Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мальтийский сокол |
английское название: |
The Maltese Falcon |
год: | 1941 |
страна: |
США
|
слоган: | «He's a Killer When He Hates!» |
режиссер: | Джон Хьюстон |
сценаристы: | Джон Хьюстон, Дэшил Хэммет |
продюсеры: | Генри Бланк, Хэл Б. Уоллис |
видеооператор: | Артур Идисон |
композитор: | Адольф Дойч |
художники: | Роберт М. Хаас, Орри-Келли |
монтаж: | Томас Ричардс |
жанры: | мелодрама, драма, криминал, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 300000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 октября 1941 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
«Мальтийский сокол» – знаковый фильм 1941 года, который до сих пор остается одним из лучших примеров жанров детектива и нуар. Режиссер Джон Хьюстон воплотил на экране классическую историю о тайне, интриге и романтике, создав атмосферу, в которую невозможно не втянуться.
Одной из главных причин, по которым «Мальтийский сокол» стал настоящей кинематографической жемчужиной, – это непревзойденный актерский состав. Хамфри Богарт в роли сыщика Сэма Спэйда, вместе с Мэри Астор в роли его загадочной клиентки Бриджит О'Шоннесси, создают потрясающую химию на экране. Перформанс достоин самой высокой похвалы – их актерская игра полна энергии, интриги и непредсказуемости.
Сценарий «Сокола» умело смешивает элементы классического фильма-детектива с чертами комедии и тонкими намеками на романтику. История о поиске ценного сокола и отношениях между героями кажется простой, но сражает своей непредсказуемостью и развитием сюжета. Диалоги мастерски сконструированы и полны юмора, что делает фильм уникальным и запоминающимся.
Визуальная стилистика картины заслуживает отдельного упоминания. Хьюстон создает атмосферу полного таинства, пронизанного загадками. Черно-белое изображение усиливает эффект нуарного кино, добавляя ледяной эстетики и таинственности каждой сцене. Освещение гармонично сочетается с персонажами и окружением, создавая игру теней и оттенков, а камера умело передает эмоции и настроение героев.
Музыкальное сопровождение в фильме настраивает зрителя на нужный лад – джаз великолепно сочетается с действием на экране, придавая ему динамизм и страстность. Подобранная музыка создает атмосферу эры и тонко передает эмоциональное состояние персонажей.
Одним из главных достоинств «Мальтийского сокола» является его время. Фильм умело работает с сюжетом, персонажами и эстетикой 1940-х, буквально задавая жанровые очертания того времени. Это стремление к аутентичности и эстетике создает впечатление погружения в прошлое и позволяет зрителю лучше насладиться каждым аспектом картины.
«Мальтийский сокол» – это безусловно запоминающееся произведение, которое продолжает оставаться вехой в кинематографе. Отличное сочетание актерского мастерства, незабываемого сценария и визуального стиля делает этот фильм одним из самых значимых проектов своего времени.
7 из 10
5 ноября 2023
Очень много хороших фильмов было снято в 40-ые годы. Многие из них являются нестареющей классикой, которая и по сей день заставляет с интересом наблюдать за персонажами. Таким я себе представлял и «Мальтийского сокола». Благородного, с огромным размахом крыльев, грациозного и грозного. С невероятным по накалу сюжету, с детективной историей от которой невозможно будет оторваться, с неожиданными сюжетными поворотами и, конечно же, с прекраснейшей любовной историей. Таким я его представлял, на деле же птичка не смогла взлететь, будто бы свинцовые крылья не дали ей этого сделать и утянули вниз.
Все начинается с того, что к частным детективам приходит миловидная дама, которая просит проследить за бойфрендом ее сестры. Один из детективов, роняя слюни на дамочку, принялся за работу, но был остановлен. Его напарник следом берется за это непростое дело, ну и понеслось.
Сюжет непрост и хорош. Но смотрится все невообразимо затхло и сухо. Уже в самом начале, как мне кажется, 90 процентов зрителей поняли кто же был вынужден остановить частного детектива. Герой Хамфри Богарта, безусловно, невероятно крут, настолько крут, что раскрывает дело в основном сидя на пятой точке, делая суровый взгляд при этом держа руки в карманах и издеваясь над юнцами.
На протяжении фильма, персонажи в диалогах частенько несут какую-то невероятную чушь. Какие-то постоянные перебежки из одной комнаты в другую. Многих второстепенных персонажей можно было убрать и ничего ровным счетом не изменилось бы. А любовная линия просто Марианская впадина. Не потому что она глубокая по своему содержанию, а потому что дно, очень глубокое дно. Непонятно вообще каким образом у главного героя могли возникнуть отношения с этой, прямо скажем, ненадежной женщиной. Отношения совершенно не раскрыты, в них не веришь, но на них держится концовка фильма, на них там делается упор и поэтому, когда этот самый упор упирался мне в лицо, я от него отмахнулся, мне было абсолютно все равно.
Желая насладится великолепной классикой, окунуться в темную атмосферу нуара и вместе с героем разгадать сложную загадку, я получил какой-то непонятный, бредовый детектив с любовной линией на уровне песен Бьянки. Но все же буду честен, было интересно узнать, чем все закончится, да и харизматичный Хамфри Богарт своей крутостью заставлял от волнения поерзать на диване. К сожалению названный сокол для меня вовсе оказался не соколом, а гордым петушком с повадками и взглядом Сэма Спейда.
5 из 10
1 октября 2020
40-е годы прошлого века были весьма депрессивными и мрачными, так как Вторая мировая война и ее последствия оставили неизгладимый шрам на человеческой сущности. Неудивительно, что на фоне трагичных событий родилось особое направление в кинематографе — нуар. Фильмы этого жанра пропитаны пессимизмом и гнетущей атмосферой, а криминальные истории о неоднозначных героях (или антигероях) сняты с характерной черно-белой картинкой, где операторская работа со светом и тенями имеет особое значение для повествования.
Одним из первых представителей нуара является дебютная картина Джона Хьюстона — «Мальтийский сокол», снятая по одноименному роману Дэшила Хэмметта. В этом фильме проявляются все основные черты жанра: харизматичный, но противоречивый главный герой, обаятельная, но «роковая» женщина, а также трагическое убийство, расследование которого приводит к неожиданным последствиям и интригам.
До выхода фильма Хамфри Богарт не был слишком заметным артистом, однако его роль детектива Сэма Спейда вмиг сделала его звездой первой величины и в наши дни мало кто сомневается в том, что он один из самых величайших актеров всех времен и народов. На его игре построен весь «Мальтийский сокол», благодаря чему его харизма превращает каждую сцену в нечто особенное. Фигура Богарта стала символом целого поколения, а его образ — основой для многих других персонажей.
Картина стала образцовой в своем жанре и была одной из первых, которую заслуженно включили в Национальный реестр фильмов Библиотека Конгресса США. Для того, чтобы познакомиться с классическим нуаром, «Мальтийский сокол» превосходно подойдет в качестве точки старта.
8 из 10
16 марта 2020
Данная картина признанного классика мирового кинематографа, режиссера и сценариста Джона Хьюстона считается родоначальником нуара, направления в кино, которое стало необычайно популярным в период 1940 — 1950-ых годов прошлого века и отображала общее мрачное настроение в обществе. Фильм ждал оглушительный успех в прокате, а также был удостоен положительных отзывов от критиков и зрителей. В наше время лента занимает высокие места во многих списках лучших представителей жанра.
Картина является экранизацией одноименного романа выдающегося американского писателя Дэшилла Хэммета. Это была одна из трех экранизаций книги и при этом не первая, но именно этот вариант вошёл в историю кинематографа. Это классический детектив, первый снятый в нуаровых традициях. Завязка весьма проста. Частный детектив Сэм Спэйд оказывается втянут в запутанную историю, связанную с ценной статуэткой «мальтийского сокола». Сюжет закручивается постепенно и со временем становится сильно закрученным. В фильме почти нет динамики и сцен экшена, всё действие сосредоточенно на диалогах. И вот здесь надо быть очень внимательным и не упустить суть произведения.
Атмосфера мрачного нуара выдержана в полной мере. Циничный тон повествования выражен в главных героях фильма, никакого благородства и добрых мотивов, все являются алчными и лживыми по своей сути, доверять никому нельзя. Здесь использованы такие стилистические операторские решения, как косые линии, нестандартные углы и специальное затемнение кадра, что стало обязательными элементами жанра «чёрного фильма».
С точки зрения сценария главная интрига сохраняется до самого финала, но по современным меркам напряжения не хватает. Однако гораздо интереснее следить за мотивами главных действующих лиц, их поступками и действиями. Интересно и использование в качестве движущей силы сюжета макгаффина (ценного предмета), тогда этот художественный приём только начал использоваться в кинематографе.
Хамфри Богарт стал настоящей звездой после выхода этого фильма. Образ циничного частного детектива для которого нормы морали отпадают в сторону, когда возникает необходимость добиться поставленной цели стал эталонным. Он отнюдь не образец крутого парня, но благодаря смекалке и высокому интеллекту ему удаётся мастерски выходить из сложной ситуации. Мэри Астор воплотила образ роковой женщины, ставшей обязательным атрибутом нуара. Фильм снят в камерной обстановке, а потому актеры играют в основном мимикой лица. И им удаётся раскрыть характер своих персонажей минимальными средствами, путём диалогах, лишённых неуместной сентиментальности.
Мальтийский сокол — это отправная точка в направлении нуара. Фильм ставший энциклопедией для многих деятелей кино и объектом бесчисленных подражаний и заимствований. Это очень запутанный и интересный детектив с мрачной атмосферой и циничными персонажами. Возможно для современного зрителя сюжет не очень увлекателен, но с точки зрения важности в истории мирового кинематографа лента обязательна к просмотру всем поклонникам жанра.
8 из 10
12 марта 2019
По всей видимости, под гнётом Великой депрессии и уже гуляющей по Европе II Мировой Войны, режиссёр-дебютант Джон Хьюстон перенял с потрохами все тенденции тяжелого немецкого экспрессионизма. При том, не гнушаясь, прихватил в свои будущие картины вместе с блистательной игрой света и операторской работой «тягомотные» сцены завязки, не проработанных персонажей и весьма угловатую сюжетную линию, выдаваемую зрителю за серьёзную детективную историю.
И «угловатость» заключается не столько в том, какова была изначальная мысль автора романа Дэшила Хэмметта (тут то как раз, на радость поклонникам, Хьюстон выдал беспрекословный фильм), сколько в подаче материала, где герой-сыщик Хамфри Богарта сидя в одном кресле может распутать загадку длинной в 400 лет, не давая своим клиентам даже рассказать суть дела.
Говоря о персонажах, может возникнуть некое чувство двоякости. Это объясняется тем, что в купе с качественнейшей актерской подачей (тут отдельно хотелось бы выделить Мэри Астор), персонажи несут совершенно несуразную ахинею, якобы преподнесенную в качестве игры слов и «чёрного» юмора (чего стоит одна сцена беседы протагониста с «Толстяком»).
Сэм Спейд — серьёзный и мрачный детектив, падкий на деньги и упивающийся собственной «крутостью», впоследствии станет эталоном нуар-жанра, завязанным на броских и самоуверенных высказываниях. Знание Спейдом всего и вся и «налёт» пафоса толщиной со средний палец, делают героя чрезмерно отталкивающим, а его лицемерные метания от купюр к «чести и долгу» выглядят слишком уж нелепо.
Бесспорно, гнетущая изысканная атмосфера и внешний лоск очень привлекательны для измученных кризисом и нависшей фашистской угрозой американцев. Но стоит помнить, что в этой картине не будет динамичных сцен с перестрелками и погонями (да и лирическая составляющая весьма посредственна). Наблюдать же «сухой» квест, где все — ради стиля… ну, такое себе занятие.
6 из 10
6 декабря 2018
«В лице Сэмюэла Спейда было что-то мефистофелевское: длинный костлявый заостренный подбородок, постоянно поднятые уголки губ, глубокий треугольный вырез ноздрей, брови вразлет над двумя складками, из которых торчал крючковатый нос, да клинышек коротких светло-русых волос между большими залысинами. Обычными, а не раскосыми, как следовало ожидать, были только его желтовато-серые глаза».
Так начинается один из самых знаменитых детективных романов в истории мировой литературы «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета. Один из первых крутых детективов, прочитанных мной. Но еще раньше в 10 лет я посмотрел великий фильм Джона Хьюстона по этому роману. Картина стала основоположником одного из любимых моих жанров нуар. Тогда я еще не знал ничего о существовании нуара, но фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Детективный сюжет, роковая Мэри Астор, зловещие и опасные Питер Лорре и Сидни Гринстрит. А над всем возвышается монументальная фигура Хэмфри Богарта в роли Сэма Спейда. С тех пор я полюбил нуар и полюбил крутой детектив.
Самое любопытное то, что для Джона Хьюстона это был режиссерский дебют. Хэмфри Богарт, в основном, играл второстепенные роли в гангстерском кино. Для 62-летнего Сидни Гринстрита фильм стал полноценным кинодебютом. Всех их прославила данная картина. Нуары или фильмы, которые можно идентифицировать так появлялись и до фильма Хьюстона, но именно «Мальтийский сокол» стал первым великим архетипом жанра, на элементы которого ориентировались все последователи.
Со временем я посмотрел много нуаров. Некоторые мне понравились больше Сокола. Но все равно в рейтингах моих любимых жанровых фильмов он неизменно в первой тройке. Кто не смотрел посмотрите фильм, и конечно прочитайте роман Хэммета.
9 из 10
12 октября 2017
О фильме «Мальтийский сокол», положившем начало жанру нуар, сказано много справедливого в других рецензиях, как правило, положительных. В этом коротком отзыве я хочу лишь пояснить, почему ценителям детективного жанра не стоит ждать от него слишком сильных впечатлений. Здесь есть лихо закрученный сюжет и динамика, которую не ожидаешь увидеть в фильме 1941 года, но сама линия детектива сводится скорее к квесту — поиску некоего артефакта, в данном случае статуэтки мальтийского сокола. Больше всего мне это кино напомнило комедию с А. Челентано «Ворчун». Там тоже был герой с непростым характером, женщина-интрианка, сокровище и гангстеры. Еще было смешно, здесь, местами тоже.
Фильм остросюжетный, но это не детектив в стиле Конан-Дойля или Агаты Кристи.
7,5 из 10
23 июля 2017
К сожалению, в наши дни жанр классического нуара не пользуется спросом широкого зрителя. Не из-за того, что это скучный жанр, не из-за того, что фильмы не качественны, а просто потому, что расцвет этого жанра пришёлся на 40е — 50е годы. Многих мысль посмотреть столь древний фильм приводит в ужас. Да и зачем? Неужели сейчас нет похожих фильмов? На самом деле — нет. Есть похожие фильмы эпохи неонуара или постнуара, которые также очень интересны, взять на пример Секреты Лос-Анджелеса. Но это всё же совсем другой жанр. Настоящий нуар мог появится и быть снят только в то время, когда ещё жива в памяти была Великая Депрессия и Вторая Мировая Война. Циничный главный герой, роковая красавица, запутанный сюжет и торжество главного героя в самом конце… Здесь нет сверх глубоких мыслей и смыслов, а создатели не ставят перед собой великих замыслов. По сути, это поджанр детектива, который превращает криминальную историю в стильное и мрачное приключение. Признаюсь, лично для меня есть ещё одна незаменимая черта нуара, которую не сможет добавить ни один современный режиссёр, вне зависимости от своего таланта. Это — замечательный актёр — Хамфри Богарт, который стал визитной карточкой этого жанра, а этот фильм, Мальтийский сокол, стал самым ярким образцом нуара. В нём есть всё необходимое и ничего лишнего. Пожалуй, в этом есть большая заслуга автора романа, который лёг в основу фильма — Дэшила Хэммета, одного из отцов жанра «нуар» вообще.
Говоря о фильме хочется отметить режиссёра, Джона Хьюстона, который также написал сценарий. У него есть почерк и стиль, который всегда радует бывалых киноманов. В тандеме с Богартом он не раз радовал зрителя, а позже снял такой замечательный фильмы, как Человек, который хотел стать королём с Шоном Коннери и Майклом Кейном, а также появился в неонуарном Китайском квартале Романа Полански.
Что же представляет из себя фильм? Запутанную детективную историю про частного сыщика, попавшего в интересную переделку, связанную с мальтийской статуэткой за которую многие поплатились жизнью. Этот фильм показывает прогресс, который произошёл в кинематографе со времён гангстерского кино 30х, где были ярко выражены положительные и отрицательные стороны и персонажи. Тут до самого конца не ясно, является ли персонаж Богарта героем или антигероем, является ли тот или иной участник истории предателем, говорит ли он правду, или все его слова часть искусно сотканной лжи?
Но главной отличительной чертой этого фильма и жанра в целом является атмосфера. Мрачный чёрно-белый мир, преобладание ночного времени суток на экране, царящие повсюду жестокость и цинизм… Всё это передаёт характер США времён Депрессии и Войны, передаёт искренне, ведь фильм снимался именно в то время и в том месте. Эта атмосфера доставляет незабываемые эмоции во время просмотра.
Стоит ли пропускать подобные фильмы только из-за года их выхода? Я думаю, что нет.
10 из 10
12 сентября 2016
«Мальтийский Сокол» — пример идеального «нуар» фильма.
Сюжет его, который по-началу кажется довольно простым, постепенно набирает обороты и превращается в запутанную детективную историю. Главный герой — частный детектив Сэм Спэйд был нанят молодой девушкой, попросившей проследить за человеком, который якобы похитил её сестру. Спэйд соглашается и посылает свеого напарника на дело. Но ситуация изменяется, когда напарник оказывается убит, а девушка оказывается не той, за кого себя выдаёт. А ещё в деле фигурирует некая статуэтка «Мальтийский Сокол», якобы представляющий большую ценность. Спэйду необходимо во что бы то ни стало распутать этот таинственный клубок, ведь полиция висит у него на хвосте за подозрение в убийстве.
Помимо сюжета, в фильме присутствует превосходная атмосфера, соответствующая фильму такого жанра. Мрачная, угнетающая, полная интриги, заговоров… Такая атмосфера в буквальном смысле уносит с головой в этот фильм, заставляя чувствовать всё тоже самое, что чувствует и главный герой, который невольно оказался в центре небольшого заговора. Немало важно упомянуть и операторскую работу, которая благодаря игре белого и чёрного сумела выразить эту атмосферу.
Так же хотелось бы отметить великолепно сыгранного актёра Хамфри Богарта, чей персонаж буквально с первых минут проникается к зрителю огромным интересом. Его герой — хитрый, расчётливый, но очень умный детектив, который несмотря на свои желания, всегда следует собственному принципу, основанном на собственной чести. Неудивительно, что именно эта роль прославила Богарта и сделала его иконой нуар-фильмов.
В фильме нет экшена, перестрелок или каких-либо динамических сцен, но оно тут и не нужно. Здесь главное сюжет и её детективная основа, атмосфера и превосходный главный герой, с которыми 100 минут проходят незаметно.
9 из 10
20 августа 2016
«Мальтийский Сокол» считается первым представителем классического нуара. И хотя, на мой взгляд, это не совсем так (подобные киноленты выходили и до него), именно в «Соколе» видны очень характерные черты настоящего «черного» кино — роковая женщина, авантюристы, готовые на все ради сомнительной выгоды, главный герой, попавший в переплет… И, что самое главное, именно материальные ценности здесь стоят во главе угла и для достижения своих циничных целей используется все, в том числе и любовь…
Актерская игра, работа света и тени, музыка — все это выполнено на самом высоком уровне и отлично смотрится до сих пор. Сложно даже представить, какой эффект на зрителя производил этот фильм в далеком 1941-м году…
Единственная претензия, которую можно предъявить к этой киноленте — это не самый удачный выбор главной героини. Мэри Астор, конечно, хороша собой, но для подобной роли актриса, на мой взгляд, должна быть ярче и сексуальнее. Например, как Барбара Стенвик в «Двойной Страховке».
Во всем остальном фильм просто великолепен. Это один из самых характерных представителей классического черного кино и на вопрос «Что такое нуар?» ответить лучше всего показом «Малтийского Сокола».
9 из 10
2 июня 2016
Крайне притягательный и интересный фильм, что заставляет собой заинтересоваться не только в силу уже беспрецедентной, если можно так выразиться, культовости на Западе, но и ввиду того факта, что по сути данная картина Джона Хьюстона является ремейком ленты Роя Дель Рута, выпущенной на 10 лет раньше, и вот в этом самая соль: «Мальтийский сокол» 1941-го года не только первым показал, что фильм, сделанный со строгим вниманием к содержанию бумажного первоисточника, — одноимённой книге Дэшила Хэмметта 1930-го года, — даже являясь, так сказать, такой популярной сегодня «пересъёмкой» уже существующего материала, может не просто выдать нечто более лучше первичной картины, но и стать прародителем, объектом для подражания целого жанра.
Атмосфера «черного фильма» (а именно так с французского переводится понятие «нуар») держится и не покидает киноленту на протяжении всего хронометража, заставляя зрителя следить за каждым названным именем, «броском» взгляда, невзначай сотворённым действием да задним планом с такой непостижимой внимательностью, что заприметить все сюжетные обороты, что прячет в себе фильм, всё равно изначально не удаётся. Но в этот и прячется прелесть фильма как классики — пересмотр его, по сути, ощущается как просмотр чего-то нового и ранее не виданного. Табачный дым; визуальные метафоры, отображающиеся на героях и словно предрекающие их судьбу; роковая красотка, что совсем не так проста, как желает казаться; запутанный, не всем подвластный для раскрытия заговор с полуреальным, почти мистическим предметом вожделения посредине — все эти жанровые составляющие, четко выделяющие нуар среди многих иных лент, если и не были здесь продемонстрированы впервые, то были выделены особо тщательно благодаря великолепной операторской работе Артура Идисона и сценарной составляющей Джона Хьюстона да Дэшила Хэммета, почему особенно и запомнились смотрящему кинофильм человеку.
Но как же можно запамятовать об основном действующем лице картине — характерном детективе Сэме Спейде, роль которого вознесла Хамфри Богарта (чью харизматичность я сравниваю с харизматичностью Джеймса Стюарта) на Олимп Голливуда. Вообще стоит отметить, что каждый персонаж в фильме интересен и примечателен. Каждый имеет толику своей раскрытой в ленте судьбы, почему никто не ощущается как пустышка. Любой герой что-то значит для сюжета и любой чем-то, да запоминается зрителю: взять хотя бы главного антагониста, — по крайней мере нам так его изначально преподносят, ибо в конечном итоге оказывается, что однозначно негативных людей здесь, в картине, нет в принципе, — Каспера «Толстяка» Гатмена (Сидни Гринстрит), руководствуясь образом которого, я уверен, создатели «Эта замечательная жизнь» проектировали героя Лайонеля Бэрримора, то есть мистера Поттера. Однако Сэм Спейд — это именно тот самый нуаровский детектив, которому хочется подражать и чьим действиям хочется аплодировать: каждое его колкое замечание полно юмора, каждое его действие некой мужской, не вычурной элегантности, взгляд запоминающийся, походка смелая, тон голоса уверенный и любая ситуация, благодаря богатому уму и гибкой выдумке, способна повернуться в его пользу. Он харизматичен, он чистейший сердцеед и обличитель не нравственных душ — такого персонажа трудно воссоздать, и Хамфри это удалось.
Конечно же, спустя десятилетия видны некоторые огрехи, я лично заметил один-два, связанные с логикой персонажей в плане собственной безопасности. Но поверьте: это мелочи, которых, во-первых, малое количество, а во-вторых они дополняет безрассудность задействованных лиц, которым она характерна ввиду жанра киноленты. Да и вовсе, кто из людей не делает ошибок в жизни? Вот и здесь так же. Герои чувствуются, словно живые ввиду своей не идеальности, они заставляют зрителя сопереживать себе потому, что их не наигранную живость ощущаешь.
Кинокартина Джона Хьюстона — это не только классика какого-то особого жанра, это всеобщая классика кинематографа, имеющая за спиной выверенный сюжет, интересных героев и так и не раскрытую тайну, почему особенно примечательны чувства после просмотра: «что за Мальтийский сокол?», чем он так важен?». Данный макгаффин, как назвал подобные эфемерные бесценности Альфред Хичкок, является пожалуй одной из лучших не раскрытых загадок кино, которая и далее, еще долгое время, будет бередить ума зрителей безответным вопросом: «Что же это?»…
P.S. Спасибо за внимание.
12 января 2016
Бриджит О’Шоннесси нанимает частных детективов Сэма Спейда и Майлза Арчера, чтобы приглядеть за собственной сестрой, которая связалась с неким Фёрсби. В первую же ночь слежки Арчер и Фёрсби трагически погибают, пресса связывает их убийства, а полиция начинает подозревать Спейда, у которого была связь с женой Майлза. Он отыскивает вчерашнюю посетительницу и выясняет, что рассказ о сестре был вымыслом, а Фёрсби — её партнёром в поисках древней реликвии мальтийских тамплиеров, золотой фигурки сокола, инкрустированной драгоценными камнями. Один за другим появляются претенденты на бесценную статуэтку: подозрительный Джоэл Кайро с поддельными документами, колоритный Каспер Гатмен по прозвищу «Толстяк» и опасный бандит Уилмер у него в услужении. И детектив начинает рискованное расследование крайне запутанного дела с поиском так желанного всеми макгаффина.
«Мальтийский сокол» 1941 года является третьей и наиболее известной экранизацией одноимённого «литературного триллера» Дэшила Хэммета, принесшего писателю признание и значительно определившего всю последующую эволюцию детективов. Вышедшие ранее фильмы Роя Дель Рута и Уильяма Дитерле не сыскали подобной славы и ныне выглядят малоинтересно и архаично, а вот версия Джона Хьюстона во многом была знаковой. Картина стала режиссёрским дебютом известного сценариста, который в новом амплуа оказался ещё более успешен, а из Хамфри Богарта сделала звезду первой величины. Здесь впервые в голливудском кино появился типаж крутого, циничного героя и образ меркантильной, корыстной леди, постоянно обманывающей его, которые словно противопоставлялись жизнерадостной американской манере довоенного периода. Но главное, что эта лента фактически явилась прародительницей film noir, став его эталоном и заложив основы данного жанра.
И как в лучших его образцах, здесь присутствует характерная тревожная и таинственная атмосфера, щедро сдобренная разочарованием, пессимизмом и некоей обречённостью. Лихо закрученная детективная интрига с намеренно усложнённым действием, участники которого аморальны, лицемерны и неизменно цинично относятся к внешнему миру и к окружающим людям в частности. Женщины оказываются прожжёнными аферистками и искусными манипуляторшами, а мужчины — эгоистичными и бесчувственными героями-одиночками, готовыми поступиться даже личными симпатиями. Расследование убийства с каждым последующим шагом становится всё непредсказуемее и масштабнее. А ближе к экватору фильма протагонист начинает опасную игру с серьёзным криминальным авторитетом, балансирует на грани жизни и смерти, но постепенно из жертвы превращается в судью. Сэм несомненно выступает на стороне морали и закона, но определённая неоднозначность его персонажа стирает грань между положительными и отрицательными качествами его характера, что тоже является отличительной особенностью нуара.
Соответствует ему и визуальный стиль картины: монохромная чёрно-серая цветовая гамма, причудливая игра света и тени, приглушённое мерцание фонарей, модные шляпы мужчин и стильные причёски женщин, подчёркивающие их непроницаемые лица. Намеренно избегая любого экшна, режиссёр ленты умело нагнетает саспенс и поддерживает необычайную динамику повествования посредством быстрых, ярких и остроумных диалогов. И при достаточно простом сюжете, развязку здесь предугадать практически невозможно. Фабула развивается по цепочке, от раскрытия одного секрета к следующему, но не является классической детективной историей со множеством неизвестных, где в финале зритель получает все ответы. Да и понемногу сюжетные перипетии становятся не так важны, а на первый план выходят характеры и сущность персонажей, стремящихся к обладанию уникальным артефактом, который является миниатюрной моделью всего мирового богатства, сводящего людей с ума, заставляющего их врать друг другу и вынуждающего нарушать закон.
Американский классик и один из родоначальников «крутого детектива», в молодости Дэшил Хэммет работал частным сыщиком в легендарном агентстве Ната Пинкертона, поэтому не понаслышке знал всё как о криминальном мире, так и о сыскной практике. И неудивительно, что большинство образов романа «Мальтийский сокол» имели реальные прототипы среди его бывших клиентов, сослуживцев или известных преступников, а главный герой отчасти автобиографичен и даже назван Самуэлем в честь автора. Хамфри Богарту эта роль позволила вырваться из надоевшего актёру амплуа «плохого бандита» и создать ныне уже канонический образ хладнокровного, брутального и циничного детектива. Его персонаж смелый и уверенный в себе, способный с лёгкостью общаться с любым собеседником, добывая нужную ему информацию. Обладающий завидной памятью, отменной реакцией и потрясающей интуицией, его Сэм Спейд явился первой ласточкой в когорте подобных жёстких, но справедливых героев со своим кодексом чести.
Несмотря на природный магнетизм Богарта, его невероятную харизму, являющуюся необходимым стержнем всего фильма, присутствие Сэма практически в каждой сцене и самые запоминающиеся реплики, остальной актёрский состав не менее интересен. Особенно выделяются здесь образы «охотников за сокровищем», в противовес достаточно клишированным стражам правопорядка, прописанные откровенно гротескно. Роль Каспера Гатмена стала дебютом на большом экране харАктерного театрального актёра Сидни Гринстрита, искромётный дуэт которого с Петером Лорре послужил основой их сотрудничества ещё в девяти совместных картинах. Последний здесь сыграл скрытного человека с тёмным прошлым, гомосексуальные наклонности которого, отчётливо проступающие в романе, благоразумно заретушировала цензура, сведя всё к безобидной женоподобности персонажа. А вот женские партии ленты оказались недостаточно проработанными и удачными, особенно femme fatale в исполнении Мэри Астор, которую подвели не только неубедительные внешние данные, но и мягкий характер сыгранной ею героини.
Новичок в режиссуре, Джон Хьюстон очень ответственно подошёл к созданию своего первого фильма: почти дословно перенёс на экран литературную подоснову, тщательно спланировал каждую мизансцену, отрепетировал все диалоги и вымерил основные проезды камеры. Под стать ему отработал и оператор Артур Идисон, внёсший весомый вклад в нагнетание напряжения от диалога к диалогу, использовавший самые неожиданные ракурсы камеры, изобретательно снимавший даже сложнейшие длительные эпизоды. «Мальтийский сокол», принёсший мировую славу всем причастным к его созданию людям, имевший головокружительный успех в кинотеатрах, номинировавшийся на премию «Оскар» в трёх категориях, и сейчас занимает почётное место в золотом фонде мирового кинематографа, рассказывая, в общем-то, такую простую, но всегда актуальную, историю губительной человеческой алчности. Алчности, в погоне за маленькой птичкой погубившей понапрасну столько жизней, и всё только для того, чтобы узнать, из чего же сделаны мечты.
25 ноября 2015
В 1941 году долговязый аист, хотя на самом деле это был поджарый сокол, в фетровой шляпе, размахивая могучими крыльями, летел сквозь облака сигаретного дыма. В целлулоидном свертке он нес в кинотеатры новый жанр. А младенец-то черный! Если быть точнее, Noir запечатлен на пленке несколько раньше, но после «Мальтийского сокола» о суровом жанре заговорили все. И лучшие авторы: от Уайлдера до Хичкока и Уэллса — пробовались в нем. Беззаботные артисты мюзиклов и молчаливые герои комедий, крутые ковбои уступили вечерние сеансы серьезным мужчинам, редко, но метко стреляющим от бедра. А в арьергарде, вцепившись наманикюренными ногтями в кавалеров, воздыхали роковые красотки из элиты Голливуда. Это нуар в самых страстных проявлениях, и начинался он с дебютанта-режиссера Джона Хьюстона и просто лучшего на все времена Хамфри Богарта. А еще раньше — с творчества писателя Дэшила Хэммета, основоположника литературного жанра «крутого детектива», который через десятилетие воплотился на экранах.
Кому как не Хэммету, промышлявшему частным сыском, не знать все злачные места и криминальные традиции типичного американского города. И неудивительно, что его экранный визави и станет символом предвоенной литературы. Сэм Пейд Хамфри Богарта, частный детектив, берется за скользкое, как голова Фантомаса в летний полдень, дело. Фигурирует он, она и некто… и нечто… Роковая женщина и не одна, убийство и не последнее, скандалы интриги, расследования. То что сейчас кажется привычным и отложенным в кору головного мозга, как кит сюжета, штампом, раньше диковинным образом только приучало зрителя к мрачной игре в полутенях. Это непременно косые ракурсы и контрастные глаза, скрытые за шляпными полями. Тягучее и минорное время: отголоски великой депрессии и расцвета мафии отдаются в предвоенных годах…Сегодняшние герои не оптимистичные юноши. Умение заговаривать зубы и пробивать апперкот ценнее, чем танцевать под дождем.
Сэм Пейд живет по законам времени, славный парень с прогнившей мотивацией. Он не умеет страдать — максимум два дня, и только если влюбится по-настоящему. Без страха и упрека, но вряд ли рыцарь, хотя мог им стать. Ведь скользкая репутация только на руку в сыскном бизнесе: нужно лавировать между мордоворотами и штатными копами, ходить по тонкой грани. А напротив — она: такая милая и воздушная леди, ангел в тихом омуте, Мэри Астор в роли Бриджит. Режиссер не раз намекнет на ее будущее, рисуя в кадре решетки. Диалог с ней — игра в «мафию», где каждую ночь что-то происходит, а слова — лишь пустой звук.
Джон Хьюстон — режиссер из второго поколения знаменитой голливудской четы — проделал колоссальную работу, адаптировав для киноэкрана «Мальтийский сокол». Несмотря на мощь первоисточника, только вторая экранизация романа вошла в историю — благодаря смелым режиссерским решениями, виртуозной работе оператора и, конечно, актерам. Спустя почти 75 лет с момента выхода картины, можно посетовать на упрощенную детективную линию и чрезмерно скорое повествование. Первоисточник растворяется в картине, словно брошюра краткого пересказа для школьника. Действие не страдает излишним реализмом. Прожженный детектив, как Бонд, прищуром затаскивает даму в постель, с хука вырубает негодяя и вешает лапшу на уши непытливым копам. Но здесь первична форма, а не содержание: то, как Богарт держится в кадре — его ничто не смутит. И, наверное, в каждом крутом парне, начиная от Делона и заканчивая Бронсоном, есть зачатки Хамфри.
Без «Сокола» не было бы «Китайского квартала», «Перекрестка Миллера», «Секретов Лос-Анджелеса», да что там, «Города грехов» и даже «Макса Пейна» — всего того, что оставило след в массовой культуре и обладает куда более мудреными сюжетными линиями и современной динамикой. «Мальтийский сокол сделан из того же, из чего сделаны мечты», — слова Сэма Пейда о бесценном артефакте в виде птицы, ставшим лейтмотивом одноименной картины. То же самое можно сказать и о фильме, ведь на мечтах и была построена «фабрика грез».
25 ноября 2015
- Дырку от бублика ты получишь, а не…
Великая депрессия 1929—39 годов, для лечения которой буржуи не придумали «лучшего» лекарства, точнее хирургической операции типа ампутации, чем мировая война, породила атмосферу неуверенности и неверия, отрицания абсолютных этических норм и законов, кардинальной переоценки ценностей — всего того, что в философии называется релятивизмом. Обвал спроса на дорогие книги привёл к появлению дешёвого, как по цене, так и по содержанию, бульварного чтива — Pulp-журналов, печатавших в основном детективы, рассчитанные на массового читателя. Их бумага была чуть прочнее туалетной, но зато и стоили они 1 дайм.
В одном из таких журналов «Black Mask» в 1929 году был издан роман популярного тогда Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол». Автор знал всё, как о криминальном мире, так и о его, казалось бы, протагонисте, поскольку ранее служил в легендарном частном агентстве Ната Пинкертона. В 30-х годах этот роман был дважды экранизирован, но Бог любит троицу. Третья адаптация принесла ему мировую славу.
«Мальтийский сокол» стал первым режиссёрским опытом Джона Марселлиуса Хьюстона, сына актёра Уолтера Хьюстона, начинавшего в кино с актёрства. Первый опыт не удался, что ничуть его не смутило, поскольку тогда он больше интересовался боксом, ради которого даже не доучился в школе. Вся его жизнь похожа на авантюрный роман, приведший в итоге к неизбежной славе. Повзрослев, Джон обрёл интерес к журналистике и написанию сценариев, сказалась профессия матери журналистки. Его дочь Анжелика Хьюстон, также актриса, получившая «Оскар» после съёмок в одном из его фильмов. Не был забыт и отец Уолтер Хьюстон, забравший своего «Оскара» за роль второго плана в фильме сына. Учитывая, что и Джон Хьюстон был в своё время удостоен «Оскара», можно назвать династию Хьюстон оскароносной.
А мы всё Никиту Сергеевича поругиваем. Возможно, благодаря авторитету режиссёра в киномире, этот дебют принято считать первым фильмом-нуар, хотя были и более ранние картины, снятые в стилистике, ставшей основной, если не единственной, для всех детективов 40—50-х годов прошлого века. Нельзя отрицать, что адаптация Хьюстона стала прототипом для многих его последователей.
В центре внимания картины классический макгаффин, вынесенный в название фильма, но, как сказал бы Хичкок, здесь он не идеален, поскольку всё же появляется в финале, пусть и из того же материала, что и грёзы. Собственно, в погоне за этим таинственным артефактом едва ли не всех персонажей и кроется интрига фильма, причём цена статуэтки растёт в геометрической прогрессии по мере приближения к финалу. Фильм начинается со лжи и убийства. Атмосфера лжи и страха пронизывает всю картину, нагнетая саспенс и это при том, что кино построено в основном на диалогах. Поддержанию необходимой атмосферы способствуют антураж, закрытое пространство и серо-чёрная цветовая гамма, сходная с цветом той дешёвой бумаги и типографской краски, из которых сделаны Pulp-журналы. Потому и не следует ожидать особой глубины сюжета и тщательной проработки образов. Повествование чисто нарративное. Всех героев можно отнести к архетипам, сам автор сравнивал их со зверями. Эти типажи кочуют из фильма в фильм. Вряд ли Хьюстону принадлежит право первой ночи на эти типажи, как и на художественные приёмы немецкого экспрессионизма, свойственные картинам 20-х годов, откуда и берут своё начало игры света и тени, столь полюбившиеся авторам нуар-фильмов.
Главный герой Сэм Спейд — крутой детектив с говорящей фамилией Лопата, словно призванной разгребать всё то дерьмо, которое появляется в его жизни вместе с клиентами. Он циник, прагматик, мизантроп. Его отличают наглость и уверенность в себе, что позволяет ему с лёгкостью общаться, как с бандитами, так и с продажными копами. Кстати, копы здесь показаны довольно стандартно, а вот их антагонисты откровенно гротескны — этакая сладкая парочка, плюс шестёрочка, способные вызвать лишь улыбку, но тем и опасны. С лёгкостью прочитывает Сэм и все загадки «роковой красотки». Короче говоря, он настолько крут, что к нему идеально подходят слова, сказанные другим мэтром нуара (и не только) Билли Уайлдером — «Я встречал в своё время много крутых яиц, но вас варили 20 минут». Вот такого славного парня, не являющегося образцом добродетели, а скорее антигероем, решающим вопросы по мере их поступления, не брезгуя возможностью урвать свой куш, не принюхиваясь к его запаху — героя своего времени и волокиту, не пропускающего ни одной юбки (как это похоже на Джона Хьюстона), довелось сыграть Хамфри Дефоресту Богарту (для друзей просто Богги, то есть бандит). Сэм ни в коей мере не испытывал любви к Бриджетт, он лишь был озабочен подвернувшейся возможностью нарубить зелени и, по возможности, пристроить свой смычок к её скрипке. К тому же, его мотивировал вовсе не какой-то абстрактный кодекс чести, а возможность въехать в город на белом коне, когда даже малейший запах денег улетучился. Богарта многое объединяло, как с персонажем, так и с режиссёром. Это была их не последняя работа, а совместное застолье стало традицией. Роль Сэма круто изменила судьбу Хамфри, превратив его из актёра фильмов категории «В» в настоящую звезду последующих 15 лет, и названного Американским институтом киноискусства «Лучшим актёром в истории американского кино». Стоит отметить, что сам актёр относился к своей профессии весьма иронично и никогда не учился на актёрских курсах. Что касается этой картины, то, собственно, на нём она и держится. Стоит также отметить Ли Патрик, сыгравшую секретаршу Сэма, из которой могла бы получиться идеальная femme fatale, но автор решил пойти более простым путём и потому принято считать «роковой женщиной» Бриджет О`Шоннесси, представившуюся поначалу мисс Вандерли, сыгранную Мэри Астор. Но этот персонаж, даже с большой натяжкой, не подходит под это определение и дело вовсе не во внешности, а в сыгранном ею характере. Весь её обман шит белыми нитками и она не идёт ни в какое сравнение с лучшими антигероинями жанра нуар — настоящими стервами. Стоит отметить, что в определённый момент репутация актрисы была примерно такой же, как сейчас у Линдсей Лохан. Была алкогольная зависимость, с которой она справилась, но был и финал конкурса красоты, и премия «Оскар» за роль второго плана в фильме «Великая ложь».
Отдавая дань уважения одному из родоначальников столь любимого жанра за эту картину, пусть и не первую, и, уж тем более, не лучшую, стоит отметить удачный кастинг, операторскую работу и неплохой чёрный юмор, столь удачно соединившиеся в режиссёрском дебюте Джона Хьюстона, снявшего впоследствии множество славных картин, которых вполне достаточно, чтобы сравнивать их одну с другой. Хотя, любое сравнение будет субъективно, но в этом и кроется суть релятивизма.
7 из 10
6 января 2014
Этот знаменитый фильм — третья и самая удачная экранизация одноимённого романа Дэшиэла Хэммета (1930). Джона Хьюстона после «Мальтийского сокола» назвали основателем жанра «нуар», а сам фильм вошёл в историю кино как лучший криминальный фильм 40-х годов. В Америке его включили в Национальный реестр фильмов, хранящихся в Библиотеке Конгресса. Фильм чёрно-белый, картинка идеальная, видно, что восстановлена.
Мне фильм понравился, снято достаточно мрачно и вместе с тем с юмором. Детективная история закручена лихо, скучать не давали! Алчность, подлость, обман, преступления — всё есть, и так плотно, что я еле успевала за ходом мысли главного героя. Хамфри Богарт хорош, недаром этот фильм сделал его звездой! Он сыграл умного, осторожного, но и вспыльчивого мужчину. «Человека очень сильной воли», как о нём скажет другой персонаж.
Усваивая зигзаги сюжета, я всё ждала — ну, когда же, когда же птичку покажут? Из-за чего, собственно, весь сыр-бор?:) Но смысл, конечно, не в птичке, а в показанных характерах. Этот фильм я позже ещё посмотрю, чтобы лучше оценить нюансы.
Рекомендую всем поклонникам жанра нуар и просто качественных фильмов!
9 из 10
28 ноября 2013
У частного детектива Спейда наступает нелегкое время: таинственная девушка, просящая помощи, убийства на мрачных улицах, косые взгляды полицейских и странные люди, крадущиеся по пятам — все смешивается в целый водоворот захватывающих событий, закручивается в тугой клубок, распутывание которого может принести много денег нашему меркантильному, умному и опытному, в своем деле, герою, или же скорую и бесславную смерть. Вот так вот, уже с первых минут, и начинается «Мальтийский сокол» — потрясающий нуар-детектив 1941 года, у которого стоит поучиться многим современным представителям жанра.
«Мы не поверили вашей истории, но мы поверили вашим 200 долларам. Этa сумма была слишком велика, если бы вы говорили правду, и достаточно велика, чтобы закрыть на это глаза».
История развивается очень стремительно, насыщая 100 минутный хронометраж событиями, неожиданными поворотами и сюрпризами. Непредсказуемость и интерес к происходящему — две крайне важные вещи для любого детектива, и это имеется у «Мальтийского сокола» в достатке. По ходу просмотра возникает четкое ощущение, что фильм сам играет со зрителем, подобно опытному карточному шулеру пряча в рукавах больше тузов, чем предполагает размер колоды. Догадки строить практически бесполезно (особенно если не читать даже синопсис), но можно — простор для раздумий достаточный. Да и времени на это нет: как уже говорилось выше, картина очень насыщенна и достаточно динамична.
«Скажу прямо: я человек, любящий поговорить с человеком, который любит поговорить».
Персонажи и диалоги также являются сильными сторонами данного фильма. Хамфри Богарт, звезда культовой «Касабланки» здесь тоже блистает, и даже куда ярче — его герой неоднозначен, как и все основные участники истории. Интрига сохраняется до самого конца фильма, ведь многие секреты открываются лишь ближе к финалу, но именно главный герой, частный детектив Спейд, вызывает истинное восхищение не только у некоторых экранных героев, но и у зрителя. Из его уст выходит большинство шикарных фразочек, и, несмотря на достаточно долгую неосведомленность, именно он делает концовку действительно великолепной, получая всю информацию вместе со зрителем, что тоже огромный плюс, ведь, зачастую, в картинах данного жанра зритель догадывается о большем, чем основной персонаж. «Мальтийский сокол» является редчайшим исключением в этом плане.
«Я вовсе не негодяй, каковым кажусь. Такая репутация нужна в моём бизнесе».
«Мальтийский сокол» — лучший или, как минимум, один из лучших представителей детективного жанра и нуара на данным момент. Редкая картина, которая имеет действительно непредсказуемый сюжет с качественно прописанными персонажами, отменной технической реализацией и великолепной атмосферой. Если вас не смущает бесцветная картинка и вам интересен жанр — смело смотрите. И даже если нет, то все равно посмотрите — вероятность разочарования в данном случае близка к нулю.
10 из 10
22 ноября 2013
Это кино стало родоначальником «черного» жанра — Нуар. Я давно хотела увидеть своими глазами то, что по сей день считается классикой мирового кинематографа.
Мне понравилась стёртая грань между «черным» и белым». В жизни так и бывает: зачастую встречаются «средние» люди, которые и не плохие и не хорошие. Ведь судим мы по поступкам, именно они и показывают сущность человека. Картина говорит, что нет идеальных людей, что в каждом есть доля «черноты», которую мы стремимся подавлять. У некоторых не выходит и всё вылезает наружу… В фильме нарочито подчёркивается один их главных пороков человека — алчность.
Работа режиссёра на высшем уровне. Это третья по счёту постановка Джона Хьюстона. У режиссера был неплохой жизненный опыт, ведь до прихода в профессию, он служил в мексиканской кавалерии, занимался профессиональным боксом и журналистикой. Позже его называли: «Хемингуэем кинематографа». Этот человек изобрёл «чёрный фильм» — увлекательную смесь триллера и детектива, а также нового героя и новый жанр.
Порадовала и операторская работа. Артур Идисон, (подаривший своим изобразительным решением картины «Касабланка», «Человек-нивидимка», «Франкенштейн» и др.) смог правильно передать всю угнетающую атмосферу пессимизма и недоверия. Затемнённые сцены, вертикальные и косые линии, методичное нагнетание напряжения от диалога к диалогу.. . Приятно было заметить, когда свет падал через жалюзи, это напоминало тюремную решётку. В некоторых моментах, лица героев отражались в зеркалах, и снято это было, по меньшей мере, профессионально. Хороший ход с искажёнными ракурсами, сложно не заметить запечатление некоторых сцен с непривычно высокой или низкой точки съёмки.
Игра актёров. Меня очень впечатлила Мэри Астор. Свою героиню она преподнесла досконально. А Хамфри Богарт, своей харизмой и неподражаемым стилем сделал это кино незабываемым. Печальный циник с глазами обольстителя, с необходимым всегда пистолетом и изрядным чувством юмора. Зрителей он покорил окончательно и бесповоротно.
Итог: смотреть стоит. Особенно ценителям «нуара»; также любители классических детективов не останутся равнодушными.
12 августа 2013
Испытанные десятилетиями произведения такого рода я смотрю ради старомодного шарма, безукоризненного исполнения и подковырок, подвохов, которые почти непременно ожидают в конце. Причёски, интерьеры, костюмы — во всём этом наверняка немало примет времени, тенденций той эпохи. Загадочные незнакомки, в маленьких шляпках, сдвинутых на лоб, в пальто элегантного кроя и кутающиеся в пышные меха, приход таких особ непременно означает для героя начало больших проблем.
Самого героя блестяще, как впрочем и всегда, играет Хамфри Богарт. Его холодная, циничная, трезвая, уравновешенная манера себя держать до самого конца оставляет столь важную неопределённость: не он ли преступник, поймавший всех в сети каверз, продуманных на десятки шагов вперёд по сравнению с оппонентами, или жертва, и его стойкость — только фасад, который будет сметён кем-то ещё искуснее, или же неумолимое воплощение закона и возмездия, умеющее не учитывать в конечном счёте своих личных склонностей, слабостей и предпочтений? Или же действительно всё и гораздо менее пафосно, и гораздо более разумно одновременно, и он способен, несмотря на демонстрируемое довольно скептичное отношение к своему убитому компаньону, проявить просто обычную человеческую порядочность по отношению к памяти того, с кем столько работал рядом?
Этот фильм не для тех, кому нужно больше трупов и крови, но детективная интрига продумана недурно, хотя в середине преобладание неспешных разговоров над действием выглядит слегка затянуто. Но последние минуты, не только раскрывающие всю подоплёку, но и ставящие ещё одну острую проблему, в решении которой очень важно не отступать ни шагу и идти до конца, характеризуются очень мощной игрой, и тут уж сдержанная мимика героя приобретает дополнительную глубину.
Что касается сюжета, то режиссёр Джон Хьюстон воплощает тут почти то же, что позже эталонно обыграл в «Сокровищах Сьерра-Мадре», только антураж другой и итог всё-таки тягостнее. Потому что в «Сьерра-Мадре» герои, не до конца одурманенные жадностью и корыстью, обрели свою мечту, пусть и не в том, в чём сначала предполагали. Тут же суть в том, что от мечты остаются клочья, даже более того, человеку порой нужно самому растерзать свою мечту, по соображениям, которыми не стоит пренебрегать. Романтика развенчивается сразу на двух уровнях: в личной жизни и в погоне за сокровищами из старинных легенд. А тёмная свинцовая фигурка хищной птицы пристально смотрит, как рушатся судьбы тех, кого чересчур одурманивает перспектива существования, будоражащего воровской романтикой…
4 июня 2013
Фильм считается классикой «нуара», а, на мой взгляд, относится к классике кинематографа вообще потому что затрагивает более чем актуальную тему «среднего человека», т. е. собственно говоря, аудиторию обширнейшую.
А дело в том, что миром все-таки правят интеллектуалы (и военные), иными словами «философы» и «стражники» Платонова «Государства». Так и есть в действительности потому что Билл Гейтс (да и прочие) действительно одаренные в интеллектуальном отношении люди. Надо обладать сильным интеллектом прежде всего (даже прежде физического здоровья!) чтобы удивлять нас и на этом богатеть. Надо быть изощренного ума человеком, как, например, политики, способные сутками вымерять комбинацию.
Так вот фильм «Мальтийский сокол» о людях, у которых, что называется, «умишка» не хватает на то, чтобы разбогатеть цивилизованно. И, кстати говоря, не хватает и здоровья для того, чтобы быть убедительно опасным без оружия и убийств. Фильм о людях лишенных талантов, которые можно назвать «классическими».
Но эти люди обладают другим талантом, особым, силой воли. Это целенаправленно стремящиеся разбогатеть «средние люди». Согласно классической философии их место среди «ремесленников», т. е., собственно говоря, инженеров, рабочих — среднего класса. Но они не хотят быть «средним классом». Во что бы то ни стало они хотят быть людьми выдающимися, богатыми и этим вызывают, как ни странно, не мнение, что они маньяки, обезумели, — ведь их легко объявить именно маньяками, запросы которых несоразмерны их способностям! Таковы маньяки, требующие к себе внимания несоразмерного тому, что они на самом деле «стоят»…
Фильм о маньяках? Да, пожалуй, о них, но какой-то щемящий, грустный, исполненный сочувствия к ним. Подлинное произведение искусства! Фильм о фатальных неудачниках, возвышающих свой голос до октав трагиков, о бессмысленности существования «обычного человека», приводящий зрителя не к гневу, а к грусти.
Трагедия «среднего человека» — ведь это на самом деле новаторская тема в искусстве!
12 ноября 2012
Мальтийский сокол — древняя реликвия, оставленная госпитальерами в подарок Карлу V и с тех пор ставшая неуловимой, хотя ловцов на нее масса, поскольку сделан он из чистого золота да еще с инкрустированными драгоценными камнями. В общем, стоит баснословных денег. И вот по воле милой, но роковой женщины в охоту за соколом включается частный детектив из Сан-Франциско Сэм (Богарт). И тут же появляется два трупа, а вслед за ними и еще один.
Вот так почти незатейливо появился целый жанр — нуар (темный). Приметы налицо — роковая красотка, лихо закрученная детективная интрига, пара-тройка (а то и больше) трупов и герой-одиночка, как правило, циничный, но глубоко романтичный герой, первоначально выглядящий как жертва, а в финале становящийся судьей-победителем. Основная же идея нуара — некая инфернальность человеческого бытия, мрачность и беспросветность, в которой даже положительные герои настолько обтекаемы в своей положительности, что несут в себе скорее негативистскую мораль разумного эгоизма, играя по правилам негодяев. Наверное, сие и неудивительно во время и после ужасов Второй мировой, т. е. время кризиса позитивного сознания…
9 из 10
16 сентября 2012
Жанр «наур» — уникальное явление в кинематографе. Пожалуй, мы никогда не узнаем, каковы на самом деле причины появление жанра, то ли депрессивные настроения того времени, то ли турецкие снегопады, а может и не было никаких причин, а всё произошло случайно, как, зачастую, и происходят многие в этом мире вещи. Тем не менее, если жанр «нуар» и приобрёл ряд специфических признаков, которые позднее превратились в штампы, то всё благодаря одному парню — Сэму Спейду. И плевать, что он вымышленный. Рассвет жанра «нуар», после чего о нём, собственно, заговорили как о жанре, начался в далёком 1941-м году с фильма «Мальтийский сокол». Нельзя сказать, что это первый нуар-фильм, ведь и до этого снимали фильмы, которые по ряду признаков можно было отнести к жанру, просто он разительно отличался от всего, что снимали до этого. «Мальтийский сокол» принёс миру новый жанр, а Сэм Спейд- новый образ, который лично мне, откровенно говоря, чертовски нравится.
Сэм Спейд и Маэлс Арчер держали небольшое детективное агенство в центре Сан-Франциско. Они ловили неверных мужей, мелких мошенников и всячески боролись со скукой. Дела шли неплохо, что позволило им даже завести секретаршу. И вот однажды эта самая секретарша сообщила, что в приёмной ожидает женщина, причём внешне она весьма и весьма. Со слезами на глазах женщина рассказала душещипательную историю о новом приятеле своей любимой сестры, который явно замыслил что-то неладное. Несколько купюр с Бенджамином Франклином помогли детективам получше понять всю сложность ситуации и пообещать, что милой даме не о чем переживать, ведь теперь за это будут переживать совсем другие люди, которые, между прочим, совсем недавно стали богаче на пару сотен баксов. «Хороша», — подумал про себя Спейд, глядя вслед уходившей посетительнице. «Хороша» — подумал вслух Арчер, вспоминая формы недавней гости.
- Во всей этой истории есть хоть доля правды?
- Есть. Небольшая.
А вот дальше события развивались исключительно странно и непредсказуемо. Мисс Уондерли оказалась не такой уж беззащитной, но всё такой же милой, старина Арчер оказался не таким уж и живым, как в начале фильма, детектив Спейд оказался не таким уж гуманистом, что вполне логично, если учесть, что на гуманиста он смахивает в последнюю очередь. А всему виной небольшая статуэтка в форме птицы, изготовленная давным-давно орденом Тамплиеров и канувшая в лету только для того, чтобы всплыть много веков спустя под самым носом у детектива Сэмюэлся Спейда.
Есть что-то в кинематографе первой половины 20-го века прекрасное и завораживающее, наверное, это что-то и называется «Магия кино». То ли дело в плёнке, то ли в камере, то ли в выдержке временем. Сейчас такого кино уже не делают, да и не сделают. А какие раньше были актёры! А какие типажи! Вы посмотрите на Сэма Спейда в исполнении Хамфри Богарта! Вот где харизма, вот где стиль. Его Спейд наглый, алчный, брутальный, дерзкий и чертовски обаятельный. Он на равных говорит с любым человеком, будь то полицейский, бандит, толстосум или коварная мадам. Его не застать в расплох, и даже в те моменты, когда жажда денег овладевает им полностью, он не теряет остатки благородства, как и не забывает, что он, прежде всего, играет на стороне закона. Кто знает, какое было бы будущее у жанра «нуар», если бы Сэма Спейда сыграл кто-то другой. Если альтернативные миры всё-таки существуют и кто-то придумает способ путешествовать по ним мы, безусловно, узнаем ответ на этот вопрос. Пока же он риторический.
А на барабане у нас субъективные
10 из 10
5 декабря 2011
Первый фильм в стиле «нуар». Жемчужина «старого» Голливуда.
Действие фильма разворачивается в 30-е годы, во времена великой депрессии. В тот период в литературе был популярен образ детектива — одиночки, выступающий один против всех, поэтому в «Мальтийском соколе» главный герой Сэм Спейд предстает в роли именно такого сыщика. На нем акцентируется практически все внимание зрителя, у него самые ударные реплики, «судьбоносные» монологи.
Сэм Спейд показан не стереотипным положительным человеком. Он думает в первую очередь о себе, пытается заработать денег. Он живой человек, без каких-либо прикрас, в каждом из нас есть некоторая доля алчности, эгоизма. Но все же это положительный персонаж. Он имеет принципы, которыми никогда не поступится и уже перед ними отступает жажда наживы, личные симпатии. Мне очень импонируют фильмы, где стерта грань между положительными и отрицательными героями.
Большая удача, что на роль такого человека выбрали Хамфри Богарта. Его герой получился умным, циничным, со скупой мимикой и жестким взглядом. «Мальтийский сокол» сделал Богарта звездой первого класса, этот образ прочно закрепился за ним, и я считаю его непревзойденным, самым «крутым» детективом.
На мой взгляд, фильм следовало сделать длиннее. События развиваются динамично, и иногда обилие информации начинает напрягать. Мне бы хотелось, чтобы герои были больше раскрыты, хотелось больше узнать об их жизни. Но, возможно, в такой мрачной детективной картине это смотрелось бы лишне.
Фильм имеет стиль. В нем отсутствую грубость, ругательства, пошлость. Это придает ленте элегантность, и я бы сказала шик. Мне понравились нарочито любезные отношения детективом и всеми этими авантюристами. А тонкий, остроумный юмор добавляет фильму изюминку.
«Оскар» кинолента не получила, не смотря на три номинации, ну пусть! Зато он был отлично принят как критиками, так и зрителями. Особенно, конечно, все отмечали игру Хамфри Богарта. «Мальтийский сокол» популярен и смотрибелен и по сей день, и по праву считается классическим фильмом — «нуаром».
22 августа 2010
Мальтийский Сокол считается родоначальником жанра «film noir» или черный фильм или по крайней мере отправной точкой данного жанра. Главная сила и успех картины на мой взгляд это то, что она оказалась своевременной, в очень тонких актерских работах и созданных образах, ну и в правильной атмосфере. Атмосфере беспросветной лжи и темных дел.
Что еще не мало важно, фильм не является типично детективной историей с вопросами и ответами, где по началу все запутанно, а в конце все тайное становится явным, в Мальтийском Соколе, все тайное остается таким же тайным, обнажается лишь сущность каждого персонажа, но основные вопросы, касаемые желанного Сокола, остаются такими же не досказанными и не раскрытыми, как и сама птица. Но так ли это важно, что, как и почему в этой истории?
На мой взгляд это не имеет значения, к тому же вся история не имеет никакой исторической ценности и является чистейшим вымыслом. Вся основа это не сюжет, а сущность людей, гоняющихся за Мальтийским Соколом, являющимся прообразом или символом, бренного, материального богатства мира сего, заставляющего в виду человеческой жадности вступать в различные секретные заговоры, идти на преступление, прибегать ко лжи и т. д.
Отбросив наивные параллели с масонством, недосказанный сюжет, мы получаем отличный фильм, настоящую классику нуара, повлиявшую так же, в не малой степени на детективный жанр.
Фильм был поставлен Американским Институтом Кино (AFI) на 31 место в списке 100 лучших американских лент в 2007 году, а так же включен в Национальный Регистр Фильмов в 1989-ом. И был назван одним из лучших фильмов в истории кино, знаменитым американским критиком Рождером Эбертом.
8 из 10
6 июня 2010
Сороковые годы прошлого века — эпоха зарождения жанра нуар: зловещие тени, полная цинизма история, главный герой в плаще и шляпе с сигаретой во рту, роковая женщина — все это неотъемлемые черты жанра, и здесь в одном из первых фильмов жанра они все присутствуют в полной мере.
Как и все нуар-триллеры, завязка начинается с расследования убийства, которое с каждой новой ниточкой становится все масштабнее и масштабнее. К середине фильма, в лучших традициях жанра, главный герой переступает дорогу влиятельному мафиозному боссу, и затем балансирует на грани жизни и смерти, пытаясь разрулить в конец запутанное дело. Я, как большой поклонник этого жанра, был просто в полном восторге, наблюдая одну из картин-основателей нуара.
Хэмфри Богарт, эдакий Макс Пейн, постоянно нарывается на неприятности и на него точат зуб многие влиятельнейшие мафиози города. Но зато, в конце он мастерски и с блеском выкручивается из всех, даже самых сложных ситуаций. Здесь нет зрелищных экшен-сцен, присущих современным представителям жанра, но здесь акцент ставится прежде всего на саспенс и это получается у фильма просто замечательно: за местной историей следишь, боясь оторваться и упустить какую-нибудь деталь.
Конечно, сейчас на местные сцены драк смотреть будет довольно смешно, учитывая как смехотворно они поставлены (при чем, даже в те времена в фильмах Хичкока были более реалистичные сцены кулачных драк), но фильм подкупает вовсе не драками, а великолепной мрачной атмосферой загадочности и цинизма. Персонажи хладнокровны и чертовски умны, а главный герой отвешивает персонажам такие фразы, что так и хочется тут же записать их себе в цитатник. Классическое «А почему бы и нет» позже использовалось во множестве подобных лент.
Мальтийский сокол — триллер высшей пробы, с хорошо прописанным сценарием, достойной актерской игрой и великолепной атмосферой. Всем любителям нуара очень рекомендую, посмотрите с чего начинался этот жанр. Остальным же советую посмотреть, просто ради ознакомления со старым кинематографом и одним из самых качественных фильмов того времени.
9 из 10
24 октября 2009
- Из чего эта статуэтка?
- Из несбывшихся надежд.
Фильм — нуар, также известный как «черный фильм», можно считать одним из самых почитаемых и, в то же время, самых часто хоронимых жанров в американском, да и в последствие в мировом кино, вместе с пребывающим в перманентном состоянии коллапса жанром вестерна. Нельзя с точностью сказать, что стало отправным точкой noir, но многие теоретики отдают «пальму первенства» выдающемуся «литературному триллеру» Дэшиэля Хэммэта «Мальтийский сокол» (1930), принесшему автору признание и во многом обозначившему развитие детективов в будущем. Успех и новые грани для самовыражения не остались незамеченными для американских кинематографистов. Впрочем, оперативно созданная одноименная лента Роя дел Рута и лента Уильяма Детерле «Сатана встречает даму» большого успеха не имели, хотя и бездарными их назвать никак нельзя. Возможно, они просто не пришлись ко времени. Но на каждую историю найдется свой пророк. Для «Сокола» таким стал Джон Хьюстон.
На сценариста, пошедшему в режиссеры, всегда смотрят с некоторым скепсисом. И, что интересно, чаще всего этот скепсис вполне закономерен. Из многих знаменитых «мастеров пера и пишущей машинки» выходили довольно посредственные постановщики (Стивен Зэллиан, Роберт Таун, с некоторой натяжкой — Кристофер Хэмптон). К решению Хьюстона, к тому времени уже уважаемого кинодраматурга, наибольшего успеха добившегося с «Высокой Сьеррой», в третий раз экранизировать известный роман, сначала тоже отнеслись с заметным недоверием. Но, как показало время, зря. «Мальтийский сокол» стал не только одним из самых знаменитых явления в кино 40-вых годов, но и ознаменовал начало карьеры поистине выдающегося постановщика, возможно, став вершиной его творчества. Здесь не заметишь обычной для постановщика скованности, или наоборот, излишней тяги выделиться любыми способами. Это — работа расчетливого мастера, просто сменившего ставшее тесным амплуа, но не утратившего даже толики таланта.
Итак, вступительные титры и занавес поднят. Небольшой офис частного детективного агентства и двое партнеров, с нескрываемым интересом смотрящим на молодую привлекательную женщину, просящую детективов проследить за некоим Фэрсби, якобы сбежавшим с ее сестрой, за которую она очень волнуется. Неплохие деньги за вроде бы нетрудную работу, тем более что один из мужчин явно наложил глаз на красотку. Но обычное задание оборачивается совсем не так, как предполагалось, проливается кровь, а частный детектив Сэм Спэд оказывается в очень неприятной ситуации. Вскоре к нему наведается странная личность с явно темным прошлом, полдесятком паспортов и заряженным пистолетом, которая, вернее, который предложит Сэму заманчивый контракт на поиск золотой статуэтки Мальтийский сокол, которая, вероятно, раньше принадлежала покрытым множеством тайн Мальтийскому ордену. Вскоре за «птицей» начнется охота со многими неизвестными, конец которой никто из участников сего театра силуэтов предугадать не сможет.
Мрачная, медитативная атмосфера, до самых краев заполненная фатализмом, граничащим с безысходностью и цинизмом. Суровые, циничные люди, не боящееся вида крови, для которых понятие «преступление» — анахронизм, не стоящий особого внимание. Жестокие красотки, для которых люди — лишь инструменты для достижение им одним известным целям. Ночь, с переменным успехом соревнующееся с тусклыми фонарями за право обладать улицами. Недружелюбный поземный мир, с насмешкой названный городом. Все это — лицо «черного фильма», его товарный знак, который так любят использовать во всякого рода пародиях и стилизациях. Но они утвердились далеко не сразу. И «Мальтийский сокол» в становлении этих стандартов сыграл роль указателя, во многом просто очертив будущие пути и приемы, но то еще были только штрихи, достигнувшие своего апогея через 17 лет другим злым гением, Орсоном Уеллсом в своем последнем шедевре «Печать зла».
Впрочем, как пример основной нуар-концепции, а именно противопоставление себя голливудской моде 30-тых — 40-вых изображать мир со счастливой улыбкой идиота, «Сокол» прекрасно справляется. Легкая мизантропия и ницшеанские аллюзии с легкостью читаются в вроде бы обыкновенном сюжет о Большом Криминальном Деле. Зритель, ожидающий стандартной детективной интриге, скорее всего, почувствует себя обманутым, ведь здесь нет системы «вопрос — ответ», а связь с реальным миров реализуется путем полутонов, актерских жестов, смысловых образов, но уж никак не прямым саспенсом, который, без сомнения, тоже присутствует, но не является аж никак самоцелью. К визуальной стороне фильм даже при желании трудно придраться. Кстати, картина оказалась в грустном списке «перекрашенных», то есть зачем-то переделанных в цвете, классических лент, благодаря порочному энтузиазму медиамагната Тэда Тэрнера. Трудно сказать, какие адские силы овладели разумом этого человека, но «осовремененная» версия больше всего похожа детскую размалевку и зрителя, знакомого с оригиналом, вгоняет в ступор.
Сильная постановка, интересные актерские роботы, прописанные персонажи, хотя это скорее заслуга Хэммэта, а не Хьюстона, лирическая, правда, серьезно диссонирующая как с формой, так и с содержанием картины, музыка, обязательная интрига, метафорические смыслы — все это делает фильм хорошим, даже отменным. Но есть кое-что, делающее «Сокола» неоъьемленной частью культурного наследия, и имя этому фактору «Х» — Хамфри Богарт. Один из величайших актеров ХХ-того столетия вполне мог застрять в образе «плохого бандита», но все таки смог вырваться из навязанного клише. Его Сэм Спэйд — герой неоднозначный, внешне холодный и циничный, но твердо хранящий свои принципы. От сдержанной игры Богарт веет настолько мощным магнетизмом, что оторвать от него взгляд практически невозможно. Воистину, его харизма — стержень фильма, без которого лента, скорее всего, просто бы распалась, как карточный домик из-за неосторожного движения своего строителя. Но это не случается. «Мальтийский сокол» остается поразительно цельным полотном, настоящим произведением искусства.
Самое бредовое, что можно сказать про этот фильм, это то, что он якобы устарел. Нет, такие вещи не устаревают, а просто приобретают свой неповторимый шарм. «Мальтийский сокол», вместе с другими шедеврами Джона Хьюстона и Хамфри Богарта, намертво врос в мировой кино и опровергать его статус попросту бессмысленно, да и желания такого нет. Данное кино должны посмотреть не только любители ретро, а любой уважаемый себя киноман, да и, честно говоря, просто образованный человек, ибо «Сокол» — вечен.
7 августа 2009
Это — именно классика в самом лучшем смысле слова. Пусть даже снятая по роману Дэшила Хэммета, родоначальника `жестокого детектива `, в котором нет нежных слабых женщин, которых надо спасать от злодеев и благородных рыцарей. На поверку нежные слабые дамы оказываются закоренелыми преступницами, хитрыми манипуляторшами, а благородные рыцари — блюдущими свою выгоду безжалостными мужчинами, готовыми растоптать даже собственные чувства. Потому что они знают, что нет ничего вечного на земле.
Всё это прекрасно показано и снято в фильме `Мальтийский сокол `. Хэмфри Богарт как нельзя лучше подошёл на роль Сэма Спейда с `волчьей улыбкой `, умного, очень жёсткого и неимоверно крутого детектива. На нём одном держится весь фильм. Как он играет! Даже терпя поражение, он не может не вызывать восхищения.
Завязка банальна — приходит в частное сыскное агентство очаровательная молодая женщина и просит найти сестру. Позднее оказывается, что это всё выдумки, ей нужно на самом деле проследить за своим партнёром, который кинул её, забрав фигурку мальтийского сокола.
Бриджид О `Шоннеси хороша собой и платит немалыми наличными. Этого для Сэма Спейда достаточно, чтобы работать с ней. Однако его раздражает её притворство, когда она пытается изображать из себя жертву, прикидываясь невинной овечкой. Постепенно мы видим, как невинная овечка оборачивается настоящей хищницей.
Сюжет вовсе не плох. О нет. Он даже хорош. Однако требует предельного внимания и сосредоточенности, потому что он как матрёшка — откроешь одну, а там другая. И в конце остаётся одна-малюсенькая матрёшка — Истина. И истина эта ужасна. Маски спадают с лица Бриджид, одна за другой, так же, как сюжетные матрёшки появляются одна из другой.
Погоня за мальтийским соколом, золотой фигуркой, инкрустрированной драгоценными камнями, оказалась бесплодной и напрасной, в которой было уничтожено множество жизней. И всё из-за алчности. Жаждет денег Бриджид, жаждет денег толстый Гэтман, жаждет денег Кэйро, и даже Сэм тоже жаждет денег.
Но даже жажда денег не заставит его отступиться от своих принципов. Даже любовь. Потому что он реалист и стоит двумя ногами на земле. А реальность такова — любовь убийцы — не та любовь, которой можно верить. И всё же в конце он произносит одну фразу, которая делает этот фильм просто шедевром.
`Из чего сделана фигурка `? — спрашивает полицейский Том, крутя поддельную фигурку сокола из свинца, ради которой полегло столько людей.
`Из того же материала, что и мечты `. — отвечает Сэм.
8 марта 2008