Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На краю лезвия |
английское название: |
The Razor's Edge |
год: | 1946 |
страна: |
США
|
слоган: | «Hunger no love . . . woman . . . or wealth could satisfy!» |
режиссер: | Эдмунд Гулдинг |
сценаристы: | Ламар Тротти, Дэррил Ф. Занук, Уильям Сомерсет Моэм |
продюсер: | Дэррил Ф. Занук |
видеооператор: | Артур Ч. Миллер |
композитор: | Альфред Ньюман |
художники: | Ричард Дэй, Нэйтан Юран, Томас Литтл |
монтаж: | Дж. Уотсон Уэбб мл. |
жанры: | мелодрама, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 ноября 1946 г. |
на DVD: | 17 декабря 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
Изабель и Ларри влюблены, следующий логичный шаг - свадьба, к которой мужчина как будто не спешит. Поэтому девушка берет инициативу в свои руки, но Ларри сообщает, что концепция семейной жизни его не устраивает, он не хочет работать и двигаться по стандартному пути, он должен найти себя, найти собственную стезю и ответы. Ведь его отношение к существованию поменялось после того, как друг на войне отдал за Ларри жизнь.
У команды получилось сохранить и передать атмосферу того времени, это радует. Приемов гостей и светской жизни меньше, чем в оригинале, но экранный Эллиот в одиночку доносил лицемерие и ложные ценности высшего общества. Вообще понравился подбор актеров, хоть у Моэма внешности были разнообразнее.
А самого писателя как раз отдалили от зрителя, хоть он и появился на экране: в книге автор ведет рассказ и является закадровым наблюдателем и субъективным судьей, в фильме же акцент на любовной линии, что для кино, наверное, даже логично.
Многие моменты опущены, некоторые, наоборот, добавлены, это было интересно, правда, слегка сумбурно. Ларри показан менее загадочным, да и погружение, раскрытие личностей и мотивов поверхностнее. Не могу назвать это минусом, все же разные форматы. Тем более, главные идеи и посыл Моэма переданы, так что картину 1946-го считаю неплохой экранизацией, не заменой, но достойным знакомством с историей через фильм.
23 сентября 2023
Со многими людьми случалось такое, что они долго искали свой смысл жизни, искали свое призвание, ответы на вопросы, которые могли предопределить путь дальнейшей жизни. Будучи в поисках, человек находится на краю лезвия, поскольку он может либо упустить важнейшую для себя деталь, либо посвятить этим поискам большую часть своей жизни. Но обретя смысл, человек будет уверенно идти по жизни. Такая идея лежит в основе философской драмы «На краю лезвия».
Синопсис США, начало 1920-х. Америка подходит к своему экономическому буму. Однако молодого человека по имени Ларри Даррелла это нисколько прельщает. Мечтая найти свой путь в этой жизни, Ларри разрывает помолвку с его возлюбленной Изабель Брэдли и отправляется в странствия по миру. Проходят годы, Ларри возвращается, обнаружив, как сильно изменилась жизнь его знакомых, нуждающихся в помощи.
Фильм отличается яркой и поистине талантливой игрой актёров. Прежде всего, хотелось бы отметить исполнение Тайрона Пауэра в роли Ларри Даррелла, предприимчивого молодого человека, который не побоялся пойти наперекор установленным высшим обществом правилам, чтобы найти свое место в этом мире. Также очень понравилась игра Энн Бакстер в роли Софи МакДональд, женщины в трагической судьбой, которая сама нуждалась в поддержке со стороны такого человека как Ларри, но была предана близкой подругой. Наконец, стоит отметить Клифтона Уэбба, сыгравшего роль Эллиота Темплтена, дяди Элизабет, классического сноба из высшего общества, который привык к тому, что весь мир должен плясать под его дудку.
Режиссёр Эдмунд Гулдинг как бы объединил в фильме историю поиска человеком своего места в этом мире и линию о противостоянии мира высшего общества с миром обычных работяг. Центральной точкой всех этих перипетий становится молодой человек Ларри Даррелл. Режиссер дает зрителю ясно понять, что Ларри — не избалованный юноша, а умный не по годам мужчина, которому осточертело жизнь по установленным правилам, не являясь самим собой. Поэтому режиссер и отправляет главного героя в поиски самого себя. Параллельно режиссер демонстрирует немного банальную любовную историю между Ларри и его любовью Изабель, которая после отъезда Ларри вышла замуж за другого, хотя всего знала, что будет любить только Ларри.
Как уже было написано выше, в центре сценария картины находится судьба молодого человека Ларри Даррелла, мечтающего обрести смысл жизни. Он готов разорвать помолвку, чтобы отправиться в странствия по миру, после чего он находит себе призвание помогать людям. Параллельно с этим мы видим любовную драму, закрученную его бывшей возлюбленной Элизабет, не готовой отпустить Ларри. Ради него она предает свою близкую подругу Софи, которой и так пришлось пережить настоящий кошмар, после того как она потеряла мужа и дочь. Ларри, мечтающий помочь Софи вернуться к нормальной жизни, готов жениться на ней. Однако жестокий поступок Элизабет приводит к трагической развязке, которая ставит точку в истории Ларри Даррелла.
Итог «На краю лезвия» оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, он может показаться примитивным и чересчур романтичным голливудским кино. С другой стороны, он затрагивает важные вопросы человеческого бытия, да и история, разворачивающаяся в сюжете, отнюдь не банальна и проста, а полна трагизма и неожиданных, но вполне справедливых поворотов. Поэтому я рекомендую данную киноленту к просмотру.
8 из 10
21 августа 2016
Пусть этот фильм и может показаться затянутым, зато он предлагает искрометную нелинейную структуру. Только настроишься на банальное развитие ситуации, как сразу действие сворачивается в спираль и предлагается нечто кардинально иное. В такое проекции сама смена событий не менее информативна, нежели сами действия. К примеру, элегантный переход от нравственных исканий вернувшегося с фронта мужчины оказывается шокирующим, ибо зритель неожиданно оказывается в горных вершинах и становится свидетелем бесед героя с мудрецом-отшельником, заботливо обозначенном в сценарии как Святой. Таким же неожиданным оказывается и финал. Неожиданное перемещение на много лет вперед во времени и фактическое отсутствие базовой информации о том, что стало с главным героем (где работает, где живет и т. д.) перекрывается демонстрацией его внутреннего мира. Нам покажут развязку одной давнишней и обозначенной в фильме интриги, которая не могла не повлечь усиленного чувства вины. Однако, как красивы размышления и поступки героя.
Тем самым, Эдмунд Гулдинг приближает фильм к парадигме Мишеля Фуко (еще не написавшего к тому времени своих самых значимых работ) в которой не имеет значения номинальная сущность субъектов. Важно — какие они. Как они реагируют на все эти страсти. В этом изучении бытийности проскальзывают заслуживающие самой высокой оценки сцены. К ним можно отнести спонтанное соблазнение Соммерсетом Моэмом жестокой и целеустремленной красотки (Джин Тирни). Беседуя о ее любимом человеке опытный мужчина без особого труда переключает внимание на обсуждение преимуществ красавицы, детально проговаривая самые неожиданные аспекты, достигает легкой победы и делает паузу. Впрочем, не будем обсуждать соответствие этого момента с ориентацией Моэма, ведь в этом фильме есть и много других, менее пикантных, но безусловно требующих внимания моментов. Даже слабая игра Тирни, очевидно скованной рамками либо режиссерских установок либо своего равнодушия не может ничего изменить.
Здорово
7 из 10
26 февраля 2015
Иногда просто невозможно не удивляться «мастерству» наших кинопрокатчиков, которые любят перековеркивать названия фильмов, дабы придать им излишнюю рекламную ценность и оберточную героичность. Так и получилось с драмой «The Razor`s Edge», что с английского языка — острие лезвия. Однако прокатчики ее с легкой руки окрестили «На краю лезвия».
Итак, «The Razor`s Edge» является экранизацией одноименного романа Сомерсета Моэма. К сожалению, мне пока не довелось данное произведение Моэма. Поэтому я могу судить о художественной наполняемости фильма лишь по постановочным особенностям (досадно пропуская самую главную составляющую, которая приближает фильм к роману — сценарную часть).
Самое интересное, что привлекло меня уже в начале картины, так это присутствие самой фигуры Моэма. То есть, не просто включение закадрового голоса, а наличие «живого» актера, играющего писателя, как это было, видимо, расписано в самом романе. И Херберт Маршалл («Маленькие лисички») создал очень тактичный и вдумчивый образ. Феерической игры от него никто и не требовал (так как Моэм был второстепенной фигурой в своем романе). Но именно по игре Маршалла я представил себе, каким человеком был писатель.
Образ писателя хоть и не является главным (а, может быть, и вовсе третьестепенным), но именно от его лица идут некоторые важные факты. Именно он представляет зрителю главного героя своего литературного детища — Ларри Даррела — человека, как считает сам Моэм, великого, повлиявшего на ход жизней окружающих его людей. Думаю, что с помощью цитат героев, можно подойти к характеру каждого из них (и приблизиться к первоисточнику):
«Ты спрашиваешь себя — кто я такой? Не проще ли пойти протоптанным путем и послать все на самотек?» (Ларри Даррел). Для Лоуренса «Ларри» Даррела, прошедшего через огонь Первой мировой, такие вещи, как — деньги, офис, акции, знатность — пусты. Ему не важно, что его невеста желает жить при хоть каком-то обеспечении, иметь хороший дом, ходить в хорошие рестораны. Ему не важно, что ее дядя считает его безуспешным и никчемным человеком. Ларри хочет учиться, путешествовать, помогать людям. Для многих, такой типаж человека покажется слишком бездельным и не в меру романтичным. Но это не так. Ларри желает познать суть своего внутреннего мира. Что он по-настоящему хочет. Он ищет себя, ищет и ищет. И как человек умудренный жизнью, будет искать себя всегда. Ему по силам излечить от психоза и алкоголизма дорогих ему людей — Софи и Грэя — соответственно. Ему по силам любая работа — должность рабочего на судне, труд в шахте, изучение и применение медицины. Но он никогда не возьмется за то, что ему не по душе. Он будет любить женщину, так и не сказав ей, что не любит ее. И как потом скажет Моэм — «… Ларри нашел то, что все мы ищем, но не каждый из нас это найдет… Доброта — могущественнейшая сила в мире! И он обладает ей». Но стоит ли ориентироваться в наше время на такую личность как Ларри? Думаю, что стоит. Только это должен сделать каждый по-своему. Что же касается актера, сыгравшего Ларри — то у Тайрона Пауэра, на мой взгляд, это была лучшая роль в карьере (странно, что его даже не номинировали за нее на Оскар). Ему удалось перевоплотиться в философскую фигуру, человека мыслящего. А ведь (ну, это насколько я припоминаю…) доселе в его послужном списке были роли однотипных мачо («Знак Зорро», «Кровь и песок») или комедийных ловеласов («В старом Чикаго», «Рэгтайм банд Александра»). Пусть Пауэр сыграл немного неэмоционально и монотонно, но диалоги из его уст были крайне убедительными и разумными.
«… а к 1930-му году наша страна будет самой богатой державой в мире» (Изабэль Брэдли). Для Изабэль мужчиной жизни является Ларри. Но она его не любит… она его просто желает. Если честно, то Джин Тирни в роли своей Изабэль просто раздражала меня. Однако в чем минус ее героини, в том и плюс. Изобразить глупую, избалованную девчушку, с вдавленными в ее душу, дядиными стереотипами: «сейчас мир прогрессирует», «наша страна будет к 30-му году самой богатой», «как на это посмотрит…». Вот и все, что запрограммировано в нашу героиню. А вот злоба — так она от «жира»! Особенно впечатляющ лукавый взгляд Ларри в последней встрече с Изабэль. Типа; «у тебя есть муж и дети… но ты так и не повзрослела». И, даже слова Ларри о том, что именно Изабэль погубила Софи, не вникли полностью в пластмассовую душу Изабэль.
Софи — самый тяжелый и трагичный персонаж. И Энн Бакстер отлично сыграла свою роль. И за это она вполне заслуженно получила Оскар и Золотой Глобус. Именно ее персонаж, единственный, кто совершил и физическую, и духовную мощнейшую трансформацию в течение всего фильма. Из примерной женщины — доброй жены и заботливой матери, она после гибели мужа и дочери превращается в алкоголичку. Мы видим на экране уже две Энн Бакстер — хоть и красивые, но очень уж «разобранные».
«Странно, что у молодого человека нет вечернего костюма» (Эллиотт Тэмплтон о Ларри Дарреле). Эллиотт — настоящий сноб. Он не видит в людях души. Он ненавидит Лари за то, что он не зарабатывает на акциях, не имеет особняка, не происходит из богатого рода. Его вычурные действия смешны и забавны. Он гордится выдуманным родовым гербом, навряд ли существующим особняком на Ривьере. Он просто… оболочка. Но это он лишь поймет на смертном одре. Клифтон Уэбб вписался в свой полукомический образок. По большей части, он меня тоже раздражал, как и его племянница — героиня Джин Тирни. Но вот «сцена со смертью» получилась у Уэбба очень яркой и какой-то неординарной. Может, и не зря его на Оскар номинировали и Золотым Глобусом наградили.
Вкратце отмечу очень хорошие второплановые образы у Люсиль Уотсон (сыграла добрую всепонимающую мать Изабэль) и Джона Пэйна, долго не выходившего, как и Пауэр, из комедийного жанра («Серенада солнечной долины», «Школа свинга»).
Режиссер Эдмунд Гулдинг, славившийся своими салонными трагикомедиями (например, «Гранд Отель»), соткал очень сильную многообразную философскую драму.
P.S.: если кто-то говорит вам, что вы, дескать, не такие как все, идете не по правильной дорожке. «Кто ты по жизни?», «Ты — бестолочь!» и т. д. Выслушайте их. Но особо не слушайте. Может, они и сами идут неправильными дорогами?! «Счастье идет изнутри» — как сказал индийский мудрец, к которому однажды пришел Ларри. А они, эти люди, ровно, как и некоторые герои сего фильма, видят ложное счастье снаружи. И это счастье, рисуемое другими людьми, не может быть твоим…
10 из 10
8 мая 2012
Шикарный фильм, невероятно точный кастинг. Образы героев до того ожившие, что просто не верится. Великолепный Тайрон Пауэр в роли Лари именно такой, каким я его и представлял — не лишен обаяния, с хорошими манерами, удивительной улыбкой, сладкой как мед и таинственным внутренним спокойствием. В нем столько же привлекательного сколько и у Лари: какая-то скромность, мягкость, дружелюбие, искрящиеся глаза. Его невеста, Изабелла, не менее правдоподобно сыгранная Джин Тирни — вначале это юная, пышущая здоровьем и красотой, приятная милая девушка. В средине это утонченная, грациозная леди, полная шика и лоска, приземленная, но импульсивная и коварная. Еще очень достоверно получился дядя Изабеллы — Элиот. Такого напыщенного сноба вряд ли сыграл бы кто-то лучше, нежели блестящий Клифтон Уэбб. Хорошо получилась и Софи — Энн Бекстер за эту роль получила Оскар.
В целом, я очень доволен этой экранизацией, достоверным получились все, и тем кто не читал роман Моэма, вкратце скажу, что режиссер очень старался передать атмосферу, хорошо прописал образы, ничего не упустил, ни одного нюанса — герои разговаривают фразами из книги, прямо таки абзацами.
Конечно, есть и минусы. К ним можно засчитать то, что например ни кадра нет о том, как Лари после Парижа отправился работать в угольную шахту, затем побывал в Германии, батрачил в селах, ухаживал за коровами, свиньями, собирал вишни и ходил в залатанной рубахе, занимался на сеновале любовью с хозяйками, лет на двадцать его старше. Также в фильме ничего нет о Сюзанне Рувье (которой Моэм посвятил половину четверной главы), а кочевой образ жизни, который Лари вел 10 лет (Китай, Индия, Бирма, Испания) представлен 20 минутной сценой разговоров Лари и каким-то индийским мудрецом, жившим во дворце. Это пожалуй единственное, что вызывает недоумение, но это смело можно промотать. Ведь дословные экранизации — это дурь для школьников, которым лень читать.
5 октября 2010
Фильм является экранизацией литературного произведения Сомерсета Моэма.
Лари обаятельный молодой человек, который ищет ответы на многие вопросы, касающиеся жизни. Его не прельщает высший свет, куда он мог войти, женившись на Изабель. Поэтому он отправляется в путешествия, в поисках себя. Изабель, же любя Лари, не готова жить с человеком, который не определился в жизни и поэтому выбирает более богатого мужчину, которого не любит. Судьба будет сталкивать еще много раз этих двух людей…
Отличительной чертой книги являлось, то, что Моэм ввел себя в повествование, как второстепенного персонажа. В фильме его герой тоже присутствует.
Расписывать перипетии этого фильма очень долго, да и не нужно. Думаю любителям классического Голливуда фильм придется по вкусу.
Фильм был отмечен премией «Оскар» за женскую роль второго плана (Энн Бэкстер) и номинирован в трех категориях (фильм; мужская роль второго плана (Клифтон Уэбб); работа художника (ч/б фильмы).
24 мая 2010