| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Авиатор |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| слоган: | «История одного полёта» |
| режиссеры: | Данила Козловский, Егор Кончаловский |
| сценаристы: | Мирослав Станкович, Мирослав Станкевич, Олег Сироткин, Евгений Водолазкин, Юрий Арабов |
| продюсеры: | Сергей Катышев, Илья Кривицкий, Юлия Перкуль, Алексей Миклашевский, Сусанна Альперина |
| видеооператор: | Константин Панасюк |
| композитор: | Максим Фадеев |
| художник: | Мухтар Мирзакеев |
| монтаж: | Анна Крутий |
| жанры: | фантастика, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$964 110 |
Мировые сборы:
|
$986 682 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 56 мин |
Я читала эту книгу. Автор очень внимателен к деталям. Первое, что видит свежеразмороженный Платонов - волосы в носу Гейгера. Свежо. И кучеряво. А как вам этот пассаж. Платонов вспоминает, как его, семилетнего, качала на гамаке девочка (вибрации волновали его в эротическом смысле), девочка вспотела от усилий, и тогда, герой кладёт ладошку на её потную спину - 'это была наша первая, совместная, маленькая влажная тайна'.
А вот это - моё любимое. Гейгер спрашивает у Платонова о причинах революции. 'В каждом человеке есть дерьмо. Когда твоё дерьмо резонирует с дерьмом других людей и происходят революции'. Какой глубокий исторический анализ, учёт деталей и причинно-следственных связей! Перефразируя Маркса: дерьмо - локомотив истории. Я прямо вижу Ленина на броневике, обращающегося к рабочим - 'Товарищи рабочие! Накопили ли вы нужный запас революционного дерьма, о необходимости заготовки которого так долго говорили большевики? Накопили? Отлично! Резонируем! Лев Давидович, вам, как руководителю ВРК и карты в руки!'. У Временного правительства не было шансов.
Возвращаясь к фильму. Сценаристы перенесли действие из 'святых' девяностых в 2026 год. Платонову на момент знакомства с Анастасией было 18 лет, а она была на три года моложе. Экранный Платонов - хмурый дядя лет сорока, с замороженным лицом и остекленевшим взглядом (графиня изменившимся лицом бежит к пруду), а он с замороженным лицом стоит к пруду.
Анастасию двадцатых годов двадцатого века и нынешнюю, играет одна и та же половозрелая актриса (платёжная ведомость не резиновая). Первая часть романа - дневник Платонова, замороженного в коммунистическом аду, и оттаявшего в капиталистическом раю девяностых годов. Книжному герою неуютно в новом мире, а экранный персонаж легко приспособился, и все его рефлексии и воспоминания за ненужностью выкинуты - зачем -с? Главное вы поняли - Россия, которую мы потеряли, была раем, растоптанным пьяными матросами и рабочими.
За рабочих в фильме отвечает герой Шагина. Романный Зарецкий был гадок, но тих. Экранный - персонаж из контактного зоопарка, на клетке которого написано: питается водкой и колбасой. Строчит доносы. Буен. Считает себя гегемоном.
Убить такого - обязанность каждого интеллигентного человека. Кстати, романный Платонов убийцей не был. Антиподом омерзительного пролетария является отец Анастасии, профессор, легко уделывающий в споре с Севой, Ленина с его 'учение Маркса всесильно, потому, что оно верно', указывая на то, что одно недоказуемое положение не может доказывать другое. Двойка вам по логике, Владимир Ильич!
Водолазкин в романе пишет, что 'неполная правда - ложь'. А неполная цитата? Приведённая фраза - это тезис, а аргументы идут далее (...оно цельно и стройно...законный преемник немецкой философии, английской экономии...).
Выкинув из фильма все прустовские реминесценции героя, зрителю показали не очень внятную историю любви 120-летнего юноши и взыскующей радостей материнства современной девицы, живущего наукой ученого, взбалмошного олигарха - к чему всё это? О чём книга? О времени, о поисках бессмертия (русский космизм, Циолковский, Федоров), о чистой любви 15 и 18 - летних, о том, как ломаются людские судьбы во время исторических катаклизмов. О Боге, неслучайно замораживают 13 человек, намёк понятен - 12 апостолов, и... название книги взято из стихотворения Блока, поэта, соединившего революцию и Христа.
Я увидела эрзац-историю, говорящий наггетс, полуфабрикат авиатора, улетающего из 90-х на фанерной этажерке обратно в царскую Россию. 'Авиатор' получился эконом-класса, комиксовая версия для тех, 'кто не осилил'.
25 ноября 2025