Мальбрук в поход собрался
Mambrú se fue a la guerra
6.4
1986, комедия, драма
Испания, 1 ч 39 мин
В ролях: Фернандо Фернан Гомес, Мария Аскерино, Нурия Галлардо, Карлос Кабезас, Франсиско Видаль
и другие
20 ноября 1975-го года наступил самый счастливый день в жизни доньи Флорентины – умер каудильо Франко. А это значило, что ее муж Эмильяно, почти сорок лет скрывавшийся в подвале семейного дома, может выйти на свободу. Но все оказывается не так просто. Ведь по документам Эмильяно давно нет в живых. Алкальд ничего и слышать не хочет о внезапно воскресшем республиканце – выборы на носу. Кюре тоже помогать отказывается, даже родная сестра забыла дона Эмильяно. И тогда зять предлагает идеальный вариант: сидел тесть сорок лет в подвале – пускай еще посидит. А самое страшное, против такого варианта не возражают ни дочь, ни даже любимая внучка. И только донья Флорентина категорически против. Но что может сделать пожилая женщина! Только в отчаянии смотреть, как одетый как на парад Эмильяно, подобно герою детской песенки Мальбруку, собирается в поход, в надежде заявить о своем существовании…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мальбрук в поход собрался

английское название:

Mambrú se fue a la guerra

год: 1986
страна:
Испания
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Хосе Луис Алькайне
композитор:
художник: Хулио Эстебан
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 мая 1986 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постер фильма «Мальбрук в поход собрался», 1986

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Мальбрук в поход собрался», 1986

Мальбрук жив!

Для испанского актера, режиссера и писателя Фернандо Фернан-Гомеса тема гражданской войны была очень болезненной. Трагедия, оставившая на теле его страны незаживающие долгие годы раны, не давала ему покоя, заставляла вновь и вновь мучительно искать ответ на риторические вопросы. Почему это произошло со страной? Как преодолеть разлом, произошедший с народом? Что делать с пропастью между поколениями, которую разверзли война и последовавшая за ней многолетняя диктатура? Но вопросы эти потому и называются риторическими, что ответа на них нет, и история повторяется снова и снова — не в Испании, так в России; не в России, так в Сирии; не в Сирии, так в Украине… Круговорот бесконечен. Люди никогда не прислушивались к пророкам и скоморохам. Куда охотнее они носили их на руках, чтобы потом сжечь на кострах.

Фернан-Гомеса, конечно, никто ни на чем сжигать не собирался. Наоборот, его фильмы и книги, посвященные испанской трагедии, получали премии, о них восторженно отзывалась критика, а сам он при жизни был включен в пантеон национальной славы. Вот только его страдание, вылившееся в пронзительные по своему человеческому звучанию фильмы, от этого меньше не становилось. «Мальбрук в поход собрался» и «Море и время» — это отчаянный призыв к примирению через годы и вместе с тем стремление ни в коем случае не забывать о происшедшем. Снятые одна за другой с перерывом в несколько лет, эти картины абсолютно разные жанрово и стилистически, но несут в себе одну и ту же непреходящую боль. Боль человека, юность которого пришлась на годы большого перелома. И знаменитое китайское проклятие: «Чтобы тебе жить в эпоху перемен!» — в полной мере сбылось в судьбе испанского актера.

Здесь речь пойдет о первом фильме этой своеобразной дилогии — трагикомедии «Мальбрук в поход собрался». Названная по первой строчке известной во всех европейских странах детской песенки, эта картина, наверное, не открывает ничего нового. История человека, вырванного из течения жизни необходимостью скрываться от преследования, а затем внезапно оказавшегося с «прекрасным новом миром» лицом к лицу, не нова. В испанском кино, например, еще при жизни Франко на эту тему снимал Альфонсо Унгриа. Правда, творчество этого режиссера находилось в глубоком андеграунде и широкой известности не получило, но фильм «Тайный человек» («El Hombre Oculto») с лентой Фернан-Гомеса имеет много общего. Но там, где Унгриа вынужден был применять эзопов язык, снимая свое кино во времена диктатуры (и все равно нарвался на цензурный запрет), Фернан-Гомес мог говорить прямо. А потому его фильм, конечно, гораздо более доступен для понимания широкой публикой и, соответственно, куда более известен. По крайней мере в своей стране.

История нового «Мальбрука» начинается в день смерти Франко. Известие об уходе из жизни каудильо становится для доньи Флорентины поводом для большого праздника. Этого дня она ждала без малого сорок лет. Теперь, с падением диктатуры, ее муж Эмильяно, наконец, сможет выйти на свободу из подвала, в котором он прятался с момента падения Республики. Однако, как нетрудно догадаться, изменившийся за прошедшие десятилетия мир не спешит распахивать свои объятия перед выходцем из прошлого. Тот ведь остался в 38-м, а жизнь стремительно унеслась вперед. Сохранившиеся идеалы старого воина Революции никого уже не интересуют — даже его верную жену. И только внук, кажется, готов поддержать деда в его смешном порыве к справедливости. Вот только справедливость эту, и даже революцию, юноша воспринимает совсем иначе.

Через три года, в «Море и времени», Фернан-Гомес вернется к этим же вопросам уже впрямую, не пряча их за притчевой иносказательностью и черным юмором. А пока он подает болезненную горькую правду в шутовской обертке. Приключения пытающегося заявить о своем существовании Эмильяно становятся парафразом сюжета той самой песенки, что дала название фильму. Он просто никому не нужен. Нет человека — нет проблемы. По документам старый республиканец давно мертв, и мертвый он удобен и алкальду, и приходскому священнику, и даже собственной сестре. Все они давно похоронили Эмильяно, и его возвращение из могилы ставит их в неудобное положение. Ведь помимо восстановления документов возникают еще и вопросы совести: неужели сорок лет они прожили неправильно, не при той власти, не при тех законах, служа не тем идеям? А сейчас Мальбрук выйдет на крыльцо, достанет свой барабан и поведет их в светлое… Прошлое? А вот черта с два! По документам Эмильяно мертв? Вот пусть там и остается. Сидел сорок лет в своем подвале, пускай еще посидит.

И ведь не сказать, что они не правы. Они ведь жили своей устоявшейся жизнью, а теперь этот проклятый Франко взял и умер, и все собралось катиться в тартарары. По крайней мере, на взгляд обывателя. Вот и цепляется этот обыватель за привычное. Не хочется ему ни в прошлое, ни в будущее. Здесь и сейчас жить хочется. А у Эмильяно нет этого сейчас — у него только прошлое и, возможно, будущее. И у Фернан-Гомеса тоже — прошлое. Не дающее покоя, будоражащее сознание. Словно он сам эти сорок лет в подвале просидел.

Мальбрук из песенки — смешон и трагичен. Эмильяно тоже смешон и трагичен. Кажется, что он — настоящее alter ego Фернан-Гомеса. Но в какой-то момент все-таки создается впечатление, что в отличие от стихотворного героя, он сможет победить безжалостное время и вернуться, сделав наш мир чуточку лучше. Все-таки при всей схожести картины Фернан-Гомеса с лентами советских режиссеров времен перестройки, он снимал не пресловутую «чернуху». С болью в сердце, но он верил в лучшее… Просто предлагал не забывать о прошлом. И о людях из этого прошлого. Не важно — правы они были или нет.

4 марта 2016

Комедия Мальбрук в поход собрался появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Фернандо Фернан Гомес. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Фернандо Фернан Гомес, Мария Аскерино, Нурия Галлардо, Карлос Кабезас, Франсиско Видаль, Тони Валенто, Хосе Сегура, Мими Муньос, Рауль Фрайре, Хосе Мария Ресель, Рафаэль Конеса, Антонио Чаморро, Бруно Велья, Хосе Луис Агирр, Анхела Росаль.

Страна производства - Испания.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.