Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Под огнем |
английское название: |
Under Fire |
год: | 1983 |
страны: |
США,
Мексика
|
слоган: | «This wasn't their war but it was their story...and they wouldn't let it go!» |
режиссер: | Роджер Споттисвуд |
сценаристы: | Рон Шелтон, Клэй Фроман |
продюсеры: | Джонатан Т. Тэплин, Анна Рот, Эдвард Титс |
видеооператор: | Джон Олкотт |
композитор: | Джерри Голдсмит |
художники: | Агустин Итуарте, Тоби Карр Рафелсон, Синтия Бейлс, Энрике Эстевес |
монтаж: | Марк Конте |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 9500000 |
Сборы в США: | $5 696 391 |
Мировые сборы: | $5 696 391 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 июля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
1980-е годы подарили нам несколько прекрасных разоблачительных политических триллеров, рассказывающих о различных военных переворотах в странах третьего мира («Пропавший без вести», «Под огнём», «Поля смерти», «Сальвадор»). Интересно, что спустя почти 40 лет, эти картины не потеряли своей актуальности, как в кинематографическом плане, так и в плане социального звучания. Любопытно и другое, что фильм Роджера Споттисвуда (начинавшего свою карьеру монтажером у Сэма Пекинпа на великолепных «Соломенных псах») «Под огнём» демонстрировался в отечественном кинопрокате и его и сейчас можно посмотреть в дубляже тех лет. Безусловно, эта военная драма привлекала своей социалистической и революционной направленностью, где народно-освободительное движение в Никарагуа пыталось свергнуть режим диктатора Антонио Самосы, подкармливаемого капиталистическим западом.
Но это отнюдь не контрпропагандистская кинолента, поскольку режиссер и сценаристы (Клэй Фроман, Рон Шелтон) стараясь показать военный переворот через объективную призму журналистского корпуса, присутствующего в Манагуа, столице этого небольшого центрально-американского государства, задаются вопросами ценности человеческой жизни. Ведь бегающие под пулями два американских фотографа, хоть и откровенно сочувствуют повстанцам и переживают за их жизни (особенно узнав, что их фотографии с лидерами движения попали в руки головорезов правящего режима), по-настоящему пускают слезу лишь только после смерти своего друга — репортера американца. Поразительно, конечно, и то, что затрагиваемая в фильме тема журналисткой беспристрастности сейчас остра как никогда. Информационная война происходит повсеместно, даже при освещении любых тривиальных событий, не говоря уже о каких-либо более важных вопросах.
Стоит отметить и прекрасный актерский состав (Ник Нолти, Джин Хэкмен, Джоанна Кэссиди, Эд Харрис, Жан-Луи Трентиньян), каждый из которого благодаря своему таланту способен передать весь спектр эмоций человека оказавшегося в реалиях городской войны. Будь то репортер, наемник или шпион. А еще оператора картины Джона Олкотта, снимавшего кубриковские шедевры: «Заводной апельсин», «Барри Линдон» (за него он получил Оскар) и «Сияние». В его объективе (иногда замирающим и делающим черно-белые снимки) все происходящее кажется чуть ли не кинохроникой, пусть и слегка приукрашенной. Благодаря чему «Под огнём» одновременно предстает как немного романтизированная лента о журналистах в «горячих точках», так и вполне реальная, страшная и глубокая картина, после просмотра которой, появляется много пищи для размышлений.
10 июля 2020
Латинская Америка, в 70—80-е годы объятая пламенем революций, не раз становилась объектом пристального внимания кинорежиссеров. «Пропавший без вести», «Сальвадор», «Война одного человека» — во всех этих фильмах главным героями становились простые люди: фотографы, врачи, журналисты, познавшие ужасы гражданских войн на себе. «Под огнем» Роджера Споттисвуда не становится исключением из правил, освещая революцию, происходившую в Никарагуа, глазами военного журналиста Рассела Прайса. Приехав в мирную тихую страну, тот постепенно начинает чувствовать и видеть вспыхивающие тут и там огоньки освободительного движения, носящие до поры мирный характер, однако ожидающие то самой пресловутой искры, от которой должно разгореться пламя.
Исторический массив, на котором зиждется история картины, давал режиссеру множество возможностей для самовыражения, и тот пошел по пути наименьшего сопротивления, сняв фильм, который с гораздо большей уверенностью можно отнести к приключенческому жанру, нежели к военной драме. Ощущение того, что на экране происходит не война, а «войнушка», не могут перекрыть даже иногда стремглав мелькающие кровавые сцены, стыдливой выпускницей Института благородных девиц мнущиеся в стороне, тщательно прикрываемые строгим воспитателем-оператором, находящимся по ту сторону камеры. Персонажи шаблонны по своей сути, поэтому ожидать от них каких-то вселенских откровений не стоит. Если военный журналист, то это голубоглазый блондин Ник Нолти, за которым на всем протяжении фильма зритель не заметит ни единого недостатка и мельчайшего грешка, бесстрашный Рыцарь без страха и упрека с Никоном на шее; если американский наемник, то Эд Харрис с бездонными глазами цвета голубой стали, без всяких причин убивающий повстанцев в спину, где-то за кадром кушающий сердца розовощеких херувимов на завтрак, ради развлечения одиночку приводящий расстрельные приговоры толпам повстанцев, соединяя в себе все черты среднестатистического кинонаемника; и почти все персонажи слеплены по известным лекалам военных фильмов. Поэтому если судить о фильме как о приключенческом зрелище, то шаблонность эта вполне себе приемлема и с лихвой компенсируется общей динамичностью действия, однако если пытаться относить фильм к серьезной военной драме, то сразу возникает множество вопросов и недомолвок, на которые ответов режиссер и не дает.
Темы, поднимаемые в фильме, не чужды сердцу зрителя — тут и героическая самоотверженность, и любовь, дружба, цена ошибки и рокового действия во время революции, смерть, храбрость. Соединяя в одно целое и войну, и любовные треугольники, и дружбу, режиссер порой забывает о том, что же является приоритетом в конкретном эпизоде, срываясь в бессвязное размахивание белыми флагами. К счастью таких моментов в фильме немного, что позволяет без ощущения дискомфорта досмотреть его до финальных титров. Чаша симпатии Роджера Споттисвуда на протяжении фильма довольно явно находится на стороне сандинистов-революционеров, представляя их той движущей силой, той доминантой, способной очистить и обновить загнивающий общественный строй. Роль США, всячески поддерживавшего диктаторский режим «своего сукина сына» Анастасио Сомосы уничтожившего огромное количество жителей своей страны, хоть и упоминается мельком, но не становится одной из центральных тем, как у того же Оливера Стоуна в «Сальвадоре», снижая глубину возможного воздействия на умы зрителей.
Повествование фильма ведется довольно плавно, под прекрасную музыку Джерри Годсмита проводя зрителя к наиболее логичному финалу всей этой истории. А может ли он быть несчастливым, коли та самая революция победила, а кровавый диктатор, вместо привычного сбрасывания политических конкурентов в жерла вулканов и геноцида своего народа, убежал в Парагвай, где получил свой приговор в виде нескольких автоматных очередей в голову от революционно настроенных бойцов. Конечно, нет.
«Под огнем» — это довольно крепкий приключенческий фильм с хорошими актерскими работами, качественно поставленными батальными сценами и довольно простой сюжетной линией, которая, несмотря на простоту, вряд ли даст заскучать.
6 из 10
9 октября 2012