Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Теория простых чисел |
английское название: |
Le théorème de Marguerite |
год: | 2023 |
страны: |
Франция,
Швейцария
|
режиссер: | Анна Новион |
сценаристы: | Агнес Фовр, Marie Stphane Imbert, Анна Новион, Philippe Paumier, Мэтью Робин, Сара Виклер |
продюсеры: | Милена Пойло, Жиль Сакуто, Адриан Блейзер, Алин Шмид |
видеооператор: | Жак Жиро |
композитор: | Паскаль Бидо |
художники: | Анн-Софи Сельсери, Клара Рене |
монтаж: | Anne Souriau |
жанры: | комедия, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $5 044 |
Мировые сборы: | $1 149 741 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
В принципе структура истории – это классика драматургии, но немного непривычные вводные, делают ее если не оригинальной, то по крайней мере выделяют на общем фоне.
Должен сказать, что ничего в математике не смыслю и насколько показанное реально понятия не имею, но в качестве декорации для драматической истории сеттинг реализован отлично. Все актеры на своих местах, университетские декорации и рисование умных формул с не менее умным видом очень убедительны и создают отличный эффект погружения.
Опять же не знаю насколько актуален стереотип, что математика – это удел мужчин, но тут он играет оду из ключевых ролей. Главной героине 25 лет и в математике она явно хороша, если заслужила признание как, как минимум в своем университете, но кроме математики в своей сознательной жизни она ничего толком не видела.
То, что она решила «взбрыкнуть» в 25 лет – это еще один из ключевых нюансов, выделяющих картину. Перед зрителем предстает история не очередного подросткового бунта с качелями из крайности в крайность, а экспресс-адаптация, по сути уже сформировавшейся личности к реалиям мира, на которую уже не действуют классические приемы манипуляции, которыми принято удерживать подростков в камках контроля.
За эволюцией главной героини действительно интересно наблюдать, а за то, что сценаристы отошли от образа классического антагониста отдельное спасибо. Благодаря этому создается полная эмуляция реальной жизни, где нет хороших и плохих. У каждого персонажа своя правда и каждый в своих действиях исходит из своего субъективного восприятия реальности, а то что действие разворачивается в математических кругах добавляет истории экзотики.
Повторюсь – лично я бесконечно далек от математики, но именно так, у меня в голове выглядит человек бесконечно ей увлеченный с детства. Да, это еще не уровень оторванности условного Перельмана, но глубокое погружение во что либо, неминуемо приводит к профессиональной деформации, что неизбежно приводит к проблемам с адаптацией в социуме и в данном случае получилась отличная драма для любителей жанра.
8 из 10
31 июля 2024
Те, кто когда-либо сталкивался с решением логических задач (if-чик хотя бы какой-то прописать рабочий, если программист), не понаслышке знают о том, что находясь в бесконечном поиске ответа настолько перегружаешься, что невольно заходишь в тупик. И в этот момент ты либо бросаешь начатое от усталости и досады. Либо забиваешь, и спустя время, вернувшись к задаче, вдруг находишь желанное решение, а если не сразу - то точно продвигаешься вперед.
Фильм имеет схожее с логической задачей строение - героиня заходит в тупик, ее многолетний труд приводит к нелепой ошибке и казусу, а не к успешной разрядке правильным решением. И она отдается потоку своих желаний, отворачивается от задачи и поворачивается к жизни - несколько неумело, беспорядочно, будто бы наводит тот самый хаос, который старалась упорядочить и разложить через математику.
Через беспорядок происходит самопознание, новые впечатления, дружба, любовь, но нервы на пределе, желанной разрядки нет и нет, и казалось, героиня вот вот сломается. Отъезд к матери, смирение, покой.
И вот здесь магия - решение приходит через подсознание благодаря какой-то картинке лежащей на полу. Вдруг - финал, решение, когда казалось бы ситуация отпущена на самотек.
Кино отлично показывает не только процесс решения сложнейшей задачи, важности тимбилдинга, учета своих и не только особенностей и потребностей. Но также здесь прослеживается некое созревание и развитие личности через прохождение необходимых для этого испытаний, которые непременно возникнут на пути каждого, кто рискнет заняться стоящим и сложным, а главное, полезным для человечества делом.
10 из 10
За эмоциональное классное умное кино
30 июля 2024
Бойкая психологическая драма о математиках, которых колбасит в попытках приблизиться к доказательству бинарной гипотезы Гольдбаха, а именно: всякое целое четное число больше двух представляется в виде суммы двух (не обязательно различных) простых чисел.
Сценарии большинства фильмов об интеллектуальных профессиях чаще всего психологически условны. Любого персонажа могут назначить «литератором», «композитором», а то и «физиком». Максимум, что может от него потребоваться — слушать иногда джаз и не налегать по возможности на фастфуд. Все остальные особенности героя будут такими, чтобы удобнее было расцветить, распушить и декорировать главную сценарную линию, а она при любом раскладе — лирическая.
Но в фильме про математика Маргариту обошлось почти без профанации. Ради этого режиссёру пришлось пожертвовать вниманием массового зрителя не менее, чем на 10 минут. Оно того стоило. Зритель прочувствовал, что всё очень непросто с простыми числами.
Нет-нет, лирика осталась на месте. Но уже не факт, что на центральном. И подвинула её математика. Конечно, не в виде формул, хотя их довольно, а как состояние души. Авторы если не вскрыли, то основательно приоткрыли консервную банку мотивации жрецов «царицы наук». Перефразируя одного наблюдательного физика, можно сказать, что теоретическая наука подобна сексу — иногда даёт результаты, но занимаются ею не поэтому. И фильм даёт понять, почему.
Аутичность Маргариты достоверна, как и её пластика, взгляд, манера говорить... Да, поразительная «возможность овладеть предметом математически, не поняв существа дела» (Эйнштейн) — это занятие точно для аутиков. Но уровень «странности» девушки реалистично дозирован — она в силу ограниченной синтонности не вписывается в социальные разборки, но при этом контакта с миром не теряет. А остаточная рефлексивность позволяет ей откровенно говорить с партнёром о самой сути — о любви… к числам (а вы о чём подумали?)
Отношение Маргариты к теории чисел сродни религии. Пережив в детстве столкновение с драматической непредсказуемостью мира, она нашла в математике «способ навести порядок в бесконечности», т.е. залог незыблемости основ сущего... Но, как иронично отмечал тот же Эйнштейн, математика — это единственный совершенный метод водить самого себя за нос. И это мы также отчасти наблюдаем.
Не обошлось без штампов. Снова встречаем реинкарнацию гениального игрока из «Человека дождя». Нет, для гениев математики это не правило. Именно в силу специфической мотивации, которая организует профессиональное мышление, но часто затухает при игре. Об этом писал ещё Пуанкаре. Но в фильме всё показано корректно: героиня отнеслась к игре в маджонг как к близкой ей проблеме арифметических прогрессий и потому достигла успеха.
Что показалось забавным. В фем-фильмах про выдающихся носителей хромосомной пары XX часто встречается такая деталь. Когда увлечённо занимаются чем-то интеллектуальным конгениальные мужчина и женщина, то сдвинутой по фазе оказывается обычно женщина — мужчина продолжает жить полновесно. Как будто в этом и состоит половая дифференциация. А может, и вправду в этом? Впрочем, достоинств фильма эти странные фем-акценты не перекрывают.
К слову сказать, доказательство тернарной гипотезы российского подданного Гольдбаха (о представимости любого нечётного числа в виде суммы трёх простых чисел) подготовил Иван Виноградов в 1938. Именно его исследования триумфально завершил Харальд Хельфготт в 2013. Бинарная проблема остаётся всё ещё актуальной. Как и фильмы про интеллектуалов.
3 мая 2024
Французская драма режиссёра А. Новьон сразу привлекла мое внимание. Интригующей мне показалась возможность заглянуть в ранее незнакомый мне мир людей технических специальностей.
Существует общее представление о математиках как о странных, не от мира сего людях, думающих лишь о своей специальности. Я всегда воспринимала это как стереотип, и мне хотелось посмотреть, как это кино раскроет тему, сможет ли репрезентовать учёных в глазах общественности.
Хочу лишь сказать, что на мой взгляд фильм отлично справился с этой задачей. Главная героиня получилось живой, на протяжении фильма она неоднократно предстаёт перед нами с разных сторон, меняется по ходу фильма, преодолевая свой путь.
Конечно, в первую очередь она «сумасшедший учёный». Это отлично раскрывается фразой Маргариты в момент осознания своей влюблённости - «я думаю о нём больше, чем о математике». Хочу отметить, что в сценах, где главные герои обсуждают свои теории, их речи звучат как пылкие признания в любви. О, с какой же страстью в глазах и голосе они это делают.
Тем не менее, Маргарита осталась для меня живым и понятным человеком. Она может совершать ошибки, переживать, любить, дружить. Иногда это выглядит неловко, но я вижу в этом искренность. Мне было интересно и приятно наблюдать за ней.
Также хочу отметить прекрасную игру Жан-Пьер Дарруссена, сыгравшего наставника Маргариты – Вернера. Большим удовольствием стало для меня наблюдать за переменами в его лице в ключевых моментах фильма. Тихий ужас в начале фильма, когда он понял, что наша героиня допустила ошибку, целая палитра переживаний в конце, когда Маргарита нашла решение. Я прочитала на этом лице всё – тоску, зависть, гордость, радость.
Последняя деталь фильма, на которой мне бы хотелось остановиться, это раттлбэк - деревянный волчок, который раскручивается только в одну сторону. Простая, но интересная и красивая метафора. Сколько бы Маргарита не старалась бросить математику, она всегда возвращается в родное русло.
В целом фильм оставил у меня приятное послевкусие. Не думаю, что я буду его пересматривать или отправлю в папку «любимое», но приятно провести вечер он точно поможет.
25 марта 2024