Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Клочок синевы |
английское название: |
A Patch of Blue |
год: | 1965 |
страна: |
США
|
слоган: | «A man...a girl...captives in their own worlds...finding escape in each other...» |
режиссер: | Гай Грин |
сценаристы: | Элизабет Ката, Гай Грин |
продюсеры: | Кэтрин Херфорд, Пандро С. Берман, Гай Грин |
видеооператор: | Роберт Бёркс |
композитор: | Джерри Голдсмит |
художники: | Джордж У. Дэвис, Ури МакКлири, Генри Грейс, Чарльз С. Томпсон |
монтаж: | Рита Роланд, Hal G Davis |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 800000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 декабря 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Трудно давать оценку представленной истории. Очевидно, фильм направлен на целевую аудиторию. В которую я не мог изначально попасть из-за классического различия культур с авторами картины. Конечно можно ухватится и за сказку о добром принце, который спасет бедняжку от её несчастного существования, но по мне в этом плане картина мягко говоря не блещет.
Слепая девочка, что важно не с рождения, а в случае несчастного случая в возрасте 5 лет, по вине матери - понятно. Непонятно, какой её авторы задумывали показать зрителю. По сюжету мать абсолютно не занималась её воспитанием и при этом пресекала попытки связи дочери с внешним миром, но с удовольствием её приучала для своих угод (вернее пыталась всю её жизнь). Результатом этого стало только то, что девочка не прошла специального обучения по программе для слепых и в начале фильма неправильно назвала пару фраз. В остальном девочка выросла достаточно социально подкованной, ведет себя адекватно, как наедине, так и в обществе, соблюдает этикет, манеры, вежлива в общении, сдержанна, ухаживает за собой, опрятна, все её движения не выдают в ней слепую и обладает фантастической способностью учиться всему и запоминать всё с одного раза. Чем больше стараешься понять сцены с Селиной, тем больше замечаешь фальши во всём. Может всему этому и есть логичное объяснение, но из того что имеем, вышло, что авторы облажались в своем же придуманном козыре.
Сидни Пуатье играет на привычном высоком уровне, но сам персонаж Гордана обделен мотивами: Посещать парк почти каждый день; быть одному на этот момент; ухаживать за слепой девочкой и т.п. В сюжете ничего не нашлось о нем, кроме как особенности цвета его кожи.
Шелли Уинтерс в какой-то мере повезло, получила вторую статуэтку за одно и тоже амплуа мерзкой женщины, которое она практикует уже на протяжении 10 лет своей актерской карьеры, начиная с мягкого перехода в 'Ночь охотника' 1955г. В 'Дневнике Анны Франк' 1959г. она удивила своим полным перевоплощением. За роль в 'Лолите' 1962г. наверное заслужила даже больше, возможно были еще похожие проекты в этот период, которые я пропустил. Здесь её персонаж без всякой идеи, просто по сюжету нужен плохой-мерзкий человек, как актриса она справилась. А в церемонии 1966г совсем уж не густо было с выбором и конкуренцией на эту номинацию. Новая волна Франции прямой конкурент, им нежелательно, в Азию не модно, в Союз нельзя, отдали Шелли, может и за былые заслуги.
Единственный значимый персонаж, в которого я поверил, как ни странно Олд Па, в исполнении Уоллеса Форда. О персонаже зритель также ничего не знает, его прошлое, где работает, его круга общения помимо дома и др., но есть обоснование его словам, его поступкам, почему он поступил по доброму или почему несправедливо. Между героями строго положительными и категорически отрицательными он предстает более человечным.
Финал немного смазанный, во всяком случае неоднозначный.
История призывающая к сопереживанию и сильным эмоциям, подкрепленная сильными актерскими работами разрушается от неестественности и непринятия.
Возможно я просто оказался в той же ситуации, как и слепая героиня Селина, которая спрашивала как выглядит зеленый цвет, в моем случае я не вижу качества сюжета и причин трогательности происходящего.
5 из 10
14 января 2023
Продолжаем погружаться в список лауреатов премии «Оскар» в 9 главных номинациях. На этот раз снова попали в точку. Лучшая женская роль второго плана далёкого 1965 г., Шелли Уинтерс. Для актрисы это была уже вторая премия от киноакадемии. В свою очередь, Элизабет Хартман стала на тот момент самой юной номинанткой за лучшую женскую роль в 22 года. Лишь 10 лет спустя рекорд будет побит 20-летней Изабель Аджани. Да ещё Сидни Пуатье примкнул к этой серьёзной драме. В общем, у Гая Грина был прекрасный актёрский состав. Оставалось лишь показать зрителям такой фильм, который при всей невеселой ситуации-то дарил бы надежду и любовь, достойные слепой девушки Селины.
Читается иронично, но в чёрно-белой картине не замечена чернуха. Несмотря на удручающие положение слепой девушки, в истории прослеживается больше жизнелюбия, чем всем кажется. Непрекращающиеся словесные пикировки между её матерью и тем дедушкой так вовсе отдают смехом. Наконец, чаще показываются уютное времяпрепровождение главной героини с новым знакомым, который стал проводником в совершенно иной мир, полный доброты, заботы, ласки и даже счастья. Выходит, что режиссёр Гай Грин справился с тонкой задачей не впасть одиноко в выяснение расистских отношений и ущемления прав инвалида. Тем не менее, пока в первую очередь перед вами остаётся драма. Не дорама.
Весьма умилительна кусочек сцены, когда за кухонным столом герой Сидни Пуатье рассказывает девушке о своей бабушке и её любовнике, и в этот момент Элизабет Хартман издала настолько забавный звук, мол, ей всё стало понятно, тогда как мужчина засмеялся и легонько передразнил. Смотря на это чудо в солнцезащитных очках, не возникает мысли пожалеть и поплакать навзрыд. Просто влюбляешься и желаешь ей самого лучшего. С такой откровенно низкой семейкой далеко она не ушла бы, поэтому темнокожий принц-спаситель сделает-с всё возможное, чтобы подарить бедняжке путёвку в нормальную жизнь. И должны вот забыться изнасилование, издевательства, побои. Честное слово, не мать там была, а хуже.
Не написать, что на экране вы видите несколько утрированную версию жестокого и недалёкого человека. Шелли Уинтерс создала образик по-настоящему мерзкой и отталкивающей женщины, с которой связываться бессмысленно, съест все нервы и уж не подавится. В жизни встречаются такие существа, которым от души хочется врезать, но там закон не разрешает. Психологическое давление, создаваемое токсичной натурой так называемой матери-то, могло погубить незрячую девушку, но ангела спасли, и сделал это темнокожий добросовестный парень года. Во времена расовых волнений нечто немыслимое! Только повторимся, что на этом не ставят акцент, чтобы кино стало актуальнее и более злободневным.
3 мая 2020
Слепота — действительно, страшный недуг, отнимающий не только зрение, но и вместе с ним часть жизни. Несмотря на это, люди находят в себе мужество и продолжают жить обычной жизнью благодаря языку Брайля, специальным обучающим программам и прочим устройствам. Однако не всем людям может так повести, как не повезло главной героине психологической драмы «Клочок синевы».
Синопсис Селина «Слина» Д’Арси ослепла по вине своей матери Розанны в пятилетнем возрасте, и с тех пор её жизнь превратилась в сущий кошмар. Каждый день Розанна издевается над слепой девушкой, заставляя убираться по дому и готовить еду, не разрешая той даже выйти на улицу. Но однажды Селине все же удается попасть в городской парк, где она знакомится с афроамериканцем Гордоном, который решает помочь девушке приспособиться к этому миру.
Картина цепляет, прежде всего, игрой актёров. Так, хотелось бы отметить Элизабет Хартман в роли Селины, которой пришлось многое вытерпеть в своей жизни, включая изнасилование одним из дружков своей матери, но которая все продолжает мечтать о светлом, коим оказалась дружба с заботливым Гордоном. Также очень понравилась игра Сидни Пуатье в роли Гордона, который не мог не помочь девушке адаптировать к этому миру. Наконец, следует упомянуть образ Розанны в исполнении Шелли Уинтерс, сыгравшую жестокую и бессердечную мать-тирана, которая не испытывает ничего к своему ребенку, кроме ненависти и презрения.
Стоит сказать, что режиссер Гай Грин снял не просто сентиментальную мелодраму, как это может показаться на первый взгляд, а глубокую психологическую драму о стремлении человека к свободе и полноценной жизни. Режиссер подчеркивает, что всю свою жизнь главная героиня Селина прожила в одиночестве, поскольку мать-тиран и дедушка-алкоголик не желали заботиться о ней. И вот светом в её темной жизни становится чернокожий парень по имени Гордон. Сначала режиссер дает нам четко понять, что между героями пока еще дружба, но эта привязанность вскоре перерастает в настоящую любовь, для которой есть лишь одна преграда — цвет кожи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в сценарии фильма поднимаются сразу несколько тем. Во-первых, тема слепых людей и их адаптации к обычной жизни. на примере Селина мы видим случай, когда из-за неблагополучия семьи Селина не может даже выйти на улицу, а учит всему этому её только Гордон. Но с появлением Гордона всплывает вторая тема с политическим подтекстом, актуальным в 1960-е гг. в США, связанным с расовыми предрассудками. Селина нисколько не беспокоит различия в цвете кожи, потому что она по-настоящему любит Гордона, как и он её. Но между ними встает мать Селины, которая ко всему прочему оказывается еще и убежденной расисткой. Завершается сюжет фильма двояко.
Подводя итоги, я не могу сказать, что фильм затронул меня до глубины души, но могу уверить, что он произвел положительное впечатление, оставив приятные воспоминания. Вы, действительно, с трепетом наблюдаете за судьбой главной героини, надеясь, что ей все же удастся освободиться от этих оков. В то же время вас волнует, а что ждет её с Гордоном. Так или иначе, фильм стоит просмотра, что я Вам и рекомендую.
8 из 10
20 ноября 2016
Слепая, необразованная девушка Селина живет в не самой благополучной семье — с жестокой шалавистой мамашей Розанной, избивающей дочь при каждом удобном случае, и периодически заступающемся за внучку, но в целом бесхарактерным дедом-алкоголиком. Единственный способ девушки немного заработать — это плести бусы. Однажды она приходит с этим занятием в парк, где знакомится с добрым чернокожим мужчиной Гордоном Ральфом, который проникается к девушке симпатией и нежностью, и вскоре решает помочь несчастной Селине вырваться из ее адского окружения и подготовить к достойной жизни…
Снимая картину, в которой затронута такая непростая история, как отношения слепой девушки и чернокожего мужчины, да еще в то время, когда расовые вопросы все еще оставались предельно болезненными для США, самым главным было не впасть ни в политкорректную благость, ни в дешевый мелодраматизм, поскольку и то и другое на экране смотрелось бы фальшиво и манипулятивно. Режиссер фильма Гай Грин хоть и не снял шедевр, но избежать вышеупомянутых нежелательных нюансов ему, к счастью, удалось. Сама история была изложена без явных акцентов ни на цвет кожи Гордона, ни на слепоту героини, а просто как история взаимоотношений Сильного и Слабого, затрагивая темы сострадания, взаимопомощи, пробуждения первых чувств и искренней, неподдельной человечности. Фильм получился очень трогательным, исполненным истинного гуманизма и душевной теплоты, в чем, разумеется, не последнюю роль сыграли актеры. И пусть из всех задействованных в картине актеров «Оскар» получила лишь Шелли Уинтерс за достойное исполнение беспутной и жестокой мамаши Розанны, лично для меня главной премии заслуживала, конечно же, Элизабет Хартман в роли слепой Селины. Не переигрывая ни на грамм, она исполнила свою роль предельно тонко, правдоподобно и очень трогательно, создав образ невинного, доброго и очень сердечного существа, чистоту души которого не смогли замарать никакие превратности жестокой судьбы, которая совершенно не щадила девушку, но в итоге сжалилась над ней, послав ей такого Человека с большой буквы, как Гордон. Элизабет получила «Золотой Глобус» как самая многообещающая актриса и была номинирована на «Оскар», но, к сожалению, судьба ее недалеко ушла от ее экранной героини — роль Селины осталась для нее самой яркой и титулованной в карьере, актриса всю свою оставшуюся жизнь страдала от депрессии, в начале 80-х она бросила кино, работала сотрудницей в музее Питтсбурга, а в 1987 году состояние психического здоровья женщины сильно ухудшилось и она покончила с собой, выбросившись из окна собственной квартиры.
8 из 10
29 мая 2012