| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Учитель |
| год: | 1939 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Сергей Герасимов |
| сценарий: | Сергей Герасимов |
| продюсер: | Григорий Саркисов |
| видеооператор: | Владимир Яковлев |
| композитор: | Венедикт Пушков |
| художники: | П. Горохов, В. Семенов |
| монтаж: | Е. Радионова |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
10 декабря 1939 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 43 мин |
В родное село после учёбы возвращается Степан Лаутин (Борис Чирков), он хочет открыть большую школу и обучать там не только ребят, но и взрослых. Однако председатель и по совместительству отец Степана (Павел Волков) не разделяет его стремлений и даже больше: он видит в своём сыне неудачника, который не сумел найти в городе тёплое местечко и с позором вернулся в родной дом. Односельчане тоже достаточно равнодушны к инициативе молодого учителя, в их представлении преподавать идёт тот, кто не сгодился на более серьёзное дело. В Степана влюбляется Аграфена (Тамара Макарова), но надежды на ответное чувство как будто бы нет, ведь молодой учитель привёз с собой карточку какой-то красотки, разодетой в шелка.
Такое, ощущение, что у создателей фильма была какая-то специальная режиссёрская линейка. Уж очень чётко всё сделано, выверено до мелочей. Оно, конечно, понятно, почему так: допусти авторы какую-нибудь даже небольшую двусмысленность, в лучшем случае вынуждены были бы сменить профессию, в худшем - уехать далеко и надолго.
Перед зрителем разворачиваются жизнеутверждающие картины.
Вот так наш народ отдыхает, радуется, а вот он трудится, не жалея себя. Так, подождите, а почему это девки в селе ходят на каблуках? ой, а чего это у председателя изба, как дворец? А что же вы думаете, село - это отсталость и нищета? Погодите, батенька, такие картины скоро станут повсеместными, а вы лучше поглядите на то, как вчерашние необразованные дивчины сегодня бойко рассказывают о крестьянской войне в Европе.
Есть, конечно, элементы отсталые, колеблющиеся, но всегда найдутся люди, готовые искать ответы на сложные вопросы, делиться обретёнными знаниями, вести за собой. А посмотрите-ка сюда: как хороша, как прекрасна наша земля! И любить на этой земле умеют с достоинством, терпеливо.
Тамара Макарова за роль Груни, на которую она как-то даже не особенно подходит из-за своей царственности, была удостоена Сталинской премии. Глядя на её игру, трудно сказать, что в ней выдающегося. Но тут, видимо, и пафос картины, и значимость образа сделали своё дело. Борис Чирков в роли учителя хорош. А как он читает чеховского 'Ваньку'! Наверное, это лучший эпизод.
Посмотришь 'Учителя' и сразу поймёшь, что такое классическая постановка того времени. Кино воспитывало, обещало, служило ориентиром, а потому неудивительно, что, создавая картины, приходилось укладывать их на прокрустово ложе идеологии. И всё-таки этот фильм Герасимова не рядовой агитационный, он художественный. Снимая его, режиссёр старался как можно точнее изобразить картины сельской жизни, поэтому говор, песни, предметы быта переданы вполне достоверны. Но в то же время есть в 'Учителе' и искажения, которые зритель той эпохи видел сразу, а для нашего современника они останутся незамеченными. Вот и получается, что многие моменты мы критически оценивать не станем, так и усвоив, что в деревнях тридцатых годов девки действительно ходили на каблуках, а председатели жили в хоромах.
30 апреля 2025
СССР
конец 30-х годов XX века
Степан /Борис Чирков/ - молодой учитель, вернувшийся в родное село, чтобы учить местных ребятишек и построить здесь новую школу
Иван /Павел Волков/ - председатель колхоза, отец Степана, не рад возвращению сына, поскольку считает, что тот вернулся, потому что ничего не достиг в столице
Мария /Людмила Шабалина/ - младшая сестра Степана
Аграфена /Тамара Макарова/ - подруга Марии, влюблена в Степана
Чего ожидать от советского фильма конца 30-х? Пропаганды и нравоучений, уверена, скажете вы. И будете правы. Но! В картине «Учитель» всего этого так мало, по сравнению с тем, чего я ожидала, что смотрится она очень легко и не напряжно.
Самое хорошее в этом фильме – это переданная атмосфера уральского села. Говор людей, танцы и пляски /на один из них, который танцуют парами, я прям загляделась, захотелось и самой в таком поучаствовать, честно говоря/. Общие горести, общие радости, общая работа и общий отдых. Вот то, что самое для меня ценное в советском кино раннего периода – общность, чувство единения и поддержки.
Конечно, многое смотрится более чем наивно и оттого забавно. Поцелуи украдкой, причём, не в губы /не дай бог по-настоящему в кадре поцеловаться, срам-то какой!/, чувство стыда после этих поцелуев, видимое в ломанных позах актёров. Позабавило, как Аграфена ушла в уныние, узнав, что у Степана есть карточка /то есть, фотография/ какой-то женщины, на которую он смотрит вечерами.
Сегодня улыбку вызывает необразованность жителей села, которые пришли на общее собрание и задавали вопросы типа « а есть ли люди на Луне» и «откуда произошла жизнь и кто её создал, если Бога нет». Но опять же, при всей наивности происходящего подкупает душевность, простота, открытость персонажей.
Вот за это настроение, подаренное картиной, хочется её порекомендовать. Не всем, конечно, понимаю, что такие старые, а тем более, советские фильмы /как ни крути, с американскими картинами того же периода различия у нас о-го-го какие и по темам, и по подаче/ смогут оценить не все. Но если вы знаете, что сможете – обязательно посмотрите этот замечательный и тёплый фильм.
2 ноября 2024
Как и многие фильмы того времени (да и вообще советские фильмы) здесь есть пропагандистские нотки. Но это, честно говоря, вообще не стоит внимания, просто мой каприз. В начале фильма демонстративно играет блюз, но вскоре так же демонстративно заменяется на что-то более «родное».
Сюжет повествует об учителе, одном, судя по всему, из первенцев новой системы образования. Который, вместо того, чтобы оставаться в великой Москве творить великие дела с чего-то вдруг решил вернуться в родную деревню «подымать целину» — в случае данного фильма посредством обоснования полноценной школы. Чем очень огорчил своего батюшку.
Но это можно прочесть и в сюжете непосредственно. Других подробностей сюжета раскрывать не буду.
Фильм достаточно интересно смотреть, особенно мне, городскому человеку образца 21 века. Как оно там все в деревне устроено, интересно же! Конечно, на первый план выходят люди. Которые, если подумать, не так уж и отличаются от любых других людей. Я бы хотела сказать, что у них все как-то проще — все делят четко на черное и четко на белое. И никаких тебе усредненностей.
Но ведь такие люди не только в деревнях встречаются..
А на деле фильм подымает множество вопросов — и вопросы отцов и детей, и вопросы человеческого прогресса, и даже любовные вопросы.. Что делает его вполне неплохим универсальным, как это любят сейчас говорить «семейным фильмом».
Специфическим, конечно. Убедитесь, что нормально переносите черно-белую картинку и не настолько профессиональных актеров, к которым давно привыкли.
23 марта 2020
Трудно требовать от фильма, которому почти 80 лет соответствия сегодняшним киностандартам. Именно из-за этого несоответствия фильм выглядит несколько своеобразным. Своеобразие картины ни в коем случае не стоит относить к недостаткам, ибо недостатков у фильма не больше, чем у любого живого организма. Своеобразие заключается в том, что режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов пытался воспроизвести атмосферу уральской деревни, знакомой ему с детства, поэтому сохранил в картине уральский акцент, одежду, убранство и «обязательные сундуки с накидкой». Кроме того, для тех, кто внимательно вслушивался в речь героини Тамары Макаровой — Аграфены Шумилиной — не мог не замечать сходства её голоса с голосом Нонны Мордюковой.
Объясняется это тем, что Сергей Аполлинариевич, работая с актёрами, разбирал роли настолько конкретно, что «герасимовская пластика неизбежно прорастает в экранном образе». Лента «Учитель» по-своему уникальна. Сергей Герасимов поставил её по собственному сценарию; с этой картины начинается период «авторской режиссуры» в кинобиографии Сергея Аполлинариевича. Лента дважды — в 1963 и 1981 годах — реставрировалась на киностудии имени Горького. В 1941 году за работу над фильмом «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Государственной премии II степени. Разбирать буквально «по косточкам» картину я не собираюсь, но о нескольких ассоциациях сказать всё же придётся.
Борис Чирков очень «сочный» и колоритный персонаж. Его манера разговора неповторима. Именно из-за его речи, я никак не мог отделаться от экранного образа батьки Махно в картине «Александр Пархоменко» (1942). Всё время казалось, что учитель — заслуженный человек — непременно выбросить какое-нибудь «коленце». Он его и выбросил, но не в политическом плане, а — на любовном фронте. Некоторые эпизоды в исполнении Бориса Чиркова переиграть просто невозможно. Это эпизод чтения рассказа А. П. Чехова «Ванька». Прочитать рассказ лучше, чем это сделал Чирков — просто невозможно. Второй эпизод — это вечер «вопросов и ответов»: как он рассказывал о Мироздании — это тоже из золотого фонда нашего кино. Ну, а то, что любовно-романтическая линия выглядит чуточку «странной», — нужно отнести исключительно к режиссёрскому видению и менталитету людей той поры.
24 января 2016