Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Оскар и Люсинда |
английское название: |
Oscar and Lucinda |
год: | 1997 |
страны: |
США,
Великобритания,
Австралия
|
слоган: | «They dared to play the game of love, faith, and chance» |
режиссер: | Джиллиан Армстронг |
сценаристы: | Питер Кэри, Лора Джонс |
продюсеры: | Тимоти Уайт, Робин Далтон, Марк Тернбулл |
видеооператор: | Джефри Симпсон |
композитор: | Томас Ньюман |
художники: | Том Нерси, Джанет Паттерсон, Лучана Арриги, Джон Уингров |
монтаж: | Николас Боман |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 16000000 |
Сборы в США: | $1 897 404 |
Мировые сборы: | $1 897 404 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 декабря 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Этот фильм очень странный, жанр определению поддается трудно — не полностью комедия, не совсем романтика, отнюдь не драма — и не религиозная, не историческое приключение. Лирическая сатира-абсурд с элементами всего. Абсурдную часть представляет маловероятность — но не невозможность — этих героев и событий. Просто звезды так совпали.
Чего у фильма с избытком, так это света и яркости, позитивного отношения к себе и близким, и веры, которая освещает жизнь. Его символом можно считать главный объект спора героев Оскара и Люсинды — стеклянную церковь. Красивую, воздушную, светлую, и до ужаса непрактичную.
Предыстория о детстве Оскара рассказывает о его жизни со строгим отцом, главой консервативной религиозной общины. Жесткость и непримиримость родителя, робость и послушание сына — при непосредственном и неоднократном участии Бога («Укажи мне путь, Господи») — определили переход Оскара в англиканство, его обучение на священника, а заодно — полный разрыв связей с отцом. Довольно типичная история для мальчика из бедной религиозной семьи.
Детство Люсинды было беспечным на далеких просторах Австралии. Любимый и балованный ребенок, как-то в подарок она получила изящное стеклянное изделие, и влюбилась в хрупкость и прелесть стекла. После смерти родителей их ферму продали, и Люсинда оказалась богатой наследницей, что позволило ей купить стекольный завод. Независимость, свобода суждений, смелость и решительность, вкупе с красотой, молодостью и порядочностью — не такой уж частый портрет женщины середины 19 века.
Волею судеб, в морском путешествии, встретились Оскар и Люсинда. Два азартных игрока, неуемных в своем пристрастии, причем предмет игры не важен — карты, кости, лошадиные бега, всевозможные пари — эта маниакальная, казалось бы, порочная страсть сочетается с чистотой и наивностью героев. Неволей возникает вопрос — ну как, как это может быть грехом? Где в них хоть след порока?
Дружба и любовь, самоотречение, привязанность и преданность, вера в Бога как путеводная звезда, хорошие люди и хорошие поступки. Чрезвычайно жизнеутверждающий фильм.
10 из 10
21 марта 2016
Наблюдать за работой стеклодува — увлекательное занятие. За какие-то мгновения точно по воле фокусника раскаленная масса превращается в изящную прозрачную материю. Ни пустот, ни заусенцев, ни трещин, ни неровных разводов в еще тягучем, пластичном материале — свежевыплавленное стекло прекрасно как сама жизнь, но при этом такое хрупкое, что прикоснуться страшно. Неотрывно глядят на великолепный материал две пары глаз. Их обладателей судьба привела в стеклодувный цех разными путями, но в одном эти люди схожи — в своей страсти к азарту. Лишенный сана священник Оскар и не обретшая личного счастья богатая наследница Люсинда любят играть, любят спорить, и не мыслят жизни без бурлящего чувства риска. Их встреча за карточным столом случилась в момент перепутья. Оскар бежал от собственной судьбы, Люсинда напротив — стремилась к ней. Способность разговаривать на одном языке сделала возможным заключить необычное пари на огромное состояние.
Статусная австралийка Джиллиан Армстронг сняла ленту, наиболее полно характеризующуюся одним словом — «избыточность». В экранизации романа Питера Кэри явно не хватает чувства меры, достаточно сказать, что помпезное начало на удивление плохо монтируется с кульминацией и вообще не связано с концовкой. Ключевой аспект картины, религиозный, дался госпоже Армстронг хуже всего. Ставшая предметом пари стеклянная церковь — лишь красивое сооружение, и не имеет никакого отношения к вере. Внимание конфессиональным нюансам, столь заметное в дебюте фильма, на деле запутывает зрителя, но не приближает к пониманию характера бродячего священника. Далекая от привычного изображения религиозность героя Рэйфа Файнса резко переходит в плоскость лудомании, что подразумевало бы психологическую направленность фильма, но этого не происходит по причине неудачного монтажа. Применив прием параллельной съемки, австралийская постановщица добрую половину фильма не вносит и толику ясности, что же способно объединить столь разных людей, как бедный семинарист и свежеиспеченная владелица стекольного завода. Игромания? Для героини Кейт Бланшетт просиживание вечеров за карточным столом — скорее досуг и возможность найти новые возможности для общения, чтобы раскрасить скучную жизнь. Всего мастерства двух прекрасных актеров недостаточно для передачи судьбоносности встречи.
Расчет на драматические качества главных лиц с лихвой оправдался, что неудивительно, если учесть нюансы их актерского пути на тот момент. Рэйф Фанс находился на пике популярности, игра в «Английском пациенте» Мингеллы раскрыла его возможности по максимуму. Кейт Бланшетт же только прокладывала свою дорогу в Голливуд, для чего ей очень пригодилась покровительство Джеффри Раша, специально для которого была введена факультативная роль рассказчика. Задолго до ключевых событий фильма стала понятна сложность адаптации книги, потому так заметна импровизация английско-австралийского тандема. Глядя на всклокоченную рыжую шевелюру Оскара, охотно верится, что этот парень не от мира сего, и даже игроманией страдает как-то очень по-своему. Гордой, уверенной в себе Люсинде не хватило нюансов личной жизни, что довершило бы ее портрет. Хорошо заметна способность девушки быть верной внезапно вспыхнувшему чувству, но важнее ли оно для нее, чем тяга совершать пари — вопрос открытый. В любом случае, способность Файнса и Бланшетт дорабатывать штрихи своих героев на ходу очень выручила мадам Армстронг, которая откровенно пренебрегла второстепенными персонажами, многие из которых введены лишь для галочки.
Воздушный, по-стеклянному хрупкий фильм обречен на неоднозначные трактовки, но приписывать все достоинства игре основных действующих лиц было бы неверно. Без преувеличения выдающаяся операторская работа Джеффри Симпсона позволила насладиться красотами австралийских ландшафтов, тонкостями работы со стеклом, а заодно оказалась весомым подспорьем для передачи чувств странных людей. Едва предстает взору искусно исполненная стеклянная церковь, как быстро забываются и плохо проработанная религия в фильме, и лишь краешком затронутая тема лудомании. Сидящий в центре уникального сооружения герой Рэйфа Файнса — олицетворение веры человека, но не в бога, а в свое особое предназначение. Удачно выхваченные ракурсы пораженных лиц подчеркивают желание режиссера концентрировать внимание на предмете знаменитого пари в ущерб изрядно раздутому вступлению.
Стекло — не самый долговечный на свете материал. Избрав его символом, Джиллиан Армстронг словно определила судьбу фильма. Сложилось впечатление, что сама австралийка не верила в ошеломляющий успех собственной картины и спокойно приняла умеренную реакцию публики. Не добравшееся до большого проката кино, прежде всего, ценно как важный этап в становлении двух первоклассных актеров. Спустя время станет понятно, что в более умелых режиссерских руках Рэйф Файнс способен раскрыть все грани человеческой патологии, а Кейт Бланшетт по плечу делать своих героинь не только сильными, но и беззаветно любящими. Радующий красотой пейзажей и изысканных нарядов фильм стал хорошим подтверждением азбучной истины: не всякая книга годится для качественной экранизации. Сложный, многокомпозиционный материал не слишком удался Джиллиан Армстронг. Впрочем, сколько огрехов и недочетов не выявил бы придирчивый глаз, а это не мешает считать ленту «Оскар и Люсинда» достойным образцом грамотно исполненной актерской игры.
7 из 10
19 октября 2015
«Оскар и Люсильда». Странный фильм. А отношение к нему еще страннее. Во-первых смотрелось на английском и при этом не понималось и половины в диалогах (дело в том, что переводчик, кажется, понимал еще меньше меня, так как нес иногда такую отсебятину, что пришлось смотреть на инглише). Во-вторых… Ну а что во-вторых? Два замечательных актера — Бланшетт и Файнс. Два весьма странных персонажа. По-настоящему светло и красиво — это сцены их игры в карты, мытья полов, разговора в саду, поцелуя в саду… Персонаж Бланшетт радует гораздо больше, чем персонаж Файнза. Естественной женской живучестью, практичностью, какая только возможна для романтика, адекватностью? Персонаж Файнса притягивает наивностью, но в то же время отталкивает «не-от-мира-сегошестью» и слишком трепетным отношением к творцу.
О чем фильм? О том, что слишком истовая вера это слишком? Что не надо бояться моря?(хотя, от чего бежали…) Что если ты говоришь с богом это нормально, а если он с тобой, то это шизофрения? Вроде бы трагично-грустный фильм с неприятной концовкой и мерзеньким осадком (это касается этой длинноволосой австралийской тетки, которая вешалась на каждого нового мужика), но от предпоследней сцены с ребенком в море, с экрана хлещет такой мощный поток непонятного оптимизма… На фоне этого фильма, кажется, мне начинает нравиться Кейт Бланшетт. Она еще в новом «Робине Гуде» хороша. А вот в роли Галадриэли я её не вижу — слишком уж мордочка лисье-ехидная. В связи с концовкой красивейшее здание церкви вызывает очень нехорошие чувства. А концовка сильная. Но фильм кажется грустной и бессмысленной историей жизни одного странного недолюбленного человека и еще одной странной, но бойкой девицы с большим сердцем и неистовой любовью к стеклу…
И это называется посмотрела трэйлер и хотела приятного светлого фильма о любви двух ненормальных вроде «Бенни и Джун» или что-то забавное о картежниках вроде «Меверика». А получила тяжеловатую-таки драму…
15 сентября 2011
Главные герои сего действа — наивный молодой священник, возомнивший себя избранным Богом, в результате чего вызывал насмешки со стороны товарищей по колледжу и наследница огромного состояния, испытывающая восторг от стеклянных изделий. Оскар и Люсинда. Независимо друг от друга, в зрелом возрасте они пристрастились к азартным играм и находили в них едва ли не смысл существования. Они встретились на корабле и с того момента их тайные пристрастия неоднократно сводили их вместе. Жизнь подкинула суровые испытания, заставила от многого отречься, и тем самым привела их к пари с самой высокой ставкой в жизни обоих.
Неоднозначный фильм можно поделить на две самостоятельные части, в одной из которых речь пойдет о пристрастии к азартным играм, а во второй — об одной крупной ставке, цена которой глубже, чем личные состояния героев, ведь, в конце концов, не важно, кто победит, когда на кону любовь против смерти.
Атмосферно фильм получился необычно светлым — многочисленные съемки на природе сделали свое, а умение Джиллиан Армстронг выбрать нужные ракурсы впечатляет — нечасто природа играет такую живую роль на пленке. Поражают воображение и декорации многочисленных комнат, где каждый предмет подобран с особой тщательностью и при этом нет ничего лишнего. Завершает картину — легкий и мелодичный саундтрек Томаса Ньюмана.
Актерская игра тяготеет больше к театральной и манера воплощения образов Ральфа Файнса подходит тут как нельзя кстати. Его всклокоченный персонаж, со своей растерянностью и искренностью будто вышел из изящной комедии. Оскар манерен и человеколюбив, он может в тишине переживать собственные проблемы, но с трудом переносит происшествия со своими близкими. Противостоять азарту он не в силах, карты становятся ему дороже религии, и тем не менее он никогда не стремится к богатству или наживе — важен сам процесс. Очень сильная драматическая игра со стороны Кейт Бланшетт. Люсинда — характер состоявшейся независимой девушки, сильной, и от того одинокой. При виде игральных карт ее глаза загораются лукавым огоньком, в игре она готова зайти очень далеко. Их обоих не волнуют деньги, важна только хорошая честная игра, пусть даже она заключается в дружеском пари или мытье полов на скорость.
Один из самых невероятных и абстрактных образов — стеклянная церковь. «Но это непрактично!» — восклицает героиня, и тут же получает легкий, но глубокомысленный ответ: «Как церковь может быть практичной?». И это относится не только к одной церкви, и даже не ко всем церквям и храмам вместе взятым, и даже не только к искусству, но ко всей жизни в целом. Разве увлечение азартными играми практичное занятие? Но это образ жизни, то самое излишество, ради которого стоит жить. Разве что-то имеет цену, если оно доставляет удовольствие? И эта метафора подвергается жестокому столкновению с реальностью. Непрактичность налицо, хрупкость, она не выдерживает столкновения с суровой реальностью. И тем не менее, утвердив, а позже опровергнув данное утверждение фильм все же поставит завершающую точку — оно того стоило! Хрупкость присуща любой жизни, но это не повод от нее отказываться, ведь никому не дано предугадать то, что произойдет в следующий миг. Это и есть азарт.
Итог: ироничная драма, балансирующая на грани авантюры и трагедии, о человеческом азарте, абсурдная, как стеклянная церковь и настолько же яркая и жизнеутверждающая.
6 июня 2009