Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Увлеченья |
год: | 1994 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Кира Муратова |
сценаристы: | Кира Муратова, Евгений Голубенко |
продюсер: | Игорь Каленов |
видеооператор: | Геннадий Карюк |
художник: | Галина Антипина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1994 г. |
на DVD: | 6 июля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Главные герои Киры Муратовой — застывшие лица, высеченные из времени и выбеленные побелкой.
Визуальная составляющая Муратовой, в целом, предельно ясна, время, отведённое на картину, нужно неравномерно распределить между кадром и словом, отдав львиную долю доминанте — слову. Обращения всех героев друг к другу всегда состоят из обрывочных фраз, никак не вяжущихся в полноценный, типичный для понимания, диалог. Их реплики никогда не продолжаются по порядку и не находят должного внимания и ответа от ближнего, никогда ни к чему не ведут и ни чему не предшествуют, они могут продолжаться и обретать логическое завершение в конце фильма или совершенно в другой картине, поэтому все фильмы Муратовой нужно смотреть как единую трилогию, конечно же, разделяя их на эпохи: ранняя Муратова («Короткие встречи» — «Перемена участи») и Муратова после «Астенического синдрома», когда она набирает себе каст актеров, которые и будут сниматься у нее до конца карьеры, за исключением пары-тройки персонажей неизменного состава, пронесенных Кирой Георгиевной сквозь всю свою карьеру (Нина Русланова, Сергей Попов, Олег Табаков).
Но все-таки нельзя обвинять героев в глухонемости, они слышат рядом нашептывающие голоса, только каждый зациклен на своем трепещущем теле и сознании, каждый с нетерпением дожидается момента переключить внимание на себя, а иногда и вовсе не дожидается — перебивает, а если ему это не удается начинается злится и тараторить коннотации, теряя их первоначальный смысл.
Игривой походкой, раскачиваясь из стороны в сторону в фильм заходит Рената Литвинова, одна из главных актрис Муратовой и по совместительству сосценарист. Именно она автор самых диких монологов советского и российского кинематографа, самых безумных историй, например, про девушку, выброшенную на полной скорости из автомобиля или про брошенный горящий окурок во вспоротый живот (Маргариты Готье). Вообще, больничная атрибутика — извечный лейтмотив Литвиновой-сценариста, присутствующий и в её дипломной работе «Принципиальный и жалостливый взгляд», которую задолго до «Увлечений» прочитала Кира Муратова, выражая готовность экранизировать (в итоге сценарий был поставлен Александром Сухочевым); и в совместной работе с Олегом Морозовым и Андреасом Шмидтом («Ленинград. Ноябрь»); и в успевшей стать культовой новелле «Офелия», написанной специально для фильма Муратовой «Три истории»; ну и наконец, во втором игровом фильме Ренаты Литвиновой — «Последней сказке Риты» (именно его сюжет лег в основу одного из монологов медсестры Лилии из «Увлечений»). Как сценарист, Рената — вечный коллекционер, никому до конца не отдающий свои монологи, её тексты обречены повторяться и повторяться из фильма в фильм, как мантры.
Внезапно начатая фотосессия в амбаре - пощечина общественному вкусу и провокация «содрать огрубевшую кожу академизма и плюнуть в лицо старому здравому смыслу», аккуратно замещающемся осознанно созданным китчем.
Героям Муратовой тесно в одном помещении, они трутся друг о друга и скапливаются в одном метре, как бы от этого плодясь. Их действия непонятны зрителю, друг другу и самим себе, они не понимают, что от них хотят. Неуклюжая медсестра Лилия не то неумело позирует юродивому фотографу, не то ломко пытается скрыться от его вспышки, но хочет ли он её запечатлеть? С неудовлетворенным видом он отмахивается от нее: «Смени позу!» или «Отойди!»?
Сцена импровизационного танца Виолетты в конском стойле будет цитироваться Ренатой Литвиновой в отрефлексированной до выверенного минимализма и эстетства одноименной сцене «Северного ветра».
Единственная тяга режиссера — тяга к жертвенности лошадей и молчанию, которое они дарят. Муратова выделяет несколько бесконечно длинных, крупных планов животным, дает возможность ощутить их сходства и различия, дает ощутить их затмевающий человеческие разговоры гул в загоне и беспрекословную послушность в обузданном состоянии, «аристократскую» выправку в езде, изящность и четкость скачущих копыт, под которыми синхронно отскакивает песок, создающий при этом мираж ряби воды.
Лошади становятся необъяснимым проводником из метафоричных снов и жажды высокого искусства к неопрятной полевой земле, испачканным работникам и нечуткой математической однообразности наездников, абсолютно не понимающих мир девушек из ниоткуда, их внезапные позывы танца кажутся им судорогами, разговоры о красоте — чем-то лишним, А полярное восприятие ценностей жизни — бесконечным поводом для споров, но и возникший высокопарный антагонист простому деревенскому слогу не вызывает у девушек восхищения.
В финальной сцене Рената Литвинова, посредством героини Лилии, подводит итог фильма монологом о героике и самоотверженности красоты, о невечности благообразия, индивидуального для каждого: у кого-то оно длится час и переходит при жизни, если не в безобразие, то в догорающий серый пепел обыденности, а у кого-то оно вечно и вечно стремиться к самоуничтожению, иногда даже летальному для носителя.
24 марта 2022
Длинные планы «Увлечений», почти незаметный монтаж, первое появление на экране Ренаты Литвиновой (и какое появление!), некоторая «производственность» тематики заставляют воспринимать этот фильм по крайней мере в двух вариантах, образующих причудливое единство в своем восприятии: как поэму о красоте и как социальную аллегорию 90-х. Сейчас «Увлеченья» вспоминаются синефильской общественностью прежде всего из-за монологов Литвиновой, написанных ею самой и ее впервые явленного публике актерского колорита, и это действительно «гвоздь программы», на фоне которого «лошадиная» тема выглядит скучно и странно.
Впрочем, странность и эксцентрика — вообще черты кино Муратовой, делающие его неприемлемым для одних и объектом поклонения для других. Как и «Чувствительный милиционер», «Увлеченья» — камерная картина, не претендующая на панорамность, однако, ее трудно правильно расшифровать. Мне представляется, что именно персонаж Литвиновой — смысловой центр этой ленты и одновременно ключ к ее интерпретации. Эротизированные монологи Литвиновой посвящены одному — смерти, это поле слияния Эроса и Танатоса, красоты и уродства, попытка осмыслить нечто в высшей степени аттрактивное.
«Увлеченья» завершают окончательный переход Муратовой в пространство постмодерна, формат «черной» комедии, где колеблется устойчивость нравственных параметров: уже первые слова Литвиновой о морге задают гротескные координаты повествованию, по мере развертывания фильма все более вытесняемого дотошным описанием персонажей-фриков. Смерть, неорганическое бытие предстает в монологах Литвиновой в высшей степени притягательным объектом, но поданы они посредством намеренно сексуализированных поведения и интонации, а лошади, этот образец грации и витальной силы, становятся у Муратовой не просто эксплуатируемым людьми материалом, но и метафорой природного, биологического бытия, взнузданного человеческими законами.
Постановщица снимает верховую езду как образец гармонического соединения природного и культурного, как единство противоположностей, но эта гармония хрупка, ее разрушение чревато физическими и психологическими травмами. Скачки становятся здесь метафорой жизненной погони за благами цивилизации, которой управляют социал-дарвинистские законы естественного отбора: здесь не щадят ни лошадей (то есть природного), ни ездоков (то есть культурного). Другой областью межчеловеческого и межживотного соревнования становится цирк, — видимо, саркастический символ искусства.
Заглавие «Увлечений» подразумевает одержимость людей жизненным успехом и искусством, одинаково бесполезных и ущербных в глазах иронизирующей Муратовой. Правила постмодернистской игры усвоены постановщицей таким образом, что стихия карнавальной игры с образами и цитатами (для Муратовой материал для аллюзий — прежде всего Феллини) полностью вытесняет из визуального поля любые моральные акценты. Искусство для Муратовой — не спасение в условиях варварской погони людей за жизненными благами, это концентрат китча, как клоунесса, спускающаяся с аккордеоном на воздушном шаре под куполом цирка.
Если в «Астеническом синдроме» Муратова еще возмущалась распадом нравственности и всеобщим озлоблением людей, то в «Увлеченьях» она ернически смеется в наступившей тьме. Единственная панацея от депрессии, по ее мнению, (и это роднит ее с Макавеевым — художника, в многом ей конгениального) — это восприятие жизни как противоречивого переплетения Эроса и Танатоса, витального многообразия мироздания как неуправляемого хаоса, триумфа красоты там, где она неотличима от уродства.
«Увлеченья» — обсессивное кино о том, что одержимость людей тем, что они по-настоящему любят (жизнь и искусство) способна их спасти от разочарования и пессимизма лишь тогда, когда кричащие противоположности жизни сливаются для них в единое гармоничное созвучие. Именно для выражения этого парадокса Муратовой и была нужна не только сексапильная Литвинова, рассуждающая и смерти, но и Бетховен — трагичный музыкальный гений романтизма, примиривший в своем искусстве то, что в жизни кажется непримиримым.
20 июня 2020
Многие сходятся во мнении, что это самый легкий и светлый фильм Киры Георгиевны Муратовой, а некоторые даже считают его гениальным и чуть ли не лучшим в ее карьере. Картина взяла две премии «Ника» за лучший фильм и режиссуру, так же взяв приз гильдии кинокритиков и киноведов на «Кинотавре-1994». Эта картина появилась на свет в упадочное для постсоветского кинематографа 90-х время (период малокартиния 1992—1998), когда качественный отечественный кинопродукт порядком обмельчал, и закономерно явилась глотком свежего воздуха, который, обычно, можно уловить после грозы с дождем, ведь режиссерская хватка Муратовой ничуть не ослабла, стиль не утратился, и никакие 90-е на это не смогли повлиять. В этой прихотливой по форме поэтической трагикомедии под названием «Увлеченья» присутствуют фирменные режиссерские приемы — нескончаемые монологи и диалоги героев «в никуда», не лишенные фирменных повторений дважды (отчего появился своеобразный термин у киношников «муратовские повторы»), произносимые колоритными в своей «фриковатости» персонажами, отсутствие линейного сюжета, вкрапления классической музыки с «залипанием» на какой-либо отдельной сцене под нее… Но правили балом здесь, как ни странно, лошади — эти грациозные, потрясающей красоты животные, на которых здесь, под музыку Людвига ван Бетховена, акцентирована немалая доля режиссерского внимания.
Актерский состав традиционных муратовских чудаков, включая одну из главных героинь, Виолетту, в исполнении Светланы Коленда (увы, трагически почившей в 2000 году), состоял наполовину из дебютантов, отдельные из которых явили собой громкое открытие года — пергидрольная девушка-вамп с красными помадой и ногтями, утонченная и манерная Рената Литвинова. Особенно любопытным показалось сходство героинь Коленда и Литвиновой с образами классического американского кино золотой эпохи Голливуда — если первая и правда чем-то отдаленно напоминает Одри Хепберн (как и было вслух отмечено в самом фильме), то вторая — роковая блондинка, femme fatale, словно шагнувшая из нуара 40-х годов прямиком в эту живописную украинскую конюшню при море. Персонаж медсестры Лилии, сыгранный Литвиновой, стал феноменом российского авторского кино 90-х, оказавшись для тогдашнего зрителя и прессы сенсационной находкой, которую Кира Муратова, по сути, и открыла миру Кино, а также не упустила в дальнейшем, и успешно задействовала в своих последующих киноработах. Таких, как «Три истории», «Настройщик», и некоторых других, да и сама Рената, когда проявляла свои способности в режиссуре, отчетливо демонстрировала в них оказанное влияние наставницы. А ведь имел место анекдотический случай на премьере фильма на Кинотавре, когда в палатку к съемочной команде заглянула сама Лилиана Кавани («Ночной портье», «Франциск»), и, завидев Ренату Литвинову, предложила ей сняться в своем фильме, на что та ответила, что она не актриса и больше в кино сниматься не планирует!
В общем, можно до скрипа в мозгу вслушиваться в этот пространный словесный поток и загробные монологи Литвиновой о смерти и красоте, можно просто философски наблюдать со стороны за творящимся на экране абсурдом на фоне приморских пейзажей («естественная» камера в руках мастеровитого оператора Геннадия Карюка) с героями, одним колоритнее другого, и царственными в своей грации лошадьми, ощущения после просмотра остаются одними и теми же, что передо мной — самобытное обособленное кино, тем более, для наших 90-х, и одно из лучших у Киры Георгиевны Муратовой.
8 из 10
19 июля 2015
То, что когда-то для Киры Муратовой было поводом для драматического осмысления, прятавшегося в одежды провинциальной мелодрамы, на этот раз стало основой для абсурдной комедии. Сохраняя особенности своего «неврастеничного» стиля, Муратова создала хрупкую фарфоровую игрушку.
Пространство фильма организуется вокруг ипподрома, больницы и цирка. Своего рода связными в этом треугольнике служат две девушки — философствующая в духе Ницше белокурая медсестра Лилия и помешанная на лошадях брюнетка Виолетта. Последнюю больше всего привлекают скачки.
Однако молодые жокеи больше увлечены своими лошадьми, нежели девушкой в балетной пачке. Поэтому любовные интриги не могут соперничать со спортивными. Скаковые лошади несут седоков к финишу, где победителю достанется всё. Потому-то женский и мужской пол здесь почти не соприкасаются друг с другом и живут обособлено — каждый со своими многочисленными и уникальными маниями и филиями.
Кира Георгиевна, неоднократно публично признававшаяся в своём стремлении делать кино не для зрителя, а исключительно для себя, как раз в «Увлеченьях» наиболее близко подошла к искомому образцу. Возможно, в этом и заключается для художника идеальный способ существования: делать то, что хочется, без оглядки на потребителя.
В результате Муратова сняла стопроцентно салонное кино — рафинированное и жеманное. Не претендуя на публичный резонанс, она, тем не менее, была провозглашена лучшим режиссёром страны, что и узаконили два главных российских приза «Ника», врученных по итогам 1994-го года.
Абсолютная отстраненность фильма — очередной муратовской «вещи в себе», её невписываемость в «генеральную» линию кинопроцесса вызывает уважение. Хотя надо признать, что данная «лошадиная история» будет куда естественнее смотреться не в контексте общероссийского кино, а скорее в авторской ретроспективе, характеризуя самобытный (причем всё более «само», чем «бытный») муратовский стиль.
31 декабря 2012
Я считаю себя поклонником Киры Муратовой. Считаю её лучшим фильмом «Астенический синдром», думаю это не многих удивит. А теперь попробую рассказать о фильме, который вызвал крайне противоречивые чувства.
Рука не поднимается оценить фильмы Муратовой ниже чем «5 из 10». Хотя порой хочется. При просмотре данной картины я ощутил некую фальшь. Мне показалось, уж простите меня те, кого данное кино не оставило равнодушным, совершенно пустым. Кино, где даже те пресловутые монологи выглядят так, словно их припечатали просто «до кучи».
История происходит в неком маленьком городе, где находится ипподром. Что там просиходит — все знают. Ещё в этом городе есть больница, где работает Лилия (Р. Литвинова), где находится молодой слегка диковатый парень Саша (А. Шевченков). У него есть подруга Виолетта (С. Коленда), за которой на ипподроме начинают ухаживать два жокея. Один вызывает другого на «дуэль».
Мне так и осталось непонятным что же хотела показать так любимая мной Кира Георгиевна в этой картине. Те самые чудаки, которые так оправдывали своё появление в том же «Синдроме», тут выглядят просто, извините, шутами.
А вот с технической стороны фильм действительно очень хорош! Как всегда прекрасно подобранная классика. Замечательные съёмки лошадей. Котороые действительно просто не могут оставить равнодушными к этим прекрасным величественным животным.
Однако же будем честными — фильм-то не о лошадях! Фильм-то не о спорте!
Литвинова, к «манерности» которой я отношусь с холодным равнодушием, очень контрастирует с этой экспрессивной «толпой» людей, болотающих, как говорится, без знаков препинания. Люди говорят, говорят и говорят. Кричат, ругаются, мирятся, обсуждают, рассуждают и делятся…
«Манерность» я умышленно обрамил кавычками. Потому что считаю это не чертой человека, а продуманным «брэндом», который она передаёт из фильма в фильм. Я смотрел несколько её интревью и я прекрасно видел как эта женщина ведет себя на самом деле. Без этой жеманности и «утонченной жестикуляции» вкупе с придыхательным шёпотом.
В фильме также можно заметить Сергея Попова, играющего, если не ошибаюсь, инструктора по скачкам. Из «Синдрома» кроме упомянутого Попова перешёл (в бувальном смысле) персонаж фотографа-«стихоплёта», который в том фильме читал точно такие же стихи, сидя на лавочке, приговаривая «Никому не нарвятся». Светлана Коленда, которая действительно играет здесь очень притягательную девушку-наездницу, вокруг которой и разгорается «дуэль». Прочитал, что он а погибла в автокатастрофе. 12 лет назад.
Заключая, Муратова не является моим самым-самым любимым режиссером — у неё есть и слабые работы. Наряду с этой могу назвать ещё «Перемену участи» и «Мелодию для шарманки». Тем не менее я с большим уважением отношусь к ней как к художнику. Любая её работа очень сложно выстроена. И по реализации и по замыслу.
«Одна из гениальных работ Муратовой». С этим определением я не согласен. Просто иногда у Киры Георгиевны эпатажность и экспрессия персонажей захлёстывает какой бы то ни было здравый смысл. «Увлеченья» — одна из них. Увы.
5 из 10
28 сентября 2012
Провинциальная романтика Киры Муратовой в иных картинах — случай в российском кинематографе особый, приемлемость которого зависит от степени совпадения ваших вибраций с воздушными вибрациями режиссера. Вместе с Ренатой Литвиновой, появившейся в ее фильмах в середине 90-х, Муратова обрела сегодняшний облик авангардистки с безвкусными шейными бантами на актерах и диалогами городских сумасшедших. Грань между пошлостью и талантом чувствования душевной жизни разномастных интеллигентов здесь слишком тонка, чтобы однозначно говорить о творчестве Киры Георгиевны. Но, пожалуй, есть один тест на восприимчивость — любите ли вы хрестоматийную одесскую атмосферу? Муратова радикальным образом использует ее с помощью своего авторского видения, и в случае отрицательного ответа на предыдущий вопрос, просмотр таких фильмов как «Увлеченья» может вызвать сильную аллергическую реакцию.
Божественная Рената в роли медсестры Лилии рассуждает о высоких озарениях настигнувших ее в морге, циркачка Виолетта (Светлана Календа) ветрено меняет увлеченность ареной на безраздельное восхищение ипподромом, а жокеи, обхаживающие ее, бросают друг другу дуэльные перчатки своими тонкими пальцами. Пустопорожние разговоры не смолкают ни на секунду, каждый доносит свои мысли дважды, и кажется, что воздух приморского городка начисто выдул из черепных коробок героев последние остатки адекватности. Манерность, так идущая Литвиновой, оказывается помноженной впятеро. Будто пестрые бабочки, персонажи влюбляются на один день, страстно его проживают, а к вечеру любовь гибнет, чтобы одно увлеченье тут же сменилось другим.
Широкими мазками на наших глазах возникает импрессионистская зарисовка, яркая до рези в глазах. Она — сплошное впечатление, такое же ненадежное как сон, забывающийся ко второй половине дня. Люди тут столь легки, что даже мрачные монологи Ренаты Литвиновой слушаются как анекдотические жизнеутверждающие байки, а балетная пачка Календы среди стройно вышагивающих лошадей и вовсе постулирует торжество светлого сумасшествия.
Нарочито подчеркнутая необязательность «Увлечений» сама по себе выглядит вызовом. Должно быть, Кира Муратова отдавала себе отчет в том, что ее блаженная поэзия, напоминающая длительную галлюцинацию — практически экстремизм в мире, где время ежесекундно ускоряется. Достоинства картины иные прочитают за недостатки, сюжет за бессюжетность, а балагурство за идиотизм. Усталый путник, решивший остановиться на пару часов в этом Солнечном городишке, населенном экстравагантными чудаками, либо сможет вконец расслабиться под умиротворяющий пастельный видеоряд, либо впасть в утомительно-раздражающее оцепенение от невыносимой легкости муратовского бытия.
15 января 2012
Моя среда
Не являюсь заядлым киноманом, но…
Второй за сегодня фильм просматриваю Муратовой, видимо сегодня перевернулось все в моей голове после 3х историй, но «Увлеченья» это нечто в моем понимании. Весь этот фарс, выкрики, шептания, обожаемый мною манер Литвиновой множества повторения фраз, сумбур, кучамала, несвязность, порой трудно понимать следить за персонажами, ловить мысль, логику, быть может ее и нет там вовсе.
Впечатление какое то волшебное. Но это очень напомнило мне ту обстановку в которой я живу. И как всегда не перестану склонять голову перед Литвиновой, и теперь походу Муратовой. Очень Жаль что раньше я не уделял время ее фильмам. Легкое безумие и клиническая шизофрения сегодня до конца дня.
15 января 2011
Удивительно светлое и вдохновенное кино. Смесь каких-то полярных явлений — манерная, произносящая монологи о смерти Литвинова и естественные в своей природной грации лошади, странные, будничные «герои» и возвышенная музыка Бетховена.
Этим фильмом ознаменовалось мое знакомство с творчеством Муратовой. И я сдался.
Сначала поразила удивительная Рената, вслед за ней — очень одаренная Светлана Коленда (к сожалению, ныне уже покойная). А долгие «лошадиные» части под музыку 9-й Бетховена — это очень поэтично. И они замечательно оттеняют основных, не всегда адекватных персонажей.
Литвинова в фильме — этакая пампушка-вамп в сравнении с собой нынешней. И произносит сплошные крылатые фразы: «Не реагируйте! Тише, бедный», «Здесь нет любви», «Она была подратая, но довольная» и т. д. Чудесен также фотограф и сценка с его расчесыванием и фирменными муратовскими повторами («Блестяще! Блестяще!).
Фильм, который обязательно стоит посмотреть, если вы готовы к нему. Если вы не ждете от кино, чтобы все, как в жизни (хотя после Муратовой, попадая в социум, начинаешь понимать, что все «ее» — это разбросано горстями вокруг среди людей — все говорят, никто не слушает и многократно повторяет ни для кого). Если вы готовы именно насладиться.
10 из 10
29 августа 2009
«В раю животные говорили, значит, и думали, потому что говорить не думая — позднейшее нововведение людей». (с)
В далеком 1994 году, не примечательном ничем, кроме инаугурации Лукашенко и смерти Кобейна, Кира Муратова сделала поистине грандиозное открытие, явив миру паранойю ранней стадии соскока, имя которой — Рената Литвинова. Именно после «Увлечений» скучающая общественность приметила любопытную манерность сей шикарной женщины, комплект из красной помады, кровавого лака и перекиси водорода взбудоражил провинциальные сердца, а Галкин получил возможность заработать на свой кусок хлеба. И как же это было дальновидно! Одна из ключевых фигур русскоязычного авторского кино не промахнулась — Литвинову скушали вместе с ее потусторонними монологами, началось восхождение звезды во всех смыслах космической. Строго говоря, на этом, плюсы фильма и заканчиваются. «Кина не будет» (с).
Страшно подумать, но и на творчески темпераментную Киру Муратову находит меланхолия, легкая и светлая, как Балтика N1. Сюжетная фабула чиста и подозрительно напоминает глицерин — ее просто нет. Зато есть ипподром, а там веселая компания лошадей и людей. Бесподобный симбиоз, вне сомнений. Только как угораздило, а?
Люди болтают, болтают много и не по делу, и что еще хуже, даже монологи Литвиновой на удивление скучны. Лошади выглядят более глубокомысленно, и животные они, бесспорно, чарующие, хотя бы, потому что единственные, в кого можно вбивать гвозди, но пятиминутные эпизоды, действующими лицами которых являются только фыркающие непарнокопытные всех мастей, на великие свершения никак не вдохновляют. Одним словом, все смешалось в доме Облонских — кони, люди, Литвинова…
Надо сказать, на фоне отстраненной задумчивости Ренаты, все остальные персонажи выглядят поразительно адекватными, что само по себе странно, учитывая страсть Муратовой к чудакам. Даже упомянутая в синопсисе брюнетка Виолетта дальше определения немного странной и своеобразной особы не ушла, хоть и декламировала на протяжении всего фильма с экспрессией Гитлера в балетной пачке. Третий по значимости персонаж, парнишка жокей, больше всего напоминает дитя преступной любви Ослика Иа и Железного Дровосека: на первого похож, так сказать, общей харизмой, на второго — эмоциональностью и пластикой. Естественно, что в такой ситуации даже самый заядлый «конефоб» проникнется зоологическими настроениями, а не бесконечными людскими разговорами о лошадях же, кстати.
Все эти приключения лошадей и людей можно было сократить раза в три, как раз до короткой новеллы в духе одной из «Трех историй». Орудовать монтажными ножницами Муратова любит, но, видимо, дефицит был.
После «Астенического синдрома», «Среди серых камней» и других многослойных и в высшей степени бурлящих надрывом фильмов, от этой беспощадной женщины-режиссера никак не ожидаешь пустозвона. А в итоге, ощущения от фильма свелись к тривиальному обывательскому мракобесию — «всего-то!?».
4 из 10
29 сентября 2007
Самый спокойный и светлый фильм Киры Муратовой. Тем не менее, отчетливо ощущается ее фирменный стиль. Интересная операторская работа. Рената Литвинова проявляется как всегда — в своих монологах. Талантлива актриса, играющая Виолетту. И очень приятные пейзажные сцены.
21 января 2007