| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.4 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Дон мертв |
| английское название: |
The Don Is Dead |
| год: | 1973 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «Power built an empire. Passion destroyed it.» |
| режиссер: | Ричард Флейшер |
| сценаристы: | Кристофер Трамбо, Майкл Батлер, Марвин Х. Альберт |
| продюсеры: | Хэл Б. Уоллис, Пол Нэйтан |
| видеооператор: | Ричард Х. Клайн |
| композитор: | Джерри Голдсмит |
| художники: | Е. Престон Амес, Дональд Дж. Салливан, Эдит Хэд |
| монтаж: | Эдвард А. Бьери |
| жанры: | боевик, триллер, мелодрама, драма, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
14 ноября 1973 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 55 мин |
- Тони, не ходи, пожалуйста
- Должен идти. Я устроил эту встречу.
- Подумай обо мне. Я больше не переживу ни одной смерти.
- Никто не собирается умирать... Мы просто поговорим.
Успех «Крестного отца» заставил многих кинематографистов взяться за гангстерский жанр. Стремление приобщиться к успеху первенствовало над качеством продукции. В истории про человечных бандитов стали вовлекать даже значимых звезд. «Дон мертв» видимо как раз последствие таких решений.
В центре внимания история одной интриги. Невыразительный и неимоверно зависимый от своей властной супруги криминальный функционер (а иначе и не назовешь его позиции в сообществе) умело разжигает вражду между кланами. Череду смертей не остановить, каждая группировка становится слабее. Дон защищает честь женщины. Отданный сгоряча приказ формально отозван, но смогут ли вовремя узнать о нем исполнители? За такими стежками разгорается сущая война в которой нет победителей, лишь проигравшие.
Несмотря на обилие шаблонов я бы выделил сцену убийства одного из значимых персонажей. Милый разговор между приятелями принимает неожиданный оборот. Направленные обрезы красноречивы, но несмотря на это убийцы извиняются и просят заранее простить их. Красиво и человечно, не правда ли?
Весьма романтично представлен респектабельный Дон Анджело в исполнении Энтони Куинна. Ничто не выдает в нем принадлежность к криминальной организации. Это чувственный немолодой человек. Оказавшись наедине с молодой обнаженной дамой он лишь стыдливо опустит взгляд. Что и говорить о том, с какой аккуратностью он будет вести дела, среди которых, кстати, будут и весьма «людоедские» приказы. Без сомнения в портрете Дона Анджело нельзя не усмотреть отражение Вито Корлеоне. Слишком уж изящно был показан преступник.
Что же касается других актеров, то несмотря на их известность и несомненный талант вместе они не образуют единую «банду». Яркий и молодой Роберт Форстер выглядит слишком зажатым для гангстера. Ему отводят много экранного времени, но едва ли его можно назвать выразительным. Другое дело — Эл Леттьери. Этот актер известен по ролям жестоким преступников Вирджила Солоццы из «Крестного отца» (вспоминаем про названную мною ранее отсылку) и Руди Батлера из «Побега» Пекинпы. Было видно, что в его персонаж было вложено много агрессии, но... по неясной мне причине Леттьери постановщики увели на второй план. Ему было выдано мало экранного времени, да и персонаж был не самым интересным. А вот Фредерик Форрест был и выразителен, и точен, и заметен, но его Тони Фарго больше походил на профсоюзного заводилу...
Вообще, сравните эту ленту даже не с «Крестным отцом» - с любым фильмом о мафии Дамиано Дамиани. У итальянского Мэтра криминал представлен как нечто ужасающее, жестокое и непобедимое. Его гангстеры зачастую глупы лишь потому, что заведомо сильны всех своих оппонентов. А в ленте «Дон мертв» мы видим совсем иной мир — тут оказываются и чувственные, переживающие, бравурные представители криминальной диаспоры. И эта интерпретация итальянских гангстерских хроник поэтому выглядит синтетической, надуманной. Это не мир жестокости, а лишь отражение, блеклый штамп известного фильма, да еще и сделанный наскоро...
5 из 10
11 января 2025