Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Идеальные дни |
английское название: |
Perfect Days |
год: | 2023 |
страны: |
Германия,
Япония
|
режиссер: | Вим Вендерс |
сценаристы: | Такума Такасаки, Вим Вендерс |
продюсеры: | Такума Такасаки, Вим Вендерс, Рэйко Куниэда, Кодзи Якусё, Кодзи Янаи, Ясуси Окува, Кэйко Томинага, Кота Ябана, Юсукэ Кобаяси |
видеооператор: | Франц Лустиг |
художники: | Товако Кувадзима, Даисукэ Ига |
монтаж: | Тони Фрошхаммер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $297 008 |
Сборы в США: | $3 766 668 |
Мировые сборы: | $25 717 393 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
На удивление, описание этого фильма очень простое. И посылы он даёт понятные многим. Но, почему-то в голове после просмотра появляются сотни мыслей, которые не дают забыть это кино, и даже открывают его новые грани с каждым прошедшим днём.
Это моё первое знакомство с работами Вендерса (как-то упустил). И я остался под большим впечатлением. Особенно помог антураж. Вечерняя набережная в Петербурге под открытым небом. Неудивительно, что многие люди (а сеанс был бесплатным) сами не зная, на что идут, уходили с недовольными лицами, не досмотрев до конца. Потому что шли за развлечением, а получили нечто другое.
Соответствует ли название смыслу фильма? Безусловно. У главного героя действительно (для него) идеальные дни. Они особо ничем не отличаются, рутинны и просты. Но именно это ему и нужно. Мужчина находит в мелочах собственные счастье и гармонию. Даже работа устраивает его, и выполняет он её с усердием (что удивляет не только других героев фильма, но и некоторых зрителей (я это заметил на просмотре)). Он улыбается тому, что практически никто другой не видит. Он счастлив в своём маленьком мирке. Или нет?
Картина очень умело говорит с нами на темы рефлексии, медитативности жизни, восприятия окружающего мира человеком, принятия себя. При этом имея двойное дно. Здесь есть развитие героя. Подчас незаметное, но есть. Через мелкие детали, чёрно-белые вставки, когда он спит. И с каждой минутой мы понимаем, что эти 'идеальные дни' не пришли к нему, а именно главный герой создал их. Закрыв за собой другой мир, который его когда-то окружал. И даже мимолётный щелчок пальцами может нарушить всё то, что он создал. Не разрушить, но хорошо раскачать, дать трещину. Главный герой невероятно молчалив (отдельный 'респект' актёру за бесподобную работу лицевой мимикой), но чем дальше идеальная картина ломается, тем больше мы слышим слов. И диалог с мужчиной на набережной становится апогеем всего.
При этом фильм нас не ведёт к конкретной цели или ответу. Он просто показывает разные периоды 'дней'. И необязательно герой станет другим. Он будет всё также лицезреть на небо из-за стен туалета, также фотографировать дерево, также ходить в знакомые места. Его дни продолжатся. А вот с состоянием души могут быть и иные обстоятельства.
Отдельно хочется отметить технологические туалеты Японии. Ну какая же красота. И, само собой, саундтрек. Все песенные композиции - вышка.
Каков же итог? Счастлив ли главный герой в своих идеальных днях? Вроде бы финал даёт однозначный ответ. Но толика сомнения всё равно остаётся внутри зрителя. И тут всё зависит от вашего восприятия. Стоит ли ставить в кавычки название фильма или нет? Решайте сами.
26 августа 2024
Неожиданно для себя дошла на показ фильма «Идеальные дни» Вима Вендерса.
Смотрю такие фильмы больше в самообразовательных целях, чем для развлечения. Фильм для умного зрителя, с наградой за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 2023 года (Кодзи Якусе).
Раньше при просмотре такого фильма стала бы зевать: действия почти нет, на экране «день сурка». Я вам такой сценарий могу написать из похожего распорядка моего дня - за тем исключением, что я не мою общественные туалеты, да еще такие новомодные, как в Токио.
Главный герой моет столько унитазов на протяжении фильма и так подробно, что мне кажется, я уже вместе с ним что-то помыла.
Почитала про смыслы, мне понравилось. Что я поняла? Я как западный человек гонюсь за новым, а главному герою и так хорошо, его идеальные дни - это дни, в которые ему спокойно и он занимается тем, что ему по душе, утром он улыбается, а ложится спать довольным.
Его «ритуалы» ему по душе, и еще одна мысль: что он живет, что называется «в моменте» - старается каждый день убирать туалеты, как в первый раз.
Раньше бы на поняла таких глубин, показалось бы скукотой, но в свои 37 годиков посмотрела даже не без удовольствия.
Фильм оставляет отпечаток умиротворения и… преданности себе. Главный герой живет в гармонии с собой. Дай, как говорится, каждому.
8 из 10
24 августа 2024
Фильм почти лишен диалогов. Главный герой почти ничего не говорит. Сюжет поставлен таким образом, что мы видим повторяющиеся будни уборщика туалетов в Японии.
Когда это понимаешь (середина фильма), хочется встать и уйти. Но что-то подсказывает тебе, что стоит досмотреть до конца.
После просмотра всего фильма есть ощущение потерянного времени. Картинка хорошая, актер справился со своей ролью. Мысль, которую сценарист с режиссером заложили в фильм, тоже понятна: каждый труд, приносящий другим пользу, достоин уважения. Есть еще и другие мысли, но сейчас не об этом, так как показалось, что они очевидны для людей за 30 и даже развитым подросткам, и для передачи этой мысли не стоило заставлять зрителя смотреть полтора часа кино об уборщике туалетов - выходца из обеспеченной семьи.
Но после фильма ты чувствуешь (именно чувствуешь), как изменилось восприятие жизни вокруг. Благодаря хорошей работе звукорежиссера, ты иначе слышишь звуки вокруг. После этого ты иначе не только слышишь, но и видишь вокруг. Ты приходишь домой, и иначе делаешь всю рутину (уборка, мытье посуды, починка велосипедов и подобное); они становятся для тебя своего рода ритуалом, приятным ритуалом.
Казалось бы, ну что? А дело в том, что как только рутина превращается в приятный ритуал, то и восприятие жизни меняется к лучшему: меньше негативных мыслей о том, когда же это (т. е. рутина) закончится, меньше тратится энергии на делание, даже больше - ты получаешь силы от того, что ранее эти силы отнимало. Волшебство скрывается в каждом мгновении, надо его только распознать. Как писал Ф.М. Достоевский: 'Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому... Кто узнает [это], тотчас сейчас станет счастлив'.
После 'Идеальных дней' мы становимся немного счастливее, на долгое время, просто надо на это обратить внимание. И авторы фильма добились этого без назидательства, а как бы отвлекая нас одной идеей (о достоинстве полезного для других труда), а на самом деле вкладывая в нас другую идею, идею о волшебстве казалось бы обычной материальной жизни.
Возникает вопрос, как же режиссер так ловко нас обманул? Частично, подсказка дана в самом фильме: главный герой аудиофил и любит музыку на пленочных кассетах (в XXI веке довольно дорогих), звук которых неидеален, но уникален и имеет своих поклонников. Предположу, что изменение нашего восприятия - заслуга звукорежиссера.
А может не только звукорежиссера? Для ответа на этот вопрос надо хотя бы еще один раз посмотреть 'Идеальные дни'.
22 августа 2024
Фильм «Идеальные дни» (2023) режиссера Вима Вендерса – это настоящее произведение искусства, наполненное глубокой философией и созерцательной красотой. Великолепная режиссура делает эту ленту настоящим кинематографическим шедевром, раскрывая перед зрителем радости и смысл в самых мелких деталях повседневной жизни.
Превосходная операторская работа Франца Лустига превращает каждую сцену в поэтическую визуальную картину, где каждый кадр наполнен смыслом и атмосферой. Камера ловит тонкости, придавая значимость каждому моменту, будь то солнечный свет, играющий на поверхности воды, или легкий ветер, колышущий листву.
Отличная игра актёров дополняет эту гармоничную картину, добавляя фильму эмоциональной глубины и искренности. Персонажи, которых они воплощают на экране, живут в мире, где каждое мгновение важно, где радость можно найти в самых обыденных вещах.
Самое поразительное – это то, что картина при всей своей обыденности и монотонности событий в фильме ни разу не провисает в динамике и за время просмотра, лично я, ни разу не заскучал, а смотрел с неподдельным интересом. При чем, это особенно заметно на фоне последних блокбастеров, где нет проблем в плане динамики, но данные ленты настолько быстро утомляют, что уже после 30 минуты смотреть их невыносимо. А тут буквально, человек все два часа фильма чистит общественные туалеты и всё, но при этом за этим смотреть очень интересно. Наверное, в этом и заключается блестящая режиссёрская работа – умение показать монотонность интересно и нескучно.
Подытоживая, «Идеальные дни» – это не просто фильм, это медитация о жизни, о счастье, которое скрыто в мелочах, и о том, как важно уметь замечать прекрасное в каждом дне. Вим Вендерс создал потрясающее произведение, которое вдохновляет и наполняет зрителя светом и теплом.
12 августа 2024
На что стоит обратить внимание, это формат кадра 4:3. Он одновременно говорит о ретро-вайбе главного героя и визуально придаёт ощущение, будто это картинка в рамке, поданная нам, зрителям, на обзор, как в музее.
Смена напарника, племянница, которая познакомилась с его миром и теперь пытается воссоздать такой же вокруг себя, напоминание о внутреннем конфликте семьи, который, судя по всему, и стал катализатором 'одиночества' главного героя, диалог с мужем владелицы ресторанчика, и вишенкой на торте стало то, что в любимой подземной забегаловке теперь нет мест, чтобы перекусить. Шокирующие для главного героя события, удар за ударом, разрушают его спокойную жизнь.
Главный герой ловит баланс спокойствия вещами из прошлого (кассеты, книги, ЧБ-камера), намекая, что он не принимает перемены в жизни. К тому же он прекрасно понимает, как его видят люди со стороны, когда наблюдает за бездомным около туалетов. Он одновременно и восхищается его свободой, и ужасается его одиночеством. Тонкая грань между дзеном и бременем. Бездомный был нужен для рефлексии главного героя. Он зеркалил его.
Конец фильма чётко даёт понять, что те самые «идеальные» рамки, в которых жил главный герой, окончательно пали. Шикарная актёрская игра Кодзи Якусё. Маски комедии и трагедии. Осознание того, что всё, чего он достигал последнее время, пало, и одновременное принятие.
10 из 10
29 июля 2024
Промозглым февральским днём я съездил в кинотеатр на Новом Арбате и посмотрел фильм 'Идеальные дни' немецкого классика артхаусного кино Вима Вендерса.
Данная лента предлагает зрителю погрузиться в умиротворенную и малозаметную жизнь Хираямы, уборщика общественных туалетов. В европейской культуре городские уборные редко причисляют к источникам творческого вдохновения, конечно если не вспоминать знаменитый писсуар Марселя Дюшана, совершивший революцию в изобразительном искусстве. Всё же в Европе тема туалета считается неприличной. Однако в Японии, судя по всему, несколько другое отношение.
Надо признаться, изначально Вендерс был приглашен в Японию в качестве гостя известного японского бизнесмена, который надеялся, что режиссер, возможно, захочет снять серию короткометражных фильмов продвигающих дизайнерские японские туалеты, которые считаются архитектурным воплощением “гордости Японии”. “Я нигде в мире не видел туалетов, которые были бы сделаны с таким вниманием к деталям”, – говорит Вендерс в одном из интервью
В данном случае режиссер Вим Вендерс и актер Кодзи Якушо, получивший за свою роль приз на Каннском фестивале, показывают, что даже про человека, который моет унитазы, можно снять трогательное и проникновенное кино.
Назвав чистильщика унитазов Хираяма в честь семьи из “Токийской истории”, Вендерс отдает дань уважения своему любимому кинорежиссеру Ясудзиро Одзу. Также Одзу уже был посвящен один из его документальных фильмов Вендерса “Токио-Га” (1985)
Итак, Хираяма – мужчина за пятьдесят, живущий в одиночестве в небольшой квартирке и нашедший свой дзен в ежедневной рутине. К примеру, если в фильме 'День сурка' телевизионный ведущий Фил Коннорс в исполнении Билла Мюррея, всеми силами старается вырваться из заколдованного круга бесконечно повторяющегося дня, то Хираяма, напротив, делает все, чтобы сохранить некое статус кво и чтобы каждый из его дней был максимально похож на предыдущие. Иногда в его размеренную жизнь все же проникают несколько событий, которые добавляют некоторое разнообразие, однако в итоге он быстро возвращается к своему привычному образу жизни. Его молчаливость и жизнерадостное спокойствие, сквозящие через весь его облик, создают атмосферу медитативности и дзена, где время кажется течет своим размеренным ходом.
Фильм исследует характер Хираямы и его подход к жизни. Все действие фильма не выходит за пределы рабочего района Ошиаге в восточной части Токио, где невысокие многоквартирные дома прячутся в тени “Небесного дерева” (Скайтри) – телевизионной башни, по периметру которой задумчиво вращается световой луч. По такому же кругу вращается и жизнь Хираямы. И, похоже, его это вполне устраивает.
Утром он поливает саженцы клена, выходит на улицу, кидает радостный и благодарный взгляд в небеса, покупает кофе в вендинговом аппарате и с удовольствием отправляется на свою работу, слушая рок-песни на старых аудиокассетах, среди которых Лу Рид, Роллинги, Патти Смит, Ван Моррисон.
Вечером он читает книгу в мягкой обложке купленную в отделе уцененных товаров и видит черно-белые сны, навеянные каким-то впечатлением дня. Это может быть мальчик, которого мать забыла в туалетной кабинке, глаза девушки, подруги его суматошного напарника или прогулка на велосипедах с племянницей.
Визуально фильм снят достаточно скромно. Размер экрана 4:3 и операторская работа заставляют вспомнить кинематограф 70-х, время молодости Вендерса и Хираямы. Какой-нибудь репортаж на ютубе о путешествии в японскую столицу создает гораздо более яркий и красочный образ города. Токио, в котором всё происходит, показан как нагромождение бетонных домов и безликих эстакад, с бесконечным перетекающим потоком автомобилей, в духе долгого проезда Тарковского из фильма “Солярис”. В этом окружении Хираяма умудряется обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, находя красоту в простых вещах, таких как ежедневный обед в буддийском парке, где он, сидя на лавочке, съедает свой бутерброд, переглядывается с грустной девушкой и делает несколько фотографий крон деревьев на старенький пленочный фотоаппарат.
Созерцательность, умение любоваться красотой природы в крови у японцев. Не случайно только в японском языке имеется специальное слово “Комореби”, смысл которого и становится кульминацией фильма.
Фильм напоминает мангу Дзиро Танигучи, “Гуляющий' (1990), главный герой которой на протяжении всего повествования просто бродит, никуда не спеша, по улицам мегаполиса.
Хираяма – редкий в современном искусстве пример счастливого человека, нашедшего свой путь к гармонии в соответствии со своим характером. Для Хираямы этот путь состоит в одном и том же бесконечно повторяющемся идеальном дне, показывающем, что любая работа, даже самая незначительная, может превратиться в источник радости и умиротворения. Ключевые слова Хираямы, которые он произносит в разговоре с племянницей: “Потом – это потом. Сейчас – это сейчас”. Улыбка Хираямы обладает особой энергией. В ней присутствует какое-то потустороннее благородство и глубокая отстраненность от жалкой суеты.
Фильм “Идеальные дни” – это история старости. Действительно, Виму Вендерсу 78 лет, Кодзи Якушо - 68. Они прошли свой круг жизни, объединив восток и запад, и нашли свое счастье в чистых туалетах и в золотистых лучах солнца, просвечивающих сквозь зелёную листву.
А завершить этот обзор хотелось бы цитатой буддийского монаха Мацумото Шуке: “Уборка для нас – это не столько способ избавиться от грязи, сколько возможность сделать чище свое сердце”
28 июля 2024
Чтобы понять «Идеальные дни» и почувствовать главного героя, необходимо отложить телефон, включить фильм на большом экране, исключить любые отвлекающие факторы и сосредоточиться на мире героя. Тонком, счастливом, красивом в каждом кадре и звуке. Созерцать.
Хирояма любит тот мир, что создаёт вокруг себя. Он из тех людей, чей большой палец не накачан пролистыванием ленты в соцсетях, а глаза не болят от экранов. Прелесть его жизни в реальности без симулякров. Герой абсолютный автор всего, что происходит в его жизни: он всегда знает, какую музыку хочет слушать, случайных саундтреков в его жизни нет. Он аккуратен, ни одно утро не обходится без бритвы и ножниц. Как бы удивительно ни было, но работа уборщиком туалетов — это его выбор. И к своей работе он относится ответственно до последнего пятнышка. Человек, надёжный в маленьком деле, будет таким и в большом.
Наслаждаться шумом деревьев, просто смотреть на них, на город, людей, слышать скрип проезжающего велосипеда, следить за перемещением теней, света. Кадры от лица героя дают особенный акцент на том, что по-настоящему прекрасно и как оно близко. Так просто любить мир, если не залипать в телефон. Первые 27 минут фильма — целый день. Что есть у героя помимо работы? Человеческие отношения, которые могут выбить из колеи спокойствия. А лучшие друзья — деревья и книги (по сути они один материал, просто в них по-разному закачаны смыслы). Хирояма трепетно собирает дома сад из маленьких клёнов, утром ухаживает за ним и помнит каждого, кого, когда и как принёс домой жить вместе, а вечер проводит в компании книг. Так и получается, что соседствует герой с клёнами и книгами, особо накопленного имущества больше у героя нет.
Он интеллектуал, умеющий созерцать и любить жизнь во всех её проявлениях. Так почему он выбрал работу уборщика туалетов и делает её до блеска прекрасно? Прочь оценочные суждения, любая работа хороша. И всякая жизнь важна. И только человек наполняет смыслом свой мир и каждую минуту своего существования.
Захотелось отложить телефон. Послушать деревья и поиграть с тенью в догонялки. Сейчас это сейчас
19 июля 2024
В конце фильма у меня сложилось абсолютно четкое ощущение, что идеальные дни сочтены. Все поменяется.
Племянница, которой понравился его мир и она теперь будет врываться в него, хозяйка ресторана, которая наверняка изменится и не будет больше песен, новая напарница, которая скорее всего лучше чем он убирает. Сестра, которая просит заехать к отцу, но он не поедет. Все это нарушает очень хрупкий пойманный баланс. Даже кафе, которое вдруг стало очень заполненным и популярным и он не может сидеть на своем месте.
Идеальные дни рушатся на глазах и финальный кадр гениально это подтверждает. Он пытается так же смеяться и улыбаться, но понимает, что все прошло. Все поменялось. Все, что его уравновешивало - превратилось в хаос. Не идеально. Не так.
Плохо ли? К лучшему? Финал открытый. Мы не узнаем.
В целом фильм про эгоизм. Про поиск себя и мира. Себя в мире. На мгновение ему удалось поймать баланс. Но баланс шаток и очень боится внешних воздействий. Крайность, доведенная до абсолюта.
10 из 10
Очень глубоко и тонко.
29 июня 2024
Довольно чувственное кино про обычного маленького человека. Он живет каждый день проходя одну и ту же рутину — просыпается, поливает цветы, чистит зубы, выходит из дома, покупает кофе из автомата у дома, едет на работу, на работе чистит туалеты, в перерыве от работы устраивает перекус на скамейке, смотрит на деревья в парке и фотографирует пейзажи, возвращается с работы, едет в забегаловку, покупает один и тот же напиток, периодически заглядывает в кафе, где заказывает каждый раз одну и ту же еду и слушает пение хозяйки заведения, возвращается домой, читает книгу и ложится спать.
Вроде бы скучно, блекло, максимально однообразно. Однако главный герой доволен такой жизнью. Он не то чтобы часто показывает это своим видом. Но подмечая какие-то детали природы, поведения людей, его лицо демонстрирует невольную улыбку, потому что он способен разглядеть красоту и радуется этому…
Можно ли быть счастливым при такой жизни? Автор фильма пытается ответить на этот вопрос. Не скажу, что он меня окончательно убедил, но тем не менее, все равно становится немного легче, когда понимаешь, что даже обычная жизнь может делать тебя довольным, что для построения гармонии не нужно слишком уж многого.
В мире культа карьеризма и стремления к легкому богатству такого взгляда на жизнь действительно не хватает. Ведь все хотят быть успешными и богатыми, но удастся это все равно только единицам, а миллиарды останутся такими же простыми людьми, как и главный герой фильма. И как же тогда жить? Вечно страдать по тому, чего у человека не было и никогда не будет?
Главный герой находит для себя ответ. Я не буду утверждать, что это единственный правильный ответ и то, что он подходит всем, но может быть, немного осознания маленьких радостей жизни возродит хотя бы частично у людей чувство вкуса к жизни, чувство хоть и маленького, но счастья…
20 июня 2024
«Так выглядит наслаждение жизнью», думала я смотря на конечные кадры фильма. Солнце встаёт над городом, словно бы возвышая даже или намекая на парящую душу главного героя. История про то, как уборщик общественных туалетов умеет любить свою жизнь, ценить каждое мгновение. Люди находят в его обществе успокоение (как и мы от фильма) и вносят свою лепту в восприятие героем окружающего мира. Тут и реклама общественных туалетов Японии: технологичные и стильные. Каждый день идеален, даже когда он не подчиняется особому распорядку. И почему-то его жизнь кажется богаче всех тех, кто стремится к богатству. И эти косые взгляды, взгляды восхищения и уважения. В общем, какой-то музыкальный, визуальный, эстетический и смысловой кайф.
12 июня 2024
Думаю, каждый найдет в этом фильме свою интерпретацию того, что же на самом деле хотел показать этим фильмом режиссер
Для меня этот фильм - это история человека, который нашел свой икигай, свой смысл жизни и теперь он не хочет ничего менять. Он кайфует от каждой мелочи, которая его окружает, он любуется погодой, ухаживает за своими растениями, слушает аудиокассеты. Каждой мелочи отведено свое время, он идеально распланировал свой день и следует этому плану. Фильм сам по себе медиативно медлителен, режиссер очень плавно показывает нам простенький быт главного героя, его рутину. Фильм заставляет задуматься о бытие, о смысле жизни, о бессмысленности бесконечной гонки в погоне за счастьем, ведь счастье оно тут, рядом, нужно лишь остановиться и наслаждаться каждым моментом жизни.
3 июня 2024
Становятся ли тени темнее, когда наслаиваются друг на друга?
Меняются ли люди, когда их пути пересекаются?
Герой фильма Вима Вендерса - Хираяма, выбрал жизнь, которая проходит тихо в одиночестве, он работает уборщиком туалетов в Токио, усердно и ладно делает свою работу, все его дни похожи один на другой и в этом он находит тихое счастье.
Днём он фотографирует во время обеда на старый плёночный фотоаппарат свет, льющийся сквозь листву одного и того же дерева,
по ночам ему тоже снится свет, тени и образы людей, которые как тени появляются в его жизни и исчезают посреди огромного города.
Он сдержан и немногословен, как монах, всем, кто пытается с ним говорить, он отвечает в основном или односложно или просто вежливой улыбкой. Если он и общается с кем-то, то опосредованно, не напрямую, анонимно подыгрывая незнакомцу в крестики-нолики или тайком подкидывая девушке в сумку кассету. Он ходит в людные места, но ни с кем не взаимодействует, не сближается, будто проходя, как свет через листву, - через людей и события, не зацепляясь за них, не меняя их и не меняясь сам. Их жизни - это лишь то, что он способен созерцать издалека.
Неожиданно он встречает на пороге своего дома племянницу, которую видел только совсем ребенком. Она живёт с ним несколько дней, разделяя его холостяцкую устоявшуюся рутину, становится свидетелем его жизни, проникается тем, что он любит, напоминая ему что какими-то вещами действительно приятно делиться с другим. Когда за ней приезжает сестра, мы узнаем, что его одиночество не только результат обстоятельств, но и его осознанный выбор - какая-то драма развела его с семьёй, от чего ему на самом деле очень горько.
После этого все не то чтобы идёт наперекосяк, но привычный порядок нарушается, увольняется напарник и в нужное время не работает любимое кафе, а проявленные фотографии дерева уже не хочется смотреть и убирать в один из десятков жестяных коробок, чтобы их никто никогда не видел.
Возможно, он понимает, или вспоминает из прошлой жизни, каково это, разделять с кем-то свою жизнь.
Предпоследний эпизод с игрой с тенями усиливает метафору человеческого общения, как попытки прикоснуться к чужой тени. Но в этот раз ему удается поймать тень, прикоснуться к чужой душе. Недаром это самый длинный диалог в фильме. я думаю, что после нескольких дней с Нико, он находит в себе потребность дарить тепло и заботу кому-то кроме растущих у него в комнате деревьев.
Мы не знаем как продолжится жизнь героя после финального эпизода, но видим, что в нем что-то поменялось и, скорее всего, как-то поменяется и его жизнь.
После просмотра множество вопросов появляется в голове: нужен ли второй человек для искусства, нужен ли ему зритель? Можно ли быть одновременно добродетельным и безучастным? И как сильно различаются ответы на эти вопросы у западной и восточной философий?
31 мая 2024
Википедия говорит: «маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера.»
Кажется, будто бы главный герой фильма не полностью подходит под определение маленького человека – мы не знаем, возможно, он одарен, а сделать выбор в пользу работы в The Tokyo Toilet и было проявлением характера когда-то.
И все же о маленькости говорит нам всё – размер кадра, размер квартиры, кадры героя и огромного города друг за другом. Текст первой песни говорит нам о доме восходящего солнца, который многих погубил, в том числе и героя. В сочетании с кадрами города, становится ясно, что песня выбрана режиссером не случайно, а повествует об истории нашего героя.
На протяжении всего фильма складывается впечатление, будто бы этот человек когда-то был в достатке и жил классическую жизнь в погоне за благами – это же подтверждается долгим взглядом его сестры, будто бы пытающейся понять его выбор. Это же подтверждается его порядочностью, серьезным подходом к бюджету, текстами песен на фоне.
Его выбор был сделан в пользу себя – мы видим, что он не готов перерабатывать, он готов тратить больше денег на электричество ради своих растений, у которых он почти не выключает фитолампу, он готов тратить больше денег на распечатку и проявление фотографий с пленки, тратить деньги на книги, ресторан, где ему комфортно проводить время.
Он решил стать маленьким человеком и в этой позиции он счастлив, выпивая каждое утро кофе с этикеткой «Boss». Сейчас он, а не работа или кто-либо еще, босс своей жизни. И это ценно для него. Он не готов отдать бразды правления даже женщине, которая ему явно нравится уже 5-6 лет. Он может читать книги и дома, но приходит посидеть и почитать именно в ее ресторан. Она тоже поет песню о доме восходящего солнца, который причин ей боль. Его влюбленность в нее подтверждается его бегством к берегу реки с бутылками пива и сигаретами после того, как он увидел сцену объятий этой женщины с другим мужчиной. По тому, как он курит, мы понимаем, что курит он явно не в первый раз в жизни – он умело берег сигарету и поджигает табак, но кашель выдает нам то, что он явно давно от этого отказался. А судя по тому, что закурил он в стрессовой для него ситуации, он уже несколько лет живет тихо и размеренно, без эксцессов.
Большое внимание режиссер уделяет теням. Сложно понять, что именно имел ввиду автор картины, но я вижу в этом сравнение героя с тенью – характер его работы таков – он создает чистоту в туалетах, но сам он не должен быть видим. Несколько раз нам показывают, как он вынужден покинуть рабочее место из-за посетителя туалета. При просмотре так и хочется сказать: «Да подождите вы минутку! Дайте он закончит работу! Что вы ему мешаете?!», но он не в равных с ними правах, он в правах тени.
Точно в таких же правах и бывший муж возлюбленной нашего героя, который буквально исчезает с лица Земли. И только с ним он начинает активно взаимодействовать – играть, разговаривать, рассуждать. Две тени соединились, при этом гуще они не стали. Складывается ощущение, что герой хочет стать тенью еще гуще и еще больше, как тень от могучего дерева.
А может быть, он ей уже является?
В последней сцене, где камера наезжает на лицо героя, кажется, будто бы он огорчен своим выбором, но позже понимаем, что он сделал правильное решение, это слезы счастья. Его взгляд в камеру неожиданно дает возможность почувствовать близость к герою. Узнать в нем себя. Почувствовать поддержку друга, который знает, с чем ты сейчас сталкиваешься, но также и знает, что ты сможешь выйти из этого и стать счастливее, как он.
4 мая 2024
Если вы готовы впасть в апатию или тоску, но за сеанс просмотра найти путь выхода из этого этого состояния - фильм для вас.
Тяжёлый фильм с простой мыслью, т. к. не смотря на режиссёра, фильм можно отнести к 'японским', если вы понимаете о чем я (в японских фильмах зачастую поднимают серьёзные темы очень тонко, метко, а главное медленно). Не все 'взрослые' поймут основной посыл этой работы. урок из этого фильма каждый выносит для себя свой, но посыл у фильма всегда один. Как я считаю, основной посыл можно выразить так: 'Нам нужно помнить прошлое, думать о будущем, а жить настоящим.'. Фильм в начале затянут и именно после начала(примерно 30 минут) - бросают просмотр и относят этот фильм к 'скучно', но это далеко не так. Фильм поднимает тему 'Жить настоящим' что очень вовремя, ведь сейчас все мы куда-то спешим, до изнеможения работаем над своим будущим, много думаем о будущем, помним прошлые обиды и пытаемся мстить, или того хуже - перерастить во что-то иное. Мы должны жить настоящим, ведь тогда ответить на вопрос: 'Что такое жизнь?' вы сможете? Сможете, но это будет звучать странно: 'Обучение в лучшем колледже страны', 'Престижная работа для обеспечения будущего', 'Большой дом для будущей семьи'...Стоп. А это точно то, что ты хочешь? Может тебе хочется каждое утро вставать в 5 не потому что надо на работу, чтобы обеспечить большой дом, а потому что хочется прогуляться по парку среди щебета птиц? А может ты хочешь вечером почитать интересную для себя книгу, а не корячиться перед ноутбуком и делать письменную работу нелюбимому преподавателю в колледже/университете? Верно, что нельзя, и даже наверное, невозможно жить не думая о будущем, но только ли вы думаете о будущем или все же живёте?
После просмотра фильма хочется закрыть глаза и сказать: 'А что это сейчас было?' и закрыться в комнате для самокопания, и поиска ответов на свои давние вопросы.
Мой вердикт таков, что люди, не хотящие понимать японскую кинематографию, не будут смотреть до конца фильм и не будут читать комментарии зрителей, критиков, чтобы зацепиться хоть за что-то, а так и пройдут мимо этой работы. Но те, кто хочет расширить свой кругозор - смогут найти для себя что-то своё, особенное, ведь никто не заставляет вас любить 'японский стиль' и придерживаться всех основных мнений.
3 мая 2024
Где-то в середине фильма мне казалось, что это история о восточной философии, о принятии, о том, что каждая жизнь важна и интересна. Что в каждом дне есть что-то прекрасное, и главное, это замечать и ценить. Но вторая часть фильма показала, что он совсем не об этом, ну то есть не только об этом, и тот мой первый вывод показался мне самой очень поверхностным и неправильным.
И человек, который всю первую часть представлялся счастливым априори, человеком без особых проблем, возможно даже не слишком умным и очень простым, впоследствии раскрылся как очень глубокий, сочувствующий и эмоциональный, человек, переживший какую-то драму. Точно не известно, что случилось в его жизни, но явно что-то неприятное. Но это не мешает ему видеть хорошее в каждом дне, радоваться мелочам. И зная это, что ему тоже нелегко, первая часть фильма видится теперь совсем другой, ведь герою тоже сложно жить эту жизнь, но он находит в себе силы замечать что-то прекрасное, возможно, иногда благодаря силе воли или силе привычки, но всё равно это маленький подвиг - улыбаться, когда хочется плакать, и плакать, когда нет сил на радость, ведь разрешать себе грустить легко далеко не всегда. И получается, что это не история маленького человека, а история каждого из нас, и дни на поверку оказываются какими-то совсем не идеальными, но в этом наверное и есть смысл, что настоящие дни не всегда счастливые и состоящие из стопроцентной рафинированной радости, а дни, в которых есть место всему, и хорошему и плохому, но это не должно мешать нам каждый день улыбаться своему дереву-другу.
15 апреля 2024
‘Этот отзыв написан сразу после просмотра в один из дней премьерных показов, а опубликовать его я решил лишь сейчас’
Если было бы нужно описать фильм Вима Вендерса “Идеальные дни” одним словом, я бы назвал его медитативным.
Действительно, мы наблюдаем за двумя неделями главного героя в исполнении Кодзи Янусё, работающего уборщиком общественных туалетов. Каждый день у него расписан, привычные действия повторяются из раза в раз, и на четвертый день мы уже точно знаем, что и в какой последовательности он будет делать. Он очень “аналоговый”: слушает музыку на кассетах, читает книги, фотографирует красивые моменты окружающего его мира на простенький плёночный фотоаппарат, стабильно расходуя одну пленку за неделю. У него нет смартфона, и мы видим его первый разговор по кнопочной раскладушке лишь к концу второй недели, а Spotify для него - магазин. Он аккуратен и педантичен на работе и дома, и потому можно сказать, что она ему подходит. Он не переживает из-за непрестижности своей работы, хоть и сталкивается иногда с брезгливостью или сочувствием окружающих.
Его жизненная философия - “сейчас это сейчас, потом это потом”, он радуется каждому дню и своему простому быту. И скоро зритель вместе с ним начинает любоваться архитектурой и природой в кадре, а отлично подобранные саундтреки и формат кадра 4:3 этому очень помогают.
Его дни - это снимки, сделанные на плёнку; деревья, пейзажи и люди. Он не старается поймать фокус, освещение или композицию, а просто открывает объектив и спускает затвор тогда, когда его глазам приятно и радостно сердцу. Он не выбирает, что печатать, но получив все снимки с плёнки, оставляет лишь удачные, и потому его дни - идеальные, остальные отправляются в мусорное ведро.
Мы чувствуем, что в его прошлом была трагедия и наблюдаем за очень приятными случайностями настоящего, которые могут изменить его будущее. Но эти сюжеты не развиваются, важно лишь сейчас.
Да, главный герой сталкивается с важным и неприятным, задаётся вечными вопросами мироздания. Но тут же находит решение для исправимого и принимает остальное, а экзистенциальный вопрос умеет разделить на элементарные задачи, которые решает здесь и сейчас, и так день за днём.
6 апреля 2024
Так рождаются мечты!
Благодаря однажды попавшемуся мне фильму 'Идеальные дни' у меня родилась мечта увидеть и почувствовать Японию, а точнее Токио. С такой любовью, осторожность, погружением в атмосферу, особенно утреннего пробуждающегося Токио, снят этот фильм. Сюжет на первый взгляд банален и кого-то отвернет - что может быть интересного в днях мойщика туалетов Хираямы. Но это целая философия, это жизнь, ее дыхание, которое окутывает тебя с первых минут. Ты живешь там, ты встаешь рано утром, чтобы взять кофе в автомате, повторить ежедневный ритуал выходы из дома - непременно вдохнуть утренний воздух, улыбнуться жизни и под звук песен с аудиокассет поехать в свой новый день. Поразительный пример огромного внутреннего мира человека среди мегаполиса и миллиона других душ.
В июне лечу в Токио. О боже, я до сих пор не верю, что это возможно! Я непременно сяду в парке и буду смотреть как солнце играет в листьях клена, и я вспомню Хираяму!
5 апреля 2024
Долго откладывал просмотр этого фильма, т. к. убежден, что фильмы Вим Вендерса необходимо смотреть полностью готовым к погружению, отвлечься от всего на свете и остаться на пару часов наедине с фильмом, устроить тихое свидание. Так происходило с его предыдущими работами -'Небо над Берлином' и 'Париж, Техас', так и произошло тут.
Это самый неспешный, размеренный и медитативный фильм Вима Вендерса. В центре повествования Хираяма - уборщик туалетов из Токио. Вендерс взял одну из самых 'низких по социальному статусу работ(в одной из сцен, во время встречи со своей сестрой, отражается подтверждение неодобрения профессии такого низкого статуса) и наделил персонажа подходу к своей работе с ответственностью и уважением. Жизнь Хираямы идем одним и тем же чередом, ежедневная работа, созерцание дерева в парке, созерцание бурной жизнью живущего Токио(вспоминается любовь Вуди Аллена к Нью Йорку и отражение жизни Лондона в кинокартине Микеланджело Антониони 'Фотоувеличение') под великолепный аккомпанемент музыки, прослушиваемых на аудиокассетах. При этом, Хираяма пользуется уважением у людей, с которыми он коммуницирует, считается интеллигентным человеком и доброй душой. Жизнь главного героя разбавляется маленькими происшествиями и небольшими изменениями, будь то приключения с его безответственным стажером, долгая игра в крестики-нолики с незнакомцем, в котором попутно делается ход за ходом каждый день, приезд племянницы, либо же ребенок, потерявшийся в туалете.
Такие маленькие моменты, которые происходят каждый день, крайне сильно отражаются на фильме, заставляя зрителя переживать эти маленькие происшествия вместе с главным героям.
Данную жизнь нельзя назвать рутиной, ведь Хираяма полностью счастлив в этой жизни. Фильм заставляет задуматься по поводу течения жизни зрителя. Ведь удовлетворения не так далеко, оно может отражаться в маленьких радостях, таких как музыка и природа, уход за собственным садом или даже игра с тенями вместе с незнакомцем. Множество людей проходит мимо него, множество событий происходит как с нами, так и вокруг нас, но достижение гармонии в себе позволяет не думать о каких-то внешних социальных факторов и ценить то, что имеешь, ценить свой уклад и посвящать себя тому, что тебе дорого.
Можно, также, рассмотреть концепцию, что Хираяма, скорее, находится в лимбе. Душа Хираямы находится где-то между, он максимально добродетельный человек, с ответственностью и теплотой относящийся к своему существованию и всем своим поступкам. Неизвестно, что было в молодости и за что цепляется Хираяма, но сейчас, как своеобразное очищение, он и соблюдает паттерны праведной жизни.
Визуальная составляющая, которая и является основной в действии фильма, совершенно не подвела. Крайне интересно и приятно наблюдать за городом в разных местах и разное время суток. Вим великолепно отразил как и деловые центры, так и маленький парк, не самую богатую окраину, либо же великолепный вид, который открывается при взгляде с моста. Отдельно хочется отметить сны Хираямы, окрашенные в черно-белый цвет и быстро перекликающиеся между собой кадры, с растворением одного во втором. Отлично реализованная оглядка Хираямы на свои будничные дни.
Как итог, получился отличный фильм, оставляющий огромный простор для осмысления на тему потребностей, амбиций и желаний каждого из зрителей. Дни не должны быть перфомансами, чтобы радоваться и наслаждаться, одинаковые действия и следование своим интересам также могут сделать человека счастливым.
9 из 10
31 марта 2024
Красота повседневности и одиночества.
Неторопливая и безмятежная жизнь Хираямы, уборщика дизайнерских общественных туалетов, который слушает Лу Рида и Velvet Underground, когда едет на работу в своей маленькой машине. Он собирает тысячи книг в своей идеально уютной квартире. Он одинок и ему комфортно так. Люди как будто нарушают его покой и привычные обряды: поход в общественные бани, в магазин за кассетами или в книжный. Но Хираяма способен вернуться обратно в свой 'идеальный день', всегда добрый и готовый помочь.
Исследование темы одиночества и рутины в декорациях современной архитектуры Токио с минимальным количеством разговоров окунают в медитацию каждого похожего друг на друга дня главного героя. Мы как будто смотрим документальный фильм. В каждом моменте даже обычной скучной жизни 'маленького человека' есть что-то волшебное, наполненное.
'Komorebi' - это «когда лучи солнца проникающий сквозь листья деревьев». Это существует только один раз в моменте.
'Идеальные дни' определенно ода Вима Вендерса японской культуре и американской рок-музыке 70-х, которая заставила меня расплакаться после просмотра.
Но, если честно, песня 'Pale Blue Eyes' тот еще слезовыжиматель.
30 марта 2024
В те давние времена, когда женщины еще не носили бороды, а настольной книгой мужчин было 'Сокрытое в листве', японские самураи считали честью для себя, обменивать свою верность на пару коку риса, и рубить головы таким же бедолагам в разноцветных пижамах. Делалось это во славу толстопузых, надменных даймё, раздиравших Японию на части своими интригами. Идеи служения, чести, верности, достоинства составляли кодекс поведения самурая.
Времена изменились. Самураи потерпели поражение в соревновании с высокотехнологичными гайдзинами, и Япония (через реформы Мэйдзи) перешла к рынку. То есть - утратила самурайский дух, и стала такой же как все; страной массажистов и чистильщиков туалетов. Об этой опасности предупреждал Мисима, но был не понят, осмеян, и сделал то, что должен сделать любой самурай в подобной ситуации. Прошли года, и Вим Вендерс приехал в Японию с целью заработать немножко денежек, снимая экскрементальное кино - рекламу туалетов. Японские туалеты заворожили впечатлительного иностранца, очарованный их грацией, изяществом линий, эргономичностью, он снимает двухчасовой гимн унитазу. Но, унитаз не может быть главным героем, поэтому Вендерс пишет небрежный сценарий о служителе сортирных богов, жреце фаянсовых ваз, блюстителе пахучего культа.
Сценарий написан на коленке. Имея в своём распоряжении два часа экранного времени, режиссер не потрудился придумать личность героя. Кто этот человек? У него есть богатая сестра (машина с водителем) - значит, он дауншифтер. А почему он воспылал страстью к чистке туалетов? Это результат травмы? Философский выбор? А может быть суми - э нам врут, и самураи были вооружены вантузами и ёршиками? Здесь бы пригодились съёмки в слоу - мо (размашистый, смачный удар мокрым ёршиком по лицу, и медленный, красивый полёт брызг). Если так, то всё соответствует традиции.
Главный герой эстетически развит. Он наслаждается красотой момента. Лучики, листочки, птички, комореби... Подобно свинье, натасканной на трюфели, Хираяма хрюкает от восторга, не успев продрать глаз. Свиньи смотрят вниз, а туалетный утёнок Хираяма всё время смотрит вверх. Только вверх. Лучики, листочки, ну, вы в курсе. Выглядит это нелепо, и похоже на результат дрессировки, или какую - то редкую патологию. Вверх смотри, и получишь сладенькое!
Он читает бумажные книги! Да, читает. В качестве снотворного средства. Чтение заканчивается всегда одинаково - книга выпадает из натруженной руки героя. Он слушает записи 80 -х годов! О, да! В фильмах Скорсезе под 'House of a raising sun' гангстеры убивают друг друга, а Хираяма набирается мужества для того, чтобы броситься в неравную схватку с дизайнерскими унитазами. Фетишизация сортиров - очень характерный симптом. Вендерс с ощутимым восторгом показывает нам какие они грациозные, белые, начищенные, сколько в них разных трубочек, кнопочек. Не делайте из дефекации культа, как говорил Великий комбинатор. Унитаз - утилитарная вещь, незачем петь ему оды. По моему нескромному мнению, это выглядит как торжество консьюмеризма. Как победа урануса. Вот интересно, а японцы рады тому, что гайдзин снял такое кино об их стране? Они рады, тому, что Японию теперь знают во всем мире, как страну Восходящего солнца и Бликующих унитазов?
Вендерс любит Токио! Ну, если и любит, то очень ловко это скрывает. Судя по этому фильму, Токио очень неудобный город. Пара тесных бетонных коробок, гордо вздыбленный фаллос телебашни (в каждом втором кадре - чтобы это значило?), и несколько сортиров. Всё. Больше достопримечательностей здесь нет. Всё какое - то тесное, неуютное. Если это баня, то кран на уровне колен. Если квартира, то размером с коробку из - под телевизора. У меня приступ клаустрофобии разыгрался во время просмотра.
А ещё, главный герой - глубокий философ. Чувствуется, что чтение не прошло зря. 'Теперь - это теперь. А потом, это потом'. Я чуть не поперхнулась от восторга. Куда там всяким Маркам Аврелиям с их убогим 'carpe diem'. Тут такие глубины открываются! Теперь это теперь! Сегодня это сегодня. Завтра это завтра. Я это ты, ты это я, и нам не надо ни х... простите, увлеклась.
В общем, кино долгое, нудное (я хотела сказать - медитативное), один непрекращающийся день сурка (в смысле, туалетного утёнка, жаль, что экран запахи не передаёт, поклонники фильма могли бы полной грудью вдохнуть ароматы Токио). Непонятно кто, непонятно почему, посвятил себя чистке унитазов. У героя нет прошлого, нет настоящего, он не живёт (Без любви нет жизни. Любовь это начало и конец нашего существования - говорил Конфуций), и очевидно, что он несчастлив (смотрите последние минуты фильма), и будущего у него нет.
Какой восторг! Тихий шедевр!
Ленивая поделка. Рекламный ролик, растянутый на два часа. Пропаганда эскапизма. Как и в 'Земле кочевников', герои прячет голову в унитазах, спасаясь от реальной жизни. Фамилии дизайнеров туалетов в конце фильма, чётко говорят нам о целях автора. Он хочет продать вам туалет. Или туалеты. Несите нам ваши иены, в обмен на дизайнерский предмет гигиены.
Как бы отнёсся к этому фильму Мисима?
28 марта 2024
Прочитал все благостные описания фильма – и в недоумении, неужели только я увидел?
Да, первые полфильма мне показывали абсолютно счастливого человека. У него было всё для душевного равновесия: он на дне, откуда падать не больно, да и некуда. У него крохотная очень чистая квартирка. Книги и музыка. Любимый книжный магазин, любимая уличная кафешка и уютнейший барчик выходного дня. Он умеет видеть красоту в обыденном. У него есть хобби: фотография и дерево-друг, чьи побеги он держит в своеобразном детском саду. День Сурка в его случае – закольцованное счастье. Я даже завидовал ему. Не его жизни – я бы так не смог, - но его самоощущению. «Мы живем каждый в своем мире». Я даже начал думать – как мне изменить мнение о событиях своей жизни, чтобы попасть в такую же нирвану.
А потом приехала племянница. И оказалось, что в его мире нет места человеку. Что все его счастье строится на отказе от ответственности. Отказе от заботы о ком-либо. Что перед нами абсолютный эгоист. И все его «неумения сказать нет», его сочувствие в виде подачек напарнику – просто откуп. Он откупается от окружающих, чтобы не дай бог не сблизиться с ними, чтобы не дай бог не заиметь за кого-нибудь толику ответственности. И молчание его – по тем же причинам.
В душе у героя боль и нормальные потребности затоптаны в некий подвал и забетонированы там. Но они есть – ручка маленького мальчика в его ладони во сне, игра в крестики-нолики – так потребность в общении, потребность ощутить рядом человеческое существо прорываются из запертого подвала его души.
Общение с племяшкой его – трёхслойно: на поверхности сплошное дружелюбие и опека, вторым слоем – неприятие и предательство (при первой же возможности слил ее матери), третьим слоем – слёзы, как только отъехал автомобиль, потому что ему НА САМОМ ДЕЛЕ было приятно и заботиться и чувствовать рядом человеческое тепло, человеческое доверие. Потому что человек – социальное животное.
Бетон подвала пошёл трещинами. Ярче всего это видно по воскресному ритуалу с фотографиями. Раньше он брал то, что наснимал за неделю, мимолетный взгляд и фото либо рвалось, либо швырялось в цинковый ящик, который запирался и ставился в штабель подобных – никогда и никто больше не видел этих снимков. Бредовое и бессмысленное действо. Особенно для человека, который вроде как ценит красоту простых явлений. В это же воскресенье герой откидывает снимки и обессиленно валится на пол. Дальше – герой начинает разговаривать. Сначала это вроде как вынужденные разговоры на повышенных тонах (а герой никогда ранее не позволял себе конфликтовать!), а потом – полноценная беседа не набережной, в результате которой идут потрясающие последние кадры: Хираяма смеется лишь для того, чтобы не расплакаться.
Идеальные дни закончились.
25 марта 2024
Этот фильм не понравится любителям экшна и напряжённых сюжетов.
Он про маленькую обычную жизнь, которую человек живёт неспешно, без суеты, так, как ему нравится, не ищет больших смыслов, никому ничего не доказывает и почти всегда молчит.
Главный герой - уже немолодой уборщик общественных туалетов в Токио. Как это ни странно, он любит свою работу, возможно, как раз за ее тишину, и выполняет ее на совесть.
Его жизнь состоит из череды повседневных ритуалов, которые показаны подробно и неторопливо, а между ними у него есть время подмечать в окружающем прекрасное: игру света и теней, необычных людей и обычную городскую жизнь. Он молчаливый созерцатель, и ему хорошо так.
О прошлой жизни нам намекают лишь одним эпизодом, из короткого разговора с сестрой мы понимаем, что был конфликт с семьёй, которая не понимала и не принимала его образа жизни, и он разрешил его, молча отдалившись от них, чтобы просто жить свою жизнь.
Читать книги перед сном, слушать старую хорошую музыку на кассетах, ухаживать за своим минисадиком, фотографировать на плёночный фотоаппарат и раз в неделю печатать фотографии в одной и той же фотостудии, обедать в одном и том же ресторанчике по выходным и просто наблюдать.
Ещё один полноправный участник повествования - это Токио, а также японские общественные туалеты, как отдельный вид искусства.
Атмосфера фильма оставляет какое-то светлое послевкусие умиротворения и покоя.
25 марта 2024
Для начала, мне очень импонирует восточная философия, в которой отсутствует идея центричности человека в мироздании. Жизнь – это поток, который был до человека. В какой-то момент каждый из нас занимает свою лодку в этом потоке и плывет до назначенной точки. В ней поток не заканчивается, он следует дальше, но уже без нас.
Эта линия четко прослеживается и в фильме: мы знакомимся с героем не в конкретной сюжетной точке, а просто в одном (=любом) из моментов его жизни. Прошлое было, будущее будет, но мы в моменте сейчас – и в этом моменте мы видим его быт, эмоции, отношения. И также без конкретики в определенный момент фильм заканчивается и наши пути расходятся.
По мере развития истории мы встречаем еще одну восточную особенность – принятие цикличности бытия. За днем следует ночь, а за ночью день. За сном следует работа, за работой отдых, а потом чтение книги и сон. Сама картинка зачастую также построена по принципу деления: либо через деление кадра пополам, либо через цвета (солнце и тень, комплиментарные цвета), либо через пары персонажей – всегда контрастных, если не противоположных.
Если не усложнять, то эти два принципа и складываются в философию идеальных дней. У тебя уже есть все, что тебе нужно, чтобы быть счастливым. Ощути этот момент, побудь в нем, не торопи его, проживи его снова и снова. Если не получилось открыть свой подарок сегодня, будет шанс завтра. Жизнь дает тебе много хорошего, попробуй увидеть это и понять, насколько ты богат.
Третий компонент – как раз про безоценочность и благодарность. Кажется, что герой – единственный среди всех не возводит себе стен и пьедесталов, а просто принимает данность и благодарит ее. Чтобы не спойлерить, попрошу вас самостоятельно рассмотреть других персонажей. О чем говорят их жесты, взгляды, а иногда и действия, речи? Счастливы ли они? А вообще насколько близки счастье и оценочное суждение? Те, кто имеют субъективные достижения, кажутся счастливее чем те, кто их не имеет?
Это лишь часть смыслов, которые я зацепила. Сознательно никак не комментирую сюжетную часть, историю взаимоотношений героя с другими людьми, влияние американской культуры на японскую.
Фильм действительно приятный и возвращает зрителя к важному: умению быть (собой, с собой, с миром).
20 марта 2024
Идеальные дни - это умение радоваться мелочам, замечать и наслаждаться ими. Созерцание жизни, во всём её бурлящем потоке мегаполиса и тысяч огней. Медитативное и, пожалуй, очень терапевтичное кино. Минималистичная, уютная японская лента с прекрасной главной ролью и номинацией на «Оскар».
Хираяма работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Работа непритязательная и порой презрительная обществом (хотя именно ему они должны быть всецело благодарны за белоснежные японские унитазы). Не смотря на это, Хираяма добросовестно, и даже с некоторой любовью, выполняет свою работу. Каждое утро, пока город ещё спит, он поливает свои растения, покупает в автомате у дома любимый кофе, включает музыку и едет на работу, наслаждаясь рассветом и 'Токийским небесным деревом'. В перерывах между работой он идёт в парк, где любуется многолетними деревьями. Фильм практически лишён очевидного конфликта, заявка на таковой появляется лишь в конце, не имея никакого развития. Но этого и не надо. Периодически Хираяма заходит в свой любимый ресторанчик, читает перед сном и катается на велосипеде.
Вся философия, если это слово уместно, заключается в созерцании жизни. Да, случаются несчастья и горе, но так было и будет всегда. Что поделать? - Уметь наслаждаться каждым мгновеньем, не делать зла, рассматривать в деталях то, что проносится каждый день перед глазами. Кто знает, может увидишь то, чего раньше не замечал?
Отдельно хочется отметить две вещи - главную роль и саундтрек. Кодзи Якусё очень глубоко, неброско но при этом достоверно передал образ главного героя. Чего только стоит финальная сцена - настоящий апогей мимики, говорящий сам за себя. Музыка - вишенка на торте. Её здесь немного, но ведь вишенка и должна быть одна, не так ли? Чуть ли не каждая композиция согласуется с основной мыслью произведения. Вероятно, что многие из них вы уже слышали и знаете, а если нет - этот фильм отличный повод добавить их в свой плейлист.
Подводя итоги, хочется сказать что такие фильмы критично нужны нам время от времени. Мы часто погружаемся в жизненную суету, заботы, тревогу совсем забывая ценить момент и наслаждаться мгновеньем. Всем нам точно есть чему поучиться у этого прекрасного фильма.
16 марта 2024
Фильм завораживает немногословием главного героя, которое сопровождает музыка. Первая песня – House of the rising sun. Коллекция кассет богата, содержание песен дополняет смысл. А сам сюжет – это созерцание повседневной красоты. Красота во всем. Как же красиво Хираяма (Кодзи Якусё - 2023, Канны, лучшая мужская роль) убирает туалеты, даже зеркальце есть для осмотра недоступных мест! Красота в неспешности, размеренности жизни Хироямы, самодостаточности, наслаждении каждым моментом.
Красок добавляют редкие события и встречи. Улицы Токио, телебашня, виадуки, парки, набережные наполняют картинку. Фильм по-восточному тонкий, изящный. Уже пересмотрела некоторые моменты. Хочется вернуться еще…
10 из 10
16 марта 2024
Медитативные визионерские фильмы – это отдельный над-жанр. Советовать такое язык не поворачивается, т. к. до этого каждый желающий должен дойти сам. Для тех кто дошел, как мне кажется, прелесть подобных картин заключается в отсутствии единственно правильной трактовки происходящего, более того в процессе накопления жизненного опыта, отношение к подобным лентам может радикально меняться.
В данном случае вариаций трактованний традиционно море, но, по-моему, главный лейтмотив в данном случае – это «Жизнь на своих условиях».
Скажите, что за бред?! Какая связь между медитативным вот эти вот и панкоским тезисом?! Но подумайте – каждый же хоть раз в жизни (а как правило далеко раз) задумывался, а что будет если все бросить и начать жить по своим условиям?
Как правило в момент таких дум в голове всплывают образы какой-то абстрактной маргинальной свободы, но маргинал — это не всегда бунтарь, что, если человек хочет просто откинуть суету и наслаждаться тем, что приносит ему радость, при этом не обращая внимания на все критические возгласы социума? В подавляющем большинстве случаев итог подобных дум один – «Помечтали и хватит», но во всех правилах есть исключения и данная лента экранизация подобного исключения.
Протагонист решил просто жить на своих условиях (становится ясно из сцены встречи с сестрой). Вся суета, которую сторонний наблюдатель может назвать «будничной поэзией», «внутренней гармонией», «радостью простых вещей» и т.д. является лишь следствием.
Первопричина – это когда-то принятое сознательное решение и любая критика неизбежно разбивает о вопрос – «А судьи кто?». Человек родился, человек умрет, что еще имеет значение? Какая разница что будет происходить между этими двумя фактами?
9 из 10
15 марта 2024
Мойщик туалетов живет простую жизнь, где все действия ритмичны и выстроены. Его день состоит из простых дел, в которые он вкладывает душу. Через него сквозит любовь, любовь к своему делу, любовь к деревьям, своей племяннице, своему напарнику. Он здоровается со всеми, в нем нет обиды. Каждый день он делает свой выбор, вкладывая свои действия в то, что ему ценно - выращивание кленов, фотографирование деревьев, поход в кафе, баню, прачечную. Показана жизнь идеальная и простая.
Но посмотрев на героя ближе, задаешься вопросом что движет этим человеком в его простоте и ритмичности? Это побег от суеты жизни или какой-то травмы в ритмичность и повторяемость? Или это осознанный выбор гармоничный его натуре? На эти вопросы предстоит ответить зрителю.
Фильм-медитация, фильм поэзия, фильм наслаждение.
Желаю вам насладиться видами Токию, встретить рассвет и найти свои смыслы в своей жизни, которые делают вас счастливыми. Приятного просмотра.
13 марта 2024
Кто бы спорил… И всё же авторы полемически заострили расхожую благоглупость до уровня гиперболы. Ведь речь о месте уборщика туалетов! По принципу «не перегнёшь — не выпрямишь». Пусть так. Никакого предубеждения против тех, кто убирает что бы то ни было, у меня нет. Правда, я предпочёл бы, чтоб они на работе не снимали перчаток и там же переодевались, а также принимали душ — это нормально. В Японии почему-то всё наоборот. Но могу и отвлечься.
Несмотря на то, что в фокусе постоянно один ч-к, социальный контекст явственно проступает в каждом кадре. С другой стороны, рефлексивный план отсутствует — мы видим то, что видим. Исключение — пара неявных намёков на тёмное прошлое героя. В этом смысле принадлежность жанру «драма» имеет скорее не психологическую, а социальную спецификацию.
Посыл в том, что уборщик Хираяма живёт «полноценно». Потому как почитывает книжки, слушает музыку, пьет пиво и ценит природу. А ещё он незлобив и усерден, как рабочий мул. Не стар, но семьи и друзей нет. Подружек — тоже. Впрочем, последнее обстоятельство целомудренно (или ханжески?) прикрыто сценарной ширмой. Так что же, гимн неброской аутентичности?
Что-то смутило сценаристов в набросанном ими же абрисе. Может, показалась дерзкой самодостаточность? В итоге они одёрнули себя и снабдили героя массой незначительных «извиняющих» особенностей, которые все вместе, как харАктерные подпорки, подкрепляют его право на странность в чём-то большем. Поэтому читает он не японские комиксы, а совсем даже наоборот - переводы Фолкнера. Слушает не просто попсу, а ретро 60-70-х (причём англоязычное). А раскрученная донельзя баллада о загубленной жизни (The House of the Rising Sun) в исполнении группы «Animal» звучит для него и вовсе как молитва — намёк получился мясистым. Ещё он «фотохудожник» - кажется, так принято называть тех, кто постоянно фоткает всякую ерунду, скрывающую в себе больше смысла, чем может показаться. При этом музыка - на кассетах, фото — на ч/б плёнку! Не много ли закидонов для скромного уборщика, «умеющего радоваться жизни»? Нет, как раз. Ведь у «девианта» заведомо больше прав на аутентичность, чем у среднего обывателя.
Помнится, со схожим посылом обратился к публике Меньшов в оскароносном «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша тщился всем доказать, что он сильно развитая личность и даже с докторами наук на дружеской ноге. По ходу фильма Меньшов также в угоду реализму таки сдал чуть назад — Гоша оказался не совсем обычным слесарем.
Полагаю, странности Хираямы имеют ту же «извиняющую» природу. И в этом состоит компромиссный шаг назад для осторожных авторов смелого для Японии, но в целом крайне ущербного посыла: уборщик имеет право на аутентичность при условии, что он слегка фрик. К слову сказать, в русской литературе «маленькому ч-ку» стать героем произведения было намного легче.
Пожалуй, психологически достоверна склонность героя к стереотипным действиям, напоминающим ритуал. Полив растений-банка пойла из автомата-работа-баня-пивная-закусочная-книга-сон. Изо дня в день. С удовлетворённым видом. При столь высокой устойчивости к монотонии можно было бы работать на конвейере. Но герою, похоже, нравится автономность. Вот только на поверку автономность оказывается хрупкой — начальство не церемонится с работником, когда нужно заставить его отработать за двух. И это, увы, реальное следствие низкого социального статуса, которое не купируешь мгновениями экзистенциального триумфа.
Фильм, безусловно, любопытен. Не только тем, что невольно обнажает скрепные устои традиционалистского конформного общества. Тех, кто гораздо менее терпим к монотонии, чем Хираяма, он обязательно развлечёт и просветит в части обустройства различных публичных мест в Японии, в частности — туалетов.
11 марта 2024
Идея снять данный художественный фильм пришла Виму Вендерсу, когда после пандемии его пригласили в Японию для создания серии рекламных роликов о редизайне общественных туалетов в 17 районах Токио, который осуществили дизайнеры из разных стран. В итоге продюсеры согласились на смену концепта, ведь по деньгами это было не сильно затратно, плюс сценарий был написан Вендерсом и Такумой Такасаки всего за 3 недели, а съёмки этой камерной ленты заняли 17 дней. Продюсеры не прогадали — хорошие кассовые сборы, призы Каннского кинофестиваля, номинация на «Оскар» — кстати, это первый японский фильм, выдвинутый Японией, который снял не японец.
В плане сюжета тут, безусловно, ничего нового. Перед нами история маленького человека по фамилии Хираяма — уборщика общественных туалетов в Токио и его ежедневных будней и маленьких радостей. Этот немолодой мужчина немногословен (по крайне мере всю первую половину фильма), педантичен и ответственен в работе, в свободное время фотографирует деревья в парке, заботится о домашних растениях, читает бумажные книги и слушает на аудиокассетах рок-классику 70-х, например Патти Смит и Лу Рида.
Фильм чрезвычайно прост и созерцателен и обладает неповторимым настроем, и этим он и цепляет. И здесь, при всей этой простоте, важно не что, а как. Наблюдать за подобным течением жизни Хираямы для многих, возможно, покажется скучным, но у меня даже мысли и скуке не возникало. Фильм соткан из маленьких моментов душевных радостей, а во втором акте начнут происходить события, которые основательно встряхнут и перевернут такой хрупкий внутренний мир Хираями.
Выбор на главную роль ветерана японского кино Кодзи Якусё — это слёту попадание в десятку, ибо прекрасный артист выдаёт одними глазами ярчайшую палитру эмоций, а от финального катарсиса наворачиваются слёзы. Остальные артисты здесь все глазу приятные, хоть и появляются ненадолго. Больше всех времени досталось обаятельной Арисе Накано и забавному Токио Эмото.
Снято всё красиво — утренний-вечерний-дневной-залитый солнцем и дождями Токио, прикольные в плане дизайна те самые туалеты, съёмки в парке — оператор с режиссёром постарались на славу
В итоге получилось прекрасное и душевное кино с простыми идеями, но блестящим актёрским соло и тёплой, тонкой, изящной и душевной подачей мастера мирового кино.
8,5 из 10
11 марта 2024
Последний фильм Вима Вендерса 'Идеальные дни' - это поэтическая дань простоте и безмятежности, нежное исследование красоты и достоинств скромной жизни. Фильм рассказывает о Хираяме, уборщике туалетов в Токио, который находит радость и смысл в своей страсти к музыке, книгам и деревьям. И о его, почти ритуальных буднях. Благодаря взаимосвязанным историям мы узнаём больше о его прошлом, его отношениях и его мечтах. Этот фильм здесь не для того, чтобы соответствовать каким-либо ожиданиям или служить определённой цели; нет, он здесь потому что чувствует, что хочет быть здесь, и нам посчастливилось быть причастными к его существованию. Этот фильм о человеке, который по-настоящему живёт настоящим моментом, не будучи каким-то 'духовным' гуру. Он справляется со всем, что встречается на его пути, с хорошим, плохим и уродливым, и приветствует это без слов. Это потому, что ему не нужны слова. Ему не нужно анализировать, запоминать или предвидеть, потому что 'сейчас есть сейчас'. Он принимает реальность, находя радость в каждой мелочи. Но также не уклоняется от печали. Но он никогда не драматизирует.
Вендерс и соавтор Такума Такасаки создают тонкий и детализированный портрет человека, который доволен своим простым существованием, но в то же время любопытен и открыт для новых впечатлений. Фильм избегает сентиментальности и мелодрамы, отдавая предпочтение реалистичному и сдержанному тону, который передает тонкие эмоции и моменты благодати, наполняющие дни Хираямы. Фильм также представляет собой визуальное удовольствие: оператор Франц Лустиг создаёт потрясающие изображения городского пейзажа Токио, контрастирующие с естественной красотой деревьев, которые фотографирует Хираяма. Саундтрек к фильму представляет собой эклектичную смесь рок-музыки прошлого, которая отражает эклектичный вкус и настроение главного героя.
Главным достоинством фильма является исполнение Кодзи Якушо роли Хираямы, который получил награду за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале. Якушо мастерски и с нюансами передаёт внутренний мир Хираямы с минимумом диалогов и едва уловимыми жестами. Он наполняет своего персонажа теплотой, юмором и мудростью, что делает его милым и пленительным главным героем.
'Идеальные дни' - это возвышенное подтверждение обыденности, фильм, наполненный изяществом, гармонией и надеждой, который переполняет и поглощает вас своим гуманным миром. Это фильм, который прославляет силу искусства, природы и человеческих связей, обогащающих нашу жизнь. Это фильм, который напоминает нам о том, что нужно ценить те прекрасные дни, которые у нас есть. О том, что жизнью нужно наслаждаться, лелеять каждый день и формировать её версию, которая является столь же совершенной насколько это возможно и как мало нам на самом деле нужно, чтобы быть счастливыми и оставаться психически здоровыми.
Я считаю, что этот фильм особенно найдёт отклик у тех, кто ищет прибежища в тишине, таких как практикующие осознанность, как я. Но как вы объясните внутреннюю тишину в фильме? Точно так же, как это сделал добрый Вим Вендерс. Мы живём в хаотичном окружении, где часто нет места для глубоких размышлений о себе, привычках и так далее. Но когда вы начинаете уделять себе реальное внимание, вы, вероятно, обнаруживаете мир, которого совсем не знаете. То, кем вы себя считаете, - это всего лишь иллюзия. Может показаться, что главный герой выполняет это упражнение, живя простой жизнью, несмотря на хаос большого города вокруг него. Это своего рода 'городской отшельник', сосредоточенный на балансировании и не отвлекающий. Выполнение простой презираемой работы, но полезной для общества. Создание здорового распорядка дня и не избавление от скуки, заполняя пустоту первым желанием, которое приходит в тело и разум. Он просто живёт осознанно, действуя в соответствии со своими внутренними ценностями. Годы усердных усилий и намерение быть предприимчивым могут привести к такому состоянию. Вам просто нужно оставить позади свою старую треснувшую оболочку и принять новую, озаренную светом.
'Идеальные дни' - красивая, простая, но поэтичная история о красоте повседневной рутины и жизненных ценностях. Режиссёр Вим Вендерс прекрасно передаёт реализм и существование человеческой жизни с помощью отличной режиссуры, сценария (совместно с Такумой Такасаки), операторской работы и актёрских перформансов.
10 марта 2024