Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Череп |
английское название: |
The Skull |
год: | 1965 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «When the Skull strikes you'll Scream!» |
режиссер: | Фредди Фрэнсис |
сценаристы: | Роберт Блох, Милтон Суботски |
продюсеры: | Милтон Суботски, Макс Розенберг |
видеооператор: | Джон Уилкокс |
композитор: | Элизабет Латиенс |
художники: | Билл Констебл, Скотт Слимон |
монтаж: | Освальд Хафенрихтер |
жанры: | ужасы, триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 августа 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Любопытнейший образец эпохи «Золотого» времени британского хоррора, среди некоторых ценителей жанра считающийся культовой классикой. Данный фильм ужасов был поставлен по коротенькому рассказу Роберта блоха «Череп Маркиза Де Сада» одним из наиболее плодовитых жанровых режиссёров «выращенных» в домашних условиях студии «Hammer», Фредди Френсисом, который также известен широкому кругу зрителей как очень успешный оператор. «Череп», правда, продукцией «Hammer» не является, его создатели другая известная британская студия «Amicus». В главных же ролях здесь задействованы такие лицедеи как Питер Кушинг и Кристофер Ли. Данную картину я решил смотреть «не отходя от кассы», сразу же после того, как ознакомился с другой работой этого же режиссёра, а именно: полнометражной версией «Баек из склепа». Сразу скажу, что эта работа Френсиса мне понравилась несколько меньше, впрочем, я не намерен сравнивать два этих фильма, а рассмотрю «Череп» полностью самостоятельным марафоном.
Начинается эта лента вполне традиционной сценой для британского хоррора того времени: кадрами старого готичного кладбища, на котором некая неведомая личность раскапывает чью-то одинокую могилу, прямо посреди тёмной непроглядной ночи, а также последовавшее за этим убийство. Далее, нам следует познакомиться с главным героем: богатым и эксцентричным джентльменом Кристофером Мейтлендом в исполнении Питера Кушинга, обладающим достаточно необычным хобби: Мейтленд собирает всё, что так или иначе связано с эзотерикой и чёрной магией: магические книги, фигурки и статуэтки разных демонов, сатанинские свитки и побрякушки для проведения чёрных обрядов. При этом сам Кристофер в существование потусторонних сил совершенно не верит, и содержит диковинную коллекцию лишь в качестве музейных экспонатов, не используя эзотерические атрибуты и даже не пытаясь проникнуть в саму суть устройства тёмных сил. В один прекрасный день к нашему герою незаконным попадает старый череп, из той самой раскопанной могилы, который на деле оказывается черепом легендарного Маркиза Де Сада — могущественного колдуна, убеждённого сатаниста и одного из самых безумных безбожников, которых когда либо знала история. И на деле выясняется, что связь маркиза с силами тьмы оказалась настолько сильной и неразрывной, что даже спустя долгие годы после смерти хозяина, его трухлявый череп по прежнему является вместилищем непостижимо чудовищных демонических сущностей, стремящихся прорваться в рациональный мир людей.
Как я уже отмечал выше, сюжет «Черепа» чрезвычайно оригинален и уникален. Возможно, я конечно неправ, но как мне кажется, до «Черепа» ещё не было фильмов, повествующих об одержимыми бесами мёртвыми частями тела, сводящих с ума несчастных окружающих. Мы видели статуэтки и медальоны, чья тёмная власть овладевала человеческими душами, пожирая их изнутри, но не видели частей тела с аналогичной функцией. А ещё отдельного внимания заслуживает мастерская постановка фильма. Приятная глазу операторская работа, яркие и сочные цвета, насыщенные и пышные декорации, а также красивые костюмы заставляют зрителя восхищённо любоваться отменной и необычной картинкой. Словом, тебе кажется, что смотришь очень яркий и богатый подробностями сон (правда, страшный). Вдобавок к этому, лента отлично смонтирована и очень хорошо освещена: цветовая гамма во многих моментах серебристо — фиолетовая, что только придаёт фильму «сверхъестественности». Будет в фильме и несколько удивительных сюрреалистических сцен, вроде кошмара главного героя, в котором некий странный судья сперва заставляет его сыграть в «русскую рулетку», а затем и вовсе отправляет в газовую камеру. Правда, то, что это был всего-лишь сон, мне стало понятно практически сразу, когда похищенного Кушинга повезли через современные улицы 70-ых годов, что моментально произвело эффект неестественности происходящего.
Конечно, помимо плюсов, «Череп» содержит и массу минусов. Главный из них это очень сильная затянутость повествования. Из-за того, что рассказ, по которому поставлена лента, изначально был достаточно небольшим, создателям пришлось серьёзно постараться, чтобы растянуть имеющийся материал до полного метра, а для этого они не нашли ничего лучше, как перегрузить её массой диалогов о природе зла и сатанизма. За то, что сценарист явно не по наслышке был знаком с оккультными науками говорят действительно хорошо написанные диалоги между Кушингом и Кристофером Ли, в которых они активно спорят на тему существования Дьявола. Вот только увлечь такая болтовня сможет разве что только самих любителей эзотерики, зритель же, в тёмные сверхъестественные делишки не посвящённый будет на этих диалогах лишь скучать. Уж очень много в ленте «спокойных» и «миролюбивых» эпизодов, серьёзно перевешивающих саспенс, и как не старается Френсис, ему банально не получается удержать аудиторию на них. Не слишком радуют и второплановые актёры. Кроме Кушинга и Ли выделить можно разве что Патрика Ваймарка, исполнившего роль торговца — пройдохи, из-за которого вся каша и заварилась, остальные же просто зачитывают перед объективом заученный текст. Тем не менее, стоит отдать должное Френсису: даже имея небольшое количество пугалок непосредственно в самом сценарии, ему удалось выжать немало эффекта из этих самых пугалок. Хотя и по этой части не всё так гладко, как хотелось бы: почти все убийства режиссёр предпочитает оставлять за кадром, что очень не радует, учитывая их небольшое количество, особенно сильно разочаровали первое и финальное.
Последние 15 минут пропитаны настоящей жутью: чертовщина, творящаяся в особняке Мейтленда с удивительной неотвратимостью охватывает зрителя с экрана. Таинственные голоса призраков, непонятные шорохи, стремительно сходящий с ума напуганный герой Питера Кушинга и вполне традиционный для такого рода фильмов полтергейст, блестяще передают весь эффект ужаса, испытуемый главным героем. Благодаря оригинальным операторским находкам, зритель получит возможность побывать в шкуре непосредственно злого духа, поселившегося внутри мёртвых костей. Вид глазами летающего по воздуху демона, годами позже будет успешно заимствован Сэмом Рейми в его «Зловещих мертвецах», а уж какой популярной станет тема столкновения не верящих скептиков с настоящими демонами, думаю даже упоминать не стоит. Если бы только весь фильм был снят в том же ключе, что и его финальный акт, он наверняка даже в наши годы имел бы статус титанической классики, ну а так остался лишь добротным и интересным ужастиком.
В итоге: «Череп» это весьма крепкая и интересная жанровая классика, которая в обязательном порядке заслуживает внимания как простого любителя хоррора, так и ценителей просто хорошего кино. Картина порадует не только любопытным сюжетом, и отличной актёрской игрой, но и восхитительно красивым визуальным рядом, после просмотра надолго остающимся в памяти. Фильм не слишком богат на действие, а действительно страшных и эффектных моментов в нём не особо много, но те, что есть, работаю замечательно. «Череп» никакой не шедевр, и это несколько печально, потому как он вполне мог им стать.
7 из 10
20 ноября 2015
Коллекционеру Кристоферу Мейтленду, выпал шанс стать обладателем удивительного экспоната — черепа маркиза де Сада. Однако стоит ли становиться владельцем вещи, с которой связана вереница ужасных событий, имеющих прямое отношение к черной магии?
Этот старый английский ужастик снят по мотивам рассказа Роберта Блоха. Блох написал «Психо», переписывался с Говардом Филипсом Лавкрафтом. И все же смею заявить, что остальные рассказы Блоха — посредственны. В их числе и «Череп Маркиза де Сада», который и экранизировал Фредди Фрэнсис. Отсюда — вторичность истории, словно слизанной с главной идеи Лавкрафта: ученые книжники порой слишком высокого о себе мнения, хотя совершенно ничего не знают о потустороннем мире. Замените череп маркиза фигуркой Ктулху, а дневник де Сада — Некрономиконом, и получится классический сюжет от великого ГФЛ.
Но фильм любопытен. И спасают его английские кинематографисты. Как всегда роскошен Питер Кашинг, чей герой, словно одержимый, переступает грань добра и зла. Будучи холодным скептиком, скоро он избавится от иллюзий могущества своих знаний.
Прекрасен специально приглашенный Кристофер Ли. Его персонаж — коллекционер с холодной головой, верящий в реальность вселенского зла. Наконец, весьма фактурная личность — черный искатель древностей в исполнении Патрика Уаймарка. Эх, кабы не прямолинейность и банальность самой истории…
Кстати, говорят, что наследники Донатиана Альфонса Франсуа де Сада запретили любое использование имени своего пращура в качестве рекламы. Потому во Франции пришлось на ходу заклеивать афиши, и вместо «Les forfaits du Marquis de Sade» («Злодеяния Маркиза де Сада») фильм вышел в прокат под названием «Le Crane Malefique» («Злой череп»).
7 из 10
22 июля 2012
Власть — самое сильное возбуждающее средство (Генри Киссинджер)
Начну с предупреждения. Тем, кто не любит старые фильмы и старую школу актерской игры фильм смотреть не стоит. Любители остросюжетных боевиков и ужасов/треша могут проходить мимо спокойно, не напрягаясь.
Итак, начну свою рецензию.
1. Введение
Представьте, что вам приснился сон, где вы — всемогущи и всесильны. Вроде как «Брюс Всемогущий». Вы бы хотели, чтобы сон окончился? Вы бы хотели проснуться? Думаю, не каждый из вас бы хотел, уважаемый читатель.
А вот другой вопрос: если бы вам был дан шанс изведать что-то таинственное и маняще-загадочное, волнующее, обещающее доселе неизведанный опыт потустороннего, вы бы отказались? Особенно, если учесть, что «таинственное» и «вверенное» всегда (или почти всегда) ассоциируется со словами «сила», «власть», «возможности». Думаю, мало кто бы смог от такого отказаться. Особенно, когда твой лучший друг отговаривает тебя от такого опыта, т. к. он, понимаете, тако-о-ое увидел, что ему, дескать, страшно. Ну как тут не попробовать?! Тем более заигрывать с неизвестным всегда так интересно!
2. Сюжет
Хотя я люблю смотреть старые фильмы, даже и немое кино, и получаю огромное удовольствие от игры мэтров киноискусства, я все же стараюсь оценивать фильмы в независимости от наличия маститых актеров, звездных режиссеров или всеобщей оценки зрителей. И не всегда моя оценка положительна. Итак, сюжет.
Фильм состоит из трех частей: (1) предыстория, (2) обретение черепа, (3) борьба (с кем — не скажу, это часть сюжета).
Плюсы. Сюжет сам по себе интересный. Здесь всего по чуть-чуть: криминал, драма, мистика, элементы фантасмагории, ужасы. Фильм получился выдержанный, без перегибов в одну или другую сторону.
Минусы. Сам сюжет получился какой-то простоватый. За 80 минут экранного времени можно было бы сделать и более насыщенный действиями и сюжетными поворотами. Вспоминаю Разлад / Unstable (83 м), который получился максимально динамичен, что даже столь малого хронометража с лихвой хватило, чтобы воплотить идею режиссера. Здесь же фильм в этом проиграет. Мало звеньев в цепи событий. Это и понятно, 1965 г., как никак. Но, например, та же Сахара / Sahara (1943 г.) также получилась довольно таки напряженной.
Музыка тоже чуть подпортила впечатление от фильма. Благодаря ей напряжение в ключевых моментах снималось. Если бы она была более тоскливо-тревожной и звучала потише, думаю получилось бы самое то.
3. Актеры
Питер Кашинг (Кристофер Мойтланд) — главный герой. Он обычный исследователь, когда изучает нужные ему материалы. Он азартный исследователь, когда приобретает нужные материалы. Он… он таки сильно изменится, когда им займется нужный ему материал. Хорошая игра, особенно в тех сценах, где происходила метаморфоза личности. Помните Доктор Джекилл и мистер Хайд? Что-то вроде этого.
Патрик Уаймарк (Энтони Марко) — «черный» торговец. Аналог «черным археологам». Нужные люди для узкого круга. Энтони — темная личность, но очень деловой. Свое дело знает. Профессионал. Роль второго плана, но по своему яркая.
Кристофер Ли (Метью Филлипс) — друг главного героя. Хотя роль у него весьма маленькая, но сыграл он ее, как говорят, «на все сто». Посмотрите только на его лицо в начале фильма в сцене «торги на аукционе». Такое впечатление, что он на самом деле покупает сверхважное в своей жизни.
Найджел Грин (инспектор Уилсон) — воплощение материализма и рационализма. И хотя роль у него еще меньше, чем у Кристофера Ли, он заставил меня поверить, что он холодный и расчетливый сыщик, который не одно дело уже провернул и не одного преступника засадил за решетку. Обратите внимание на манеру держаться, говорить, на этот взгляд. Актер, одним словом.
4. Сценарист
А в роли сценариста у нас сам Роберт Блох собственной персоной. Присутствует и Милтон Суботски, не менее известный как продюсер (как сценарист он, на мой взгляд, особо не отличился), но Роберт Блох это Роберт Блох. Мастер ужасов, последователь Лавкрафта, творец «Психо». Нужно ли еще что-то добавить о нем? Вряд ли.
Итак, Блох и Суботски создали достойный сценарий. Но сценарист как кулинар: какой бы он не придумал чудесный рецепт, многое еще зависит от повара. «Шеф-поваром» нашего фильма есть режиссер Фредди Фрэнсис
5. Режиссер
Да-да, тот самый оскароносный Фредди Френсис. Посмотрите на его фильмографию. Оценки говорят сами за себя. У него лучше получались операторские работы, чем режиссерские. Собственно, «Оскаров» он и получил за операторские работы. К чему я веду? А веду к тому, что как режиссер Фредди здесь был не на высоте. Нет такого, чтобы запоминалось и ассоциировалось с этим фильмом. Как, например, дешевые (по художественно ценности) «Пила» и «Хостел». Хотя это третьесортные фильмы, они все же имеют в себе нечто такое, что заставляет многие годы делится друг с другом впечатлениями от увиденного.
6. Оператор
Возвращаюсь опять к Фредди.
Я уверен, что если бы он занял место оператора Джона Уилкокса, то фильм бы выиграл во многом. Ведь оператор — это не просто человек с камерой. Кинооператор — это творческая личность. Это создатель атмосферы происходящего. Есть информация (не знаю, так ли это), что Фредди время от времени подменял Джона за камерой. Если это так, тогда я уверен, — взгляд изнутри черепа — находка Фредди. Есть еще пару удачных моментов.
А неудачных — больше. Череп меняет свои размеры (сравните его в первой и во второй части фильма), саспенса как такого я не ощущал (сравнить, например с Поезд Ужасов / Horror Express (1973 г.)), много сецэффектов — не проработаны или примитивны.
7. Мораль фильма
Она есть. На мой взгляд звучит так: ты уверен в своих силах? Слишком простовато? А я не люблю заумных слов. Кристофер знал, что он приобретает, с чем связывается и на что идет. Но все же затеял игру с неизвестным. Хотя мог и не заигрывать. Просто жить как жил. Спокойно. Как и многие другие.
Но неизвестность всегда манит. Игры с потусторонним всегда имеют ореол загадочности и обещают «что-то». И хочется попробовать, так, в шутку. Но с потусторонним шутки не проходят. У диавола своя шутка — жизнь проигравшего. И он готов померятся с каждым своими силами. Ты готов? Нет? Тогда не заигрывай со смертью.
6 из 10
27 августа 2011