Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звонят, откройте дверь |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «A lively contemporary story of young love» |
режиссер: | Александр Митта |
сценарий: | Александр Володин |
продюсер: | Р. Гиммельфарб |
видеооператор: | Александр Панасюк |
композитор: | Вениамин Баснер |
художники: | Пётр Киселёв, Елена Михановская |
монтаж: | Мария Карева |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 августа 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Тане Нечаевой (юная Лена Проклова) 12 лет. Её мама очень любит Таниного папу, работающего в другом городе, поэтому часто к нему ездит, оставляя дочь на попечение соседки. Легко ли девчонке переживать такие разлуки? А тут ещё первая и, конечно, неразделённая любовь к вожатому Пете (С.Никоненко).
У Генки (Виктор Косых), ровесника Тани, пьющий отец. Мама снова вышла замуж, но по-прежнему переживает за бывшего супруга и регулярно наведывается к нему, желая удержать от пьянства. Это ей, конечно, не удаётся. Поглощенная тревогами, она плачет, обращая мало внимания как на нового мужа Колпакова (Р.Быков), так и на ребёнка.
Счастье, что этот самый Колпаков оказался ужасным добряком, который совершенно искренне хочет помочь Генке и Тане в их серьёзных делах.
Этот фильм назвать детским можно весьма условно. Уж очень с непростыми проблемами приходится сталкиваться ребятам. Запоминаются выражения лиц главных героев: такие пытливые и вдумчивые. Наверное, со временем забудется сюжет, а вот образы актёров так и останутся в памяти.
А ещё эстетика этого кино. В нём много снега: летящего, метущего, свалявшегося, тающего. Много кадров с улицами, бегущими людьми, много домов, квартир.
Музыка так вообще выше всяких похвал. Покоряет уже то, что Таня слушает песню Джильолы Чинкветти Non ho l'eta (per amarti). А уж горн Колпакова просто пленит сердце.
Наблюдая за героями, следя за их переживаниями, внимательный зритель заметит, как хорошо очерчена граница, отделяющая миры детей и взрослых. И с одной и с другой стороны недоумевающие лица. Преодолеть это непонимание сложно. Взрослым не хватает терпения возиться с детьми и теми проблемами, которые врываются в их хрупкий мирок из большой жизни. А у детей недостаточно душевного опыта, чтобы разобраться с тем, что на них навалилось.
Но всё же бывают случаи, когда взрослый человек, услышав звонок в свою дверь, переступает невидимую грань и, пренебрегая работой, преодолевая сомнения, неуверенность и даже страх, берёт детей за руки и идёт с ними сквозь жизненные буреломы.
26 апреля 2023
Начала Новый год с советского фильма, и он удивительным образом попал в настроение своей неспешностью действия, созерцательностью, зимней, хотя и не новогодней атмосферой. Чем больше вокруг говорят о Советском союзе, его недостатках и достоинствах, тем внимательнее хочется приглядываться к его творениям, к изображению жизни на втором плане. Да, я узнаю коммунальные квартиры, и многососедский быт, и совсем не такую удобную, как сейчас, кухонную утварь, и незамысловатую, но сколоченную на века мебель, и школьную форму, и общественную обязаловку, к которой можно было, конечно, относиться по-разному. И нет никакой особой идеализации в том, что изображено, - вот прямо показан спившийся и опустившийся человек, вот мелкие склоки в очереди, вот брошенное прохожим равнодушное слово. И всё-таки та жизнь кажется чище и правильнее - люди меньше боялись друг друга, дети-тимуровцы спокойно звонили в чужие квартиры и не боялись наткнуться на маньяков и сумасшедших... да что говорить!
Слишком длинное отступление, а следовало бы больше говорить о сюжете. Главная героиня Таня - девочка до мозга костей, 'сложная', этакая 'дикая собака Динго', только моложе. Она предоставлена сама себе в бурлящей Москве, ходит, смотрит на всё огромными серьёзными глазами, и что-то таинственное происходит в её голове. Она легко знакомится с мальчиком, начинает легко повелевать им, а потом так же легко прогоняет. Она всей душой переживает первую влюблённость и страдает, увидев любимого (вожатого) с другой, а потом чисто по-женски гордо поднимает голову и начинает 'презирать' его, ибо он оказался её недостоин, он не понял и не оценил её чувств, он вообще оказался неидеальным. Таня, несмотря на возраст, хорошо разбирается в семейных перипетиях и, кажется, не удивляется никакой людской драме, никаким причудливым обстоятельствам. Музыкант, обещавший прийти на сбор, а потом не сдержавший обещания, удостаивается лишь пары небрежных, слегка презрительных её слов.
А вот отец мальчика Гены кажется ей настоящим человеком, и в маленьком противостоянии с формалистом-вожатым он в итоге побеждает. У Ролана Быкова довольно обширная для этого небольшого фильма роль, и его немного неуклюжий добрый персонаж вызывает большую симпатию. Что касается вожатого, не могу сказать, что это плохой парень. Видимо, в его жизни наступила та пресловутая чёрная полоса, роман стал отнимать слишком много сил, а общественные обязанности - тяготить, вот он и запурхался и старается делать всё по правилам, не до рассуждений ему, кто пионер, а кто не пионер и почему.
Понравилась концовка фильма - открытая, по сути, и говорящая то, что находит в ней сам зритель, но утверждающая искренность и значимость простого, ничем не знаменитого человека, который, однако, может быть не менее ценен и глубок, чем прославленный столичный музыкант.
3 января 2023
Девочка выполняет поручение вожатого, потому что влюблена в него. А если бы не была влюблена? Она сразу же сильно охладела к пионерским делам, когда увидела, что он катается на катке с другой.
У нее и так непростая жизнь: мать уехала, оставив ее на попечение соседям. И ее кормят чужие люди. Это не видно, но вероятно ее отец сидит, а мать поехала на свидание, как в конце фильма 'Вокзал для двоих'.
Вожатый Сергей хочет сделать партийную карьеру и попасть в номенклатуру (а не учить ее, учат химию, а у него тройка). Поэтому в 80-е он был бы на партийной работе, а в 90-е был бы директором банка. Девочка тоже к учебе относится с прохладцей, если бы не способности, у нее уже были бы плохие отметки.
Ролан Быков хороший человек, только непонятно, ведь он купил в магазине голубцы, потом их разогревал, а потом они все вместе ели... суп.
Разве возможны при капитализме такая дружба, такое доверие, спрашивает рецензент. А почему бы нет? Капитализм только в экономике, а отношения людей зависят от самих этих людей.
'Уж лучше пусть любят товарища Фрунзе, а не товарища Тимати!'. Вы одному плохому противопоставляете другое плохое. Я не говорю, кого любить. Это личный выбор каждого.
Где сейчас гениальные писатели, спрашивает рецензент.
Например, есть Виктор Пелевин, он выпустил много гениальных книг, есть Сорокин, есть Акунин в конце концов. Совершенно гениальную книгу 'Дом, в котором' написала Мариам Петросян, правнучка Мартироса Сарьяна.
Тогда как многие представители соцреализма сейчас заслуженно забыты.
В том числе и фильмы. Фильм 'Звонят, откройте дверь' не забыт, потому что в любые времена можно создать что-то хорошее.
30 июля 2022
Пионерка шестидесятых годов выполняет общественное поручение: найти первых пионеров. Пусть у девочки срывается задание, но она находит другое:узнаёт мир и встречает прекрасного человека. Он пионером не был, но у него именно те ценности и те качества, что должны быть у пионеров.
Опора сюжета — идея создания пионерских отрядов, заидеологизировать даже детей и забить им мозги коммунистическими бреднями. Но за дело взялись истинные мастера и зрители идеологии не видят. Они видят человеческие отношения: доброту, отзывчивость, формализм, трагедию первой неразделённой любви, необязательность и многое другое, что есть в реальной жизни. И девочка именно благодаря этому, а не идеологии, познаёт мир и взрослеет.
Милая трогательная Елена Проклова, обаятельный Виктор Косых, даже притягательный несмотря на не очень симпатичный персонаж Сергей Никоненко и, конечно, великий, ни с кем не сравнимый гениальный Ролан Быков, который мог сыграть всё и всех — истинная школа актёрского мастерства, которую к сожалению, безвозвратно потеряли.
Замечательный фильм на все времена и идеологии!
10 из 10
27 мая 2020
И двери открывали, и глазков не было. А сейчас редко кто позвонит в дверь. Если и позвонит, начнёт предлагать утюги. И я не открою. Этот фильм — как учебник истории о том времени. О хорошем чаще времени. Когда эскимо зимой, когда ругались в очередях за колбасой, искали первых пионеров. Это добрый фильм о маленьком человеке в великолепном, как всегда, исполнении Ролана Быкова. Человек настоящий, на ком всё держится — чаще стоит в стороне и о нём не снимают фильмов. А Митта снял. А Быков пробирается в оркестровой яме, потому что сын позвал, и это надо видеть.
Ещё это картина о первой любви, о плохом папе, о хорошем отчиме, о маме, которая любит папу. Фильм с молодым Сергеем Никоненко, эпизодами Ии Саввиной, Олега Ефремова. Между прочим, гран-при Венецианского фестиваля в 1966-м.
20 января 2016
Господи! Неужели это и правда было всего полвека назад? Это так мало, но так много! Представить только, попробовать вообразить, что было времечко, когда можно было открыть дверь кому бы то ни было, и не бояться ничего! Обратите внимание — на дверях даже глазков нет! Когда можно было в любую квартиру прийти и задать любой дурацкий вопрос, а тебя не прогонят. Когда соседи были как семья, и можно было со спокойной душой, если надо, уехать по делам, а ребёнка оставить дома, с хорошими добрыми соседями. Когда каждый взрослый был добр к ребёнку. А хулиганы были исключением.
Это ж надо было уничтожить такую страну?! Смотришь фильм, сравниваешь с тем, что сейчас — просто рыдать хочется!!!
Танюша Нечаева в исполнении маленькой Елены Прокловой — такая милая, добрая, но такая самостоятельная, взрослая. Сколько же в ней чистоты! Костя Иночкин.. ой, тпр! Пардон! Гена Дресвянников — настоящий джентльмен! Их дружба просто не знает границ в искренности. Таня радуется, плачет, переживает, и тогда просто не умели это изображать или играть — живые артисты проживали жизнь со всеми её перипетиями.
Да, недостатки в то время тоже были, и в фильме это тоже показано. Было много таких вот зануд-формалистов Петь, которым лишь бы получить галочку в табеле и законспектировать даже что-нибудь похожее на политинформацию, а «просто хороший человек» для него — «их и так много». Да, многим не нравилось учить партийную номенклатуру, книги о Ленине, считали это лишним и в общем-то не нужным (просто может чисто для себя почитать и было бы интересно, но не в порядке обязательного предписания, и не учить наизусть). К личному мнению, идущему вразрез с общепринятым, относились предвзято. Но возможно от того оно и было ценным. Ну вот сейчас свобода слова, а где гениальная литература, выдающиеся поэты, рупоры эпохи? Партийные задания в виде поиска информации о первых пионерах видятся слегка странными и ненужными, но лучше уж чтоб дети учились на советской мифологии, равнялись на тех, кто совершил подвиг, а не на тех, кто пошёл по головам и разбогател. Уж лучше пусть любят товарища Фрунзе, а не товарища Тимати!
Спасибо огромное Александру Наумовичу за его гениальные фильмы о школе и школьниках. И спасибо родителям, кто показывает их детям. А моё отношение к той эпохе? Я тогда не жил, но думаю, мне было бы там комфортно расти и развиваться. Идеальное было время? Да нет конечно, такого не бывает. Но неужели же, ёлки зелёные, при капитализме возможна ТАКАЯ дружба, ТАКАЯ взаимопомощь, ТАКОЕ доверие и ТАКОЕ бескорыстие?! Но если это было, то возможно ли в будущем? Возможно! Но не в обозримом. Ведь это черта нашего менталитета, нашего характера, нашего мировоззрения. А сейчас мы только-только начинаем отходить от угара 90-х и надо всеми силами не допустить больше ничего подобного. А такие фильмы пусть станут образцом для воспитания будущего поколения.
10 из 10
16 января 2016
Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным. Константин Станиславский.
Кино постиндустриального века определяет новый вектор современной жизни со всем своим бурлящим многообразием, где человек теряет себя в погоне за временем. Новые технологии, блеск, компьютерные эффекты, делают кинематографический продукт более удобоваримым в восприятии зрителя, блестящим и красивым. Но в погоне за прекрасным фильм зачастую лишается своей душевной наполняющей, идеалов, к которым стремится человек в достижении прекрасного.
Картина «Звонят, откройте дверь» и является тем самым добрым кином из детсва, который является соединительным мостом между двумя поколениями отцов и детей и в этом состоит немалая заслуга Александра Митты и Александра Володина. А такой мэтр советского кино как Ролан Быков безусловно украсил картину и вдохнул в нее душу.
Говоря в целом об актерской работе сложно выделить кого-либо, настолько все хорошо сыграли и вжились в роль. Елене Прокловой, сыгравшей главную героиню сопереживаешь и удивительно наблюдать как не по годам взросла и ответственна эта девочка. Непростая жизнь тех годов заставляла быстро взрослеть людей. Ролан Быков, сыгравший музыканта и и доброго человека также оставляет хорошее впечатление. Так же хотел бы выделить Олега Ефремова, Виктора Косых и других.
В заключении своей рецензии хотел бы еще раз отметить светлую позитивную роль фильма, отметив его актуальность и в наши дни с идеалами которыми являются главными для человека без которых немыслима и и сама жизнь — доброта, взаимопомощь, любовь.
10 из 10
20 июня 2014
Эпоха СССР ушла в прошлое, оставив после себя громадное культурное наследие, которое сейчас вольны любить и ненавидеть, но советская кинематографическая классика до сих пор остаётся недостижимой для российского кино. С десятков каналов по сию пору готовы крутить неоднократно шедевры Гайдая, Рязанова, Данелии… Благодаря чему множество картин достойных внимания остаются в тени. Тем приятней отыскать и открыть их для себя.
Картина «Звонят, откройте дверь» стала для меня тем самым одним из открытий другой стороны советского кино. Одновременно непохожего на себя и являющегося поистине советским — стремящимся к идеалу. Человеческому идеалу, который оказывается скрытым, поглощённым человеческими рутиной, амбициями, пороками.
И именно эта маска, скрывающая или искажающая настоящего человека, начинает казаться тем самым, что мы готовы признать за чистую монету, за правду о людях, окружающих нас; забывая о том, что же в действительности движет этот мир, делает его светлее и заставляет произносить несмотря ни на что: «Жизнь прекрасна!».
Мы забываем видеть настоящего человека.
10 из 10
30 ноября 2010