Идеальные дни
Perfect Days
7.9
7.9
2023, драма
Германия, Япония, 2 ч 4 мин
18+

В ролях: Кодзи Якусё, Мин Танака, Томокадзу Миура, Токио Эмото, Юми Асо
и другие
Немолодой мужчина Хираяма работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Каждый его день похож на предыдущий. Он встаёт рано утром, ухаживает за домашними растениями, по пути на работу и после работы слушает на аудиокассетах западную рок-классику, например, Патти Смит и Лу Рида, читает бумажные книги, фотографирует на плёночный Olympus деревья в парке, ходит в один и тот же бар и в одно и то же кафе. Вскоре несколько неожиданных встреч основательно встряхнут привычную жизнь Хираямы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Идеальные дни

английское название:

Perfect Days

год: 2023
страны:
Германия, Япония
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Франц Лустиг
художники: Товако Кувадзима, Даисукэ Ига
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $239 463
Сборы в США: $3 576 392
Мировые сборы: $23 518 995
Дата выхода
Мировая премьера: 25 мая 2023 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 4 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Идеальные дни», 2023

Видео: Трейлер №2 (Идеальные дни, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2
Видео: Трейлер (Идеальные дни, 2023) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Идеальные дни», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Идеальные дни», 2023

Не то, чем кажется

Где-то в середине фильма мне казалось, что это история о восточной философии, о принятии, о том, что каждая жизнь важна и интересна. Что в каждом дне есть что-то прекрасное, и главное, это замечать и ценить. Но вторая часть фильма показала, что он совсем не об этом, ну то есть не только об этом, и тот мой первый вывод показался мне самой очень поверхностным и неправильным.

И человек, который всю первую часть представлялся счастливым априори, человеком без особых проблем, возможно даже не слишком умным и очень простым, впоследствии раскрылся как очень глубокий, сочувствующий и эмоциональный, человек, переживший какую-то драму. Точно не известно, что случилось в его жизни, но явно что-то неприятное. Но это не мешает ему видеть хорошее в каждом дне, радоваться мелочам. И зная это, что ему тоже нелегко, первая часть фильма видится теперь совсем другой, ведь герою тоже сложно жить эту жизнь, но он находит в себе силы замечать что-то прекрасное, возможно, иногда благодаря силе воли или силе привычки, но всё равно это маленький подвиг - улыбаться, когда хочется плакать, и плакать, когда нет сил на радость, ведь разрешать себе грустить легко далеко не всегда. И получается, что это не история маленького человека, а история каждого из нас, и дни на поверку оказываются какими-то совсем не идеальными, но в этом наверное и есть смысл, что настоящие дни не всегда счастливые и состоящие из стопроцентной рафинированной радости, а дни, в которых есть место всему, и хорошему и плохому, но это не должно мешать нам каждый день улыбаться своему дереву-другу.

15 апреля 2024

Идеальные недели

‘Этот отзыв написан сразу после просмотра в один из дней премьерных показов, а опубликовать его я решил лишь сейчас’

Если было бы нужно описать фильм Вима Вендерса “Идеальные дни” одним словом, я бы назвал его медитативным.

Действительно, мы наблюдаем за двумя неделями главного героя в исполнении Кодзи Янусё, работающего уборщиком общественных туалетов. Каждый день у него расписан, привычные действия повторяются из раза в раз, и на четвертый день мы уже точно знаем, что и в какой последовательности он будет делать. Он очень “аналоговый”: слушает музыку на кассетах, читает книги, фотографирует красивые моменты окружающего его мира на простенький плёночный фотоаппарат, стабильно расходуя одну пленку за неделю. У него нет смартфона, и мы видим его первый разговор по кнопочной раскладушке лишь к концу второй недели, а Spotify для него - магазин. Он аккуратен и педантичен на работе и дома, и потому можно сказать, что она ему подходит. Он не переживает из-за непрестижности своей работы, хоть и сталкивается иногда с брезгливостью или сочувствием окружающих.

Его жизненная философия - “сейчас это сейчас, потом это потом”, он радуется каждому дню и своему простому быту. И скоро зритель вместе с ним начинает любоваться архитектурой и природой в кадре, а отлично подобранные саундтреки и формат кадра 4:3 этому очень помогают.

Его дни - это снимки, сделанные на плёнку; деревья, пейзажи и люди. Он не старается поймать фокус, освещение или композицию, а просто открывает объектив и спускает затвор тогда, когда его глазам приятно и радостно сердцу. Он не выбирает, что печатать, но получив все снимки с плёнки, оставляет лишь удачные, и потому его дни - идеальные, остальные отправляются в мусорное ведро.

Мы чувствуем, что в его прошлом была трагедия и наблюдаем за очень приятными случайностями настоящего, которые могут изменить его будущее. Но эти сюжеты не развиваются, важно лишь сейчас.

Да, главный герой сталкивается с важным и неприятным, задаётся вечными вопросами мироздания. Но тут же находит решение для исправимого и принимает остальное, а экзистенциальный вопрос умеет разделить на элементарные задачи, которые решает здесь и сейчас, и так день за днём.

6 апреля 2024

Невероятно живая атмосфера

Так рождаются мечты!

Благодаря однажды попавшемуся мне фильму 'Идеальные дни' у меня родилась мечта увидеть и почувствовать Японию, а точнее Токио. С такой любовью, осторожность, погружением в атмосферу, особенно утреннего пробуждающегося Токио, снят этот фильм. Сюжет на первый взгляд банален и кого-то отвернет - что может быть интересного в днях мойщика туалетов Хираямы. Но это целая философия, это жизнь, ее дыхание, которое окутывает тебя с первых минут. Ты живешь там, ты встаешь рано утром, чтобы взять кофе в автомате, повторить ежедневный ритуал выходы из дома - непременно вдохнуть утренний воздух, улыбнуться жизни и под звук песен с аудиокассет поехать в свой новый день. Поразительный пример огромного внутреннего мира человека среди мегаполиса и миллиона других душ.

В июне лечу в Токио. О боже, я до сих пор не верю, что это возможно! Я непременно сяду в парке и буду смотреть как солнце играет в листьях клена, и я вспомню Хираяму!

5 апреля 2024

Умиротворение в повседневности

Долго откладывал просмотр этого фильма, т. к. убежден, что фильмы Вим Вендерса необходимо смотреть полностью готовым к погружению, отвлечься от всего на свете и остаться на пару часов наедине с фильмом, устроить тихое свидание. Так происходило с его предыдущими работами -'Небо над Берлином' и 'Париж, Техас', так и произошло тут.

Это самый неспешный, размеренный и медитативный фильм Вима Вендерса. В центре повествования Хираяма - уборщик туалетов из Токио. Вендерс взял одну из самых 'низких по социальному статусу работ(в одной из сцен, во время встречи со своей сестрой, отражается подтверждение неодобрения профессии такого низкого статуса) и наделил персонажа подходу к своей работе с ответственностью и уважением. Жизнь Хираямы идем одним и тем же чередом, ежедневная работа, созерцание дерева в парке, созерцание бурной жизнью живущего Токио(вспоминается любовь Вуди Аллена к Нью Йорку и отражение жизни Лондона в кинокартине Микеланджело Антониони 'Фотоувеличение') под великолепный аккомпанемент музыки, прослушиваемых на аудиокассетах. При этом, Хираяма пользуется уважением у людей, с которыми он коммуницирует, считается интеллигентным человеком и доброй душой. Жизнь главного героя разбавляется маленькими происшествиями и небольшими изменениями, будь то приключения с его безответственным стажером, долгая игра в крестики-нолики с незнакомцем, в котором попутно делается ход за ходом каждый день, приезд племянницы, либо же ребенок, потерявшийся в туалете.

Такие маленькие моменты, которые происходят каждый день, крайне сильно отражаются на фильме, заставляя зрителя переживать эти маленькие происшествия вместе с главным героям.

Данную жизнь нельзя назвать рутиной, ведь Хираяма полностью счастлив в этой жизни. Фильм заставляет задуматься по поводу течения жизни зрителя. Ведь удовлетворения не так далеко, оно может отражаться в маленьких радостях, таких как музыка и природа, уход за собственным садом или даже игра с тенями вместе с незнакомцем. Множество людей проходит мимо него, множество событий происходит как с нами, так и вокруг нас, но достижение гармонии в себе позволяет не думать о каких-то внешних социальных факторов и ценить то, что имеешь, ценить свой уклад и посвящать себя тому, что тебе дорого.

Можно, также, рассмотреть концепцию, что Хираяма, скорее, находится в лимбе. Душа Хираямы находится где-то между, он максимально добродетельный человек, с ответственностью и теплотой относящийся к своему существованию и всем своим поступкам. Неизвестно, что было в молодости и за что цепляется Хираяма, но сейчас, как своеобразное очищение, он и соблюдает паттерны праведной жизни.

Визуальная составляющая, которая и является основной в действии фильма, совершенно не подвела. Крайне интересно и приятно наблюдать за городом в разных местах и разное время суток. Вим великолепно отразил как и деловые центры, так и маленький парк, не самую богатую окраину, либо же великолепный вид, который открывается при взгляде с моста. Отдельно хочется отметить сны Хираямы, окрашенные в черно-белый цвет и быстро перекликающиеся между собой кадры, с растворением одного во втором. Отлично реализованная оглядка Хираямы на свои будничные дни.

Как итог, получился отличный фильм, оставляющий огромный простор для осмысления на тему потребностей, амбиций и желаний каждого из зрителей. Дни не должны быть перфомансами, чтобы радоваться и наслаждаться, одинаковые действия и следование своим интересам также могут сделать человека счастливым.

9 из 10

31 марта 2024

Komorebi

Красота повседневности и одиночества.

Неторопливая и безмятежная жизнь Хираямы, уборщика дизайнерских общественных туалетов, который слушает Лу Рида и Velvet Underground, когда едет на работу в своей маленькой машине. Он собирает тысячи книг в своей идеально уютной квартире. Он одинок и ему комфортно так. Люди как будто нарушают его покой и привычные обряды: поход в общественные бани, в магазин за кассетами или в книжный. Но Хираяма способен вернуться обратно в свой 'идеальный день', всегда добрый и готовый помочь.

Исследование темы одиночества и рутины в декорациях современной архитектуры Токио с минимальным количеством разговоров окунают в медитацию каждого похожего друг на друга дня главного героя. Мы как будто смотрим документальный фильм. В каждом моменте даже обычной скучной жизни 'маленького человека' есть что-то волшебное, наполненное.

'Komorebi' - это «когда лучи солнца проникающий сквозь листья деревьев». Это существует только один раз в моменте.

'Идеальные дни' определенно ода Вима Вендерса японской культуре и американской рок-музыке 70-х, которая заставила меня расплакаться после просмотра.

Но, если честно, песня 'Pale Blue Eyes' тот еще слезовыжиматель.

30 марта 2024

Когда — то, они были воинами…

В те давние времена, когда женщины еще не носили бороды, а настольной книгой мужчин было 'Сокрытое в листве', японские самураи считали честью для себя, обменивать свою верность на пару коку риса, и рубить головы таким же бедолагам в разноцветных пижамах. Делалось это во славу толстопузых, надменных даймё, раздиравших Японию на части своими интригами. Идеи служения, чести, верности, достоинства составляли кодекс поведения самурая.

Времена изменились. Самураи потерпели поражение в соревновании с высокотехнологичными гайдзинами, и Япония (через реформы Мэйдзи) перешла к рынку. То есть - утратила самурайский дух, и стала такой же как все; страной массажистов и чистильщиков туалетов. Об этой опасности предупреждал Мисима, но был не понят, осмеян, и сделал то, что должен сделать любой самурай в подобной ситуации. Прошли года, и Вим Вендерс приехал в Японию с целью заработать немножко денежек, снимая экскрементальное кино - рекламу туалетов. Японские туалеты заворожили впечатлительного иностранца, очарованный их грацией, изяществом линий, эргономичностью, он снимает двухчасовой гимн унитазу. Но, унитаз не может быть главным героем, поэтому Вендерс пишет небрежный сценарий о служителе сортирных богов, жреце фаянсовых ваз, блюстителе пахучего культа.

Сценарий написан на коленке. Имея в своём распоряжении два часа экранного времени, режиссер не потрудился придумать личность героя. Кто этот человек? У него есть богатая сестра (машина с водителем) - значит, он дауншифтер. А почему он воспылал страстью к чистке туалетов? Это результат травмы? Философский выбор? А может быть суми - э нам врут, и самураи были вооружены вантузами и ёршиками? Здесь бы пригодились съёмки в слоу - мо (размашистый, смачный удар мокрым ёршиком по лицу, и медленный, красивый полёт брызг). Если так, то всё соответствует традиции.

Главный герой эстетически развит. Он наслаждается красотой момента. Лучики, листочки, птички, комореби... Подобно свинье, натасканной на трюфели, Хираяма хрюкает от восторга, не успев продрать глаз. Свиньи смотрят вниз, а туалетный утёнок Хираяма всё время смотрит вверх. Только вверх. Лучики, листочки, ну, вы в курсе. Выглядит это нелепо, и похоже на результат дрессировки, или какую - то редкую патологию. Вверх смотри, и получишь сладенькое!

Он читает бумажные книги! Да, читает. В качестве снотворного средства. Чтение заканчивается всегда одинаково - книга выпадает из натруженной руки героя. Он слушает записи 80 -х годов! О, да! В фильмах Скорсезе под 'House of a raising sun' гангстеры убивают друг друга, а Хираяма набирается мужества для того, чтобы броситься в неравную схватку с дизайнерскими унитазами. Фетишизация сортиров - очень характерный симптом. Вендерс с ощутимым восторгом показывает нам какие они грациозные, белые, начищенные, сколько в них разных трубочек, кнопочек. Не делайте из дефекации культа, как говорил Великий комбинатор. Унитаз - утилитарная вещь, незачем петь ему оды. По моему нескромному мнению, это выглядит как торжество консьюмеризма. Как победа урануса. Вот интересно, а японцы рады тому, что гайдзин снял такое кино об их стране? Они рады, тому, что Японию теперь знают во всем мире, как страну Восходящего солнца и Бликующих унитазов?

Вендерс любит Токио! Ну, если и любит, то очень ловко это скрывает. Судя по этому фильму, Токио очень неудобный город. Пара тесных бетонных коробок, гордо вздыбленный фаллос телебашни (в каждом втором кадре - чтобы это значило?), и несколько сортиров. Всё. Больше достопримечательностей здесь нет. Всё какое - то тесное, неуютное. Если это баня, то кран на уровне колен. Если квартира, то размером с коробку из - под телевизора. У меня приступ клаустрофобии разыгрался во время просмотра.

А ещё, главный герой - глубокий философ. Чувствуется, что чтение не прошло зря. 'Теперь - это теперь. А потом, это потом'. Я чуть не поперхнулась от восторга. Куда там всяким Маркам Аврелиям с их убогим 'carpe diem'. Тут такие глубины открываются! Теперь это теперь! Сегодня это сегодня. Завтра это завтра. Я это ты, ты это я, и нам не надо ни х... простите, увлеклась.

В общем, кино долгое, нудное (я хотела сказать - медитативное), один непрекращающийся день сурка (в смысле, туалетного утёнка, жаль, что экран запахи не передаёт, поклонники фильма могли бы полной грудью вдохнуть ароматы Токио). Непонятно кто, непонятно почему, посвятил себя чистке унитазов. У героя нет прошлого, нет настоящего, он не живёт (Без любви нет жизни. Любовь это начало и конец нашего существования - говорил Конфуций), и очевидно, что он несчастлив (смотрите последние минуты фильма), и будущего у него нет.

Какой восторг! Тихий шедевр!

Ленивая поделка. Рекламный ролик, растянутый на два часа. Пропаганда эскапизма. Как и в 'Земле кочевников', герои прячет голову в унитазах, спасаясь от реальной жизни. Фамилии дизайнеров туалетов в конце фильма, чётко говорят нам о целях автора. Он хочет продать вам туалет. Или туалеты. Несите нам ваши иены, в обмен на дизайнерский предмет гигиены.

Как бы отнёсся к этому фильму Мисима?

28 марта 2024

Не все так просто!

Прочитал все благостные описания фильма – и в недоумении, неужели только я увидел?

Да, первые полфильма мне показывали абсолютно счастливого человека. У него было всё для душевного равновесия: он на дне, откуда падать не больно, да и некуда. У него крохотная очень чистая квартирка. Книги и музыка. Любимый книжный магазин, любимая уличная кафешка и уютнейший барчик выходного дня. Он умеет видеть красоту в обыденном. У него есть хобби: фотография и дерево-друг, чьи побеги он держит в своеобразном детском саду. День Сурка в его случае – закольцованное счастье. Я даже завидовал ему. Не его жизни – я бы так не смог, - но его самоощущению. «Мы живем каждый в своем мире». Я даже начал думать – как мне изменить мнение о событиях своей жизни, чтобы попасть в такую же нирвану.

А потом приехала племянница. И оказалось, что в его мире нет места человеку. Что все его счастье строится на отказе от ответственности. Отказе от заботы о ком-либо. Что перед нами абсолютный эгоист. И все его «неумения сказать нет», его сочувствие в виде подачек напарнику – просто откуп. Он откупается от окружающих, чтобы не дай бог не сблизиться с ними, чтобы не дай бог не заиметь за кого-нибудь толику ответственности. И молчание его – по тем же причинам.

В душе у героя боль и нормальные потребности затоптаны в некий подвал и забетонированы там. Но они есть – ручка маленького мальчика в его ладони во сне, игра в крестики-нолики – так потребность в общении, потребность ощутить рядом человеческое существо прорываются из запертого подвала его души.

Общение с племяшкой его – трёхслойно: на поверхности сплошное дружелюбие и опека, вторым слоем – неприятие и предательство (при первой же возможности слил ее матери), третьим слоем – слёзы, как только отъехал автомобиль, потому что ему НА САМОМ ДЕЛЕ было приятно и заботиться и чувствовать рядом человеческое тепло, человеческое доверие. Потому что человек – социальное животное.

Бетон подвала пошёл трещинами. Ярче всего это видно по воскресному ритуалу с фотографиями. Раньше он брал то, что наснимал за неделю, мимолетный взгляд и фото либо рвалось, либо швырялось в цинковый ящик, который запирался и ставился в штабель подобных – никогда и никто больше не видел этих снимков. Бредовое и бессмысленное действо. Особенно для человека, который вроде как ценит красоту простых явлений. В это же воскресенье герой откидывает снимки и обессиленно валится на пол. Дальше – герой начинает разговаривать. Сначала это вроде как вынужденные разговоры на повышенных тонах (а герой никогда ранее не позволял себе конфликтовать!), а потом – полноценная беседа не набережной, в результате которой идут потрясающие последние кадры: Хираяма смеется лишь для того, чтобы не расплакаться.

Идеальные дни закончились.

25 марта 2024

Молчаливый созерцатель

Этот фильм не понравится любителям экшна и напряжённых сюжетов.

Он про маленькую обычную жизнь, которую человек живёт неспешно, без суеты, так, как ему нравится, не ищет больших смыслов, никому ничего не доказывает и почти всегда молчит.

Главный герой - уже немолодой уборщик общественных туалетов в Токио. Как это ни странно, он любит свою работу, возможно, как раз за ее тишину, и выполняет ее на совесть.

Его жизнь состоит из череды повседневных ритуалов, которые показаны подробно и неторопливо, а между ними у него есть время подмечать в окружающем прекрасное: игру света и теней, необычных людей и обычную городскую жизнь. Он молчаливый созерцатель, и ему хорошо так.

О прошлой жизни нам намекают лишь одним эпизодом, из короткого разговора с сестрой мы понимаем, что был конфликт с семьёй, которая не понимала и не принимала его образа жизни, и он разрешил его, молча отдалившись от них, чтобы просто жить свою жизнь.

Читать книги перед сном, слушать старую хорошую музыку на кассетах, ухаживать за своим минисадиком, фотографировать на плёночный фотоаппарат и раз в неделю печатать фотографии в одной и той же фотостудии, обедать в одном и том же ресторанчике по выходным и просто наблюдать.

Ещё один полноправный участник повествования - это Токио, а также японские общественные туалеты, как отдельный вид искусства.

Атмосфера фильма оставляет какое-то светлое послевкусие умиротворения и покоя.

25 марта 2024

Сейчас – это сейчас

Для начала, мне очень импонирует восточная философия, в которой отсутствует идея центричности человека в мироздании. Жизнь – это поток, который был до человека. В какой-то момент каждый из нас занимает свою лодку в этом потоке и плывет до назначенной точки. В ней поток не заканчивается, он следует дальше, но уже без нас.

Эта линия четко прослеживается и в фильме: мы знакомимся с героем не в конкретной сюжетной точке, а просто в одном (=любом) из моментов его жизни. Прошлое было, будущее будет, но мы в моменте сейчас – и в этом моменте мы видим его быт, эмоции, отношения. И также без конкретики в определенный момент фильм заканчивается и наши пути расходятся.

По мере развития истории мы встречаем еще одну восточную особенность – принятие цикличности бытия. За днем следует ночь, а за ночью день. За сном следует работа, за работой отдых, а потом чтение книги и сон. Сама картинка зачастую также построена по принципу деления: либо через деление кадра пополам, либо через цвета (солнце и тень, комплиментарные цвета), либо через пары персонажей – всегда контрастных, если не противоположных.

Если не усложнять, то эти два принципа и складываются в философию идеальных дней. У тебя уже есть все, что тебе нужно, чтобы быть счастливым. Ощути этот момент, побудь в нем, не торопи его, проживи его снова и снова. Если не получилось открыть свой подарок сегодня, будет шанс завтра. Жизнь дает тебе много хорошего, попробуй увидеть это и понять, насколько ты богат.

Третий компонент – как раз про безоценочность и благодарность. Кажется, что герой – единственный среди всех не возводит себе стен и пьедесталов, а просто принимает данность и благодарит ее. Чтобы не спойлерить, попрошу вас самостоятельно рассмотреть других персонажей. О чем говорят их жесты, взгляды, а иногда и действия, речи? Счастливы ли они? А вообще насколько близки счастье и оценочное суждение? Те, кто имеют субъективные достижения, кажутся счастливее чем те, кто их не имеет?

Это лишь часть смыслов, которые я зацепила. Сознательно никак не комментирую сюжетную часть, историю взаимоотношений героя с другими людьми, влияние американской культуры на японскую.

Фильм действительно приятный и возвращает зрителя к важному: умению быть (собой, с собой, с миром).

20 марта 2024

Путеводитель по токийским туалетам

Идеальные дни - это умение радоваться мелочам, замечать и наслаждаться ими. Созерцание жизни, во всём её бурлящем потоке мегаполиса и тысяч огней. Медитативное и, пожалуй, очень терапевтичное кино. Минималистичная, уютная японская лента с прекрасной главной ролью и номинацией на «Оскар».

Хираяма работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Работа непритязательная и порой презрительная обществом (хотя именно ему они должны быть всецело благодарны за белоснежные японские унитазы). Не смотря на это, Хираяма добросовестно, и даже с некоторой любовью, выполняет свою работу. Каждое утро, пока город ещё спит, он поливает свои растения, покупает в автомате у дома любимый кофе, включает музыку и едет на работу, наслаждаясь рассветом и 'Токийским небесным деревом'. В перерывах между работой он идёт в парк, где любуется многолетними деревьями. Фильм практически лишён очевидного конфликта, заявка на таковой появляется лишь в конце, не имея никакого развития. Но этого и не надо. Периодически Хираяма заходит в свой любимый ресторанчик, читает перед сном и катается на велосипеде.

Вся философия, если это слово уместно, заключается в созерцании жизни. Да, случаются несчастья и горе, но так было и будет всегда. Что поделать? - Уметь наслаждаться каждым мгновеньем, не делать зла, рассматривать в деталях то, что проносится каждый день перед глазами. Кто знает, может увидишь то, чего раньше не замечал?

Отдельно хочется отметить две вещи - главную роль и саундтрек. Кодзи Якусё очень глубоко, неброско но при этом достоверно передал образ главного героя. Чего только стоит финальная сцена - настоящий апогей мимики, говорящий сам за себя. Музыка - вишенка на торте. Её здесь немного, но ведь вишенка и должна быть одна, не так ли? Чуть ли не каждая композиция согласуется с основной мыслью произведения. Вероятно, что многие из них вы уже слышали и знаете, а если нет - этот фильм отличный повод добавить их в свой плейлист.

Подводя итоги, хочется сказать что такие фильмы критично нужны нам время от времени. Мы часто погружаемся в жизненную суету, заботы, тревогу совсем забывая ценить момент и наслаждаться мгновеньем. Всем нам точно есть чему поучиться у этого прекрасного фильма.

16 марта 2024

Наслаждение каждым моментом

Фильм завораживает немногословием главного героя, которое сопровождает музыка. Первая песня – House of the rising sun. Коллекция кассет богата, содержание песен дополняет смысл. А сам сюжет – это созерцание повседневной красоты. Красота во всем. Как же красиво Хираяма (Кодзи Якусё - 2023, Канны, лучшая мужская роль) убирает туалеты, даже зеркальце есть для осмотра недоступных мест! Красота в неспешности, размеренности жизни Хироямы, самодостаточности, наслаждении каждым моментом.

Красок добавляют редкие события и встречи. Улицы Токио, телебашня, виадуки, парки, набережные наполняют картинку. Фильм по-восточному тонкий, изящный. Уже пересмотрела некоторые моменты. Хочется вернуться еще…

10 из 10

16 марта 2024

Жизнь на своих условиях

Медитативные визионерские фильмы – это отдельный над-жанр. Советовать такое язык не поворачивается, т. к. до этого каждый желающий должен дойти сам. Для тех кто дошел, как мне кажется, прелесть подобных картин заключается в отсутствии единственно правильной трактовки происходящего, более того в процессе накопления жизненного опыта, отношение к подобным лентам может радикально меняться.

В данном случае вариаций трактованний традиционно море, но, по-моему, главный лейтмотив в данном случае – это «Жизнь на своих условиях».

Скажите, что за бред?! Какая связь между медитативным вот эти вот и панкоским тезисом?! Но подумайте – каждый же хоть раз в жизни (а как правило далеко раз) задумывался, а что будет если все бросить и начать жить по своим условиям?

Как правило в момент таких дум в голове всплывают образы какой-то абстрактной маргинальной свободы, но маргинал — это не всегда бунтарь, что, если человек хочет просто откинуть суету и наслаждаться тем, что приносит ему радость, при этом не обращая внимания на все критические возгласы социума? В подавляющем большинстве случаев итог подобных дум один – «Помечтали и хватит», но во всех правилах есть исключения и данная лента экранизация подобного исключения.

Протагонист решил просто жить на своих условиях (становится ясно из сцены встречи с сестрой). Вся суета, которую сторонний наблюдатель может назвать «будничной поэзией», «внутренней гармонией», «радостью простых вещей» и т.д. является лишь следствием.

Первопричина – это когда-то принятое сознательное решение и любая критика неизбежно разбивает о вопрос – «А судьи кто?». Человек родился, человек умрет, что еще имеет значение? Какая разница что будет происходить между этими двумя фактами?

9 из 10

15 марта 2024

Идеальные дни простого-непростого человека

Мойщик туалетов живет простую жизнь, где все действия ритмичны и выстроены. Его день состоит из простых дел, в которые он вкладывает душу. Через него сквозит любовь, любовь к своему делу, любовь к деревьям, своей племяннице, своему напарнику. Он здоровается со всеми, в нем нет обиды. Каждый день он делает свой выбор, вкладывая свои действия в то, что ему ценно - выращивание кленов, фотографирование деревьев, поход в кафе, баню, прачечную. Показана жизнь идеальная и простая.

Но посмотрев на героя ближе, задаешься вопросом что движет этим человеком в его простоте и ритмичности? Это побег от суеты жизни или какой-то травмы в ритмичность и повторяемость? Или это осознанный выбор гармоничный его натуре? На эти вопросы предстоит ответить зрителю.

Фильм-медитация, фильм поэзия, фильм наслаждение.

Желаю вам насладиться видами Токию, встретить рассвет и найти свои смыслы в своей жизни, которые делают вас счастливыми. Приятного просмотра.

13 марта 2024

Не место красит человека

Кто бы спорил… И всё же авторы полемически заострили расхожую благоглупость до уровня гиперболы. Ведь речь о месте уборщика туалетов! По принципу «не перегнёшь — не выпрямишь». Пусть так. Никакого предубеждения против тех, кто убирает что бы то ни было, у меня нет. Правда, я предпочёл бы, чтоб они на работе не снимали перчаток и там же переодевались, а также принимали душ — это нормально. В Японии почему-то всё наоборот. Но могу и отвлечься.

Несмотря на то, что в фокусе постоянно один ч-к, социальный контекст явственно проступает в каждом кадре. С другой стороны, рефлексивный план отсутствует — мы видим то, что видим. Исключение — пара неявных намёков на тёмное прошлое героя. В этом смысле принадлежность жанру «драма» имеет скорее не психологическую, а социальную спецификацию.

Посыл в том, что уборщик Хираяма живёт «полноценно». Потому как почитывает книжки, слушает музыку, пьет пиво и ценит природу. А ещё он незлобив и усерден, как рабочий мул. Не стар, но семьи и друзей нет. Подружек — тоже. Впрочем, последнее обстоятельство целомудренно (или ханжески?) прикрыто сценарной ширмой. Так что же, гимн неброской аутентичности?

Что-то смутило сценаристов в набросанном ими же абрисе. Может, показалась дерзкой самодостаточность? В итоге они одёрнули себя и снабдили героя массой незначительных «извиняющих» особенностей, которые все вместе, как харАктерные подпорки, подкрепляют его право на странность в чём-то большем. Поэтому читает он не японские комиксы, а совсем даже наоборот - переводы Фолкнера. Слушает не просто попсу, а ретро 60-70-х (причём англоязычное). А раскрученная донельзя баллада о загубленной жизни (The House of the Rising Sun) в исполнении группы «Animal» звучит для него и вовсе как молитва — намёк получился мясистым. Ещё он «фотохудожник» - кажется, так принято называть тех, кто постоянно фоткает всякую ерунду, скрывающую в себе больше смысла, чем может показаться. При этом музыка - на кассетах, фото — на ч/б плёнку! Не много ли закидонов для скромного уборщика, «умеющего радоваться жизни»? Нет, как раз. Ведь у «девианта» заведомо больше прав на аутентичность, чем у среднего обывателя.

Помнится, со схожим посылом обратился к публике Меньшов в оскароносном «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша тщился всем доказать, что он сильно развитая личность и даже с докторами наук на дружеской ноге. По ходу фильма Меньшов также в угоду реализму таки сдал чуть назад — Гоша оказался не совсем обычным слесарем.

Полагаю, странности Хираямы имеют ту же «извиняющую» природу. И в этом состоит компромиссный шаг назад для осторожных авторов смелого для Японии, но в целом крайне ущербного посыла: уборщик имеет право на аутентичность при условии, что он слегка фрик. К слову сказать, в русской литературе «маленькому ч-ку» стать героем произведения было намного легче.

Пожалуй, психологически достоверна склонность героя к стереотипным действиям, напоминающим ритуал. Полив растений-банка пойла из автомата-работа-баня-пивная-закусочная-книга-сон. Изо дня в день. С удовлетворённым видом. При столь высокой устойчивости к монотонии можно было бы работать на конвейере. Но герою, похоже, нравится автономность. Вот только на поверку автономность оказывается хрупкой — начальство не церемонится с работником, когда нужно заставить его отработать за двух. И это, увы, реальное следствие низкого социального статуса, которое не купируешь мгновениями экзистенциального триумфа.

Фильм, безусловно, любопытен. Не только тем, что невольно обнажает скрепные устои традиционалистского конформного общества. Тех, кто гораздо менее терпим к монотонии, чем Хираяма, он обязательно развлечёт и просветит в части обустройства различных публичных мест в Японии, в частности — туалетов.

11 марта 2024

Идея снять данный художественный фильм пришла Виму Вендерсу, когда после пандемии его пригласили в Японию для создания серии рекламных роликов о редизайне общественных туалетов в 17 районах Токио, который осуществили дизайнеры из разных стран. В итоге продюсеры согласились на смену концепта, ведь по деньгами это было не сильно затратно, плюс сценарий был написан Вендерсом и Такумой Такасаки всего за 3 недели, а съёмки этой камерной ленты заняли 17 дней. Продюсеры не прогадали — хорошие кассовые сборы, призы Каннского кинофестиваля, номинация на «Оскар» — кстати, это первый японский фильм, выдвинутый Японией, который снял не японец.

В плане сюжета тут, безусловно, ничего нового. Перед нами история маленького человека по фамилии Хираяма — уборщика общественных туалетов в Токио и его ежедневных будней и маленьких радостей. Этот немолодой мужчина немногословен (по крайне мере всю первую половину фильма), педантичен и ответственен в работе, в свободное время фотографирует деревья в парке, заботится о домашних растениях, читает бумажные книги и слушает на аудиокассетах рок-классику 70-х, например Патти Смит и Лу Рида.

Фильм чрезвычайно прост и созерцателен и обладает неповторимым настроем, и этим он и цепляет. И здесь, при всей этой простоте, важно не что, а как. Наблюдать за подобным течением жизни Хираямы для многих, возможно, покажется скучным, но у меня даже мысли и скуке не возникало. Фильм соткан из маленьких моментов душевных радостей, а во втором акте начнут происходить события, которые основательно встряхнут и перевернут такой хрупкий внутренний мир Хираями.

Выбор на главную роль ветерана японского кино Кодзи Якусё — это слёту попадание в десятку, ибо прекрасный артист выдаёт одними глазами ярчайшую палитру эмоций, а от финального катарсиса наворачиваются слёзы. Остальные артисты здесь все глазу приятные, хоть и появляются ненадолго. Больше всех времени досталось обаятельной Арисе Накано и забавному Токио Эмото.

Снято всё красиво — утренний-вечерний-дневной-залитый солнцем и дождями Токио, прикольные в плане дизайна те самые туалеты, съёмки в парке — оператор с режиссёром постарались на славу

В итоге получилось прекрасное и душевное кино с простыми идеями, но блестящим актёрским соло и тёплой, тонкой, изящной и душевной подачей мастера мирового кино.

8,5 из 10

11 марта 2024

Мир нуждается в таком кино.

Последний фильм Вима Вендерса 'Идеальные дни' - это поэтическая дань простоте и безмятежности, нежное исследование красоты и достоинств скромной жизни. Фильм рассказывает о Хираяме, уборщике туалетов в Токио, который находит радость и смысл в своей страсти к музыке, книгам и деревьям. И о его, почти ритуальных буднях. Благодаря взаимосвязанным историям мы узнаём больше о его прошлом, его отношениях и его мечтах. Этот фильм здесь не для того, чтобы соответствовать каким-либо ожиданиям или служить определённой цели; нет, он здесь потому что чувствует, что хочет быть здесь, и нам посчастливилось быть причастными к его существованию. Этот фильм о человеке, который по-настоящему живёт настоящим моментом, не будучи каким-то 'духовным' гуру. Он справляется со всем, что встречается на его пути, с хорошим, плохим и уродливым, и приветствует это без слов. Это потому, что ему не нужны слова. Ему не нужно анализировать, запоминать или предвидеть, потому что 'сейчас есть сейчас'. Он принимает реальность, находя радость в каждой мелочи. Но также не уклоняется от печали. Но он никогда не драматизирует.

Вендерс и соавтор Такума Такасаки создают тонкий и детализированный портрет человека, который доволен своим простым существованием, но в то же время любопытен и открыт для новых впечатлений. Фильм избегает сентиментальности и мелодрамы, отдавая предпочтение реалистичному и сдержанному тону, который передает тонкие эмоции и моменты благодати, наполняющие дни Хираямы. Фильм также представляет собой визуальное удовольствие: оператор Франц Лустиг создаёт потрясающие изображения городского пейзажа Токио, контрастирующие с естественной красотой деревьев, которые фотографирует Хираяма. Саундтрек к фильму представляет собой эклектичную смесь рок-музыки прошлого, которая отражает эклектичный вкус и настроение главного героя.

Главным достоинством фильма является исполнение Кодзи Якушо роли Хираямы, который получил награду за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале. Якушо мастерски и с нюансами передаёт внутренний мир Хираямы с минимумом диалогов и едва уловимыми жестами. Он наполняет своего персонажа теплотой, юмором и мудростью, что делает его милым и пленительным главным героем.

'Идеальные дни' - это возвышенное подтверждение обыденности, фильм, наполненный изяществом, гармонией и надеждой, который переполняет и поглощает вас своим гуманным миром. Это фильм, который прославляет силу искусства, природы и человеческих связей, обогащающих нашу жизнь. Это фильм, который напоминает нам о том, что нужно ценить те прекрасные дни, которые у нас есть. О том, что жизнью нужно наслаждаться, лелеять каждый день и формировать её версию, которая является столь же совершенной насколько это возможно и как мало нам на самом деле нужно, чтобы быть счастливыми и оставаться психически здоровыми.

Я считаю, что этот фильм особенно найдёт отклик у тех, кто ищет прибежища в тишине, таких как практикующие осознанность, как я. Но как вы объясните внутреннюю тишину в фильме? Точно так же, как это сделал добрый Вим Вендерс. Мы живём в хаотичном окружении, где часто нет места для глубоких размышлений о себе, привычках и так далее. Но когда вы начинаете уделять себе реальное внимание, вы, вероятно, обнаруживаете мир, которого совсем не знаете. То, кем вы себя считаете, - это всего лишь иллюзия. Может показаться, что главный герой выполняет это упражнение, живя простой жизнью, несмотря на хаос большого города вокруг него. Это своего рода 'городской отшельник', сосредоточенный на балансировании и не отвлекающий. Выполнение простой презираемой работы, но полезной для общества. Создание здорового распорядка дня и не избавление от скуки, заполняя пустоту первым желанием, которое приходит в тело и разум. Он просто живёт осознанно, действуя в соответствии со своими внутренними ценностями. Годы усердных усилий и намерение быть предприимчивым могут привести к такому состоянию. Вам просто нужно оставить позади свою старую треснувшую оболочку и принять новую, озаренную светом.

'Идеальные дни' - красивая, простая, но поэтичная история о красоте повседневной рутины и жизненных ценностях. Режиссёр Вим Вендерс прекрасно передаёт реализм и существование человеческой жизни с помощью отличной режиссуры, сценария (совместно с Такумой Такасаки), операторской работы и актёрских перформансов.

10 марта 2024

Идеальные дни, 2023. Вим Вендерс.

Глава I - Сейчас.

Данный фильм показывает как можно жить и радоваться мелочам, а главное - их ценить, чтобы потом, в конце дня, вспоминать и видеть их тени. Это совсем под-другому ощущается, нежели просто услышать совет: 'Не парься, цени мелочи'. Вим Вендерс показывает, что жизнь может быть несправедлива, повернуть твой путь в совершенно другую сторону, но при этом всём, ты можешь оставаться добрым и счастливым, даже если ты стал уборщиком сортиров.

'Ценить то, что есть сейчас' - такие приевшиеся слова, но как многое они могут дать, если и вправду задумаешься.

'Потом - это потом. А сейчас - это сейчас'.

Глава II - День сурка.

Иногда в жизни дни начинают повторять другие - такая уж ноша приходит со взрослением. В глобальном плане, каждый из них ничем не отличается, но если научиться видеть, а не смотреть, то каждый день начинаешь проживать, как новую жизнь. При таком раскладе, понятие: 'День сурка' просто не может существовать.

'Весь наш мир - это на самом деле множество миров. И бывают миры несвязные, хотя и кажется, что связанные'

Глава III - Komorebi.

Тени являются следствием того, что есть сейчас, именно в данный момент. Если мы передвинемся - тень следует за нами, так они и следуют за нами всю жизнь, пока однажды мы не сольемся в единое целое. Если начать замечать их, то жизнь может переместиться в тот мир, где мы можем быть по-настоящему счастливыми.

'Komorebi'

Это японское слово, которое означает игру света и тени от листьев, что колышутся на ветру. Оно существует преходяще, лишь в текущий момент.

9 марта 2024

Солнечный свет, пробивающийся сквозь листву

«Идеальные дни» Вима Вендерса – возвращение режиссера к корням, к месту его кинематографической силы, где творил любимый автор немца Ясудзиро Одзу. Как отмечал в интервью сам Вендерс, повторять предложение правительства страны приехать в Токио для него два раза было не нужно, а история про серию короткометражек об уличных токийских туалетах, подготовленных к Олимпиаде быстро превратилась в полнометражный фильм. И хотя столица Страны Восходящего Солнца далеко не чужая для немца (см. «Токио-Га»), но его взгляд гайдзина вызывал определенные опасения, к счастью, не подтвердившиеся. Конечно, совсем без помарок не обошлось, но на оценку итогового танца они серьезно не повлияли.

«Идеальные дни» - кино, полное ритуалов, во многом понять которые можно только находясь в Японии. Хираяма последователен в своей жизни – каждый его день проходит буквально под копирку с предыдущим. Хираяма старомоден – слушает старые кассеты, читает старые книги, посещает старый онсэн, один и тот же бар и парк. Здесь он ест свой нехитрый обед, внимательно рассматривая соседей по лавочке и большое дерево, которое за много лет стало его другом. А еще главный герой каждый день фотографирует солнечный свет, пробивающийся сквозь листья дерева, много лет собирая коробки с удачными кадрами. Этому образу отведена центральная роль в фильме – одна из книг Хираямы называется «Дерево», он выкапывает в местном парке ростки кленов (но только с позволения монахов местного храма), чтобы трепетно заботиться о них и даже Tokyo Scytree, которой Вендерс часто любуется в кадре, провожая Хираяму по пути на работу из Сумиды в Сибую – стремительно растет именно вверх, возвышаясь над исторической частью города. Кстати, быстрые изменения городской среды печалят Вендерса и его сценариста Такуми Такасаки – новшества попирают древность и, хотя японцы трепетно относятся к своему историческому наследию, сохранить все в современном мире с его требованиями к архитектуре попросту невозможно. Но когда молодая поросль в кадре обращает свое внимание в сторону старины и ритуалов, глаза двух стариканов наполняются слезами благодарности.

Главный герой, не привыкший разбрасываться словами, вынужденно заговаривает только на 15-й минуте фильма, обращаясь к своему молодому непутевому коллеге, а сама картина временами напоминает видеоэссе об удивительной японской способности к созерцанию, смирению и осознанности жизни. Наблюдать за каждодневными ритуалами – истинное наслаждение для восточного человека, сумевшего найти жизненный баланс, но для гайдзина может обернуться форменной скукой. Создается впечатление, что именно для него Вендерс придумывает совсем необязательные сюжетные повороты, которые хоть и раскрывают главного героя чуть лучше, но несущественны для итогового результата. Да, алкоголь – старый враг Хираямы, с женщинами у него не клеится, как, впрочем, и с семьей, но на итоговый баланс эти круги на воде повлиять не могут.

Видно, что фильм крайне важен для самого Вендерса, находящегося на закате жизни. Стильные черно-белые сны главного героя, нарисованные нынешней женой Вима – Донатой, полны ярких образов и показывают, что внутреннее наполнение жизни гораздо важнее привычных внешних атрибутов. «Идеальные дни» - осеннее кино, полное осознанности и принятия, а еще радующееся очень простым истинам – свету солнца, хорошей музыке, игривым отблескам света на зеленых листьях. Это, кстати, во многом пропевается в идеально подобранном саундтреке, состоящем из рок-н-ролльных хитов 70-х. Patti Smith, The Kinks, Nina Simone, Van Morrison, The Rolling Stones, The Velvet Underground каждый день отражают эмоции главного героя, которые все больше тяготеют к спокойным тонам. Прозвучит ли в кадре Lou Reed? Не будем нарушать интригу, но можно намекнуть, что песня об одном идеальном дне – действительно великая.

Сидя на вершине одинокий гайдзин увидел суть вещей и замер в немом восхищении, перед этим уважительно поклонившись своим ушедшим учителям и невидимым ангелам, один из которых поселился в Токио. Там он каждый день делает очень важную для общества работу, а потом застывает в моменте, чтобы насладиться ускользающими секундами бытия. Он точно знает, что бежать за счастьем бесполезно, а нужно только остановиться и увидеть его. Комореби.

5 марта 2024

Патерсон?

Когда начинаешь смотреть новый фильм Вендерса, то понимаешь, что видел это уже у Джармуша. И в принципе Вендерс давно стал Джармушем, а Джармуш стал Вендерсом, и оба режиссера постарели настолько, что пришли к общей философии медитации.

Вся картина пронизана исключительно лирикой и абсолютно лишена драматургии. Пусть в эпизодах фильма появятся моменты и смешных диалогов, и внутреннего конфликта, и родственных отношений, и любовных стенаний, но всё это покоится на дне сценария как безобразный каркас для главного - тёплой ванны.

Кино медитативно само по себе и погружает зрителя в состояние упокоения своих стонущих мыслей. Никакого конфликта, никакого накала, никакого развёртывающегося сюжета. Всё - сплошная широкая дорога из японских туалетов с изредко встречающимися клиентами, и на этом туалетном хайвее звучит музыка любимых музыкантов режиссера.

Если вам знакомо имя Лу Рид, то вы моментально по названию фильма поймете, откуда название фильма взято. Если вы любитель старой западной школы рока - Патти Смит, Вэна Моррисона, если вы читаете литературу и знаете, кто такой Фолкнер, то загляните в уголок мойщика туалетов, чтобы разделить с ним небольшую радость. Если вы любите японский стиль, культуру, если вам интересно из Европы взглянуть на другой мир азиатской реальности, то разделите радость с мойщиком туалетов. И если вы любитель старого винтажного барахла, такого как магнитная пленка, которую уже никто не слушает, то зайдите на стакан воды к мойщику туалетов. В остальном же - это не Алиса в городах, это не Небо над Берлином, и это не Отель Миллион долларов. Это приятная старость, будто пришел к пожилому тёплому родственнику, которому нечего тебе рассказать, но с которым просто приятно помолчать.

4 марта 2024

Пока дышу, надеюсь.

Авторская драма Вима Вендерса, номинант на 'Оскар 2024' в категории 'Лучший иностранный фильм' - это тот случай, когда сидишь все два часа хронометража с перманентным покерфэйсом и не понимаешь, зачем ты в принципе это смотришь, но на последних пяти минутах третьего акта и финальных титрах в голове щелкает выключатель, появляется улыбка на лице, а мыслями ты улетаешь в облака. Осознание пришло, катарсис случился, выводы сделаны. И ведь правда: жизнеутверждающих фильмов на деле крайне мало, особенно в последнее время.

'Perfect Days' дает именно то, чего давно у меня не было: спокойный и размеренный перформанс и срез 'слайс-оф-лайф' мужчины средних лет, на место которого можно смело ставить свою персону и примерить шкуру другого человека, находясь в своей зоне комфорта. Все познается в сравнении, и поэтому нам выдается шанс посмотреть со стороны на будни иностранца в другой стране и понять для себя: так ли сильно отличается быт людей в разных уголках планеты? Кино без сюжета, без трехактной структуры, тесно снятый в 4:3, безмолвный и без длинных диалогов-поединков - двухчасовая одиссея по общественным туалетам Токио и наблюдение за уборщиком, который драит писсуары, полы и кабинки, а по вечерам ест свой рамен или читает книгу на домашнем футоне. Так зачем нам ознакамливаться с такого рода кинематографом? Да все просто: посидеть, помедитировать, попить чайку, послушать индастриальный эмбиент и посмотреть на оживленный мегаполис, в который мы вряд ли когда-то приедем. 'Идеальные дни' - это меланхоличный эпос о смысле бытия и умении радоваться мелочам, находясь в постоянной рутине и 'бытовухе'. С утра ты открыл глаза - значит, не все так плохо. Руки-ноги есть, жив-здоров, живешь под крышей с горячей водой, отоплением и мебелью - ты счастливый человек. У кого-то этого может и не быть, поэтому цени то, что имеешь.

Актерские работы нормальные: бенефис Кодзи Якусё во всей красе. Операторская работа прекрасная: ручная камера с эффектом безмолвного наблюдателя. Да, хотелось бы больше длинных планов для ощущения времени и пространства, но тогда было бы сложно реализовать по форме. Монтаж хороший, от и до подчеркивает 'день сурка' и повседневную рутину. Саунд-дизайн и пост-продакшен качественный.

'Идеальные дни' - это лицедейский перформанс и история маленького человека в Большом городе. Притча о нас, о людях, которые существуют и надеются. Жизнь - сложная штука, но порой нужно отодвинуть на второй план все свои проблемы и просто жить. Просто быть здесь и сейчас. Dum spiro spero.

7 из 10

20 февраля 2024

День за днём хорошие дни

Ваби – это шевеление листьев знакомого дерева. Полоски теней на шершавой стене. Привычные действия, совершаемые отмеренным движением. Простота и обыденность, облекающие собой саму Жизнь. Грубый покров повседневности, не крадущий красоту Жизни, а, напротив, утверждающий её – во всём её многообразии. Ваби – это следование своему Пути. И это – скромность и достоинство, с которыми человек принимает свой Путь, каким бы непритязательным он ни был.

Традиционная культура Японии понимает красоту своеобычно: она может быть не связана с изяществом и бесспорной привлекательностью формы. Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде». Она может таится в невзрачном и бедном, она – очень скромная красота. Ваби вбирает в себя именно такую эстетику, соединяя её дзен-буддистским вниманием к самой сущности Жизни и принятием её.

Жизнь Хираямы в «Идеальных днях» Вендерса – ваби. Она похожа на другой пример ваби – чайную церемонию, где каждое движение осмысленно и необходимо, ничего лишнего, где всё на своих, выверенных, местах. Чайная церемония на самом деле ведь не только про ритуал, это и духовная практика. Работа Хираямы – тоже практика. Он не говорит лишних слов, он делает нужное и должное, делает это хорошо. Привычный распорядок его быта прост и беден, но в этом ничуть нет нехватки. Это – достаточность.

Это не обманчивая простота, она не таит свою глубину намеренно, она лишь не болтлива. Она несовершенна, да, но не убога. Простота, уважающая себя вне зависимости от того, ценит ли её кто-то ещё. Музыка, фотографии и книги, сопровождающие Хираяму, вместо него говорят о тонкости его чувств. Он очень живой, но у его радостей и горестей тоже своё место и мера.

Мастер дзен Саваки Кодо пишет: «День за днём хорошие дни. И день демонов, и день змей, все они должны быть для тебя хорошими днями, если ты родился в этом мире человеком. Ты не должен терять из виду этот 'хороший день'». У меня нет серьёзных оснований утверждать, но душа моя убеждена, Вендерс знал изречение о «хороших днях». Хираяма не выстроил свою жизнь идеальным образом, как можно было бы подумать. Он относится к ней так, будто она в самой сущности своей – идеальна. В его мире это так. Он не зовёт никого в свой мир, но загляните туда с открытым и любознательным сердцем – замечаете красоту? Да, там есть печаль одиночества и аскетизм. Но это же ваби. Чувство экзистенциального одиночества – тоже о нём.

Как же это тонко и как поразительно, что европеец смог ухватить эту идею и запустить жить в фильм. Я любовалась.

10 из 10

18 февраля 2024

Здесь и сейчас

Потрясающий медитативный фильм с красивой картинкой. Всегда думал, что фильма, где у человека всё хорошо и он просто живёт и кайфует, быть не может. Однако «Идеальные дни» именно такой.

Конечно, у главного героя случаются передряги, иногда наоборот что-то хорошее. Здесь герой не меняется, герой уже сделал свой выбор давно, сочинил свой идеальный мир и поддерживает его существование. Абсолютно не важна становится его история или то, что с ним будет дальше. Это воплощение основного буддийского принципа «здесь и сейчас». Я с удивлением обнаружил как просидел 2 часа и не разу не заскучал.

Кстати, в фильме «Идеальные дни» также офигительный саундтрек:  The Velvet Underground, Otis Redding, The Rolling Stones, The Kinks, а в конце по эмоциям лупит катана в виде Feeling Good Нины Симон…

P.S. В фильме нет ничего случайного, всё натыкано пасхалками, которые очень приятно находить. Например, одну из героинь зовут Нико. Также звали одну из участниц группы Velvet Underground. Совпадение? Не думаю!

12 февраля 2024

переосмысляя carpe diem

Так сложно подобрать слова, когда привык оценивать в основном сценарий и актеров в «стандартном кино». Иногда вообще достаточно сказать '10 из 10', как делает один из героев фильма, чтобы все стало понятно.

«Идеальные дни»- лента, которая должна была появиться именно сейчас, когда скорость и при этом пустота современной жизни начали зашкаливать. Это фильм без сюжета - он просто показывает несколько одинаковых дней из жизни главного героя.

Поначалу смотреть его крайне нелегко, внутри горит нетерпение, хочется конфликта, смены событий - каюсь, когда показ закончился, появилось даже какое-то разочарование, мол «эй, это что, все?! а чем все закончилось??», но оно быстро сменилось долгими размышлениями о фильме, и это точно показатель не «проходного» кино, а настоящего искусства - которое заставляет задуматься, которое трогает и даже меняет твою жизнь.

Это фильм о выборе, который мы делаем каждую секунду - быть нам счастливыми или нет.

Это фильм о пресловутом carpe diem, но не в подростковом варианте «делай глупости, а то потом момент пройдет», а именно в том, чтобы жить в моменте, не бежать, не планировать, не ждать, а просто жить самым достойным образом, на который только способен человек - на совесть трудиться, мыслить, делать добро.

Фильм сильно меня впечатлил. Думаю, это то, чего мне не хватало, то, что я чувствовала, но не могла сформулировать - жизнь утекает, пока мы откладываем ее на «потом», забывая, что есть только 'сейчас'.

11 февраля 2024

Очарование повседневности

Just a perfect day

Drink Sangria in the park

And then later, when it gets dark

We go home

Lou Reed - “Perfect Day” (1972)

Идеальный день - это день, в который все идет по плану и от него не отклоняется. Не это ли прекрасно? Если бы нужно было охарактеризовать последнюю работу Вима Вендерса одной фразой, то она бы звучала именно так. Однако в действительности все гораздо интереснее, ярче и жизненнее. Вендерс ухитрился запечатлеть повседневность с максимально интимной точки зрения - в моменты, которые мы проводим наедине с собой или моменты, в которые мы созерцаем мир вокруг, но не “дотрагиваемся” до него: ни словом, ни кончиком пальца.

Картину “Идеальные дни” просто невозможно оценить, не обратившись к одной из самых важных проблем современности - проблеме неосознанного потребления. Обладание все большим и большим количеством материальных ценностей не делает человека счастливым, а даже напротив – только распаляет аппетит для заполучения все большего количества благ, причем зачастую лишь с целью подрасти в социальной иерархии. Однако в действительности обогащают жизнь только эмоции и знания, если, конечно, не уходить в обретенную ценность вещей. Но это отступление.

В “Идеальных днях”, невероятно горячо принятых в Каннах, речь идет о почти пожилом японце - уборщике сети туалетов в Токио. Такая характеристика сразу может навести на мысль о тоскливой и трагической истории человека. Но это совершенно не так. Во всяком случае в моменте и отрезке времени, который захвачен в рамки хронометража работы. Да, Вендерс не расскажет о причинах, которые привели героя ленты к нынешней ситуации, равно как и не скажет о том, что было после. Однако так ли это важно, когда можно просто погрузиться в атмосферу тихой повседневности Токио?

Каждый день Хираяма заправляет постель, чистит зубы, по-японски аккуратно подстригает усы, покупает в автомате банку кофе BOSS и выдвигается на уборку живописных туалетов в парках и скверах мегаполиса. Подборка треков, которые слушает Хираяма в дороге на кассетах, вполне сообразна возрасту героя (Lou Reed, Nina Simome, Van Morrison), а к тому же подчеркивает великолепный музыкальный вкус, которому он не изменяет спустя многие годы. Каждая мелочь момента составляет безупречную картину дня японца, и в этом известная японская философия поиска глобальных смыслов в секундах быта.

Однако вся красота идеальных дней (и “Идеальных дней” тоже) - в том, что каждый такой день состоит не только из автоматизированных действий, приносящих удовлетворение. В жизни Хираямы постоянно возникает что-то новое: то люди, то новая книга, которую он читает по вечерам, то яркие эмоции молодежи вокруг. К тому же он все время находит новые ракурсы созерцания природы и архитектуры вокруг себя. Ломается все только тогда, когда у героя нет возможности отвлечься от работы для такого вот созерцания. И такое, безусловно, в картине произойдет. Для контраста. А еще для контраста мы увидим Хираяму, дурачащегося, как ребенок, вместе с другим уже немолодым мужчиной.

Вендерсу удалось запечатлеть повседневность в ее лучшем виде - тихое очарование рутины, заснятое оператором Францом Лустигом. Практически каждый его кадр хочется повесить на стену или куда-нибудь сохранить.

10 из 10

9 февраля 2024

Лучшая экранизация японских хокку

Хочется хоть раз

В праздник сходить на базар

Купить табаку

Басё

* * *

Много лет назад я видел фильм Вендерса «Париж Техас». Совсем не запомнился, не задел. Сейчас я шёл на его новый фильм без каких-либо ожиданий и предубеждений. Просто для меня номинация в Каннах уже является маркером, как минимум неплохого кино. Я не ошибся.

С первых минут «Идеальный дни» завораживают. Не тем, чем мы привыкли, не масштабом, спецэффектами, музыкой или динамичными сценами. Своим кристально чистым, светлым, буддистским настроением. Полюбуйтесь на дерево. На комнату. На отражения, на птиц. Мелочи жизни. Может, в тексте это звучит малозначительно и банально. Но тот комплекс приемов, что использует режиссер, не повернется язык назвать тривиальным. Постепенно, неспеша мы просыпаемся с героем, бреемся, идем на работу, едим на лавочке, молча слушаем музыку и встречаем закат, читаем книгу и ложимся спать. И так несколько раз подряд. Как же это гениально и просто. Нескучно и увлекательно, изящно и по-восточному тонко. Тихие японские улицы выдающейся чистоты, гигантские виадуки и трассы, небоскребы и парки. Когда еще окажешься в таком путешествии, снятом с экзистенциально близкого расстояния?

Разве можно предположить заранее, что от лица главного героя, 60- летнего уборщика токийских туалетов, невозможно будет оторваться два часа? Да еще вместе с тем, что он произносит за этот хронометраж 3-4 реплики. Но настолько он гармоничен в этом амплуа, что при просмотре ты понимаешь его молчание, силу, робость, прямоту и спокойствие. Я бы сказал завидуешь, а не просто понимаешь. Конечно, ведь он ездит весь фильм под знакомые американские шлягеры прошлого века, пьет газировку из банки, ест треугольный сэндвич в пластиковой коробке, тихо смотрит в открытое окно и видит непонятные черно-белые сны. Это прекрасно знакомо. И неважно, что это старик, живущий на другом конце планеты. Он человек, со своими слабостями и принципами. Он достоин того, чтобы про него писали и говорили.

Большое спасибо режиссеру и всем создателям самого поэтичного кинопроизведения прошлого сезона!

8 февраля 2024

Фильм, который даст почувствовать настоящее искреннее тепло - и настоящую щемящую тоску

Фильм 'Идеальные дни' Вима Вендерса... Я давно хотел посмотреть этот фильм - и я всё же попал на него в кинотеатр - но я не думал, что этот фильм ТАК затронет меня... Честно, давно ТАК сильно не цепляло...

Фильм-возвращение немецкого классика Вима Вендерса внешне, казалось бы, очень простой, неторопливый, даже медленный (но - медитативно) - и он показывает нам жизнь немолодого японца Хираямы, который работает уборщиком туалетов - и изо дня в день его жизнь, казалось бы, повторяется снова и снова. Но это - только со стороны, потому что жизнь Хираямы - это набор его собственных ритуалов, и каждый невероятно важен и придаёт смысл. И для Хираямы его жизнь - это не рутина, для него каждый день уникальный... идеальный, и он видит прекрасное в этом мире - то, что многие разучились видеть.

И главный герой - действительно герой, настоящий супергерой в чёрством, грубом современном мире, невидимый для всех: он исполняет свою работу идеально, хотя никто этого даже не оценит, и завтра туалеты снова станут грязными, но он знает, что такой подход - основа того, что этот мир ещё держится и у него есть шанс. Хираяма доброжелателен и добр ко всем людям на его пути, даже к самым раздражительным и злым, при этом оставаясь немногословным - и лишь единичные люди, которые видят, чувствуют настоящего Хираяму, даже без слов, уважают и ценят его.

Хираяма старомоден, но именно в настоящем - в отношении к делам, в отношении к людям, к искусству (он слушает любимую музыку исключительно на кассетах, читает книги, купленные в старинных книжных на распродажах, фотографирует видимую ему красоту мира на старый плёночный фотоаппарат) - в отношении к миру. Он действительно живёт по законам чести, как последний самурай, непонятно как оставшийся в современном Токио, в современном мире.

И это - настоящий Путь, это выбор, действительно тяжёлый и непростой. И это - неизбежное, щемящее одиночество. Но, несмотря ни на что, Хираяма каждое утро улыбается солнцу, улыбается этому миру и людям на его пути.

И этот фильм - настоящая медитация, казалось бы, очень медленная, но не отпускающая ни на минуту, словно в гипнотическом трансе. И фильм гораздо глубже, чем может показаться внешне, в нём огромное число символов, знаков, которые на мгновения показываются нам и на которых ненадолго останавливается камера: от снов Хираямы и случайных фигур, вроде странного бездомного-мудреца, до едва заметных полутонов в движении мимики героев и возникающих песнях, книгах, предметах.

Фильм, который даст почувствовать настоящее искреннее тепло - и настоящую щемящую тоску. И да, от начала и до самой последней сцены...

Один из самых глубоких, многогранных, наполненных и цепляющих фильмов, который я когда-либо смотрел...

И, конечно, оценочная система для такого вообще не применима, но моя душа поставила бы этому фильму 10 из 10 (и это ирония, которая тоже раскрывается в фильме).

Не уверен, что в современном, грубом и вечно спешащем мире каждый сможет оценить этот фильм, но если вы действительно можете чувствовать - посмотрите его.

P.S. И да, я всегда смотрю фильмы до самого конца, до окончания титров, но тут особенно важно досмотреть до самого, самого конца - и финальная сцена и фильм накроют вас ещё сильнее...

6 февраля 2024

Старый клён

Каждый человек – отдельная галактика, вращающаяся в бескрайних просторах Вселенной. Галактики людей могут пересекаться и проходить сквозь друг друга, оставаясь на время вместе. Так и главный герой, проснувшись поутру и справившись с рутиной обычных для начала дел, отправляется чистить токийские сортиры, по пути наслаждаясь звуком из механического кассетного плеера. Его будни – циклическое движение от места к месту, прерываемое появлением давно знакомых и многих случайных людей, для которых встреча с ним является мгновением, минутой, днём или частью жизни: продавец в фотоателье, подруга коллеги-напарника, завсегдатаи традиционной бани, близкие и далёкие женщины с нераскрытыми тайнами его прошлых дней.

Таким образом, два часа хронометража меланхолии Вима Вендерса уходят на созерцание галактики немолодого Хираямы (рыцарь печального образа - Кодзи Якусё), неизвестно зачем принявшим на себя послушание в форме не престижного труда, вопреки новым веяниям, оставаясь стойким приверженцем традиционных ритуалов и старомодных вещей, самая свежая из которых– кнопочный мобильник.

Человек без Фейсбука и Спотифая, как тот самый, заключённый им в коробку клён, взятый с просторной улицы под крышу дома, с одной стороны, влачащий существование, а по другому взгляду, - нашедший свой собственный ритм и уклад, застряв в нём по не рассказанной нам причине, которая, по-видимому, состоит в том, что Хираяма – это German man в Токио, релаксирующий Вим Вендерс, кружащий вдали от шумной Сибуи и Акихабары по узким переулкам задних дворов. Это он смотрит по утрам в зеркало и чистит зубы, хозяйничает по дому и слушает (у японцев не в ходу английский) англоязычный рок, ностальгируя под лирические и бунтарские тексты, – современный монах, чей дом – храм собственного духа, где каждый день в лучах Солнца прекрасен и до боли невыносим.

6 февраля 2024

Замечать красоту — драгоценно

Простой и прекрасный фильм о том, за что жизнь заслуживает любви. Созерцательный, но интересный. Поэтичный, но жизненный.

Приглашение прожить пару дней с человеком, который бережно относится к добру и красоте. Он ухаживает за чистотой общественных туалетов, но его работа не кажется грязной. Это полное достоинства служение миру, вклад в гармонию будней. Он не считает свою работу стыдной, он не терпит и не страдает. Он работает достаточно, чтобы столько же времени у него оставалось на жизнь. После работы у него остается чувство хорошо выполненного долга, а не опустошение. Он замечает живые, естественные проявления людей, города, природы, их сочетаний и противостояний. Он ценит то, что происходит сейчас. Он ценит красоту, заключенную в сути самих вещей.

Подарок этого фильма — чуткость к моментам, которые мы проживаем. Уважение и бережное отношение к красоте. Напоминание о том, что з а м е т и т ь прекрасное — драгоценно.

5 февраля 2024

Хороший и сильный фильм. Правильная фраза для описания — намёки на что-то, на возможные события.

Зато в жизни и в решениях всё чётко, всё решено.

По порядку, по мере приближения. К посторонним. К посторонним грубиянам. К близким. К близким нахалам. К отцу. К самому себе.

Отдельное удовольствие — визуальный ряд и монтаж. Разный стиль сьёмки выделяет что-то более важное на фоне повседневности. Авторы фильма будто рассказывают историю о происходящем в фильме параллельно самому действию в фильме.

А чтобы было легче включиться и понять, как лучше воспринимать такое непривычное произведение, сходу даётся картинка утреннего Токио под House of Rising Sun.

Но ответов всё равно меньше, чем событий и загадок. Вернее, их вовсе нет. И это прекрасно.

Может, они появятся, но ведь это будет потом. А сейчас вы смотрите фильм, это сейчас.

Ключевую фразу легче понять, поставив нужное слово в кавычки.

Потом — это 'потом'. А 'сейчас' — это сейчас. Идеально.

Если так не кажется, фильм можно пересмотреть с любого места.

А кавычки - переставить.

3 февраля 2024

Во время просмотра, кажется, что фильм обладает своим языком, который каждый зритель интуитивно ощущает знакомым, но не может вспомнить слов.

В этом обзоре я попробую доказать, что замкнутое бытие Хираямы - это путь почитания жизни.

Сюжет фильма не наполнен событиями. Стремясь к реализму, режиссер в простой и медитативной манере перебрасывает нас вместе с главным героем на его минивэне под хиты американских топ парадов 80-ых от одной безмолвной сцене к другой.

Несмотря на то, что кадры кинопленки динамично переносят зрителя изо дня в день, кажется, что это только временная иллюзия. Вместе с главным героем мы остаемся в замкнутости его отдельного мира, в котором как будто бы несметный раз повторяется одна и та же неделя. Во время его диалога с племянницей он делится идеей о том, что в реальности существует множество миров, которые могут пересекаться, а могут быть совершенно отличными и далекими друг от друга. Мир главного героя отличается тем, что он существует, во-первых, вне внешних привязанностей, которые служат эмоциональной пищей для большинства людей; во-вторых, вне линейного хода времени, а как будто бы на повторе. Может быть, не случайно для фильма был выбран квадратный формат (4:3), ровная строгость которого имеет сходство с ритуальными действиями, наполняющими существование Хираямы.

Если принять за правду, то что герой живет в своем идеальном мире, стоит отдать должное тому, как эстетически красиво, миролюбиво и одухотворенно он выбирает его наполнение. Действительно, герой пленен загадкой жизни. Он фиксирует одно и то же дерево каждый день на фотопленку, действие, которое, как и многие в быту Хираямы кажется тоскливой привычкой, может стать ключом к понимаю главного героя через его восхищение природой. Это не привычка, это активная любознательная деятельность, показывающая, что он трепетно любит каждую перемену в дереве. Помимо дерева, он также связан со своим домашним садом еще маленьких ростков деревьев. То, что он собирает дома коллекцию ростков, которые когда-то станут деревьями может быть метафорой на сопронизанность макрокосма – внешнего мира и микрокосма – вселенной внутри человека. Ведь, по сути, этот фильм, это форма представления быта человека, который нарушил пропорцию исследования мира и совершил глубокий нырок в свой микрокосм, отдалившись от макрокосма.

Часть экранного времени уделена профессиональной деятельности Хираямы – он уборщик туалетов. Во время работы Хираяма демонстрирует еще одно качество, которое говорит о высоком уровне развитой внутри него духовности – а именно почитание любого труда. Несмотря на то, что его профессия не самая представительная, он выполняет каждое движение с любовью и уважением к труду, понимая и его цивилизационную значимость, и ожидая от других того же.

О том, что Хираяма высокодуховный человек говорит то, что он смог поддержать смертельно больного мужчину, который несмотря на то, что видит его в первый раз (все понимает и) уже просит Хираяму присмотреть за его бывшей женой после его смерти. Но как же Хираяма, который почти не использует в своей коммуникации слова смог поддержать человека, переживающего самый тяжелый экзистенциальный кризис и готовящегося расстаться с жизнью? Хираяма как по наитию затевает с мужчиной игру, и выводит их разговор на детский озорной лад, он так настойчиво направляет мужчину на любопытное вопрошание, в тот момент, когда они начинают исследовать природу изменения оттенка тени, что кажется, что любые вопросы обязательно получат ответ, и это чувство обнадеживающе вытесняет страх.

В этом фильме, осталось еще много нераспознанных мною слов, которые вы сможете услышать или увидеть во время просмотра, и может быть даже вспомнить.

8,5 из 10

3 февраля 2024

Драма Идеальные дни на большом экране с 2023 года, его режиссером является Вим Вендерс. Кто снимался в кино, актерский состав: Кодзи Якусё, Мин Танака, Томокадзу Миура, Токио Эмото, Юми Асо, Аои Ямада, Саюри Исикава, Ариса Накано, Miyako Tanaka, Лон Мидзума, Soraji Shibuya, Aoi Iwasaki, Kisuke Shimazaki, Юрико Кавасаки, Aki Kobayashi.

В то время как во всем мире собрано 23,518,995 долларов. Производство стран Германия и Япония. Идеальные дни — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.