Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большие надежды |
английское название: |
Great Expectations |
год: | 1946 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «From the Vivid Pages of Charles Dickens' Masterpiece !» |
режиссер: | Дэвид Лин |
сценаристы: | Чарльз Диккенс, Энтони Хейвлок-Аллан, Дэвид Лин, Сесил МакГайверн, Рональд Ним, Кэй Уолш |
продюсеры: | Энтони Хейвлок-Аллан, Рональд Ним |
видеооператор: | Гай Грин |
композитор: | Вальтер Гёр |
художники: | Джон Брайан, Уилфред Шинглтон, Софи Дивайн, Эрик Блейкмор |
монтаж: | Джек Харрис |
жанры: | мелодрама, драма, приключения, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 350000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 декабря 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Чарльз Диккенс по праву считается величайшим английским писателем после Уильяма Шекспира. Его творчество порой относят к вершинам эпохи реализма. Для отечественного читателя он может быть знаком по таким знаковым произведениям, как «Оливер Твитс» и «Дэвид Коперфильд». Да в принципе у многих имя Диккенса ассоциируется с детской литературой. Однако, конечно, в его творчестве присутствовали более зрелые романы, например, как «Большие надежды», который экранизировался более семи раз, но самой достоверной многими критиками считается британская кинолента конца 1946-го года.
Синопсис В сельской глубинке юго-восточной Англии живет мальчик по имени Пип. Его родители умерли, когда он был еще совсем маленьким, и теперь его воспитывает его взбалмошная старшая сестра, которая время от времени поколачивает мальчика. Пипа, как может, защищает супруг сестры Джо Гарджери. Однажды во время визита на могилу своих родителей Пип случайно натыкается на беглого каторжника, который под страхом смерти потребовал от мальчика принести ему еду и напильник, чтобы срезать кандалы. Напуганный Пип тайком собирает узелок и передаёт посылку каторжнику, не предполагая, как этот поступок изменит его жизнь.
Игра актёров Фильм отличается участием настоящих звезд британского кинематографа. Джон Миллз сыграл взрослого Пипа, молодого джентльмена, жизнь которого представляет собой череду удивительных случайностей, которые подарили герои как радость, так и горе, но при этом сам он, несмотря ни на что, сумел сохранить доброе сердце. Валери Хобсон сыграла роль взрослой Эстеллы, первой и единственной любви Пипа, которая, сама того не предполагая, стала орудием своей тети, фактически сломавшей своей племяннице жизнь. Бернард Майлз великолепно сыграл роль Джо Гарджери, доброго великана, сильного телом, но слишком слабого своим характером. Финлэй Карри сыграл одну из ключевых в общей сюжетной канве героев Мэгвича, того самого беглого каторжника, изменившего жизнь главного героя. Наконец, следует упомянуть Мартиту Хант в роли мисс Хэвишем, пожилой леди, когда-то преданной своим женихом, и которая пожертвовала собственной жизнью и жизнью своей племянницы ради мести всем мужчинам на Земле.
Режиссура Дэвид Лин считается одним из величайших британских режиссеров. Всё-таки именно в его честь названа номинация за режиссуру у премии BAFTA. В случае с «Большими надеждами» у Дэвида Лина получилась очень сильная киноадаптация, в которой он решил показать тесную взаимосвязь между человеком и окружающим миром. Перед зрителем разворачивается история маленького человека, который не обладал высоким умом, сильным характером, достойными манерами. Его единственной сильной стороной было доброе сердце. При этом, несмотря на перипетии, которые происходят в его жизни, главный герой не сдается и не останавливается на месте, а продолжает двигаться вперед и за любовь вступает в полноценную борьбу, в которой одерживает победу.
Сценарий Помимо прочего «Большие надежды» является наиболее достоверной экранизацией одноименного романа. Конечно, в сюжете фильма присутствуют определенные огрехи и несоответствия содержанию, но всё это лишь незначительные мелочи, нисколько не нарушающие общую сюжетную канву. Само действие ведется от лица главного героя по имени Филипп, или Пип, как он себя назвал в детстве, т. к. не мог выговорить свое имя целиком. Пип живет в сельской глубинке на юго-востоке Англии. Его родители умерли, когда он был еще крохой, и мальчик остался на попечении своей старшей сестры. Старшая сестра – ужасный человек, унижающая мужа Джо Гарджери и колотящая Пипа. Сюжет фильма начинается с того, что Пип посещает могилу своих родителей. Внезапно он натыкается на беглого каторжника Мэгвича. Тот требует от мальчика принести ему утром «жратвы и напильник», иначе вырежет и съест его сердце и печень. Напуганный Пип, несмотря на строгое поведение сестры, тайком собирает узелок и приносит Мэгвичу. Тем не менее, Мэгвич всё равно попадает в руки полиции, но не выдает мальчика, а напротив, спасает себя, беря на себя вину за кражу еды и инструментов. После Пип попадает на услужение старой мисс Хэвишем, которую когда-то обокрал и бросил жених прямо в день свадьбы, после чего та посвятила свою жизнь одинокому томлению в свадебном наряде среди запылившихся и покрытых паутиной украшений. Пип должен был стать компаньоном для её племянницы Эстеллы, которая стала орудием в руках мисс Хэвишем, т. к. та должна соблазнять мужчин, а потом разбивать им сердца. Так, Эстелла поступает и с Пипом. Проходят годы, Пип взрослеет, и внезапно к нему является адвокат мистер Джеггерс, который заявляет, что у Пипа есть покровитель, который обеспечит его всем необходимым, чтобы тот вышел в люди. С этого момента жизнь Пипа меняется кардинальным образом, потому что он из селянина превращается в аристократа, не предполагая, кто скрывается за маской тайного покровителя.
Итог «Большие надежды» - сам по себе фильм неплохой, хотя современному зрителю может показаться немного запутанным и скучным. Просто в сюжете фильма, как и романа, происходит ряд, на первый взгляд, не связанных друг с другом событий. Однако в ходе развития сюжета становится понятно, что все взаимосвязано и вело к тому, к чему привело. Поэтому рекомендую к просмотру.
11 февраля 2022
Роман Чарльза Диккенса «Большие надежды» не раз был экранизирован. Например, я смотрел, так называемую, осовремененную версию данного произведения, которую поставил Альфонсо Куарон, после чего собственно начал читать книгу, но к своему стыду, будучи еще школьником, так и не осилил ее, но прочитал больше половины. В частности версия конца 90-х мне пришлась по душе. Сам сюжет был интересным, Гвинет Пэлтроу и Итан Хоук отлично смотрелись, а об идейной подоплеке, задуманной Диккенсом я как-то тогда и не задумывался.
Теперь я решил посмотреть старую экранизацию, поставленную мэтром британского кино Дэвидом Лином. И надо сказать, в этой экранизации Диккенса чувствовалось больше, как никак, Лин все же следовал оригиналу не перенося действие романа.
Анатомируя поведение главных действующих лиц, то больше конечно поддается анализу, лично у меня, Мисс Хэвишем. Ее героиня как открытая книга и все ее поступки легко проанализировать. Дальше легко раскрывается Эстела, хотя подбор актрисы на эту роль явно вызывает сомнение, хотя в 40-х были конечно же другие каноны. Может Диккенс вообще представлял вариант «по хуже» чем экранные реинкарнации данной героини. А вот загадкой для меня остался образ Пипа. Лин не стал делать упор на амбициозность и эгоистичность парня, а показал, опять же таки, как мне показалось, как «алмаз неограненнный» который все пытались использовать по своему усмотрению. Что ж, наверное, такой Пип даже лучше смотрится.
В общем, у Лина получилось хорошее повествование, которое заняло достойное место среди британской и мировой киноклассики.
Фильм был удостоен двух премий «Оскар» (работа оператора (ч/б фильмы), работа художника (ч/б фильмы) и номинирован еще в 3-х категориях (Лучший фильм; режиссер (Дэвид Лин); адаптированный сценарий).
14 мая 2010
Как мне не нравится, когда меняют конец произведения. Понятно, что с оптимистичным концом лучше, но смысл же меняется кардинально! Смысл романа был в том, что не деньги и положение в обществе главное и нельзя отказываться от своих близких ради эфемерного счастья — а тут всё с ног на голову…
Если не вдаваться в подробности о том, что очень много вырезано и смысл произведения опять же поменялся, то можно сказать, что картина удачная. Почти удачная.
Меня, например, очень покоробило, что 20-летних юношей играли 40-летние мужчины. За это сильно цеплялся взгляд, мозг пытается заставить себя думать, что ему 20, а видишь мужчину с морщинами….
В общем, я поставила 8 из 10 — за то, что красивый ретро-фильм.
Но как экранизация романа — это 3 из 10, к сожалению.
6 августа 2009
Каждый раз, после просмотра очередной ретро экранизации, чувство непреодолимой тоски начинает настойчиво царапать душу. Действительно, умели же когда-то давно создавать виртуозные сценарии, хронометраж снятого по ним фильма не превышал двух с половиной часов, при этом он учитывал все идейные тонкости легендарного творения (не берем в расчет бездарную «Войну и мир» 1954 года). В результате зритель смотрел сформировавшуюся и цельную картину, нисколько не ущемляющую права первоисточника. Не трудно догадаться, что «Большие надежды» — тот самый случай. Фильм, производство которого протекало в атмосфере кропотливого и скрупулезного труда, Дэвид Лин холил и лелеял каждый этап создания ленты, получив при этом результат — максимум. Небольшая поправка — голливудский максимум 1946 года. Сделаем скидку на время, закрыв глаза на весьма однообразный музыкальный ряд, кукольных коров и чересчур эмоциональную игру, очень точно характеризующую рамки эпохи.
Повествование романа «Большие надежды» ведется от лица Филиппа Пиррипа, с детства в шутку называемого Пипом. Пип, которого никогда не тяготил собственный социальный статус, был сиротой, жил с сестрой и её мужем Джо, собираясь посвятить себя ремеслу кузнеца. Знакомство главного героя со старой девой мисс Хэвишем и её юной воспитанницей Эстеллой в корне меняет судьбу мальчика, он твердо решает стать настоящим джентльменом, стремясь завоевать сердце неприступной и холодной Эстеллы.
Признаться честно, разочаровал выбор актеров на главные роли. Согласитесь, немного странно, когда двадцатилетнего юношу играет тридцати восьмилетний мужчина. Работа Джона Миллса не дает основания для порицаний, но в целом воссозданный образ весьма и весьма далек от того наивного, но все же честного и благородного Филиппа Пиррипа. Зритель, не читающий одноименный роман Чарльза Диккенса, никогда не поймет причину, по которой Пип полюбил Эстеллу. Эстелла — ряд острых противоречий, девушка, чью душевную пустоту не желают замечать за недосягаемым великолепием внешности. Валери Хобсон лишена всепоглощающего очарования своей героини, она не достаточно хороша, не соответствует общепринятым понятиям красоты, она не ослепляет и не поражает, она слишком проста и бесцветна.
Поверх неизменного отпечатка диккенсовского альтруизма выложен обильный слой голливудского лоска, присущего практически всем картинам той поры. Чарующая, пронзительная и вместе с тем наполненная серыми красками городских трущоб атмосфера, неукоснительно сопровождающая основные перипетии героев, постепенно идет на убыль. А ведь именно это и ценят в романах английского классика, и именно на этом строится вся паутина действия.
Но, несмотря на это, творение Дэвида Лина — величайшее явление калейдоскопа кинолент, оно сберегло и защитило основные традиции своего времени, одновременно став и новатором, и приверженцем канонов. Порой течение жизни, увы, так непредсказуемо, оно безжалостно рушит нажитое и устоявшееся, навязывает новые приоритеты, двигает прогресс и уничтожает более слабых. Поэтому остается признать одно — «Большие надежды» Дэвида Лина, прочно укрепившиеся в стройных рядах «пересматриваемого и любимого» — безнадежно устарели.
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше (Лев Толстой).
27 июня 2008