Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Воскресная ночь |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Туров |
сценарий: | Александр Петрашкевич |
видеооператор: | Дмитрий Зайцев |
композитор: | Олег Янченко |
художник: | Владимир Дементьев |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 сентября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Справка 1: Очередная (4-я по счёту) антиалкогольная кампания началась в 1972 году. 16 мая было опубликовано Постановление N 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких алкогольных напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°. Время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов. Были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно. Из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Лозунг кампании: «Пьянству — бой!»
Справка 2: К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня в истории страны. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в эпоху Сталина, достигло отметки в 10,5 л зарегистрированного алкоголя, а с учётом подпольного самогоноварения могло превышать 14 л. По оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90—110 бутылкам водки в год на каждого взрослого мужчину, исключая небольшое количество трезвенников (собственно водка составляла около 1/3 этого объёма. Остальной алкоголь употреблялся в форме самогона, вин и пива).
Справка 3: В древней Спарте периодически один из выборных чиновников должен был напиваться вдрызг и выходить на улицу. Власти считали, что вид шатающегося по улицам города пьяного, должен наглядно демонстрировать молодым людям всю низость пьянства. Китайский император Ву Венг, правивший в XIII веке до нашей эры в 1220 году издал эдикт, по которому все лица, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни. В древней Индии злоупотребление алкоголем не приветствовалось среди всех каст. Тем, кто был замечен в этой пагубной привычке, заливали в рот расплавленное серебро, свинец или медь. Первый российский император Петр Великий в 1714 году велел всем алкоголикам выдавать медаль за пьянство. Вес награды составлять 7 килограммов, так что любителям выпить носить её было совсем нелегко.
Снять такое кино — значит, вызвать огонь на себя. Так было в год премьеры, точно так же обстоит дело и сегодня. Фильм смотрят зрители разных возрастов, разных социальных слоёв, разного отношения к показанной на экране проблеме. Именно это является главным при оценке работы Виктора Турова. Кто не сталкивался с запойными родителями или близкими, тот мало что поймёт в фильме. Ну, говорят партийные работники о проблеме пьянства. Ну, приводят какие-то там цифры. Ну, цитируют гневные высказывания великих людей о позорном явлении. И что с того? Всё равно ведь «пили, пьют и пить будут!» Разумеется будут, вот только если даже несколько человек после просмотра фильма задумаются, на что они тратят собственную жизнь — то создание фильма уже оправдано на 100%. Однако в фильме важна совсем не «разговорная часть» — поговорили и разойдутся. Здесь гораздо важнее чёрно-белые, как бы документальные, вставки, имеющие друг с другом тесную связь. Пьянство само по себе безобразное мерзкое и отвратительное явление, но если результатом пьянства становятся неполноценные дети, то это уже — преступление. Мир давно убедился, к каким тяжким последствиям ведёт алкоголизм. Недаром в Древнем Риме людям до тридцати лет запрещалось спиртное. И у нас на Руси в старину были на этот счет незыблемые обычаи. Ни одна чарка не подносилась за свадебным столом жениху и невесте. Понимали: уже в первую брачную ночь могла зародиться новая жизнь, значит, нельзя отравлять её хмельным. К сожалению, эта традиция забыта, и в результате безудержной тяги родителей к спиртному на свет появляется всё больше ущербных детей: водянка головного мозга, спинномозговая грыжа, слабоумие, эпилепсия, «волчья пасть», «заячье губа», глухонемота — трудно перечислить болезни, часто сопутствующие детям алкоголиков. Именно по этой причине всего несколько сцен, снятых в специальном интернате, с лихвой покрывают возможные недостатки картины. Но я их не нашёл, потому что видел, в какую унизительную скотину, в какого бешеного зверя может в одночасье превратиться пьяный человек…
P.S. Награды: 1977 год — ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль) — Приз за лучшую женскую роль (Людмила Зайцева). 1977 год — ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль) — Специальный диплом жюри за режиссуру (Виктор Туров)
28 февраля 2018