Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Арена |
английское название: |
The Arena |
год: | 1973 |
страны: |
Италия,
США
|
слоган: | «Let the games begin!» |
режиссеры: | Джо Д’Амато, Стив Карвер |
сценаристы: | Джон Уильям Коррингтон, Джойс Хупер Коррингтон |
продюсеры: | Роджер Корман, Марк Дэймон, Франко Гауденци |
видеооператор: | Джо Д’Амато |
композитор: | Франческо Де Мази |
монтаж: | Джо Данте, Пьера Бруни |
жанры: | боевик, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 марта 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Смотрел я это кино и никак не мог понять, отчего оно вызывает внутри такое мощное чувство диссонанса. Казалось бы, вот кучу ведь подобных фильмов пересмотрел, но что-то всё же изрядно смущало в этой самой «Арене» и лишь ближе к концу я таки смог внятно сформулировать для себя — что именно.
«Арена», это кино, которое не стоит смотреть иначе, чем самое обычное фэнтези в духе какого-нибудь «Конана-Варвара», «Ловчего Смерти», «Королевы Варваров» или ещё чего-нибудь в этом духе. Вот только если все вышеперечисленные, это 80-ые годы, то тут перед нами самый настоящий предтече подобного жанра. Ещё не до конца сформировавшийся, ещё не успевший определиться с тем, что же он из себя представляет, ещё не сложившийся концептуально, а от того изрядно хромающие на обе ноги и переживающий свой процесс становления.
Первое и главное, что нужно сделать перед просмотром — понять эту простую вещь и тогда «Арену» вполне можно глянуть ради расширения собственного киноманского кругозора, но вот если вы попытаетесь смотреть данную картину, как некий взгляд куда-то в прошлое, в эпоху реально Древнего Рима, лучше сразу выключайте, иначе вас ждёт жесточайшее разочарование.
Этот фильм не про историю, не про попытку что-то там показать, не про реконструкцию — нет. По сути перед нами довольно сумбурный и не склёпанный винегрет жанров, где причудливым образом сочетаются актуальные для периода съёмок данной ленты вопросы эмансипации женщин с откровенной их сексуализацией; драма с комедией; костюмное кино с полным игнорированием реалий описываемого времени. Повторюсь, самой верной ассоциацией для «Арены» будут именно картины жанра так называемого тёмного фэнтези и только в этом виде всё это можно употреблять.
Перед нами абсолютно условный сюжет, засунутый в актуальный для тогдашних фильмов псевдоисторический антураж, но игнорирующий буквально всё историческое знание и, пожалуй, это самый главный минус «Арены». Но если закрыть на него глаза, то прочие условные минусы лично я без труда могу списать на время создания данной эпопеи.
Ну а из плюсов лично для меня, безусловно, Пэм Гриер, которая относится к тому типу актрис, наблюдать которых на экране приятно всегда.
И вот тут я задумался ещё раз, пытаясь выделить ещё что-то… но так ничего и не придумал. Актёрская игра в целом? Да, она сносная, не шедевр, но и не провал. Беда в том, что сами персонажи сюжетно не раскрыты и сопереживать кому-то из них у меня совсем не получилось. Даже драматичные моменты, которые вроде как и были в «Арене», не вызвали абсолютно никакого отклика. С другой стороны и явного отторжения — тоже.
Если рассматривать действие, то бишь тот самый экшн, то, опять-таки, это 73-ий год… так что ждать каких-то невообразимых сцен тут просто не приходится. С другой стороны лично мне импонирует кино, которое снимают в реальных декорациях, с реальной массовкой, в реальных костюмах и т. д. Есть в нём что-то настоящее в отличии от современных зелёных экранов и вылизанной до неестественного состояния картинки. Так что с одной стороны это вроде как и минус, а с другой — плюс.
Режиссура — да, она есть. Это, наверное, и всё что о ней можно сказать, так как пустотелость сценария не позволяет судить об уровне мастерства Стива Карвера. Впрочем, как для всего второго полного метра — сойдёт.
По итогу же могу сказать следующее: «Арену» можно посмотреть для общего образования, но рекомендовать её к просмотру я бы однозначно не стал. Не то чтобы фильм был плох, но любой желающий без труда найдёт более интересное занятие, чтобы утилизировать два часа собственного времени.
5 из 10
25 ноября 2020
Одна из героинь этого фильма задаётся вопросом: «Почему женщины должны сражаться, какой псих мог выдумать такое?». Уж не знаю, как там в Древнем Риме — не захватил то время, а вот для кино-эксплуатации, что в 70-е, что поныне подобная тематика благодатная почва для пророста своеобразного антуража в принципе при частом едином остове: полуголые красотки, искусственная кровь с таким же искусственным насилием да садизмом, снова полуголые красотки, и кульминационное свержение правления прописанных негодяев всё теми же полуголыми красотками. Меняются лишь декорации с костюмами, например, в «nazisploitation» злодеи поголовно облачены в серо-чёрные мундиры со свастикой, а положительные жертвы модельной внешности ходят в робе концлагеря, здесь же вселенское Зло олицетворяют приспешники места, куда ведут все дороги, а их антагонисты — гладиаторши в коротеньких тогах. Конечно все как на подбор фигуристые девушки с обязательным стойким макияжем в любую минуту насилия над собой или «ожесточённой» схватки, при полуусловных (на самом деле, чисто эксплуатационных — претензий никаких быть не может) актёрских умениях, и смазанных дублях. Но кто на это обращает внимание, кто считает за «минусы», ведь на то пред нами «старый добрый» итало-американский грайндхаус, предназначенный утолять в зрителе жажду отдохнуть головой и вдоволь посмеяться над односложными лентами такими щедрыми на откровенную наивность. А высокие материи синематографа живут никак не здесь.
Рассматривая картину исключительно в односложном ракурсе своего узкого направления, во благо полного краха при объективном подходе, можно отыскать в ней занимательные моменты. Во-первых, это престижное звание среди любителей трэша родоначальника эксплуатируемой тематики женщин-гладиаторов, во-вторых, присутствие профессионального плагиатора на скорую руку и мастера разного с меткой «для взрослых» — Джо Д’Амато (Joe D`Amato). Правда кудесник трэша всея Италии ныне выступает на вторых ролях, пока режиссёрское кресло в полной мере отходит Стиву Карверу (Steve Carver), который быстро затмится на поприще «плохого кино», однако и создав там кое-что из знаковых образчиков. Только всё равно это меркнет пред центровым дуэтом, недавно отбившим должный результат в известном собрате про чёрную мамочку и белую мамочку. Имеется в виду, конечно же, звезда эксплуатации 70-х Пэм Гриер (Pam Grier) и Маргарет Марков (Margaret Markov), как быстро появившееся, так и ушедшая с экранов.
Работая в знакомом контрастном тандеме, пара невольно становится импульсом для всего нехитрого сюжета, выводя из себя белоснежную непокорную британскую девушку-жреца, и дикую «шоколадку» с грацией чёрной пантеры, ожидаемо пленённых римскими легионерами, не менее предсказуемо быстро став красавицами-гладиаторами, агитирующими остальных тренированных рабов восстать против зарвавшихся патрициев и обезумевшего народа, показав истинных зрелищ, не ради хлеба, а для заветной свободы и равноправия, ведь недаром приглашали актрису «чёрного кино», пускай она пока и не совсем культовая.
Посему пред неподготовленным зрителем на полтора часа проходит полулюбительская игра в античную кровавую войнушку с вольной оглядкой на историю, где оператора всё больше заботят смакования сцен, обеспечивающих принадлежность фильма к жанровому срезу «sexexploitation» со всей характерной обнажёнкой, нежели слабенькие красоты хореографии фехтований короткими мечами да трезубцами. Когда любители «плохого кино» получат то, что надо, что ожидалось наперёд для поднятия настроения: неловкие забавные драки, брызги неестественной алой крови, глупые диалоги среди клишированных героев, примитивную актёрскую игру, искреннюю в своей наивной непосредственности боевую «чёрную мамочку» Пэм, да ещё целый ворох других полуодетых или полураздетых «диких кошечек», наотмашь машущих бутафорскими клинками при зажмуренных глазах, главное чтобы прописанные злодеями успевали кувыркаться в стороны, имитируя ужасную смерть.
Безусловно, фильм не шедевр в своей стези, ведь бывает эксплуатация куда задорнее, смешнее на разные ляпы и облегчённые условности, при этом с более внятной работой оператора и осветителей, однако тут имеется вполне неплохой бюджет ради соблюдения антуража античных атрибутов, и в ритме история не провисает, легко пролетая по хронометражу, излишне не затормаживая на насилии или эротике, а повествуя. Хм, что ещё нужно от эксплуатации с заявленными женщинами-гладиаторами, ведь Вы же помните, что высокие материи синематографа живут никак не здесь, где балом правит разный «-ploitation»?..
6 из 10
27 апреля 2013
Нескольких женщин похищают и продают на рынке. Вскоре их используют для того, чтобы они ублажали гладиаторов. Заметив, то как они дерутся между собой — их начинают использовать как бойцов. Ну а затем, начинается бунт…
Типичный гладиаторский «эксплуатационный» фильм. В одной из главных ролей Пэм Гриер, но очевидно, что это не ее тема.
Впрочем, фильм выделяет только то, что в нем опять вместе играют в главных ролях Маргарит Марков и Пэм Гриер (после очевидного успеха «Черная мама, белая мама»). Маргерит Марков играет чопорную британку, а Гриер создает предельно брутальный образ. Пожалуй, в «Арене» ее можно сравнить разве что с Грейс Джонс.
Думаю, что это кино можно было сделать гораздо более интересным и запоминающимся, но продюсеров похоже больше интересовала задача «снять девушек с обнаженным бюстом, бьющимися в грязи, а потом на арене». Например, тема восстания недостаточно раскрыта, а было бы гораздо интереснее если бы Гриер организовала восстание (по аналогии с фильмом «Фрайдей Фостер»).
Кстати, это кино вдохновило многочисленные эксплуатационные фильмы о женщинах-гладиаторах. Включая и кино Тимура Бекмамбетова «Арена».
4 из 10
17 июня 2012