Полнолуние (1960)

Chaudhvin Ka Chand
Рейтинг фильма
Кинопоиск 5.1
IMDb 7.2
Описание фильма
оригинальное название:

Полнолуние

английское название:

Chaudhvin Ka Chand

год: 1960
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Нариман А. Ирани
композитор:
художники: Бирен Наг, Бхану Атайя
монтаж:
жанры: мелодрама, мюзикл
Дата выхода
Мировая премьера: 9 ноября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: Array
Длительность: 2 ч. 49 мин.
Отзывы о фильме Полнолуние

Действие происходит в городе Лакхнау в северной Индии, где процветает исламская культура. Двое из трех лучших друзей, которые живут в этом городе, влюбились в одну ту же женщину по имени Джамила, не осознавая, что...

Другие фильмы этих жанров
мелодрама, мюзикл

Отзыв критика о фильме «Полнолуние», 1960

Луноликая

«Не желай жены ближнего твоего…»

Знаменит и прекрасен город Лакхнау. Мало какой другой город Северной Индии мог сравниться с ним в колониальную эпоху по красоте мусульманской архитектуры, утончённости и изысканности нравов местной аристократии, их любви к поэзии, музыке, комфорту и роскоши, а также красоте во всех её проявлениях. Таким поклонником прекрасного, особенно в образе юной прелестной девы был один из богатейших навабов Лакхнау — Пьяре Миян (Рехман). Однажды, гуляя по весёлой многолюдной ярмарке он случайно увидел, как одна из закутанных с головы до пят в традиционную чадру женщин (Вахида Рехман) откинула вуаль с лица. И молодого человека, словно молнией осветило и громом оглушило. Такой несравненной луноликой красавицы он в жизни не видывал. Конечно, он женится только на ней и ни на ком ином. Вот только, чтобы посвататься нужно узнать, кто она, где живёт, чья дочь. А тут ещё матери Пьяре позарез нужно, чтобы он женился на дочери местного имама, оказавшего их семье неоценимую услугу. Хорошо, что у Пьяре есть лучшие друзья: Аслам (Гуру Датт) и Шайда (Джонни Уокер). Все трое знают друг друга с детства и готовы друг за друга в огонь и в воду. Вот пусть они и помогут Пьяре найти прекрасную незнакомку и устранить все помехи.

В 1959 году уже популярный и ценимый критиками режиссёр Гуру Датт пережил внезапный и страшный для него удар. Его любимое кинодетища, его Magnum opus, в который он вложил столько средств, сил и любви — Kaagaz Ke Phool/ «Бумажные цветы» катастрофически провалился в прокате. Беда принесла не только страшные финансовые потери для его кинокомпании, но подорвала душевные силы Гуру. Он был совершенно опустошён и дал слово, что больше никогда не будет выступать в качестве режиссёра в своих фильмах. И сдержал его. Его следующим проектом Chaudhvin Ka Chand/ «Полнолуние», призванным поправить пошатнувшееся финансовое состояние кинокомпании официально стал руководить М. Садик, имевший за плечами уже более 17 лет опыта работы в качестве режиссёра и кроме прочего будучи мусульманином, хорошо знавшего особенности этикета, образа жизни и мировоззрения своих единоверцев. Но с момента выхода на экраны и по сей день Chaudhvin Ka Chand считается фильмом именно Гуру Датта. Ведь он несёт на себе все те же характерные черты стилистики Гуру Датта, особенности изложения и подачи истории, технические приёмы и визуальные световые эффекты, что и предыдущие работы мастера. Да и все другие фильмы М. Садика, снятые как до, так и после «Полнолуния», включая даже весьма успешный Taj Mahal/ Тадж-Махал 1963 года, просто не сопоставимы по своей художественной ценности и сейчас смотрятся уже безнадёжно устаревшими.

Сюжет Chaudhvin Ka Chand увлекательный динамичный с уравновешивающими друг друга забавной комедией, красивой романтикой, глубокой драмой, бурными эмоциями, в напряжённые моменты переходящими в кипучие шекспировского уровня страсти, приправленный фирменными музыкальными номерами Гуру Датта, в которых слова песни являются продолжением диалогов или монологов героев, раскрывающих глубину их внутреннего мира и световыми эффектами. Интрига рождается и закручивается из недомолвок, неверного понимания и множества недоразумений, возникающих из-за распространённой в те времена в Серверной Индии традиции парды. Её суть заключается в практике полного затворничества девушек и женщин, дабы те смогли сохранить свою чистоту и целомудрие. Они обязаны заниматься домашних хозяйством, воспитывать детей и быть покорными отцу, мужу или братьям, а по достижении определённого возраста при выходе из дома обязательно носить чадру (паранджу) и даже на лица накидывать вуаль, которая не даёт возможности и глаза рассмотреть. Женщина не может общаться с любыми мужчинами, кроме своих родных и близких. Конечно, в таких условиях мужчины, особенно очень молодые будут очень желать хотя бы мельком увидеть лицо девушки из-под вуали. Но сделать им это очень сложно. С другой стороны, увиденное случайно одно лишь лицо прекрасной незнакомки, действительно могло не только разжечь в них страсть, но и внушить трепетное возвышенное чувство, вдохновить на стихи и песни. Весь фильм построен на увлекательной игре с накидками, вуалями, чадрами, занавесями, переодеванием и маскировкой, которые символизируют тонкие грани и сложности перехода от неверного, искажённого восприятия к ясному видению и пониманию.

Название Chaudhvin Ka Chand дословно переводится как «14-й день луны». Это за 1 день до Полнолуния, наступающего на следующий 15-й день лунного месяца. Полнолуние в индо-мусульманской культуре считается образцом совершенной красоты. Поэтому реальная женщина может быть лишь близка к этому совершенству, но не его полным воплощением. Chaudhvin Ka Chand в поэзии на урду — это юная красота, не достигшая ещё пика расцвета. Вахида Рехман в образе Джамили выглядит волшебным практически неземным созданием, которое по своему внешнему облику и духовным качествам так далека от реальных земных женщин. Именно поэтому её красота вдохновляет, окрыляет и в то же время сводит с ума обычных земных мужчин. Это зримое воплощение мечты о красоте, как гармонии слияния внутреннего и внешнего. Интересно ещё и то, что сама Джамиля, как и её мнимая соперница танцовщица Тамизан непросто красивее и моложе главных мужских персонажей, но и гораздо более, если не умнее, то как минимум проницательнее их. Занавеси, уловки, недомолвки и иносказания не могут ввести их в заблуждение. Они интуитивно не только чувствуют подвох, но догадываются, что именно происходит в душе мужчины, скрытое за внешней пеленою слов.

«Полнолуние» стал самым большим кассовым успехом Гуру Датта за всю его карьеру. В 1962 году он был показан в Москве на международном кинофестивале, на который приезжал и сам мастер. На ближайшие 10 с лишним лет он ввёл моду на жанр мусульманской социальной драмы в Болливуде. Популяризовал глубокое раскрытие тем любовных треугольников в сочетании с настоящей мужской дружбой, а также идею луноликой красавицы, как зримого воплощения возвышенного поэтического идеала чистой женственности. Безусловно те же самые идеи были положены и в основу не менее, если не более известного и популярного в Индии «Сангама» Раджа Капура. Но благодаря тому, что время и действие в нём перенесены в иную культурную среду, раскрываются они совершенно иначе и наводят на совсем иные мысли, чем здесь.

Суть дружбы в самопожертвовании. Чем больше жертва, тем сильнее дружба. Но нельзя приносить в жертву другого человека. Не получается быть безмятежно счастливым, если наше счастье причиняет боль кому-то из близких нам людей. Человеческие отношения во все времена и во всех культурах были сложны, запутаны и неоднозначны.

11 октября 2020

Мелодрама Полнолуние появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является М. Садик. Кто играл в фильме: Правин Паул, Фарида Джалал, Джонни Уокер, Тун Тун, Вахида Рехман, Рехман, Викрам Капур, Катхана, Indumati, Мумтаз Бегум, Гуру Датт, Зебунисса, Назир Кашмири, Пракаш, Мину Мумтаз.

Страна производства - Индия. Полнолуние — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2022 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.