| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.8 |
IMDb
|
7.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Идеальные дни |
| английское название: |
Perfect Days |
| год: | 2023 |
| страны: |
Германия,
Япония
|
| режиссер: | Вим Вендерс |
| сценаристы: | Такума Такасаки, Вим Вендерс |
| продюсеры: | Такума Такасаки, Вим Вендерс, Кодзи Янаи, Юсукэ Кобаяси, Рэйко Куниэда, Ясуси Окува, Кэйко Томинага, Кота Ябана, Кодзи Якусё |
| видеооператор: | Франц Лустиг |
| художники: | Товако Кувадзима, Даисукэ Ига, Rakuko Kobayashi, Miho Matsuda |
| монтаж: | Тони Фрошхаммер |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$368 391 |
Сборы в США:
|
$3 766 668 |
Мировые сборы:
|
$25 749 081 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
25 мая 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
2 ч 4 мин |
Обычно обхожу стороной фильмы, которые номинированы на оскар. Они сделаны под определенные критерии и простому неискушенному зрителю нравятся нечасто. По крайней мере, в последние годы.
Эта же картина по описанию и трейлеру выглядела нетипично, чем и вызвала мой интерес. И на первый взгляд могла получиться прекрасная история, рассказывающая нам, как важно в нынешнем суетливом мире достижений остановиться и насладиться жизнью. Или хотя бы попытаться.
И первые минуты фильма давали именно такое ощущение. Главный герой рано утром собирается на работу, выполняя ежедневные рутинные ритуалы. Как мы все делаем это каждый день. И это казалось бы прекрасно ассоициирует нас с ним. Но уже на 20-й минуте, лицезрея методичное натирание туалетов и полочек вокруг, у меня стали закрадываться сомнения, что в картине будет развитие сюжета и персонажа.
В процессе совместной медитации с фильмом я размышлял, а о чем он? О беззаботности и принятии себя? Или о том, как важно видеть красоту вокруг? Или же, что все работы важны?
Пожалуй, все вместе. Отсутствие развития в фильме, по моему мнению, показывает, что мы разучились скучать, засматриваться на вещи вокруг и давать нашей нервной системе отдыхать.
Однако, это же кино. И мне здесь не хватало того, что могло зацепить мое внимание. Обычная жизнь человека. Одинокая, пресная, скучная изо дня в день. Даже выходные у героя одинаковые - постираться, поесть в одном заведении, купить новую книгу, которую он будет читать в течение следующей недели. И так по кругу.
Проблема картины в том, что она не дает зрителю ничего. Ни сюжета, ни героя, ни конфликта, ни морали. Тут можно возразить и сказать, что у основного персонажа же есть конфликт с его сестрой, а также имеются сюжетные линии с племянницей, коллегой-подростком и хозяйкой кафе, бывший муж которой болеет раком. И во всех из этих линий он со всем своим немногословием показывает, что жизнь - сейчас. А потом - это потом. И? Как это раскрывает нашего героя? Да, вообщем-то, никак.
Фильм даже не думает пояснить, что хочет сказать зрителю через действия персонажа. Он просто живёт. И нам показали пару недель из его быта.
Фильм снят красиво, с уважением к японской культуре. Но на этом всё.
25 октября 2025
Это фильм-медитация, это пример реализации 'здесь и сейчас' - тотального присутствия.
Причем, не в монастыре, не в вымышленном мире, ни в прошлом, ни в будущем, а в самом 'заурядном' - в ежедневной жизни мойщика туалетов.
Авторы фильма сделали это с любовью и уважением. Каждая деталь, каждый звук на первый взгляд обычной жизни как бы помогают войти в богатый мир главного героя, полного музыки и покоя. Внутреннего покоя.
И покой этот - не отрешение от житейской удушающей суеты, а в честности и тотальном погружении. В каждое мгновение.
И в этом погружении есть место для любви ко всему живому, к замечанию красоты в каждом мгновении, к принятию мира таким, каков он есть.
Нас приглашают прожить несколько дней с помощью главного героя. Так же открыто и отзывчиво принять каждое бесценное мгновение его жизни, так же, как и он, безусловно принять бесконечную череду загадок и чудес мира.
В фильме нет сюжета в привычном понимании, есть истории. Они начинаются как и в жизни, одновременно, без объяснений, не всегда понятно что и зачем, нет никаких нравоучительных выводов. Нет сравнений, нет того, что часто называют - эго.
Есть поток жизни с регулярными священнодействиями.
Главный герой материализовался из древней притчи о просветлённом:
- Что ты делал до того, как стал просветлённым, - спросили его.
- Я рубил дрова и носил воду.
- И что ты делаешь теперь, после того, как стал просветлённым?!
- Я рублю дрова и ношу воду.
Как важно видеть в каждой детали чудо, и как прекрасно разделить возможность видения этого чуда - с другими.
Вот о чем этот фильм. Спасибо авторам за такую кристально чистую и светлую работу.
11 октября 2025
Приветствую.
Начнем с того, что данное творение киноискусства является тем, от чего так старательно и воодушевленно пытается избавиться в уборных наш главный герой на своей работе. А главный герой здесь уборщик туалетов. Думаю, вы уже поняли, чем является этот фильм. Иронично! (с)
А сортиры полирует он весьма и весьма виртуозно. Чуть ли не языком облизывает. С чувством, с толком, с расстановкой. Иной раз, наблюдая в очередной сцене за работой мастера, я ловил себя на мысли, что если б я посмотрел этот фильм в детстве, то обязательно загорелся бы мечтой стать чистильщиком туалетов. О, а вот и ещё одна сценка чистки унитаза. Как раз давно не было, я уже заждался. Целых 15 минут прошло, зритель ведь мог и забыть. Только представьте разговор сценариста и режиссера:
- Сколько эпизодов чистки туалета включить в сценарий?
- Два.
Ну хорошо, с экшен-сценами понятно. Что насчет остального? В свободное от основного вида деятельности по ОКВЭД 'Драение тубзиков' наш герой блаженно лыбится, пялится на одно и то же дерево, переглядываются с третьими лицами, подслушивает сплетни, читает книжки, слушает музыку, катается на велике и ходит в баню (да, пришлось лицезреть и такое зрелище с участием не самых привлекательных туловищ). Это всё. Серьёзно. А для тех, кто не с первого раза понял глубоко (очень глубоко, не откопаешь) заложенный посыл в этих моментах идиллии нашего юродивого реж повторяет те же самые сценки, только немного под другим ракурсом. Дескать, посмотрите ещё раз с другого угла. Что, не видите смысл? И я не вижу, а он есть!
Не поймите меня неправильно, я с абсолютным уважением отношусь к тем, кто выполняют такую неблагодарную работу. Но я не вижу в настолько навязчивой и постоянной демонстрации трудового распорядка уборщика действительно ценный посыл. Мол, довольствуйтесь тем, что есть? Похоже на агитку от депутата. Учитесь радоваться мелочам? Ну ок, я тоже кайфую от игры теней и света в кронах деревьев, приятного шелеста листьев, теплого летнего ветерка, закатов/рассветов и всего такого, но зачем растягивать это на два часа?
В общем, я обескуражен и несколько удивлен, в то же время озадачен и мягко говоря в недоумении, каким таким макаром сюда занесло столь много хвалебных отзывов и среднюю оценку в районе 8. Вот это мне больше интересно, чем жизнь протагониста.
Что ещё интересного?
Ближе к концу этой увлекательной двухчасовой короткометражки открывается новый персонаж - племянница. Которая невозбранно и решительно врывается в монотонную жизнь главгероя аки пьяный японец с полным баком в свежевымытый санузел. И так же стремительно из него исчезает, не оставив ничего, кроме абсолютно пустых и унылых диалогов. Давайте приведу пример такой милой беседы, который, впрочем, я успел увидеть в других отзывах на это творение искусства:
- Едем?
- Потом.
- Когда потом?
- Потом - это потом.
- Потом - это когда?
- Потом - это потом. Сейчас - это сейчас.
*Фраза повторяется несколько раз*. Фух, я больше не могу. Давайте уже сцену чистки унитазов.
3 из 10
P.S.: Жду сиквел про того самого уборщика улицы, под звуки метлы которого просыпался наш герой по утрам. А ведь уборщик улицы просыпался раньше!
10 октября 2025
На самом деле - каждый может узнать себя в главном герое этого небольшого произведения про общественные туалеты в Японии.
Надо сказать, что с туалетами у них полный порядок, а если такие работники их убирают, то прямо хочется сходить. Жаль, у нас нет такого в России, даже реально жаль.
Что касается радости в работе, музыке (а тут классика из США), уличной еде, походе в баню, ну и небольшого хобби дома, то я думаю, у каждого такая радость есть в жизни и лишь она помогает не сойти нам с ума и двигаться дальше. В самом деле, это приятно осознавать.
Фильм немного затянули, ждал чего-то большего прямо скажем, не раскрыли внутреннюю трагедию главного героя, а она 100% есть, но каждый сам решит, что у него случилось с семьей, работой и жизнью. Впрочем, кто из нас не живет так, как он?
Как говорится: а живем ли мы с самом деле и что такое жизнь, ведь это не покушать и поспать?!
23 августа 2025
Добралась, наконец, до фильма «Идеальные дни» (2023) и сделала себя счастливой. Как просто! Мне хотелось медитативного, бытового, настоящего. Про человека, а не супергероя.
Герой фильма – пожилой уборщик туалетов в Токио. Он живёт свою обычную жизнь и наслаждается каждым отпущенным ему днём. С утра до вечера он ухаживает за цветами, пьёт холодный кофе из автомата, слушает любимую музыку на аудиокассетах в машине, работает работу, наблюдает людей и природу, ловит важные моменты на плёночный Олимпус, ходит в баню и ужинает. Перед сном он читает книги. В целом, это весь сюжет фильма. Я почти что выдала спойлеры).
Человек вне времени, с принципами и ранимой душой. Он больше молчит и наблюдает, позволяя другим быть. Глядя на то, как ежедневно он совершает одни и те же ритуалы, поневоле потом переживаешь вместе с ним этот слом ритма, когда что-то чуждое вторгается в его идеальный распорядок. И постепенно открывается почему всё так, хотя главной тайны, вероятно, нам так и не раскрыли. Но здесь есть простор для фантазии, благо, режиссёр Вим Вендерс оставил много крючков в повествовании.
Здорово увидеть Токио безо всяких светофильтров и спецэффектов, во всём его обаянии рассветов и закатов в бедных кварталах, миллиона электропроводов, подземных переходах с едальнями, банями и крошечными, почти персональными, ресторанчиками. И, конечно, такого разнообразия WC я мало где встречала. Могу сказать одно – красиво, чёрт возьми! Не думала, что так скажу, но эти сооружения – произведения искусства.
Чувствую, как возникла у меня в последнее время тяга к таким историям, после которых хочется ещё долго размышлять не только о героях и деталях фильма, но и о собственном месте в мире. Бесконечный диалог продолжается, соединяется время от времени с различными формами человеческого творчества, вьётся лентой слов и мыслей, кружится вокруг меня, отражается в зеркалах, делах, постах или рассказах.
Но уверена, что только настоящее, подлинное искусство может так общаться с человеком, чтобы оставлять вихри размышлений после. И я радуюсь, что нахожу такие алмазы.
15 июня 2025
Простите, не умею писать рецензии и не владею познаниями о высоких понятиях и авторитетах в кинематографическом искусстве. Напишу лишь, что я увидел, и что отложилось после просмотра фильма.
Вы и ваше отношение к себе и этому миру, ваша душа создает тот особенный мир в котором вы живете. Даже занимаясь уборкой туалетов и имея сложное прошлое и проблемы в общении с окружающими людьми можно прожить счастливые дни. Хираяма создает свой мир таким, как мы видим из своих миров, поэтому одни говорят, что он счастлив, другие, что несчастен, первых тут большинство. Кто прав? Хирояма не подскажет, он немногословен, и в свой мир неохотно пускает чужаков, но если пускает, то им там нравится. Может в этом и ответ?
И бывают в каждом мире идеальные дни, а бывает, когда приходят грустные мысли и события, которые могут и потрясти, а могут и разрушить этот мир, так что долго собирать придется. И когда трясет становится грустно, вспоминаешь как все не идеально в этом мире, аж плакать хочется, но пока мир держится, все возвращается на свои места, становится радостно, что все осталось как раньше. А когда понимаешь, что все осталось как раньше, порой так горько становится, что... Дальше нам не рассказали, но у каждого свой опыт уже есть.
Потом это потом, сейчас это сейчас. Чтобы ответить на вопрос: 'Когда потом?', надо принять решение - когда ты дашь этому произойти, это значит принять на себя ответственность и сформировать это будущее. Поэтому так сложно ответить на этот вопрос, если реально отвечать на него, а не просто отшутиться - Потом - это потом.
Для меня это главное. Но есть еще много всего в этом фильме, для каждого свое. А туалеты для контраста и в рекламе не нуждаются, особенно общественные.
5 мая 2025
Посыл 'Идеальных дней' настолько примитивен, что становится прямо-таки обидно: от именитых режиссёров всё-таки ждешь чего-нибудь позабористее. Но сытый Вим Вендерс, видимо, хорошо заработавший на рекламе токийских туалетов, выдал нам плоское 'Теперь - это теперь, а потом - это потом' и этим, собственно, ограничился.
Мойщик туалетов, пожалуй, похуже дворника, которым нас пугали в детстве. Но герой фильма Хираяма (Кодзи Якусё) нисколько не гнушается своей работой, наоборот, он делает её с удовольствием и качественно. Правда, клозеты, который он надраивает, в принципе чистые. Возможно, Вим Вендерс поберёг наши эстетические чувства и не стал показывать продукты жизнедеятельности токийцев или, что скорее всего, он просто не знает, как выглядят реальные туалеты к концу дня. Сдаётся мне, что, если бы Хираяма выгребал столько, сколько приходится выгребать среднестатистической российской уборщице даже не туалетов, а подъездов, сюжет претерпел бы значительные изменения.
Находясь где-то на нулевом этаже социального лифта, Хираяма внемлет призывам древних и ловит день, радуясь мелочам. Небо, деревья, городской пейзаж, любимая еда, платоническая любовь по воскресеньям, фотография, книга - вот то, что наполняет его жизнь и делает счастливым. Примечательно, что фотографии Хираямы чёрно-белые, как и сны, как и воспоминания прошедшего дня. Цветным может быть только день сегодняшний.
Однажды Хираяму посещает племянница-подросток, и мы узнаём, что у героя есть сестра, причём весьма обеспеченная.
'Ты правда работаешь мойщиком туалетов?' - спросит она, не сумев скрыть брезгливости на холёном лице.
Отчего Хираяма порвал отношения с семьёй мы не узнаем, но то, что был он когда-то обеспеченным, поймём. И это очень важный момент, ведь человек из бывшебогатых воспринимает бедность совсем не так, как тот, кто из неё никогда не вылезал. Однако Вим Вендерс различий не делает.
Иногда кажется, что Хираяме только крыльев за спиной и не хватает: всех он понимает, всем старается помочь и при этом ведь никого не осуждает. Да, бывает, что люди становятся такими, когда жизнь их основательно потреплет. Но авторы намеренно показывают нам человека без прошлого, полагая, что любой может жить вот так же просто, как Хираяма. Враньё это чистой воды. Человеку по природе своей нужно чему-то сопротивляться, с кем-то/чем-то бороться. А идеальные дни могут быть лишь временной передышкой после больших битв.
Меня лично Хираяма всё время раздражал. У него ведь всё есть, а преподносят нам его как бедняка героя. Позлорадствовала я только тогда, когда мойщику туалетов пришлось работать в две смены. И сразу ему стало ни до книг, ни до красот мира. Вот это было очень по-честному, по-нашему.
Другие герои фильма никаких новых, свежих идей не транслируют. Мы увидим бездомного чудака, вытанцовывающего странные пируэты возле Хираямовских туалетов (это про свободу самовыражения?). Познакомимся с молодым Такаси, свято верящим в том, что без денег любовь девчонки не заполучить (ах, молодость! пора нехитрых желаний (с). В кадре появится мальчик-аутист и раковый больной, с поздним раскаянием о жизненных ошибках (ну эти персонажи сейчас как входной билет на все европейские кинофестивали).
Несмотря на то что Вендерс родом из Германии, по мировосприятию он какой-то американец. В Японии, стране с богатейшей культурой и крепкими традициями, он разглядел только хорошие дороги, телебашню, выудил откуда-то кассеты и книги американцев, не забыл про айфоны и спотифай. Интересно, что и сами японцы, видимо, не торопятся делиться с Западом своими проблемами, вот и получаются в результате далеко не идеальные 'Идеальные дни'.
30 апреля 2025
На «Идеальные дни» за авторством Вима Вендерса я натолкнулся совершенно случайно. Решил посмотреть фильм и пропал на 2 часа, и, наверно, так и стоит смотреть данную картину. Отключив телефон, соцсети, тикток и прочие убивалки времени, и просто наблюдать.
Наблюдать за рутиной, за хобби, за работой, за приёмом пищи, за немногочисленными разговорами, за чтением, за реакциями на это всё... В общем, за идеальными днями простого уборщика токийских туалетов.
Пытаясь максимально использовать данные ему ресурсы и возможности, главный герой пытается жить на этот самый максимум в данный конкретный момент, не строя планы или карьеру, а просто плывя по течению. Причём снято это просто великолепно, а саундтрек фильма лаконично вплетён в повествование.
Но можно ли быть счастливым при такой жизни? Это, наверно, главный вопрос, который картина ставит перед зрителем, показывая соответствующую точку зрения с перспективы главного героя (что очевидно), которую вы либо принимаете, либо нет.
С другой стороны, если вам эта тема не сильно интересна, данная картина имеет ещё один интересный слой в виде показа японского общества и быта оного изнутри. Про японские туалеты тоже сможете немало узнать, всё-таки это чуть ли не главный источник шуток на тему Японии в современной поп-культуре. (Шутки про аниме как-то ушли на второй план в последние годы.)
Данный фильм я однозначно рекомендую к ознакомлению, полностью его посмотрев, равнодушным вы точно не останетесь.
23 апреля 2025
Будучи до сих пор под впечатлением от просмотра фильма и так сказать, по горячим следам надумал я написать рецензию.
Как любое истинное произведение искусства фильм Вима Вендерса многоплановый и как сказали бы дизайнеры на удаленке - многослойный. Давайте рассмотрим все слои этого фильма. Простите, но здесь вас ждет нумерованный список.
1. Мы узнали особенности функционирования токийских туалетов (особенно мне понравилось превращение прозрачных стенок туалета в непрозрачные)
2. Мы поняли, что гастарбайтеры в Японии не приветствуются, если даже уличные туалеты у них моют представители коренной национальности.
3. Не все жилища в Японии оборудованы душевыми (главный герой ходит купаться в общественную баню)
4. Мойщики туалетов в Японии читают Фолкнера, честно говоря, я его не осилил в свое время, хоть и пытался добросовестно это сделать.
5. Кровати в Японии так и не прижились. Надо взять это на заметку, думаю нашему позвоночнику это понравится.
6. Городских сумасшедших хватает и в Японии
7. Общественные туалеты в Японии чище чем наши платные туалеты
8. Завалявшиеся у нас дома компакт-кассеты можно продать за ощутимые деньги, по крайней мере в Японии
9. Японцы слушают англоязычную музыку
У меня получилось 9 пунктов, основанных на разнице культур и менталитетов. Не так уж и много, учитывая, что Япония это самая непохожая на нас страна. Теперь о серьезном. И тоже по пунктам
1. Япония - это страна одиноких людей. Это и неудивительно при такой скученности людей.
2. Мойщики уличных туалетов во всем мире приободрятся, если посмотрят этот фильм
3. Наша жизнь большей частью состоит из ежедневных повторяющихся действий, которые мы выполняем автоматически, не задумываюсь о них. А что, если это делать осознанно? Я думаю, что Хирояма (главный герой фильма) осознанно выполнял свою рутину и получал от этого если не удовольствие, то некоторое удовлетворение.
4. Даже выполняя непрестижную в обществе работу, можно испытывать гордость за нее, если выполнять ее с радостью.
5. Для того, чтобы медитировать не надо ездить в Гималаи, достаточно осознано выполнять свои рутинные обязанности.
6. Чтобы быть счастливым необязательно много говорить
7. Можно не испытывать вину, не общаясь со своими престарелыми родителями (в Японии видимо хорошая система ухода на пожилыми людьми)
8. Чтобы приободрить онкологического больного на последней стадии достаточно просто побегать за ним, пытаясь наступить на его тень
9. В Японии любуются не только на сакуру. Пожалуй этот пункт следовало бы включить в верхний список, но так получилось симметрично.
А теперь об эмоциях. Зачем смотреть на пылающий огонь в камине, тем более, если его дома нет? Достаточно посмотреть фильм «Идеальные дни», эффект будет тот же. А в главного героя я просто влюбился. Спасибо тебе Вим!
22 апреля 2025
Почему идеальный мир, выстроенный героем Вима Вендерса, оказался не идеален?
Герой фильма говорит, что каждый человек живет в своем небольшом мире, и это нормально. Но что происходит, когда большой мир вмешивается в жизнь маленького? Готов ли этот маленький выдержать непредвиденную атаку и оправдать свое право на существование вне законов большого? Судя по всему, не совсем… То ли маленький недостаточно устойчив, то ли большой слишком напорист и суров. Скорее всего и так, и так – ведь маленькие клены, которые так любит наш герой, тоже могут погибнуть под напором сильного ветра или непогоды. Наверно, поэтому он забирает их домой, и выращивает их там в горшочках в своей «мягкой атмосфере», каждый день бережно опрыскивая. К сожалению, человек – существо социальное, и в такой горшок его не посадить. И быть уборщиком туалетов в современном мире – не очень-то престижное занятие, если не сказать стыдное… В фильме показано пренебрежительное отношение к этой работе со стороны других людей – хотя именно она посвящена чистоте, служению порядку. В отличие от дедушки из «Мирного воина», герой «Идеальных дней» не просветленный, а обычный человек – и ему всё равно больно наблюдать такое отношение окружающих, поскольку он не до конца уверен в себе и в правильности выбранного пути. Если бы все благодарили бы его «за Вашу работу» подобно работнику забегаловки, куда герой заходит перекусить, – разочарований в его жизни было бы меньше. Но, к сожалению, мир не идеален.
Для меня новый фильм Вендерса как раз об этом – о неидеальности жизни, в которой всё же можно найти приятные и очень даже красивые моменты каждый прожитый день.
30 января 2025
Этот фильм про идеальные дни одного стареющего японца.
Прочитав рецензии к фильму, я была удивлена какие разные мнения складываются у людей.
Кто-то видит в этом человеке счастливца, кто-то глубоко несчастного человека. Все потому, что он не отвечает тем критериям, которые сейчас приписывают счастливому человеку. Главный герой – уборщик уличных туалетов, одинок, и не богат и каждый день у него протекает по давно отработанному сценарию. Он непременно покажется крайне несчастным человеком.
Но можно ли, глядя на эту счастливую улыбку чуть ли не в каждом кадре соприкосновения с миром, посчитать его несчастным?
Человек не только научился радоваться жизни, создав свой день из повседневных привычек, которые ему нравятся. Но и позволял другим ловить его «вайб», кто хоть как-то соприкасался с ним. Разве они считали его несчастным? Нет.
Если принять, что умение жить это тоже навык, которые оттачивается каждодневным однообразием. В котором можно находить что-то новое и удивительное, отшелушивать и убирать ненужное, оставляя только то, что нравится. Разве не в этом суть стремлений каждого человека, делать что нравится изо дня в день?
Каждая крупинка наполненных приятностей собиралась годами, как коллекция его раритетных кассет и книг, любимых мест и занятий. В процессе просмотра ты думаешь, и как он в этом однообразие живет, но сразу понимаешь, что каждый день был чем-то особенным, он наполнялся новыми встречами или ситуациями, которые акцентными тенями складывались в сны. Он давал место в своем мире для разнообразия и неожиданностей.
Да, проще всего этого добиться в одиночестве, когда создаешь свой мир, который не мешает другому человеку. Да и найти человека, который мог бы идеально войти в твой размеренный мир, разделить его и не «насрать» туда своим мнением тоже сложно, если даже собственная семья не могла принять его особенное видение. Но в его жизнь попадают люди и которые его любят, и которые ценят, и которые ждут его появления.
Молчание не от скромности или страха, а только лишь потому, что слова тоже должны иметь вес, красоту, силу. Он не отвечал на пустую болтовню коллеги, но отвечал другим людям, которым действительно важно было ответить.
Главный герой нашел свой дзен в обыденных мелочах, таких как солнечный свет, проникающий сквозь листву возле кабинки туалета; в принятии людей, совершенно разных, которые его окружали, без требований и поучения их меняться так, как ему нужно.
Он также гордо оберегает свои привычки, это видно по сцене с кассетами, которые хочет продать его коллега. Или, когда коллега увольняется, главный герой сразу заявил, что в таком формате работать не готов. Или, когда один из его якорей счастья начал рушиться, он по-настоящему расстроился, как будто лишился друга, хотя это было всего лишь одним из мест, где он отдыхал.
Это по-настоящему счастливый человек, который ценил каждое мгновение этой жизни, сохранял его в своей памяти или фиксировал на фотопленке, с бережностью отбирая лучший кадр.
Фильм крайне рекомендую к просмотру, каждый кадр – отдых для глаз, слуха и чувств. К концу фильма я улыбалась вместе с ним и тоже словила его «вайб».
15 января 2025
История о том, как уборщик токийского туалета живет свою лучшую жизнь и радуется мелочам. Кстати, только после просмотра я узнала о многочисленных номинациях и на Оскар, и на Каннское золото...
В этой рецензии не будет спойлеров, потому что невозможно сделать спойлер к жизни. А именно так снят фильм. В нем как будто и нет привычных для кино внутренних конструкций в виде необычного сюжета или ярких событий, меняющих ход действия и поведение персонажей.
Более двух часов зритель наблюдает как день за днем в огромном городе проживает свою жизнь один маленький человек. Проживает внимательно и с большим интересом.
Неторопливое, почти лишенное слов, повествование-наблюдение вводит в состояние медитативного транса. Я сбилась со счету сколько раз видела пробуждение, поездку на работу и ежедневные рутинные дела главного героя.
Ожидание экшна, привычное в общем-то для просмотра кино, очень быстро сменилось внутренним переживанием: 'господи, хоть бы ничего не менялось'. И это разрывает шаблон.
В один из моментов между героем и его юной племянницей, которая внезапно захотела поехать к берегу моря, происходит такой диалог:
— В другой раз, — отвечает он
— Когда? — уточняет она
— Не сейчас, в другой раз.
— Другой раз — это когда?
— Другой раз — это другой раз. Сейчас — это сейчас, — с улыбкой отвечает он.
Весь фильм — ода его непрерывному сейчас.
И эта его улыбка... Как символ радости присутствия в моменте, она возникала каждый раз, когда его сердца касалось что-то красивое: вот тени танцуют, вот музыка любимая зазвучала, вот солнце пробивается сквозь ветви, прохладный воздух на рассвете. Иногда причина улыбки была не так очевидна, и тут режиссер предлагал мне, как зрителю, включаться и обосновывать ее, чувствовать вместе с героем.
Такая красивая работа. Тот редкий случай, когда на следующий день после просмотра мне захотелось посмотреть фильм снова.
14 января 2025
В данном произведении ничего не происходит, кроме рутины одинокого человека на фоне токийских пейзажей. Главный герой научился абстрагироваться от всего, с головой уходить в работу и получать удовольствие с помощью маленьких радостей, но хоть мы и видим ближе к концу фильма, что ему нечего терять, он явно недоволен собой, и даже человек с раком вызывает у него некую зависть, также ему до слёз стыдно смотреть на успешную сестру из-за разности уровней жизни. А когда всё возвращается на прежние рельсы, та же рутина, та же работа, все временные тяготы уходят, мысли о своей ничтожности и потраченной жизни остаются.
Фильм своим концом дарит какую-то атмосферу надежды, и только за счёт этого я думаю его просмотр оправданным, но также не считаю, что фильм достоин рекомендаций. Ну как-то так.
27 декабря 2024
В мою юность в нашей школе появился один молодой рьяный мужчина с горящим взором и стал, вне учебного времени, вести у нас актёрский кружок (только этого не хватало). По одному его заданию каждому нужно было подготовить номер на сцене. И одна девочка, маленькая серенькая мышка, изобразила свои бытовые будни: как она встаёт, пьёт чай, чешет волосы, идёт куда-то (видимо, на работу), потом возвращается, пьёт чай, читает книжку, что-то я, вероятно, позабыл, не важно, и снова ложится спать. Не произнеся за всё время (а герой фильма аналогично молчун) ни слова. Я тогда не понял смысла этого представления, не понимаю этого и сейчас, не нахожу в этом ничего ни для ума, ни для сердца. Не понимаю, зачем мне показывать на экране мои монотонные неинтересные будни. Пролистываю эту бытовуху в новостной ленте, бегу от неё в мир высокого или просто в альтернативные разнообразные впечатления персонажей, может быть, подражая какое-то время после манере поведения актёра: харизматичному Билли Бобу Торнтону, скажем, в недавнем сериале «Лэндмен». А чем примечателен герой этих «Идеальных дней» Вендерса? Да, порой он разглядывает деревья, когда типичный обыватель уткнётся в телефон, но ведь делает он это будто бы механически, бездумно, как и фотографирует их. Однотипные снимки откровенно сомнительной ценности, на которые Хираяма потратил немало денег: открывает шкаф, а там — ящики этих фотографий. Читает какие-то книжки в мягких обложках, но выносит ли из них что-нибудь для себя? Это вопрос. Сцена с племянницей об одной книге, когда Хираяма не поддержал разговор, это сомнение иллюстрирует. Это невзрачный человек без цели в жизни. Патерсон, герой одноимённого, в чём-то схожего, но более претенциозного фильма Джармуша, хотя бы пробовал писать дрянные стишки. Я надеялся, что Вендерс покажет человека, который через низменную рутину, тянется к прекрасному, созерцательному, тонкому. А он просто слушает неплохую музыку на кассетах и растит растения. Мало. Т. е. плохо, что человек упорно избегает осознания пустоты, бессмысленности своей жизни, не пытается исправиться. А у Вощёва в «Котловане» Платонова без истины тело, между прочим, слабло. Тем более Хираяма не хирург, и добросовестное надраивание общественной фаянсовой сантехники, которая и так не выглядит грязной, без интересного досуга, каких-то талантов, вообще стремлений – вряд ли стоит серьёзного рассмотрения.
Японцы – трудолюбивые муравьи, не секрет. Это вроде национальной идеи – самозабвенно вкалывать. Но мне импонируют слова художника (картины он пишет) Рэмпиона из «Контрапункта» Хаксли про индустриальную вонь и подлинную человеческую жизнь. Да, оратор в своём монологе не учёл частности, взял общо, категорически, но сказал следующее: «Корень зла — в психологии отдельного человека, значит, с неё и нужно начинать. Прежде всего нужно приучить людей жить двойной жизнью, как бы в двух отделениях. В одном отделении они будут индустриальными рабочими, в другом — человеческими существами. Идиотами и машинами — восемь часов в сутки, настоящими человеческими существами — все остальное время Они все время живут как идиоты и машины — и в часы работы, и в часы досуга. Как идиоты и машины, но воображают при этом, что они живут как цивилизованные люди, даже как боги. Прежде всего нужно убедить их, что в рабочие часы они — идиоты и машины. Или нужно сказать: «Поскольку наша цивилизация такова, какова она есть, тебе придётся восемь часов в сутки быть чем-то средним между кретином и швейной машиной. Без сомнения, это очень неприятно. Это унизительно и гнусно. Но ничего не поделаешь, тебе придётся жить так; иначе весь наш мир рассыплется на кусочки и все мы подохнем с голоду. Делай свою работу как идиот и машина, а в часы досуга будь настоящим цельным человеком — мужчиной или женщиной. Не смешивай эти две жизни, пусть кингстоны между ними будут всегда закрыты. Настоящая жизнь — это та, когда в часы досуга ты являешься подлинным живым человеком. Не давай обманывать себя лицемерным мошенникам, твердящим о святости труда и о христианском долге, который дельцы выполняют по отношению к своим ближним: все это ложь. Твоя работа — грязное, гнусное дело, которое тебе приходится выполнять только потому, что твои предки были безумцами. Они нагромоздили груду мусора, и тебе нужно сровнять её с землёй, чтобы не задохнуться в её зловонии; тебе нужно рыть и рыть, чтобы откопать драгоценную жизнь, проклиная память маньяков, оставивших тебе в наследство эту работу. Но не старайся подбодрить себя, воображая, будто эта гнусная механическая работа благородна: она не благородна. А если ты будешь говорить и верить, что она благородна, ты унизишь своё человеческое достоинство до уровня этой грязной работы. Если ты поверишь в святость труда и в то, что дельцы выполняют свой долг, ты будешь механизированным идиотом все двадцать четыре часа в сутки. Признай, что работа грязна, зажми нос и выполняй её в течение восьми часов, а в часы досуга старайся быть настоящим человеком. Настоящим полноценным человеком. Не читателем газет, не поклонником джаза, не радиолюбителем. Капиталисты, доставляющие массам стандартные развлечения, изо всех сил стараются сделать так, чтобы ты и в часы досуга оставался тем же механизированным болваном, каким ты бываешь в часы труда. Не позволяй им это делать. Старайся быть человеком».
Золотая пальмовая за Якусё закрепилась, надо полагать, последним долгим планом, где он, перебарывая горькие слёзы, глубинную тупую боль, изо всех сил заставляет себя улыбаться. Внутренняя борьба идёт: улыбка его нестойкая, и фазы сменяют друг друга. Не знаю, не знаю... Смешанные ощущения от всего этого. При том, что главный герой мне не близок, я понимаю, что образ его не такой уж плоский и представляет существенный сегмент «потерянных» людей, людей «в футляре», задолбавшихся, пришибленных, тихо и незаметно живущих башмачкиных. Хираяма выдавливает из себя племяннице редкие слова: «Этот мир состоит из множества миров. Они вроде связаны. А на самом деле нет». Вот такой изолированный мир у одинокого главного героя. «Потом – это потом. А сейчас – это сейчас», – говорит он. Хираяма живёт сейчас. Потом – страшно. Тем более неизвестно, что, какие удары злого рока привели этого старого человека в нынешнее оглушённое состояние. Это проблематика общества, и фильм может быть полезной темой для обсуждения. Во всяком случае, между развращёнными барыгами в роскоши и этим бесцельно болтающимся в пространстве и времени, «контуженным» говночистом, с его старомодными кассетами, «Олимпусом», взращиваемыми на дому побегами, книжками, немотой, я выберу последнего. За весь фильм к нему пробиться так и не получается. Кажется, вот-вот – и снова закрывается. Неплохо, однако, сохранить туман. Побросало меня. Такое кино.
7 из 10
23 декабря 2024
Японский кинематограф, уверенными шагами, с нескольких попыток, но вступает в игру, хоть и с помощью западных режиссеров.
Завоёвывает несколько престижных мировых наград, поднимает шум, но стоит ли оно того? Как бы то ни было, ещё одна страна начинает потихонечку составлять хотя бы подобие конкуренции в мировой киноиндустрии.
На самом деле, много вопросов остаются недосказанными: почему такая работа, отношения с сестрой и отцом, причина одиночества, с кем он играл в крестики-нолики и др.
Благодаря всему этому, смысл просто улетучивается от нас на протяжении всей картины. Странное поведение, не менее странные персонажи и реакции главного героя на всё это, а главное нигде не объясняется – почему? К чему то, к чему это? Смотришь фильм, казалось бы, вот сейчас жизнь персонажа перевернётся, должна перевернутся... но ничего не происходит.
Тем не менее, свою номинацию на Оскар фильм получил, да и главный герой с пальмовой ветвью в 68.
Смотреть, если вам интересна японская культура, в целом, скорее жизнь и быт, ну и красивая картинка, благодаря качественной съёмке.
Попытка сделать лампово, но к глубочайшему сожалению – недожато по смыслу.
Средненькое японское кино на один вечер.
26 ноября 2024
Вим Вендерс окунает нас в будни уборщика туалетов из Токио, демонстрируя красоту в каждом кадре, в каждом движении персонажа. Взрослый мужчина Хираяма сохраняет свои привычки, показывая незатейливо смесь поколений, когда можно наслаждаться привычными вещами, не гонясь за прогрессом. Книги, кассетный магнитофон, плёночный фотоаппарат – каждый предмет даёт нам представление об его владельце.
Режиссёр просто рассказывает историю, показывая однообразие, которое должно бы надоесть. Но нет, Хираяма с особой тщательностью подходит к своей работе, не чурается отрицательных реакций и сохраняет свой ежедневный ритуал. Работа, обед в парке, работа, ужин, баня, дом! Нам каждый день показывают человека, который в мелочах видит прекрасное. Понимание всего великолепия заключается именно в однообразии. Умиротворение и постижение дзена достигается тем, что герой не стремиться к переменам, а сохраняет свой распорядок.
Вклиниваются в эти дни различные истории. Бурная энергия молодого коллеги «по цеху» Такаши, который не видит в чистке туалетов ничего романтического, старается поскорее покончить с этой работой. Через главного героя Хираяму проходит та энергия чувств и бунтарского духа, источающиеся от напарника. Здесь Вим Вендерс красиво смешивает поколения, показывая одну и ту же ситуацию глазами подростка и зрелого человека.
«Идеальные дни» как произведение искусства, за которым просто приятно наблюдать. Приятные краски зелёных деревьев Токио, фиолетовый контраст в домашнем саду, тёмные тона улиц. Во всей этой палитре цветов жизни выделяется белый цвет рабочей обстановки. Но режиссёр очень красиво вписывает чистку туалетов в этот ореол жизни, и уже не кажется вам, что перед зрителем что-то унизительное, а просто часть жизни.
Одиночество как смысл жизни, когда любое вмешательство в размеренный распорядок создаёт новую, непредвиденную ситуацию. Именно однообразие создаёт идеал, к которому стремился Хираяма. Как взбодриться? Как показать, что есть динамика, стремление? Герой встречается с невидимым компаньоном через весьма забавную, но в тоже время грустную, игру в «крестики-нолики». Та грань, когда понимаешь, что каким бы не был твой день, человеку нужен человек. Отсюда и молодой напарник, который стремиться к лучшему, не зацикливаясь на одном (особенно на чистке туалетов), и его энергичная подружка, слушающая европейскую музыку, и бывший супруг знакомый девушки, который раскрывает перед нами свои проблемы, и племянница, которая примчалась к дяде.
Кажется, что вот она другая жизнь, в которой есть приятные и близкие люди, но режиссёр всё время возвращает нас в обыденность главного героя, задавая в кульминации главный вопрос. Какие дни в фильме идеальные? Заключительный кадр, в котором мы наблюдаем эмоциональный поток персонажа, показывает, что в размеренную, монотонную, цикличную жизнь вклинились изменения. Это хаос или возвращение к истинным ценностям?
Жить нужно сейчас, и ценить то, что есть. «Потом – это потом. А сейчас – это сейчас».
26 ноября 2024
Когда-то Вим Вендерс был приглашён в Японию снять документалку про сеть необычных общественных туалетов, сделанных группой именитых дизайнеров из разных стран. После этого режиссёр решил снять полный художественный фильм и написал сценарий за 3 недели. Картина 'Идеальные дни' получила награду Каннского кинофестиваля.
Хираяма (Кодзи Якусе), мужчина за 60 в отличной физической форме, просыпается до рассвета, бреется, чистит зубы, поливает свои маленькие растения в горшочках, выходит из дома и улыбается небу, покупает в автомате холодный кофе, садится в машину, ставит аудиокассету и отправляется на работу мыть общественные Токийские туалеты.
Хираяма немногословен, довольствуется малым, зато живет насыщенной духовной жизнью. Он молчалив с коллегами, посетителями и знакомыми. У него есть своя рутина для будней и выходных, хоть по выходным она немного и меняется, но всё равно отдаёт постоянством. Каждое утро мы вместе с Хираямой просыпаемся в одно и то же время от звука метлы за окном. После уборки туалетов он перекусывает сэндвичем на скамейке в парке, где разглядывает прохожих и фотографирует на старенький Olympus одно и то же дерево. Ужинает в забегаловке, смотря телевизор, или в баре с милой хозяйкой, ходит в общественную баню и проявляет свою пленку. По сути, он проживает один и тот же идеальный день.
Во второй половине фильма мы ждем какую-то душераздирающую историю почему же он такой. Почему его жизнь такая. Но остается только догадываться, ведь точного ответа нам не дадут. Нам покажут несколько встреч, которые немного приоткроют завесу. Да, конечно, у главного героя была явно не простая жизнь и мы можем строить свои предположения исходя из намеков, которые нам дает автор. Но по сути это и не важно. Важно то, что Хираяма находит спокойствие и умиротворение в своих ритуалах и ценит свободу. Ведь 'Сейчас это сейчас. Потом это потом'
Финальная сцена полностью сформировывает своё отношение к главному герою. Каждый найдёт в ней что-то свое. Лично мне стало его искренне по человечески жаль.
'Идеальные дни' это фильм об одиночестве, которое либо очаровывает своей жизненной искренностью, либо ранит сердце печальным концом. История о маленьком молчаливом человеке в большом городе, живущем уединённо в согласии с самим собой и тихо радующемся каждому моменту. Когда он просыпается ранним утром, он рад, что может посмотреть на небо.
18 ноября 2024
Искусство в самом цвете. Именно такая мысль первая приходит в голову после просмотра «Идеальных дней» Вима Вендерса. С самых первых кадров ты чувствуешь малейшее колебание цветовой гаммы, так кропотливо и бережно сотканное для нас режиссером.
Вим Вендерс замечательный рассказчик. Но его истории не хитросплетенные, необычные и странные. Они вообще не истории, а больше наблюдения и проживания. Мы проживаем с героями небольшие кусочки их жизней. Буквально дни или может недели. Но, мы успеваем рассмотреть их жизнь, самую, что ни на есть мирскую. Вместе с чудесным героем из данной картины мы встаем по утрам под шелест метлы под окном, поливаем, с огромной нежностью цветы, которые находятся в розово-сиреневом отблеске, смотрим на крону большого раскидистого дерева и чувствуем, как свет пробивается нежными лучами на лицо.
Без малейшего преувеличения зритель ощущает все это. Волшебное умение передавать цвета, потоки света, игру теней помогают нам прожить эти моменты. А, благодаря, неспешному повествованию и легкому сюжету не пытаться искать загадки и высшие смыслы.
Этот фильм трогательно обескураживающая гармония человека с окружающим миром. Человека, на первый взгляд простого, и как будто бы незаурядного. Однако, видя его отношение к жизни, к работе, к его увлечениям мы понимаем, что перед нами глубокий, много повидавший на своем веку и очень светлый человек. Он радуется каждому дню, с великим уважением относится к природе и совершенно не пытается кем-то казаться. Этот герой постоянно находится в ритме жизни, но не в суете большого мегаполиса, а именно в ритме своего собственно мира, который так непохож и так похож на других.
Рассмотрев причудливые узоры на листьях деревьев и улыбки прохожих, послушав старенькие композиции на кассетах и поймав свою тень, мы – зрители, просто наблюдаем жизнь без изнуряющего анализа и бесконечных тревог.
15 октября 2024
На удивление, описание этого фильма очень простое. И посылы он даёт понятные многим. Но, почему-то в голове после просмотра появляются сотни мыслей, которые не дают забыть это кино, и даже открывают его новые грани с каждым прошедшим днём.
Это моё первое знакомство с работами Вендерса (как-то упустил). И я остался под большим впечатлением. Особенно помог антураж. Вечерняя набережная в Петербурге под открытым небом. Неудивительно, что многие люди (а сеанс был бесплатным) сами не зная, на что идут, уходили с недовольными лицами, не досмотрев до конца. Потому что шли за развлечением, а получили нечто другое.
Соответствует ли название смыслу фильма? Безусловно. У главного героя действительно (для него) идеальные дни. Они особо ничем не отличаются, рутинны и просты. Но именно это ему и нужно. Мужчина находит в мелочах собственные счастье и гармонию. Даже работа устраивает его, и выполняет он её с усердием (что удивляет не только других героев фильма, но и некоторых зрителей (я это заметил на просмотре)). Он улыбается тому, что практически никто другой не видит. Он счастлив в своём маленьком мирке. Или нет?
Картина очень умело говорит с нами на темы рефлексии, медитативности жизни, восприятия окружающего мира человеком, принятия себя. При этом имея двойное дно. Здесь есть развитие героя. Подчас незаметное, но есть. Через мелкие детали, чёрно-белые вставки, когда он спит. И с каждой минутой мы понимаем, что эти 'идеальные дни' не пришли к нему, а именно главный герой создал их. Закрыв за собой другой мир, который его когда-то окружал. И даже мимолётный щелчок пальцами может нарушить всё то, что он создал. Не разрушить, но хорошо раскачать, дать трещину. Главный герой невероятно молчалив (отдельный 'респект' актёру за бесподобную работу лицевой мимикой), но чем дальше идеальная картина ломается, тем больше мы слышим слов. И диалог с мужчиной на набережной становится апогеем всего.
При этом фильм нас не ведёт к конкретной цели или ответу. Он просто показывает разные периоды 'дней'. И необязательно герой станет другим. Он будет всё также лицезреть на небо из-за стен туалета, также фотографировать дерево, также ходить в знакомые места. Его дни продолжатся. А вот с состоянием души могут быть и иные обстоятельства.
Отдельно хочется отметить технологические туалеты Японии. Ну какая же красота. И, само собой, саундтрек. Все песенные композиции - вышка.
Каков же итог? Счастлив ли главный герой в своих идеальных днях? Вроде бы финал даёт однозначный ответ. Но толика сомнения всё равно остаётся внутри зрителя. И тут всё зависит от вашего восприятия. Стоит ли ставить в кавычки название фильма или нет? Решайте сами.
26 августа 2024
Неожиданно для себя дошла на показ фильма «Идеальные дни» Вима Вендерса.
Смотрю такие фильмы больше в самообразовательных целях, чем для развлечения. Фильм для умного зрителя, с наградой за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля 2023 года (Кодзи Якусе).
Раньше при просмотре такого фильма стала бы зевать: действия почти нет, на экране «день сурка». Я вам такой сценарий могу написать из похожего распорядка моего дня - за тем исключением, что я не мою общественные туалеты, да еще такие новомодные, как в Токио.
Главный герой моет столько унитазов на протяжении фильма и так подробно, что мне кажется, я уже вместе с ним что-то помыла.
Почитала про смыслы, мне понравилось. Что я поняла? Я как западный человек гонюсь за новым, а главному герою и так хорошо, его идеальные дни - это дни, в которые ему спокойно и он занимается тем, что ему по душе, утром он улыбается, а ложится спать довольным.
Его «ритуалы» ему по душе, и еще одна мысль: что он живет, что называется «в моменте» - старается каждый день убирать туалеты, как в первый раз.
Раньше бы на поняла таких глубин, показалось бы скукотой, но в свои 37 годиков посмотрела даже не без удовольствия.
Фильм оставляет отпечаток умиротворения и… преданности себе. Главный герой живет в гармонии с собой. Дай, как говорится, каждому.
8 из 10
24 августа 2024
Фильм почти лишен диалогов. Главный герой почти ничего не говорит. Сюжет поставлен таким образом, что мы видим повторяющиеся будни уборщика туалетов в Японии.
Когда это понимаешь (середина фильма), хочется встать и уйти. Но что-то подсказывает тебе, что стоит досмотреть до конца.
После просмотра всего фильма есть ощущение потерянного времени. Картинка хорошая, актер справился со своей ролью. Мысль, которую сценарист с режиссером заложили в фильм, тоже понятна: каждый труд, приносящий другим пользу, достоин уважения. Есть еще и другие мысли, но сейчас не об этом, так как показалось, что они очевидны для людей за 30 и даже развитым подросткам, и для передачи этой мысли не стоило заставлять зрителя смотреть полтора часа кино об уборщике туалетов - выходца из обеспеченной семьи.
Но после фильма ты чувствуешь (именно чувствуешь), как изменилось восприятие жизни вокруг. Благодаря хорошей работе звукорежиссера, ты иначе слышишь звуки вокруг. После этого ты иначе не только слышишь, но и видишь вокруг. Ты приходишь домой, и иначе делаешь всю рутину (уборка, мытье посуды, починка велосипедов и подобное); они становятся для тебя своего рода ритуалом, приятным ритуалом.
Казалось бы, ну что? А дело в том, что как только рутина превращается в приятный ритуал, то и восприятие жизни меняется к лучшему: меньше негативных мыслей о том, когда же это (т. е. рутина) закончится, меньше тратится энергии на делание, даже больше - ты получаешь силы от того, что ранее эти силы отнимало. Волшебство скрывается в каждом мгновении, надо его только распознать. Как писал Ф.М. Достоевский: 'Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому... Кто узнает [это], тотчас сейчас станет счастлив'.
После 'Идеальных дней' мы становимся немного счастливее, на долгое время, просто надо на это обратить внимание. И авторы фильма добились этого без назидательства, а как бы отвлекая нас одной идеей (о достоинстве полезного для других труда), а на самом деле вкладывая в нас другую идею, идею о волшебстве казалось бы обычной материальной жизни.
Возникает вопрос, как же режиссер так ловко нас обманул? Частично, подсказка дана в самом фильме: главный герой аудиофил и любит музыку на пленочных кассетах (в XXI веке довольно дорогих), звук которых неидеален, но уникален и имеет своих поклонников. Предположу, что изменение нашего восприятия - заслуга звукорежиссера.
А может не только звукорежиссера? Для ответа на этот вопрос надо хотя бы еще один раз посмотреть 'Идеальные дни'.
22 августа 2024
Фильм «Идеальные дни» (2023) режиссера Вима Вендерса – это настоящее произведение искусства, наполненное глубокой философией и созерцательной красотой. Великолепная режиссура делает эту ленту настоящим кинематографическим шедевром, раскрывая перед зрителем радости и смысл в самых мелких деталях повседневной жизни.
Превосходная операторская работа Франца Лустига превращает каждую сцену в поэтическую визуальную картину, где каждый кадр наполнен смыслом и атмосферой. Камера ловит тонкости, придавая значимость каждому моменту, будь то солнечный свет, играющий на поверхности воды, или легкий ветер, колышущий листву.
Отличная игра актёров дополняет эту гармоничную картину, добавляя фильму эмоциональной глубины и искренности. Персонажи, которых они воплощают на экране, живут в мире, где каждое мгновение важно, где радость можно найти в самых обыденных вещах.
Самое поразительное – это то, что картина при всей своей обыденности и монотонности событий в фильме ни разу не провисает в динамике и за время просмотра, лично я, ни разу не заскучал, а смотрел с неподдельным интересом. При чем, это особенно заметно на фоне последних блокбастеров, где нет проблем в плане динамики, но данные ленты настолько быстро утомляют, что уже после 30 минуты смотреть их невыносимо. А тут буквально, человек все два часа фильма чистит общественные туалеты и всё, но при этом за этим смотреть очень интересно. Наверное, в этом и заключается блестящая режиссёрская работа – умение показать монотонность интересно и нескучно.
Подытоживая, «Идеальные дни» – это не просто фильм, это медитация о жизни, о счастье, которое скрыто в мелочах, и о том, как важно уметь замечать прекрасное в каждом дне. Вим Вендерс создал потрясающее произведение, которое вдохновляет и наполняет зрителя светом и теплом.
12 августа 2024
На что стоит обратить внимание, это формат кадра 4:3. Он одновременно говорит о ретро-вайбе главного героя и визуально придаёт ощущение, будто это картинка в рамке, поданная нам, зрителям, на обзор, как в музее.
Смена напарника, племянница, которая познакомилась с его миром и теперь пытается воссоздать такой же вокруг себя, напоминание о внутреннем конфликте семьи, который, судя по всему, и стал катализатором 'одиночества' главного героя, диалог с мужем владелицы ресторанчика, и вишенкой на торте стало то, что в любимой подземной забегаловке теперь нет мест, чтобы перекусить. Шокирующие для главного героя события, удар за ударом, разрушают его спокойную жизнь.
Главный герой ловит баланс спокойствия вещами из прошлого (кассеты, книги, ЧБ-камера), намекая, что он не принимает перемены в жизни. К тому же он прекрасно понимает, как его видят люди со стороны, когда наблюдает за бездомным около туалетов. Он одновременно и восхищается его свободой, и ужасается его одиночеством. Тонкая грань между дзеном и бременем. Бездомный был нужен для рефлексии главного героя. Он зеркалил его.
Конец фильма чётко даёт понять, что те самые «идеальные» рамки, в которых жил главный герой, окончательно пали. Шикарная актёрская игра Кодзи Якусё. Маски комедии и трагедии. Осознание того, что всё, чего он достигал последнее время, пало, и одновременное принятие.
10 из 10
29 июля 2024
Промозглым февральским днём я съездил в кинотеатр на Новом Арбате и посмотрел фильм 'Идеальные дни' немецкого классика артхаусного кино Вима Вендерса.
Данная лента предлагает зрителю погрузиться в умиротворенную и малозаметную жизнь Хираямы, уборщика общественных туалетов. В европейской культуре городские уборные редко причисляют к источникам творческого вдохновения, конечно если не вспоминать знаменитый писсуар Марселя Дюшана, совершивший революцию в изобразительном искусстве. Всё же в Европе тема туалета считается неприличной. Однако в Японии, судя по всему, несколько другое отношение.
Надо признаться, изначально Вендерс был приглашен в Японию в качестве гостя известного японского бизнесмена, который надеялся, что режиссер, возможно, захочет снять серию короткометражных фильмов продвигающих дизайнерские японские туалеты, которые считаются архитектурным воплощением “гордости Японии”. “Я нигде в мире не видел туалетов, которые были бы сделаны с таким вниманием к деталям”, – говорит Вендерс в одном из интервью
В данном случае режиссер Вим Вендерс и актер Кодзи Якушо, получивший за свою роль приз на Каннском фестивале, показывают, что даже про человека, который моет унитазы, можно снять трогательное и проникновенное кино.
Назвав чистильщика унитазов Хираяма в честь семьи из “Токийской истории”, Вендерс отдает дань уважения своему любимому кинорежиссеру Ясудзиро Одзу. Также Одзу уже был посвящен один из его документальных фильмов Вендерса “Токио-Га” (1985)
Итак, Хираяма – мужчина за пятьдесят, живущий в одиночестве в небольшой квартирке и нашедший свой дзен в ежедневной рутине. К примеру, если в фильме 'День сурка' телевизионный ведущий Фил Коннорс в исполнении Билла Мюррея, всеми силами старается вырваться из заколдованного круга бесконечно повторяющегося дня, то Хираяма, напротив, делает все, чтобы сохранить некое статус кво и чтобы каждый из его дней был максимально похож на предыдущие. Иногда в его размеренную жизнь все же проникают несколько событий, которые добавляют некоторое разнообразие, однако в итоге он быстро возвращается к своему привычному образу жизни. Его молчаливость и жизнерадостное спокойствие, сквозящие через весь его облик, создают атмосферу медитативности и дзена, где время кажется течет своим размеренным ходом.
Фильм исследует характер Хираямы и его подход к жизни. Все действие фильма не выходит за пределы рабочего района Ошиаге в восточной части Токио, где невысокие многоквартирные дома прячутся в тени “Небесного дерева” (Скайтри) – телевизионной башни, по периметру которой задумчиво вращается световой луч. По такому же кругу вращается и жизнь Хираямы. И, похоже, его это вполне устраивает.
Утром он поливает саженцы клена, выходит на улицу, кидает радостный и благодарный взгляд в небеса, покупает кофе в вендинговом аппарате и с удовольствием отправляется на свою работу, слушая рок-песни на старых аудиокассетах, среди которых Лу Рид, Роллинги, Патти Смит, Ван Моррисон.
Вечером он читает книгу в мягкой обложке купленную в отделе уцененных товаров и видит черно-белые сны, навеянные каким-то впечатлением дня. Это может быть мальчик, которого мать забыла в туалетной кабинке, глаза девушки, подруги его суматошного напарника или прогулка на велосипедах с племянницей.
Визуально фильм снят достаточно скромно. Размер экрана 4:3 и операторская работа заставляют вспомнить кинематограф 70-х, время молодости Вендерса и Хираямы. Какой-нибудь репортаж на ютубе о путешествии в японскую столицу создает гораздо более яркий и красочный образ города. Токио, в котором всё происходит, показан как нагромождение бетонных домов и безликих эстакад, с бесконечным перетекающим потоком автомобилей, в духе долгого проезда Тарковского из фильма “Солярис”. В этом окружении Хираяма умудряется обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, находя красоту в простых вещах, таких как ежедневный обед в буддийском парке, где он, сидя на лавочке, съедает свой бутерброд, переглядывается с грустной девушкой и делает несколько фотографий крон деревьев на старенький пленочный фотоаппарат.
Созерцательность, умение любоваться красотой природы в крови у японцев. Не случайно только в японском языке имеется специальное слово “Комореби”, смысл которого и становится кульминацией фильма.
Фильм напоминает мангу Дзиро Танигучи, “Гуляющий' (1990), главный герой которой на протяжении всего повествования просто бродит, никуда не спеша, по улицам мегаполиса.
Хираяма – редкий в современном искусстве пример счастливого человека, нашедшего свой путь к гармонии в соответствии со своим характером. Для Хираямы этот путь состоит в одном и том же бесконечно повторяющемся идеальном дне, показывающем, что любая работа, даже самая незначительная, может превратиться в источник радости и умиротворения. Ключевые слова Хираямы, которые он произносит в разговоре с племянницей: “Потом – это потом. Сейчас – это сейчас”. Улыбка Хираямы обладает особой энергией. В ней присутствует какое-то потустороннее благородство и глубокая отстраненность от жалкой суеты.
Фильм “Идеальные дни” – это история старости. Действительно, Виму Вендерсу 78 лет, Кодзи Якушо - 68. Они прошли свой круг жизни, объединив восток и запад, и нашли свое счастье в чистых туалетах и в золотистых лучах солнца, просвечивающих сквозь зелёную листву.
А завершить этот обзор хотелось бы цитатой буддийского монаха Мацумото Шуке: “Уборка для нас – это не столько способ избавиться от грязи, сколько возможность сделать чище свое сердце”
28 июля 2024
Чтобы понять «Идеальные дни» и почувствовать главного героя, необходимо отложить телефон, включить фильм на большом экране, исключить любые отвлекающие факторы и сосредоточиться на мире героя. Тонком, счастливом, красивом в каждом кадре и звуке. Созерцать.
Хирояма любит тот мир, что создаёт вокруг себя. Он из тех людей, чей большой палец не накачан пролистыванием ленты в соцсетях, а глаза не болят от экранов. Прелесть его жизни в реальности без симулякров. Герой абсолютный автор всего, что происходит в его жизни: он всегда знает, какую музыку хочет слушать, случайных саундтреков в его жизни нет. Он аккуратен, ни одно утро не обходится без бритвы и ножниц. Как бы удивительно ни было, но работа уборщиком туалетов — это его выбор. И к своей работе он относится ответственно до последнего пятнышка. Человек, надёжный в маленьком деле, будет таким и в большом.
Наслаждаться шумом деревьев, просто смотреть на них, на город, людей, слышать скрип проезжающего велосипеда, следить за перемещением теней, света. Кадры от лица героя дают особенный акцент на том, что по-настоящему прекрасно и как оно близко. Так просто любить мир, если не залипать в телефон. Первые 27 минут фильма — целый день. Что есть у героя помимо работы? Человеческие отношения, которые могут выбить из колеи спокойствия. А лучшие друзья — деревья и книги (по сути они один материал, просто в них по-разному закачаны смыслы). Хирояма трепетно собирает дома сад из маленьких клёнов, утром ухаживает за ним и помнит каждого, кого, когда и как принёс домой жить вместе, а вечер проводит в компании книг. Так и получается, что соседствует герой с клёнами и книгами, особо накопленного имущества больше у героя нет.
Он интеллектуал, умеющий созерцать и любить жизнь во всех её проявлениях. Так почему он выбрал работу уборщика туалетов и делает её до блеска прекрасно? Прочь оценочные суждения, любая работа хороша. И всякая жизнь важна. И только человек наполняет смыслом свой мир и каждую минуту своего существования.
Захотелось отложить телефон. Послушать деревья и поиграть с тенью в догонялки. Сейчас это сейчас
19 июля 2024
В конце фильма у меня сложилось абсолютно четкое ощущение, что идеальные дни сочтены. Все поменяется.
Племянница, которой понравился его мир и она теперь будет врываться в него, хозяйка ресторана, которая наверняка изменится и не будет больше песен, новая напарница, которая скорее всего лучше чем он убирает. Сестра, которая просит заехать к отцу, но он не поедет. Все это нарушает очень хрупкий пойманный баланс. Даже кафе, которое вдруг стало очень заполненным и популярным и он не может сидеть на своем месте.
Идеальные дни рушатся на глазах и финальный кадр гениально это подтверждает. Он пытается так же смеяться и улыбаться, но понимает, что все прошло. Все поменялось. Все, что его уравновешивало - превратилось в хаос. Не идеально. Не так.
Плохо ли? К лучшему? Финал открытый. Мы не узнаем.
В целом фильм про эгоизм. Про поиск себя и мира. Себя в мире. На мгновение ему удалось поймать баланс. Но баланс шаток и очень боится внешних воздействий. Крайность, доведенная до абсолюта.
10 из 10
Очень глубоко и тонко.
29 июня 2024
Довольно чувственное кино про обычного маленького человека. Он живет каждый день проходя одну и ту же рутину — просыпается, поливает цветы, чистит зубы, выходит из дома, покупает кофе из автомата у дома, едет на работу, на работе чистит туалеты, в перерыве от работы устраивает перекус на скамейке, смотрит на деревья в парке и фотографирует пейзажи, возвращается с работы, едет в забегаловку, покупает один и тот же напиток, периодически заглядывает в кафе, где заказывает каждый раз одну и ту же еду и слушает пение хозяйки заведения, возвращается домой, читает книгу и ложится спать.
Вроде бы скучно, блекло, максимально однообразно. Однако главный герой доволен такой жизнью. Он не то чтобы часто показывает это своим видом. Но подмечая какие-то детали природы, поведения людей, его лицо демонстрирует невольную улыбку, потому что он способен разглядеть красоту и радуется этому…
Можно ли быть счастливым при такой жизни? Автор фильма пытается ответить на этот вопрос. Не скажу, что он меня окончательно убедил, но тем не менее, все равно становится немного легче, когда понимаешь, что даже обычная жизнь может делать тебя довольным, что для построения гармонии не нужно слишком уж многого.
В мире культа карьеризма и стремления к легкому богатству такого взгляда на жизнь действительно не хватает. Ведь все хотят быть успешными и богатыми, но удастся это все равно только единицам, а миллиарды останутся такими же простыми людьми, как и главный герой фильма. И как же тогда жить? Вечно страдать по тому, чего у человека не было и никогда не будет?
Главный герой находит для себя ответ. Я не буду утверждать, что это единственный правильный ответ и то, что он подходит всем, но может быть, немного осознания маленьких радостей жизни возродит хотя бы частично у людей чувство вкуса к жизни, чувство хоть и маленького, но счастья…
20 июня 2024
«Так выглядит наслаждение жизнью», думала я смотря на конечные кадры фильма. Солнце встаёт над городом, словно бы возвышая даже или намекая на парящую душу главного героя. История про то, как уборщик общественных туалетов умеет любить свою жизнь, ценить каждое мгновение. Люди находят в его обществе успокоение (как и мы от фильма) и вносят свою лепту в восприятие героем окружающего мира. Тут и реклама общественных туалетов Японии: технологичные и стильные. Каждый день идеален, даже когда он не подчиняется особому распорядку. И почему-то его жизнь кажется богаче всех тех, кто стремится к богатству. И эти косые взгляды, взгляды восхищения и уважения. В общем, какой-то музыкальный, визуальный, эстетический и смысловой кайф.
12 июня 2024
Думаю, каждый найдет в этом фильме свою интерпретацию того, что же на самом деле хотел показать этим фильмом режиссер
Для меня этот фильм - это история человека, который нашел свой икигай, свой смысл жизни и теперь он не хочет ничего менять. Он кайфует от каждой мелочи, которая его окружает, он любуется погодой, ухаживает за своими растениями, слушает аудиокассеты. Каждой мелочи отведено свое время, он идеально распланировал свой день и следует этому плану. Фильм сам по себе медиативно медлителен, режиссер очень плавно показывает нам простенький быт главного героя, его рутину. Фильм заставляет задуматься о бытие, о смысле жизни, о бессмысленности бесконечной гонки в погоне за счастьем, ведь счастье оно тут, рядом, нужно лишь остановиться и наслаждаться каждым моментом жизни.
3 июня 2024
Становятся ли тени темнее, когда наслаиваются друг на друга?
Меняются ли люди, когда их пути пересекаются?
Герой фильма Вима Вендерса - Хираяма, выбрал жизнь, которая проходит тихо в одиночестве, он работает уборщиком туалетов в Токио, усердно и ладно делает свою работу, все его дни похожи один на другой и в этом он находит тихое счастье.
Днём он фотографирует во время обеда на старый плёночный фотоаппарат свет, льющийся сквозь листву одного и того же дерева,
по ночам ему тоже снится свет, тени и образы людей, которые как тени появляются в его жизни и исчезают посреди огромного города.
Он сдержан и немногословен, как монах, всем, кто пытается с ним говорить, он отвечает в основном или односложно или просто вежливой улыбкой. Если он и общается с кем-то, то опосредованно, не напрямую, анонимно подыгрывая незнакомцу в крестики-нолики или тайком подкидывая девушке в сумку кассету. Он ходит в людные места, но ни с кем не взаимодействует, не сближается, будто проходя, как свет через листву, - через людей и события, не зацепляясь за них, не меняя их и не меняясь сам. Их жизни - это лишь то, что он способен созерцать издалека.
Неожиданно он встречает на пороге своего дома племянницу, которую видел только совсем ребенком. Она живёт с ним несколько дней, разделяя его холостяцкую устоявшуюся рутину, становится свидетелем его жизни, проникается тем, что он любит, напоминая ему что какими-то вещами действительно приятно делиться с другим. Когда за ней приезжает сестра, мы узнаем, что его одиночество не только результат обстоятельств, но и его осознанный выбор - какая-то драма развела его с семьёй, от чего ему на самом деле очень горько.
После этого все не то чтобы идёт наперекосяк, но привычный порядок нарушается, увольняется напарник и в нужное время не работает любимое кафе, а проявленные фотографии дерева уже не хочется смотреть и убирать в один из десятков жестяных коробок, чтобы их никто никогда не видел.
Возможно, он понимает, или вспоминает из прошлой жизни, каково это, разделять с кем-то свою жизнь.
Предпоследний эпизод с игрой с тенями усиливает метафору человеческого общения, как попытки прикоснуться к чужой тени. Но в этот раз ему удается поймать тень, прикоснуться к чужой душе. Недаром это самый длинный диалог в фильме. я думаю, что после нескольких дней с Нико, он находит в себе потребность дарить тепло и заботу кому-то кроме растущих у него в комнате деревьев.
Мы не знаем как продолжится жизнь героя после финального эпизода, но видим, что в нем что-то поменялось и, скорее всего, как-то поменяется и его жизнь.
После просмотра множество вопросов появляется в голове: нужен ли второй человек для искусства, нужен ли ему зритель? Можно ли быть одновременно добродетельным и безучастным? И как сильно различаются ответы на эти вопросы у западной и восточной философий?
31 мая 2024