Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Осень Шайеннов |
английское название: |
Cheyenne Autumn |
год: | 1964 |
страна: |
США
|
слоган: | «LAND-GRABBING DOLLAR PATRIOTS!» |
режиссер: | Джон Форд |
сценаристы: | Мари Сандос, Ховард Фаст, Джеймс Р. Уэбб |
продюсеры: | Джон Форд, Бернард Смит |
видеооператор: | Уильям Х. Клозир |
композитор: | Алекс Норт |
художники: | Ричард Дэй, Фрэнк Битсон мл., Даррел Сильвера, Энн Пек |
монтаж: | Ото Ловеринг, Дэвид Хоукинс |
жанры: | драма, вестерн, история |
|
|
Финансы | |
![]() |
4200000 |
Дата выхода | |
![]() |
3 октября 1964 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 34 мин |
Предельно Дикий Запад образца 1878 года. Немногочисленное, но сука, гордое племя шайеннов ожидает от американского правительства некоего земельного соглашения, ну и в полном составе с детьми/стариками и воинами прибыло в пункт назначения переговоров. А белые — эти необязательные гаденыши — взяли и вовремя не пришли, сбросив расхлебывать дипломатический конфуз на капитана кавалерии индейцефила Томаса Арчера. Но все закончилось тем, что шайенны самовольно решили мигрировать на север, что вызвало дикий конфликт с вооруженными белыми поселенцами. И так начался срач, в котором белые американцы были по божеским законам явно не правы…
Жаль что с 70-летней легендой не только вестерна, но и вообще американского кинематографа Джоном Фордом мы прощаемся на такой ленте. Форд натащил в картину массу голливудских звезд, собрал значительную массовку, организовал солидные натурные съемки… но все вышло ни к черту. Первая и главная проблема фильма — отсутствие структурированного сюжета. Чем-то кино напоминает киноэпопею «Война на Диком Западе», снятую все тем же Фордом в соавторстве с Генри Хэтэуэем, Джорджем Маршаллом и Ричардом Торпом. Но тот фильм хотя бы был разбит на новеллы, которые мазками показывали историю колонизации Запада. Здесь же в качестве «основного блюда» была взята история конфликта шайеннов с американскими регулярными войсками, но четкой ясности повествования Форд так и не добился. Масса героев терялась друг в друге, в череде которых выглядывал только с завидной систематичностью сердобольный к индейцам герой Ричарда Уидмарка.
Вторая проблема фильма — чрезмерная пафосность, периодически переходящая в позерство. Форд снял с одной стороны совершенно проиндейский фильм, в котором коренные американцы показана жертвами. А с другой, все эти сопли за невинно убитыми индейцами гасятся постоянно в «объективных обстоятельствах». Да, иногда встречаются среди белых отморозки, вроде четверки ковбоев застреливших просто так индейца, или капитана-карьериста в исполнении Карла Молдена, который гадит только потому, что у него «приказ». Но в целом все сострадательные к индейцам герои так переживают за их мигрантскую судьбинушку, что просто свечку ставить негде. А по итогам за такую фальшивку даже захотелось плюнуть в сторону старика Форда. Ну нельзя же так лицемерить, особенно человеку, который в ранних своих постановках индейцев даже за людей не держал.
Ну а главный интерес фильм вызывает актерским составом. Форд насобирал сюда знатный паноптикум, другое дело, что толку от звездного состава вышло с гулькин нос. Лучшим, как по мне, был упомянутый Карл Молден, который в очередной раз качественно сумел сыграть откровенного мерзавца. Дали актеру его естественное амплуа — и он там плавал как раба в воде. С остальными вышло все более грустно. Ричард Уидмарк в роли «доброго капитана» весь фильм морщился и нехотя воевал с индейцами. Еще более идиотская роль досталась Джеймсу Стюарту (сыграл легендарного шерифа Дикого Запада Уайта Эрпа), комедийный эпизод с которым диссонировал со всей остальной лентой. Засветились в фильме и Эдвард Робинсон (играл министра внутренних дел), и Джон Кэрредин, и Сэл Минео, и Артур Кеннеди… В общем, Форд подтянул всю пожилую гвардию, с которой ранее неоднократно работал. Но толку от этого калейдоскопа в данном случае вышло не много.
Джон Форд — режиссер с Именем, и чего уж там — и с Фамилией. Режиссер, который сначала зарождал, а затем формировал стиль Голливуда. Легенда без каких-либо обиняков. Но все когда-то заканчивается. И узнаваемый авантюрный и одновременно динамичный стиль Форда закончился чуть раньше, чем была снята «Осень шайеннов».
6 из 10
22 июня 2019
Ещё одна эпическая сага Джона Форда, рассказывающая о драматической судьбе одного из коренных малых народов Северной Америки — племени шайеннов.
Шайенны умирают от голода и болезней в резервации. В определённый день и час назначена встреча представителей правительства США с вождями племени, на которой должна решиться дальнейшая судьба этого индейского народа. Но, увы, проходит час за часом, однако, никто из правительства так и не приезжает. Тогда рассерженный седовласый вождь племени принимает решение покинуть место встречи.
Два молодых лидера шайеннов Маленький Волк (Р. Монтальбан) и Зазубренный Нож (Г. Роланд) принимают на себя бразды правления племенем. Они решают вести свой народ за полторы тысячи километров в исконные родные земли шайеннов. Племя начинает далёкий и труднейший путь, преследуемое отрядом правительственных войск. Командует отрядом достаточно лояльно настроенный по отношению к индейцам капитан Арчер (Р. Уидмарк). Тем не менее, вооружённые стычки неизбежны, с обеих сторон льётся кровь.
Сверхтяжёлое положение индейцев — отсутствие еды и тепла, болезни, преследование войсками, и т. д. — усугубляется ещё и распространением ложных слухов про племя, что якобы эти «дикари и варвары» убивают сотнями белых людей. Против шайеннов повсюду настроено местное население. Вследствии чего индейцы попадают в совершенно бедственные условия. В столь тяжёлой ситуации Маленький Волк и Зазубренный Нож вынуждены принять ещё одно важное судьбоносное решение…
По своему характеру фильм Д. Форда, конечно, больше драма. Однако, меня очень удивил неожиданный и контрастный переход от драмы к искромётной комедии! Я говорю про весьма гротескную и мега-юморную сцену в салуне с пресловутым Уайеттом Эрпом в центре внимания — эпизод фильма в промежутке 1:17—1:30. Забавно, что роль одной из главных легенд Дикого Запада в данном случае исполняет «интеллигент» Джеймс Стюарт. Уже неоднократно отмечалось, что образ Эрпа в американском кинематографе значительно приукрашен, тогда как воспоминания современников об этом человеке говорят явно не в его пользу. Тем не менее, очередная сказка про Уайетта Эрпа получилась очень зрелищной. Другое дело, что она плохо соотносится со всем остальным содержанием фильма.
Как я уже сказал, «Осень Шайеннов» — больше эпический фильм, нежели индивидуально актёрский. Поэтому никто из исполнителей здесь не «тянет одеяло» на себя, хотя хороших актёров хватает. Помимо уже перечисленных, это и Карл Молден, и Майк Мазурки, и, конечно, Джон Кэррадайн. Не могу не сказать и о видах, на фоне которых все эти актёры снимались — прекрасные пейзажи Северной Америки, львиную долю натуры которых занимает излюбленная Д. Фордом Долина Монументов.
По моему мнению, претендовать на звание одного из лучших фильмов Джона Форда «Осень Шайеннов» не может. Хотя, видимо, вопрос так и не стоит — у данной картины своё предназначение, своя особенная функция. В самом «индейском» из всех своих вестернов (даже более «индейском», чем «Искатели») Форд гуманен, он поворачивает проблему вымирания коренных народов Америки на ту сторону, другую, с которой нам несвойственно обычно на эту проблему смотреть.
8 из 10
13 апреля 2011