Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.6 |
IMDb | 4.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Империя муравьев |
английское название: |
Empire of the Ants |
год: | 1977 |
страна: |
США
|
слоган: | «See a Dynasty of ants terrorize Joan Collins» |
режиссер: | Берт А. Гордон |
сценаристы: | Герберт Джордж Уэллс, Джек Терли, Берт А. Гордон |
продюсеры: | Сэмюэл З. Аркофф, Берт А. Гордон |
видеооператор: | Реджинальд Х. Моррис |
композитор: | Дэна Капрофф |
художники: | Энтони С. Монтенаро, Чарльз Розен |
монтаж: | Майкл Лучиано |
жанры: | ужасы, фантастика, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 июля 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Берт Гордон, известный в киномире как Мистер Биг, был в свое время королем фильмов ужасов категории В. Свое прозвище режиссёр получил благодаря любви к съёмкам проектов с разными монстрами увеличенными с помощью кинопроекции. При чем отличительной чертой его фильмов являются плохо и очень топорно поставленные спецэффекты, словно мы смотрим старый фильм 30-х - 50-х годов. Если в его ранней 'Пище богов' мы видели как в трехлитровой банке топят крыс, то данном фильме очередным жертвами увеличения стали муравьи, лазающие по той же банке.
Фильм снят по фантастической рассказу Герберта Уэлса, как и 'Пища богов'. Хотя в обоих случаях авторы очень далеко отошли от оригиналов.
Итак, хитрая агент по недвижимости хочет продать земельные участки на берегу океана в месте забытом богом. Она со своими помощниками приводит территорию немного в порядок, делают вид, что она обжита, создают видимость коммуникаций. Все это делается в расчёте на богатых и невнимательных покупателей которых приглашают на бесплатную экскурсию для заключения сделки. Компания собирается весьма разношёрстая. Стерва, её помощник, капитан судна, неудачница, неверный муж и его глупая жена, богатенький мальчик, красивая девушка, парочка наглецов и пожилая пара аферистов любящих дармовое угощение. Но хитрой сделке мешают муравьи выросшие из-за токсических отходов до гигантских размеров. Явно не все туристы вернутся домой целыми и невредимыми.
Интересная особенность фильма, что в нем нет главного протагониста. Здесь нет также последней жертвы. Впервые такое вижу в подобных фильмах ужасов, было очень интересно и неожиданно. Актёрские работы очень хороши, все герои разные и надолго запоминаются. Это уже плюс.
Из актёрского ансамбля выделяется великолепная Джоан Коллинз. И хотя по сюжету она героиня второго плана, но именно она красуется на постере, идёт первой в титрах и является главной звездой фильма. Да и почти все самые напряжённые сцены достались её героине. Так же как и в последующей знаменитой 'Династии' она блестяще играет в этом фильме гламурную стерву. При чем очень интересна метаморфоза с её преображением от расчетливой аферистки до обычной напуганной, беззащитной женщины в нестандартных обстоятельствах. Отыгрывает актриса все блестяще, номинация на премию 'Сатурн' за этот фильм у неё заслуженная. Хотя о 'Империи муравьев' Джоан вспоминать не очень любит, говоря что это были самые напряжённые съёмки в её жизни. Она на ровне с другими актёрами без каскадеров переворачивалась в воду на лодке в реку с крокодилами, бегала по холодным джунглям, изображала борьбу с царапающими кожу муляжами муравьев. Для бывшей звезды кино роль в таком подозрительном фильме категории Б была шагом назад, но актриса умерила свое эго и безропотно выполняла все задачи режиссёра. В награду за мучения на съёмках она получила новый всплеск интереса к ней и любопытные предложения в будущем, как например её звёздная роль Алексис в 'Династии'.
Фильм интересен тем, что невозможно предугадать события. Первая половина проходит в джунглях, герои спасаются от кровожадных насекомых и казалось бы от туда нет выхода. Но вот, будучи в отчаянии они неожиданно оказываются в городе. Но неизвестно, где им будет безопаснее и как сложится у них дальше. Кино превращается из банального ужастика в антиутопию и на это очень интересно смотреть.
Фильм не затерялся во времени, его помнят и любят. Возможно благодаря ведущей актрисе ставшей впоследствии знаменитой, возможно благодаря тому, что очень мало хорроров о муравьях. Даже несмотря на убогие спецэффекты фильм интересен, мы многое узнаем о жизни насекомых. В том числе и кое-что неожиданное.
Также мне очень понравились наряды героев. Всё было подобрано к месту, интересна цветовая гамма одежды. Особенно запомнился зелёный костюм одной из дам, который приятно выглядел на фоне природы.
От просмотра только положительные эмоции.
9 из 10
Все-таки снимаю балл за спецэффекты.
25 июля 2023
Давние поклонники Sci-Fi знают, если фильм снимает Берт Гордон, то это значит будет что-то большое: Военнослужащий, женщина, оса или крысы. В этот раз Гордон решил увеличить муравьев и вышло не очень.
Группа граждан приплыла на экскурсию на некий остров, где планируется постройка элитного жилья. Граждане не знали, что на остров выбросило бочку радиоотходов и поевшие их муравьи стали умными и большими. Стандартно группа начинает таять и гибнуть в тщетной борьбе с муравьями.
Проблемы тут те же, что у большинства ужасов про животных — стандартный, картонный набор персонажей — этот жадный, этот негодяй, эта тупая, то стерва, этот герой, эта видимо первой помрет. Для такого кино это нормально, но современный зритель хочет больше интриги, что бы как вы Чужом, не было ясно, кто же жив то останется в концовке.
Другой проблемой фильма было то, что в этот раз у Гордона не вышло удачно наложить кадры. Как он сделал это в Пище богов. Там и крысы удачно в кадре совмещались и их чучела жизненно смотрелись. Тут этого нет, видно что там и свет не совпадает и макет муравья не похож на муравья. В общем не приметный вроде бы ужастик, если бы ближе к концу Гордон не ввел интересный элемент в виде города подчиненного королеве муравьев. Дескать граждане в нем действуют на автомате, как муравьи, уж простите за спойлер. Интересный ход, но как-то коряво Гордон его развил да и мало. Вот сделай он так, что та же группа прибыла бы в город и постепенно бы поняла что люди зомби, а где-то в амбаре сидят гигантские муравьи, было бы получше мне кажется.
4 из 10
1 июля 2020
Фильм признанного хоррормейкера Берта А. Гордона (в прошлом году отмечен премией «Сатурн» за достижения в карьере) был снят в то время, когда животные фильмы ужасов, казалось бы, забытые с 1950-х гг., вновь стали популярны благодаря сумасшедшему успеху шедевра Стивена Спилберга «Челюсти». Продюсер Сэмюэль З. Аркофф, благодаря которому появилось на свет немалое количество хорроров в 1950 — 1960-е гг. (среди них есть классические — «Маска Сатаны» и «Планета вампиров» Марио Бавы, «Колодец и маятник» и «Ворон» Роджера Кормана, «Ужас Амитивилля» Стюарта Розенберга) решил отличиться и, пока остальные продюсеры финансировали картины про водных хищников (например, «Пираньи» Джо Данте), профинансировал съёмки фильма о муравьях-мутантах. Хотя это и неудивительно, ведь мотив мутации под воздействием различных радиоактивных материалов был очень популярен в 1950-е гг., когда Сэмюэль З. Аркофф и начинал карьеру. А рассказ Герберта Уэллса (Берт А. Гордон и до этого обращался к творчеству этого автора) давал фильму хорошую литературную основу.
«Империя муравьёв» не стала классикой жанра, в отличие от других фильмов Берта А. Гордона («Земля против паука» и «Пища Богов»). Но и не затерялась в истории хоррора, поскольку это один из немногих фильмов ужасов о муравьях. К тому же, Берт А. Гордон, уже имея опыт комбинированных съёмок в «Пище Богов», неплохо смонтировал настоящих муравьёв, снятых длиннофокусными объективами, и их механические копии. Также запоминается параллельный монтаж в сцене разговора мэра города и одного из главных героев по телефону. Но в большей степени эта картина выделяется среди других муравьиных хорроров тем, что здесь удачно сочетаются фильм ужасов с приключенческим фильмом, мелодрама с фантастикой и даже антиутопией. И лишь финал портит общее благоприятное впечатление. Всё-таки не стоило Берту А. Гордону так резко и малоправдоподобно прицеплять финальную сцену со взрывами и криками полоумно бегающих людей к достаточно неторопливому повествованию, развивающемуся отнюдь не по шаблону. Наоборот, здесь каждая сцена привносит что-то новое в картину.
Также можно похвалить и Джоан Коллинз, сестру Джеки Коллинз, играющую агента по недвижимости Мэрилин, намеревающуюся «втюхать» доверчивым клиентам малопригодное для жизни побережье. Её героиня, по сути, ничем не отличается от хитроумных муравьёв, предполагавших превратить людей в своих рабов. Но такие люди способны существовать только до тех пор, пока будут те, кто согласен на добровольно-принудительное рабство (как её помощник), кому проще служить и выполнять указания, чем думать и решать самому.
6 из 10
10 мая 2012