Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Женщина озера |
английское название: |
La donna del lago |
год: | 1965 |
страна: |
Италия
|
режиссеры: | Луиджи Баццони, Франко Росселлини |
сценаристы: | Луиджи Баццони, Джулио Квести, Ренцо Росселлини, Giovanni Comisso, Франко Росселлини |
продюсер: | Маноло Болоньини |
видеооператор: | Леонида Барбони |
композитор: | Ренцо Росселлини |
художники: | Данта Ортона, Луиджи Скаччаноче |
монтаж: | Нино Баральи |
жанры: | ужасы, триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 июля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
«Женщину озера» режиссёров Луиджи Баццони и Франко Росселини сложно отнести к категории массовых представителей итальянского кинематографа 60-х, поскольку по сути своей она ничуть не развлекательна, и, как странный холодный дом, вызывающий аналогии с представленной в фильме гостиницей, притягивает теми своими сторонами, которые одновременно и отталкивают. Важнейшую роль в подобном воздействии на зрителя играет мертвящая, ледяная атмосфера его первой холодной стены, среди которых обращается действие. Безжизненны кровь и чувства, страдания и переживания, серыми пятнами наслаивающиеся и тут же застывающие на холодном стекле видеокамеры Леонида Барбони. Немудрено, что в таком климате главному герою всерьёз придётся бороться с последствиями простуды.
Второй холодной стеной, ставящей преграды между героями фильма является повествование бессмысленность всего происходящего. Персонажи-призраки существуют словно бы по инерции, их деятельность и общение или пусты, или полны безнадёжной тоски. Особую выразительность этим замёрзшим эмоциям придаёт чёрно-белая плёнка, на которую снята картина, поскольку здесь она искусное средство воздействия, придающее этому внутреннему больному холоду отчётливость и выразительность. Даже страшные трагедии неспособны «раскачать» застывший воздух маленького итальянского городка. Неудивительно, что писатель Бернард в исполнении американского актёра Питера Болдуина после происшедшего смело может погрузиться в изучение вопросов, тревожившим героя одной из сценок райкинского «Люди и манекены»: «Зачем я туда ездил? Что мне там надо было?»
Третья стена проецирует на зрителя значительный эффект психоделичности, связанный с постоянными видениями/снами/воспоминаниями главного героя, в которых перемешиваются тонкости перипетий, касающихся его самого и жителей холодного дома. При этом путающиеся образы всё-таки не уводят воображение за грани разумного, на самом деле являясь дополнениями и подсказками зрителю, следующему за движение тревожных мыслей Бернарда. Их визуальное воплощение словно трещины, узоры которых на первый взгляд кажутся гармоничным порождением стихии, но приглядевшись, замечаешь их не такой уж скрытый смысл. И оттого отнюдь не удивляет отсутствие важности вопроса, ходил ли протагонист на скотобойню в 11 часов вечера. Зато мы знаем, «где он был с 8 до 11-и». Остальное подскажет трещина.
Четвёртый сегмент холодного дома завершает промозглый квадрат киноздания и помогает предположить причину такого депрессивной, искажённой реальности и сдержанного стиля. И сам подход к съёмкам, с их крупными планами, и создание необычного авторского мира со своей (вроде бы) философией, напоминают о том типе кино, которое часто называют «фестивальным». И действительно, первый показ «La donna del Lago» в год выхода состоялся на международном кинофестивале в Локарно, где не снискал лавров, что само по себе симптоматично. Четвёртой стеной фильм значительно отгораживается от зрителя «игрой в интеллект» и сомнительной жанровой неопределённостью. И потому он не плохой, и не хороший. Просто холодный.
По сути фильм так и остался на перепутье между «серьёзным» кино и стандартным психологическим триллером, отягощённым различными «заморочками», создающими видимость его глубины, загоняющей действие в логический тупик безысходности. Заглянув в эту кажущуюся глубину, как в зябкие воды безмолвного озера, и посетив столь же зябкие стены загадочной гостиницы, холодного дома, условные границы которого словно разрастаются до грозящих обществу масштабов, вдвойне приятней осознавать, насколько на самом деле разнообразен реальный мир, наполненный светом и красками. И как Бернард, скорее всего, навсегда покинувший малоприятный городок, возвращаться к чему-то подобному совсем не тянет. Ну разве что изредка, для разнообразия)
Рецензия, конечно же, чёрно-белая.
5 из 10
22 мая 2020
Позади меня была лишь пустота. Я был болен, отчаянье переполняло меня. Проезжая мимо озера я почувствовал себя лучше..
Луиджи Баццони — яркий и в то же время не очень широко известный представитель итальянского кино шестидесятых-семидесятых годов XX века. Он отметился атмосферными «чиллерами» — этот поджанр кино как бы балансирует между классическим триллером и хоррором. «Женщина озера» — один из трех подобных фильмов режиссера. Два других: «Злые пальцы» (1971) и «Отпечатки» (1975).
Если вспомнить незаконченную критическую статью Корнея Чуковского «Триллеры и чиллеры» о литературных детективах и триллерах, «события, составляющие самый центр сюжета этих бесчисленных книг — загадочные смертоубийства». La donna del lago, будучи адаптацией одноименного романа, не является исключением. Картина начинается с того, что в отдаленный итальянский городок приезжает главный герой фильма — писатель. Он узнает, что девушка, с которой он встречался в прошлом году, мертва. Повинуясь непонятному инстинкту и не веря в официальную версию произошедшего — самоубийство, он пытается самостоятельно докопаться до истины.
На первый взгляд фильм снят довольно характерно для тех лет — на черно-белую пленку. Однако есть существенная разница в том, как снималось черно-белое кино у нас и в Европе тех лет. Общий профессионализм постановки, умение работать со светом (особенно во французских и итальянских фильмах того времени) отличаются в лучшую сторону.
В процессе развития кино черно-белое изображение стало средством художественной выразительности. Почву для этого подготовили немецкие (по большей части австрийского происхождения) режиссеры, работавшие в рамках направления киноэкспрессионизма. Их художественные приемы позже перенимались, подвергаясь переработке американскими коллегами в эпоху классического нуара.
Влияния киноимпрессионистов наверное не смог бы избежать ни один из тех, кто снимал кино во второй половине XX века. Не исключение и Леонида Барбони, оператор «Женщины озера». Однако он не остановился только на работе со светотенью, ракурсами и пространством. Блеклая, будто выцветшая картинка усиливает ощущение отрешенности и потерянности главного героя. Повествование перемежается флэшбеками, которые сменяются кошмарными грезами главного героя. Эти сцены необычайно эффектны (благодаря использованию крупного плана и, местами, замедленной съемки) и мрачно монохромны. После просмотра чувствуешь, будто очнулся от полуобморочного холодного сна, в котором блуждал, словно в загадочном лабиринте.
Можно также проследить родство картины с фильмами-нуар. Девушка, с которой встречался герой фильма, мертва, но он постоянно мысленно обращается к ней. Это может быть отсылкой к классическому американскому нуару «Лаура» (1944) Отто Преминджера. Да и само название «Женщина озера» напоминает о другой кинокартине — «Женщина из озера» / «Lady from the Lake» (1947).
Вообще, атмосфера и художественная выразительность — лучшие элементы фильма. Режиссура крайне компетентна, а игра актеров убедительна, в то же время история, будучи взята сама по себе, без художественных достоинств кинокартины, достаточно проста. В целом La donna del lago — яркий и оригинальный образец итальянского саспенса шестидесятых годов.
18 января 2019
Луиджи Баццони — талантливый, но недооцененный режиссер. Мне особенно нравится его фильм «Отпечатки».
Атмосферная лента «Женщина озера» включает в себя элементы нескольких жанров. Тут и психологическая драма, приправленная легкой ностальгией и псевдодетектив, пытающийся притвориться мистическим и загадочный триллер. Сюжет кажущийся банальным, становится незаурядным благодаря манере повествования, балансирующей на грани сна и яви. Режиссер находит мистику в рациональном, ужас в обыденном, безумие в нормальном, абсурд в привычном. Ощущение непознаваемости окружающего мира, отчужденности человека роднит картину с фильмами Антониони. Во второй половине ленты режиссер использует прием «ненадежного рассказчика», становится непонятно какие события реально происходили, а какие порождены воображением героя. Уместны аналогии с шедевром Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Реальность зыбка, словно гладь туманного озера, мир тосклив, как деревья с опавшими листьями, над всем веет злой рок, неумолимая судьба, ни понять, ни победить которую невозможно.
1 сентября 2017