бы уже не мог. Зритель бы ему не верил.
А сам фильм это такой вот сноподобный видео ряд картин пустого Петербурга. Застывшей в вечности колыбели революций. Не знаю по мне это где-то 1992—1993 год. Преддверья парламентского кризиса. Город спит, и персонаж Баширова пытается его разбудить своими речами и кричалками на фоне монологов главной героини, подворотен, мрачных зданий и начинающих ветшать заводов, с которых исходит пролетариат, чтобы стать торгашами, челноками, бандитами или просто спиться или сколоться от безысходности нового времени.
10 декабря 2017
Александру Баширову приходилось сниматься в фильмах (в том числе и телевизионного формата), единственной причиной смотреть которые был он. Можно сослаться на отсутствие кинематографа как такового и в девяностые, и в середине нулевых. Можно сослаться на экономический фактор. Можно придумать очень много оправданий появления Баширова в зрительском (коммерческом) кино и в кино, которое очень бы хотело таковым оказаться. Но делать этого не стоит. Потому что Баширов член особой актёрской касты. Причём единственный представитель этой касты в России. В американском кино существует целая ниша для такого рода кинодеятелей: Стив Бушеми, Джон Туртурро, Кристофер Уокен — вот самые яркие её представители. Сочетая запоминающуюся внешность, редкую фактурность и безусловные актёрские талант и профессионализм. Они тоже появляются в крупных голливудских проектах, однако истинным ареалом их обитания является американское независимое кино. Их приглашают в свои проекты Джармуш, Феррара, братья Коэны, Тарантино, Цвигофф и многие другие. Что показательно и Бушеми, и Туртурро в кино не только снимаются, но и снимают его сами. Более того зачастую появляются на съёмочных площадках друг у друга. В результате появилась целая культура внутри американского независимого кино.
Теперь стоит вернуться непосредственно к Баширову. Применимо ли всё сказанное к нему? Судите сами. Он снимался у Сергея Соловьева, Киры Муратовой, Алексея Балабанова — которые, вне зависимости от личного отношения к ним, являются крупнейшими авторами российского кино. Засветился в нескольких топовых сериалах последнего времени, в том числе «Граница (2001, реж.-Александр Митта)' и «Гибель Империи (2005, реж.-Владимир Хотиненко)'. Засветился в камео в единственном действительно нестыдном крупнобюджетном фильме России — «Девятой роте (2005)'. И в целом ряде гораздо менее удачных проектов, о которых я предпочту умолчать. Но что гораздо более важно он снял в 1998 году фильм «Железная пята олигархии», в котором также исполнил главную роль.
Чем же важен этот фильм для всего российского кино и российской кинокультуры как таковой? А тем, что он создал крайне важный прецедент для всего российского кино. Уже находясь в статусе культового актёра и культовой киноличности, он совершил следующий шаг необходимый для формирования новой кинокультуры. А именно — поместил себя в собственную кинореальность. Причём именно в ту кинореальность, в которой существование Александра Баширова, как персонажа культуры, наиболее естественно и очевидно. Даже не принимая во внимание собственно художественные достоинства этого полотна, необходимость его просмотра не вызывает сомнений. Потому что до формирования нового (для России) типа кинокультуры остаётся всего один шаг. Это кино должно найти своего зрителя. Точнее зритель должен найти это кино. Для её полноценного существования необходима возможность доступа к таким фильмам со стороны всех заинтересованных.
У американского независимого кино и той субкультуры внутри него, о которой шла речь существует вполне устойчивая аудитория. Потенциальный и далеко не малочисленный зритель у «Железной пяты олигархии» есть. Ему (зрителю) осталось его найти. И возможно фигура Баширова станет центральной в новой кино-субкультуре. Других явных кандидатов на это вакантное место нет. По крайней мере среди людей с уровнем известности Александра Баширова.
9 из 10
8 октября 2010