Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я служу на границе |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Наум Бирман |
сценаристы: | Владимир Меньшов, Александр Розин |
видеооператор: | Александр Чиров |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Евгений Гуков |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 мая 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
«Быть в числе твоих солдат — нет на свете выше права! Низко кланяюсь тебе, низко кланяюсь тебе, пограничная застава!»
Хороший фильм снял Наум Борисович Бирман. «Спокойное» и очень искреннее кино, в котором поднимается множество проблем. Специфика службы на заставе заключается в её обособленности как от погранотряда, так и в удалённости от крупных населённых пунктов. Для солдат-«срочников» это плюс — «подальше от начальства, поближе к кухне». Для офицеров совсем другое дело. Особенно — для молодых. Особых трений между замполитом старшим лейтенантом Бородиным (Евгений Карельских) и его женой Инной Петровной (Антонина Аксёнова) зритель не увидит, но эти трения есть. Жена — совсем не «бесплатное приложение» при муже-офицере. Она тоже хочет реализовать себя в профессии, а не «состариться у плиты». В такие «дебри» режиссёр не лезет, мягко обыгрывая ситуацию.
1973 год — хорошее время. На границе — спокойно. Пограничные конфликты на острове Даманский и у озера Жаланашколь произошли 4 года назад. До Афганской войны ещё 6 лет. Дедовщина в армии существует, но не в извращённом виде, как 10 лет спустя. Поэтому нравственно-воспитательный аспект в картине выглядит вполне естественно. Грамотный замполит, пришедший на службу по «партийному набору», довольно тактично общается и с командиром, и с подчинёнными. Хороший замполит должен быть и хорошим психологом, потому что в армию приходят служить весьма и весьма разные призывники как по интеллектуальному уровню, так и по физической подготовке.
«Интеллектуальный конфликт» показан на примере рядового Дмитрия Седых (Борис Щербаков). Седых — «возмутитель воинской дисциплины» — совсем не случайный персонаж в картине. Если уж режиссёр решил охватить всю «палитру» службы на заставе, то должен был коснуться и такого вопроса. Впрочем, особенного конфликта между солдатом и офицерами нет. Есть «интеллектуальная бравада» человека, попавшего на границу из совсем другого, почти «богемного» круга. Щербаков прекрасно с этой ролью справился, особенно в финале, когда он исполняет песню «Гроза от нас уходит вспять» а солирует за него Эдуард Хиль.
Особая благодарность Бориславу Николаевичу Брондукову за сыгранного им начальника заставы. Константин Анатольевич Гребнев — Офицер с большой буквы. Солдат, прошедший всю войну, он понимает службу как никто другой, при этом никогда не забывает о нуждах молодого пополнения. Крайне трогательно выглядит сцена застолья, когда Гребнёв вспоминает фронтовые песни.
Единственный в фильме неприятный «штришок» — это сцена задержания диверсанта. Игорь Андронников физически впечатляет, но вот как профессионал-нарушитель — он просто никакой. Понятно, что в картине о пограничниках без такого эпизода обойтись невозможно, но в данном случае лучше никакой, чем этот… Впрочем, это единственная «шероховатость» в картине, снятой с искренней любовью к людям и с глубоким пониманием материала.
«Гроза от нас уходит вспять, едва слышны раскаты грома. Давно солдат не видел мать, ох, как давно он не был дома!»
10 февраля 2018