Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Цвет пурпурный |
английское название: |
The Color Purple |
год: | 2023 |
страна: |
США
|
режиссер: | Блитц Базавуле |
сценаристы: | Маркус Гардли, Марша Норман, Элис Уокер |
продюсеры: | Куинси Джонс, Стивен Спилберг, Опра Уинфри, Майкл Бегг, Адам Фелл, Ребекка Уокер, Прия Чокши, Скотт Сандерс, Карла Гардини, Мара Джейкобс, Кристи Макоско Кригер, Элис Уокер, Марк Энтони Литтл, Кортни Валенти, Питер Оберт, Sheila Walcott, Пит Кьяппетта, Roy Furman, Энтони Титтанегро, Эндрю Лари |
видеооператор: | Дан Лаустсен |
композитор: | Крис Бауэрс |
художники: | Пол Тэйзуэлл, Ларри Диас, Френсин Джеймисон-Танчук, Карла Мартинес, Пол Д. Остерберри, Энди Крамбли, Leshae Ann Nash, Rashad Corey |
монтаж: | Джон Полл |
жанры: | драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $60 619 191 |
Мировые сборы: | $67 519 191 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 октября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 21 мин |
Я хотела посмотреть этот фильм ещё в первой половине прошлого года, потому что трэйлер на него появился раньше, чем вышла игровая 'Русалочка'. Да, я хотела посмотреть 'Фиолетовый цвет' из-за Халли Бэйли, чтобы лучше узнать эту актрису сквозь её фильмографию. Но, увы, в 2023 году мне не удалось осуществить задуманное. И впервые я посмотрела данное кино только сегодня.
Ах, что сказать... трагический, сильный фильм. Но с классной концовкой (надеюсь, это не спойлер). Я считаю, что его желательно посмотреть каждому, вне зависимости от этнической принадлежности/цвета кожи. Смотреть «Фиолетовый цвет» (2023) нужно в образовательных целях, ибо сюжет картины повествует об очень тяжёлом положении темнокожих женщин первой половины 20-го века. Их незавидная доля показывается во всей, прости Господи, «красе» аж в первые пять минут действия и ввергает в самый настоящий шок.
Из актёрских работ меня больше всего впечатлили выступления Фантэйжи и Даниэль Брукс. Первая исполняет роль главной героини, Силли - женщины, угнетаемой жестоким образом с детских лет и на протяжении 10-летий. Это классический портрет жертвы. Её героиня сломлена, травматизирована, и ей требуется много времени на то, чтобы выбраться из под гнёта. Её главная мечта - воссоединиться со своей любимой сестрой, с которой её разлучили так рано. И она живёт этой мечтой всю жизнь.
Вторая актриса, упомянутая мною выше, выражает противоположный характер. София - это женщина, которая устала быть терпилой и даёт отпор. Она сильная и независимая. И одна из самых душераздирающих сцен картины запоминается её участием. В этой сцене София сталкивается с расизмом со стороны белых и привилегированных, которые обращаются с ней не как с равным себе человеком, а как с рабыней. И после этого момента жизнь девушки складывается ужасающе трагически.
Весь этот отрывок призван напомнить белым зрителям о совершённых их предками преступлениях по отношению к людям цвета. Учит тому, как не надо себя вести. И София - характерная, холеричная личность - воплощает собой всю боль и отчаяние жертв белокожих угнетателей. Из всего фильма именно перформанс Даниэль удостоился номинации на Оскар. Потому что это самый многогранный и болезненный образ фильма, орущий о несправедливости.
На порядок меньше, но всё же понравился мне и персонаж Шуг Эйвори в исполнении блистательной Тараджи Пи Хэнсон. Её героиня - свободная, ревуще-сексуальная дива бурлеска и блюза. Сильно клишированный архитип для жанра мюзикл, но по-прежнему работающий.
Кстати, этот фильм - мюзикл. И именно в этой своей составляющей он, на мой личный взгляд, слаб. Я не нашла его в целом зажигательным и энергичным, не нашла. Самым заводным мне показался номер 'Push Da Button', это такое сильно классическое кабаре: на Шуг корона из блёсток и красных страусиных перьев, красное платье с бахромой и красные туфли на каблуке. Она ритмично поёт и отплясывает на барной стойке. Красиво, завораживающе, чувственно.
Также мне не понравился религиозный настрой мюзикла, где Бог упоминается в каждой песне (если ни в каждом диалоге), а основной посыл - заставить зрителя прощать. Прощать даже то, что ни в коем случае прощать нельзя.
Пересмотрела за сегодня фильм дважды и оба раза концовка довела до слёз. Вся история Силли - это страшная сказка о Золушке, страшнее любого оригинала. Здесь не будет никаких принцев и хрустальных туфелек, поскольку это современная, феминистская история. Но так даже лучше.
6 из 10
Значимая кинолента, я не жалею о просмотре. Как ни странно, Халли Бэйли здесь впечатлила меня куда меньше всего остального, хотя 'шла' я изначально ради неё.
25 октября 2024
Режиссёр Блитц Базавуле снял драматический мюзикл про судьбу женщин на юге США в начале 1900-х годов. Что же, песни и пляски здесь в каждом эпизоде, а сюжет строится вокруг героини Сили, которую с сестрой эксплуатирует отец – это картина создана как раз для «Оскара», но всё-таки у неё важный посыл, который держится на исторических аспектах Америки.
Мы знакомимся с отношением к женщинам, когда отец ни во что не ставит девочек и отдаёт Сили в жёны. Снова за этот «Оскар» мы встречаемся с Колманом Доминго. Но это не чувствительный сторонник Мартина Лютера Кинга, а жестокий садист, который издевается над женой. Если бы лента затрагивала расовые вопросы, то насилие было бы обычно для кино со стороны угнетателей, а тут у нас одна раса, один город. Режиссёр демонстрирует, каково жилось женщинам (а особенно афро) в начале 20 века.
Наличие музыкальных номеров, на удивление, не напрягало. Мы узнаём историю обычным повествованием, а в песнях заполняем пробелы этого рассказа. К тому, можно заключить, что музыкальными номерами артисты выдают то, что у них на душе. Насилие и ещё раз насилие, чтобы позже со слезами на глазах под звуки дождя за окном придаться своим мечтам.
Картина позволяет взглянуть на бедную Сили, которая живёт под гнётом тирана, и если в окружении других людей это не сильно заметно, то окажись они в своём доме, то Доминго начинает чудить. Грубость, исходящая от мужа, образуется из-за неудовлетворённости своих потребностей, своих тайных желаний. А что делает человек, когда у него что-то не получается? Начинает выпускать злость. В «Цвете пурпурном» эта злость отражается на жене.
Всё меняется, когда в город приезжает звезда блюза Шуг Эйвери в исполнении брутальной Тараджи П. Хенсон. Этот человек привносит лучи драйва и энергии. Фильм концентрируется на Шуг, позволяя Сили выйти из тени. Лента к середине набирает обороты, завлекает тем, что мы уходим от постоянного негатива и переходим на грёзы о свободе. Вопрос с родной сестрой ощущается более остро, так как зрителю раскрывают некоторые детали.
Если убрать все песенные номера, то картина будет на половину короче, но акцент на музыке явно подходит. Тебе начинает нравиться наблюдать за этим временем в США. Цветовая палитра также добавляет в свои ряды яркие, эмоциональные оттенки. Отсюда и прямая связь с названием, что перемены – это цвет пурпурный. Авторы отлично проводят параллели между цветочками на поляне и персонажами.
Сразу после того, как мы почувствовали перемены в жизни главных героев, нас бросает на несколько лет вперёд, чтобы сделать акцент на третьей героини (на постере) Софии. Вот тут ощущается уже нехватка в свободе и отстаивании своих прав. Драматическими кадрами мы видим взаимодействие «белых» и «чёрных», чтобы ощутить ту разницу, которая теперь нам доступна: одно дело, когда «чёрные» угнетают «чёрных»; другое дело, когда «белые» угнетают «чёрных». Так сказать, контраст на лицо.
Нужен ли был драматический эпизод с Софией? Нет, он никак не отражается на общей истории про Сили и Шуг, но актриса Даниэль Брукс выдала несколько душещипательных эпизодов (за что и получила номинацию за лучшую женскую роль второго плана). Без этого, конечно, можно было бы обойтись.
Больше привлекает внимание преображение персонажей после очередного временного прыжка. Мы видим радикальные изменения Колмана Доминго, отчасти ты понимаешь этого персонажа. Сили теперь уже не та, «закованная в цепи» бедняжка, ну а Шуг удивительно не стала героиней, которая срывает маску под финал. Честно, от неё больше всего ждёшь подлога. Также фильм красиво обыгрывает семейные вопросы, чтобы показать, кто искупил свою вину, и какова цена раскаяния.
Эта интересная картина, как отражение исторического периода, как повествование истории, даже как мюзикл, в котором песни не раздражают (может, я старею уже). Вот он не похож на привычную нам историю об ущемлении женского пола, так как фильм потихоньку переходит в расовые проблемы. Это не прошлогодние «Говорят женщины», где вся драма заключалась в разговоре девушек, которые решали: уйти из деревни или нет.
«Цвет пурпурный» наполнен энергией, танцами и красивой, печальной историей. Вдобавок, под конец мы узнаём ещё одну важную тайну для Сили.
13 марта 2024
Пожалуй, если бы на 'Оскаре' ввели номинацию за лучший актерский ансамбль в этом году, то отобрать статуэтку у 'Цвета пурпурного' могла бы только 'Барби'. Весь свет афроамериканской актерской силы 2020-х сошелся в одном проекте. Да простят меня Октавия Спенсер и Виола Дэвис.
Глобально номинации помимо Даниэль Брукс спокойно могли получить и Колман Доминго (но у него есть за 'Растин'), и Тараджи Хэнсон, и Фэнтейжа Барино. А еще тут HER ('Оскар' за песню из 'Иуды и черного Мессии'), Сиара, Холли Бейли без рыбного хвоста и Кори Хокинс
Строго говоря, 'Цвет пурпурный' - это пересъемка культовой спилберговской саги 'Цвета лиловые полей'. Таких классических 'Унесенных ветром' наоборот. С 11-ю номинациями на 'Оскар' и статусом фильма, открывшего миру Опру, Вупи Голдберг, Дэнни Гловера и монтажера Майкла Кана. Путаница в названиях есть, кстати, только в русском. На английском оба фильма лаконично носят имя - The Color Purple.
Среди общего между двумя проектами - лишь имена героев, сеттинг и нарратив самой истории. Различий несоизмеримо больше. Во-первых, Спилберг переехал на место продюсера, отдав режиссерское кресло ганцу Блитцу Базавуле (имя новое почти для всех). Во-вторых, фильм резко меняет жанр. Теперь это мюзикл, где поют и танцуют гораздо больше, чем разбивают сердца и пускают слезу. В-третьих, там, где Спилберг открыто говорил про ретроспективу расовой проблемы, сегодня используют тени и полутона. Короче, вопрос перешел в плоскость оптики, а не самой темы.
По всем трем пунктам фильм только выиграл. Африканский режиссер великолепно интегрировал в картину сюжеты со своей родины. Они не просто объясняют темные моменты сценария, но и довольно честно рассказывают об ужасах как колонизации, так и начинающейся де-. Блестящие этнонаряды, танцевальные номера, смешивающие черную душу по обе стороны Атлантики. Джайв, соул и блюз вперемешку с обрядами инициации из дельты Нигера.
С мюзиклом тоже вышло недурно. Соблюли все составляющие, скрупулезно проработали каждый номер, протюнинговали песни из бродвейских истоков. Забавно, что пару лет назад у самого Спилберга не получилось с жанром - 'Вестсайдская история' набивала оскомину надоевшим сюжетом и выхолощенным визуалом. Здесь скорее обратно. Песни, танцы и номера вдохнули в историю жизнь, додавили драматургию и, кстати, перевели черные переживания на универсальный вербальный язык. Музыка тут всегда работает круче, чем кино
Наконец, смыслы. В 'Цвете пурпурном' расовые проблемы, а, прежде всего, их исторический ракурс, не выглядит хоть сколько-то повесточным смывом. Вот тема насилия, но подана не только в лоб, но и через фильтры пассивной агрессии или вообще (страшное слово) гендерно-нейтральной.
Обретает новый смысл и посыл про сильную женщину, уже даже в 1985-м не казавшийся прорывным. История 'Цвета пурпурного' - это уже не просто рассказ про четырех сильных женщин. Это эволюция обществе в миниатюре. Уже не просто стратегия борьбы за свои права, а осознание невозможности полной эмансипации без рефлексии.
Можно много говорить про лиловый фильтр на камерах, делающих черный цвет (даже тел) пурпурным. Или про белых актеров, которые появляются в кадре лишь в роли обслуживающего персонала или в противовес им сильнейших мира сего. Находок у фильма Базавуле - тьма. Тема для хорошего киноантропологического исследования.
Как итог, 'Цвет пурпурный' - это здоровый, концептуальный разговор о том, что такое быть черным не только сегодня, но и вчера. Под каркасом веселых завываний ковбойского банджо со слезодавительным сюжетом о любви, расставании и судьбе скрывается ревизия кучи социальных конструкций прошлого.
То, что раньше могли понять только обладатели black soul, сегодня площадка для дискуссий. Настоящая глобализация начнется с нашего континента, говорили идеологи негритюда. Не так уж и далеко они ушли от истины. Только с материком чуть-чуть ошиблись
4 марта 2024