Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Коллекционер |
английское название: |
The Collector |
год: | 1965 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «Almost a love story.» |
режиссер: | Уильям Уайлер |
сценаристы: | Джон Фаулз, Джон Кон, Стэнли Манн, Терри Саузерн |
продюсеры: | Джад Кинберг, Джон Кон |
видеооператоры: | Роберт Краскер, Роберт Сёртис |
композитор: | Морис Жарр |
художники: | Джон Столл, Фрэнк Таттл |
монтаж: | Роберт Свинк, Дэвид Хоукинс |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Роман 'Коллекционер' Джона Фаулза, ко котором снят фильм, является одной из моих любимых книг, несмотря на мрачный сюжет и болезненный финал. Поэтому готовясь к просмотру кино, я заранее была готова к разочарованию - ведь очень редко удается удачно перенести книжный сюжет на экран.
Особенно это касается книг, которые полны философии, смыслов и глубины. В лучшем случае у создателей фильма получается создать отдельное произведение по мотивам литературной истории.
Таким и стал киношный коллекционер. Посмотрев фильм, я была в растерянности - конечно, увиденное даже близко не подошло к литературному источнику. Сюжет лишь по краям и по фактам задевает основные сюжетные арки. Но это было предсказуемо.
А сам фильм получился очень хорошим. Особенно учитывая год съемок.
Учитывая все это, я решила писать рецензию именно о фильме, не сравнивая его с книгой. Которую однозначно рекомендую к прочтению.
Единственное, что хочется упомянуть и все-таки сравнить с книгой - это образ главного героя. В книге герой был воплощением всего скучного, обычного, душного, банального + отвратительным внешне. Миранда просто не могла полюбить его. А в фильме герой показан привлекательным и у него присутствует некое обаяние зла. Не совсем понятно, почему невозможны отношения между героями. В книге Калибан был удручающе глупым, простым, банальным, абсолютно неспособным на воображение, на любые хорошие человеческие эмоции, он был низменным, отвратительным в своей сущности существом, отравляющим своим скудоумием и взглядом на жизнь. Именно это так ярко контрастировало с характером Миранды - такой тонкой, восприимчивой, живой и тянущейся к прекрасному.
В фильме не отображено и толики той глубокой моральной драмы, которая описана в книге.
Но, повторюсь, фильм хорош и смотрится самостоятельным произведением. Его можно и нужно смотреть.
5 апреля 2024
Драма про похищения (снова) знакомит нас с молодым Теренсом Стэмпом, который открывает сюжет преследованием (до дебюта Нолана), чтобы погрузить зрителя в этот прекрасный цветокор картин 60-х, когда бутафорская кровь, оттенки ярких красок, цветочный окрас одежды выделяются особенностями съёмки. Без современных CGI-окрашиваний, но с тёплыми тонами. От этого просмотр становится более приятным, не смотря на опасную историю похищения.
Саманта Эггар – ничего не подозревающая девушка, которая становится объектом внимания и позже заложницей (жаль, что тогда не было Лиама Нисона, он бы спас девушку сразу, и фильм закончился). За триллером и неким вожделением режиссёр Уильям Уайлер скрывает драму человека, оказавшегося заложником обстоятельств. Я ни в коем случае не одобряю действий похитителя, но картина возводит намерения в борьбу с одиночеством.
Саспенс в духе Хичкока веет постоянно, причём лента не затрагивает какие-то эротические иллюзии и извращённые фантазии, а выдаёт вполне себе прямую аналогию: питомец и хозяин. Первый акт следует в стадии принятии своего положения для Саманты, чтобы мы при помощи её негодования раскрыли мотивы преступника. Насилия как такого нет, только забота, присмотр, чтобы мы раскрыли героя глубже. Теренс Стэмп в молодости похож на Энтони Хопкинса, что-то в их образах одинаковое (мне нужен совместный фильм).
Сюжет вводит различные обстоятельства и возможности для бегства, которые заставляют переживать за девушку. Вот тут сосед зашёл в дом, вот возможность выйти на улицу, вот шанс отправить письмо. Но, по классике жанра, мы сталкиваемся с постепенным развитием cтокгольмского синдрома.
Для чего коллекционеру девушка? Нам представляют коллекцию бабочек. Красиво показано увлечение, закрытый и спокойный Стэмп наслаждается каждым мгновением, рассказывая о бабочках. Вот только девушка Саманта выступает как очередной объект коллекции, чтобы удовлетворить какие-то внутренние потребности похитителя. Конечно, психологии есть над чем тут поработать. Влечение и желание быть любимым, стать тем, кто нужен – вот это и проявляется в признаниях, в желаниях. Да, при помощи грубой силы можно добиться многого, но фильм пытается вызывать проявление эмоций.
Нельзя не восхваляться находчивостью Саманты, которая пробует все возможные способы спасения. Грубость, ласка, смекалка, радикальные действия. Мы понимаем, что какой-бы не развивалась драма неудовлетворённого человека, основная цель – спасение. Поэтому очень красивая и в то же время жёсткая ирония ожидает зрителя в третьем акте. Умело показаны стремление и желание спасти ситуацию, чтобы всем было хорошо. Вернее, чтобы и похитителю, и жертве было хорошо вместе. Кульминация картины оставляет открытый финал, демонстрирующий невозможность понять женщин.
В этом фильме выделяются важные аспекты привязанности, детские травмы (экспозиция намекнула только на одну), нереализованность в обществе и отсутствие женской близости. Важный аспект – потребность и взаимность. Но грубой силы для этого недостаточно. Теренс показывает свою неосведомлённость. Особенно понравился момент впечатлений от прочитанного романа Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и реакция на картины, изначально рассчитанных как карикатура на людей.
16 сентября 2023
Иногда между любовью к человеку и одержимостью им проходит тонкая грань, которая в любой момент может привести к катастрофическим последствиям для обоих участников этой коллизии. Любовь – это вообще одно из самых сложных понятий в нашей жизни, потому что каждый человек воспринимает его по-своему. Но возникает вопрос, а что именно лежит за этим восприятием, потому что, руководствуясь им, человек способен на непредсказуемые и опасные поступки, как это произошло с главным героем психологического хоррора «Коллекционер».
Синопсис Фредди Клегг работает простым банковским клерком, а в свободное от работы время занимается коллекционированием бабочек. Фредди безуспешно влюблен в молодую студентку искусствоведческого факультета Миранду Грей, однако, та просто не замечает его. Тогда Фредди решает похитить девушку. Он обещает Миранде отпустить её ровно через месяц, т. к. считает, что этого срока будет достаточно, чтобы она полюбила его.
Игра актёров Прежде всего, фильм отличается ярким и талантливым актерским составом, пускай и в лице дуэта с участием Теренса Стэмпа и Саманты Эггар. Еще совсем молодой, но очень обаятельный Теренс Стэмп прекрасно исполнил роль Фредди, скромного и стеснительного молодого человека, за которым скрывается опасный и жестокий хищник. Также очень понравилось исполнение обворожительной Саманты Эггар в роли Миранды, которой пришлось пройти через настоящий ад и поступиться собственными убеждениями ради свободы.
Режиссура Зрители, знакомые с творчеством Уильяма Уайлера, наверняка испытают культурный шок, узнав, что «Коллекционер» был срежиссирован им же. За Уайлером закрепилось реноме режиссера «более серьезного кино», вроде «Грозового перевала», «Миссис Минивер» и «Бен-Гур». Тем удивительнее было увидеть, что после таких масштабных картин режиссер впервые возьмется за психологический хоррор. Понятное дело, «Коллекционера» отнесли к этому жанру уже спустя много лет после выхода на экран, поскольку режиссер невольно сам снял всю ту атрибутику, свойственную этому жанру. Особенно ценным в картине приходит её камерный формат, в котором мы видим одну и ту же ситуацию с разных ракурсов разных людей. Так, если для Фредди эти события оборачиваются трагической историей неразделенной любви, то для Миранды это ночной кошмар, в котором на кону стоит её собственная жизнь.
Сценарий Сюжет фильма основан на одноименном романе Джона Фаулза. В центре сюжета молодой банковский клерк Фредди Клегг. Он страдает комплексом неполноценности. Его жизнь скучна и однообразна, и какие-то краски вносят бабочки, которых он коллекционирует в немыслимых количествах. Однажды Фредди выигрывает в лотерею крупную сумму денег. Он мог бы потратить эту сумму на переезд в Лондон или путешествие по миру, но молодой человек решает использовать эти средства для воплощения своего давнего плана. Дело в том, что Фредди давно безнадежно влюблен в молодую студентку Миранду, которая, в свою очередь, в принципе даже не знала о его существовании. Не видя иных шансов завоевать её сердце, Фредди похищает девушку и запирает в подвале дома, который купил на те самые средства незадолго до преступления. Однако Фредди крайне деликатно ведет со своей жертвой и даже обещает её отпустить через месяц, т. к. наивно считает, что этого срока будет достаточно, чтобы Миранда полюбила его. В течение всего этого времени мы видим, как герой заботится о своей пленнице, делает всё возможное, чтобы её пребывание, несмотря на обстоятельства, было комфортным. Понятное дело, для Миранды данные события по определению не могут быть нормальными, и девушка предпринимает неоднократные попытки побега. В какой-то момент может показаться, что она действительно полюбила Фредди, но даже сам Фредди по итогу понимает, что ему никогда не завоевать сердце своей «избранницы».
Итог В какой-то степени «Коллекционер» можно назвать первым и пока единственным мелодраматическим хоррором. Понятное дело, фильм нисколько не страшен. Уильям Уайлер и не стремился к этому. Однако ему ненароком всё равно удалось возвести волнительную фабулу, которая держала зрителя в напряжении и ожидании конца. Поэтому всем любителям подобного кино лишь могу порекомендовать фильм к просмотру.
11 октября 2021
Общее впечатление: Намедни прочитав произведение Джона Фаулза «Коллекционер», я узнала что есть американо-британская экранизация одноименного романа. Поглощенная интересным детективом, я в предвкушении села смотреть кино. Что в итоге?
Фильм немного отличается от романа, но это всегда так бывает. Кое-что заметно изменили, есть замена деталей, а есть существенное отличие, что в принципе не портит просмотр. Но кое-где все же хочется выкрикнуть — «Это было не так!», а порою персонажи говорили диалогами из романа.
В книге характеры героев более раскрыты, здесь же есть моменты, где герои себя ведут довольно странно, причем если вы читали, вы поймете. Если же нет, то и не заметите, вот такая штука.
При просмотре я боялась, что образы, которые вырисовывались в моей голове при чтении не оправдают надежд при просмотре, но как оказалась подобранные актеры точное попадание! Саманта Эггар исполнила роль юной Миранды хороша в этой роли. Саманта взяла в 1966 году Золотой глобус за Лучшую женскую роль и была номинирована на Оскар. Хрупкая девушка-студента, занимается искусством, встречается с парнем и тут происходит ужасное… Ее похищает мужчина, проснувшись в темном подвале, она обнаруживает что помещение оборудовано под нее: мягкие свет, одежда ее размера, книги по искусству, пластинки. Все это явно для нее. Но что хочет ее надзиратель?
Парень похитивший девушку банковский работник Фредди Клегг, его сыграл Теренс Стэмп. Теренс оказался немного симпатичнее, чем я нарисовала себе в мыслях героя. Но тем не менее игра актера превосходна! Его взгляд, проходящий будто насквозь тебя, завораживает и кажется что я сама заложница, нахожусь вместе с Мирандой в этом ужасном беспросветном подвале.
Тандем Эггар-Стэмпа великолепен! Рассматривая их игру, замечаешь непринужденную химию, вместе актеры создают на экране особую атмосферу, от которой так волнительно! К слову, о разговорах. Фильм идет почти 2 часа, но впервые слова вы услышите лишь на18 минуте, и это не минус. Именно на атмосфере все и построено, наблюдая за действиями героев, максимально погружаешься в сюжет. А актеры вам в этом помогут.
Конечно, подспорье сценария — это роман Фаулза, но работу которую проделали сценаристы (а их несколько!) огромна. Воссоздать дом Клегга, его занятия — коллекционирование, проработать образы, расставить диалоги: все это труд. Ведь в книге роман поделен на 2 части, и это ощущается, что мне кажется для кино уже сложно.
Кино я рекомендую, напряженное повествование завораживает, хочется узнать чем же все кончится, сбежит ли пленница? Т. к. я знала финал, для меня не было удивлением эта часть, но я снова испытала тот жуткий наплыв, когда дочитывала последние страницы книги.
8 из 10
23 апреля 2020
Если рассматривать данный фильм не как экранизацию, а как самостоятельное произведение, придраться, наверное, будет сложно. Однако хочу написать отзыв, упомянув о различиях с оригиналом Джона Фаулза.
Основную идею можно выразить в противоборстве явлений, на которых зиждется сюжет: борьба красоты и уродства, чувственности и пустоты, глубины и поверхностности, восприимчивости и скупости ума. Миранда — воплощение жизни, созидающего, впечатлительного мышления и жажды познания. Фредерик — живой мертвец, неспособный к творчеству, скудный на воображение. Он способен видеть прекрасные вещи, однако за невозможностью стать к ним ближе, может лишь консервировать их, запирать, убивать и делать своей собственностью. Это находит отражение в его увлечении: коллекционировании бабочек, и Миранда — воплощение его стремления к красоте — становится частью его коллекции. Фредерик — посредственность, способная видеть и желать неординарное, но неспособная стать ею. Это можно считать настоящей трагедией.
Изначально главный герой кажется слишком мужественным для роли: словно пышущего силой и здоровьем мужчину втиснули в тело романтичного болезненного меланхолика. Однако играет молодой Тэррэнс Стэмп просто прекрасно, и вскоре во всем его облике начинаешь невольно находить черты настоящего Фредерика: то ли в холодных голубых глазах, то ли в упрямо поджатых губах. Что касается Саманты Эггар, она кажется совсем неподходящей для роли: слишком взрослая, слишком «гламурная», в некотором роде даже вульгарная для Миранды, воплощения ненавязчивой тонкой красоты.
Сложно в одном фильме выразить всю глубины борьбы Миранды и Фредерика (Калибана, как зовет его она), страдания пытливого ума, посаженного под замок и вынужденного контактировать с тупостью и упрямством. Тэррэнс Стэмп не способствовал тому, чтобы его героя хотелось жалеть или ненавидеть, порой он казался слишком обаятальным, хотя менее обаятельного персонажа нужно поискать. Может быть, только за это стоит отдать ему должное (хоть это и неуместно в данном случае) — не всякий актер сумеет сделать это с образом Калибана.
В остальном, повторюсь, как самостоятельное произведение фильм очень хорош, потому что замечательна сама идея, ее сложно чем-то испортить.
9 из 10
22 февраля 2017
Если вы хотите, чтобы просмотр фильма не оказался пустой тратой двух часов жизни- ни в коем случае не допускайте моей ошибки, не читайте книгу перед просмотром!
Абсолютно гениальный роман, и, как это обычно случается, совершенно скомканный фильм. Может ли зритель проникнутся глубиной персонажей, реально ли понять насколько обворожителен персонаж Миранды? Нет. Я вижу красивую женщину, которая напомнила мне учительницу младших классов частной школы в пригороди Лондона. Но где же та воодушевленная, мудрая не по годам, но в то же время прелестно наивная девушка, девочка, которая только начала свой путь становления, которая верит в Любовь, в Добро, но задыхается в этой глупой безысходности, несправедливости и страхе больше никогда не увидеть солнечный свет. Я не увидела ее мечтаний о свободе, я не увидела ее душу! Да, безусловно, Саманта Эггар- прекрасная актриса. И да, она сыграла то, что ей сказали сыграть хорошо: Ей удалось вместить маленькую частичку Миранды в этот сжавшийся в клубочек фильм. И за это лично ей 7 из 10.
Что касается Калибана(или Фредди Клегга, для тех кто не знаком с этим его прозвищем), его персонаж в фильме занял главную роль, кроме него ничего нет вовсе, хотя история совершенно не об этом, не о безумном маньяке со страшным взглядом, которого подпитывает нагнетающая музыка, история имеет множество совершенно других оборотов, она многогранна и несет в себе бурю эмоций, переживая которую испытываешь все возможные чувства, и ненависть, и конечно же жалость к его персонажу- И ЭТО КЛЮЧ, но именно этого в фильме не было. После просмотра думаешь- ну неужели она не смогла просто его убить? Почему она не добила его этой лопатой? Книга дает ответ на этот вопрос. И на многие другие вопросы.
4 из 10
И фильм то не плохой в целом! Просто история не о том.
9 июня 2015
«Коллекционер» не исключение. Если вы читали одноименное произведение Фаулза, то не ждите от фильма той глубины, которая была в книге. И это вытекает из нескольких моментов.
Во-первых, несоответствие относительно персонажей. Я конечно понимаю, что на вкус и цвет фломастеры разные. Но Теренс Стэмп не вызывал у меня отвращения, начиная с его внешности, заканчивая игрой, которая привнесла в образ книжного героя некий шарм. Не знаю, может, это не шарм, но в Калибане появилось нечто, что цепляет. При просмотре фильма в моей голове звучала одна и та же фраза: «Это не тот Фредерик, это совершенно другой человек!» Что касается Миранды, так здесь она показана обычной девушкой, которая адекватно реагирует на похищение. Ее внутренний мир остался нераскрытым
Во-вторых, многие моменты из книги были упущены или изменены, из-за чего терялась полная картина происходящего. Это не есть хорошо, потому что зритель наблюдал просто похищение девушки из-за просто больного психа. Все. Как я уже говорила, в книге все далеко не так просто. Наверно если бы режиссер ввел что-то вроде внутреннего диалога Калибана с самим собой, было бы лучше. И что не менее важно — дневник Миранды. Он в фильме был необходим.
И отдельно хочу разобрать концовку. В книге именно последние главы полностью раскрывают жестокую сущность Калибана. А в фильме кое-что произошло (почти спойлер) просто из-за стечения обстоятельств.
В общем, книга в свое время взорвала мое сознание и оставила долгое послевкусие. Фильм вызвал никаких эмоций кроме негодования.
5 из 10
Не могу поставить оценку ниже, так как хочется отдать должное игре актеров и их стажу.
7 марта 2015
A girl.
Когда ты знаешь толк в том, как надо выслеживать свою жертву и в какой момент нужно нанести свой удар, безобидное коллекционирование бабочек можно без проблем перенести на людей. Даже жалкий и ничтожный мещанин вроде Фредди способен на это. Взмах сачком/Прижать жертву к себе. Сетчатое одеяло сачка укрывает бабочку, не давая ей никаких шансов на спасение/Белая влажная марля соприкасается с носом. Осторожно вытащить бабочку из-под мешка и засунуть в банку/Связать жертву и оставить в подвале. Скоро обоим придет конец. Жизнь главной героини угаснет так же, как и мечущаяся в банке бабочка. Можешь биться своим тщедушным тельцем о стеклянные стенки герметично закупоренной банки. Это бесполезно.
Общество делится на продвинутых и менее продвинутых. Что могут нам сделать банковские клерки, продавцы и почтальоны, проживающие свою жизнь в пузыре пустого существования? Штамп неполноценности, с рождения отпечатанный обществом на невинных попках будущих мещан, не дает им никаких шансов на жизнь в полном понимании этого слова. Они могут жить только в своих мечтах, увлечениях, не притворенных в жизнь страстях и желаниях. Фредди заявляет об истинной опасности, которую таит в себе ограниченное большинство. Их же больше, в конце концов.
Миранда, бедная Миранда. Не думаю, что Фредди ее действительно был в нее влюблен. Скорее просто желание. Чувство собственности, превосходства. Смотри! Ну и где твои умные друзья теперь? Где твоя былая мощь? Вот он я — глупый чурбан без твердых убеждений и безразличный к проблемам человечества. Теперь ты в моей власти.
The Collector — царство интеллектуальных снобов, униженных и оскорбленных. Сначала книга — потом фильм, так или иначе.
Фаулза было слишком мало в экранизации. А жаль.
9 из 10
16 сентября 2013
Так уж получилось, что фильм я посмотрела раньше, чем прочитала роман Джона Фаулза «Коллекционер».
Причем на сам фильм я наткнулась абсолютно случайно: гуляя по сайтам в поисках чего-нибудь новенького. Ознакомившись с описанием я принялась за просмотр.
Нужно сказать, редко такое бывает со мной, когда в фильме нравится все: и актерская игра, и режиссура, и музыкальное сопровождение(хвала Морису Жарру за столь приятную главную тему), и декорации, и художественное оформление.
Заинтересовавшись, я решила все же прочесть первоисточник. Книга поразила меня до основания души, я почерпнула из нее многое. Противоборство Добра и Зла, Красоты и Уродства — эти темы близки и интересны мне. И все же хочу провести параллель между оригиналом и кинолентой.
Я не хочу обвинять ни Уильяма Уайлера, ни команду сценаристов за столь вольную интерпретацию. Фильм получился органичным и, я думаю, его стоит рассматривать в качестве самостоятельного произведения, отдаленно перекликающееся с книгой.
Лента понравилась мне безумно, так же как и книга. Но это два разных произведения и мне не хотелось бы декламировать на тему «книга лучше».
Потому что, как говорилось ранее, мне понравилась актерская игра.
В частности, Теренс Стэмп.
В книге его персонаж, Фредерик Клегг, был омерзителен мне. Я и презирала его за свершенный поступок, и жалела его за ограниченность в восприятии мира, ровным счетом как и Миранда Грей. У Фаулза получилось, на мой взгляд, невероятно перекинуть ощущения лютой безысходности у бедной девушки на читателя.
В фильме же Клегг попал под определение «примерного маньяка». Трудно устоять от очарования Стэмпа в этой роли. Сей факт должен быть минусом, однако это пошло на пользу кинокартине. Кинематограф 60-х отчаянно нуждался в «милых маньяках». Но если даже не обращать внимание на внешность Стэмпа, он идеально вжился в роль. Мы наблюдаем его экспрессию чувств. По-моему, это более, чем хорошо.
К Саманте Эггар у меня нет особых упреков, но и похвалить ее у меня язык не повернется. Внешне она вполне подходит под образ Миранды, но ее игра показалась мне суховатой. Миранда — Созидатель, в первую очередь. Созидательная энергетика, невероятная жажда к жизни так и лилась из нее в романе, но в фильме мы наблюдаем лишь попытки побегов героини.
И все же, очень жаль, что нам не раскрыли тему взаимоотношений Ч. В. и Миранды, так и не показали/озвучили попытку перехода Клегга на светлую сторону — мысли о ложном двойном самоубийстве. Нам не достаточно показали как именно Клегг пришел к идее сравнить Миранду и Мэрион, как две особи бабочек.
Тем не менее, я очень люблю этот фильм и готова пересматривать его еще N-е количество раз.
А поэтому,
10 из 10
28 июня 2013
Любой режиссер экранизирующий литературное произведение в какой-то степени уже изначально рискует быть непонятым. Ведь не смотря на понятную разность этих форм, всё равно редко удается избежать прямых сравнений.
Пожалуй, цензурные требования и общественные нормы тех лет, когда вышел фильм «Коллекционер», не позволили адаптировать его из произведения, как «фильм о маньяке». Ибо, не смотря на понятные различия с книгой, ни жестокости, ни насилия или какого-либо еще крайнего натурализма тут не напридумывали.
Да и совсем другое дело, что сама история не о маньяке, а скорее о замкнутом и нелюдимом человеке, который со своей стороны отвечает обществу эгоизмом и цинизмом. А история с похищением, поставленная во главу повествования, не зацикливается на финтах эмоционального калейдоскопа «жертва-садист» и углублений в психологизм маньяка со всеми его извращениями.
Вместо всего этого, зрителю подается куда более интересная и завуалированная идея, выраженная в аллюзии к таким привычным общественным институтам как брак и семья. Не говоря уже о столь расхожем и столь вездесущем в наше время понятии как «любовь». Ну, собственно, чем «брак по расчету» или какое-либо другое «культурное» принуждение к совместной жизни, отличается по своей сути от жестоких методов коллекционера Фредди? Который лишь более прямолинеен и до ужаса наивен, но в общем-то он и не совсем нормален. И, опять же, стал ли он таким сам собой или таковым его воспитало общество? Вопросы эти остаются без ответа, а возможность делать выводы авторы оставляют за зрителем, что, как всегда замечательно.
7 из 10
3 июня 2013
Сюжет в точности повторяет развитие действий в романе, который написан с двумя личными повествователями и разделён на две части — его повествование и её дневник. Разве что утеряны сцены, где главный герой заставляет героиню сниматься для него в чулках перед камерой (весьма жаль). Ещё почти отсутствует экспозиция из романа, но она не принципиальна.
Перед нами экранизация одного из лучших романов знаменитого английского писателя-постмодерниста Джона Фаулза, который прославился такими произведениями как «Волхв», «Женщина французского лейтенанта», «Башня из чёрного дерева» и проч. В действительности на редкость хорошая экранизация достаточно трудного по структуре романа. Не учтена вторая часть романа, где повествование передаётся героине, но всё дело в том, что это практически невозможно сделать, не повторив те же самые действие, а это было бы ужасно для этого фильма.
Конечно жаль, что Уильям Уайлер не рискнул передать нам оба повествования, а значит, и две интерпретации событий, что у Фаулза значительно обыграно. Хотя, кто его знает, это мог быть обдуманный шаг; не думаю, что режиссёрский взгляд.
Атмосфера фильма поражает с первых минут. Всё подобрано почти так же, как написано в романе. Музыкальным композициям уделяется мало внимания, но они выполняют лишь вспомогательные функции. Больше внимания уделено интерьеру «темницы» главной героини (и не зря) и самому дому главного героя. Всё это максимально выдержано синхронно с романом. Внешние вещи, пейзажные образы, предметы интерьера психологически характеризуют обстановку, время действия, самих персонажей. Например, фургончик главного героя говорит нам о его замкнутости, ущербности, и т. п..
Хотелось бы отметить одну примечательную сцену, которая происходит перед смертью главной героини, когда она больна, и в кадре видна надпись на стене: «Freedom day» — очень зацепило.
Теренс Стэмп и Саманта Эггар, два «живых» шедевра. Сыграть настолько точно, настолько сложных персонажей, это, конечно, достойно большого уважения. Герои пронзительны и убедительны. Они проникают полностью в читателя. Честно говоря, ещё ни разу не встречал столь сильные и говорящие сыгранные взгляды. Самое такое, что меня затронуло: никогда себе не представлял красивыми героев Фаулза, но после этого фильма я поменялся во мнении.
Постмодернизм опять во всей красе — из под пера Дж. Фаулза: целиком оригинальная идея на почве одного течения. В рамках нивелирования ценностей (невозможно сказать, что есть хорошо, а что плохо в романах этого автора) мы можем лишь стремиться к осознанию текста и фильма как игры автора и читателя, режиссёра и зрителя.
Смотреть всем, кто любит Фаулза и постмодернизм!
10 из 10
2 февраля 2013
Сказать, что роман Дж. Фаулза «Коллекционер» меня зацепил — значит, не сказать ничего. Он написан настолько завораживающим и живым языком, что едва ли возможно от него надолго оторваться. Как главные, так и второстепенные персонажи вызывают массу противоречивых эмоций. Они настоящие, жизненные, не схематичные, многогранные. В центре повествования — своеобразное психологическое противостояние типичного «маленького человека», мелкого клерка Фредерика (Фредди) Клегга и юной представительницы богемы, студентки художественного вуза Миранды Грей. Когда время от времени атмосфера их взаимоотношений накаляется до предела — противостояние перевоплощается практически в ожесточённые поединки. Но эти двое спорят не только друг с другом. Они спорят и с обществом, и… сами с собой.
Немаловажную роль в повествовании играет тот факт, что история оформлена в виде двух дневников — один принадлежит перу Фредди, другой — Миранды. А это, как ни крути, дополнительная сложность для режиссёра и сценариста, рискнувших экранизировать произведение. Мой отзыв, разумеется, посвящён результату такого риска. Что получилось?
Как тут уже писали (не буду оригинальна), от книги оставили лишь костяк, остов. Некий парень с застывшим, ледяным, жёстким взглядом, не сулящим ничего хорошего, похищает девушку и запирает в подвале своего дома, причём, цель у него… несколько нестандартная. Выкуп ему не нужен, секс — и подавно. Тогда что?.. Интрига, однако! Видимо, именно эта интрига в сюжете, изваянном Фаулзом, приковала внимание создателей фильма, решивших снять триллер с претензией на типично хичкоковский саспенс. Сейчас как снимем, зрители как впечатлятся!..
А ведь это в книге не главное. Основные герои там — не просто образы каких-то отдельных людей, это срезы разных слоёв общества, разных мировоззрений. И Фаулз вряд ли ставил перед собой цель лишь пробудить в читателе примитивную жалость к бедняжке — узнице ненормального клерка, чтобы, прочитав всё от корки до корки, он захлопнул книгу, перекрестился и выдал: «Ух, да я ещё, оказывается, хорошо живу, в отличие от героини-то!». Не того ранга это писатель, чтобы голыми сенсациями кормить. Кому нужны сенсации и шок — пожалуйста, на лотках у ж/д станций и в киосках периодической печати тоннами продаются романчики-однодневки, не говоря уже о жёлтой прессе.
К тому же, из фильма почему-то вычеркнули практически всех остальных значимых персонажей (хоть и второстепенных), и это огромное упущение. Нет ни малейшего намёка на тётку Клегга (а она сыграла не последнюю роль в его воспитании), на возлюбленного Миранды и её подругу, которых она описывает в своём дневнике. Внешность актёров не соответствует внешности книжных героев, да и в образы они не очень-то попали.
Ну какой из Теренса Стэмпа Клегг? Слишком утончённое, красивое, благородное лицо, такие же манеры, тогда как Фредерик — неприятный тип без грамма харизмы, с лошадиной челюстью, грубыми чертами. А Стэмп изобразил вполне обаятельного такого паренька. Да, несколько скромного, но не забитого, безо всяких патологий!..
Саманта Эггар — тоже ни о чём. Миранда Грей описана как блондинка с длинными волосами, худая, невысокого роста, с выразительным лицом, совсем молодая девчонка. Которая ещё жизни не знает (хотя уверена, что знает, довольно заносчиво уверена в этом). Здесь же я увидела зрелую даму с поведением соблазнительницы, темноволосую и не такую уж хрупкую и низкорослую. Даже недоумение возникает: почему она не смогла с похитителем-то справиться? Да, пусть она не владеет какими-либо приёмами, однако и Клегг — далеко не Иван Поддубный. Взяла бы острый или тяжёлый предмет да огрела. В книге понятно, почему Миранда не могла за себя постоять: она действительно очень сильно уступала Клеггу по всем параметрам, а тут — не такая уж большая разница.
Справедливости ради замечу, что, если абстрагироваться, саму игру актёров нельзя назвать бесталанной. Играют вполне на уровне, но, что называется, не в ту степь.
Теперь о главном плюсе фильма: грамотно рассказано о хобби Клегга, а именно, коллекционировании бабочек. Понравился их с Мирандой диалог о живой и умерщвлённой красоте. Увы, на этом плюсы этого фильма — подчеркну, плюсы именно как экранизации — заканчиваются.
Итог: если вы не читали книгу и хотите посмотреть лёгкий (именно лёгкий, да, точно не для фанатов «Пилы» и «Хостела») триллер о маньяке, пожалуйста, смотрите. В этом плане фильм довольно качественно поставлен со всех точек зрения, особенно для 1965 года. Как киноверсия замечательного романа — очень, очень слабо.
5 из 10
4 января 2013
…вопил мой мозг при просмотре фильма. При этом я не могу сказать, что кино совсем уж бездарное. В нем есть определенный смысл и атмосфера, благодаря которым оно нашло и продолжает находить своего зрителя, из-за которых многие его хвалят и пересматривают. Но для меня, как для человека, прочитавшего «Коллекционера» Джона Фаулза и считающего именно литературную версию шедевром, фильм стал как бы помягче…версией лайт. Обезжиренным и лишенным особой фаулзовской «изюминки» продуктом, который смотришь только для того, чтобы лишний раз убедиться — до финальных титров то стойкое ощущение контрастности главных героев, их непохожести, полярности, на котором строится вся суть книги, в фильме так и не проявится.
Первым, самым жирным минусом фильма для меня стало то, что режиссер безбожно урезал время происходящих в книге событий, а некоторые из них и вовсе выкинул, видимо, посчитав не важными для сюжета. Не спорю, нередко такой прием идет кино только на пользу, помогая избежать затянутости, но вот в случае с «Коллекционером» он скорее мешает правильно воспринимать характеры и взаимоотношения двух главных персонажей — Клегга и Миранды.
Минус номер два — актерская игра. Личностная ничтожность Клегга, так хорошо изображенная в романе, на экране волшебным образом трансформируется, преображаясь в хищную, вкрадчивую услужливость. Если сравнивать с животным миром, то книжный Клегг напоминает мне мещанского стадного барана (грубовато, но именно так я его вижу), а вот Клегг-киношный — змею, способную ужалить. Чувствуете разницу? В фильме он более раскован, в нем проглядывает некая чувственность, которой в книге не было и в помине. Фаулз изобразил своего Клегга похожим на каменного истукана с острова Пасхи, напрочь лишив его всяческой притягательности и страстности, ведь задачей писателя было создание образа недочеловека, пустышки, обеспокоенной лишь тем что «правильно-неправильно» и этот образ в романе получился блестяще. Своей игрой и харизмой Теренс Стэмп невольно придает персонажу Клегга совершенно излишнее здесь очарование — в этом случае уместнее было бы проявить худшие, примитивные черты характера и образа. И Миранда, роль которой сыграла Саманта Эггар, для меня здесь уже не квинтэссенция наивности, не нежная девушка, изображенная в книге, а скорее молодая женщина, уже с несколько циничным взглядом, обретшая некую толстокожесть, взрослость, лишенная девчачьего задора и потому уже не так мне интересная.
Когда фильм создается с нуля, режиссеру приходится куда проще — он опирается лишь на имеющийся сценарий и собственные ощущения. Но если ты берешься за экранизацию книги, да еще такой пронзительной, оставляющей горький осадок, тебе надо быть не просто режиссером, а Творцом с большой буквы. Человеком, чувствующим всю боль, ничтожность, ярость и увлеченность персонажей, способным не просто передать, но и заразить этим калейдоскопом чувств и эмоций и занятых в съемках актеров и сидящего перед телевизором зрителя. У Уайлера это не вполне получилось. Верее, получилось, но совсем не по Фаулзу, увы… Поэтому не торопитесь с характеристикой «Коллекционера» только посмотрев фильм. Прочитайте книгу. Кто знает, вдруг первоисточник понравится вам куда больше.
2 из 10
27 октября 2012
«Такие формы страсти, как ревность, жажда обладания, зависть или алчность, не имеют ничего общего с чувством Прекрасного. Тот, кого мучит жажда, найдя источник, кидается напиться, а не созерцает его Красоту… Этим чувство Красоты отличается от желания.»У. Эко
Отличная идея начать фильм с эпизода ловли бабочки. Для передачи идеи это как нельзя кстати. Ведь фильм о человеке, а вернее будет назвать его чудовищем, которое, увидев своими глазами красоту, не смогло просто восхищаться ею, а захотело всецело обладать, подчинить и спрятать ото всех. Истинный коллекционер! Данный экземпляр нравственного уродства, хоть и обрел денежный достаток, хоть и считает себя ценителем прекрасного, на самом же деле пустой и гнилой. Ему хотелось что бы им восторгались и боготворили, и сперва он хочет купить эту «любовь», а потом взять силой. Но сколько бы ни было у него денег — ему никогда не будет подвластны ни красота, ни истинные чувства.
Не совсем приятным оказался выбор актрисы на главную женскую роль. Как по мне, так Миранда должна быть более легкой, воздушной, милой… как бабочка. А также я очень не люблю, когда события в фильме развиваться слишком быстро и не связно. Но, кажется, это грех большинства кинолент, снятых по мотивам книг. Простому, «не просвещенному» зрителю невдомек что да как. И, пожалуй, последнее, что хотелось бы добавить — фильм пуст с психологической и эмоциональной стороны, а ведь это так важно для данной истории.
Кино получился средним, но вполне приемлемым для разового просмотра. Можно было гораздо, гораздо лучше использовать данный материал. Но оставим эти недоучеты на совести режиссера и остальных участников съемочной группы.
6 из 10
1 августа 2012
Давно хотела посмотреть, так как книгу Фаулза в своё время прочла и была поражена ею. Вообще, конечно, нереально снять экранизацию глубокого психологического романа так, чтобы угодить всем. Тут намного проще промахнуться и снять абсолютно не то. Создатели сего фильма знали, за что они берутся, или по крайней мере, должны были хоть примерно оценивать «расстановку сил» и свои возможности.
Но не отступились. Сняли-таки.
Экранизация неплохая, прямо скажем, есть определенные достоинства, такие, как, например, атмосфера удушливости на протяжении всей картины. Эта «духота», не столько физическая, сколько душевная, является и символом всего романа, по крайней мере, первой его части, рассказанной от лица Фредди-Калибана его неловким сухим языком. В его обществе юная прекрасная и одухотворенная Миранда задыхается не только физически, от недостатка воздуха в сыром мрачном подвале, но и морально — от его глупости, серости, ограниченности. Эта линия в фильме присутствует и является во многом его основным достоинством. Ещё можно было бы выделить двух главных героев, в особенности, Теренса Стэмпа (впревые видела его молодым на экране). Его Фредди Клегг хоть был и симпатичнее, чем описанный в оригинале, но, на удивление, оттого не проиграл — образ зажатого, убогого офисного планктона «себе на уме» получился весьма выразительным, хоть и не был раскрыт так исчерпывающе, как в книге. Так же, как и при прочтении романа, он сначала вызывал у меня даже некую жалость; но в конце фильма его образ был несколько загублен, вследствие того, что почему-то были исключены ключевые события финала книги, и стойкого отвращения, которое он должен был вызвать у зрителя, не появилось.
Саманта Эггар сначала разочаровала в первый же момент своего появления на экране. А где же удивительные серебристые волны до талии? В моём представлении Миранда была совершенно не такой. Однако вскоре разочарование прошло, потому как игра её не вызывала претензий, у неё получилось создать верный образ прекрасной Миранды.
Но есть то, что вызывает искреннее возмущение — это совершенно варварская перекройка сюжета, отсутствие ключевых сцен, исключение вообще второй части романа, дневника Миранды, который являлся не то что дополнением, углубленным изучением и пояснением тех событий, которые случились в первой части, а также удивительной истории самой девушки до похищения. Пропали рассуждения, планы, весь внутренний мир, пропала и оценка самого автора действиям своих героев, выраженная метафорически в прозвище «Калибан», которое неслучайно даёт своему похитителю Миранда. Пропали вместе с тем и такие важные персонажи, как Ч. В., Антуанетта… Зачем создатели так изуродовали картину?!
Что можно сказать в итоге? Кино понравится тем, кто не читал книгу, но любит психологические истории в таком духе. Те же, кто читал роман, будут если не окончательно, но разочарованы, потому что… да вы уже прочли, почему.
7 из 10
за Теренса Стэмпа, декорации, атмосферу.
6 июня 2012
Убеждена, что «Коллекционер» Фаулза одна из тех книг, которые просто невозможно экранизировать с оглушительным успехом. Загвоздка состоит в том, что произведение делится на две части — рассказ Фреда и мемуары Миранды. Если первую часть вполне можно задействовать, то со второй возникают проблемы. Однако шедевр Фаулза (иначе не назовешь) неотделим от размышлений Миранды. Именно в них Фредерик (или Фердинанд) постает перед нами в глазах жертвы, которая с искусством художника описывает его психологический портрет. Попеременно испытывая то жалость, то отвращение, она вполне уверена в том, что он не в себе, пуст внутри, неспособен на сочувствие и высокие чувства. Он любит не девушку, а свое чувство к ней, лелея то единственное, что делает его человеком.
Уильям Уайлер несколько переделал сюжет книги, оставив только внешний облик, поэтому если книга — гениальна, то фильм просто хорош, однако этого достаточно, чтобы неплохо провести вечер. Считаю, что лучше снять было практически невозможно, и конечно в этом заслуга Уайлера, который оставил потрясающую коллекцию фильмов для настоящих киноманов: «Римские каникулы», «Как украсть миллион», «Смешная девчонка»… Также убедительна игра актеров, если Саманта Эггер могла добавить своей героини немножко глубины (или возможно потому, что представляла я ее несколько иначе), то Теренс Стэмп настоящий Калибан (все же режиссеру стоило провести шекспировскую параллель), он прекрасно вжился в роль, заставил зрителя попеременно осуждать и сочувствовать ему.
Произведение Фаулза достаточно афористично, поэтому позволю себе закончить одним из размышлений Миранды:
«Не трать время на вещи глупые, тривиальные. Живи всерьез. Не ходи на дурацкие фильмы, даже если тебе этого очень хочется; не читай дешевку в газетах и журналах; не слушай чепухи, звучащей по радио или по телеку, не трать жизнь на разговоры ни о чем. Пусть жизнь твоя не будет бесполезной».
3 января 2012
Уайлеру часто пеняют на обеднение сравнительно с книжкой Фаулза. Но задача постановки фильма по Фаулзу, постановки нескучного двухчасового фильма с участием двух молодых персонажей в одной практически декорации (не экранизации пьесы) сами по себе настолько амбициозны и самодостаточны, что поневоле отдаешь дань уважения режиссеру, справившемуся с почти нерешаемой задачей. Фильм занятный, нескучный, с хорошим финалом и воспитанным маниаком. Я признаться к моменту просмотра подзабыл читанный в далекой юности первоисточник — оно, должно быть, и лучше: фильм смотрел без постояннных сопоставлений. Поскольку на сценарии и двух актерах(плюс режиссерское мастерство) фильм и держится очевидно, что один из двух актеров кому-то может казаться менее харизматичным. На мой вкус и Стамп и Эгггар вполне справились с предложенной манерой игры. Поскольку задача фильма не в том, чтобы очаровать или разочаровать поклонников книги, «Коллекционер» может быть рекомендован к просмотру как качественный минималистический психологический триллер даже и без убийства в чистом виде.
7 из 10
9 ноября 2011
Фильм «Коллекционер», несомненно, является достойной экранизацией книги. Сама история, рассказанная Джоном Фаулзом, заставляет о многом задуматься, леденит душу, переворачивает понятие любовь с ног на голову.
Можно ли назвать то, что испытывает Фредди Клегг к своей пленнице, любовью — в фильме очень четко дается ответ на этот вопрос. Нет.
В начале фильма нам показывают молодого человека, он нелюдим, неуверен в себе и одержим безумной мечтой пленить и влюбить в себя юною девушку, за которой уже давно наблюдает. Признаюсь честно, в начале Фредди вызывал у меня некую симпатию. Он очень одинок, замкнут и это невольно вызывает сочувствие. Но чем ближе конец истории, тем больше виден тот надлом в душе главного героя, то как неправильно он воспринимает свои поступки.
Я знаю — водородная бомба — это страшно. Но теперь мне кажется, быть такой слабой тоже страшно.
Что может быть страшнее, чем ощущение собственного бессилия, когда тебя лишили того, что необходимо, как воздух — свободы.
Теренс Стэмп очень хорошо сыграл свою роль: его надломанные позы, то, как он сидит на лестнице и наблюдает за Мирандой, словно паук караулящий свою жертву, острый и цепкий взгляд выразительных серых глаз.
Фильм, как и книга, не может оставить равнодушным, завораживает и держит в напряжении до самого финала.
8 из 10
12 сентября 2011
Что требуется, чтобы снять хороший фильм?
Интересная история… И такая нашлась- в виде романа английского преподавателя Джона Фаулза.
Ещё?
Первоклассный режиссёр. И такой нашёлся- Уильям Уайлер! Опытный, а главное мастеровитый, 12-ть номинаций на Оскар по своей главной постановочной специальности.
И?
Колоритный и харизматичный главный герой. Нашли и его. Киноикона 60-х Теренс Стэмп. Его немного мальчишеское лицо с острым, как бритва- взглядом, идеально подходило персонажу книги.
На выходе- получаем один из лучших триллеров всех времён. В котором всё прекрасно, от обманчивой в своей мажорике музыкальной темы фильма- с таким бодреньким барочным клавесинчиком. До саспенса почище хичкоковского, который держит вас в напряжении от первой до последней минуты ленты.
Это абсолютно жанровое кино, чётко принадлежащие к конкретной специфике, в которой и срабатывает, как определённым образом сформированная композиция. И Боже упаси вас, смотреть его, а тем более сравнивать, держа в голове роман, по мотивам которого снят фильм. Ибо литературный и кино языки сильно разнятся.
Да, Уайлер снимал свою ленту по канонам Голливудского стиля, но это не как не умаляет чёткой и выверенной режиссуры картины. В то время основные жанровые штампы в кино ещё только формировались, и говорить о том, что он де снял стандартный клишированный фильм, можно только апеллируя из сегодняшнего дня. Когда стилевые нюансы самой этой ленты, к началу 21 века, уже «перепели на разные мотивы» десятки и сотни раз.
Потому, убедительная игра актёров, по сути два часа «тянущих» на себе всю интригу, плюс искусно выстроенные мизансцены, ведь действие большую часть времени происходит в антураже однообразного подвала, делают эту ленту более, чем обычным хорошим триллером. Подтверждая тот факт, что настоящему виртуозу режиссуры, вполне по силам создать чётко выверенное произведение, при условии, что ему есть «что» сказать в профессии и главное, что он умеет это донести до белого полотнища экрана.
9 из 10
4 марта 2011
К сожалению, книгу я не читала и буду писать свое мнение только согласно ощущениям от фильма…
Главные герои фильма — молодой человек, весьма стеснительный, застенчивый, о чем говорит его походка, осанка, вжатая в плечи голова, и влюбленный в девушку — веселую, беззаботную, общительную. Он преследует ее везде, знает каждый ее шаг и хочет, чтобы она непременно была его. Как маленький мальчишка хочет себе игрушку, как опытный энтомолог хочет себе редкую бабочку в коллекцию.
На мой взгляд, здесь явная ошибка в подборе актеров. Нет, я говорю не о мастерстве игры, не мимике и прочем, а о внешности. Представьте себе (женщины), вы попали в плен к такому красивому мужчине как Теренс Стэмп, вы бы захотели от него убежать? Ошибка, такие красивые мужчины обычно не страдают от недостатка внимания у женщин и точно не похищают их… Но я не жалуюсь, нисколечки!
И меня, как любительницу контрастов в характерах персонажей, очень впечатлило преобразование Фредди… Вот он, с подносом с едой в руках, взглядом побитой собаки смотрит на Миранду, словно ожидает когда она закричит на него или ударит. И вот он стоит перед ней, в глазах сверкают безумные огоньки — это глаза маньяка, от которых у девушке искажается лицо от страха. Безумно увлекательно следить за сменой его характеров и видеть, как маньяк побеждает неуверенного мальчишку…
В фильме нет экшена, за исключением сцены в ванне (любимая сцена) и драки под дождем, но определенный саспенс красной линией идет через весь фильм, 2 часа пролетели как… бабочки…
Неожиданная концовка, я представляла себе что-то вроде Собора Парижской богоматери, влюбленный мужчина умирает вместе с любимой, но… Автор решил показать нам, что значит дать волю своим низменным чувствам, чувству власти и вседозволенности… Жаль, что нам не показывают продолжение, окончательное избавление Фредди от своего второго я и его превращение в настоящего маньяка…
9 из 10
4 февраля 2011
Меня почему-то очень зацепил этот фильм. Как раз за несколько дней до просмотра прочитала книгу (задали в университете), и, наверное по причине того, что чтиво как говорится «навязали», она оставила по себе не самые приятные впечатления. Однако сама история и концовка запомнились и привели к тому, что очень сильно захотелось посмотреть фильм. И теперь я думаю, что наконец-то хоть в чем-то я благодарна универу. Зарубежная литература заставила меня прочитать книгу, которая в итоге привела меня к экранизации коллекционера тысяча девятьсот шестьдесят пятого года.
Прежде всего отмечаешь актеров, которые идеально подходят к своим персонажам. Когда я читала книгу, я не могла в действительности представить себе Фредди и Миранду, а фильм дал возможность мне увидеть их, их молодость, их эмоции, их отношения. Не знаю, каким представлял себе своего героя Джон Фаулз, но Фредди в исполнении Теренса Стэмпа, чувствую, запал мне в душу навсегда.
Мне кажется весьма удачным, что режиссер не включил в фильм воспоминания Миранды о Ч. В. Мои впечатления о Ч. В. во время прочтения были нелестными для него, и, честно говоря, я считаю, что Фредди намного лучше, чем стареющий развратник художник. У Фредди были деньги и любящее сердце, и он мог сделать все, лишь принести прекрасной Миранде радость. Если подумать, то чем все это плохо — он молод, он не пристает к ней, он готов купить ей все, что она захочет, и все что от нее требуется — это разговаривать с ним, скрашивать его одинокую жизнь, а одно это делает его счастливым. Кроме того все мысли, которые он излагает в фильме, и о книге Сэлинджера, и о картине Пикассо, и о самой Миранде и подобных ей людях, мне кажутся правильными, поэтому я также не могу его назвать недалеким или примитивным. Поэтому несмотря на то, что он сделал, он мог бы вызывать только положительные эмоции (ведь он ни разу и не ударил девушку, даже после той истории с лопатой)… Если бы не два «но»: одно — для Миранды: ей необходима свобода, и как бы ни было хорошо все вышеперечисленное, она не может быть счастлива в подвале, а ведь она не могла спокойно рассуждать обо всем, постоянно, хоть подсознательно, испытывая страх; второе — концовка: вся история будто бы просто говорит нам — вот как в обществе рождаются маньяки, и это как бы перечеркивает все те сильные чувства, которые Фредди питал к Миранде и из-за которых все это и затеил…
Я хочу сказать, что, должно быть, мало кто найдет в данном фильме что-то особо заслуживающее внимания. Но мне очень, очень понравились эти два персонажа, понравилось, как одинокий в этом обществе еще совсем молодой мужчина со всем возможным уважением ухаживал за любимой девушкой, пытался сделать приятной жизнь в доме, где запер ее, потому что хотел, чтобы все свое время они были рядом, чтобы во всем их мире были они одни, он и Миранда.
9 из 10
P.S. На самом деле, я знаю — надо было просто попросить у него собаку. Она бы замечательно скрасила ее жизнь там!
28 октября 2010
Фильм отличный и ничуть не хуже книги.
В «Коллекционере» отражены психологические стороны главных героев: он (Фердинанд) — одинокий и замкнутый в себе молодой человек, которому всё ж хватило смелости провернуть всю эту операцию с похищением; она (Миранда) — приятная и общительная девушка.
Интересный и полноценный сюжет: Фердинанд, всю свою жизнь занимавшийся коллекционированием бабочек, решает «добавить» в свою коллекцию молодую и симпатичную девушку по имени Миранда. И, кажется, всё продумал, рассчитал, спланировал, но не учёл только одного: Миранда — человек, а не бабочка.
Фильм выдержан в лучших стилях психологического триллера. Порой на лица главных героев так искусно падает свет, что это даёт возможность разглядеть внутреннее эмоциональное напряжение — будь то гнев, страх, злость или обман.
Фердинанд в исполнении прекрасного и талантливого актёра Теренса Стэмпа получился вполне выразительным и реалистичным; с виду вроде скромный, робкий и одинокий человек, но в то же время безумный и пугающий, превращающийся порой в сумасшедшего психа, готового на всё ради своей цели.
Вообщем, хорошо снятый фильм со смыслом, без лишних сложных сцен и отступлений.
15 мая 2010
Роман Джона Фаулза «Коллекционер» я перечитывал несколько раз, постоянно находя в нём что-то новое, с разных сторон открывая для себя характеры героев, всё более погружаясь в мир, созданный гением писателя.
После длительных поисков нашёл-таки киноверсию 1965 года. Впечатление осталось двоякое…
Кино, что называется «по мотивам». И, надо сказать, довольно неплохое. Хорошая актёрская игра, атмосферные съёмки, интересная постановка — в целом всё довольно прилично. Есть история, рассказанная определённым образом, из которой можно сделать свои выводы. Но… Это не Фаулз… К сожалению, от произведения осталось очень немного. Сюжет урезали, выбросили параллельные сюжетные линии. В итоге получилось обычное кино про маньяка (или не маньяка?). Да, хорошо снятое, да, хорошо сыгранное, но… У героев отняли главное — историю, без которой невозможно понять всю суть произведения. Нет тех характеров и образов, которые были так блестяще выписаны Фаулзом. Поступки киногероев во многом туманны, непонятна мотивация. А без этого нельзя понять истинную природу безумия, веры, надежды, отчаяния, безысходности… В общем, всего того, что является основной идеей произведения.
К сожалению, экранизация не оправдала ожиданий. Хотя если рассматривать её отдельно от книги, то она, безусловно, имеет право на жизнь.
5 из 10
23 февраля 2010
Увы, экранизация романа меня несколько разочаровала. К книге Джона Фаулза фильм имеет мало отношения. Во-первых, книга Фаулза — это парафраз «Бури» Шекспира, отсюда и имена — Фердинанд, Миранда, Калибан. В фильме данная линия отсутствует, как и глубокий психологизм романа. Во-вторых, хотелось бы отметить, что характеры героев в фильме прорисованы нечетко. Непонятно, что движет героем, почему он выбирает именно Миранду. Нет так же ее истории. Огорчило отсутствие таких героев, как Ч. В., Антуанетта и др.
Из плюсов — достаточно приличная игра актеров и хорошие декорации. В общем, получился очередной фильм на тему «Маньяк и его жертва». Хотелось бы большего.
5 из 10
16 февраля 2009
Являясь большим поклонником «Коллекционера», в исполнении Дж. Фаулза, довольно долго искал экранизацию. И, найдя, был несколько разочарован.
Создатели фильма несколько перекроили сюжет оригинала, сузили его тематику, что для фильма, конечно же, простительно. Чем же мне так нравится книга? Во-первых, необычайно сильной психологической борьбой, разворачивающейся между двумя героями. Во-вторых, очень мощным погружением в характеры героев. Их всего двое — но автору удалось, с помощью формы подачи, раскрыть их характеры на 100 процентов. Ну, и главное, тем, что книга заставляет задуматься о своих героях, попытаться их понять и сделать выводы об их поступках и эмоциях.
Я понимаю, что двухчасовой фильм не может являться полноценной экранизацией романа. Однако, всё равно, где-то подсознательно я ждал именно экранизации. И, конечно же, её не получил. Однако как самостоятельное художественное произведение фильм не очень плох. Основными недостатками этого фильма могу выделить следующее:
По моему мнению, режиссёрам и сценаристам не следовало увлекаться и уходить от заданной Фаулзом генеральной линии героев (на мой взгляд, она такова: Клегг — ищущий самоудовлетворения эгоистичный псих, Миранда — самовлюблённая истеричка, одержимая высокими (как ей кажется) идеями). У авторов фильма получилось по-другому. По их мнению, Миранда — лишь обиженная жертва психопата. А Клегг — просто влюблённый мальчик, который получил финансовую возможность удовлетворить свои желания.
Вообще же, выводить любовь в качестве основного мотива для действий Клегга, на мой взгляд, — в корне неверно. Его мотивы в книге куда более туманны и не столь очевидны. Тем более, что Фаулз не раз даёт нам понять, что его герою такие высокие чувства просто недоступны. Образы героев фильма более прямолинейны и просты, что, безусловно, не делает фильму чести. А, кроме того, по ходу просмотра никак не мог отделаться от мысли, что герои вот-вот полюбят друг друга и будут жить долго и счастливо.
Итак, основным минусом фильма, я вижу, в первую очередь — слабые и простые характеры героев.
Что же касается плюсов, то они, бесспорно, есть. Во-первых — хорошая актёрская игра. Оба актёра хорошо справились со своими ролями, особенно если учитывать, что они не пытались сыграть героев Фаулза, а пытались сыграть то, что им положено, сообразно сценарию. Кроме того, фильм местами держал в хорошем напряжении. Например, сцена, когда Миранда принимает ванну. Приятно, что фильм почти не затянут и практически лишён лишних эпизодов. Также в плюс фильму запишу хорошие декорации.
Как можно заметить, отмеченные мною недостатки фильма касаются, в основном, его содержания, плюсы же относятся к форме. Обидно, что по столь глубокому произведению снят такой не очень уж глубокий фильм. В связи с этим, моя личная оценка:
6 из 10
1 декабря 2008