Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черный Петр |
английское название: |
Černý Petr |
год: | 1963 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Милош Форман |
сценаристы: | Милош Форман, Ярослав Папоушек |
продюсер: | Рудольф Гайек |
видеооператор: | Ян Немечек |
композитор: | Иржи Шлитр |
художники: | Карел Черны, Барбора Адольфова, Владимир Маша |
монтаж: | Мирослав Гайек |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 апреля 1964 г. |
на DVD: | 30 января 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
«Чёрный Пётр» (1964), первый игровой фильм Милоша Формана и символ «новой волны» чешского кино, обманчиво прост. Несколько дней из жизни обыкновенного 16-летнего юноши где-то в провинции. Молчаливый волоокий Пётр (Ладислав Яким) словно скользит по поверхности погожих летних деньков: начинает работать в гастрономе (где должен приглядывать за покупателями), тусуется с приятелями и выслушивает длинные нотации о том, как правильно жить от отца-дирижёра (Ян Вострчил был реальным музыкантом). Решительно ничего драматического здесь не происходит, но какая-то неуспокоенность разлита в воздухе…
Первая заковырка уже в названии, ибо Černý Petr - это непарная, проигрывающая карта в простой детской игре (намёк на фатальную несовместимость героя с «колодой» взрослой жизни). В Италии и Франции он был и назван соответствующе, по имени «несчастливой» карты («Пиковый туз»), что на русском языке должно звучать скорее всего как «Пиковая дама», но это совершенно сбивало бы с толку.
Пётр, конечно, никакой не туз и даже не валет – выглядит он типичным рохлей, и Форману можно попенять за столь явное отсутствие интереса к заглавному персонажу. У него есть свой джокер – куда более заводной Ченда, увы, слишком взрослый для главной роли (Владимир Пухольт перейдёт в следующий фильм режиссёра, «Любовные похождения блондинки»). И настоящая, пусть и совсем ещё юная роковая «дама» Павла (Павла Мартинкова вспоминала, что Формана подкупили её пухлые губы).
Почти все актёры были непрофессионалами, изъяснялись своими словами, что создаёт сильный эффект всамделишности, который столь часто будут тиражировать впоследствии. Сердцевина фильма – субботний вечер танцев, занимающий четверть всего действа. Стеснённые в финансах авторы просто разместили объявление, что вход на вечеринку будет бесплатным, и разыгрывали свои сценки на фоне тех, кто пришёл. Результат оказался превосходным: пацанский обмен приветствиями 'Ahoj!” моментально стал в Чехии мемом (и остаётся таковым по сей день), а сам полудокументальный эпизод предвосхищает атмосферу «Нэшвилла» Роберта Олтмена, и это один из лучших комплиментов, которые только возможны в кино.
Фильм продолжается рядом других любопытных сцен, но уже не достигает прежнего уровня. Обратимся тем временем к его иному, политическому аспекту. «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», гласил знаменитый эпиграф к пушкинской повести. Форман основательно тяготился всякой несвободы, и бунт против неё станет лейтмотивом всего его творчества. Окружающая социалистическая действительность здесь маскирует свою недоброжелательность, но она ощутима: директор магазина санкционирует слежку за покупателями («мы должны их воспитывать!»), отец подглядывает за сыном и допытывается до каждой мелочи, а в его тягучем резонёрстве звучит больше неуверенности в будущем, чем заботы о неумелом отроке.
Ответственные товарищи, конечно, насторожились (в Союзе фильм был назван «упадническим»), но «Чёрный Пётр» нежданно выиграл главный приз в Локарно (у Антониони и Годара!), принёс стране валюту, и от Формана временно отстали. Он снимет в Чехословакии ещё две картины, но после Пражской весны 1968-ого поставит всё на карту эмиграции и в конечном счёте сорвёт банк: будет удостоен двух «Оскаров» и статуса классика при жизни. Разумеется, его американские фильмы – с большими бюджетами и настоящими звёздами – не чета снятым на родине со столь скромными возможностями. Но, думается, без этих камерных трагикомических зарисовок никакое громкое «подлинное» бунтарство не стало бы возможным.
23 ноября 2021
Не так давно я прочитал автобиографическую книгу Милоша Формана, в которой режиссёр рассказывает о своей жизни и о своих фильмах в частности. В книге нашлось место как его более новым работам, так и его старым работам. И конечно же, в книге присутствуют упоминания и о фильме «Черный Петр». Было довольно забавно читать моменты, на подобии: «Я снял фильм Чёрный Пётр, отправил на фестиваль. Ответа нет. Отправил на другой фестиваль. Ответа нет». А забавно потому, что на тот момент когда я читал это, я уже видел этот фильм. И драматичное Ответа нет объясняется не тем, что режиссёра не поняли, а тем что, извини Милош, но ты снял, мягко говоря, очень слабый фильм.
Думаю, главная причина по которой фильм, по моему мнению, получился плохим — это неопытность режиссёра. В фильме просто масса ненужных кадров и сцен. Ощущение, будто бы эти кадры снимали, сами не зная зачем… может быть хронометраж увеличить. Сама идея — показать разницу и конфликт старшего и младшего поколения, реализована непонятно как, ибо у фильма нет как таковой цельности и даже внятной структуры. Персонажам ни на секунду не веришь. Мне не понятны ни их действия, ни их характеры, а некоторые, да даже большинство, абсолютно не нужны сюжету, если он тут вообще есть, потому что порой, когда я смотрел, я задавался вопросом: «Тут есть вообще какая-нибудь связь, или это просто набор случайных сцен?». По итогу я убедился, что всё-таки второе. Диалоги слушать невозможно, ибо большинство из них также не имеет никакого смысла. Но самое главное — это концовка. Концовка тут просто «гениальная». Первый раз когда я увидел её, я не смог сдерживать свой смех. До сих пор иногда пересматриваю её, только чтобы посмеяться от всего абсурда. Такое ещё поискать надо. По итогу, если из фильма убрать все лишние сцены, лишних персонажей, и лишних диалогов, то останется минут 20—30 от силы. Минут 20—30 непонятной плохо снятой мути, но хотя бы не полтора часа.
«Чёрный Петр» для меня — фильм загадка. Потому что когда я смотрю такие фильмы как «Черный Петр» или «Бал пожарных», я не верю, что их снял тот же человек, что снял «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей». Не пойму я, что такого ёкнуло в Милоше Формане, что после того как он переехал из Чехословакии в Америку, он стал снимать, внезапно, очень хорошие фильмы. Кроме того, что кто-то объяснил ему, как правильно снимать кино, у меня пока что объяснений нет. В любом случае, я считаю, что один хороший фильм — стоит пяти плохих, а у Милоша Формана он не один, и за такие фильмы, как тот же «Пролетая над гнездом кукушки», я прощаю ему всю ту посредственность, что он наснимал в молодости, и говорю Милошу спасибо за его творчество.
2 из 10
13 февраля 2020
Первый полнометражный фильм Милоша Формана о проблемах взросления и кризисе отношений между молодыми людьми и обществом. Мечта старшего поколения любой страны: молодежь должны сразу включаться в работу, брать на себя ответственность, действовать по строго намеченному жизненному плану. И этот идеал, увы, не достижим.
17-летний Петр устраивается на работу охранником в магазин самообслуживания. Его отцу кажется, что молодой человек может сделать успешную карьеру, занимая места ушедших в декрет женщин. И да что сложного: незаметно следить за покупателями, одновременно доверяя каждому, но подозревая всех? Представителям старшего поколения это кажется очень простым дело. Но не Петру. Также сложно ему наладить отношения с девушкой, сверстниками, родителями. Старые связи уже порвались, а новые еще не появились.
Милош Форман позже вспоминал, что история «Черного Петра» началась с тоненькой рукописи, которую написал скульптор Ярослав Папушек, но не собирался публиковать. Форман узнал знакомый ему мир послевоенного поколения. Для постановки он пригласил непрофессиональных актеров. «Людям с улицы» даже не понадобился сценарий, чтобы произносить свои реплики, взятые из реальной жизни. На экране хорошо заметно, что бабушки, девушки, дедушки и прочие покупатели — это самые реальные люди, которые смотрят в камеру и стыдливо отводят глаза. Так оттачивалась «документальная» манера работы Формана, ставшая позже фирменным знаком режиссера.
«Что-то в твоем фильме есть. А что — непонятно. Вроде и говорить не о чем, но он оказывает какое-то странное воздействие», — говорили зрители более 50 лет назад, говорят и сегодня. Сам Форман на вопрос о главной заботе кино ответил: «Я думаю, что кино, как и литература, как и театр, всегда имеет одну и ту же задачу: взволновать человека, пробудить в нём чувства и мысли, которые обыденная жизнь имеет тенденцию заглушать».
7 из 10
7 января 2016
Милоша Формана можно назвать, пожалуй, самым известным чешским кинорежиссером, снявшим экранизацию романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Но его кинодебют был не менее тепло встречен кинокритиками в 60-ых. За ленту «Черный Петр» режиссер получил главный приз международного кинофестиваля в Локарно. Ну, не знаю, что тут разглядели критики. Я тут вообще ничего интересного не увидел для себя. Очередное кино ни о чем. Просто небольшой отрезок жизни главного героя и никакой идеи.
Чтоб правильно понять фильм, нужно начать с самого начала, то бишь с названия. Главного героя неспроста назвали Петром. Это такая игра слов, отсылающая зрителя к детской карточной игре, где проигравший считался неудачником, у которого на руках осталась карта Черного Петра. Вот главный герой и выглядит таким же недотепой. Работает он наблюдателем в магазине самообслуживания и следит, чтоб покупатели не воровали. Но со своей работой юноша справляется плохо, чем постоянно раздражает хозяина универсама. Нравится ему девушка, но ухаживает он за ней тоже неумело. Родители постоянно продолжают воспитывать уже взрослого парня. А что Петр? Он вообще ни рыба, ни мясо. Просто плывет по течению жизни.
Наверное, мне фильм не понравился, потому что меня раздражают такие слабохарактерные персонажи. Хронометраж у картины вроде небольшой, но неторопливое повествование и отсутствие хоть каких-то ярких событий делает киноленту Милоша Формана откровенно нудной. Для культурного развития можно, конечно, потерпеть, чтоб составить свое мнение о кинематографе 60-ых. Но как такое смотреть для удовольствия — не понимаю и вряд ли когда-то пойму. Не моё.
3 из 10
3 февраля 2015
Странноватый фильм. Местами он жутко смешной — особенно тот мальчишка-каменщик. Местами он лиричный — история любви Петра и его девушки. Даже немного было трагедии — небольшой эпизод с насилием над женщиной(не пугайтесь, ничего страшного, но все же факт есть факт). А уж основная мысль фильма должна быть понятна и близка молодым парням того же возраста, что и Пётр. Но я уверен, что мысль эта многими будет непонята, а все из-за подачи материала. Ты вроде бы в конце фильма понимаешь эту самую мысль на интеллектуальном уровне, а на эмоциональном она проходит мимо и потому воздействует лишь на 10 процентов от своего потенциала, а жаль, потому что идея потрясающая.
В целом неплохая ненавязчивая лиричная комедия. В целом не рекомендую, ну, наверное, только если вы интересуетесь фильмографией Формана.
26 августа 2013
Довольно неплохой фильм. По крайней мере, для тогда еще начинающего режиссера. Но немного скучный. Да, фильм интересен тем, что показывает молодого человека, пытающегося жить самостоятельно и его взгляды на жизнь, но его отец смотрит совершенно иначе и постоянно спорит с сыном. Поскольку эта проблема знакома очень многим, то интересно было посмотреть, как это покажет режисер. И мне понравилось. Довольно странно, почему такой хороший фильм не поминается при имени Формана, хотя, чувствуется разница с его более знаменитыми работами. После этого фильма Форман значительно вырос как режиссер. Актеры играют довольно неплохо, но я бы не сказал, что прекрасно. Музыка в фильме тоже довольно неплоха. Но уж очень скучный фильм… Если бы не имя режиссера, то я бы не вытерпел до конца.
7 из 10
24 мая 2010
Семнадцатилетний Петр устраивается на работу в магазин самообслуживания, проще говоря — универсам. Таким образом, делая свой первый шаг в жизни. Для социалистической Чехословакии его должность отличается невероятной продвинутостью — он следит за тем, чтобы покупатели не таскали из магазина продукты. Петра нельзя назвать эффективным работником. Он расслаблен и предается мечтаниям. Начальство на него сердится, родители тоже. Даже на танцах несчастному Петру не везет. Неужели ему нет места в этой жизни?
Эти переживания знакомы многим. Молодые люди в таком возрасте часто мучаются и не могут найти себя. Честность молодого Милоша Формана, его склонность к самостоятельным суждениям немедленно настроила власти против новоявленного «бунтовщика». Еще бы, ведь в своем дебютном фильме он приоткрыл тайну личности. С ее мечтаниями, поисками себя, попыткой пойти по-другому пути и быть не похожим на остальных, из-за чего вызывает ненависть общества в лице родителей, других молодых людей, активно пробивающих себе путь в «великое социалистическое будущее» и т. д.
Большую часть фильма Петр молчит, но именно в его молчании скрывается настоящая революция против социалистического строя с его постоянным контролем над каждым шагом любого члена общества. Фильм не зря получил приз за режиссуру на фестивале в Локарно, Милош Форман — уникальный человек и замечательный режиссер.
3 мая 2009
Восхитительный молодой Форман. Замечательный фильм о молодых людях, о вечном непонимании старого и нового поколений. Фильм, возможно внешне несколько затянутный, что придает ему свой особый шарм, стиль, манеру исполнения, будто фильм снят глазами молодого героя Петра, сквозь призму его внутренней пустоты и одиночества. Чудесная игра актеров (Форман в ранних фильмах брал в свои фильмы обычных людей, а не известных актеров).
И всё такое в фильме одинокое, грустное, совсем «свое», молодое и ненавязчивое.
Настоящий первый шедевр легендарного режиссера.
14 июля 2008
Какой-то особой глубины мысли, скрытых символов и зашифрованных идей я при просмотре данного фильма не обнаружил. Но картина, безусловно, интересна обращением к проблеме взаимоотношений полов и поколений, так сказать, в срезе Чехословакии начала 60-х годов.
Конечно же, при просмотре невольно сравниваешь этот фильм с произведениями советского кинематографа, наши фильмы, на мой взгляд», поживее будут, посочнее. «Черный Петр снят суховато, несколько отрешенно, эмоции отнюдь «не перехлестывают через экран». Хотя при такой подаче материала, картина и приобретает индивидуальность, с другими фильмами не перепутаешь, это уж точно.
7 из 10
1 марта 2008