Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Учитель |
год: | 1939 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Герасимов |
сценарий: | Сергей Герасимов |
продюсер: | Григорий Саркисов |
видеооператор: | Владимир Яковлев |
композитор: | Венедикт Пушков |
художники: | П. Горохов, В. Семенов |
монтаж: | Е. Радионова |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 декабря 1939 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Как и многие фильмы того времени (да и вообще советские фильмы) здесь есть пропагандистские нотки. Но это, честно говоря, вообще не стоит внимания, просто мой каприз. В начале фильма демонстративно играет блюз, но вскоре так же демонстративно заменяется на что-то более «родное».
Сюжет повествует об учителе, одном, судя по всему, из первенцев новой системы образования. Который, вместо того, чтобы оставаться в великой Москве творить великие дела с чего-то вдруг решил вернуться в родную деревню «подымать целину» — в случае данного фильма посредством обоснования полноценной школы. Чем очень огорчил своего батюшку.
Но это можно прочесть и в сюжете непосредственно. Других подробностей сюжета раскрывать не буду.
Фильм достаточно интересно смотреть, особенно мне, городскому человеку образца 21 века. Как оно там все в деревне устроено, интересно же! Конечно, на первый план выходят люди. Которые, если подумать, не так уж и отличаются от любых других людей. Я бы хотела сказать, что у них все как-то проще — все делят четко на черное и четко на белое. И никаких тебе усредненностей.
Но ведь такие люди не только в деревнях встречаются..
А на деле фильм подымает множество вопросов — и вопросы отцов и детей, и вопросы человеческого прогресса, и даже любовные вопросы.. Что делает его вполне неплохим универсальным, как это любят сейчас говорить «семейным фильмом».
Специфическим, конечно. Убедитесь, что нормально переносите черно-белую картинку и не настолько профессиональных актеров, к которым давно привыкли.
23 марта 2020
Трудно требовать от фильма, которому почти 80 лет соответствия сегодняшним киностандартам. Именно из-за этого несоответствия фильм выглядит несколько своеобразным. Своеобразие картины ни в коем случае не стоит относить к недостаткам, ибо недостатков у фильма не больше, чем у любого живого организма. Своеобразие заключается в том, что режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов пытался воспроизвести атмосферу уральской деревни, знакомой ему с детства, поэтому сохранил в картине уральский акцент, одежду, убранство и «обязательные сундуки с накидкой». Кроме того, для тех, кто внимательно вслушивался в речь героини Тамары Макаровой — Аграфены Шумилиной — не мог не замечать сходства её голоса с голосом Нонны Мордюковой.
Объясняется это тем, что Сергей Аполлинариевич, работая с актёрами, разбирал роли настолько конкретно, что «герасимовская пластика неизбежно прорастает в экранном образе». Лента «Учитель» по-своему уникальна. Сергей Герасимов поставил её по собственному сценарию; с этой картины начинается период «авторской режиссуры» в кинобиографии Сергея Аполлинариевича. Лента дважды — в 1963 и 1981 годах — реставрировалась на киностудии имени Горького. В 1941 году за работу над фильмом «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Государственной премии II степени. Разбирать буквально «по косточкам» картину я не собираюсь, но о нескольких ассоциациях сказать всё же придётся.
Борис Чирков очень «сочный» и колоритный персонаж. Его манера разговора неповторима. Именно из-за его речи, я никак не мог отделаться от экранного образа батьки Махно в картине «Александр Пархоменко» (1942). Всё время казалось, что учитель — заслуженный человек — непременно выбросить какое-нибудь «коленце». Он его и выбросил, но не в политическом плане, а — на любовном фронте. Некоторые эпизоды в исполнении Бориса Чиркова переиграть просто невозможно. Это эпизод чтения рассказа А. П. Чехова «Ванька». Прочитать рассказ лучше, чем это сделал Чирков — просто невозможно. Второй эпизод — это вечер «вопросов и ответов»: как он рассказывал о Мироздании — это тоже из золотого фонда нашего кино. Ну, а то, что любовно-романтическая линия выглядит чуточку «странной», — нужно отнести исключительно к режиссёрскому видению и менталитету людей той поры.
24 января 2016