Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Порзус |
английское название: |
Porzûs |
год: | 1997 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Ренцо Мартинелли |
сценаристы: | Ренцо Мартинелли, Фурио Скарпелли |
продюсеры: | Элио Манни, Бруно Альтиссими, Клаудио Сарачени |
видеооператор: | Джулиано Джустини |
композитор: | Flavio Colusso |
художники: | Андреа Фаини, Раффаэлла Фантазия, Кристина Онори |
монтаж: | Освальдо Баргеро |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
В истории Итальянского Сопротивления есть одна мрачная и темная страница о которой долго и упорно замалчивалось. В феврале 1945 года, незадолго до окончания войны, одно из подразделений знаменитой бригады Гарибальди, контролировавшейся коммунистами, напало на отряд из бригады Озоппо (Osoppo), сторонников свергнутого Муссолини короля Виктора Эммануила III, и подчистую его уничтожило. Позднее эти события получили известность как «Резня при Пордзусе» (по названию горной деревушки во Фриули), а ответственность в начале 50-х, в самый разгар холодной войны, возложили на командовавшего отрядом гарибальдийцев Марио Тоффанина (боевой псевдоним — Джеко). Тот даже успел было получить за это военное преступление без малого четвертьвековой срок, но власти решили не дразнить гусей в стране с традиционно сильным левым движением, и наказание для бывшего партизана оказалось символическим. О трагедии Пордзуса же предпочли просто забыть. Более того, если бригада Гарибальди осталась в истории овеянной романтическим флером многочисленных песен и преданий (достаточно вспомнить знаменитую «Bella, ciao» и послушать альбомы замечательной группы из Фриули «Дзуф де Жур» (‘Zuf de Zur)), то память о бойцах Озоппо постепенно стирается из памяти.
Фильм, снятый Ренцо Мартинелли в 1997-м году, претендует на то, чтобы восстановить историческую справедливость. Но, как в любом подобном случае, когда за давностью лет и противоречивостью свидетельств, установить истину становится невозможно, режиссер отталкивается от своих собственных политических взглядов. То есть, придерживаясь правых убеждений, берет за основу материалы суда над Тоффанином 1951-го года, проходившего в обстановке антикоммунистической истерии и едва ли способного быть объективным. Единственное, что тот суд установил как непреложный факт — отряд под командованием Джеко уничтожил отряд озоппистов. А вот на вопрос, почему это произошло, существует множество диаметрально противоположных ответов.
Но мы сейчас говорим не об истории, а о кино. В котором синьор Мартинелли во всем обвиняет не только и не столько Марио Тоффанина, сколько коммунистическую идеологию, которая превратила вспыльчивого и неуравновешенного партизанского командира в жестокого и безжалостного убийцу. Картина начинается с того, что отряд Джеко попадает в засаду, часть его бойцов гибнет, другая попадает в плен и казнена фашистами. Командир видит причину этого в предательстве связной Эльды Туркетти, которая бежит в горы и прячется у озоппистов. Вслед за ней отправляются и оставшиеся у Джеко бойцы, чтобы покарать коллаборационистов, даже не пытаясь разобраться кто прав, кто виноват. Движимые чистой ненавистью к «классовым врагам». После войны, уже в 80-х, чудом выживший в той «резне» боец озоппистов находит доживающего свой век в словенской деревушке Джеко, чтобы отомстить. Но вместо этого начинается долгий и трудный разговор в поисках истины. Разговор, в котором вспышками памяти будут возникать эпизоды далекой и страшной войны. Разговор, в котором коммунизм будет приговорен наравне с фашизмом. Разговор, в котором у Джеко не будет ни единого шанса для оправдания.
Естественно, что в носящем откровенно публицистический характер фильме художественной стороне внимание уделено минимальное. В том, что образ молодого Марио Тоффанина получился достаточно ярким, целиком и полностью заслуга актера Лоренцо Креспи, который сумел уйти от навязываемой одномерности образа и сделать своего героя живым и мятущимся человеком. Остальные персонажи — просто иллюстрации к исторической реконструкции. Которой лента Мартинелли фактически и является. Причем иллюстрации эти, порой, выглядят заимствованными из некой общей базы. Вот одна карта: дикий «красный» по имени Христо, маньяк-убийца в шлеме с огромной красной звездой на лбу. Этот персонаж явно из той же колоды, что и звери-нацисты из советских (да и нынешних российских) фильмов, безжалостные душегубы-франкисты из недавнего «Спящего голоса» и еще многих современных испанских картин и так далее и тому подобное. Достаем новую картинку: совестливый сторонник Джеко, пытающийся образумить озверевшего от убийств командира даже собственной жизнью. Еще одна: честный, заботливый, но нерешительный и не ждущий предательства от «союзников» по борьбе командир «озоппистов», предпочитающий погибнуть, но не проливать кровь таких же, как и он, итальянцев. И так далее, и тому подобное. Просто фишки на доске, с помощью которых журналист рассказывает о своей версии событий. Довольно интересно и увлекательно рассказывающий. Главное при этом не забывать, что на любую журналистскую версию найдется противоположная.
27 апреля 2012