Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Семейные обстоятельства |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Мартынюк |
сценарий: | Альберт Лиханов |
видеооператор: | Феликс Кучар |
композитор: | Шандор Каллош |
художник: | Владимир Чернышев |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 декабря 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Детская психика слаба и неустойчива, особенно в том случае, если ребёнок растёт в тепличных условиях и мало что знает о «суровой правде жизни». Серёжа Воробьёв (Игнат Данильцев) — именно такой подросток. Отца своего не помнит, со слов матери считая, что он был лётчиком-испытателем и погиб при выполнении задания. Именно отсюда у него тяга к авиации — он увлекается авиамоделизмом. Когда в жизни его матери Анны Воробьёвой (Зинаида Славина) появляется человек, с которым она готова связать судьбу, Серёжа первоначально воспринимает его «в штыки», однако, видя, какую боль это причиняет матери, он сам идёт «на мировую» с Никодимом (Эдуард Марцевич). Начало картины обещает лёгкую лирическую повесть, но это не так. Жизнь — не идеально ровное шоссе, жизнь — это целина с ухабами и оврагами, где так легко оступиться и даже переломать ноги. Всё меняется в одночасье, и жизнь Серёжи мгновенно утрачивает привычные ориентиры. Не любой взрослый в состоянии «переварить» то количество лжи, которое грязным потоком обрушивается на подростка. Где уж тут устоять? Где уж тут удержаться за привычные семейные ценности?
В основе сюжета лежит повесть «Обман», входящая в трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970, повести «Чистые камушки», 1967, «Обман», 1973) советского, российского детского и юношеского писателя, общественного деятеля, президента Международной ассоциации детских фондов, председателя Российского детского фонда, директора Научно-исследовательского института детства Альберта Анатольевича Лиханова. Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Всё это в полной мере присутствует в картине Леонида Мартынюка, сумевшего крайне точно подобрать актёров на главные и второстепенные роли. Игнат Данельцов отлично дебютировал в картине Андрея Тарковского «Зеркало» (1974), и также хорошо справился с ролью Сергея — 15 -летнему подростку легко играть самого себя. Действительно, чистой, искренней, незамутнённой душе очень тяжело столкнуться с миром взрослых, который буквально пропитан ложью и обманом.
Множество мелких деталей, отлично проработанный задний план картины создают ощущение полного погружения в историю, а следовательно — в её правдивость. К сожалению, проза Лиханова — это не выдумка. Это реалии нашей жизни. Это сухой отчёт о том, что взрослые почему-то склонны забывать время, когда они тоже были детьми, и тоже страдали и от несправедливости, и от расхожего «подрастёшь — поймёшь». Что «подрастёшь» — истинная правда. А вот понять можно по-разному — в зависимости от того, кто из тех же взрослых окажется рядом. И вновь Сергею приходится обжечься при соприкосновении с «миром взрослых». Начало и конец фильма выглядят предельно контрастными: начало — чудесный светлый мир детства, в котором возможно всё, конец — мир взрослых, в котором всё перевёрнуто, скомкано и изломано, и в этом мире очень трудно верить в детскую мечту…
«Когда взошло твое лицо над жизнью скомканной моею, вначале понял я лишь то, как скудно все, что я имею. Но рощи, реки и моря оно особо осветило и в краски мира посвятило непосвященного меня. Я так боюсь, я так боюсь конца нежданного восхода, конца открытий, слез, восторга, но с этим страхом не борюсь…» («Когда взошло твоё лицо…» Евгений Евтушенко)
31 марта 2016