Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Атака |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Николаев |
сценаристы: | Василий Соловьев, Владимир Возовиков |
видеооператор: | Вячеслав Звонилкин |
композитор: | Алексей Николаев |
художник: | Евгений Галей |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 июня 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Предисловие:
Не помню, когда я увидел этот фильм в первый раз. Но второй раз я посмотрел его в армии в 2016 году. Был командирский день и его смотрел командир роты с одним из командиров взводов в канцелярии после отбоя. Я сменился с наряда и когда мимо проходил командир взвода я спросил, не «Атаку» ли они смотрят. Старший лейтенант очень удивился, что молодежь (в моем лице) знает такие фильмы и пригласил меня присоединиться. Служба у нас была строгая и напряженная, наша рота заступала в ответственный караул и нас миновали всякие культурные мероприятия. Тем с большим вниманием я отнесся к этому просмотру. Есть что-то очень особенное в том, чтобы смотреть фильм про армию в армии. Вокруг тебя все так, как на экране, и в тоже время совсем по другому. Фильм прекрасно дополняли воспоминания самих офицеров, и что показательно, они вспоминали только хорошие и возвышенные вещи, без пошлости.
«Лучшие годы своей жизни вы решили прожить как можно бессмысленнее!»
Этот фильм почему-то мало известен, хотя всем кому я его показывал, он «зашел».
Для меня это фильм о любви к делу которым занимаешься, а ещё об ответственности и смелости. В армии очень трудно идти против командиров, а офицеру это делать ещё труднее.
Сюжетная часть:
В целом повествование держит зрителя хорошо. Л-т Ермаков мне мне не до конца понятен. Извинения перед сержантом, в моменте с полевой кухней смотрятся очень искусственно. Нарочито выглядят размышления вслух на тему «молодежь и армия», наверное можно было тоньше. Первый просмотр трудновато было воспринимать концовку, как-будто фильм не досняли.
Техническая часть:
Хочется рекомендовать этот фильм тем, кому близка тематика танков. Танковые сцены сняты хорошо. Интересно показана методика проведения крупных учений, работа посредников, тактика танковых подразделений. Показали даже имитацию применения ядерного оружия. К минусам можно отнести сцену с разгромом ГПЗ. Часть боя показана не через триплексы танков, а с вертолета, но яснее не становится. Потом л-т Ермаков объясняет свою тактическую задумку, но от сцены танкового боя мне хотелось бы больше (не «голливуда», а напряжения).
Послесловие:
Этот фильм очень сильно на меня повлиял. К концу службы меня назначили командиром отделения молодого пополнения. И я постарался зажечь их, также как это произошло в фильме. В жизни это оказалось труднее, но отчасти удалось.
P.S. Жаль, что трудно найти фильм в хорошем качестве.
10 февраля 2021
Когда на съёмочной площадке встречаются два увлечённых своим делом человека, рождается НАСТОЯЩЕЕ кино. Режиссёр Игорь Иосифович Николаев представитель старшего поколения, «переломившего» хребет «гадине», мечтавшей о «Тысячелетнем Рейхе». Сценарист — советский военный журналист, поэт и прозаик — Владимир Степанович Возовиков не воевал, но, намереваясь связать свою жизнь с армией, закончил танковое училище. В 1978 году В. С. Возовиков в звании подполковника уволился в запас и с этого времени полностью посвятил себя литературе. Именно в это время он написал повесть «Сын своего отца», которая легла в основу сценария фильма «Атака». Фильма, примечательного во многих отношениях. В 1985 году начались масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР — перестройка. Кинематограф тут же откликнулся на призыв, и на экраны выходят качественные фильмы, глубинный смысл которых — в искреннем желании исправить накопившиеся экономические и политические ошибки. К сожалению, подобных фильмов немного, потому что лить грязь на историю страны, и скулить, что «всё так плохо» всегда легче, чем предложить хоть каккую-то возможность улучшить ситуацию.
Главный, и действительно краеугольный персонаж в фильме, вне всяких сомнений, — это лейтенант Тимофей Ермаков (Тимоня), которого просто блистательно сыграл Сергей Чекан. Вокруг фигуры недавнего выпускника танкового училища лейтенанта Ермакова вращается в картине всё и вся, начиная от танков и заканчивая высшим генералитетом. Юношеский максимализм потомственного военного сталкивается с реальной жизнью линейного танкового полка, заставляя Тимоню совершать поступки, за которые приходится расплачиваться другим. В фильме всего один эпизод посвящён войне в Афганистане, которую СССР ведёт вот уже 7 лет («Герат-дыра, Кабул — всё же город. Сенька Монахов на мине подорвался…»), но именно этот эпизод оправдывает поведение молодого лейтенанта, ведь ТАМ — совсем не учения, ТАМ — и танки и танкисты горят по-настоящему. Желание Ермакова использовать в обучении личного состава взвода реалии боевых действий, а не шаблоны нормативов на полигонах и стрельбищах, наталкивается на непонимание командиров и начальников. Тимоня говорит о себе: «Застенчивый, мягкий, справедливый человек. Я нужен армии!» Но другие считают иначе: «Заносчивый и самоуверенный лейтенантишка с задатками наглеца» (Аннагуль).
Ермаков «порядочный и правдивый» поэтому без самокопания признаётся в своих недостатках: «Всё время бегу впереди себя!» Однако именно эта способность молодого лейтенанта «бежать впереди лошади» в самый ответственный момент широкомасаштабных учений спасает его дивизию. В хорошем фильме о войне или военных, обязательно должна присутствовать линия взаимоотношения он-она. Здесь она тоже имеется, к тому же поданная очень корректно по отношению к героине Дилором Игамбердыевой — Аннагуль, потерявшей недавно мужа. Взаимоотношения Ермакова со старшим лейтенантом Игорем Линёвым (Александр Новиков) крайне интересны от самой первой их встречи («Знаешь девиз химиков? Куда дым — туда и ветер!») и до финала, когда Линёв предстаёт настоящим приспособленцем, ведь для таких людей главное не высовываться — тогда и отвечать не придётся. А Ермаков ответственности не боится. Именно по этой причине он отказался от протекции влиятельного отца и отправился служить в Каракумы.
В фильме присутствуют ещё несколько моментов, которые хотелось бы отметить. Произнесённые матерью главного героя слова: «Не унижай солдат, ведь они — кругом зависимые люди…» дорогого стоят. Чуть позже кино буквально захлестнёт волна чернухи о дедовщине в рядах Советской армии. Но это будет потом, а пока создатели фильма хотят этими словами достучаться до ушей тех, от кого может зависеть исправление ситуации. В картине есть хороший эпизод, когда офицеры со своими жёнами сидят в комнате и… нет, они не пьют водку и не развратничают (что скоро тоже станет модным в фильмах о «тихих гарнизонах»), они поют песню со словами «Напишу через час после боя, а сейчас не могу не проси. Нас осталось в живых только двое — скоро пуля догонит в степи…» По тем временам — откровенное «вольнодумство», ведь это переделанная строчка из «белогвардейской» песни «Последняя осень» (автор Юрий Борисов) впервые прозвучавшей в кинофильме «Таинственный монах» (1968). Но там её пели «враги революции», а здесь — «броня» нашей армии: «Мы у господа Бога поблажки не просим: только пыль да копыта, да пуля вдогон. И кресты вышивает последняя осень по истёртому золоту наших погон…»
Всё возвращается на круги своя. Лет 20 назад было невозможно помыслить, чтобы в расположении частей находились православные храмы. Сейчас этим никого не удивишь, и это правильно — мы должны беречь военные традиции российской армии, к какому бы периоду они не относились. По этой же причине нужно не забывать картины, подобные «Атаке» с её верой в молодое пополнение, от которого зависит, какой будет наша армия завтра.
21 декабря 2016