Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
60 дней |
год: | 1940 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Шапиро |
сценарий: | Серафим Кананыкин |
продюсер: | Ефим Хаютин |
видеооператоры: | Александр Гинцбург, Сергей Иванов |
композитор: | Сергей Митин |
художник: | Александр Блэк |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 февраля 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
В Советском государстве кино было провозглашено «важнейшим из искусств», а заодно — главным средством пропаганды и агитации. Судьбы и сюжеты фильмов, выпускавшихся Госкино стали зеркалом истории всей страны. Иосиф Виссарионович Сталин любил смотреть кино — отечественное и зарубежное, старое и новое. Новое отечественное, помимо естественного зрительского интереса, составляло неустанный предмет его забот: вслед за Лениным он считал кино «важнейшим из искусств». В середине августа 1940 года в «Правде» выходит статья о фильме «Закон жизни»: скромная по своим художественным достоинствам, но остропублицистическая молодежная драма на морально-бытовую тему разгневала Сталина. 22 августа Политбюро выпустило постановление об организации комиссии, которая наведёт в кинематографии порядок. Дальше пошло по нарастающей: экс-глава Отдела агитпропа ЦК ВКП (б) Андрей Жданов, выступая 8 октября на Оргбюро ЦК, в качестве причины кризиса назвал «отсутствие настоящего идеологического контроля». Комиссия провела работу, остановив производство и запретив более двадцати уже завершённых фильмов.
Среди них были не только современные драмы и картины на оборонную тематику, но и комедии. В частности - лента Михаила Шапиро 'Шестьдесят дней'. Так чем же не угодила комедия высокому начальству? Ответ даёт справка комиссии ЦК ВКП(б) 'О запрещённых кинофильмах в 1940 и 1941 году': '...Картина посвящена важной теме — боевой учёбе командиров запаса на учебном сборе, но разрешена тема неудовлетворительно. Организация обучения командиров запаса не соответствует современным требованиям. Кроме последней части в фильме нет никаких признаков, что командиры обучаются в условиях близких к боевой обстановке. В фильме утверждается совершенно неправильное положение, будто бы победа приходит в сражении в результате случая. Тактическое учение разыграно так, что побеждает командир запаса Антонов, который в течение сбора не хотел ничему учиться и действительно не учился...' Вот ведь удивительное дело - никто даже не заметил, что Шапиро снимал подчёркнутую КОМЕДИЮ!
Только в комедии профессора биологии, могли оправить на сборы, как кладовщика или бухгалтера. Только в комедии ведущий хирург московской больницы мог заявить: 'Надоело резать, вот я сам и попросился сюда!' Комедийность видна почти в каждом кадре, начиная от попытки Евгения Антонова 'объясниться' с лаборанткой Люсенькой и заканчивая 'делёжкой' 4-го этажа больницы. Почему же тогда 'комедийного подтекста' не заметила комиссия? Ответ есть в самом начале фильма. Там, среди актёров и создателей картины, значатся военные консультанты: бригадный комиссар, полковник и Герой Советского Союза старший лейтенант Василий Иванович Москвин, принимавший участие в боях советско-финской войны (с ноября 1939 по март 1940 года командовал батальоном). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях (ночью 25 февраля 1940 года батальон под командованием Москвина преодолел по льду Выборгский залив и штурмом овладел несколькими островами) награждён Звездой Героя. Выходит, либо в 'разнарядке' напутали, отправив Героя финской компании консультировать комедию, либо главенствовать должно было второе название картины 'Командиры запаса', а это уже 'чисто оборонный' фильм со всеми вытекающими.
Но не стоит забывать, что советско-финская война почти не отражалась в кино по простой причине: СССР хоть и прирос территорией Финляндии, но невосполнимые потери в 125 000 бойцов не располагали к бравурности. Народ (ненароком!) мог сопоставить профессора-командира и совсем не геройский финал компании. Как бы то ни было '60 дней' был положен на полку и вернулся к зрителю 8 февраля 1943 года - через неделю после завершения грандиозной Сталинградской битвы. Теперь народ-победитель мог смотреть и на ТАКИХ командиров! Возвращаясь к фильму хочется отметить отличную игру Николая Черкасова. 198 см роста делают его бесподобным в этой роли. Шапиро крайне удачно 'распорядился' его ростом, сделав своеобразным Гулливером, до которого непросто достучаться, но если достучишься - тогда держись! Хирург ППП - Пётр Петрович Пугачёв (Валентин Янцат) - не столько антипод Антонова, сколько его Альтер-эго. Они по-своему крайне удачно дополняют друг друга. Люсеньки (Зоя Фёдорова) в картине мало, но один только эпизод с зеркалом в финале чего стоит!
Приступая к работе Шапиро снимал добрую ироничную комедию. И не его вина, что пока шли съёмки, в стране Советов кое-что изменилось...
29 декабря 2022
Фильм безусловно интересен как артефакт и как, в известном смысле, отражение эпохи… Но.
Актёрские работы, в основном, более чем шаблонны. Персонажи какие-то ходульные и неестественные. Режиссёрские решения очень слабы — актёры совершают не вполне связанные, странные действия, иногда весьма далёкие от адекватности.
Костюмеры\реквизиторы отработали дурно — Черкасов то в каске СШ-40, то, через секунду, уже в СШ-36, старшего политрука с одной шпалой в картине именуют батальонным комиссаром и тд.
Не хватило то ли времени, то ли средств, то ли талантов. Однако посмотреть всё же стоит.
Удивительно то, как о картине говорят современные критики.
Сравнивают образ созданный Николаем Черкасовым с образом реализованным Смоктуновским в «Солдатах» 1956 г. А сравнение вовсе не в пользу «60 дней». Ведь фильм воплощённый по некрасрвским «В окопах Сталинграда» много ярче и НЕСРАВНИМО лучше сделан, актёрам там удалось раскрыться. А тут. Простите, нет. И на пресловутой «полке» картина лежала не от того, что армия в ней показана как-то не так, а от того, что слаб фильм «60 дней», слаб, сер и этим печалит… Показ картины в 1943 году, я думаю, выявил полную оторванность её от реальности и о ней более или менее забыли, как о неудачной…
Тем не менее отзыв свой я полагаю всё же нейтральным. Черкасов в некоторых моментах хорош. Зоя Фёдорова красива, как всегда. А фильм, пусть и дышит наивностью, пусть и кургуз, мешковат, но по своему интересен…
6 апреля 2018