Рейтинг фильма | |
![]() |
6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горы Хаккода |
английское название: |
Hakkodasan |
год: | 1977 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Сиро Моритани |
сценаристы: | Синобу Хасимото, Дзиро Нитта |
продюсеры: | Кацуо Баба, Масаюки Сато, Синобу Хасимото, Ёситаро Номура, Томоюки Танака |
видеооператор: | Даисаку Кимура |
композитор: | Ясуси Акутагава |
художник: | Ивао Акунэ |
монтаж: | Митико Икэда |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
4 июня 1977 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 49 мин |
В самом начале 20 века высшему военному руководству Японии стала понятна неизбежность войны с Россией. Ее планировалось вести на территории Маньчжурии и даже Сибири. Однако климат на этих территориях очень суровый, японцы к боевым действиям в таких условиях были не готовы. Чтобы исправить эту ситуацию, было принято решение провести жесткую тренировку в горах Хаккода, что находятся на севере острова Хонсю. Солдаты из двух полков должны были выйти из разных точек и встретиться, совершив зимний переход, как раз в горах Хаккода. Такой поход позволил бы подготовить солдат Японской империи к войне с Россией. Военное руководство вызывает капитанов Канда и Такусима из этих полков и спрашивает: вы готовы? Капитаны, разумеется, не могут ответить нет. В январе 1902 года начинается поход, который окончится трагически.
Как и всегда в Японии, этот фильм посвящен высшей японской добродетели - исполнению долга. Однако капитаны Канда и Такусима вовсе не солдафоны с ура-патриотической идеологией. Да, почти три часа экранного времени мы видим их строгую выправку и мужественное преодоление трудностей, но режиссеру тем не менее удалось раскрыть их и с человеческой стороны. Во-первых, они образованны и обсуждают темы, которые вряд ли стали бы обсуждать солдаты-деревенщины. Например, тему того, что особенности местности формируют характер и делают неспособным сделать то, что мог быть сделать уроженец других мест. Эта ремарка как раз намекает на то, что, может быть, военное начальство не так уж дальновидно, раз отправляет солдат, никогда не живших в горах, в такой поход. И, во-вторых, мы действительно видим, что Канда и Такусима просто жертвы долга. В приватной беседе они сетуют на то, что вышестоящее начальство относится к ним как к скоту, когда требует организовать переход через горы. Прямого приказа нет, финансирования тоже, поэтому по сути всю ответственность просто переложили на них, не оставив возможности отказаться от этой авантюры. Была бы его воля, капитан Такусима не пошел бы в этот поход.
Позже конфликт в этом фильме выходит за пределы чисто человеческого измерения. Речь не только о правильности или неправильности решений командования, речь о том, что вообще не следует тягаться с грозной природой. Старожилы, наблюдающие за маршем солдат, формулируют это конфликт очень точно: «Вы, солдаты, слишком самоуверенны, раз, никогда не проживая здесь, бросаете вызов горным богам. Это значит, что успеха у вас не будет». Офицеры действительно самоуверенны, когда отказываются от услуг проводников, подозревая, что те просто хотят получить больше денег за свои услуги. В итоге офицерам приходится полагаться только на карты и компас. Но какой от них прок, когда воет снежная метель и ничего не видно?
Повторим, что это фильм о долге вопреки здравому смыслу. Здесь показаны люди, исполняющие этот долг без голливудского бахвальства и киношного героизма. Когда деревенские жители предлагают отряду Такусимы переночевать в их домах, капитан отказывается. По его мнению, в целях тренировки солдаты должны спать в снежных укрытиях. А позже, несмотря на крайнюю степень истощения, офицеры до последнего будут продолжать отдавать приказы громким голосом, а солдаты таким же громким голосом будут эти приказы принимать. И все-таки бесполезно тягаться с грозной природой. В «Горах Хаккода» показано воздействие снежной стихии без компьютерных украшательств, а как есть – в первозданной и немилосердной суровости. Отчасти режиссер подводит нас к идее фатализма: офицеры осознают, что нельзя повлиять на свою судьбу. И, даже признав свое поражение, они по-прежнему будут исполнять свой долг – брать на себя ответственность и сурово себя карать. Очень японский по духу фильм, но, увы, следование долгу, изображенное в нем, просто бессмысленно. Куда разумнее было бы иметь элементарный здравый смысл при планировании похода, чем бросаться против стихии неподготовленным.
26 декабря 2024