Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хоккеисты |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Рафаил Гольдин |
сценарий: | Юрий Трифонов |
видеооператор: | Тимофей Лебешев |
композитор: | Леонид Афанасьев |
художник: | Алексей Пархоменко |
монтаж: | Раиса Новикова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 февраля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
На мой взгляд, один из лучших фильмов про советский хоккей!
Да он и не может быть иным - его создавали усилиями всего советского хоккея. В роли хоккеистов - мастера московских 'Спартака' и 'Динамо', а так же - подмосковного 'Кристалла', а главный консультант - патриарх отечественного хоккея, автор первой шайбы в Чемпионатах страны Аркадий Иванович Чернышёв!
История формально вымышленная, но, внимательно изучив путь нашего хоккея, вы найдете многих прообразов героев. В Дуганове можно усмотреть великого Вениамина Александрова, а в Лашкове - Анатолия Тарасова. К нему, кстати, во время его тренерской карьеры было очень много претензий за буквально уничтожение игроков ради результата. Так что это не просто фильм, а слепок времени. Который, в том числе, поднимает массу вопросов, который идут рядом с любым видом спорта, но о которых принято молчать. Это и презрительное отношение к ветеранам, и жизнь после карьеры, и вечное напряжение от болельщиков вокруг, и желание выйти своим мировоззрением за пределы спорта. Даже если ты просто хоккеист.
Не первый раз его смотрю. И до сих пор поражает глубина и огромная пассионарность, заложенная в этом фильме. Ведь сценарист, режиссер и главный консультант не только рассказали о хоккее. Они подняли вопрос - 'Да, есть спорт, и есть в нем победа. Но что будет дальше? Кем дальше станет спортсмен и куда он направит свой отточенный тренировками ум?'
Куда бы вы пошли, покорив вершины спорта?
6 мая 2023
Даже не слишком углубляясь в дебри спортивного кинематографа, достаточно быстро понимаешь, что разница между сюжетами вовсе не в том, что одни фильмы посвящены сольным видам спорта, а другие — командным. В соревнованиях, конечно, важен результат, достигаемый атлетами, но обеспечить его может лишь тандем спортсмен — тренер или команда — коуч. То есть спорт — это двойная звездная система, в которой роль главного светила играет или наставник, или исполнитель, в зависимости от культурной традиции того или иного региона.
В фильмах американских, к примеру, очень любят показывать формулу американской мечты. Команда из заштатного городка пробивается в финал, где, конечно же, с усилием, но обязательно кладет на лопатки супермегагиперчемпиона. Обеспечивает этот результат вроде бы вся команда, но на первом плане неизбежно оказываются главный тренер и основной игрок клуба. Все остальные — массовка, как и все главное — в раздевалке и на площадке, а не за ее пределами. Между коучем и корифеем неизбежны трения, столкновения и т. п., но корифей все равно согнется под грузом аргументов, признав в итоге, что без понимания тренером самых тонких тонкостей игры победы коллективной потной Золушки над супермегагиперчемпионом никогда бы не состоялась.
В отечественном же кино подход к теме более разнопланов и именно панорамен. Результат уже есть. В данном фильме главные герои и так уже мегагипер. Им надо доказывать не силу, а некий Смысл, то, что они «сильнейшие духом», по меткому выражению Льва Николаевича. Поэтому оппозиция «тренер — ведущий игрок» для такой схемы не подходит: священная мана Духа распределяется между всеми и служит заменой хваленому буржуазному профессионализму. Удивительно, что времена поменялись, но формула остается прежней. Разнообразные «Прыжки» вниз» делаются по тому же лекалу, но не надоедают публике, потому что в сюжете мы следим сразу за многими: игроками и их родственниками, тренерами и функционерами. Наш спортивный фильм — о спорте даже не как части жизни, а ее смысле.
Вот и «Хоккеисты» являются хорошим примером данной формулы. Битва тренера и капитана — это не битва героев-одиночек, хотя в тренере сквозит эдакий буржуазный налет, желание побед благодаря штюрм унд дрангу, а не технике, опыту и пр. Но за капитаном его друзья и даже наука. Мы видим внешне социалистический, любительский спорт, но в него уже вбухиваются огромные средства, современные разработки, и борьба ведется нешуточная. К середине 1960-х годов мы в хоккее несомненно впереди планеты всей, как в балете. Для сюжета выбран вид спорта гипермегапопулярный, и всем интересно, как же в нем дела обстоят, какие кипят страсти. Побеждает, естественно, тот, кто не формалист, а ищет и обрящет гуманноцентричную формулу. Признаться в том, что очки могут быть важнее личности, создатели фильма, конечно, не могли, но, кажется, уловили переходность эпохи, все больше предпочитающей второе, но не первое. Совсем скоро в реальном хоккее воцарится ЦСКА, всеми правдами и неправдами привлекающий лучшие молодые силы, часто шантажируя игроков службой в армии. И к 1980-м годам буквально всем станет ясно: побеждает в чемпионате, конечно, сильнейший, но заранее, а не в финальном матче, как в фильме, в котором все равно доминирует романтизм эпохи, ее динамика, которой так много в том виде спорта, которому посвящен фильм.
7 из 10
23 октября 2018