Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Караман |
английское название: |
Karaman |
год: | 2018 |
страна: |
Казахстан
|
режиссер: | Дастен Шакиров |
сценаристы: | Тимур Жаксылыков, Мейрман Нурлыбек |
видеооператор: | Казбек Амержанов |
композитор: | Абулхаир Жараскан |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 апреля 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
На фоне общего падения уровня юмора в казахстанских комедиях, самым смешным зрелищем в отечественном кино по-прежнему остаются потуги режиссеров в мистическом жанре. На этой неделе в прокат выходит режиссерский дебют актеров Дастена Шакирова и Марата Абай-Дильда под названием «Караман».
По сюжету пятеро людей разной степени бородатости, но примерно одного уровня скудоумия отправляются в горы на поиски золотой статуи Караман-батыра. Черные копатели (как называет персонажей официальный синопсис фильма) почему-то за всю картину ни разу ничего не копают, а вместо этого шатаются по горам, страдают топографическим кретинизмом (умудрившись заблудиться на единственной дороге, которая в этих горах есть), общаются с егерем, у которого на лице написано, что он сам кого хочешь закопает и напишет на горах «Люди гибнут за металл» и другие пошлые цитаты для настоящих мужиков.
Картина вызывает вопросы уже с первых минут. Во-первых, кто эти два бегущих мужика в исполнении Асана Мажита и не Асана Мажита. Впрочем, этот вопрос отпадет сам собой, когда выяснится, что никакой смысловой нагрузки для сюжета они не несут. Во-первых, потому что сюжет сам по себе убог, как выпиленная из подручных материалов и выкрашенная золотой краской бутафорская статуэтка за которой направились главные герои.
Хотя героями их тоже сложно назвать. Весь смысл их существования в кадре заключается в том, чтобы ходить по горам, произносить традиционные для отечественного кино неуклюжие диалоги и задавать вопросы, на которых нет ответа.
Бэкграунд авторами фильма выписан только у двоих персонажей. Один из них жаждет разбогатеть для того, чтобы иметь возможность видеться с дочерью. При этом почему-то ему никто не может объяснить, что бывшая жена забрала ребенка не столько из-за денег, а потому что он в свои «сильно за тридцать» не имеет нормальной работы, бухает до свинского состояния, бьет жену и калечит нежную психику отпрыска.
Про второго персонажа известно лишь то, что у него какой-то кредит. И что примечательно, задолженность из него выбивают в туалете кафе при помощи ножа и мордобоя сотрудники коллекторского агентства. Это все.
Хотя нет. Есть еще один. По ходу действия выяснится, что он вырос в детском доме, где чинил порезанных плюшевых медведей изолентой. И как вы думаете, имеет ли эта информация какую-нибудь ценность для истории в целом? Правильно! Никакой вообще.
Создатели вообще не утруждают себя лишними объяснениями. Псевдоегерь в конце фильма произнесет полный пафоса монолог, который в общих чертах доносит мысль о том, что алчность — это плохо, но если ты алчный и благородный, то не так уж и плохо. Практически «Алхимик» Паоло Коэльо. Только не «Алхимик» и не Коэльо. Но наивно одинаково. При этом, в этом монологе так и не выяснится, что это за девочка, девушка и бабушка, которые являются главным героям, что они хотят и вообще зачем все это снималось.
Вообще егерь в «Карамане» дает мастер-класс по развешенным чеховским ружьям, которые не стреляют. Так в начале пути он что-то говорит про то, что кого-то лесной дух заберет. Никакого лесного духа в фильме нет. Потом он что-
то заявляет про диких зверей, которые способны разорвать человека. Из зверей в кадре даже не появится, а обозначится змея и никого она не раздирает.
С пятеркой копателей все еще более туманно. Кто они друг другу? Откуда знакомы? Какую функцию несет на себе каждый персонаж? Почему им нужно было тащиться в горы именно этим составом? При этом один из героев говорит «поскольку я делаю всю грязную работу, предлагаю делить 60 на 40». Какую именно работу? И если «грязная» на этом персонаже, то чем занимаются остальные? Почему вдруг персонаж Дастена Шакирова является главным героем, если лидерским качеств у него ровным счетом никаких, тоже не ясно. Наверное, просто потому что он чуть меньше похож на бомжа, чем остальные.
Единственное, что делает «Караман» чуть менее убогим — это виды алматинских гор, но и их авторы умудряется испортить какой-то тоскливой попсовой песенкой, которая играет полностью — от начала до конца, в очередной раз давая любимый казахстанскими режиссерами мастер-класс под названием «как растянуть хронометраж, если действие и диалоги персонажей лень прописывать».
В общем, это уже второй за последние полгода казахстанский фильм (после «Логова» Беркута) на тему странных опасностей, которые подстерегают вас в нескольких километрах от большого города. Надеюсь, когда-нибудь до авторов дойдет, что идеальными декорациями для фильма ужасов на заданную тему является казахстанско-кыргызская граница. Ведь отечественные пограничники и тамошние гаишники пугают куда сильнее самого жуткого зверя.
16 июня 2021