Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я был спутником солнца |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Моргенштерн |
сценаристы: | Владимир Капитановский, Владимир Шрейберг |
видеооператоры: | Олег Самуцевич, Георгий Ляхович |
композитор: | Андрей Севастьянов |
художник: | Леонид Чибисов |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 мая 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
Советский зритель всегда сидел «на голодном пайке» в отношении космической фантастики. Так уж вышло, что за всё время с 1920 и включая 1959 год было снято 15 фантастических лент, из которых к космосу имели отношение всего четыре: «Аэлита» (1924), «Космический рейс» (1935), «Дорога к звёздам» (1957), «Я был спутником солнца» (1959). Имелась ещё одна лента, но вышла она на полгода позже — «Небо зовет» (1959). Вот и получается, что вся Вселенная для советского зрителя (за 30 лет!) уместилась в четырёх картинах.
Объяснение этому есть: до середины 30-х годов на первом месте стояла Мировая революция и подъём народного хозяйства до небывалых ранее высот. С середины 30-х начались «чистки», и в этот период едва ли кто-нибудь взялся за звёздную тему. Лишь со старта нашего спутника в 1957 году кино открыло широкую дорогу к звёздам, хотя первая группа для изучения реактивного движения была создана в СССР ещё в 1931 году. Разумеется, при том уровне секретности, никакие «намёки» не могли просочиться на киноэкраны. Таким образом, на момент открытия космической эры, отечественный зритель не мог похвастаться обилием сюжетов на волнующую тему.
Писатели-фантасты в какой-то степени компенсировали этот «эмоциональный» голод: именно в те годы стартовала знаменитая серия «В мире фантастики и приключений». А теперь попробуем разобраться, кто снял ленту «Я был спутником солнца». Виктор Викторович Моргенштерн в 1928 году окончил Московский университет. В кино начал работать с 1924 года сначала на студии «Госкино», затем «Совкино» как ассистент режиссёра, с 1930 года стал режиссёром студии «Культурфильм», с 1934 года работал на Московской студии научно-популярных фильмов, затем «Центрнаучфильм». После ряда кинокартин этнографического характера в декабре 1931 года начал работать в кинохронике, с 1932 года делал выпуски киножурнала «На страже СССР». Ставил фильмы самых разных жанров — художественные, документальные, видовые, учебные, научно-фантастические.
Теперь о сценаристах. Владимир Евгеньевич Капитановский, сценарист, режиссёр-документалист, окончил сценарный факультет ВГИКа (1950). Работал на «Моснаучфильме». Автор сценариев для игрового и научно-популярного кино, несколько фильмов создал в соавторстве со своим другом — кинорежиссёром Самсоном Самсоновым. Владимир Фёдорович Шрейберг, участник Великой Отечественной войны, работал механиком авиавооружения в действующих авиачастях. В 1951 окончил сценарный факультет ВГИКа. Сценарист, писал песни на свои стихи. Теперь становится понятно, что опыта игрового кино ни у кого из трёх создателей не было. Не знаю, какое Н/Ф произведение и какого писателя легло в основу сценария. Скорее всего — это собирательный образ. Чтобы понять и оценить фильм, нужно, прежде всего, вспомнить царившую в те годы «космическую эйфорию»: в 1957 году стартовал первый советский спутник. ПЕРВЫЙ! Разумеется, на таком фоне и фильм создавался воодушевляюще-восторженным.
Фабула истории о неких непроницаемых для радиоволн участках — всего лишь дань Н/Ф содержанию. Главное и приоритетное здесь — человек. Человек новой эпохи, новой формации — НОВЫЙ человек. Поэтому в картине столько патетики и высокопарности. Что же касается технической стороны картины, то она для того времени на очень и очень достойном уровне. Касается это и антуража корабля, и изображённых «видеофонов», и полёта обезьянки. Анимация прекрасно заменила нынешнюю компьютерную графику, сумев передать главное — невыразимую сказочность космического пространства в целом и нашего светила — Солнца — в частности.
Разумеется, судить фильм с сегодняшней точки зрения, по меньшей мере опрометчиво — то же самое, как ругать жителя 17 века за его «старорусский слог». Фильм — продукт своего времени. Времени непростого, но — восторженного, когда люди жили не столько сегодняшним днём, сколько — завтрашним. И это правильно, потому что картина, прежде всего, — о мечте. О мечте, что человек обязательно когда-нибудь станет не простой частичкой солнца (оно и сейчас — в каждом из нас), человек станет спутником нашей звезды, — спутником, с которым никогда не нужно расставаться…
26 января 2016
Фильм — одна из первых советских фантастических постановок. Тогда возможности советского кино если и отличались от таковых какого-нибудь Голливуда или Гомона, то в лучшую сторону. Неудивительно — Советский Союз в те годы был бесспорным лидером космической гонки, и потому консультанты обеспечивали реалистичную картинку — что для фантастики исключительно важно.
Сам фильм посвящен гипотезе существования в Солнечной Системе участков, непроходимых для радиоволн. Над научной фабулой надстроен героический сюжет, приправленный мелодрамой. Очень интересны интерьеры — как полвека назад представляли будущее. Видеомагнитофоны, скафандры, ракеты, экваториальные спутники, транслирующие телепрограммы…
Игра актеров соответствует времени. Хорошая дикция, склонность к театральности, но система Станиславского работает.
Ценителям фантастики остается только вздыхать: умели же когда-то люди и дело делать, и мечтать.
20 ноября 2010