Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Суд |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Аида Манасарова, Владимир Скуйбин |
сценарий: | Владимир Тендряков |
видеооператор: | Владимир Боганов |
композитор: | Александр Локшин |
художники: | Сергей Воронков, Ипполит Новодережкин |
монтаж: | Клавдия Москвина |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 июля 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
К Тендрякову я пришёл не сразу, а через… Ю. Нагибина. Да, был такой советский писатель-соцреалист. Честно писал о «борьбе хорошего с лучшим», а самом конце жизни, за четыре дня до смерти, принёс в редакцию свой дневник, из которого выходило, что все эти годы, «верный ленинец» держал в кармане жирную, увесистую фигу. Так вот, в этом самом дневнике, я обнаружил некое подобие некролога, написанного Нагибиным на смерть Тендрякова. Посетовав на тяжёлый характер покойного, маститый автор всё же признал Владимира Федоровича «настоящим русским писателем» и «большой утратой». Это меня заитересовало. Первое, что я прочитал- это «Корм для собаки». По стилю, это был исторический документ. И, одновременно, крик отчаянья разорённой и поставленной на край гибели безумной коллективизацией деревни. Следеющей мне попалась на глаза повесть «По ухабам». Тоже очень сильная антисталинская вещь, но уже с крепко сбитытым сюжетом, не дающим отложить чтение, до тех пор, пока не перевернёшь последнюю страницу. Ну, а потом, был «Суд». Вещь эта написана в манере критического реализма, лишь слегка загримированного под социалистический.
Ну, а когда я дошёл но пули, которая, в отличие от фильма появляется только в середине повевствования, сразу подумал:«Не может быть, чтобы по такому потрясающему сюжету не был снят фильм!» И, как оказалось, фильм на самом деле был снят. Но какой! Пуля там является буквально в первых кадрах. Понятно, что идея была ещё больше укрепить сюжет, вставить некий «сквозной элемент». Но, одновременно, этот ход придал сюжету некое детективное направление, которого не было в повести.
Появление же в кадре фельдшера Митягина, ещё больше укрепило это впечатление. В книге, он беззащитный простой человек… Да, да, тот самый Башмачкин из гололевской «Шинели», «маленький человек» русской литературы. Это он, в повести Тендрякова, оказался один на один с всесильной государственной машиной и позволил автору поднять глобальные этические вопросы и приняться за морализаторство. В фильме же он- «скользский тип», от которого всего можно ожидать, и на которого первого падают подозрения. Но, если этим шагом, авторы сразу загнали себя в тупик, то, выбрав на роль Дударева Олега Жакова, они фильм просто уничтожили. В повести, Дударев — личность далеко не однозначная. С одной стороны, лейтмотивом проходит мысль, что пользы обществу он может принести больше, чем какой-то бедолага, сельский фельдшер. С другой же стороны, опять что ли, «лес рубят- щепки летят»? И, до последней страницы, читателя мучают сомнения:«Кого предпочесть? Крепкого хозяйственника, который проложит железную дорогу и построит комбинат. Или, «маленького человека», который ради этого, на долгие годы сядет в тюрьму»? В фильме же, Дударев похож на чекиста из К/Ф «В шесть часов вечера после войны». Пронзительный холодный взгляд, военная выправка, непогрешимость. На этом фоне, комично выглядят следователи, которые держат его, подозревамого в убийстве(!), в курсе расследования и без конца с ним советуются. Но, апофеоз абсурда- это сам суд. Кстати, прочитав повесть, я не понял сколько дали Дудареву? В фильме же, его, убившего человека — вообще, не было на скамье подсудимых! Если обобщить, то вместо того, чтобы поднять важные этические вопросы, авторы, вначале, стали клепать детектив, а закончили панегриком очередному коммунисту. А Крючков? А что Крючков? Дай ему читать телефонную книгу- он и это сделает гениально.
7 сентября 2017
Фильм по одноименной повести Владимира Тендрякова.
Семен Тетерин не просто новая роль в творчестве Николая Крючкова, актер был готов к этому шагу, к этому открытию в себе. Крючков этой ролью приподнял потолок своего таланта. Это качественно новая ступень в его кинокарьере.
Сюжет вкратце таков: Во время охоты был убит человек, прохожий парень. Стреляли в медведя двое — Дудырев (О. Жаков), начальник стройки, человек сильный и по положению и по характеру, и Митягин (В. Кольцов), сельский фельдшер, скромный и безответный. Одна пуля попала в медведя, а вторая убивает проходившего неподалеку парня. Но вот кто убил человека? Чья пуля? При расследовании врач не должным образом исследовала труп медведя и не нашла пуля, сказала что мол пуля прошла на вылет. А вот Семен Тетерин снял шкуру и нашел пулю, маленький деформированный кусочек. Но вот здесь погорячился: он раскатывает ее сковородками, чтобы вернуть первоначальный вид и приложить к дулу ружья. И окажется, что в медведя попал…
Семен Тетерин — пожилой человек, проживший жизнь в святом неведении о ее противоречиях и сложностях. Он одинок, беден, но свою жизнь прошел честно и прямо. Правда, которую он узнал, перекореживает душу старого охотника.
В фильме у Крючкова мало слов, ведь он охотник и для него привычнее молчать. Поэтому когда Доната ему все «объяснил», на его лице выражение растерянности и в глазах горечь: выходит правда не одна, их много? Всю тяжесть, придавившую его, Крючков раскрывает до конца, используя тончайшие психологические средства. И вот суд. Никто Семену не смог помочь разобраться едина правда или множественна. Он чистый человек, чистой души, незамутненной совести, он суда совести не выдержит.
Охотник-медвежатник не раз встречавшийся со смертью в лесу и не выдержавшего встречи с противоречиями в жизни на людях. Одна из труднейших ролей Николая Афанасьевича Крючкова. Вся она построена на глубоких переживаниях, смене размышлений которые не выразить словами.
Фильмы Скуйбина, Чухрая и многих других режиссеров, давшие Крючкову возможность показать героев с многомерными характерами, утвердили его положение актера на все времена и на все роли.
10 из 10
24 декабря 2013