Путешествие к началу мира
Viagem ao Princípio do Mundo
7.3
6.9
1997, драма, биография
Португалия, Франция, 1 ч 35 мин
В ролях: Марчелло Мастроянни, Жан-Ив Готье, Леонор Силвейра, Диогу Дория, Изабель ди Кастру
и другие
Стареющий кинорежиссер Мануэль вместе с тремя актерами путешествует по Португалии и вспоминает свою юность.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Путешествие к началу мира

английское название:

Viagem ao Princípio do Mundo

год: 1997
страны:
Португалия, Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Ренато Берта
композитор:
художники: Изабель Фавила, Зе Бранко
монтаж:
жанры: драма, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 мая 1997 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография

Видео к фильму «Путешествие к началу мира», 1997

Видео: Трейлер (Путешествие к началу мира, 1997) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Путешествие к началу мира», 1997

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Путешествие к началу мира», 1997

К фильмам Оливейры, к этому кинематографу нюансов, иносказаний, отсылок и многосмысленных реплик невзначай, надо привыкнуть. Подобно любому крупному режиссеру, Оливейра говорит на собственном языке — но подобно лишь очень редким талантам он создает экзистенциально значимые для любого человека послания, которые можно при поверхностном восприятии заподозрить в тривиальности, но которые на деле весьма многослойны.

Я согласен с другим рецензентом, что Оливейра обращается в этом фильме к двум классическим фильмам — «Земляничной поляне» Бергмана и «8 с половиной» Феллини. Но сперва ощущаешь лишь внешнее соответствие. Герой фильма, режиссер Мануэл, в исполнение Мастрояни, игравшего режиссера в «Восьми с половиной», и актер Жозе Афонсо вместе с двумя другими актерами, едут осмотреть места, где провел детство Мануэл и откуда родом отец Жозе Афонсо, эмигрировавший во Францию. Мануэл видит руины роскошного отеля — можно вспомнить отель в феллиниевском шедевре. Эти руины как будто зеркально отображают Мануэла — престарелого бонвивана с палочкой, человека, всю жизнь проведшего без «лишений», однако приближающегося к неизбежному для всех концу.

Затем четверо персонажей навещают родную горную деревню отца Жозе Афонсо, тоже Мануэла. Его тетка, всю жизнь проведшая в этой деревне, сначала отказывается признавать в Жозе племянника — ведь он не говорит по-португальски. Но затем все улаживается. Режиссер и его актеры возвращаются в студию, где на стене написано «Путешествие к началу мира».

В этом событийном ряду мы видим, как время отматывается назад — сначала становится призраком люкс-отель, а затем мы уже у истоков цивилизации, в пустеющей деревне, населенной стариками — земледельцами и скотоводами, живущими тяжелой и простой жизнью, какою жили их предки за тысячу лет до люкс-отелей. Эти люди носят фамилию Афонсо, поскольку возводят свой род к королю Афонсо, основателю португальского государства. В этом смысле путешествие действительно приближается к началу мира, к тому пределу, за которым были только горы и море, но еще не было человека.

Португалия — и конец, и начало Европы. Путешествуя к началу мира, парадоксально путешествуют к его концу, тому концу, который угрожает вымирающей деревне. Прошлое отражается в будущем и будущее отражается в прошлом — одна из тем Оливейры, именно поэтому в конце фильма мы видим, как актеры готовятся к съемкам и, вероятно, съемкам «Путешествия к началу мира». Но в этом фильме данный парадокс — только верхний слой фильма-притчи.

Фильм делится на две части — в одной говорит главным образом Мануэл, в другой — Жозе Афонсо. Молчаливое присутствие одного в части, посвященной прошлому другого, сразу порождает недоумение. Постепенно оно сменяется пониманием. Для Оливейры люди разобщены именно собственным прошлом и своей мечтой о будущем, между ними пролегают незримые преграды. Так в притче-короткометражке «Охота» режиссер иронически показывает разобщенность людей, скрытую агрессию и отчужденность, проявляющиеся именно тогда, когда требуется солидарность. И тут мы можем вспомнить, что «Земляничная поляна» и «Восемь с половиной» посвящены именно отчужденности, одиночеству человека посреди людей и попыткам его преодолеть. Поэтому-то старик в глухой деревушке слышал о падре Виэйре, боровшемся в семнадцатом веке за признание человеческих прав индейцев и негров (герое «Слова и утопии» Оливейры). Поэтому тетка Афонсо, не понимающая французского, и Афонсо, не понимающий португальского, при расставании общаются почти без посторонней помощи.

Конечно, не все аспекты внешне простой истории можно раскрыть в рецензии. Есть и религиозный, и относящийся к особенной португальской истории и культуре. Но стоит отдельно предупредить зрителя, что этот «бессобытийный» фильм в действительности смотрится безо всякой скуки, диалоги выдают скрытый драматизм, великолепно поддерживаемый музыкой.

8 из 10

12 апреля 2012

Укротить хаос в себе

Португальский классик Мануэл ди Оливейра как никто другой знает, что долголетие это дар, но у него есть истинная цена. Режиссер, который большинство ныне живущих патриархов кинематографа может запросто похлопать по плечу и отечески сказать: «сынок!». Удивительно, но жизненное долголетие Мануэла ди Оливейры попало в резонанс с его творческим развитием. Свои главные творения он создал уже в весьма зрелом возрасте. Он единственный, кому вручили два почетных Золотых Льва, и он все еще может весело сплясать чечетку на зависть молодым.

«Путешествие к началу времен» рассказывает, казалось бы, очень простую историю. Несколько членов съемочной группы, среди которых французский режиссер преклонных лет на имя Мануэл в исполнении смертельно больного Марчелло Мастрояни (его памяти и посвящен фильм), актеры Афонсо, Жудит и всезнающий Дуарте отправляются на съемки, в Португалии. Для Мануэла — это страна его далекого детства, а для Афонсо — родина погибшего отца, тоже Мануэла. Остальные двое — аборигены со знанием культуры и языка. И в этом кратком путешествии у каждого свои цели и задачи.

На первый взгляд, герой Мастрояни (играть режиссеров ему не впервой) — альтер-эго Оливейры — имя, профессия, внешность и даже фирменная светлая шляпа, все указывает на это. Однако все немного сложнее, ибо кроме истории Мануэла-режиссера, в фильме незримо присутствует еще один Мануэл, отец Афонсо, покинувший родину еще в ранней юности. И в переплетении истории двух таких непохожих друг на друга Мануэлов где-то кроется разгадка кода жизни португальского классика.

По форме это непритязательное роуд-муви чем-то напоминает бергмановскую «Земляничную поляну», герой которой за один день также совершил путешествие длиной в собственную жизнь, к самым ее истокам. И хоть Оливейру лукаво можно заподозрить в переосмыслении классиков (а он этого, казалось бы, никогда и не отрицал), тот, кто видел хотя бы пару его фильмов, никогда не перепутают его ироничную стилистику с чем-то другим. Живости его ума можно только по-доброму позавидовать, ибо настолько адекватно реагировать на мир на девятом (!), десятом (!!) и одиннадцатом (!!!) десятке лет дано единицам.

Сквозь фильм красной ниткой проходит большая любовь к родной Португалии, которая и по нашим временам скромна на фоне остальной сытой Европы. Чувствуется боль и ностальгия за тем, что уже не вернуть, за тем, что упущено и нескрываемое любование страной. За неполные полтора часа нам покажут трогательную в своей беззащитности и неидеальности страну, которую откроют, нет, не с помощью туристических достопримечательностей, а вещами, которые тонко может подметить только искренний патриот. Страна раскрывается тонкими штрихами: старым деревом, на котором записаны первые любовные клятвы; разрушенным отелем, где когда-то обитали элитные проститутки, крутившие голову старым богачам и развлекавшиеся обществом молодых любовников; памятником герою поневоле Педру Макао со столетней ношей; потерянной в глубине детской памяти золотой рекой Дуоро (кстати, «персонажем» дебютной короткометражки Оливейры). Но главная ценность Португалии — ее люди. Добрые, простые, поначалу слегка недоверчивые, которые помнят важные страницы собственной истории. Оливейра находит удивительно живые лица, которые говорят гораздо больше страницы сценария. Бедная Португалия то и дело поставляет свои таланты в более богатые Францию и Испанию, получая взамен лишь уныние да нищету. Ее деревни пустеют и стремительно стареют, оставляя малочисленных жителей наедине со своими проблемами, холодом, иногда голодом и прошлогодними новостями. Много говоря в начале путешествия, герой Мастрояни становится все более молчалив, вживаясь в роль немого созерцателя, замолкают и другие герои, проникаясь особым настроением и собственными мыслями.

Картина про детство, старость, их взаимосвязь и поиск своих корней, и столь эпичное название отлично передает ее суть. Путешествие на родину — отнюдь не в географических координатах, оно происходит на тонких материях, и если душа еще не окончательно зачерствела, то ее невидимые струны обязательно сыграют в резонанс с местами и воспоминаниями детства. Твоего ли, твоих родных ли — не суть так важно.

Тонкая и глубокая ирония, присутствующая во всех фильмах Оливейры находит свое отражение в диалогах, которые настолько просты, насколько и остроумны. Очень показательный момент, когда телевизионный актер Афонсо пытается найти общий язык с родной тетушкой, и та не только клянет дьявольское ТВ, но и многократно, почти анекдотично, недоумевает по поводу незнания племянником португальского. И даже три переводчика не могут им помочь, до тех пор, пока родные люди не осознают, что в их жилах течет одна кровь. И уже ближе к расставанию наступает момент, когда тетушка и племянник общаются, почти забывая про переводчиков.

Настроение фильма во многом формирует камера. Операторская работа ведущего европейского мастера Ренато Берта не просто играет дополнительную роль, но и становится одним из главных участников магии этого внешне простого фильма. Практически весь хронометраж фильм камера фиксирует удаляющиеся пейзажи и героев на их фоне. Этот нехитрый, но очень точный прием будто фиксирует углубление героев в себя, отдаление от того, что так привычно, и лишь в самом конце камера оператора освобождает героев, отпуская вперед темно-синюю машину. Примечательно, что неприметную, но символичную роль водителя сыграл сам режиссер, исполнив роль некоего проводника, ведущего своих пассажиров навстречу лавине памяти.

Эпиграф фильма выражен цитатой Ницше «Уметь укротить хаос в самом себе», который удачно перекликается с финальным аккордом, сообщая о том, что в нескольких душах все стало хоть чуточку, но спокойнее. Ведь иногда, чтобы немного двинуться вперед, надо пройти немалый путь назад.

15 июля 2011

Драма Путешествие к началу мира в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Мануэл ди Оливейра. Актерский состав, кто снимался в кино: Марчелло Мастроянни, Жан-Ив Готье, Леонор Силвейра, Диогу Дория, Изабель ди Кастру, Сесиль Санз де Альба, Жозе Пинту, Изабел Рут, Хосе Мария Ваз Да Силва, Фернандо Бенто, Сара Алвес, Элдер Эстевес, Аделаиде Тейшейра, Mário Moutinho, Жорже Мота.

Производство стран Португалия и Франция. Путешествие к началу мира — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.