Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Йентл |
английское название: |
Yentl |
год: | 1983 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «In a time when the world of study belonged only to men, there lived a girl who dared to ask why?» |
режиссер: | Барбра Стрейзанд |
сценаристы: | Барбра Стрейзанд, Джек Розенталь, Исаак Башевис-Зингер |
продюсеры: | Барбра Стрейзанд, Ларри ДеВээй, Расти Леморанде |
видеооператор: | Дэвид Уоткин |
композитор: | Мишель Легран |
художники: | Рой Уокер, Лесли Томкинс, Джуди Муркрофт, Тесса Дейвис |
монтаж: | Терри Роулингс |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 12000000 |
Сборы в США: | $40 218 899 |
Мировые сборы: | $40 218 899 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 ноября 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 2 ч 13 мин |
Оценивая мюзикл всегда приходится учитывать больше параметров, чем при оценке обычного фильма.
Когда же в мюзикле режиссер, исполнитель главной роли и исполнитель саундтрека — одно лицо и это Барбара Стрейзанд, то задача становится невероятно трудной.
Учитывая, что фильм номинировался на «Оскар» и «Золотую малину» одновременно, при этом по одинаковым параметрам (лучший/худший саундтрек, лучшая/ худшая женская роль второго плана), то проблема в критериях оценки стояла остро и в момент выхода фильма.
Поэтому попробую оценить фильм по параметрам Б. Стрейзанд.
Режиссер: плохой выбор исполнителя/исполнительницы главной мужской роли. Ну невозможно на мой взгляд воспринять Б. Стрейзанд как мальчика… Отличный выбор исполнителя саундтрека. Хороший выбор актера на настоящую мужскую роль (М. Пэтинкин). По игре Эми Ирвинг (лучшая/худшая роль второго плана) у меня сложилось мнение, что ну уж слишком она хороша собой для той роли, которая ей предназначена в фильме и это создавало определенный дисбаланс, особенно в диалогах с героем/героиней Б. Стрейзанд. Костюмы — нет вопросов, декорации — всего лишь фон для раскрытия сюжета, на сегодняшний день не идеальны, но в 1983-м смотрелись (судя по номинации на «Оскар») прилично.
Итого режиссеру — 6.
Исполнитель (исполнительница) главной роли: звучит глупо, но раз уж режиссер тебя выбрал на главную роль… Актриса очень старалась и делала все возможное, чтобы зритель верил ей, что она мужчина, но как говорил Станиславский…
5 из 10
Исполнение вокальных композиций: 10 из 10
Вот и получается оценка: (6+5+10)/3 = 7
По итогу фильм рекомендуется к просмотру в первую очередь поклонникам Б. Стрейзанд
7 из 10
18 мая 2017
После долгого перерыва, связанного с моим переездом на новое место учёбы, я наконец-то возвращаюсь к продолжению изучения фильмографии Барбры Стрейзанд. Итак, следующий фильм в программе изучения — музыкальная мелодрама 1983 года «Йентл».
После провала в 1981 году посредственной комедии «Всю ночь напролёт», Барбра Стрейзанд решила частично ограничить свою кинокарьеру и стала более тщательно подбирать материал для своих фильмов.
Идею экранизации рассказа Ицхака Башевиса Зингера «Ентл-ешиботник» (позднее переработанную в пьесу, с успехом шедшую на Бродвее в 1975 году) Стрейзанд вынашивала 15 лет, прежде чем вышел сам фильм.
Но помня о неудаче своего последнего фильма, она решила взять дело в свои руки. Так что, в «Йентл» Барбра выступает, как актриса в ведущей роли, исполнительница всех песен фильма, режиссер, один из авторов сценария и продюсер. И надо сказать, со всеми этими задачами она справилась весьма достойно.
Сюжет фильма следующий: Действие происходит в Польше, начале XX века. Йентл — простая еврейская девушка из польской деревни. Отец всегда воспитывал её не так, как другие родители, обучая её талмуду, чему обычно обучали только мужчин.
Но однажды отец умирает, и Йентл, не желая, чтобы её судьба сложилась также, как у многих девушек в её деревне — замужество, хозяйство, дети — и ничего больше, решает изменить свою жизнь и переодевшись в мужской костюм, поступает учиться в религиозную академию, где изучает талмуд.
Там она знакомится с юношей по имени Авигдор, который становится её наставником. Они сразу становятся большими друзьями. Но вскоре Йентл понимает, что влюбляется в него. Но Авигдор помолвлен с Хадасс, девушкой из весьма почтенной семьи.
Ситуация осложняется тем, что помолвка вскоре расстраивается. А родители Хадасс тут же начинают намечать новых кандидатов ей в женихи, и, поскольку они ничего не знают про Йентл, они намечают в женихи её. После долгих уговоров Авигдора она вынуждена уступить, но сколько ещё может продолжаться эта ложь?
Сюжет фильма не столь оригинален, как может показаться. Тема о женском равноправии в кино до этого звучала уже не редко, хотя, в основном, преподносилась в музыкально-комедийной форме («Весьма современная Милли», «Скандальная мисс Пилгрим» или «Большие гонки»).
Тема с переодеванием женщины в мужчину и наоборот в мировом кино тоже не столь редкое явление. Судите сами: «В джазе только девушки», «Здравствуйте, я ваша тётя», «Виктор-Виктория», «Тутси», «Гусарская баллада» и так далее — все эти фильмы используют те элементы, которые мы видим и в этом фильме.
Однако, все вышеназванные картины как правило не выходят за рамки таких жанров, как романтическая комедия или мюзикл (нередко совмещая и то, и другое). Здесь без романтики тоже не обходится, но Стрейзанд ясно показывает, что у таких историй не всегда возможен хэппи-энд, хотя финал фильма всё оптимистичен, правда без некоторой агиточности в финале всё же не обошлось — кто смотрел — поймёт, о чём я.
Если говорить о сценарии картины, то он весьма неплохо проработан. Конечно, он подстроен под Барбру Стрейзанд и её таланты, но сценарий всё же удачен. Сюжет фильма имеет некоторую провокационность, но история рассказана так, что нетрадиционно-ориентированные намёки, равно как и феминистские, не акцентируются слишком ярко, что позволяет говорить о хорошей режиссуре.
Из актёров фильма выделяются только трое. Барбра Стрейзанд, разумеется, ведёт весь фильм, и, надо сказать, делает великолепную актёрскую работу, точно прочуствовав характер своей героини. В мужском костюме она также убедительна. Поёт Барбра, как всегда, прекрасно. Можно смело говорить, что этой ролью она реабилитировала себя, как актриса, после неудачи с фильмом «Всю ночь напролет» (1981).
Мэнди Пэтинкин, знакомый мне по забавной киносказке «Принцесса-невеста» (1987), со своей ролью справился весьма неплохо, сумев не потеряться на фоне Стрейзанд, хотя здесь я его узнала без особого труда, несмотря на его бороду.
Эми Ирвинг исполняет в этом фильме роль Хадасс, девушки, из-за который у двух главных героев фильма столько неприятностей. За свою роль в этом фильме её номинировали на «Оскар», как лучшую актрису второго плана. Если честно, я совсем не поняла, за что она заслужила столь высокую номинацию.
Да, девушка она, безусловно, красивая (по крайней мере, была 30 лет назад), но сказать, что она настолько хорошо сыграла (тем более на «Оскар»), я не могу. Средняя актёрская работа, даже ниже среднего. Рядом с Барброй Стрейзанд (которая намного больше заслуживала номинации на «Оскар») актриса смотрелась слишком деревянной.
Кстати, на «Золотую малину» её номинировали во второй раз (она уже выигрывала этот приз в 1980 году) также за этот фильм — это был явный ответ Американской киноакадемии, и, как мне представляется, ответ не такой уж и несправедливый.
Саундтрек фильма заслуживает отдельного внимания. Музыку к фильму написал Мишель Легран, обессмертивший своё имя авторством музыки к фильму «Шербургские зонтики» (1964). Его музыка справедливо была номинирована на «Оскар».
Музыка в фильме выглядит в какой-то степени одинаковой, но она очень подошла к фильму. Лично моей любимой песней из фильма, как и из творчества Стрейзанд в целом, является баллада «The Way He Makes Me Feel», хотя другие песни тоже хороши.
Подводя итоги, хочу заметить, что дебют Барбры в кино, как режиссёра, удался, за что актрису заслуженно наградили премией «Золотой глобус». Несмотря на то, что фильм не обладает слишком оригинальным сюжетом и использует уже весьма привычные для того времени приемы и клише, о которых я писала выше, фильм не становится балаганной комедией, как можно было бы ожидать, что уже неожиданно.
Стрейзанд демонстрирует в фильме очень высокий уровень режиссуры и актёрской игры, музыкальное сопровождение к фильму великолепно, снято всё очень естественно и натурально. Рекомендовать фильм для просмотра можно как любителям жанра, так и поклонникам актёров, снимающихся в фильме. Спасибо за внимание!
8 из 10
28 сентября 2014
Я не способна подняться с утра по будильнику без посторонней помощи. Любой, кто когда-либо оказывал мне в этом содействие, называл мой подъем не пробуждением, а воскрешением. И все же я решилась на просмотр «Йентл» глубокой ночью, заочно сочтя кровопотери моей преданной паствы по утру оправданными, поскольку на чаше весов в обнимку восседали такие дорогие мне люди, как Барбра Стрейзанд и Менди Патинкин. Я очень давно являюсь страстной почитательницей творчества Барбры и все эти годы с удовольствием для себя отмечаю, что к чему бы Стрейзанд не прикладывала свою руку, выходит все на диво хорошо. Больше десяти лет сборники ее хитов и дуэтов царственно возлегают на моем музыкальном центре; любая замеченная краем глаза чужая протянутая рука к дискам с лентами «У зеркала два лица», «Повелитель приливов» и «Какими мы были» автоматически влечет за собой надрывный мой крик «Аккуратно!», а когда я решаюсь возвысить противный свой голос над шепотом и излить свои переживания в песне, пою я «What Kind Of Fool» и «Life Story».
В режиссерстве своем она подвержена распространенному заболеванию большинства актеров, посягнувших на руководство съемочным процессом — подобно Рэдфорду, Костнеру или Клуни в собственных проектах на главную роль Барбра приглашает себя (исключения составляют лишь Иствуд и Гибсон), — что едва ли продиктовано банальным самолюбованием. Обладательница нестандартной внешности с особой бережностью выбирает для себя щадящие ракурсы, что в свое время проделывал и стареющий Рэдфорд, используя мягкие линзы. Не думаю, что данное явление заслуживает снисходительной усмешки при том, что режиссируют они весьма талантливо. Особенно чудесен ее «Повелитель приливов». А «Йентл» был первым режиссерским ее опытом, который не без оснований похвалили двумя Золотыми глобусами — «лучший мюзикл» и «лучший режиссер».
От природы наделенную «овечьей» внешностью с длинным носом и специфической линией губ, Барбру можно было бы легко назвать непривлекательной, если бы не редкое обаяние, которое она переносит из одной своей картины в другую, исключительное сочетание женственности, юмора и мягкой самоиронии, которые, подобно волшебству, делают ее красивой. Глядя на нее с обожанием, я в ней не вижу недостатков. Я ее очень люблю. А Мэнди Патинкин в любом возрасте, кем он бы ни жил на экране — молодым Иниго Монтойа или пожилым Солом Беренсоном — рождает во мне бездну восхищений, стоит мне увидеть его даже мельком и с внушительного расстояния. Таких мужчин я отношу к категории «с разбегу на шею», независимо от их морщин и седин. Все дело в неуловимой магии голоса, взгляда, лукавой улыбки и жестов. А здесь, в «Йентл» он молод, безмерно красив, и даже исконно еврейские кудри, борода и национальные костюмы не могут его изуродовать.
«Йентл» — это мелодраматическая история опереточного покроя, повествующая об умной еврейской девочке, мечтающей избежать предначертанной ей женской доли, замужества, детей и обязанностей по хозяйству, поступить в университет и посвятить себя науке, что в начале 20 века среди жителей восточной Европы считалось прерогативой мужчин. Избавившись от кос, нацепив очки и переодевшись в мужское платье, она сбегает из родной деревни, поступает в привилегированное мужское учебное заведение и по всем законам жанра влюбляется в самого видного студента, своего наставника. И без того щекотливая ситуация усугубляется тем, кто предмет страсти помолвлен с местной красавицей и собирается жениться, а это значит, переодетой умничке стоит поспешить с признаниями о своем притворстве, но ситуация приобретает еще более ужасный оборот, когда помолвка разрывается, и потенциальным женихом становится сама героиня Стрейзанд…
Истории с переодеваниями и маскарадами, как правило, напрямую отсылают нас к комедийному жанру, намекая на кучу неловкостей, курьезов и смешных ситуаций, с которыми наверняка столкнется героиня, вынужденная изображать своего парня в компании бесцеремонных мужчин, при этом всячески стремясь избежать позорного разоблачения. Все это время зрители непроизвольно смеются, переполняемые не столько весельем, сколько закономерным смущением, ведь зрителям (особенно зрительницам) чрезвычайно легко представить себя в подобной ситуации при всей ее неправдоподобности. По правилам клише за чередой забавностей следует полная ассимиляция героини в мужском обществе, а после — традиционное снятие масок, на которое объект страсти первоначально реагирует гневом, легко переходящим в страстные объятия…
Где мы такие видели? В «Мулан», «Гусарской балладе», «Труффальдино из Бергамо», «Здравствуйте, я ваша тетя», и каждый раз мою радость от финального воссоединения героев подтачивало смутное сомнение — как это возможно, чтобы здоровый гетеросексуальный мужчина молниеносно влюбился в женщину, которую еще минуту назад считал мальчиком? Либо в нем сидели зачатки скрытого гомосексуализма, и он еще до стыдливо-слезной фразы «я — женщина» испытывал нехорошее притяжение к своему тщедушному безусому другу, либо влюбленность зародилось, как гром среди ясного неба, сразу после этих слов, и никаких психологических проблем с идентификацией партнера «кувырок» не вызвал. В общем, задумываться над подобной ерундой — душить своими же руками удовольствие от фильма, а мне его душить совсем не хочется. И хотя я многого не получила от режиссерского дебюта Барбары Стрейзанд — ни романтической сцены в финале, ни внятной взаимности в адрес главной героини, — я осталась довольна просмотром. Смесью радости и грусти, нежности и скорби.
Этот скромный костюмный фильм без всякого пафоса и претенциозности выполнил свое предназначение — повеселил меня, порадовал чудесными песнями, предоставил возможность поволноваться за Барбру, полюбоваться на Мэнди Патинкина и в который раз полностью отождествить себя с женщиной, которую играет Стрейзанд. Чудесной женщиной, чьи внешние и душевные качества долго остаются недооцененными «невнимательным» возлюбленным, которому к концу истории, само собой, предстоит прозреть и преклонить колени.
26 января 2012