Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Учитель |
год: | 1939 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Герасимов |
сценарий: | Сергей Герасимов |
продюсер: | Григорий Саркисов |
видеооператор: | Владимир Яковлев |
композитор: | Венедикт Пушков |
художники: | П. Горохов, В. Семенов |
монтаж: | Е. Радионова |
жанры: | комедия, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
10 декабря 1939 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 43 мин |
СССР
конец 30-х годов XX века
Степан /Борис Чирков/ - молодой учитель, вернувшийся в родное село, чтобы учить местных ребятишек и построить здесь новую школу
Иван /Павел Волков/ - председатель колхоза, отец Степана, не рад возвращению сына, поскольку считает, что тот вернулся, потому что ничего не достиг в столице
Мария /Людмила Шабалина/ - младшая сестра Степана
Аграфена /Тамара Макарова/ - подруга Марии, влюблена в Степана
Чего ожидать от советского фильма конца 30-х? Пропаганды и нравоучений, уверена, скажете вы. И будете правы. Но! В картине «Учитель» всего этого так мало, по сравнению с тем, чего я ожидала, что смотрится она очень легко и не напряжно.
Самое хорошее в этом фильме – это переданная атмосфера уральского села. Говор людей, танцы и пляски /на один из них, который танцуют парами, я прям загляделась, захотелось и самой в таком поучаствовать, честно говоря/. Общие горести, общие радости, общая работа и общий отдых. Вот то, что самое для меня ценное в советском кино раннего периода – общность, чувство единения и поддержки.
Конечно, многое смотрится более чем наивно и оттого забавно. Поцелуи украдкой, причём, не в губы /не дай бог по-настоящему в кадре поцеловаться, срам-то какой!/, чувство стыда после этих поцелуев, видимое в ломанных позах актёров. Позабавило, как Аграфена ушла в уныние, узнав, что у Степана есть карточка /то есть, фотография/ какой-то женщины, на которую он смотрит вечерами.
Сегодня улыбку вызывает необразованность жителей села, которые пришли на общее собрание и задавали вопросы типа « а есть ли люди на Луне» и «откуда произошла жизнь и кто её создал, если Бога нет». Но опять же, при всей наивности происходящего подкупает душевность, простота, открытость персонажей.
Вот за это настроение, подаренное картиной, хочется её порекомендовать. Не всем, конечно, понимаю, что такие старые, а тем более, советские фильмы /как ни крути, с американскими картинами того же периода различия у нас о-го-го какие и по темам, и по подаче/ смогут оценить не все. Но если вы знаете, что сможете – обязательно посмотрите этот замечательный и тёплый фильм.
2 ноября 2024
Как и многие фильмы того времени (да и вообще советские фильмы) здесь есть пропагандистские нотки. Но это, честно говоря, вообще не стоит внимания, просто мой каприз. В начале фильма демонстративно играет блюз, но вскоре так же демонстративно заменяется на что-то более «родное».
Сюжет повествует об учителе, одном, судя по всему, из первенцев новой системы образования. Который, вместо того, чтобы оставаться в великой Москве творить великие дела с чего-то вдруг решил вернуться в родную деревню «подымать целину» — в случае данного фильма посредством обоснования полноценной школы. Чем очень огорчил своего батюшку.
Но это можно прочесть и в сюжете непосредственно. Других подробностей сюжета раскрывать не буду.
Фильм достаточно интересно смотреть, особенно мне, городскому человеку образца 21 века. Как оно там все в деревне устроено, интересно же! Конечно, на первый план выходят люди. Которые, если подумать, не так уж и отличаются от любых других людей. Я бы хотела сказать, что у них все как-то проще — все делят четко на черное и четко на белое. И никаких тебе усредненностей.
Но ведь такие люди не только в деревнях встречаются..
А на деле фильм подымает множество вопросов — и вопросы отцов и детей, и вопросы человеческого прогресса, и даже любовные вопросы.. Что делает его вполне неплохим универсальным, как это любят сейчас говорить «семейным фильмом».
Специфическим, конечно. Убедитесь, что нормально переносите черно-белую картинку и не настолько профессиональных актеров, к которым давно привыкли.
23 марта 2020
Трудно требовать от фильма, которому почти 80 лет соответствия сегодняшним киностандартам. Именно из-за этого несоответствия фильм выглядит несколько своеобразным. Своеобразие картины ни в коем случае не стоит относить к недостаткам, ибо недостатков у фильма не больше, чем у любого живого организма. Своеобразие заключается в том, что режиссёр Сергей Аполлинариевич Герасимов пытался воспроизвести атмосферу уральской деревни, знакомой ему с детства, поэтому сохранил в картине уральский акцент, одежду, убранство и «обязательные сундуки с накидкой». Кроме того, для тех, кто внимательно вслушивался в речь героини Тамары Макаровой — Аграфены Шумилиной — не мог не замечать сходства её голоса с голосом Нонны Мордюковой.
Объясняется это тем, что Сергей Аполлинариевич, работая с актёрами, разбирал роли настолько конкретно, что «герасимовская пластика неизбежно прорастает в экранном образе». Лента «Учитель» по-своему уникальна. Сергей Герасимов поставил её по собственному сценарию; с этой картины начинается период «авторской режиссуры» в кинобиографии Сергея Аполлинариевича. Лента дважды — в 1963 и 1981 годах — реставрировалась на киностудии имени Горького. В 1941 году за работу над фильмом «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Государственной премии II степени. Разбирать буквально «по косточкам» картину я не собираюсь, но о нескольких ассоциациях сказать всё же придётся.
Борис Чирков очень «сочный» и колоритный персонаж. Его манера разговора неповторима. Именно из-за его речи, я никак не мог отделаться от экранного образа батьки Махно в картине «Александр Пархоменко» (1942). Всё время казалось, что учитель — заслуженный человек — непременно выбросить какое-нибудь «коленце». Он его и выбросил, но не в политическом плане, а — на любовном фронте. Некоторые эпизоды в исполнении Бориса Чиркова переиграть просто невозможно. Это эпизод чтения рассказа А. П. Чехова «Ванька». Прочитать рассказ лучше, чем это сделал Чирков — просто невозможно. Второй эпизод — это вечер «вопросов и ответов»: как он рассказывал о Мироздании — это тоже из золотого фонда нашего кино. Ну, а то, что любовно-романтическая линия выглядит чуточку «странной», — нужно отнести исключительно к режиссёрскому видению и менталитету людей той поры.
24 января 2016