Чужая Белая и Рябой
7.2
6.9
1986, драма
СССР, 1 ч 39 мин
16+

В ролях: Вячеслав Илющенко, Султан Бапов, Людмила Савельева, Илья Иванов, Борис Олехнович
и другие
Маленький городок в западном Казахстане. Голуби - одна из самых ярких примет послевоенного счастливого детства. Однажды появилась над городом прекрасная белая голубка.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чужая Белая и Рябой

год: 1986
страна:
СССР
сценарий:
видеооператор: Юрий Клименко
композитор:
художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 октября 1986 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Чужая Белая и Рябой», 1986

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Чужая Белая и Рябой», 1986

Достаточно традиционный фильм в виде воспоминаний о детстве, своего рода амаркорд, снятый, правда, на основе личных воспоминаний Сергея Александровича, а в виде экранизации повестей не особо известного автора. Мне в принципе этот жар, представленный во всех национальных кинематографиях, не очень импонирует, больно много в нем предсказуемых схем, смеси сентиментальности со становлением характера и проч.

Для Соловьева этот фильм во всех отношениях переходный — от трилогии про интеллигентных городских подростков с этическими исканиями к эксцентриаде перестроечных лент. В «Чужой» появились незабываемый Илья Иванов и Александр Баширов, которые украсят последующую трилогию, а здесь лишь примеривались к позднейшим фарсовым образам. Мальчик в главной роли не обладает запоминающейся фактурой, столь необходимой при постановке амаркордов с акцентом на взросление ребенка. Редкий у Соловьева Лауцявичюс и без того похож внешне на Михаила Ульянова, а в этом фильме и играет в манере последнего. Образ брошенной актрисы, исполненный Савельевой, мог быть более ярким и насыщенным нюансами деталей.

Мне из фильма запомнились лишь несколько по-настоящему понравившихся сцен: в бильярдной, игры казахского мальчика на фортепьяно, попытки похищения голубя при отвлекающем маневре. Это все.

Скромная Татьяна Люсьеновна утверждала, что лучший фильм Соловьев снял без ее участия — именно «Чужая белая и рябой». Не согласен категорически.

6 из 10

12 декабря 2012

Paloma blanca

Первые послевоенные годы. Выцветшая, безрадостная осень сорок шестого. Маленький, полуразрушенный провинциальный городок в западном Казахстане. Закадровый голос приступает к повествованию…

Так начинается фильм Сергея Соловьева, снятый по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова». Главный герой — маленький мальчик по имени Иван, на годы эвакуации, попавший в другой для себя мир, в совсем не детские отношения взрослых людей. Ваня самозабвенно увлечен разведением голубей. Эту страсть разделяют многие жители городка. А когда в небе появляется одинокая ангельски белая голубка, словно сошедшая с полотен Пикассо, то желание приобщить её к своей голубятне становится смыслом жизни и предметом вожделения.

С первых кадров зритель абсолютно уверен, что смотрит черно-белое кино, в котором только этими цветами окрашен быт героев и их взаимоотношения между собой. Здесь всё: добро и зло, дружба и вражда, чужая жестокость и желание самоутвердиться, пусть даже самой высокой ценой — ценой собственной жизни. Не раскрашивает окружающую действительность и желанная цель: белоснежная голубка должна составить пару Рябому, а значит черно-белому, голубю. В этой радости и гордости будущего обладания птицей Ваня всерьез начинает верить, что общее увлечение способно уравнять его, простого чумазого мальчишку, поседевшего после смерти матери, и видавших виды мошенников в их общей страсти к голубям. Одурманенный этой затеей подросток, просто не в состоянии понять, что желанная голубка лишь увеличит примесь белого цвета в его монохромной жизни, а зацикленность на одной идее, чаще всего, лишает человека всех прочих радостей бытия.

Фильм логически разделен на три главы: «Отец», «Белая» и «Мартыново логово», каждая из которых всё больше и больше нагнетает и без того напряженный сюжет. В первой главе автор знакомит нас с папой Ивана, в прошлом художником — портретистом, а ныне школьным военруком. Не смотря на тяжелое увечье, полученное на войне, он нисколько не вызывает чувства жалости, скорее наоборот, вселяет безграничное уважение мужеством, с которым несет свой крест. Несмотря на всю суровость, сухость и педантичность, отец принимает Ванино увлечение голубями, в то же время пытаясь показать сыну другую жизнь, полную ярких красок.

- «Единственное, что у нас нельзя отнять, так это право быть порядочными людьми!»

Меж тем календарь продолжает отсчитывать послевоенные дни — дни счастья. И эти счастливые моменты, по задумке режиссера, окрашены цветом. Впервые цвет появляется в крохотной комнатке учителя музыки, когда подросток, друг Вани, под аккомпанемент дождя играет на рояле серьезное классическое произведение. А вокруг действительно счастье и цветная жизнь: танцы под духовой оркестр, нарядные барышни и поцелуи в кустах, даже биллиардная изображена в цвете, хотя люди там гадкие, черные… Шайка. Но как у каждого свое понимание счастья, так и у каждого свое восприятие цвета. Совершенно не вписывается в послевоенное «благополучие» судьба хрупкой возвышенной женщины, в прошлом актрисы, оставшейся без привычной ей театральной жизни. Общение с ней могло бы раскрасить бренное существование и отца, и сына в иные эмоциональные оттенки. Но отец, застрявший в унылой цветовой гамме, боится стать для неё опорой, Иван же в силу возраста и одержимости своей идеей, не успевает приобщиться к её жизненным ценностям.

Кульминация фильма шокирует. Создается ощущение безысходности. Жизнь, как обшарпанная душевая, в которой обнаженные отец — инвалид и подрастающий сын стоят плечом к плечу без веры в светлое будущее. Для них нет счастья в послевоенной стране, как и нет надежды у бедной, растерявшейся в этой жизни актрисы. Всё, что осталось от довоенного благополучия и роскоши, «уместилось» теперь в старинном лорнете, акварелях и дорогой, не по времени, шубе, которую придется продать, чтобы жить…

Картина была отмечена особым призом жюри международного Венецианского кинофестиваля и демонстрировалась в Европе под названием «Дикий голубь». К сожалению в бывшей нашей стране большого резонанса она не возымела, то ли из-за того, что снималась на киностудии «Казахфильм», то ли по иным политическим соображениям. Несмотря ни на что, события фильма актуальны и по сей день, благодаря глубокому философскому смыслу, откровенной пронзительности чувств, прекрасной игре актеров и очень выразительной операторской работе.

6 июня 2012

Драма Чужая Белая и Рябой появился на телеэкранах в далеком 1986 году. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вячеслав Илющенко, Султан Бапов, Людмила Савельева, Илья Иванов, Борис Олехнович, Борис Ряховский, Аркадий Высоцкий, Андрей Филозов, Сергей Бодров, Герман Шорр, Талгат Теменов, Бигульсин Кудабаева, Вячеслав Кучанов, Михаил Левченко, Сергей Мильденбергер.

Страна производства - СССР. Чужая Белая и Рябой — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.